УДК 338.43:631 DOI 10Л7238^П1998-5320.2018.31Л82
JEL: Q13
Д. С. Толеубаева, Омская гуманитарная академия О. Ю. Патласов,
Омский региональный институт, Омская гуманитарная академия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ
Дана оценка состояния и перспектив расширения ёмкости рынка органических продуктов питания. Проанализирована нормативно-правовая база регулирования рынка органической продукции в России и за рубежом. Описаны условия развития рынка органической продукции. Трансформация структур мировых продовольственных рынков повлияла на развитие сферы «органического» сельскохозяйственного производства. Спрос на органические продукты стремительно растёт. Если Европейский союз в своё время создал эффективную систему регулирования производства органических продуктов, то в России данное производство только формируется. Утверждается, что Россия частично использует свой потенциал в сфере развития сельского хозяйства, в том числе и производства органической пищевой продукции, в условиях ограничения ввоза продовольствия в страну как ответные меры на санкции Запада. Доказывается, что развитие концепции «зелёной» экономики в России позволит сельскохозяйственным организациям с учётом государственного регулирования сформировать новую нишу рынка органических продуктов и расширить предложение «органической продукции» на мировом рынке.
Ключевые слова: рынок органической продукции, сельское хозяйство, агробизнес, «зелёная» экономика, генно-модифицированные продукты, государственное регулирование.
Введение. В РФ в период 1991-2000 гг. в силу отсутствия финансовых возможностей у сельхозтоваропроизводителей и выделяемых субсидий из средств государственного бюджета на поддержку сельского хозяйства, реорганизации сельхозорганизаций, естественным образом произошло резкое снижение внесения минеральных удобрений в почву и применения средств химической защиты растений, но речи о биологических средствах защиты растений, длительных севооборотах не шло. При этом удалось сдержать порывы транснациональных компаний по наводнению России трансгенными культурами [15, с. 188].
Технологии применения и сами пестициды (гербициды, инсектициды, фунгициды, зооциды) совершенствуются. С выводом на рынок каждого нового поколения пестицидов снижается степень отрицательного воздействия на теплокровных, что показывает тестирование хлорорганических пестицидов (первое поколение), фосфорорганических, карбаматов и современных пиретроидов. Законодатели многих стран выделяют класс стойких органических загрязнителей (хлорорганические, ртутьсодержащие вещества, производные фурана).
В 2000-2017 гг. внесение органических удобрений под посевы в сельскохозяйственных организациях сохранялось на одном уровне - примерно 65 млн т ежегодно, что составляет 1-1,4 т на га; внесение органических удобрений под посевы в сельскохозяйственных организациях и проведение работ по химической мелиорации земель в сельскохозяйственных организациях имеет нисходящий тренд (табл. 1) [16, с. 365].
Пищевое производство с использованием современных биотехнологий имеет как положительные, так и отрицательные черты. Оценку ёмкости рынка трансгенных культур и продукции с ГМО-компонентами мы приводили ещё в 90-е гг. [6, с. 18].
Страны, где применение ГМО получило широкое развитие, изначально имели неразвитость сельскохозяйственных территорий ввиду частых природных катастроф (смерчи, засуха, наводнения и т. д). Вместе с тем, если для одних государств применение ГМО является необходимым фактором поддержки продовольственной безопасности и решением проблем недоедания, то для других стран развитие данного типа рынка продовольственных товаров является неактуальным. По объективным причинам, Россия не нуждалась в широком развитии рынка ГМО ввиду естественного преимущества в сфере сельского хозяйства.
Таблица 1
Внесение удобрений под посевы в сельскохозяйственных организациях и проведение работ по химической мелиорации земель в сельскохозяйственных организациях
Внесение минеральных удобрений под посевы в сельскохозяйственных организациях
2000 г. 2010 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Внесено минеральных удобрений (в пересчёте на 100% питательных веществ):
всего, млн т 1,4 1,9 1,9 2,0 2,3
на один га, кг (всей посевной площади) 19 38 40 42 49
Проведение работ по химической мелиорации земель в сельскохозяйственных организациях
Произвестковано кислых почв, млн га 0,4 0,2 0,3 0,2 0,2
Внесено известняковой муки и других известковых материалов:
всего, млн т 2,8 2,0 2,3 2,1 1,9
на один га, т 6,8 9,0 9,0 8,6 8,5
Проведено гипсование солонцовых почв, тыс. га 9,2 0,1 1,5 1,1 3,7
Внесено гипса, фосфогипса и других гипсосодержащих пород:
всего, тыс. т 86 0,7 10,0 3,2 15,2
на один га, т 9,3 7,6 6,7 2,8 4,2
Проведено фосфоритование кислых почв, тыс. га 54 3,7 23,2 16,8 17,5
Внесено фосфоритной муки:
всего, тыс. т 67 3,8 20,0 9,7 20,4
на один га, т 1,2 1,0 0,9 0,6 1,2
Источник: Российский статистический ежегодник, 2017 : стат. сб. / Росстат. - М., 2017. - С. 364-365.
