Научная статья на тему 'Инновационные механизмы реализации маркетинговой стратегии по продвижению органических продуктов на отечественном рынке'

Инновационные механизмы реализации маркетинговой стратегии по продвижению органических продуктов на отечественном рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
621
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / органические продукты / емкость рынка органической продукции / каналы сбыта / инновационные технологии производства / продвижение производителей органической продукции. / innova􏰃ons / organic products / market capacity of organic products / distribu􏰃on channels / innova􏰃ve produc􏰃on technologies / promo􏰃on of producers of organic products.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тамбиев Абубакир Хасанович, Дружинин Александр Георгиевич

Статья посвящена экономическим и маркетинговым аспектам развития рынка органических продуктов в России. Обозначена социальная значимость данной отрасли, перспективы ее развития и факторы, сдерживающие темпы роста реализации органических продуктов, произведенных российскими производителями. Рассмотрены отличия органического и химизированного сельского хозяйства. Основными методами исследования, использованными при написании данной статьи, являются экономико-статистическая группировка данных, представленных отраслевыми министерствами и ведомствами РФ, и анализ данных из открытых источников по производству сельскохозяйственной продукции, собранных международными ассоциациями, объединяющими производителей сельскохозяйственной продукции, а также социологические методы сбора данных, метод экспертных оценок. Рассмотрена сущность рынка органических продуктов, специфика его развития и проанализированы тенденции как в мире, так и в РФ. В графической форме представлена динамика развития рынка органических продуктов в России, динамика прироста количества сертифицированной в стране под органику земли, прирост числа сертифицированных российских сельхозтоваропроизводителей и их структурное разделения по подотраслям рынка органических продуктов. Обозначены проблемы в области сертификации органических продуктов. Дана характеристика некоторых систем сбыта органической продукции. Представлен перечень авторских предложений по развитию рынка органических продуктов в РФ. Среди предложенных мероприятий по развитию в России рынка органических продуктов можно выделить следующие: разработка национального эко-бренда органических продуктов, проведение национальных рекламных кампаний, государственная закупка органических продуктов отечественных товаропроизводителей для нужд социально значимых учреждений, субсидирование закупок экологически чистых органических продуктов малоимущим населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative mechanisms for implementing a marketing strategy to promote organic products in the domestic market

The ar􏰃cle is devoted to the economic and marke􏰃ng aspects of the development of the market for organic products in Russia. The social significance of this industry, its development prospects and factors limi􏰃ng the growth rate of sales of organic products produced by Russian producers are indicated. The differences of organic and chemical agriculture are considered. The main research methods used in wri􏰃ng this ar􏰃cle are the economic and sta􏰃s􏰃cal grouping of data submi􏰂ed by the branch ministries and departments of the Russian Federa􏰃on and the analysis of data from open sources of agricultural products collected by interna􏰃onal associa􏰃ons uni􏰃ng producers of agricultural products, as well as sociological methods of collec􏰃ng data, the method of expert assessments. The essence of the market of organic products, the specificity of its development and the trends in the world and in the Russian Federa􏰃on are analyzed. The graphical form presents the dynamics of the development of the organic products market in the Russian Federa􏰃on, the dynamics of the increase in the number of land cer􏰃fied in the Russian Federa􏰃on for organic ma􏰂er, the increase in the number of cer􏰃fied Russian agricultural producers and their structural separa􏰃on in the sub-sectors of the organic products market. Iden􏰃fied problems in the cer􏰃fica􏰃on of organic products. The author describes some of the sales systems for organic products. A list of author’s proposals for the development of the market of organic ma􏰂er in the Russian Federa􏰃on. Among the proposed measures for the development of the organic products market in Russia are the following: the development of a na􏰃onal eco-brand of organic products, the holding of na􏰃onal adver􏰃sing campaigns, the state procurement of organic products of domes􏰃c producers for needs, subsidizing the purchase of environmentally friendly organic products by the poor.

