сельскохозяйственные науки agricultural sciences
DOI: 10.12731/wsd-2017-4-151-173 УДК 338.43:574:304(470.1/.2+571-17)
ОРГАНИЧЕСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В РОССИИ
Щербакова (Пономарева) А.С.
Статья посвящена развитию органического сельского хозяйства в России, при котором будут соблюдены все принципы и задачи производства органической продукции, соответствующие международным требованиям, для обеспечения конкурентоспособности органической продукции отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Определено понятие органического сельского хозяйства. Обоснована значимость производства органических продуктов питания, так как употребление в пищу экологически безопасных продуктов для человека является основой его жизнедеятельности и помогает восстановиться организму после воздействия некачественных продуктов питания и окружающей среды, а также обеспечения продовольственной безопасности страны. Спрос на органическую продукцию среди населения во многих странах мира с каждым годом увеличивается. Сегодня органическим сельским хозяйством занимаются около 160 стран. Приведены примеры стран, где успешно развивается органическое сельское хозяйство и существует высокий спрос на органические продукты питания - Европа и США. На примере Германии показаны, какие факторы поспособствовали качественному и быстрому развитию органического сельского хозяйства. В российской теории и практике вопросы развития органического сельского хозяйства исследованы не в полном объеме. Изучены действующий проект закона, нормативно-правовые акты и стандарты для производства органической продукции на территории России. Представлена процедура прохождения сертификации для российских производителей органических продуктов. Исследование позволило оценить
сложившееся состояние развития органического сельского хозяйства и рынка сбыта органической продукции в России. Выявлены факторы и условия, которые сдерживают развитие органического сельского хозяйства на территории России.
Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по развитию и ведению органического сельского хозяйства в России, а также повышению конкурентоспособности отечественных сельскохозяйственных производителей органической продукции.
Метод или методология проведения работы: при написании статьи были применены такие методы научного исследования, как изучение отечественной и зарубежной научной литературы и нормативно-правовой базы по теме исследования, обобщение полученной информации, экономико-статистический анализ, аналитический и сравнительный методы.
Результаты: Сформулированы предложения и рекомендации, способствующие развитию органического сельского хозяйства с целью повышения конкурентоспособности отечественной органической сельскохозяйственной продукции, а также обеспечения продовольственной безопасности нашей страны.
Область применения результатов: практическая значимость исследования состоит в возможности использования теоретических разработок и результатов автора в других научно-исследовательских учреждениях при проведении аналогичных исследований, при разработке или совершенствовании государственными органами нормативно-правовой базы по развитию сельского хозяйства, в том числе органического сельского хозяйства, а также в учебном процессе для подготовки специалистов в области ведения органического сельского хозяйства.
Ключевые слова: Органическое сельское хозяйство; органическая продукция; экологические чистые продукты; сертификация; конкурентоспособность отечественной продукции; законодательная база.
ORGANIC AGRICULTURE IN RUSSIA
Shcherbakova (Ponomareva) A.S.
Article is devoted to the development of organic agriculture in Russia, where all principles and problems of organic products production conforming to the international requirements to ensure the competitiveness of organic production by domestic agricultural producers will be observed. The concept of organic ag-
riculture is defined. The importance of organic food production as consumption of ecologically safe products for the person is a basis of his activity is proved and helps to be restored to an organism after influence of low-quality food and the environment, and also ensuring food security of the country. Demand for organic production for the population in many countries increases constantly. Nowadays, about 160 countries use organic agriculture. There are some countries where organic agriculture is successfully developed and there is a great demand on organic food - Europe and the USA. It is shown for Germany, what factors promoted high-quality and fast development of organic agriculture. In the Russian theory and practice issues of development of organic agriculture are not compeletely studied. The current draft law, regulatory legal acts and standards for the production of organic products in Russia were studied. The procedure for passing certification for Russian producers of organic products is presented. The study made it possible to assess the current state of development of organic agriculture and the market for organic products in Russia. Factors and conditions that inhibit the development of organic agriculture in Russia are revealed.
The aim is to prepare the recommendations for the development and maintaining organic agriculture in Russia, and to increase the competitiveness of domestic agricultural manufacturers of organic production.
Methodology. Such methods of scientific research were applied as the study of domestic and foreign scientific literature and the regulatory and legal framework on the research theme, generalization of the received information, economic and statistical analysis, analytical and comparative methods.