Главным препятствием ГМО является развитие экологической продукции. После подписания Закона «О запрете на выращивание и разведение в России генно-модифицированных организмов (ГМО) и продукции, за исключением проведения экспертиз и научно-исследовательских работ» [1], население стало больше внимания обращать на качество продуктов питания, маркировки. В последние годы вопрос производства и потребления органической продукции приобрёл особую актуальность. В России приняты «Основы государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2020 года», в которых одним из ведущих направлений этой политики является обеспечение безопасности и биобезопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, внедрение инновационных нанотехнологий и биотехнологий в производстве пищи, а также технологий производства продуктов функционального назначения и продуктов органического производства [14]. Одним из путей обеспечения здорового питания населения является производство и реализация органических продуктов. Это новая для России категория пищевых продуктов была впервые введена официально в СанПиН 2.3.2.2354-08 [17].
Цель исследования заключалась в сравнении действующего законодательства в области органического сельского хозяйства в России и на международном уровне для выработки предложений по совершенствованию государственного регулирования в области рынка органических продуктов.
В процессе исследования применялись общенаучные методы познания социально-экономических явлений и процессов: логический, аналитический методы, классификация, системный и комплексный подходы, методы синтеза и сравнительного анализа, социологический опрос.
Проблемы теоретико-методологического анализа государственной поддержки предпринимательства в сельском хозяйстве нашли отражение в исследованиях таких ученых, как А. Н. Адукова, В. М. Баутина, С. Н. Бобылева, Л. В. Бондаренко, В. И. Данилов-Данильяна. Следует также выделить ряд отечественных авторов, уделивших в своих работах внимание проблемам
экологизации рынка: С. А. Андрющенко, С. Н. Бобылев, А. В. Голубев, Е. П. Голубков,
A. А. Гусев, Т. В. Гусева, А. В. Вяльцев, А. Е. Зуев, Л. К. Жубанова. Развитие рынка органических продуктов нашло отражение в статьях О. А. Козловой, М. А. Николаевой, С. А. Калугиной, М. А. Голубкова, И. В. Калинина.
В настоящее время рынок органических продуктов регулируется комплексом федеральных и региональных законов, стандартов, ГОСТ, правовых актов, как российских, так и международных требований. Формирование рынка органических продуктов происходит в период экономического кризиса, санкций, членства страны в ВТО. На данный момент в России нет единого закона, регулирующего органический рынок. Принятие соответствующего закона обеспечит развитие экологического земледелия, а также производство безопасных сертифицированных продуктов. Совершенствование форм и методов государственного регулирования рынка органической продукции создаст условия развитие конкуренции не только на отечественном рынке, но и на международном.
Обзор зарубежной литературы. Проблемы, риски и возможности развития органического производства нашли своё отражение и у зарубежных авторов. Рынок органической продукции наиболее развит в Америке по сравнению с Россией. В Европе основной законодательной базой являются стандарты «Общеевропейского соглашения по органическому призводству сельскохозйственной продукции» ЕС (Европейский союз). С 2009 года в ЕС действуют новые директивы по органическому производству 837/2007 и 889/2008. Производство органических продуктов в Америке регулируется «Актом об органическом производстве продуктов питания», принятым в 1990 году. Вопросы повышения урожайности в органическом производстве рассматиривались следующими авторами: Д. Адамс, М. Салоис [2]. В отчёте Е. Рус, А. Мие, М. Вивстэд «Риски и возможности увеличения урожайности органического сельскогохозяйства» описан алгоритм взаимодействия между фермерами и государством в вопросах изготовления удобрений для развития земледелия и производства корма для животных [7]. Принципы современного органического сельского хозяйства Европы реализуются в ряде областей, таких как производство органической продукции животноводства, рентабельность фермерства и малое использование пестицидов. Однако урожайность органического сельского хозяйства обычно ниже, чем в традиционном сельском хозяйстве. В настоящее время эксперты заинтересованны в повышении урожайности в органическом сельском хозяйстве, чтобы обеспечить животноводство более экологически чистыми кормами для растущей популяции и снизить негативное воздействие на единицу продукции. Стратегии повышения урожайности органической продукции не сопряжены с негативными побочными эффектами. Борьба с вредителями посредством управления экосистемными услугами.
