Online scientific journal «Age of Quality»
ISSN 2500-1841
Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2016, № 3 http://www.agequal.ru/pdf/2016/AGE QUALITY 3 2016.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Мхитарян Ю.И. Национальная безопасность экономики и развитие института саморегулирования в строительной отрасли // Электронный научный журнал «Век качества». 2016. №3. С. 4-22. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2016/316001 .pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 342.7
Мхитарян Юрий Иванович,
доктор экономических наук, академик Международной академии информатизации, генеральный директор НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс»,
г. Москва mkh itarian @т terecoms. т
Ж \ I.
Национальная безопасность экономики и развитие института саморегулирования в строительной отрасли
Аннотация. В статье обосновывается необходимость смены концептуального подхода к управлению экономикой, показывается значение института саморегулирования как основы социального государства, рассматриваются вопросы развития теории саморегулирования и, в частности, теории саморегулирования строительной отрасли.
Ключевые слова: основные принципы развития экономики, определение предмета саморегулирования, саморегулируемая организация в строительной отрасли, гражданские права и обязанности саморегулируемой организации, защита гражданских прав.
Аспекты национальной безопасности раскрыты в Указе Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (далее - Стратегия). Данная Стратегия является наиболее полным документом, отражающим различные аспекты национальной безопасности Российской Федерации. В Стратегии раскрываются национальные приоритеты Российской Федерации -важнейшие направления обеспечения национальной безопасности1. Аспекты обеспечения безопасности в строительной отрасли неоднократно поднимались в разных источниках [1-6].
1 Указ президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности».
В Стратегии в числе стратегических целей обеспечения национальной безопасности рассматриваются: развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности, создание условий для развития личности, переход экономики на новый уровень технологического развития, вхождение России в число стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта и успешное противостояние влиянию внутренних и внешних угроз. При этом в качестве стратегических угроз национальной безопасности в области экономики называются: низкая конкурентоспособность экономики, сохранение экспортно-сырьевой модели. Несомненно, деятельность в этих и других направлениях имеет существенное значение для развития национальной экономики.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в числе стратегических целей важно рассматривать цели, обеспечивающие высокую
конкурентоспособность страны в глобальной экономике. К числу таких показателей относятся, прежде всего, объем валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения, а также показатели, отражающие уровень жизни, частоту и глубину экономических кризисов, качество государственного управления.
Если сравнить объем ВВП (номинал) на душу населения в 2014-2016 гг., то можно выявить следующую закономерность: в 2014 г., когда этот показатель составлял 13 872 дол. на человека, Россия находилась на 57-м месте из 195 стран мира по размеру ВВП на душу населения, в 2015 г. он составлял 9054 дол. на душу населения, и страна находились соответственно на 66-м месте, а в 2016 г. этот показатели составил 7742 дол., и экономика страны перешла соответственно на 72-е место2.
Экономический кризис 2014-2017 гг. отличается от кризисов 1998-2000 гг. и 2008-2010 гг. отличается еще большим снижением ВВП России. Именно поэтому, несмотря на то что экономика России продолжает входить в число лидеров (десятку ведущих стран) по объему валового внутреннего продукта, этот показатель не может играть роль интегрального, ведущего показателя, отражающего конкурентоспособность экономики в мире.
В рейтинге стран мира в 2016 г. по уровню процветания Россия занимает 58-е место, по уровню развития экономики - 55-е место, по уровню управления - 106-е место. Эти и другие факты свидетельствуют, что необходимо менять концептуальный подход к управлению национальной экономикой, вносить изменения в стратегическое планирование в Российской Федерации.
Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»3 определяет правовые основы
2 www.gtmarket.ru.
3 Федеральный закон от 28.06.2010 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
стратегического планирования в стране, систему стратегического планирования, задачи стратегического планирования. Однако в данном документе не установлены цель (цели) стратегического планирования. В качестве одной из стратегических целей важно рассматривать обеспечение конкурентоспособности экономики страны в глобальной экономике, вхождение в число стран-лидеров по важнейшим показателям, характеризующим экономическое развитие.
Возможность смены концептуального подхода к управлению экономикой страны заложена в движущих механизмах развития информационного общества. Развитие информационного общества определило основные принципы конкурентоспособного развития, одновременно вобравшие в себя основные принципы конкурентного развития индустриального общества, в числе которых: свобода предпринимательства, многообразие форм собственности, равенство субъектов права, свобода договора, неприкосновенность собственности, недопустимость вмешательства в частные дела, ответственность юридического лица по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, свобода конкуренции, свобода объединения, защита прав граждан, потребителей, независимость ветвей власти и т.д. [3].
