РЕГУЛИРОВАНИЕ
В
□а
ваа
ваа
□а
в
САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Правовые аспекты управления безопасностью
на объектах капитального строительства
единой сети электросвязи РФ
В ХХ1 в - веке информационной цивилизации -с развитием индустриальных и информационных технологий, усложнением технологических процессов особенно остро встала задача обеспечения безопасности.
О том, как решается задача совершенствования управления безопасностью в стройкомплексе Телекома, а также о роли НП СРО «СтройСвязьТелеком» в ее реализации рассказывается в статье.
Современный этап развития экономики страны и общества характеризуется, с одной стороны, беспрецедентным усилением значения безопасности, ростом числа факторов, влияющих на нее, значительным ростом телекоммуникационного сектора экономики, а с другой - резким снижением качества образования инженерно-технического персонала и рабочих. Нередко руководители организаций и предприятий сетуют на то, что не хватает квалифицированных кадров, а есть дипломированные специалисты. Это при том, что высшее и профессиональное образование в наиболее развитых странах мира переживает новый виток своего развития.
Объекты капитального строительства ЕСЭ РФ
Особенностью нынешнего века является появление новых реалий наряду с уже существующими. Сферы связи и безопасности традиционно находятся в ведении Российской Федерации [1] и, как известно, материально-техническую основу федеральной связи составляет Единая сеть электросвязи Российской Федерации - ЕСЭ РФ [2].
ЕСЭ РФ - это сложная, современная и высокотехнологичная система, состоящая из объектов инженерной инфраструктуры: средств (технических и программных), линий и сооружений связи, позволяющих передавать, хранить, принимать и доставлять электромагнитные и световые импульсы, предоставлять услуги связи.
век| КАЧЕСТВА № 4 • 2012
Единая сеть электросвязи РФ является объектом капитального строительства федерального значения и комплексом взаимодействующих сетей электросвязи на территории Российской Федерации. Она состоит из объектов капитального строительства сетей, средств, линий и сооружений связи, позволяющих передавать информацию любого формата в реальном масштабе времени по всей территории страны. ЕСЭ РФ - составная часть средств обеспечения информационной и национальной безопасности.
Объекты капитального строительства ЕСЭ РФ представляют собой объекты первичной сети связи и телефонных сетей: сетевые станции и узлы, городские и сельские узлы связи, линии передачи, кабельные, радиорелейные, спутнико-
Ю.И. МХИТАРЯН,
председатель Комитета по строительству объектов связи, телекоммуникаций и информационных технологий Национального объединения строителей, генеральный директор НП СРО «СтройСвязьТелеком», д.э.н, академик МАИ и МАКТ
вые, объекты радиосвязи, объекты сетей ЗВ, ТВ и ПД, а также объекты, предназначенные для оказания телематических услуг.
Основные принципы ФЗ «О безопасности»
Правовую основу обеспечения безопасности составляет Конституция РФ,
1. безопасный уровень электромагнитного излучения
2. электромагнитная совместимость
3. информационная безопасность
4. механическая безопасность
5. экологическая безопасность
6. пожарная безопасность
7. национальная безопасность
Рис. 1. Составляющие безопасности при выполнении работ на объектах капитального строительства единой сети электросвязи РФ
/ К нк ННЕ ПП5 ПЕ Н
ОБЪЕКТ
КАПИТАЛЬНОГО
СТРОИТЕЛЬ-
СТВА
Объекты влияния:
❖ Жизнь или здоровье людей
❖ Имущество физических лиц
юридических лиц государственное или муниципальное
❖ Окружающая среда, жизнь и здоровье животных, растений
❖ Объекты культурного наследия
Составляющие безопасности
Рис. 2. Объекты влияния выполняемых видов работ на объектах капитального строительства единой сети электросвязи РФ на их безопасность
общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О безопасности», другие ФЗ, нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности [1-5].
В новой Конституции Российской Федерации в системе понятий (ценностей) безопасности безопасность гражданина, человека поставлена на первое место. Политика государства в соответствии с Конституцией РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, охрану труда и здоровье людей, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, возмещение причиненного вреда, охрану природы, окружающей среды, обеспечение экологической безопасности. Базовые принципы саморегулирования стройкомплекса реализуют конституционные нормы РФ, основные положения Федерального закона «О безопасности» и другие федеральные законы и нормативно-правовые акты.