Ряд учёных полагают, что помимо оптимального севооборота, биологических средств защиты растений необходимо разрешить новые источники питательных веществ для растений, включая увеличение рециркуляции питательных веществ, а в некоторых случаях в ограниченных объёмах применять минеральные азотные удобрения из возобновляемых источников. В странах ЕС производство органической сельскохозяйственной продукции налажено, востребовано потребителями и поддерживается на государственном уровне; до 10-15 % сельскохозяйственной продукции выращивается в соответствии с «органическими требованиями».
В обзоре Л. Десперсена, Д. Багесена и Е. Фог «Потенциальный вклад органического сельского хозяйства в общественные блага» на примере Дании представлены основные принципы органического сельского хозяйства. В качестве примеров был проанализирован положительный и отрицательный вклад органического сельского хозяйства в отношении создании общественных благ [4]. Влияние органического земледелия на природу и биоразнообразие, здоровье и благосостояние человека и животных имеет в основном положительный эффект по сравнению с обычным сельским хозяйством. Однако воздействие на окружающую среду, энергию и климат неоднозначно. Анализ выявил необходимость дальнейшей регламентации и пересмотра органических принципов и требований.
На островах Северной Америки, как и в России, многие потребители недостаточно осведомлены в вопросах рынка органической продукции. Отсутствие маркетинговой стратегии, технологий и знаний по производству органической продукции являются основными препятствиями развития органического сельского хозяйства на островах Северной Америки. В работе Л. Марча,
B. Зоуменоу, С. Котона «Органическое земледелие: знания, практика и мнения фермеров и обычных производителей на полуострове Дельмара» приведены результаты опроса среди фермеров органической продукции. Пробелы в знаниях по органическому сельскому хозяйству являются
проблемой для некоторых заинтересованных сторон, включая фермеров по ресурсам на полуострове Дельмара в США. Для определения их знаний, практики, восприятия и потребностей был проведён опрос фермеров и обычных производителей в этом регионе и соседних округах. Большинство респондентов были фермерами; менее 30 % из них производят как органические, так и неорганические культуры, а менее 10 % ориентированы только на органические культуры. Органическими товарами были фрукты, овощи, зелень. По меньшей мере 60 % фермеров имели некоторые знания о производственных издержках, маркетинге и методах ведения сельского хозяйства для органических культур, в то время как почти 50 % не знали о практике выращивания сертифицированных органических веществ. Недостаток времени, знаний и финансовой возможности для сертификации продукции те распространённые причины, по которым фермеры не выращивают органические продукты. Фермеры и простые люди утверждают, что органические культуры безопасные, качественные, но и имеют высокую себестоимость. Некоторые неорганические фермеры и обычные производители планируют заниматься органическим сельским хозяйством в будущем, но нуждаются в первичной информации о методах производства и издержках [5].
Повышение осведомлённости потребителей и производителей органической продукции было зафиксировано в статьях М. Салоис, А. Ниггли и других авторов.
Результаты и обсуждение. Органический продукт - пищевой продукт, произведённый с использованием технологий выращивания сырья без применения пестицидов, других средств защиты, химических удобрений, стимулирования роста и откорма животных, без антибиотиков, гормональных и ветеринарных препаратов, ГМО, не подвергнутых обработке использованием ионизирующего излечения [17].
В международной практике принято следующее определение термина: «Органическая продукция (биопродукты) - это продукция, полученная в результате ведения сертифицированного органического производства в соответствии с требованиями стандартов и правил органического производства» [9].
Согласно СанПиН 2.3.2.2354-08 [17], удельная доля такого сырья для органических продуктов должна быть не менее 80 %. При производстве органических продуктов должны соблюдаться несколько аспектов, а именно: продукция должна быть выращена на сельскохозяйственных угодьях, полях, фермах, на которых не применялись пестициды и другие средства защиты, химические удобрения, антибиотики и ГМО. Также стоит отметить, что при изготовлении органической продукции используются натуральные ароматизаторы. Транспортировка и хранение также производится в соответствие с ГОСТ, продукты должны иметь маркировку «органический продукт», что должно подтверждаться соответствующими документами.