Results: Proposals and recommendations are formulated that promote the development of organic agriculture in order to increase the competitiveness of domestic organic agricultural products, as well as ensure the food security of our country.
Practical implications: the practical importance of a research is the possibility to use the theoretical developments and the author results from other research fields when carrying out similar surveys, during the developing or improvement of standard and legal base by public authorities on agriculture development, including organic agriculture, and also in educational process to train the specialists in the field of maintaining organic agriculture.
Keywords: Organic agriculture; organic production; ecological pure products; certification; competitiveness of domestic production; legislative base.
Появление новых концепций и требований в устойчивом развитии экономики всего мира не могло не затронуть и такай сектор, как сельское
хозяйство, которое напрямую зависит от природы, но и наносит ей не малый экологический ущерб. На протяжении долго времени человек вмешивался в естественные процессы живой природы: изменял структуру почв, вносил различные органические и минеральные добавки, уничтожал насекомых, птиц, изменял продуктивные качества растений и животных, применял химически активные препараты, генную модернизацию, изменял природные рационы животных, применял фармакологические препараты, и т. д. В результате это воздействие повлекло ухудшение состояния окружающей среды, которое напрямую отразилось на здоровье человека и уровне качества его жизни.
Согласно оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (FAO) свыше полумиллиона тонн запрещенных, вышедших из употребления и невостребованных пестицидов угрожает окружающей среде и здоровью человека. От острого пестицидно-го отравления страдают от 1 до 3 из 100 сельскохозяйственных рабочих. Согласно докладу «Пестицидные отравления детей», опубликованному в 2004 году Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), зачастую жертвами пестицидного отравления становятся подростки. Ежегодно от отравления пестицидами умирает около 200 тысяч человек в мире [5]. Так же хорошо известен и тот факт, что употребление продуктов, которые содержат ароматизаторы, усилители вкуса, пестициды, «Е»-ки и разного рода пищевые добавки, постепенно накапливаясь в организме, приводят к серьезным заболеваниям человека и сокращает продолжительность его жизни.
Перечисленные проблемы послужили поводом для производства качественных и экологически безопасных продуктов питания во всем мире, учитывая, что они касаются каждого человека. Мировой рынок экологически чистых продуктов очень динамично и активно развивается во всем мире особенно последних два десятилетия. Сегодня органическим сельским хозяйством занимаются 160 стран мира. Лидерами в этом направлении являются Европа и США.
В России развитие органического сельского хозяйства началось позже, чем в зарубежных странах, в результате объемы производства органической продукции и степень ее распространения еще совсем несущественны. В то же время быстро растет спрос населения на органическую продукцию и увеличивается заинтересованность сельскохозяйственных производителей данной продукции в выходе на новые отечественные и международные рынки органической продукции. В связи со сказанным, актуальным является расширение научных исследований по обоснова-
нию потенциала развития и способов ведения органического сельского хозяйства, повышение конкурентоспособности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей органической продукции. Автором предпринята попытка дополнить имеющиеся теоретические и практические знания по развитию и ведению органического сельского хозяйства в России с учетом опыта зарубежных стран.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи: определить понятие, органического сельского хозяйства; проанализировать опыт зарубежных стран в развитии органического сельского хозяйства; оценить состоянии органического сельского хозяйства в России в настоящее время и условия, сдерживающие его развитие; выявить факторы, определяющие особенности ведения органического сельского хозяйства; выяснить существует ли спрос на органические продукты среди населения; обосновать рекомендации по развитию органической продукции.
Научная новизна исследования состоит в выявлении сдерживающих факторов, не позволяющих расширить производство органической продукции и обеспечить конкурентоспособность отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей органической продукции для обеспечения продовольственной безопасности страны и обосновании рекомендаций по ускорению развития органического сельского хозяйства в России, где приоритетное значение отводится созданию соответствующей эффективной нормативно-правовой базы.
Теоретические и методологические основы ведения органического сельского хозяйства рассмотрены в работах зарубежных авторов таких как, F.H. King, R. Steiner, A. Howard, J. Rodale, R. Lemaire, Е. Pfeiffer, Н. Rusch, М. Fukuoka, S. Dabbert, R. Zanoli, М. Yussefi, N. Lampkin и др. [18, 22, 23, 26].