Текст научной работы на тему «Инновационные механизмы реализации маркетинговой стратегии по продвижению органических продуктов на отечественном рынке»

УДК 338.439.542

DOI: 10.24411/2587-6740-2019-13040

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ОРГАНИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ РЫНКЕ

А.Х. Тамбиев1, А.Г. Дружинин2,3

1ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» — филиал в с. Учкекен Карачаево-Черкесской Республики 2Северо-Кавказский научно-исследовательский институт экономических и социальных проблем ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону

3ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», г. Калининград, Россия

Статья посвящена экономическим и маркетинговым аспектам развития рынка органических продуктов в России. Обозначена социальная значимость данной отрасли, перспективы ее развития и факторы, сдерживающие темпы роста реализации органических продуктов, произведенных российскими производителями. Рассмотрены отличия органического и химизированного сельского хозяйства. Основными методами исследования, использованными при написании данной статьи, являются экономико-статистическая группировка данных, представленных отраслевыми министерствами и ведомствами РФ, и анализ данных из открытых источников по производству сельскохозяйственной продукции, собранных международными ассоциациями, объединяющими производителей сельскохозяйственной продукции, а также социологические методы сбора данных, метод экспертных оценок. Рассмотрена сущность рынка органических продуктов, специфика его развития и проанализированы тенденции как в мире, так и в РФ. В графической форме представлена динамика развития рынка органических продуктов в России, динамика прироста количества сертифицированной в стране под органику земли, прирост числа сертифицированных российских сельхозтоваропроизводителей и их структурное разделения по подотраслям рынка органических продуктов. Обозначены проблемы в области сертификации органических продуктов. Дана характеристика некоторых систем сбыта органической продукции. Представлен перечень авторских предложений по развитию рынка органических продуктов в РФ. Среди предложенных мероприятий по развитию в России рынка органических продуктов можно выделить следующие: разработка национального эко-бренда органических продуктов, проведение национальных рекламных кампаний, государственная закупка органических продуктов отечественных товаропроизводителей для нужд социально значимых учреждений, субсидирование закупок экологически чистых органических продуктов малоимущим населением.

Ключевые слова: инновации, органические продукты, емкость рынка органической продукции, каналы сбыта, инновационные технологии производства, продвижение производителей органической продукции.

Актуальность

Инновационные технологии на сегодняшний день рассматриваются как ключ к повышению конкурентоспособности сельскохозяйственной отрасли страны. В данном контексте хотелось бы рассмотреть направление органической сельскохозяйственной продукции как инновационной производственной системы, успешно сочетающей в себе и традиционные методы и новейшие технологии. Как известно, под инновацией подразумевается создание, распространение и использование новшеств (нового продукта) либо процесс более лучшего и эффективного удовлетворения уже известной потребности человека, а также процесс сопряженных с данной новацией изменений в той социокультурной и материальной среде, в которой они происходят. Что же касается органических сельскохозяйственных продуктов, то по своим качественным характеристикам они должны, по определению, соответствовать традиционным продуктам, в то же время их характеризуют как инновационное направление сельского хозяйства.

В существующих реалиях развития техники и технологий сам подход к производству экологически чистой продукции, при выращивании которой окружающей среде был нанесен минимальный урон, является инновационным. Также следует отметить, что при производстве органической продукции необходимы новейшие технологии в области биотехнологии, возобновляемой энергетики, эко-маркетинг и т.д. То есть сам процесс производства и коммерческой реализации органических продуктов в современных условиях развития глобального рынка сопряжен с целым рядом инноваций в са-

мой технологии выращивания продукции и инновационными методами продвижения данного продукта на высококонкурентный аграрный рынок. Наиболее актуальным на сегодняшний день является выработка стратегии государственной поддержки продвижения отечественных органических продуктов на рынке РФ и поддержки российских экспортеров, ориентированных на экспорт данной категории товарной продукции.

Вместе с тем следует отметить, что в научной литературе вопрос продвижения российских органических сельскохозяйственных продуктов рассмотрен недостаточно, что и предопределило актуальность выбранной темы.

Методы и методология

исследования

Теоретические и методологические аспекты органического сельского хозяйства подробно изложены в работах зарубежных авторов. К числу основополагающих по данной проблематике относятся труды Ф.Х. Кинга (F.H. King), Р. Штайне-ра (R. Steiner), А. Говарда (A. Howard), Р. Лемэра (R. Lemaire), Э. Пфайффера (E. Pfeiffer) и других авторов.