Формированием международных стандартов в области органических продуктов в мире занимается Международная федерация движения экологического хозяйства (IFOAM). В 1980 году организацией были сформированы «Базовые стандарты IFOAM относительно производства биопродуктов и их переработки» и «Аккредитационный критерий IFOAM».
IFOAM объединяет свыше 700 активных организаций-участников в 100 странах мира. Кроме неё функционирует Международная служба аккредитации в сфере экологического хозяйства (IOAS), основанная IFOAM [9].
В феврале 2011 года IFOAM предложила систему органических гарантий и ввела новый мировой знак качества «Всемирный органический знак» (Global Organic Mark). Основными документами, устанавливающими требования к органической продукции в мире, можно считать следующие:
1. EU Regulation 2092/91 (EC 834/2007).
2. Codex Alimentarius Guidelines for Organically produced food 1999/2001.
3. IFOAM Basic Standard (IBS).
4. Нормативы «ЕС 834/2007», «ЕС 889/2008».
5. National Organic Program (NOP, «Национальная Программа по Биопродуктам»).
6. Стандарты Japanese Agricultural Standard (JAS).
В мире ещё не придерживаются единого международного стандарта производства органических продуктов ввиду его отсутствия. Данный факт сдерживает развитие мировой торговли биопродуктами.
Анализируя законодательную базу, регулирующую рынок органических продуктов, можно сделать вывод, что в России нет закона, координирующего органическое производство.
В Государственной думе рассматривается проект Федерального закона «О производстве и обороте органической продукции (продукции органического производства)» подготовленный Минсельхозом РФ 28.04.2017 г. Закон должен включать основные понятия (органический продукт, органический пищевой продукт, органическое производство и т. д.), полномочия органов власти на всех уровнях (федеральный, региональный и муниципальный), основы сертификации и т. д. Однако закон по своей сути будет рамочным, условия, производства, хранение, сертификация так же, как и раньше, будет, регулироваться ГОСТ. Кроме того, существует законопроект «О производстве органической продукции» [19].
На данный момент производство органических продуктов в России регулируется ГОСТ. Первым документом, где они устанавливались, стал СанПин 2.3.2.1078-01.2.3.2 [17]. В 2008 году был введён специальный раздел «Санитарно-эпидемиологические требования к органическим продуктам». Раздел содержит условия для производства сельскохозяйственной продукции растениеводства, животноводства, птицеводства и пчеловодства без применения пестицидов, химических удобрений, ГМО и др., а также разрешённые пищевые добавки и технологические вспомогательные средства, агрохимикаты, средства контроля за численностью вредителей и борьбы с болезнями растений, используемые при производстве органических продуктов и т. п. [12, с. 301].
Авторами систематизированы законодательные акты, регулирующие рынок органических продуктов (табл. 2).
Как было показано выше, в России производство органической продукцией регулируется ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения», ГОСТ Р 565082015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортирования», Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства».
