НОВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ
САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В прошлом номере журнала («Век качества», 2009, N° 6) было опубликовано интервью с генеральным директором НП «Строй-СвязьТелеком», доктором экономических наук, академиком МАКТ и МАИ Юрием Ивановичем Мхитаряном, в котором он рассказал о создании первых саморегулируемых организаций в отраслях связи и информационных технологий, а также остановился на некоторых вопросах, связанных с вводом в действие нового Федерального закона N° 148-ФЗ.
Прошло более четырех месяцев со времени начала деятельности НП «СтройСвязьТелеком». Редакция вновь обратилась к Юрию Ивановичу с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся особенностей функционирования и развития СРО в нынешних экономических условиях, прокомментировать требования, установленные в НП «СтройСвязьТелеком» к выдаче свидетельств о допуске к работам, и рассказать о задачах, которые предстоит решать организации в 2010 году
Юрий Иванович, в 2007 году многие политики и экономисты утверждали, что кризиса в России не будет. Год назад пресса писала о том, что кризис закончится в 2010 году. Осторожную оценку финансово-экономической ситуации в России дает Всемирный банк, прогнозируя, что до конца 2012 года ожидается постепенное восстанавление.
В статье «Кризис в России: когда он закончится» («Мир стандартов», 2009, <10) вы пишите, что завершение кризиса можно ожидать в 2017 году. Какова сегодняшняя ваша оценка?
Она в принципе не изменилась. По моему оптимистическому прогнозу, именно в 2017 году кризис может пойти на спад. Большое значение имеет то, что вкладывать в понятие «продолжительность кризиса», и какому кризису давать оценку. На мой взгляд, основой финансового кризиса 2007 года в России, да и в мире, стал кризис экономический. Отсюда очевидно, что финансовый кризис не может завершиться без выхода экономики страны из состояния спада.
Как оценивать продолжительность экономического кризиса? Что брать за точку отсчета выхода из него? Если стремиться к объективной оценке, что является задачей экспертов, то продолжительность экономического кризиса - это период времени, необходимый для преодоления резкого падения, восстановления ранее достигнутого устойчивого развития экономики и приведе-
6 Век Качества N° 1
ния ее в соответствие с современными требованиями. В 2007 году системный кризис в стране наложился на мировой экономический и финансовый кризис. Факторы, которые привели к такой экономической ситуации, продолжают оказывать отрицательное влияние. Поэтому именно такова моя оценка сроков завершения кризиса: оптимистический прогноз -2017 год, пессимистический - 2020 год.
^1 Как вы считаете, возможно ли сокращение этого периода?
Думаю, что да. Во всяком случае, есть решения, которые могут позволить сделать это.
И какие это решения?
Мировой опыт антикризисного управления позволяет вводить систему мер, которые могут принципиально переломить ситуацию. Но главное при этом еще и скорость принятия управленческих решений. Задержка их реализации только увеличит продолжительность кризиса. Решения же должны быть направлены на повышение конкурентоспособных преимуществ страны, российских регионов и предприятий, инвестиционной привлекательности российской экономики, создание благоприятного инвестиционного климата, который обеспечит приток инвестиций, активизацию работ в строительной сфере, в первую очередь, в
таких сегментах экономики, как связь, информационные технологии, транспорт, энергетика, образование, наука, здравоохранение. Меры, которые необходимо ввести, носят организационно-правовой характер. Они призваны увеличить спрос на строительные работы, услуги в области образования, науки, здравоохранения, принципиально изменить финансово-налоговую систему и т.д. Что касается организационных мер, то это в том числе становление и развитие созданных саморегулируемых организаций.
Одновременно с сохранением за государством надзорных функций появляется возможность более профессионального выполнения функций, переданных государством в саморе-гулиремые организации.
Развитие саморегулирования бизнеса расширяет выбор форм регулирования рынка и создает возможности преодолевать под надзором государства сложившиеся на нем недостатки. Одновременно с сохранением за государством надзорных функций появляется возможность более профессионального выполнения функций, переданных государством в саморегу-лиремые организации. К примеру, бизнес-сообщества в отраслях связи и информационных технологий создали первые саморегулируемые организации НП «СтройСвязьТелеком», НП «ПроектСвязьТелеком», продемонстрировав свою готовность к изменениям и поддержке программы преобразований, принятой Правительством РФ.