В информационном обществе особое значение приобретает развитие саморегулирования. Под саморегулированием важно понимать самостоятельную и независимую деятельность, которая осуществляется совместно субъектами предпринимательской деятельности для установления правил предпринимательской деятельности, защиты членов саморегулируемых организаций, организации взаимодействия с органами власти. Это и является предметом саморегулирования.
Представленное определение саморегулирования шире понятия, предложенного п. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»4, в соответствии с которым под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, содержание которой - разработка и установление стандартов и правил, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
Предложенное определение в большей мере корреспондируется с основным понятием об ассоциациях (союзах), которые, как правило, и являются организационно-правовой формой для организации деятельности в области саморегулирования. Так, в соответствии с п. 1 ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном
4 Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
или в установленном законом случае на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов для достижения общественно полезных, а также иных, не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.
Гражданским кодексом Российской Федерации (п. 2 ст. 125) определено, что ассоциации (союзы) могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям создания и деятельности, предусмотренным уставом таких ассоциаций (союзов).
Предложенное понятие «саморегулирование» также корреспондируется с положением, установленным Конституционным судом Российской Федерации: «Конституция Российской Федерации не запрещает государству передавать полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении отдельных функций публичной власти. По смыслу ее статей 78 (ч. 2, 3) и 132 (ч. 2) такая передача возможна при условии, что это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам»5.
Саморегулирование - неотъемлемое право участников рынка. В соответствии со ст. 30 Конституции Российской Федерации и ратифицированным Российской Федерацией международным договором - Конвенцией № 87 Международной организации труда от 09.07.1948 г. «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию», каждый имеет право на объединение и никто не может быть принужден к вступлению в какие-либо объединения или пребыванию в нем. Трудящиеся и предприниматели имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения. Эти организации не подлежат роспуску или временному запрещению. Обязательность членства в ассоциации, саморегулируемой организации в силу установленного закона не исключает добровольности объединения.
Саморегулирование - это публично-правовой правозащитный институт, обеспечивающий защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц. В соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ саморегулируемая организация имеет право:
- от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов, либо создающие угрозу такого нарушения;
5 Постановление Конституционного суда РФ от 19.05.1998 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст.ст. 2, 12, 17, 24, 34 Основ законодательства РФ о нотариате» //С3 РФ. 1998. № 22. Ст. 2491.
- участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в форме документов на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных саморегулируемой организацией с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;
- вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;
- запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.
Таким образом, саморегулируемые организации имеют гражданские права и гражданские обязанности, соответствующие целям создания и деятельности, предусмотренным уставом таких саморегулируемых организаций.
Развитие саморегулирования при определенных условиях может стать мощным фактором прогресса национальной экономики, основой социального государства. Отличие саморегулируемой организации в строительстве -обязательные цели, на решение которых направлены усилия саморегулируемых организаций и их членов, а также обязательность членства.
В теории и практике правого регулирования в сфере гражданского, в том числе предпринимательского, оборота саморегулирование в строительной отрасли занимает самостоятельное место, имеет отличительный характер, свои особенности. Выделение саморегулирования строительной отрасли в механизме правового регулирования предпринимательских отношений
обусловлено объективными факторами, в том числе развитием гражданско-правовых методов регулирования общественных отношений, защиты гражданских прав.
Саморегулирование как элемент механизма правового регулирования предпринимательских отношений определяется через регулятивные средства правового воздействия на поведение субъектов права с целью предупреждения причинения вреда жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Установленное законодателем понятие «саморегулируемая организация в строительной отрасли» не отражает сущностные стороны, особенности установленной организационно-правовой формы, отношений, регулируемых институтом саморегулирования, и, как следствие, снижает эффективность применяемых форм нормативно-правового регулирования, не создает условия для формирования эффективной теории и практики саморегулирования строительной отрасли.
В п. 17 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что «саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее также - саморегулируемая организация) — некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации или строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договорам о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор)» (п. 17 ст.1 в ред. Федерального закона от 24.11.2014 № 359-ФЗ)» [6]. Как видим, данное определение не раскрывает сущности, дефиниции саморегулируемой организации в строительной отрасли.
Саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции,
капитального ремонта объектов капитального строительства — ассоциация (союз), основанная на добровольном объединении индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка производимых товаров (работ, услуг) для осуществления деятельности, направленной на установление правил предпринимательской деятельности, защиту интересов саморегулируемых организаций и их членов, предупреждение причинения вреда при выполнении работ на объектах капитального строительства, зарегистрированная в государственном реестре.
Саморегулируемая организация в строительной отрасли - это статус, подтверждающий, что цели и содержание деятельности ассоциации (союза) и ее членов обеспечивают предупреждение причинения вреда при выполнении работ на объектах капитального строительства, и что ассоциация (союз) включена в государственный реестр.
В предпринимательском праве саморегулирование в строительной сфере следует рассматривать как часть государственного регулирования предпринимательских отношений, направленного на установление участниками этих отношений мер защиты по предупреждению причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Саморегулирование в строительной сфере отражает потребность общества, государства в реализации важнейшей государственной задачи - обеспечения права человека, гражданина на защиту его жизни и деятельности, а также безопасности объектов капитального строительства.
Защита прав человека, безопасность зданий, строений, сооружений позволяет решать задачи в области информационной, энергетической, транспортной безопасности и т.д. Безопасность объектов капитального строительства влияет на защищенность личности, реализацию конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойное качество и уровень их жизни, обеспечивает безопасность всех видов, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, при создании зданий, строений, сооружений.
Безопасность объектов капитального строительства - это состояние объекта строительства, условий деятельности на объекте, при которых не возникает риск причинения вреда, т.е. исключаются действия факторов, способных причинять вред.
По данным Минтруда России, в 2015 г. каждый второй смертельный случай на производстве произошел при строительстве объектов капитального строительства. В перечне видов безопасности социального государства безопасность личности занимает приоритетное место, является неотъемлемой частью прав и свобод человека, объявлена в Российской Федерации высшей
Online scientific journal «Age of Quality»
ISSN 2500-1841
ценностью, обязанностью государства, признается и гарантируется Российской Федерацией, определяет смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного саморегулирования, обеспечивается правосудием [2, 6].
С учетом отличительных черт информационного общества для достижения конкурентоспособности государства, общества следует уделять особое внимание обеспечению защиты прав человека и гражданина на основе развития структур гражданского общества - некоммерческих организаций, назначение которых состоит в установлении горизонтальных связей между субъектами права и более эффективного взаимодействия с органами власти на всех уровнях управления.
Защита прав человека, гражданина в строительной отрасли означает обеспечение безопасности при комплексном развитии территорий, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, утилизации объектов капитального строительства. В многоотраслевом строительном комплексе она призвана консолидировать усилия федеральных, региональных и местных органов государственной власти и институтов гражданского общества по реализации стратегии национальной безопасности.
Строительство - многоотраслевой комплекс, охватывающий сферу связи и информатизации, энергетику, транспорт, жилищное хозяйство и другие отрасли национальной экономики; объекты капитального строительства федерального, регионального, местного значения; особо опасные, технически сложные, уникальные объекты.
Защите прав человека и гражданина, обеспечению безопасности объектов капитального строительства (зданий и сооружений) уделяется постоянное внимание в нормативно-правовых актах, регламентирующих документах. Например, Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений (ст. 5) определено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанные со зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации обеспечиваются посредством установления соответствующих обязательных к исполнению требований к безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений, качественных характеристик всего жизненного цикла здания или сооружения и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта6.
В то же время, защита прав человека и гражданина, безопасность человека, гражданина в строительстве вызывают наибольшую тревогу у общества и государства. В соответствии с Конституцией Российской Федерации защита прав человека и гражданина, безопасность личности являются высшей ценностью, определяющей смысл, содержание и
6 Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ.
применение законов, деятельность всех ветвей власти и обеспечивающейся правосудием.
Многочисленные факты гибели людей в результате несоблюдения мер безопасности при выполнении строительных работ ненадлежащего качества имеют место в любых организациях, независимо от их организационно-правовой формы.
Нередки случаи, когда публичные акционерные общества, например, в сфере связи и информационных технологий, нарушают регистрацию сооружений связи, порядок использования радиочастотного спектра. Невыполнение установленных требований ведет к несоблюдению принципов обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов (в частности, в сфере информационной безопасности, электромагнитной совместимости), что может иметь отрицательные последствия для обеспечения безопасности людей.