Таблица 2
Система нормативно-правового регулирования рынка органической продукции в России
Международные документы и нормативно-правовые акты Комиссия Кодекса Алиментариус «Руководство по изготовлению, переработке, маркировке и реализации органических продуктов питания». Модельный закон «Об экологическом агропроизводстве», Межпарламентская ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. Приложение к постановлению МПА СНГ от 18.04.2014 г. № 40-8. Регламент совета (ЕС) № 834/2007 об экологическом производстве и маркировке экологической продукции и прекращении действия Регламента ЕЭС № 2029/91. Регламент комиссии (ЕС) № 889/2008 от 05.09.2008 г. с положениями о порядке исполнения Регламента совета (ЕС) № 834/2007 об экологическом производстве и маркировке экологической продукции в отношении экологического производства, маркировки и контроля продукции. Закон об исполнении правовых актов Европейского сообщества в сфере экологического сельского хозяйства (закон об экологическом сельском хозяйстве - OELG). Нормативные требования ГРОАМ для системы органического производства и переработки и др. Стандарт 1СЕА
Специальные законы РФ (готовящиеся документы и нормативно-правовые акты РФ) Проект закона «Об органическом производстве и обороте продукции» (сентябрь 2016 г.). Проект Федерального закона «О производстве и обороте органической продукции (продукции органического производства) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (подготовлен Минсельхозом России) (ред. до внесения в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.04.2017)
Международный стандарт Межгосударственный стандарт ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации»
Национальные стандарты Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения». Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56508-2015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортирования». Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства»
Окончание таблицы 2
Региональные документы и нормативно-правовые акты РФ Закон Ульяновской области от 05.07.2013 г. № 106-ЗО «О мерах государственной поддержки производителей органических продуктов в Ульяновской области» (в редакции от 25.05.2015). Закон Краснодарского края от 01.11.2013 г. № 2826-КЗ «О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Краснодарском крае» (в редакции от 01.11.2013). Закон Воронежской области от 30.12.2014 г. № 226-ОЗ «О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Воронежской области» (в редакции от 30.12.2014). Постановление правительства Белгородской области от 29.08.2011 г. № 324-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Внедрение биологической системы земледелия на территории Белгородской области на 2011-2018 годы». Кодекс добросовестного землепользователя Белгородской области от 26.01.2015 г. № 14-пп
Частные российские стандарты Стандарт организации НП «Экологический союз» СТО ЛЖ 2.03.9900-14-1.0 «Органическая сельскохозяйственная продукция. Требования к производству и переработке. Правила применения». Стандарт организации «Агрософия» «Об экологическом сельском хозяйстве, экологическом природопользовании и соответствующей маркировке экологической продукции». Стандарт производства органической сельскохозяйственной продукции и её переработки (Листок жизни. Органик - Экологический союз)
Общехозяйственные законодательные акты
Международные документы и нормативно-правовые акты Модельный закон «Об экологическом агропроизводстве» (принят на Межпарламентской ассамблее государств-участников СНГ. Приложение к постановлению МПА СНГ от 18.04.2014 г. № 40-8)
Законы РФ Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (в редакции 28.12.2017 г.). Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (последняя редакция). Федеральный закон от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве (последняя редакция). Федеральный закон от 07.07.2003 г. «О личном подсобном хозяйстве» (в редакции 01.05.2016 г.)
Международные регламенты ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции. ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части её маркировки». ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки». ТР ТС 027/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» и др.
Только в 2017 году вступил в силу Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства», который установил единый порядок добровольной сертификации органического производства на соответствие требованием ГОСТ 56508. В России до сих пор не существует единого органа, который был бы ответственным за сертификацию органических продуктов. Добровольных систем сертификации, разработанных активистами экологического движения, две - «Чистые росы» (стандарты разработаны компанией «Агрософия») и «Листок жизни» (НА «Экологический союз»). Производители органической продукции могут также сертифицировать свою продукцию у компаний, аккредитованных при европейской комиссии на право выдачи сертификата европейского образца. Он предоставляет использовать название в наименовании продукции «эко», «био» или «органический» с использованием маркировки «ев-ролисток». Российских аккредитационных агентств, имеющих европейскую аккредитацию, пока нет (хотя у некоторых отечественных компаний есть агентские договоры с европейскими сертификаторами), поэтому приходится обращаться либо в европейские компании, либо в имеющие такую аккредитацию агентства из некоторых стран бывшего СССР (например, Армении или Украины).
Принятие в 2017 году ГОСТ Р 57022-2016 - важный этап развития отечественного рынка органической продукции. При отсутствии закона об экологическом производстве, регламентирующем использование слов «эко», «органик», «био», «экологический», «органический» и «биологический» на
упаковке продукции, недобросовестные производители и продавцы, используя их без должного основания, вводят в заблуждение покупателей. Отметим, ввиду высоких затрат на экологическую сертификацию не многие производители готовы сертифицировать свою продукцию.
Безусловно для развития органической отрасли в Росии необходимо ускорить принятие закона об органическом сельском хозяйстве. Данный проект до сих пор находится на обсуждении Государственной думы, ввиду того, что первые варианты закона имели рамочный характер. В обсуждаемом проекте ФЗ «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» следует:
- рассматривая органическое производство как эталон сельского хозяйства, исключить понятие «традиционное сельскохозяйственное производство» и заменить его на «химизированное сельскохозяйственное производство»;
- внести предлагаемый срок переходного периода к органическому ведению сельского хозяйства от 3 до 5 лет [7, с. 48];
- рассмотреть меры материальной отвественности. Ввести штрафные санкции за нарушения ведения органического производства, за незаконное использование наименования и маркировки «органический», за нарушение регистрации и сертификации продукции;
- создать государственные организации по контролю над сертифицирующими организациями и государственные органы, отвечающие за сертификацию продукции.
