Стратегия развития рынка органической сельскохозяйственной продукции
Ь Л МОСКОВСКИЙ ■р ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК. 338.2:338.43 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-11058 Носкова Карина Вадимовна,
старший преподаватель Уральского государственного аграрного университета
Батракова Светлана Игоревна, старший преподаватель Уральского государственного аграрного университета
Фетисова Анастасия Викторовна, старший преподаватель Уральского государственного аграрного университета Аннотация: В статье рассмотрено современное состояние рынка органической сельскохозяйственной продукции. Изучены причины медленного развития данного сегмента агропродовольственного рынка, а также предложены возможные пути решения проблемы. Так же сформирована стратегия дальнейшего развития рынка органической сельскохозяйственной продукции.
Summary: The article considers the current state of the market for organic agricultural products. The reasons for the slow development of this segment of the agri-food market have been studied. A strategy for the further development of the market for organic agricultural products has also been developed.
Ключевые слова: органика, органическая продукция, рынок, рынок органической сельскохозяйственной продукции, импортозамещение, стратегия развития, государственная поддержка, нормативная база, правовая база.
Keywords: organic, organic products, market, market of organic agricultural products, import substitution, development strategy, government support, regulatory framework, legal framework.
В условиях импортозамещения особую актуальность приобретает формирование и развитие рынка органической сельскохозяйственной продукции. Став наиболее перспективным направлением сельскохозяйственного производства, рынок органической сельскохозяйственной продукции динамично развивается в странах Европы, Северной и Южной Америки, Азии. В России данный рынок находится на стадии становления.
Согласно статистическим данным за последнее десятилетие площади сельскохозяйственных угодий, отведенных по органическое сельское хозяйство, в мире увеличивались в среднем со скоростью 10% в год и достигли уровня 50,9 млн. га, мировой рынок органических продуктов вырос более чем в пять раз — с 18 млрд. долл. При этом доля России в общем объеме производства органической сельскохозяйственной продукции 0,2 %. Мнение экспертов сводится к тому, что рынок органических продовольственных продуктов будет увеличиваться на 15,5 % ежегодно в течение 20162020 годов. Общий объем рынка органических продуктов в 2020 году составит по
прогнозам около 212 млрд долл. (20% от общего объема мирового сельскохозяйственного производства). Несколько лет назад органическое сельское хозяйство развивалось в 179 странах, что вдвое меньше, чем в начале 2000 г.
Актуальность темы исследования прежде всего связана с неблагоприятной экологической ситуацией, что отражается не только на качестве почвы, воды и воздуха, но и на производимые фермерами продуктами, кроме того развитие рынка органического сельского хозяйства послужит базой для эффективной деятельности крестьянско -фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Проанализированные статистические данные позволяют сделать вывод о том, что при внедрении органических методов ведения хозяйства продуктивность малых форм хозяйствования повышается более, чем в полтора раза (116%), доходы фермеров увеличиваются в 2-3 раза. Производственные процессы, независимые от поставок удобрений, пестицидов, гербицидов, антибиотиков, гормонов роста и т. д. обеспечат сельскохозяйственным предприятиям устойчивый рост.
Цель исследования заключалась в обзоре текущего состояния рынка органической сельскохозяйственной продукции и выявлении причин медленного темпа развития данного рынка.
Объект исследования - процесс развития рынка органической сельскохозяйственной продукции в России.
В процессе изучения проблемы нами были использованы такие общенаучные методы исследования: логический, статистический, аналитический, метод системного анализа, комплексный, метод синтеза и сравнительного анализа.
Методологической базой для исследования стали труды таких ученых как: А. Алчиан, Е. Бем - Баварик, Дж. Гэлбрейт, М. Дженсен, М. Джоностан, Г.Е. Емельянов, Рущицкая О.А. и др.