Таким образом, деятельность юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя на объектах капитального строительства связана с риском причинения вреда жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Устранить или уменьшить риск причинения вреда при выполнении работ на объектах капитального строительства - важная задача, на решение которой направлена деятельность саморегулируемой организации и ее членов.
Юридическое лица и (или) индивидуальные предприниматели обязаны выполнять работы на объектах капитального строительства, предпринимая необходимые меры по обеспечению безопасности объектов капитального строительства.
Установление правоспособности юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя безопасно выполнять работы на объектах капитального строительства - это защита прав юридических и физических лиц на безопасность, защита добросовестных участников от деятельности недобросовестных субъектов предпринимательской деятельности.
Юридического лицо и (или) индивидуальный предприниматель могут выполнять работы на объектах капитального строительства, подтверждая свою правоспособность свидетельством о допуске к определенному виду работ (п. 2 ст. 49 ГК РФ), выданным саморегулируемой организацией. Сведения о допуске к определенным видам работ подтверждаются выданным свидетельством и внесением организации в реестр юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей саморегулируемой организацией.
Свидетельство о допуске к работам выдается с указанием видов работ, на которые допущено юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель.
Правоспособность юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя подтвержденная выданным свидетельством о допуске к определенным видам работ, показывает, что руководство, специалисты, работники данной организации и применяемая система организации деятельности способны обеспечить выполнение определенной работы безопасно для жизни и здоровья физических лиц, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Правоспособность юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя подтверждается на основе выданного свидетельства о допуске к определенным видам работ и прекращается в случае исключения его из реестра юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, способных выполнять работы безопасно. В случае исключения юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя из реестра саморегулируемой организации ранее выданное свидетельство о допуске к работе считается недействительным.
В число правовых механизмов для решения задачи по обеспечению безопасности объектов капитального строительства, несомненно, входит установление перечня видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства.
Саморегулируемая организация может и должна определять перечень видов работ, в соответствии с которым выдаются свидетельства о допуске к работам на объектах капитального строительства. Перечень видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства при их выполнении на объектах капитального строительства, на которые необходимо получать свидетельства о допуске к этим работам, должен приниматься Общим собранием или Советом саморегулируемой организации.
На какие виды работ необходимо получать свидетельства о допуске к работам на объектах капитального строительства в области связи? Для ответа на этот вопрос можно взять за основу содержание видов работ на объектах капитального строительства согласно приказу № 624 от 30.12.2009 г. Минрегиона России. Этот приказ может рассматриваться в качестве основы для правильного понимания, когда на объектах капитального строительства при проведении работ в области строительства, реконструкции, капитального ремонта востребованы свидетельства о допуске, подтверждающие компетентность индивидуального предпринимателя и (или) юридического
лица. Ниже приведем перечень видов работ и отдельные комментарии к нему в соответствии с Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 г. № 624.
Виды работ:
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов), в том числе:
12.8. Антисептирование деревянных конструкций
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования
12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования
Согласно определению7, строительная конструкция — часть здания или другого строительного сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и/или эстетические функции.
Любой объект связи имеет строительные конструкции и ограждения, нуждающиеся в проведении работ по их защите, в частности, высокие требования предъявляются к климатическим условиям в зданиях, предназначенных для размещения оборудования связи, что означает необходимость проведения работ по теплоизоляции (12.10), а работы по строительству кабельной канализации предусматривают работы по гидроизоляции (12.9).
Вот почему организации, выполняющие работы по защите (антисептированию, огнезащите, теплозащите, гидроизоляции) строительных конструкций зданий, предназначенных для размещения оборудования связи, и сооружений связи, должны получить допуск на работы 12.8—12.12, так как в соответствии с Приказом Минрегиона №624 от 30.12.09 г. они отнесены к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.
20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи, в том числе:
20.12. Установка распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, устройств защиты,
а также
24.5. Пусконаладочныеработы коммутационных аппаратов
Все виды оборудования связи относятся к коммутационной аппаратуре (от телефонного аппарата до АТС и оборудования маршрутизации), так как они выполняют функцию замыкания/размыкания электрической цепи. Поэтому выполнение работ по пп. 20.12, 24.5 относится и к оборудованию связи.