Недостаточный уровень освещения вопросов развития органического сельского хозяйства российскими авторами обусловлен тем, что данный рынок в РФ возник относительно недавно, исследованиями по данной тематике занимается небольшое число ученых. В российских вузах сельскохозяйственного направления обучения до сих пор не налажена подготовка дипломированных специалистов по органическому сельскому хозяйству. Вопросам развития органического сельского хозяйства посвящены

труды А.И. Алтухова, Я.В. Горчакова, А.М. Игони-на, Р.Ф. Кантемирова, С.В. Киселева, Н.Я. Коваленко, В.М. Кошелева, А.Ю. Мазуровой и других авторов.

Основными методами исследования, использованными при написании данной статьи, являются экономико-статистическая группировка данных, представленных отраслевыми министерствами и ведомствами РФ, и анализ данных из открытых источников о прогнозах развития зарубежных рынков органической сельскохозяйственной продукции, собранных международными ассоциациями, объединяющими производителей сельскохозяйственной продукции, а также социологические методы сбора данных, метод экспертных оценок.

Сущность рынка органических

сельскохозяйственных продуктов

Понятие «органические продукты» в научный оборот было введено в 1940-е годы одним из основателей направления научного органического сельского хозяйства В. Нортборном в его научной работе «Look to the Land» («Полагаться на землю»). В англоязычных странах на законодательном уровне в обиход введен термин «organic agriculture» — «органическое сельское хозяйство» [8]. Нормы органического сельского хозяйства наиболее точно представлены в стандартах IFOAM (Международная федерация движений за органическое сельское хозяйство) [10].

Парадоксом ситуации с органическим сельским хозяйством является то, что в данном случае именно соблюдение старых традиций производства является признаком инновацион-ности [1].

Схематически содержание органического сельского хозяйства и его отличие от более распространенного способа производства с использованием химических средств представлено на рисунке 1.

Производство органической сельскохозяйственной продукции не наносит вред окружающей среде и человеку, предусматривает использование безопасных технологий и технических средств, способствует социальной и экономической ответственности производителя.

Сельскохозяйственное производство органических продуктов для повышения конкурентоспособности должно быть обеспечено орудиями и условиями труда новейшего уровня, предлагаемыми научно-техническим прогрессом.

В условиях глобализации и увеличения информационных потоков, влияющих на зависимость функционирования сельских территорий от уровня развития науки, особенно важно стимулирование научных разработок российских ученых и научных коллективов в области экологизации и создания новых биотехнологий, способствующих развитию производства органических продуктов. Инновационные разработки зарубежных научно-исследовательских институтов уже сейчас предлагают использование на сельских территориях высокопроизводительной сельскохозяйственной техники, биологически безопасных удобрений, экологически чистых средств обработки растений.

Маркетинговый анализ рынка органических сельскохозяйственных продуктов

Для разработки стратегии продвижения российских органических продуктов необходимо провести маркетинговый анализ емкости рынка органики и определить характеристики основных каналов сбыта данной товарной категории сельскохозяйственной сферы.

Рынок органических продуктов — один из самых быстрорастущих и привлекательных сегментов мирового рынка продовольствия. Емкость данного рынка довольно высокая, так, за последние 15 лет он вырос более чем в 5 раз и составляет порядка 80 млрд долл. США в год. Крупнейшие национальные рынки — это США (36 млрд долл. в год), Германия (10,5 млрд долл.) и Франция (6,8 млрд долл.). Самый высокий объем потребления органических продуктов на душу населения — в европейских странах. Для сравнения: американцы в среднем тратят в год на приобретение органических продуктов только 112,5 долл. (106 евро) на человека, а жители Швейцарии — 221 евро, Люксембурга — 164 евро, Дании — 162 евро. Рынок этих стран может стать целевым для поставок российских натуральных продуктов питания [2].

Российский рынок органических продуктов также показывает достаточно интенсивный рост: в среднем с 2010 г. он увеличивался приблизительно на 10% в год, но кризис и целый ряд косвенных факторов привели к тому, что в 2015-2016 гг. рост составил 4%. В начале 2000-х годов российский рынок органических продуктов составлял 16 млн долл. (100% этой продукции был импорт), а к 2018 г. этот показатель составил 161 млн долл. (рис. 2).