В настоящее время проблема развития органического сельского хозяйства в России изучена не в полном объеме. Причинами этого является то, что не так давно возник интерес к экологически чистым продуктам питания; отсутствует закон об органическом сельском хозяйстве и соответствующие нормативные документы; отсутствует государственная поддержка сельскохозяйственных производителей органической продукции; исследованиями в данной области занимается небольшое число ученых и научных организаций; не выпускаются в вузах дипломированные специалисты по органическому сельскому хозяйству; потребители недостаточно владеют информацией об органической продукции.
Изучением проблем ведения и развития органического сельского хозяйства в России посвящены работы А.И. Алтухова, В.А. Архипо-ва, О.Ю. Воронковой, Я.В. Горчакова, A.M. Игонина, Р.Ф. Кантемирова, С.В. Киселева, Н.Я. Коваленко, М.Г. Колегова, С.В Котеева, В.М. Коше-лева, В.Н. Марецкой, Е.В. Марголина, Т.М. Михненко, А.А. Никонова, И.Е. Овсинского, О.В. Павленко, А.Г. Папцова, А.В. Пешковой, В.И. Сав-кина, А.В. Петрикова, И.Г. Ушачева, Н.С. Харитонова, А.В. Ходуса, Г.И. Чо-гут, Ю.В. Чутчевой, А.В. Яблокова и других авторов [2, с. 61], [3, с. 168], [6, с. 177], [7, с. 35], [8, с. 37], [10, с. 85], [14, с. 3], [15, с. 2], [16, с. 5].
Впервые понятие органического сельского хозяйства было использовано в 1940 г. основателем В. Нортборном в работе «Look to the Land», что в переводе означает «Полагаться на землю». Понятие и сущность «органического сельского хозяйства» (organi; agriculture) законодательно определено и закреплено в зарубежных англоговорящих странах.
Генеральная Ассамблея IFOAM (International Fédération of Organk Agn^^ure Movements) в июне 2008 года ратифицировала определение органическому сельскому хозяйству как системы производства, которое поддерживает здоровье почвы, экосистемы и людей. Она (система) опирается на экологические процессы, разнообразие видов и циклы, адаптированные к местным условиям, включает в себя традиции, инновации и науку, чтобы внести существенный вклад в защиту окружающей среды и продвигать принципы честных взаимоотношений и высокого качества жизни для всех участников [15, с. 10].
Сегодня часто встречаемый термин «экологически чистые продукты», в первую очередь используется для привлечения потребителей, увеличения спроса и интереса среди других продуктов питания, несмотря на его цену, доступность и качество. Термин «органические продукты», отражает в себе не только «экологическую безопасность» продукции, которая контролируется на всем этапе производства, но и физико-химические, ор-ганолептические свойства продукции и другие характеристики, отвечающие принципам ведения органического сельского хозяйства.
Трудности с определением понятий экологических продуктов связаны с разными точками зрений ученых и специалистов, а также значимостью отражения двух акцентов: первый - взаимодействие с природой; второй -качество производимых продуктов.
В научной литературе и СМИ можно встретить разные термины, определяющие экологически безопасную продукцию. Например, Эко-, Био-, Органик - все это разные термины, обозначающие единое явление:
продукты, выращенные, собранные, переработанные, упакованные в соответствие со стандартами экологического (биологического, органического) земледелия и производства, принятыми в Европе [1, с. 5].
Изучение вопросов и обобщение научной литературы по развитию органического сельского хозяйства позволило сделать вывод о том, что существуют разнообразные подходы к определению органического сельского хозяйства. В разных странах для обозначения сельскохозяйственной практики, отвечающей принципам органического сельского хозяйства, используют различные варианты:
- «органическое» (organic) - англоязычные страны, Украина;
- «экологическое» (eco-products) - Венгрия, Дания, Испания, Литва, Польша, Словакия, Украина, Чехия, Швеция;
- «биологическое» (biological products) - Германия, Греция, Грузия, Италия, Латвия, Нидерланды, Португалия, Франция;
- «природное» (natural products) - Финляндия.