Принятой 13 мая 2009 г. «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» [5] определено, что одними из основных направлений обеспечения национальной безопасности РФ являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан РФ, осуществления устойчивого развития страны.
Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной и экономической безопасности, безопасности личности, а также всех иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ [3].
В соответствии с законом, такими принципами, применительно к градостроительной деятельности, являются: ^ соблюдение и защита прав человека и гражданина;
^ системность и комплексность применения мер обеспечения безопасности;
^ приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; ^ взаимодействие органов госуправ-ления с общественными объединениями, международными организациями в целях обеспечения безопасности.
Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:
^ прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности;
^ определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;
^ правовое обеспечение в области обеспечения безопасности;
^ разработка и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности;
^ локализация и нейтрализация последствий проявления угроз безопасности;
^ применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
^ организация научной деятельности в области обеспечения безопасности; ^ финансирование расходов на обеспечение безопасности;
^ международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;
^ осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством РФ.
Предупредительные меры по обеспечению безопасности на объектах капитального строительства должны быть направлены на обеспечение всех видов безопасности, которые могут возникать на объектах капитального строительства ЕСЭ РФ (см. рис. 1, 2). Эти меры государство реализует через механизм саморегулирования стройкомплекса. Виды работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству и реконструкции, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться индивидуальными предпринимателями или юридиче-
скими лицами, имеющими свидетельства о допуске к таким видам работ.
Основными целями саморегулируе-мых организаций в строительной отрасли являются:
Предупреждение причинения вреда (вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами само-регулируемых организаций):
- жизни или здоровью физических лиц;
- имуществу физических или юридических лиц;
- государственному или муниципальному имуществу;
- окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;
- объектам культурного наследия.
Требования саморегулируемых организаций стройкомплекса обязательно должны быть направлены на оценку угроз безопасности, планирование, разработку предупредительных и применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности посредством коллективной имущественной ответственности, установления оптимальных и достаточных требований к специалистам, организации деятельности, контролю, ресурсам.
Как обеспечить безопасность?
В соответствии с действующим законодательством, для проведения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте на объектах капитального строительства организация должна иметь допуск к этим работам, то есть документ, подтверждающий ее правомочность выполнения этих работ. Такая правомочность подтверждается свидетельством о допуске на определенные виды работ, выданным саморегулируемой организа-
в
нн
нзн САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ BS
в
цией после проверки количества, опыта и квалификационного уровня ее специалистов, а также возможности СРО выполнять указанные работы при обеспечении безопасности.
На объектах капитального строительства связи строители осуществляют работы по их устройству, монтажу и демонтажу, пусконаладке, строительному контролю и организации строительства.
Перечень видов работ, в соответствии с которым выдаются свидетельства о допуске к работам на объектах капитального строительства, утвержден Министерством регионального развития РФ [6]. Минимальные требования определены законодательством РФ [4], специальные требования, учитывающие отраслевую особенность, определены общим собранием отраслевой са-морегулируемой организации НП СРО «СтройСвязьТелеком», в которую вошли все основные участники телекоммуникационного рынка.
При ознакомлении с Перечнем видов работ [6] возникают вопросы и недопонимание в отношении того, на какие виды работ надо иметь свидетельство о допуске организации к их выполнению, а на какие виды работ - нет.
На основе экспертизы существующего законодательства в строительной сфере можно утверждать, что для большинства работ на объектах капитального строительства ЕСЭ РФ требуется получение свидетельства о допуске к работам. Необходимость этого также подтверждает анализ практики выполнения работ на объектах капитального строительства.
Ниже приводятся виды работ согласно приказу [6], их содержание, а также перечень видов работ, на который организациям, выполняющим их в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, важно иметь свидетельства о допуске к ним для успешной деятельности. Эта информация важна как для государственных органов управления, так и для органов управления различного уровня, а также для заказчиков и застройщиков.
Виды работ [6] и комментарии к ним
Работы: 12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и обо-
рудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов), в том числе:
12.8. Антисептирование деревянных конструкций.
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций.
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования.
12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования.