В России по международным стандартам сертифицировано около 80 производителей органической продукции (рис. 3), в том числе 39 хозяйств в сфере растениеводства, 9 — животноводства, 2 — переработки, в основном,

Химизированное сельское хозяйство

ЦЕЛЬ

Производство

сельскохозяйственной продукции путем последовательной его интенсификации

Применение промышленных методов и химических средств, способствующих достижению высокой продуктивности

Органическое сельское хозяйство

Производство сельскохозяйственной продукции, которое не наносит вред окружающей среде и человеку, способствует экономической и социальной ответственности

СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ

Достижение продовольственной безопасности «любой ценой» (способом)

Использование безопасных технологий и технических средств, альтернативных энергетических ресурсов (биогаз, гелиостанции)

РЕЗУЛЬТАТЫ

Достижение продовольственной безопасности при получении натуральных продуктов без ущерба для природной среды

Рис. 1. Отличия органического и химизированного сельского хозяйства [6]

млн. дол.

180 -

160 -

140 -

120 -

100 80 60 40

20 16 0

62

27 30

■ ■ I

2005 2007 2011 2013

Рис. 2. Российский рынок органической продукции, млн долл. [3]

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Рис. 3. Количество сертифицированных органических сельхозпроизводителей в РФ [4]

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 3 (369) / 2019

161

2003

2015

2017

80

2005

2007

2009

2011

2013

2015

2017

это категория средних фермерских хозяйств до 1,5 тыс. га. Кроме того, появились первые российские аграрии, сертифицированные по китайским стандартам — в Приморье и Хабаровской крае. К 2020 г. число хозяйств, сертифицированных по международным стандартам, может вырасти в 3-4 раза, а в будущем Россия может занять 10-15% мирового рынка органической продукции.

При этом следует особо обметить, что к 2018 г. уже 10% российского рынка органических продуктов занимает отечественная сертифицированная продукция, тогда как в 2000 г. он был полностью представлен импортом.

Если рассматривать структуру российского сегмента рынка органической сельскохозяйственной продукции, следует выделить значительную долю (23%), которая приходится на производителей круп, зерновых и хлебоизде-лий, следом (с долей в 22%) идут производители фруктов, овощей и напитков, на долю мясной продукции приходится 11% (рис. 4).

Сегодня в России сертифицировано 385 тыс. га земли (рис. 5), что ставит ее на 17 место в мире по количеству сертифицированной земли, но в отличие от многих стран из этого количества не менее 30% сертифицировано под будущие проекты. Например, в Московской области

Рис. 4. Российские производители органической продукции по видам деятельности [4]

тыс. га

450 -

400

350 -

300

250 -

200

150 -

100 50 0

4 2007

33,8

146,251

I

385,14

2009 2011 2013 2015 2017

44

34

2005

Рис. 5. Количество сертифицированной в РФ под органическую продукцию земли, тыс. га [4]

Рис. 6. Структура посевных площадей зерновых, выращиваемых по органической технологии [4]

сертифицировано более 10 тыс. га земли, которые реально в сельском хозяйстве сейчас не используются.

Наиболее важный для России экспортный рынок — это зерновые. На рисунке 6 представлена структура посевных площадей, отведенных под производство зерновых культур.

В мире самые большие площади — 36% от всех посевных площадей, имеющих органическую сертификацию, отведены под посадки пшеницы. Таким образом, даже в такой традиционной российской экспортной культуре, как пшеница, есть потенциал роста экспорта за счет использования органических технологий.

Отдельная отрасль органического сельского хозяйства, заслуживающая особого внимания — пчеловодство. Мировым лидером по количеству ульев, соответствующих органическим стандартам, является Болгария — 180 тыс. ульев. В исследованиях института органического сельского хозяйства (FiBL) информация по российскому производству органического меда отсутствует. При этом Башкирия, по данным ЮНЕСКО, единственное место в мире, где сохранилось бортевое пчеловодство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уникальной является и башкирская темная лесная пчела — практически дикий вид, значительно отличающийся от распространенных по всему миру «промышленных» пчел. Все это создает уникальные возможности для продвижения на мировой рынок российского органического меда.