I НП «СтройСвязьТелеком» объединил всех основных участников рынка связи и информационных технологий. Что удалось сделать за 4 месяца деятельности?
Особенность некоммерческого партнерства заключается в том, что каждый его член имеет равные права в управлении. При выработке политики управления в условиях кризиса было принято решение оказать помощь предприятиям с целью сохранения существующего числа рабочих мест. Кроме того, члены некоммерческого партнерства согласились упростить стартовые условия приема в саморегулируемую организацию с последующим повышением требований к безопасности и качеству работ. Таким образом, первое, что удалось сделать за эти 4 месяца, это сохранить рабочие места.
Второе - все члены партнерства своевременно получили свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, что позволило без нарушения законодательства сохранить возможность продолжения этих работ. Осуществление такой деятельности без свидетельства о допуске к работам могло привести к потере полученных доходов, а также административной и уголовной ответственности.
Третье. Уже на старте в состав нашего СРО не смогли войти «организации-пустышки» или, как их еще называют, «однодневки», которые вообще не имели ресурсов для выполнения работ, а появлялись и исчезали под определенный заказ. Это хоть и первый, но уже серьезный шаг к созданию цивилизованного рынка. Вообще по плану деятельности СРО, принятому на общем собрании некоммерческого партнерства, в текущем году предстоит решение 24 задач.
И тем не менее в обществе не все понимают, зачем нужны саморегулируемые организации, свидетельства о допуске к работам. Как вы это прокомментируете?
Во-первых, в определенной мере это просто правовая неграмотность.В законодательстве произошли изменения, которым мы должны соответствовать, а многие организации по-прежнему надеются на «авось пронесет». Но заказчики, которые поддерживают подобную позицию, нарушают закон со всеми вытекающими для них последствиями.
Во-вторых, ранее юридическое лицо получало лицензию и несло персональную юридическую, имущественную ответственность за свои действия на рынке. Теперь же оно получает в саморегулируемой организации свидетельство о допуске к работам, а далее возникает не только имущественная ответственность хозяйствующего субъекта, но и коллективная материальная ответственность всех членов СРО. Следовательно, появляется коллективная заинтересованность в том, чтобы соответствовать установленным требованиям.
В-третьих, строительно-монтажные и пусконаладочные работы в отрасли связи, информационных технологий, работы в области строительства и реконструкции в высокотехнологических отраслях требуют определенного образования, опыта, организации деятельности и не могут выполняться просто «человеком с лопатой». Отсюда и основные требования к организациям, которые должны иметь определенное количество сотрудников с высшим или средним специальным образованием, опыт работы и ресурсы для выполнения работ.Сейчас выявляются факты, когда лицензии получали организации, не имевшие достаточного ресурсного обеспечения, например, специалистов определенной квалификации для выполнения работ. Спрашивается: как они могли ее хорошо выполнять, когда не было профессионально подготовленных работников? Думаю, ответ очевиден.
В-четвертых, раньше проверки в организациях проводились раз в три года, теперь же они должны осуществляться не реже одного раза в год. Кроме того, уровень контроля к выполнению требований, определенных СРО, повышается значительно.
В-пятых, всем хорошо известно, что управление осуществляется рядом последовательно выполняемых функций: планированием, организацией, мотивацией, контролем. А как проверить, насколько эффективен в организации контроль? Прежде всего, должно быть достаточное нормативное и методическое обеспечение для его осуществления. Однако выясняется, что во многих
/\
В законодательстве произошли изменения, которым мы должны соответствовать, а многие организации по-прежнему надеются на «авось пронесет».
организациях его вообще нет или оно устарело, соответствуя подходам 10-, 15-, 20-летней давности. Безусловно, такая организация деятельности требует совершенствования и серьезных изменений. Хотя некоторых руководителей и сейчас бы устраивала работа по-старинке -тем более что она менее трудоемка. Но это только на первый взгляд. Грамотно организованная работа, хорошая репутация - всегда выгоднее «плохой работы». И са-морегулируемые организации должны показать пример хорошей, эффективной работы. Наша саморегулируемая организация стремиться к этому.
Январь-февраль 2010 г.