В целях выхода России на международные рынки неободимо создать целостную систему законодательных актов по органическому сельскому хозяйству, отвечающему международным требованиям торговли органическим продовольствием. Данные меры будут способствовать защите сельхозпроизводителей, позволят разработать мероприятия по поддержке и снизить стоимость сертификации [13, с. 134].
Заключение. Меры государственного регулирования рынка органической продукции в России смогут создать фон для полноценного партнёрства на международном рынке органических продуктов. Со вступлением России в ВТО у иностранных сельхозтоваропроизводителей появляется возможность присутствия на российском рынке органических продуктов, для создания конкурентной среды. Аграрная политика США, ЕС с ярко выраженным протекционизмом ограничивает возможность пробиться на международный рынок отечественным производителям органической продукции.
Проект Закона «О производстве и обороте органической продукции» содержит:
- определения основных понятий (в том числе органическое сырьё, органическая пищевая продукция, пищевой ингредиент, гидропонное производство, полиплоидные животные);
- основные направления государственной политики в области производства органической продукции (в том числе развитие конкурентоспособной, высокоэффективной экономической деятельности в сфере производства органической продукции и увеличения её экспорта);
- условия производства органической продукции (в частности, использование только здоровых животных и растений, исключение применения ГМО);
- порядок подтверждения соответствия производства органической продукции;
- порядок ведения Государственного реестра производителей органической продукции Российской Федерации;
- основные направления государственной поддержки производителей органической продукции.
Но в законопроекте не выделяют производителей органических продуктов отдельно от группы
производителей сельскохозяйственной продукции. Система сертификации в соответствии с ГОСТ также пока не проработана, т. к. государственных органов отвечающих за сертификацию пока нет, а сам процесс сертификации является достаточно трудозатратным и дорогостоящим.
Разработка методов и форм государственного регулирования рынка органической продукции предоставит условия для развития органического фермерства, земледелия. В свою очередь, рынок органической продукции обеспечит потребителей экологически чистыми продуктами питания, а для производителей создаст условия развития и выхода на международный рынок.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 03.07.2016 № 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200732/
2. Adams D. C., Salois M. J. Local versus organic: a turn in consumer preferences and willingness-to-pay. Renew Agric Food System. - 2010. - рр. 331-341.
3. Cooper J., Baranski M., Stewart G. Shallow non-inversion tillage in organic farming maintains crop yields and increases soil C stocks: a meta-analysis // Agronomy for Sustainable Development. - 2016. - P. 22.
4. Jespersen L. M., Baggesen D. L., Fog E. Contribution of organic farming to public goods in Denmark //Organic Agriculture - 2017. - рр. 243-246.
5. Marsh L., Zoumenou V., Cotton C., Hashem F. Organic farming: knowledge, practices, and views of limited resource farmers and non-farmers on the Delmarva Peninsula // Organic Agriculture-2017. - рр. 125-132.
6. Patlasov O. Yu. Russian market capacity of geneticallymodifiedproducts: monitoring, legalregulation, consumers' attitude «Объём генетически модифицированных продуктов на российском рынке: мониторинг, легальное регулирование, отношение потребителей» // Актуальные проблемы экономических, социально-гуманитарных и естественных наук : мат. межвуз. науч.-практ. конф. - Омск: ЕврИЭМИ, 2006. - С. 17-29
7. Roos E., Mie A., Wivstad M. Risks and opportunities of increasing yields in organic farming. A review // Agronomy for Sustainable Development - 2018. - P. 14.
8. Голубкова М. А. Актуальное состояние мировой торговли продовольственной продукцией, произведенной на основе использования современных биотехнологий // Российский внешнеэкономический вестник, 2015. - № 12. - С. 76-91.
9. Международная федерация движений экологического сельского хозяйства (JFOAM) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://test.org.ua/usefulinfo/food/info/63
10. Калугина С. А. Анализ российского рынка органических продуктов питания // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2016. - № 1 (22). - С. 226-230.
11. Колерова В. В чистом поле // Бизнес-журнал, 2016. - № 9. - С. 20-24.