Важнейшим вопросом является организация сертификации агропроизводства на соответствие стандартам органического сельского хозяйства. Наиболее широко признанной в мире является система стандартов Международной Федерации движений за органическое сельское хозяйство (International Federation of Organic Agriculture Movements (IFOAM — Organics International). Ключевой документ — «Общие цели и требования органических стандартов (COROS)», разработанные в сотрудничестве и при поддержке ФАО ООН. Эти стандарты уже полностью внедрены в 87 странах мира. Еще 18 стран, в том числе и Российская Федерация, находятся в процессе внедрения органических стандартов.

На сегодняшний день ключевым документом, регулирующим производство и требования к органической продукции в России, является ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения». Также важным шагом в развитии органического производства в России стало принятие в 2016 г. закона о запрете выращивания и разведения в России ген-но-инженерно-модифицированных растений и животных. Здесь необходимы скоординированные и целенаправленные усилия государства и бизнеса для максимального охвата международной органической сертификацией российских сельскохозяйственных земель и производимых в России продуктов питания.

Качественный земельный фонд, низкий уровень использования минеральных удобрений, большие площади экологически чистых угодий, пригодных для сбора дикоросов — все это создает отличные возможности для кратного увеличения производства органических продуктов питания в России, прежде всего за счет сертификации уже действующих производств.

Объем продаж органической продукции в мире оценивается в 81 млрд долл., ежегодно рынок органического сельского хозяйства

Таблица

Характеристика некоторых систем сбыта органической продукции

Торговля органическими продуктами через Интернет

Положительные черты • Высокое покрытие целевого сегмента • Высокая компетентность системы • Удобство системы для потребителей • Относительно дешевый и простой способ реализации продукции • Возможность реализации продукции непосредственно через официальный сайт производителя • Отсутствие барьеров при входе в систему Отрицательные черты • Ограниченный доступ потребителей к сети Интернет • Отсутствие привычки приобретения продуктов питания через Интернет • Нежелание со стороны потребителей доплачивать за доставку • Недостаточно развитая сеть магазинов • Низкий уровень доверия со стороны потенциальных покупателей • Возможность контроля производителем только при условии сбыта через собственный сайт

Специализированные магазины органических продуктов

Положительные черты • Высокая компетентность системы • Развитая практика покупки продуктов питания • Удобство системы для потребителей • Возможность реализации продукции в торговой точке, принадлежащей производителю Отрицательные черты • Невысокое покрытие целевого сегмента • Недостаточно развитая сеть магазинов, особенно в регионах • Дорогой и сложный в плане организации способ реализации продукции • Наличие барьеров при входе в систему • Возможность контроля производителем при условии сбыта через собственный магазин или договоренность с владельцем

Реализация органической продукции на продуктовых рынках, ярмарках

Положительные черты • Высокая компетентность системы • Возможность прямых контактов с потребителями • Относительно дешевый и простой способ • Подходит для реализации небольших партий продукции • Высокий уровень доверия со стороны потребителей Отрицательные черты • Недостаточно удобная система для потребителей • Невысокое покрытие целевого сегмента • Возможность контроля производителем при условии налаживания сбыта без посредников

увеличивается темпами в 5-10%. Его рост в развитых странах сдерживает отсутствие подходящих сельскохозяйственных земель под органическое производство, поэтому Россия имеет большие шансы на международном рынке. В то же время четко прописанных стандартов органической продукции не существует. Лишь в ряде регионов, в том числе в Воронежской области, Краснодарском крае, Ульяновской области, действуют местные законы об органическом сельском хозяйстве.

Для формирования стратегии продвижения органической продукции также немаловажна система сбыта. В таблице представлена краткая характеристика основных каналов сбыта органической продукции, проанализированы их положительные и отрицательные стороны.

Каждый из указанных в таблице каналов сбыта органической продукции отвечает интересам определенной категории покупателей. Так, в частности, продажи через интернет-магазины ориентированы на трудоустроенных граждан с плотным графиком работы и на домохозяек с детьми, которые являются наиболее активными пользователями онлайн- сервисов.