7 В соответствии с Техническим регламентом «О безопасности зданий и сооружений»
Согласно МЭК 60050 и ГОСТ Р 50345—2010 (этот ГОСТ утратил силу с 1 января 2012 г. в связи с изданием Приказа Росстандарта от 30.11.2010 № 710-ст. Взамен введен в действие ГОСТ Р 50345—2010), коммутационный аппарат (switching device) — это аппарат, предназначенный для включения или отключения тока в одной или более электрических цепях.
Согласно РД 34.20.185-94. (Министерство топлива и энергетики Российской Федерации. Инструкция по проектированию городских электрических сетей), распределительное устройство (РУ) — это электроустановка, служащая для приема и распределения электроэнергии и содержащая сборные и соединительные шины, коммутационные аппараты, вспомогательные устройства (компрессорные, аккумуляторные и др.), а также устройства защиты, автоматики и измерительные приборы.
Релейная защита — комплекс автоматических устройств, предназначенных для быстрого (при повреждениях) выявления и отделения от электроэнергетической системы повреждённых элементов этой электроэнергетической системы в аварийных ситуациях с целью обеспечения нормальной работы всей системы. Действия средств релейной защиты организованы по принципу непрерывной оценки технического состояния отдельных контролируемых элементов электроэнергетических систем. Релейная защита (РЗ) осуществляет непрерывный контроль состояния всех элементов электроэнергетической системы и реагирует на возникновение повреждений и ненормальных режимов. При возникновении повреждений РЗ должна выявить повреждённый участок и отключить его от ЭЭС, воздействуя на специальные силовые выключатели, предназначенные для размыкания токов повреждения.
В состав релейной защиты может входить канал связи, предназначенный для передачи сигнала для срабатывания устройств защиты.
Организации, выполняющие работы по монтажу распределительных устройств, устройств защиты, коммутационной аппаратуры, в том числе всех средств связи, и пусконаладочные работы коммутационных аппаратов, должны получить допуск на эти работы, так как в соответствии с Приказом Минрегиона №624 от 30.12.09 г. они отнесены к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.
23. Монтажные работы, в том числе:
23.16. Монтаж оборудования объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта
23.17. Монтаж оборудования метрополитенов и тоннелей
23.34. Монтаж оборудования объектов космической инфраструктуры
23.35. Монтаж оборудования аэропортов и иных объектов авиационной инфраструктуры
23.36. Монтаж оборудования морских и речных портов
Системы связи являются подсистемами инфраструктуры железнодорожного транспорта8, космической инфраструктуры, авиационной инфраструктуры и морских и речных портов9, поэтому их монтаж входит в пп. 23.16, 23.17 и 23.34-23.36. При этом все указанные выше работы производятся на особо опасных и технически сложных объектах в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса РФ.
Поэтому все организации, выполняющие работы по монтажу оборудования объектов связи, относящихся к инфраструктуре железнодорожного транспорта, метрополитенов, космической инфраструктуре, инфраструктуре авиационного транспорта, морских и речных портов, должны получить допуск на работы (пп. 23.16, 23.17 и 23.34—23.36) на технически сложных и особо опасных объектах капитального строительства.
23.19. Монтаж оборудования предприятий электротехнической промышленности
Средства связи являются электротехническими устройствами, потому что, согласно определению электротехнического устройства (ГОСТ 18311— 90), предназначены для выполнения функций по преобразованию, передаче, распределению или потреблению электрической энергии. Поэтому требования к организациям, выполняющим работы по монтажу оборудования предприятий электротехнической промышленности, распространяются на монтаж средств и оборудования электросвязи.
Следовательно, организации, выполняющие работы по монтажу оборудования электросвязи, должны получить допуск на работы по монтажу оборудования предприятий электротехнической промышленности (п. 23.19), так как в соответствии с Приказом Минрегиона № 624 от 30.12.09 г. они отнесены к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.
8 В соответствии с «Техническим регламент о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 г. № 525, железнодорожная электросвязь является подсистемой инфраструктуры железнодорожного транспорта.
9 Например, согласно ст. 29 Федерального закон от 08.11.2007 г. № 261-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», такие телекоммуникационные объекты или объекты, включающие в себя средства связи, такие как объекты инфраструктуры морского порта, необходимые для функционирования Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности; объекты и средства автоматической информационной системы, единой службы контроля судоходства и управления судоходством, являются объектами инфраструктуры морского порта, находящимися в федеральной собственности.