12. Кручинина В. М. Государственное регулирование рынка органической продукции в России // Вестник ВГУИТ. 2017. - Т. 79. - № 2. - С. 296-305.
13. Мирончук В. А. Государственное регулирование органического земледелия: состояние и тенденции развития в России // Научный журнал КубГАУ. - 2015. - № 112 (08). -C. 121-144.
14. Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения-на период до 2020 года / утв. Распоряжением правительства РФ от 25 окт. 2010г. №1873-Р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Информационно-правовой портал Гарант http://www.garant.ru/products /ipo/prime/doc/12079847/
15. Патласов О. Ю., Левенец Л. В. Правовые, экономические и социальные инструменты ограничения политики экспансии трансгенных культур в рамках продовольственной безопасности страны // Актуальные проблемы управления: теория, методология, культура, модернизация, ресурсы : сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. - Омск: Изд-во «Прогресс» Омского института предпринимательства и права, 2004. Ч. 1. -С. 187-194.
16. Российский статистический ежегодник. 2017 : стат. сб. / Росстат. - М., 2017, - С. 364-365.
17. СанПиН 2.3.2.2354-08 «Дополнения и изменения № 8 к санитарно-эпидемиологическим правилам СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» (зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2002, регистрационный номер 3326).
18. Сафронов А. М. Оценка экономики современной России под углом зренияформального и реального обобществления хозяйственного процесса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2013. - № 3(127). - С. 45-50.
19. Проект Федерального закона «О производстве органической продукции» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Консультант Плюс Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/33058.html/
D. S. Toleubaeva, postgraduate
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2748-2359 Omsk humanitarian Academy, 2а 4th Cheluskintsev st., Omsk, 644105, Russian Federation
O. Yu. Patlasov,
Doctor of Economic Sciences, Professor, Vice-rector of Omsk regional Institute,
20, Lenin str. Omsk, 644024, Russian Federation Vice-rector of the Omsk humanitarian Academy, 2а 4th Cheluskintsev st., Omsk, 644105, Russian Federation ORCID ID: http:orcid.org/0000-0003-2015-1474 Scopus Author ID: 56437696900 e-mail: [email protected]
STATE REGULATION OF ORGANIC PRODUCTS MARKET IN RUSSIA
An assessment of the state and prospects of expanding the market capacity of organic food products is given. The regulatory and legal framework for regulating the organic products market in Russia and abroad is analyzed. The conditions for the development of organic products market are described. The transformation of the structures of the world food markets influenced the development of the sphere of "organic" agricultural production. Demand for organic products is growing rapidly. If the European Union in its time has created an effective system for regulating the production of organic products, in Russia this production is only being formed. It is alleged that Russia uses only part of its potential in the field of agricultural development, including the production of organic food products, in conditions of restricting the importation of food into the country as a response to Western sanctions. It is proved that the development of the "green economy" concept in Russia will allow agricultural organizations, taking into account state regulation, to form a new niche of the organic products market and to expand the offer of "organic products" in the world market.
Keywords: organic market, agriculture, agribusiness, green economy, genetically modified products, state regulation.
References
1. Federal'nyj zakon ot 03.07.2016 № 358-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti sovershenstvovanija gosudarstvennogo regulirovanija v oblasti genno-inzhenernoj dejatel'nosti» [Federal Law of 03.07.2016 No. 358-FZ «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation Regarding the Improvement of State Regulation in the Field of Genetic Engineering Activities»]. Access mode: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200732/
2. Adams D. C., Salois M. J. Local versus organic: a turn in consumer preferences and willingness-to-pay. Renew Agric Food System. 2010. pp. 331-341.
3. Cooper J., Baranski M., Stewart G. Shallow non-inversion tillage in organic farming maintains crop yields and increases soil C stocks: a meta-analysis. Agronomy for Sustainable Development. 2016. P. 22.
4. Jespersen L. M., Baggesen D. L., Fog E. Contribution of organic farming to public goods in Denmark. Organic Agriculture. 2017. pp. 243-246
5. Marsh L., Zoumenou V., Cotton C., Hashem F. Organic farming: knowledge, practices, and views of limited resource farmers and non-farmers on the Delmarva Peninsula. Organic Agriculture. 2017. pp. 125-132
6. Patlasov O. Yu. Russian market capacity of genetically modified products: monitoring, legal regulation, consumers' attitude «The volume of genetically modified products in the Russian market: monitoring, legal regulation, consumer attitudes». Aktual'nye problemy jekonomicheskih, social'no-gumanitarnyh i estestvennyh nauk : mat. mezhvuz. nauch.-prakt. konf. Omsk, EurlEMI, 2006. pp. 17-29
7. Roos E., Mie A., Wivstad M. Risks and opportunities for increasing yields in organic farming. Review. Agronomy for Sustainable Development. 2018. P. 14.