По определению1, строительная конструкция - часть здания или другого строительного сооружения, выполняющего определенные несущие, ограждающие и/или эстетические функции.
Любой объект связи имеет строительные конструкции и ограждения, нуждающиеся в проведении работ по их защите. В частности, высокие требования предъявляются к климатическим условиям в зданиях, предназначенных для размещения оборудования связи, что означает необходимость проведения работ по теплоизоляции (12.10), а строительство кабельной канализации предусматривает работы по гидроизоляции (12.9).
Поэтому организации, выполняющие работы по защите (антисептированию, огнезащите, теплозащите, гидроизоляции) строительных конструкций зданий, предназначенных для размещения оборудования связи и сооружений связи, должны получить допуск на работы 12.812.12, поскольку в соответствии с Приказом Минрегиона № 624 от 30.12.2009 они отнесены к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Работы: 20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи, в том числе:
20.12. Установка распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, устройств защиты.
24.5. Пусконаладочные работы коммутационных аппаратов.
Все виды оборудования связи относятся к коммутационной аппаратуре (от телефонного аппарата до АТС и оборудования маршрутизации), так как они выполняют функцию замыкания/размыкания электрической цепи. Поэтому выполнение работ по пп. 20.12, 24.5 относится и к оборудованию связи.
Согласно МЭК 60050 и ГОСТ Р 50345-2010 (этот ГОСТ утратил силу с 1 января 2012 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 30.11.2010 № 710-ст. Взамен введен в действие ГОСТ Р 50345-2010), коммутационный аппарат (switching device) - это аппарат, предназначенный для включения или отключения тока в одной или более электрических цепях.
Согласно РД 34. 20. 185-94. (Министерство топлива и энергетики РФ. Инструкция по проектированию городских электрических сетей), распределительное устройство (РУ) - это электроустановка, служащая для приема и распределения электроэнергии и содержащая сборные и соединительные шины, коммутационные аппараты, вспомогательные устройства (компрессорные, аккумуляторные и др.), а также устройства защиты, автоматики и измерительные приборы.
Релейная защита (РЗ) представляет собой комплекс автоматических устройств, предназначенных для быстрого (при повреждениях) выявления и отделения от электроэнергетической системы (ЭЭС) поврежденных элементов этой ЭЭС в аварийных ситуациях с целью обеспечения нормальной работы всей системы. Действия средств РЗ организованы по принципу непрерывной оценки технического состояния отдельных контролируемых элементов ЭЭС. Релейная защита осуществляет непрерывный контроль состояния всех элементов ЭЭС и реагирует на возникновение повреждений и ненормальных режимов. При их возникновении РЗ должна выявить поврежденный участок и отключить его от ЭЭС, воздействуя на специальные силовые выключатели, предназначенные для размыкания токов повреждения.
В состав РЗ может входить канал связи, по которому передается сигнал для срабатывания устройств защиты.
Организации, выполняющие работы по монтажу распределительных устройств, устройств защиты, коммутационной аппаратуры, в том числе всех средств связи, и пусконаладочные работы коммутационных аппаратов, должны получить допуск на эти работы, так как в соответствии с Приказом Минре-гиона № 624 от 30.12.09 они отнесены
1 В соответствии с Техническим регламентом «О безопасности зданий и сооружений».
2 В соответствии с «Техническим регламентом о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», утв. Постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 № 525 железнодорожная электросвязь является подсистемой инфраструктуры железнодорожного транспорта (до июля 2013 г. данный регламент не действует).
3 Например, согласно ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», такие телекоммуникационные объекты или объекты, включающие средства связи, как объекты инфраструктуры морского порта, необходимые для функционирования Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности; объекты и средства автоматической информационной системы, единой службы контроля судоходства и управления судоходством, являются объектами инфраструктуры морского порта, находящимися в федеральной собственности.
а ::::
САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ аза
аа
а
к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Работы: 23. Монтажные работы, в том числе:
23.16. Монтаж оборудования объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
23.17. Монтаж оборудования метрополитенов и тоннелей.
23.34. Монтаж оборудования объектов космической инфраструктуры.
23.35. Монтаж оборудования аэропортов и иных объектов авиационной инфраструктуры.
23.36. Монтаж оборудования морских и речных портов.