Представители старшего поколения больше доверяют специализированным ярмаркам и оф-лайн-площадкам. При этом на данном этапе развития потребителями органических продуктов в силу их более высокой стоимости являются покупатели с более высоким уровнем доходов либо с аллергическими реакциями на продукцию, произведенную с использованием химических удобрений.

В этой связи перед российскими производителями органической продукции стоят две важные задачи: с одной стороны — развитие спроса

на отечественном рынке сельскохозяйственной продукции, с другой — выход на внешние рынки и заключение экспортных контрактов на реализацию своей сельскохозяйственной продукции. Решение данной задачи требует проработки маркетинговой стратегии в соответствии с самыми последними трендами.

Препятствием для роста продовольственного рынка органических продуктов является недостаточное участие государства в развитии бизнеса и отсутствие связи с потребителем, а также, недостаточное развитие целевого эко-маркетинга, диверсифицирующего каналы сбыта.

Выводы и предложения

Помимо частных усилий по продвижению бренда органических продуктов на российском рынке сельскохозяйственной продукции, необходима государственная стратегия по продвижению отечественных органических товаров как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Несомненна значимость для государства данного сегмента аграрного рынка — это повысит качество жизни населения, увеличит экспортные поступления в бюджет страны, создаст новые рабочие места в аграрной сфере.

Государственная стратегия продвижения российских органических продуктов должна включать следующие мероприятия:

1. Разработка национального эко-бренда органических продуктов, разработка его логотипа, фирменного стиля. Проведение национальных рекламных кампаний, пропагандирующих пользу органических продуктов и здоровый образ жизни. Единый национальный логотип для органических продуктов поможет повысить их

узнаваемость. Это не только эффективный маркетинговый инструмент, но и хороший способ повысить доверие потребителей к органическим продуктам. Кроме того, принятие единого национального логотипа поможет в борьбе с контрафактом и подделками, что особенно актуально для потребителей, которые покупают органические продукты из-за аллергий или по другим причинам, связанным с особыми требованиями к диете. Принятие национального логотипа положительно скажется и на производителях, и на ритейлерах органических продуктов, так как повышение их узнаваемости окажет положительное влияние на продажи. Если логотип будет разработан и принят на уровне правительства, то он получит широкое распространение на федеральном уровне, и в этом случае охват целевой аудитории получится более широким, что значительно повысит узнаваемость органических продуктов питания.

2. Государственная закупка органических продуктов отечественных товаропроизводителей для нужд школ, детских садов и иных социальных объектов.

3. Субсидирование закупок экологически чистых органических продуктов малоимущим населением (например, система целевых ваучеров на покупку органических продуктов).

4. Интерес потребителей к натуральным продуктам необходимо стимулировать укреплением доверия к местной региональной продукции. Если в регионе пользуется популярностью продукция местных производителей, то органическому хозяйству легче наладить сбыт по причине устоявшейся коммуникации (небольшие расстояния, известное происхождение товара, личные контакты, хорошая репутация и т.д.).

5. Целенаправленная PR-кампания в средствах массовой информации, пропагандирующая здоровый образ жизни и разъясняющая преимущества органических продуктов. Одним из способов формирования осведомленности общественности могут стать образовательные программы для потребителей, направленные на повышение узнаваемости национального логотипа органических продуктов, который необходимо разработать и утвердить на законодательном уровне, как только будет принят закон об органическом сельском хозяйстве.

6. На региональном уровне ассоциации могут сыграть важную роль в распространении информации об органических продуктах и органическом сельском хозяйстве. Ритейлеры сертифицированных органических продуктов могут стать платформой для распространения справочных материалов, разработанных на базе ассоциаций. Важно иметь доступные для понимания информационные материалы с хорошей графикой, на основании которых будет легко понять разницу между органическими и другими продуктами питания.

7. Проведение семинаров, конференций, а также разработка инфографики и других материалов, посвященных органическому сельскому хозяйству, могут стать эффективным инструментом по информированию потребителей о преимуществах органических продуктов питания, а также помогут объяснить, почему стоит отдавать предпочтение органическим продуктам.