8. Golubkova M. A. The current state of world trade in food products produced through the use of modern biotechnology. Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik, 2015. no. 12. pp. 76-91.
9. Mezhdunarodnaja federacija dvizhenij jekologicheskogo sel'skogo hozjajstva (JFOAM) [International federation of movements of ecological agriculture (JFOAM)]. Access mode: https://test.org.ua/usefulinfo/food/info/63
10. Kalugina S.A. Analysis of the Russian market of organic food products. Siberian Trade and Economic Journal, 2016. no. 1 (22). pp. 226-230.
11. Kolerova V. In the Clean Field. Biznes-zhurnal, 2016. no. 9. pp. 20-24.
12. Kruchinina V. M. State regulation of the market of organic products in Russia. Vestnik VGUIT. 2017. T. 79. No. 2. pp. 296-305.
13. Mironchuk V. A. State regulation of organic farming: the state and development trends in Russia. Nauchnyj zhurnalKubGAU. 2015. No. 112 (08). pp. 121-144.
14. Fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the field of healthy nutrition of the population until 2020goda / Order of the Government of the Russian Federation of 25 October. 2010. no. 1873-P
15. Patlasov O. Yu., Levenets L. V. Legal, economic and social instruments for limiting the policy of expansion of transboundary crops within the food security of the country. Aktual'nye problemy upravlenija: teorija, metodologija, kul'tura, modernizacija, resursy: sb. materialov mezhregion. nauch.-prakt. konf, 2004. Part 1. pp. 187-194.
16. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik [Russian Statistical Yearbook]. 2017. Rosstat. Moscow, 2017. pp. 364-365.
17. SanPiN 2.3.2.2354-08 «Dopolnenija i izmenenija № 8 k sanitarno-jepidemiologicheskim pravilam SanPiN 2.3.2.1078-01 «Gigienicheskie trebovanija bezopasnosti i pishhevoj cennosti pishhevyh produktov» (zaregistrirovano v Minjuste Rossii 22.03.2002, registracionnyj nomer 3326). [SanPiN 2.3.2.2354-08 "Additions and changes No. 8 to sanitary and epidemiological rules SanPiN 2.3.2.1078-01" Hygienic requirements for safety and nutritional value of products "(registered in the Ministry of Justice of Russia on 22.03.2002, registration number 3326)]
18. Safronov A. M. Estimation of the economy of modern Russia from the point of view of a formal and real generalization of the economic process // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 5: Jekonomika. 2013. No. 3 (127). pp. 45-50.
19. Proekt Federal'nogo zakona «O proizvodstve organicheskoj produkcii» [The draft of Federal Law "The production of organic products"]. Access mode: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/33058.html/
Поступила в редакцию 12.03.2018 © Д. С. Толеубаева, О. Ю. Патласов, 2018
Авторы статьи:
Дилара Сергалиевна Толеубаева, аспирант кафедры коммерции, маркетинга и рекламы, Омская гуманитарная академия, 644105, 4-я Челюскинцев, 2а.
Олег Юрьевич Патласов, доктор экономических наук, профессор, проректор по лицензированию и аккредитации, зав. кафедрой экономики, бухгалтерского учёта и аудита Омский региональный институт, 644024, ул. Ленина, 20; проректор по международной деятельности, зав. кафедрой коммерции, маркетинга и рекламы, Омская гуманитарная академия, 644105, 4-я Челюскинцев, 2а, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
К. С. Мейрамкулова, доктор биологических наук, профессор кафедры управления и инжиниринга в сфере охраны окружающей среды, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, г. Астана, Республика Казахстан.
М. А. Сарсенбаев, профессор, председатель Ассоциации Халал Индустрии Казахстана, генеральный директор Малазийско-Казахстанской международной компании ТОО «MalkazH VENTURES PRIVATE LIMITED», директор ТОО «Kazakhstan International Halal Industry», эксперт-аудит по сертификации продукции и СМК (система Менеджмента Качества).