Согласно статистическим данным за последнее десятилетие площади сельскохозяйственных угодий, отведенных по органическое сельское хозяйство, в мире увеличивались в среднем со скоростью 10% в год и достигли уровня 50,9 млн. га, мировой рынок органических продуктов вырос более чем в пять раз — с 18 млрд. долл. При этом доля России в общем объеме производства органической сельскохозяйственной продукции 0,2 %. Мнение экспертов сводится к тому, что рынок органических продовольственных продуктов будет увеличиваться на 15,5 % ежегодно в течение 20162020 годов. Общий объем рынка органических продуктов в 2020 году составит по прогнозам около 212 млрд долл. (20% от общего объема мирового сельскохозяйственного производства). Несколько лет назад органическое сельское хозяйство развивалось в 179 странах, что вдвое меньше, чем в начале 2000 г. Необходимость развития рынка органической сельскохозяйственной продукции прежде всего связана с неблагоприятной экологической ситуацией, что отражается не только на качестве почвы, воды и воздуха, но и на производимые фермерами продуктами, кроме того развитие рынка органического сельского хозяйства послужит базой для эффективной деятельности крестьянско -фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Проанализированные статистические данные позволяют сделать вывод о том, что при внедрении органических методов ведения хозяйства продуктивность малых форм хозяйствования повышается более, чем в полтора раза (116%), доходы фермеров
увеличиваются в 2-3 раза. Производственные процессы, независимые от поставок удобрений, пестицидов, гербицидов, антибиотиков, гормонов роста и т. д. обеспечат сельскохозяйственным предприятиям устойчивый рост.
Однако следует отметить, что в нашей стране в отличии от США, ряда европейских стран и стран Азии не выработан механизм государственной поддержки. Мировое сообщество выработало ряд инструментов, способствующих развитию рынка органической сельскохозяйственной продукции, среди которых:
1. Международные стандарты, определяющие требования к органическому сельскому хозяйству;
2. Национальные стандарты, разработанные с учетом международных стандартов;
3. Местные стандарты, заключенные на добровольных началах.
Рыночным агентам в США и Европе хорошо известны такие маркировки, как Organic Prodact и Ecological Prodact, у нас же в России осведомленность населения о специфике понятия Органический продукт очень низкая, что подрывает доверие к органическим продуктам. По оценкам специалистов лишь 10 % населения знают о том, что такое органические сельскохозяйственные продукты.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что помимо неблагоприятной экологической обстановки, в нашей стране барьером для развития рынка органической сельскохозяйственной продукции, является несовершенство правовой базы, регулирующей данный вопрос. В результате совокупность этих двух факторов приводит к тому, что не России не может полноценным участником на международном рынке органической продукции, а внутри страны создает возможность недобросовестным товаропроизводителям безосновательно маркировать свою продукцию как «органическая», «экологическая», «биологическая» и вводить потребителей в заблуждение. Таким образом, необходимо разработать стратегию развития рынка органической сельскохозяйственной продукции, которая будет включать в себя следующее:
- изучение, обобщение и использование зарубежного опыта в сфере органического сельского хозяйства;
- создание условий для повышения инвестиционной привлекательности органического сельского хозяйства;
- научное обеспечение органического сельского хозяйства;
- разработку методов повышения исходного уровня плодородия и его поддержания для почв, предназначенных для возделывания культур по органическим технологиям;
- селекцию специализированных сортов и гибридов и первичное семеноводство сельскохозяйственных растений, устойчивых к болезням и вредителям, позволяющих обходиться без применения агрохимикатов, отзывчивых на применение биопрепаратов и биоорганических удобрений в технологиях возделывания для получения органической продукции;
- получение новых пород и типов сельскохозяйственных животных, пригодных к органическому животноводству и разработку новых методов селекции таких животных;
- разработку агротехнологий и специальных технических средств для органического производства, а также стимулирование развития производства таких технических средств;
- разработку новых биоудобрений, агрономически ценных штаммов микроорганизмов, энтомофагов, средств защиты растений, пригодных для использования в органическом производстве, а также стимулирование развития их производства;
- разработку порядка присвоения территориям статуса «органической» сырьевой зоны по принципу качества и безопасности сырья, получаемого с использованием органических приемов агротехники и зоотехнии;
- разработку мероприятий в части организации каналов сбыта органической продукции, включая государственную поддержку ее экспорта, прежде всего для малого и среднего бизнеса, а также предоставления преференций при государственных конкурсных закупках органической сельскохозяйственной продукции для питания детей, в то числе детскими образовательными, оздоровительными и медицинскими учреждениями;
- разработку мероприятий в сфере образования, подготовки и переподготовки кадров, консультирования в сфере производства и оборота органической продукции, предусмотрев государственную поддержку в части компенсации затрат на прохождение обучения и переподготовки кадров;
- разработку мер, направленных на стимулирование производителей к выпуску органической пищевой продукции, в том числе путем проведения соответствующих конкурсов;
- организовать и развить национальную систему сертификации органической продукции;
- осуществить меры по сохранению и восстановлению агроландшафтов, а также меры, направленные на совершенствование структуры земельных угодий и на оптимизацию структуры посевных площадей с учетом территориальной специализации сельскохозяйственного производства и возможности организации на них органического производства.