Системы связи являются подсистемами инфраструктуры железнодорожного транспорта2, космической и авиационной инфраструктур, инфраструктур морских и речных портов3, поэтому их монтаж входит в пп. 23.16, 23.17 и 23.34-23.36. При этом все указанные выше работы являются работами на особо опасных и технически сложных объектах в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, все организации, выполняющие работы по монтажу оборудования объектов связи, относящихся к инфраструктурам железнодорожного и авиационного транспорта, морских и речных портов, метрополитенов, космической инфраструктуре, должны получить допуск на эти работы (пп.
23.16, 23.17 и 23.34-23.36) на технически сложных и особо опасных объектах капитального строительства.
Работа 23.19. Монтаж оборудования предприятий электротехнической промышленности.
Средства связи являются электротехническими устройствами, потому что согласно определению, электротехнические устройства (ГОСТ 18311-90) предназначены для выполнения функций по преобразованию, передаче, распределению или потреблению электрической энергии. Поэтому требования к организациям, выполняющим работы по монтажу оборудования предприятий электротехнической промышленности, распространяются на монтаж средств и оборудования электросвязи.
Следовательно, организации, выполняющие работы по монтажу оборудования электросвязи, должны получить допуск на работы по монтажу оборудования предприятий электротехнической промышленности (п. 23.19), так как в соответствии с Приказом Минре-гиона № 624 от 30.12.2009 эти работы отнесены к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Работа: 30.10. Укладка кабелей (в том числе электрических и связи) в подводных условиях.
В соответствии с Приказом Минре-гиона № 624 от 30.12.09 [5], работы по укладке кабелей в подводных условиях (в том числе электрических и кабелей связи) отнесены к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства. Следовательно, организации, выполняющие работы по укладке кабелей связи в подводных условиях, - в реке, озере, море, океане - должны получить допуск по п. 30.10.
32. Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
32.8. Строительный контроль при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте сооружений связи (виды работ № 20.13, 23.6, 23.28, 23.33,
24.7, 24.10, 24.11, 24.12).
Согласно Федеральному закону «О связи» [4], сооружения связи - это объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств и кабелей связи.
Организации, выполняющие работы по строительному контролю и по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком при строительстве сооружений связи, должны получить допуск на работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком (п. 32.8), так как в соответствии с Приказом Минрегиона № 624 от 30.12.2009 они отнесены к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.8. Здания и сооружения объектов связи.
Согласно Техническому регламенту «О безопасности зданий и сооружений», здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и
системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Принципы обеспечения безопасности на объектах капитального строительства
Исходя из специфических особенностей отрасли связи, работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий и сооружений связи означают работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта сетей связи, средств связи, линий связи и сооружений связи.
Работы по строительному контролю и организации строительства, реконструкции и ремонта, согласно Приказу Минрегиона № 624 от 30.12.2009, являются оказывающими влияние на безопасность объекта капитального строительства.
Организации, выполняющие работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком при строительстве объектов свя-
зи, должны получить допуск на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) зданий и сооружений объектов связи (33.8), так как в соответствии с Приказом Минрегиона № 624 от 30.12.2009 они отнесены к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Необходимость этого также подтверждает анализ практики выполнения работ на объектах капитального строительства, потому что нет другого пути в получении информации о способности организации выполнять те или иные виды работ. Для успешной организации деятельности предприятия получают свидетельства на допуск к видам работ, приведенным в Приложении.
Анализ практики работы строительных компаний в условиях создания и функционирования саморегулируемых организаций показывает, что в профессиональном сообществе строителей, работающих на телекоммуникационном рынке, сформировалось устойчивое мнение о необходимости и важности получения свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства, в том числе к работам, название кото-
в на
РЕГУЛИРОВАНИЕ Вес САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ □а в
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
Рис. 3. Наиболее важные результаты деятельности НП СРО «СтройСвязьТелеком»,1
78 76
70
АО
1 1 1
Литература
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ.
3. Федеральный закон от 28. 12. 2010 № 390-ФЗ «О безопасности».
4.Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ.
5. «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.» от 13 мая 2009 г.
6. Приказ Минрегио-на России от 30 декабря 2009 г. № 624.