тп
РЕГУЛИРОВАНИЕ I Саморегулируемые организации
Это лишь некоторые положительные стороны перехода к саморегулированию. Конечно, механический переход к саморегулированию может значительно снизить потенциальный эффект, однако всегда остается возможность для улучшения этой деятельности, к чему надо постоянно стремиться.
? Какие требования установлены в НП «СтройСвязьТелеком» к выдаче свидетельств о допуске к работам по осуществлению строительного контроля застройщиком?
Основным требованием к организации, которая хочет получить такое свидетельство, является наличие в штате руководства одного руководителя, имеющего высшее образование строительного профиля, а в штате организации - не менее трех специалистов с высшим образованием или пяти специалистов со средним профессиональным образованием. При этом не менее чем один специалист должен быть строительного профиля, один - инженерно-коммуникационного и один - элек-
Организация, которая хочет получить такое свидетельство, должна отвечать определенным требованиям к руководству организации, специалистам, имущественному обеспечению и т.д.
тротехнического. Допускается замена одного специалиста строительного профиля или одного работника инженерно-коммуникационного профиля на одного специалиста электротехнического профиля.
Эти специалисты не могут быть заявлены для получения свидетельства о допуске к другим видам работ, чтобы исключить возможность привлечения контролера к контролю им же выполненной работы.
Что касается требований к имущественному обеспечению, то это наличие нормативно-методической документации и специализированного оборудования, а также правоустанавливающих документов на помещение. Аналогичные требования введены общим собранием к работам по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, а также к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком). Более подробно с этими требованиями можно ознакомиться на сайте www.srocom.ru.
Введение данных требований должно принципиально изменить ориентиры предприятий, присутствующих на строительном рынке, и содействовать организации цивилизованных рыночных отношений.
^ Одной из задач СРО НП «СтройСвязьТелеком» в соответствии с Уставом организации является совершенствование государственной политики. Какие задачи в этом направлении предполагается решать в 2010 году?
Есть несколько задач, которые требуют своего решения. Одна из них - совершенствование законодательства. Из-за несовершенства законодательной базы непростая ситуация сложилась с выдачей свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах. В соответствии со статьей 48.1 пункт 3 Градостроительного кодекса РФ к таким
Век Качества N° 1
объектам отнесены «линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи, определяемые в соответствии с законодательством РФ». А в статье 2 Закона «О связи» дано определение, что «линейно-кабельные сооружения связи - это сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи». Под сооружениями связи подразумеваются объекты инженерной инфраструктуры, в том числе здания, строения, созданные или приспособленные для размещения средств связи и кабелей электросвязи. То есть, это часть технологической системы, часть сети связи (сеть связи -технологическая система, включающая в себя средства и линии связи), часть объектов инфраструктуры связи и информационных технологий. К линиям связи относятся линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи.
В то же время к особо опасным и технически сложным объектам отнесены все объекты авиационной инфраструктуры, железнодорожного транспорта, космической инфраструктуры, которые включают в себя в том числе объекты инфраструктуры связи и информационных технологий. Следовательно, де-факто эти объекты инфраструктуры связи и информационных технологий отнесены к технически сложным объектам. К технически сложным объектам относятся объекты, работу на которых могут выполнять лишь специалисты с высшим или средним специальным образованием.
В условиях создания информационного общества ее материально-технической базой выступает инфраструктура связи и информационных технологий. От ее уровня и качества во многом зависит включение экономики страны, регионов и различных субъектов в мировую экономику, а также уровень организации управления деятельностью. По своему функционалу инфраструктура связи и информационных технологий стала такой же значимой, как транспортная и космическая инфраструктура.
Задачи, требующие первоочередного решения, - это создание условий для обеспечения безопасной работы и повышения качества работы в отраслях связи и информационных технологий при выполнении работ в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, строительно-монтажных и пусконаладочных работ.
Все это говорит о том, что объекты инфраструктуры связи и информационных технологий необходимо отнести к технически сложным объектам, одновременно внести изменения в статью 48.1 Градостроительного кодекса РФ.
^ Юрий Иванович, какие вы видите еще задачи, требующие первоочередного решения?
Зто создание условий для обеспечения безопасной работы и повышения качества работы в отраслях связи и информационных технологий при выполнении работ в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, строительно-монтажных и пусконаладочных работ.
ь\