8. Для проведения государственных образовательных кампаний об органическом сельском хозяйстве необходимо бюджетное финансирование. Однако на первоначальном этапе информацию об органическом сельском хозяйстве и

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 3 (369) / 2019

органических продуктах можно включить в уже существующие на государственном уровне информационные кампании, например, посвященные продвижению здорового образа жизни или вопросам экологии.

Литература

1. Кулиш И.М. Производство органических продуктов как фактор инновационного развития сельского хозяйства. Режим доступа: http://www.bseu.by:8080/ bitstream/edoc/58784/1/KulishJ._M._82_88.pdf

2. Мировой рынок органических продуктов питания. Режим доступа: http://xn--80aplem.xn--p1ai/analytics/ Mirovoj-rynok-organiceskih-produktov-pitania/

3. Мироненко О.В. Органический рынок России. Итоги 2017 года. Перспективы на 2018 год. Режим доступа: http:// rosorganic.ru/files/statia%20org%20rinok%20rossii.pdf

4. Органический рынок России. Итоги 2017 года. Перспективы на 2018 год. Режим доступа: http://rosorganic.ru/ files/statia%20org%20rinok%20rossii.pdf

5. Ткачев А. Развитие органического сельского хозяйства -прогрессивный тренд / Союз органического земледелия, 1 июня 2017 г. Режим доступа: http://soz. bio/20170601pmef/

6. Харитонов С.А. Органическое сельское хозяйство как инновационное направление в аграрном развитии // Аграрная Россия. 2011. № 2. С. 54-5б; Емельянова Т., Новиков Д. Экологическое агропроизводство в России: целесообразность и реальность // Московский экономический журнал. 201б. № 1.

7. Hoffmann V., Probst К., Christinck Е. Farmers and researchers: How can collaborative advantages be created in participatory research and technology development? Agriculture and Human Values. 2007. No. 24. Pp. 355-368. Режим доступа: https://doi.org/10.1007/s10460-007-9072-2

8. Implementation Action Plan for organic food and farming research. S. Padel, U. Niggli, В. Pearce, М. Schlüter, О. Schmid, Е. Cuoco, С. Micheloni. Brussels: TP Organics. IFOAM-EU Group, 2010.

9. Kuepper G. A Brief Overview of the History and Philosophy of Organic Agriculture. Oklahoma: Kerr Center for Sustainable Agriculture: Poteau, 2010. 23 p. Режим доступа: http:// kerrcenter.com/wp-content/uploads/2014/08/ organic-philosophy-report.pdf

10. Principles of Organic Agriculture — I FOAM, Retrieved August 15, 2017. Режим доступа: http://www.ifoam. bio/sites/default/files/poa_english_web.pdf

11. Vogt G. The Origins of Organic Farming. Organic Farming: An International History; ed. W. Lockeretz. Wallingford, UK: CABI, 2007. Pp. 9-39. Режим доступа: http://base. dnsgb.com.ua/files/book/Agriculture/Organic-Agriculture/ OrganicFarming-An-International-History.pdf

Об авторах:

Тамбиев Абубакир Хасанович, доктор экономических наук, профессор, директор филиала ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» в с. Учкекен Карачаево-Черкесской Республики, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8675-1774, Scopus ID: 57207849424, [email protected] Дружинин Александр Георгиевич, доктор географических наук, профессор, директор Северо-Кавказского научно-исследовательского института экономических и социальных проблем ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», профессор-исследователь ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4985-9281, Scopus ID: 7005628550, [email protected]

INNOVATIVE MECHANISMS FOR IMPLEMENTING A MARKETING STRATEGY TO PROMOTE ORGANIC PRODUCTS IN THE DOMESTIC MARKET

A.H. Tambiev1, A.G. Druzhinin2'3

Southern federal university — branch in Uchkeken Karachay-Cherkess Republic 2North Caucasian research institute of economic and social problems of the Southern federal university, Rostov-on-Don 3Immanuel Kant Baltic federal university, Kaliningrad, Russia