7. Протокол решения Комитета по строительству объектов связи, телекоммуникаций и информационных технологий Национального объединения строителей (№ 10 от 06 августа 2012 г.).
8. Постановления арбитражных судов РФ по делу № А40-50108/11-62-429, делу № А40-46511/11-1-266.
рых не указывает на явную принадлежность к объектам связи.
Представленный анализ и комментарии к видам работ вместе с Приложением, приведенным в данной статье, были направлены для проведения правовой экспертизы и получения заключения на соответствие действующему законодательству Российской Федерации в Агентство правового обеспечения «ЗАЩИТА». В представленном Агентством заключении отмечается справедливость поднятых вопросов, связанных с правильным пониманием, толкованием и применением норм, содержащихся в Приказе Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», в отношении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов и сооружений связи.
Так, судебная практика в настоящий момент признала правильным определение видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, не по форме (наименованию или буквальному толкованию), а по сущностному содержанию работ (см. постановления арбитражных судов по делу № А40-50108/11-62-429 или делу № А40-46511/11-1-266).
В Приложении к комментариям («Перечень видов работ, на которые должны иметь свидетельства о допуске организации, осуществляющие работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов ка-
питального строительства связи»)указан, на наш взгляд, правильный перечень работ, необходимых для допуска к строительно-монтажным работам в отношении объектов и сооружений связи.
На прошедшем заседании Комитета по строительству объектов свя-
зи, телекоммуникаций и информационных технологий Национального объединения строителей (Протокол от 6 августа 2012 г. № 10) данный анализ и комментарии получили одобрение и были рекомендованы для применения органам госуправления и участникам рынка.
Саморегулирование стройкомплек-са Телекома - специальная мера, которая применяется в соответствии с Законом «О безопасности» и, как показывает деятельность отраслевой саморегу-лируемой организации «СтройСвязьТе-леком», позволяет обеспечить системность и комплексность применяемых мер обеспечения безопасности, защиту прав человека и граждан, приоритет предупредительных мер, взаимодействие органов госуправления с некоммерческими организациями и участниками рынка (рис. 3).
Реализуя принципы обеспечения безопасности на объектах капитального строительства ЕСЭ РФ, отраслевая СРО «СтройСвязьТелеком» считает необходимым реализовывать закон «О безопасности» в полной мере, т.е. как при проведении работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, так и при эксплуатации. В таком подходе заключается как особенность реализации саморегулирования в отрасли, так и специфика отраслевой СРО. В связи с этим участники отраслевой саморегулиру-
емой организации, обеспечивающие эксплуатацию средств связи, получают свидетельства о соответствии деятельности требованиям по обеспечению безопасности при эксплуатации средств связи на объектах капитального строительства.
Некоторые выводы
1. В современном мире наблюдается беспрецедентное усиление значения безопасности, в том числе и в телекоммуникационном секторе экономики. Однако в действующих нормативно-правовых актах остаются еще вопросы, в частности, на какие виды работ на объектах капитального строительства организациям необходимо получать допуск для обеспечения безопасности.
2. Правовую основу управления безопасностью на объектах капитального строительства ЕСЭ РФ обеспечивает ФЗ «О безопасности», который предопределяет необходимость разработки и реализации предупредительных мер обеспечения безопасности, системного и комплексного подхода к разработке программы этих мер.
3. В современных условиях основой обеспечения и управления безопасностью объектов капитального строительства ЕСЭ РФ является саморегулирование стройкомплек-са Телекома. Эту функцию выполняет отраслевая саморегулируемая организация НП СРО «СтройСвязьТеле-ком», разрабатывающая и реализующая специальные требования к работам на объектах капитального строительства связи.
4. Саморегулирование стройком-плекса Телекома - особый инструмент, реализующий предупредительные меры по обеспечению безопасности через отраслевую саморе-гулируемую организацию - НП СРО «СтройСвязьТелеком».
5. Для обеспечения безопасности большинства видов работ, выполняемых на объектах капитального строительства ЕСЭ РФ, предприятия должны иметь свидетельства о допуске к этим работам.
6. В настоящий момент судебная практика признала правильным определение видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, не по форме (наименованию или буквальному толкованию), а по сущностному содержанию работ.
7. Необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, национальной безопасности и безопасности территорий - объективная реальность, которая определяется действующим законодательством. ■
г
□в
САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЕ
□ В
а
Приложение
Перечень видов работ, на которые должны иметь свидетельства о допуске организации, осуществляющие работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства связи
1. Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках
1.1. Разбивочные работы в процессе строительства.<*>
1.2. Геодезический контроль точности геометрических параметров зданий и сооружений.<*>
2. Подготовительные работы
2.1. Разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей.<*>
2.2. Строительство временных дорог, площадок, инженерных сетей и сооружений.<*>
2.3. Устройство рельсовых подкрановых путей и фундаментов (опоры) стационарных кранов.
2.4. Установка и демонтаж инвентарных наружных и внутренних лесов, технологических мусоропроводов.<*>
3. Земляные работы
3.1. Механизированная разработка грунта. <*>
3.2. Разработка грунта и устройство дренажей в водохозяйственном строительстве.
3.3. Разработка грунта методом гидромеханизации.
3.4. Работы по искусственному замораживанию грунтов.
3.5. Уплотнение грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками.<*>
3.6. Механизированное рыхление и разработка вечномерзлых грунтов.
3.7. Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода.
4. Устройство скважин
4.2. Бурение и обустройство скважин (кроме нефтяных и газовых скважин).
5. Свайные работы. Закрепление грунтов
5.4. Устройство забивных и буронабивных свай.
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций
6.1. Опалубочные работы.
6.2. Арматурные работы.
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций.
7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций
7.1. Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений.
7.2. Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок.
7.3. Монтаж объемных блоков, в том числе вентиляционных блоков, шахт лифтов и мусоропроводов, санитарно-технических кабин.
8. Буровзрывные работы при строительстве
10. Монтаж металлических конструкций
10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений.
10.3. Монтаж, усиление и демонтаж резервуарных конструкций.
10.4. Монтаж, усиление и демонтаж мачтовых сооружений, башен, вытяжных труб.
10.5. Монтаж, усиление и демонтаж технологических конструкций.
10.6. Монтаж и демонтаж тросовых несущих конструкций (растяжки, вантовые конструкции и прочие).
11. Монтаж деревянных конструкций
11.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений, в том числе из клееных конструкций.<*>
11.2. Сборка жилых и общественных зданий из деталей заводского изготовления комплектной поставки.<*>
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)
12.3. Защитное покрытие лакокрасочными материалами.<*>
12.4. Гуммирование (обкладка листовыми резинами и жидкими резиновыми смесями).
12.5. Устройство оклеечной изоляции.
12.6. Устройство металлизационных покрытий.
12.7. Нанесение лицевого покрытия при устройстве монолитного пола в помещениях с агрессивными средами.
12.8. Антисептирование деревянных конструкций.
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций.
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования.
12.11. Работы по теплоизоляции трубопроводов.<*>
12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования.
13. Устройство кровель
13.1. Устройство кровель из штучных и листовых материалов.<*>
13.2. Устройство кровель из рулонных материалов.<*>
13.3. Устройство наливных кровель.<*>
14. Фасадные работы
14.1. Облицовка поверхностей природными и искусственными камнями и линейными фасонными камнями.<*>
14.2. Устройство вентилируемых фасадов.<*>
15. Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений
15.1. Устройство и демонтаж системы водопровода и канализа-ции.<*>
15.2. Устройство и демонтаж системы отопления.<*>
15.3. Устройство и демонтаж системы газоснабжения.
15.4. Устройство и демонтаж системы вентиляции и кондиционирования воздуха.<*>
15.5. Устройство системы электроснабжения.<*>
15.6. Устройство электрических и иных сетей управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений.<*>
16. Устройство наружных сетей водопровода
16.1. Укладка трубопроводов водопроводных.
16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей.
17. Устройство наружных сетей канализации
17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных.
17.2. Укладка трубопроводов канализационных напорных.
17.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей.
17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев.
20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи
(п. 20 в ред. Приказа Минрегиона РФ от 23.06.2010 № 94)
20.1. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 1 кВ включительно.<*>
20.2. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно.
20.3. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 330 кВ включительно.
в
ЕЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ нее САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЕЕ Е
20.4. Устройство сетей электроснабжения напряжением более 330 кВ.