30.10. Укладка кабелей в подводных условиях, в том числе электрических и связи
В соответствии с Приказом Минрегиона № 624 от 30.12.09 г. работы по укладке кабелей в подводных условиях, в том числе электрических кабелей и кабелей связи, отнесены к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, поэтому организации, выполняющие работы по укладке кабелей связи в подводных условиях (в реке, озере, море, океане) должны получить допуск по п. 30.10.
32. Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:
32.8. Строительный контроль при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте сооружений связи (виды работ № 20.13, 23.6, 23.28, 23.33, 24.7, 24.10, 24.11, 24.12).
Согласно Федеральному закону «О связи», сооружения связи — это объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи.
Организации, выполняющие работы по строительному контролю и по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком при строительстве сооружений связи, должны получить допуск на работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком (п. 32.8), так как в соответствии с Приказом Минрегиона № 624 от 30.12.09 г. они отнесены к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.8. Здания и сооружения объектов связи.
Согласно Техническому регламенту «О безопасности зданий и сооружений», здание — это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Online scientific journal «Age of Quality»
ISSN 2500-1841
Согласно Федеральному закону «О связи», сооружения связи — это объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи.
Исходя из специфических особенностей отрасли связи, работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий и сооружений связи применительно к отрасли связи означают работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта сетей связи, средств связи, линий связи, линейно-кабельных сооружений связи и сооружений связи.
Работы по строительному контролю и организации строительства, реконструкции и ремонту, согласно Приказу Минрегиона № 624 от 30.12.2009 г., оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства.
Организации, выполняющие работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком при строительстве объектов связи, должны получить допуск на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) зданий и сооружений объектов связи (33.8), так как в соответствии с Приказом Минрегиона № 624 от 30.12.09 г. они отнесены к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Анализ практики работы строительных компаний в условиях создания и функционирования саморегулируемых организаций (СРО), активной деятельности всех членов СРО по получению свидетельств о допуске к выполняемым ими работам на объектах капитального строительства показывает, что в профессиональном сообществе строителей, работающих на телекоммуникационном рынке, сформировалось устойчивое мнение о необходимости и важности получения свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства, в том числе к работам, название которых не указывает на явную принадлежность к объектам связи.
Не меньшее значение имеет тот факт, что судебная практика признала правильным определение видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, не по форме (наименованию или буквальному толкованию), а по существенному содержанию работ (см. Постановления арбитражных судов по делу № А40-501108/11-62-429 или по делу № А40-46511/11-1-266).
Выводы
1. В числе стратегических целей развития экономики страны в качестве главной задачи необходимо рассматривать обеспечение высокой конкурентоспособности страны в глобальной экономике. Объем ВВП не может служить интегральным показателем, отражающим реальную конкурентоспособность в глобальной экономике.
2. В Федеральном законе от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» не установлена цель стратегического планирования в экономике страны. В качестве такой стратегической цели важно рассматривать обеспечение высокой конкурентоспособности экономики страны в глобальной экономике.
3. В информационном обществе создаются новые возможности для смены концептуального подхода к управлению экономикой. Развитие саморегулирования находится в числе инновационных методов, способных наиболее успешно повлиять на развитие экономики.
4. Саморегулирование - это публично-правовой правозащитный институт, обеспечивающий защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц. Предмет саморегулирования - самостоятельная и независимая деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательского права для установления правил предпринимательской деятельности, защиты деятельности своих членов, организации взаимодействия с органами власти.
5. Саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства — ассоциация (союз), основанная на добровольном объединении индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка производимых товаров (работ, услуг) для осуществления деятельности, направленной на установление правил предпринимательской деятельности, защиту интересов саморегулируемых организаций и их членов, предупреждения причинения вреда при выполнении работ на объектах капитального строительства, зарегистрированная в государственном реестре.
Саморегулируемая организация в строительной отрасли - это статус, подтверждающий, что цели и содержание деятельности ассоциации (союза) и ее членов обеспечивают предупреждение причинения вреда при выполнении работ на объектах капитального строительства, и что ассоциация (союз) включена в государственный реестр.
6. Безопасность объектов капитального строительства - это состояние объекта строительства, условий деятельности на нем, при которых не возникает риск причинения вреда, т.е. исключаются действия факторов, способных причинять вред.