В инструкции Регламента совета Европейского союза (ЕС) № 834/2007 от 28 июня 2007 по органическому производству и маркировке органических продуктов и аннулировании, Регулировании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) № 2092/91 под органическим производством продукции понимается целостная система управления фермой (организацией) и производства продуктов питания, которая объединяет лучшие экологические методы, высокий уровень биоразнообразия, сохраняет природные ресурсы, применяет высокие стандарты защиты животных в производственном процессе, используя только натуральные вещества для потребителей. Органический производственный метод играет двойную социальную роль, где он, с одной стороны, предусматривает определенный рынок, отвечающий на потребительский спрос на органические продукты питания, с другой стороны, производит общественные блага населению, которые способствуют защите окружающей среды и животных, а также развитию самого сельского хозяйства.
Органическое производство продуктов должно отвечать общим целям:
1. Установление стабильной системы управления всем сельским хозяйством, которая включает в себя:
- систему рационального природопользования, поддержание естественными путями плодородия почв, воды, растений и животных и сохранение баланса между ними;
- способность сохранения высокого уровня биологического разнообразия;
- ответственное использование энергии и природных ресурсов, таких как вода, почва, органическое вещество и воздух;
- высокие стандарты защиты животных, акцент на удовлетворение специфических потребностей определенных разновидностей животных.
2. Стремление производить продукты питания высокого качества.
3. Нацеленность производить большое разнообразие сельскохозяйственных продуктов, которые отвечают спросу потребителей на товары, произведенные при помощи такого производства, которое не вредит окружающей среде, здоровью человека, сохранению биоразнообразия растений, животных и благосостоянию Земли [17], [25].
По данным Исследовательского института органического сельского хозяйства (FiBL) и Международной федерации движений органического сельского хозяйства (IFOAM) площади земель под органическим производством в мире непрерывно растут. За период с 1990-2014 гг. их размер увеличился почти в 4 раза и составил 43,7 млн. га. В Европе все страны без исключения имеют органический сектор [4].
В целом в мире под органическое сельское хозяйство отведены достаточно большие площади, в частности: в Северной Америке - 3,0 млн. га, Латинской Америке - 6,6 млн. га, Европе - 11,5 млн. га, Азии - 3,4 млн. га, Африке 1,2 млн. га, Австралии и Океании - 17,3 млн. га. По результатам 2014 г. самый высокий уровень потребления органической продукции на душу населения имел место в Швейцарии, где средние расходы на органические продукты питания в расчете на одного жителя страны составляют 221 евро в год, в Дании - 162 евро и Люксембурге -164 евро в год.
Регулирование органического производства в мировой практике берет начало с частных стандартов, установленных самими фермерами, в результате это направление достигло мировых масштабов. Успешный опыт развития органического сельского хозяйства можно привести в странах Европы. Например, в 1980 г. Франция стала первой страной в Европе, принявшей национальное законодательство в сфере органического сельского хозяйства. В результате положительного развития аграрного сектора, этот опыт применила и Дания, которая в 2015 г. приняла план Organic Action Plan for Denmark и планирует стать 100% органической страной, а затем и многие другие страны. В Германии действует Закон об органическом сельском хозяйстве (OkoLandbaugesetz, OLG), который был принят
15 июля 2002 г. и адаптирован к требованиям нового законодательства ЕС по вопросам органического сельского хозяйства в 2009 г. Начиная с сентября 2001 г. все органические сельскохозяйственные и пищевые продукты должны быть маркированы национальным логотипом органической продукции Германии «Био-Зигель» (Bio-Siegel - в переводе с немецкого языка «органическая печать»). В США в 1990 г. был принят Закон о производстве органических пищевых продуктов (Organic Foods Production Act, OFPA), а до этого органические стандарты развивались по штатам начиная с 1970-х гг., на сегодня США одни из лидеров на мировом рынке органической продукции [3, с. 168].
Мировой рынок органической продукции на постоянной основе исследуют несколько крупных компаний - Euromonitor International, Organic Monitor, FIBL. В 2016 г. вышло крупное исследование рынка органического земледелия компании DISCOVERY Research Group, куда впервые вошел и российский рынок. Результаты исследования мало репрезентативны в связи с отсутствием в России реестров производителей органической продукции и каких-либо данных об экспорте и других важных показателей [9]. Это связано с тем, что в России до сих пор нет единой, определяющей системы подхода к идентификации экологически безопасной продукции, нет закона, который бы контролировал эту деятельность, в результате это затрудняет исследование рынка органической продукции в нашей стане, из-за отсутствия корректных и достоверных данных.