Государственная поддержка органического сельского хозяйства станет залогом партнерских отношений на международном рынке органической сельскохозяйственной продукции.
Список литературы
1. Федеральный закон от 03.07.2016 № 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно- инженерной деятельности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200732/
2. Adams D. C., Salois M. J. Local versus organic: a turn in consumer preferences and wil lingness-to-pay. Renew Agric Food System. - 2010. - рр. 331-341.
3. Cooper J., Baranski M., Stewart G. Shallow non-inversion tillage in organic farming maintains crop yields and increases soil C stocks: a meta-analysis // Agronomy for Sustainable Development. - 2016. - P. 22.
4. Jespersen L. M., Baggesen D. L., Fog E. Contribution of organic farming to public goods in Denmark/Organic Agriculture - 2017. - рр. 243-246.
5. Marsh L., Zoumenou V., Cotton C., Hashem F. Organic farming: knowledge, practices, and views of lim- ited resource farmers and non-farmers on the Delmarva Peninsula // Organic Agriculture-2017. - рр. 125-132.
6. Patlasov O. Yu. Russian market capacity of geneticallymodifiedproducts: monitoring, legalregulation, con- sumers' attitude «Объём генетически модифицированных продуктов на российском рынке: мониторинг, легальное регулирование, отношение потребителей» // Актуальные проблемы экономических, социально- гуманитарных и естественных наук : мат. межвуз. науч.-практ. конф. - Омск: ЕврИЭМИ, 2006. - С. 17-29
7. Roos E., Mie A., Wivstad M. Risks and opportunities of increasing yields in organic farming. A review// Agronomy for Sustainable Development - 2018. - P. 14.
8. Голубкова М. А. Актуальное состояние мировой торговли продовольственной продукцией, произве- денной на основе использования современных биотехнологий // Российский внешнеэкономический вестник, 2015. - № 12. - С. 76-91.
9. Международная федерация движений экологического сельского хозяйства (JFOAM) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://test.org.ua/usefulinfo/food/info/63
10. Калугина С. А. Анализ российского рынка органических продуктов питания // Сибирский торгово- экономический журнал. - 2016. - № 1 (22). - С. 226-230.
11. Колерова В. В чистом поле // Бизнес-журнал, 2016. - № 9. - С. 20-24.
12. Кручинина В. М. Государственное регулирование рынка органической продукции в России // Вест- ник ВГУИТ. 2017. - Т. 79. - № 2. - С. 296-305.
13. Мирончук В. А. Государственное регулирование органического земледелия: состояние и тенденции развития в России // Научный журнал КубГАУ. - 2015. - № 112 (08). -C. 121-144.
14. Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения- на период до 2020 года / утв. Распоряжением правительства РФ от 25 окт. 2010г. №1873-Р [Электронный ре- сурс]. - Режим доступа: Информационно-правовой портал Гарант http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12079847/
15. Патласов О. Ю., Левенец Л. В. Правовые, экономические и социальные инструменты ограничения политики экспансии трансгенных культур в рамках продовольственной безопасности страны // Актуальные проблемы управления: теория, методология, культура, модернизация, ресурсы : сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. - Омск: Изд-во «Прогресс» Омского института предпринимательства и права, 2004. Ч. 1. - С. 187-194.
16. Российский статистический ежегодник. 2017 : стат. сб. / Росстат. - М., 2017, - С. 364365.
17. СанПиН 2.3.2.2354-08 «Дополнения и изменения № 8 к санитарно-эпидемиологическим правилам СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» (зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2002, регистрационный номер 3326).
18. Сафронов А. М. Оценка экономики современной России под углом зренияформального и реального обобществления хозяйственного процесса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2013. - № 3(127). -С. 45-50.
19. Проект Федерального закона «О производстве органической продукции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консультант Плюс Режим доступа : http://www.consultant.ru/law/hotdocs/33058.html/
20. Астратова Г.В. Рущицкая О.А. О трансформации парадигмы продовольственного маркетинга в системе АПК // Научно-практический журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики». №1. 2016 г. С. 4-10.
21. Макашева З. М. Брендинг. СПб [и др.]: Питер, 2011. 283 с.
22. Пашутин С. Б. Феноменология бренда // Экономические стратегии. 2006. N 1. С. 3751.
23. Рущицкая О.А. О влиянии текущего кризиса на развитие российского продовольственного рынка // Аграрная Россия. №6 (2016). С. 29-33.
24. Соловьева Е. Программы бренд-лояльности: опыт российских и зарубежных торговых компаний // Бренд-менеджмент. 2005. N 6. С. 51-59.