20.5. Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ.
20.6. Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 500 кВ.
20.7. Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением более 500 кВ.
20.8. Монтаж и демонтаж проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ включительно.
20.9. Монтаж и демонтаж проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи напряжением свыше 35 кВ.
20.10. Монтаж и демонтаж трансформаторных подстанций и линейного электрооборудования напряжением до 35 кВ включительно.
20.11. Монтаж и демонтаж трансформаторных подстанций и линейного электрооборудования напряжением свыше 35 кВ.
20.12. Установка распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, устройств защиты.
20.13. Устройство наружных линий связи, в том числе телефонных, радио и телевидения.<*>
(п. 20.13 введен Приказом Минрегиона РФ от 23.06.2010 № 294).
23. Монтажные работы
23.5. Монтаж компрессорных установок, насосов и вентиля-торов.<*>
23.6. Монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации.<*>
23.9. Монтаж оборудования нефте-, газоперекачивающих станций и для иных продуктопроводов.
23.14. Монтаж оборудования химической и нефтеперерабатывающей промышленности.
23.16. Монтаж оборудования объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
23.17. Монтаж оборудования метрополитенов и тоннелей.
23.18. Монтаж оборудования гидроэлектрических станций и иных гидротехнических сооружений.
23.19. Монтаж оборудования предприятий электротехнической промышленности.
23.28. Монтаж оборудования предприятий электронной промышленности и промышленности средств связи.<*>
23.29. Монтаж оборудования учреждений здравоохранения и предприятий медицинской промышленности.<*>
23.33. Монтаж оборудования сооружений связи.<*>
23.34. Монтаж оборудования объектов космической инфраструктуры.
23.35. Монтаж оборудования аэропортов и иных объектов авиационной инфраструктуры.
23.36. Монтаж оборудования морских и речных портов.
24. Пусконаладочные работы
24.1. Пусконаладочные работы подъемно-транспортного оборудования.
24.3. Пусконаладочные работы синхронных генераторов и систем возбуждения.
24.4. Пусконаладочные работы силовых и измерительных трансформаторов.
24.5. Пусконаладочные работы коммутационных аппаратов.
24.6. Пусконаладочные работы устройств релейной защиты.
24.7. Пусконаладочные работы автоматики в электроснабжении.<*>
24.8. Пусконаладочные работы систем напряжения и оперативного тока.
24.9. Пусконаладочные работы электрических машин и электроприводов.
24.10. Пусконаладочные работы систем автоматики, сигнализации и взаимосвязанных устройств.<*>
24.11. Пусконаладочные работы автономной наладки систем.<*>
24.12. Пусконаладочные работы комплексной наладки систем.<*>
24.13. Пусконаладочные работы средств телемеханики.<*>
24.14. Наладки систем вентиляции и кондиционирования воз-духа.<*>
24.19. Пусконаладочные работы компрессорных установок.
24.26. Пусконаладочные работы общекотельных систем и инженерных коммуникаций.
24.29. Пусконаладочные работы сооружений водоснабжения.
24.30. Пусконаладочные работы сооружений канализации.
24.31. Пусконаладочные работы на сооружениях нефтегазового комплекса.
25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов
25.1. Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек.
25.2. Устройство оснований автомобильных дорог.
25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами.
25.7. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог.
30. Гидротехнические работы, водолазные работы
30.10. Укладка кабелей в подводных условиях, в том числе электрических и связи.
32. Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем
32.1. Строительный контроль за общестроительными работами (группы видов работ № 1-3, 5-7, 9-14).
32.2. Строительный контроль за работами по обустройству скважин (группа видов работ № 4).
32.8. Строительный контроль при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте сооружений связи (виды работ № 20.13, 23.6,
23.28, 23.33, 24.7, 24.10, 24.11, 24.12).
(п. 32.8 в ред. Приказа Минрегиона РФ от 23. 06. 2010 № 294).
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно.
33.8. Здания и сооружения объектов связи.
34. Работы по осуществлению строительного контроля застройщиком либо привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (виды работ № 23.7, 24.32, группа видов работ № 21)
(п. 34 введен Приказом Минрегиона РФ от 23. 06. 2010 № 294).
<*> Данные виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.