По данным Национального органического союза, объем российского рынка органической продукции в 2014 г., в котором только 10% продуктов отечественного производства, а остальные 90% составляет импорт из стран Европейского союза. В России насчитывается всего 3192 га сертифицированных (по требованиям европейских, американских, японских стандартов) органических сельскохозяйственных угодий.
С.В. Котеев из Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова в своей статье приводит данные, что рынок органической продукции РФ демонстрирует тенденцию к росту - площадь сертифицированных органических земель в 2008-2012 гг. увеличилась втрое - с 47 тыс. га до 146,3 тыс.га, количество производителей - с 25 до 60 хозяйств. Однако в масштабах страны это очень незначительные показатели [7, с. 36].
Разные ученые и исследователи приводят разные данные, связанные с органическим сельским хозяйством и органической продукцией (экологической продукцией) в России. Это связано с тем, что отсутствуют офи-
циальные данные в этой области, что существенно затрудняет провести анализ и оценку органического сельского хозяйства в России.
Рынок органической продукции в России находится только на первоначальной стадии своего развития. В результате, если сопоставить с общими данными, то получим, что доля органических сельскохозяйственных земель в общей площади сельскохозяйственных земель в 2012 г. составила - 0,07% и доля производителей сертифицированной органической продукции - 0,0004% от всех производителей сельскохозяйственной продукции. У России здесь есть огромное преимущество по сравнению с Европой, которая испытывает дефицит земель для ведения органического сельского хозяйства, а у России пустует 40 млн. га земли.
Россия в настоящее время является одной из стран, где в области органического сельского хозяйства нет общепринятой терминологии. Даже в действующих нормативных документах существуют противоречия в положениях, касающихся определений и понятий. Для примера, в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.04.2008 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.3.2.235408» в разделе VI содержатся санитарно-эпидемиологические требования к «органическим продуктам», а в документе ГОСТе Р 51074-2003 используется термин «Продукты пищевые».
Впервые определение органической продукции и норм ее производства в нашей стране появилось в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.3.2.1078-01 в 2008 г., где понимается, что «Органические продукты» - пищевые продукты, произведенные с использованием технологий, обеспечивающих их получение из сырья, полученного без применения пестицидов и других средств защиты растений, химических удобрений, стимуляторов роста и откорма животных, антибиотиков, гормональных и ветеринарных препаратов, ГМО, не подвергнутого обработке с использованием ионизирующего излучения [11], [13].
В рамках 15-й Российской агропромышленной выставки «Золотая осень - 2013» состоялась научно-практическая конференция «Перспективы развития рынка органической сельскохозяйственной продукции в России». В конференции участвовали представители Минсельхоза России, органов управления АПК субъектов Российской Федерации, отраслевых союзов и ассоциаций, научных организаций и агробизнеса, сельхозтоваропроизводители. В рамках конференции было отмечено, что в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120, про-
довольственная безопасность провозглашена одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышения качества жизни российских граждан путем гарантирования им высоких стандартов жизнеобеспечения. В этой связи решение вопроса снабжения населения качественными и безопасными продуктами питания является условием реализации и защиты прав граждан, установленных статьей 41 Конституции Российской Федерации. Устойчивой моделью аграрной отрасли является ведение органического сельского хозяйства производящего экологически чистую и безопасную для здоровья человека продукцию [12].
Для России органическое земледелие и производство органической продукции пока остается молодым сектором, поскольку нет единой концепции ведения развития производства органической продукции и законов, принятых на федеральном уровне, которые бы контролировали эту деятельность. Государственный стандарт в сфере органического сельского хозяйства был принят только в прошлом году - ГОСТ Р 56508-2015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения и транспортирования».
Сегодня в России только создан Проект закона «О производстве и обороте органической продукции» от 11.03.2016 АТ-13-07/2691, который начали разрабатывать еще в 2012 г., но он до сих пор не принят. Генеральный директор Института органического сельского хозяйства Иван Гараев считает, что проект закона не доработан; отсутствует проработка использования навоза, помета, а также компостов на их основе, причем навоз и помет может быть не только с органических ферм, а и с промышленных предприятий, но после специальной обезвреживающей переработки, когда все химические загрязнители, такие как антибиотики и пестициды, будут утилизированы до требуемых норм. И. Гараев также утверждает, что ГОСТ 56508-2015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения и транспортирования» не учтены вопросы сертификации биопрепаратов и органических удобрений, допускающихся к использованию в рамках ГОСТа [4].