The article is devoted to the economic and marketing aspects of the development of the market for organic products in Russia. The social significance of this industry, its development prospects and factors limiting the growth rate of sales of organic products produced by Russian producers are indicated. The differences of organic and chemical agriculture are considered. The main research methods used in writing this article are the economic and statistical grouping of data submitted by the branch ministries and departments of the Russian Federation and the analysis of data from open sources of agricultural products collected by international associations uniting producers of agricultural products, as well as sociological methods of collecting data, the method of expert assessments. The essence of the market of organic products, the specificity of its development and the trends in the world and in the Russian Federation are analyzed. The graphical form presents the dynamics of the development of the organic products market in the Russian Federation, the dynamics of the increase in the number of land certified in the Russian Federation for organic matter, the increase in the number of certified Russian agricultural producers and their structural separation in the sub-sectors of the organic products market. Identified problems in the certification of organic products. The author describes some of the sales systems for organic products. A list of author's proposals for the development of the market of organic matter in the Russian Federation. Among the proposed measures for the development of the organic products market in Russia are the following: the development of a national eco-brand of organic products, the holding of national advertising campaigns, the state procurement of organic products of domestic producers for needs, subsidizing the purchase of environmentally friendly organic products by the poor.

Keywords: innovations, organic products, market capacity of organic products, distribution channels, innovative production technologies, promotion of producers of organic products.

References

1. Kulish I.M. Production of organic products as a factor in agricultural innovation development. Access mode: http:// www.bseu.by:8080/bitstream/edoc/58784/1/Kulish_I._ M._82_88.pdf

2. The global market for organic food. Access mode: http://xn--80aplem.xn--p1ai/analytics/Mirovoj-rynok-organiceskih-produktov-pitanitania/

3. Mironenko OV. Organic market of Russia. Results of 2017. Prospects for 2018. Access mode: http://rosorganic.ru/ files/statia%20org%20rinok%20rossii.pdf

4. Organic market of Russia. Results of 2017. Prospects for 2018. Access mode: http://rosorganic.ru/files/statia%20 org%20rinok%20rossii.pdf

5. TkachevA. The development of organic agriculture — a progressive trend. Union of organic farming, June 1, 2017. Access mode: http://soz.bio/20170601pmef/

6. Kharitonov S.A. Organic agriculture as an innovative direction in agricultural development. Agrarnaya Ros-siya = Agrarian Russia. 2011. No. 2. Pp. 54-56; Emelyanova T., Novikov D. Ecological agricultural production in Russia: expediency and reality. Moskovskij ekonomicheskij zhurnal = Moscow economic journal. 2016. No. 1.

7. Hoffmann V., Probst K., Christinck E. Farmers and researchers: How can collaborative advantages be created in participatory research and technology development? Agriculture and Human Values. 2007. No. 24. Pp. 355-368. Access mode: https://doi.org/10.1007/s10460-007-9072-2

8. Implementation Action Plan for organic food and farming research. S. Padel, U. Niggli, B. Pearce, M. Schlüter,

O. Schmid, E. Cuoco, C. Micheloni. Brussels: TP Organics. IFOAM-EU Group, 2010.

9. Kuepper G. A Brief Overview of the History and Philosophy of Organic Agriculture. Oklahoma: Kerr Center for Sustainable Agriculture: Poteau, 2010. 23 p. Access mode: http:// kerrcenter.com/wp-content/uploads/2014/08/organic-philosophy-report.pdf

10. Principles of Organic Agriculture — I FOAM, Retrieved August 15, 2017. Access mode: http://www.ifoam. bio/sites/default/files/poa_english_web.pdf

11. Vogt G. The Origins of Organic Farming. Organic Farming: An International History; ed. W. Lockeretz. Wallingford, UK: CABI, 2007. Pp. 9-39. Access mode: http://base. dnsgb.com.ua/files/book/Agriculture/Organic-Agriculture/ OrganicFarming-An-International-History.pdf

About the authors:

Abubakir H. Tambiev, doctor of economic sciences, professor, director of the branch of the Southern federal university in Uchkeken village of Karachay-Cherkess Republic, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8675-1774, Scopus ID: 57207849424, [email protected]

Alexander G. Druzhinin, doctor of geographical sciences, professor, director of the North Caucasian research institute of economic and social problems of the Southern federal university, research professor of the Immanuel Kant Baltic federal university, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4985-9281, Scopus ID: 7005628550, [email protected]

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.