7. Защита прав человека и гражданина, обеспечение безопасности объектов, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации обеспечиваются посредством установления соответствующих обязательных к исполнению требований к безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений, качественных характеристик всего жизненного цикла здания или сооружения и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта.
8. Устранить или уменьшить риск причинения вреда при выполнении работ на объектах капитального строительства - важная задача, на решение которой направлена деятельность саморегулируемой организации и ее членов. Среди правовых средств решения этой задачи - установление правоспособности юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя выполнять работы на объектах капитального строительства безопасно, защита добросовестных участников от деятельности недобросовестных субъектов предпринимательской деятельности.
9. В число правовых средств, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, входит перечень видов работ, влияющих на безопасность работ, который принимается решением Общего собрания или Советом саморегулируемой организации.
Необходимость и правильность определения видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, не по форме (наименованию или буквальному толкованию), а по существенному содержанию работ подтверждается судебной практикой (см. Постановления арбитражных судов по делу № А40-501108/11-62-429 или по делу № А40-46511/11-1-266).
Литература
1. Мхитарян Ю.И. Безопасность и правовые аспекты саморегулирования стройкомплекса. М.: Издательский центр «Интерэкомс», 2012. 48 с.
2. Мхитарян Ю.И. Национальная безопасность строительной отрасли / Ю.И. Мхитарян // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 10. С. 103-105.
3. Мхитарян Ю.И. Национальная безопасность в условиях информационного общества / Ю.И. Мхитарян // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 8. С. 101-107.
4. Мхитарян Ю.И. Градостроительная политика Российской Федерации: новые подходы / Ю.И. Мхитарян // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 9. С. 102-108.
5. Мхитарян Ю.И. Системный подход к совершенствованию имущественной ответственности в строительной отрасли / Ю.И.
Online scientific journal «Age of Quality»
ISSN 2500-1841
Мхитарян // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 6. С. 8688.
6. Мхитарян Ю.И. Национальная безопасность в и ее обеспечение в строительной отрасли Российской Федерации/ Ю.И. Мхитарян // Власть. 2016. № 8. С. 86-91.
National security of economy and development of institute of self-regulation in construction branch
Yuri I. Mkhitaryan
Doctor of Economics, Academician of the International Academy of
Informatization
Director, Limited liability Company "Scientific research institute of economy of communication and informatics of
"Interekoms", Moscow, mkhitarian@interecoms. ru
Abstract:
Need of change of conceptual approach to management of economy is proved in article, value of institute of self-regulation as bases of the social state is shown, questions of development of the theory of self-regulation and, in particular, the theory of self-regulation of construction branch are considered.
Key words: the basic principles of development of economy, definition of a subject of self-regulation, self-regulatory organization in construction branch, the civil rights and obligations of self-regulatory organization, protection of the civil rights
REFERENGES
1. Mkhitaryan Yu.I. Bezopasnost' i pravovye aspekty samoregulirovaniya stroykompleksa. [Safety and legal aspects of self-regulation of a building complex] M.: Izdatel'skiy tsentr «Interekoms», 2012. 48 р.
2. Mkhitaryan Yu.I. Natsional'naya bezopasnost' stroitel'noy otrasli. [National security of construction branch] / Yu.I. Mkhitaryan // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2016. № 10. р. 103-105.
3. Mkhitaryan Yu.I. Natsional'naya bezopasnost' v usloviyakh informatsionnogo obshchestva. [National security in the conditions of information society] / Yu.I. Mkhitaryan // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2016. № 8. р. 101-107.
4. Mkhitaryan Yu.I. Gradostroitel'naya politika Rossiyskoy Federatsii: novye podkhody. [Urban policy of the Russian Federation: new approaches] / Yu.I. Mkhitaryan // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2015. № 9. р. 102-108.
5. Mkhitaryan Yu.I. Sistemnyy podkhod k sovershenstvovaniyu imushchestvennoy otvetstvennosti v stroitel'noy otrasli. [System approach to enhancement of property responsibility in a construction industry] / Yu.I. Mkhitaryan // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2015. № 6. р. 86-88.
6. Mkhitaryan Yu.I. Natsional'naya bezopasnost' v i ee obespechenie v stroitel'noy otrasli Rossiyskoy Federatsii. [National security in and her providing in construction branch of the Russian Federation] / Yu.I. Mkhitaryan // Vlast'. 2016. № 8. р. 86-91.