Ряд этих серьезных замечаний по навозу и биопрепаратам приведет к существенным проблемам с их использованием в органическом сельском хозяйстве. Для этого необходимо создать и постоянно пополнять реестр производителей, биопрепаратов и удобрений, разрешенных к использованию в органическом сельском хозяйстве в России.
Не смотря на то, что не существует федерального закона, который бы регулировал и контролировал процедуру производства органической продукции, на региональном уровне несколько областей России все же разработали свои нормативно-правые документы, которые способствуют их товаропроизводителям сельскохозяйственной продукции производить органическую продукцию, такие как:
- Воронежская область (№ 226-ОЗ «О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Воронежской области» от 30.12.2014 г.;
- Краснодарский край (№ 2826-КЗ «О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Краснодарском крае» от 1.11.2013 г.);
- Ульяновская область (№106-ЗО «О мерах государственной поддержки производителей органических продуктов в Ульяновской области» 5.07.2013 г. );
- Белгородская область (№ 14-пп «Кодекс добросовестного землепользователя Белгородской области» от 26.01.2015 г.) и № 324-пп Долгосрочная целевая программа «Внедрение биологической системы земледелия на территории Белгородской области на 20112018 годы» от 29.08.2011 г.).
На формирующемся российском рынке по производству и сбыту органической продукции, сельскохозяйственным товаропроизводителям приходится проходить сертификацию в отечественных системах добровольной сертификации или в зарубежных и международных организациях, но не все российские сельскохозяйственные товаропроизводители стремятся ее пройти, поскольку предъявляются к сертификации очень жесткие требования, а помощи со стороны государства в виде информационной и финансовой поддержек не предоставлено. В результате, российские сельскохозяйственные товаропроизводители стремятся получить сертификацию от третьих лиц, например, США или ЕС для того, чтобы маркировать свои продукты как органические и иметь возможность экспортировать их за пределы страны. Например, чтобы получить сертификат соответствия «ОРГАНИК» в России, сельскохозяйственному товаропроизводителю необходимо подать заявление в аккредитованный орган, например, «Экологический союз». Следует отметить, что в России организаций, предоставляющие такие услуги, очень мало. После составления сметы и подписания договора производится инспекция на производстве, в ходе которой проверяются условия выращивания и пере-
работки продукции (по некоторым сведениям до 200 параметров). Процедура сертификации производителю обойдётся от 1,5 до 8 тыс. евро в зависимости от объёма работ, время проведения процедуры до 3-х месяцев. Срок действия сертификата - 1 год.
У таких подходов к производству и сертификации органической продукции есть очевидные недостатки:
• дороговизна;
• сертифицирующие органы находятся за рубежом;
• нет гарантии, что не подделают популярную марку;
• потребитель должен разбираться в видах сертификации;
• нужно время на сертификацию.
• маленькие хозяйства «не тянут» сертификацию в финансовом плане;
• засилье импортных товаров «ОРГАНИК»;
• высокие цены на органическую продукцию;
• введение в заблуждение потребителя «эко-био-органик» - терминологией и маркировками.
Изучив законодательную базу и систему сертификации производителей органической продукции в нашей стране, можно сделать выводы, что национальная система сертификации и контроля над производителями органической продукции по факту не работает, а функции контроля над ними и сбыта произведенной ими органической продукции возложена на Роспотребнадзор, который проводит плановые проверки не чаще 2 раз в год для производителей органической продукции. Учитывая, что сами сельхозпроизводители органической продукции имеют недостаточно знаний и навыков в сфере производства и реализации данной продукции, необходимо проводить внеплановые проверки, которые должны выявить и устранить несоответствующие моменты на всех стадиях производства (невыполнение всех требований и норм, жалобы граждан, анализы качества и др.). Государство должно активно поддерживать производителей, которые занимаются органической продукцией, через разные целевые программы, субсидии и дотации, которые позволят стимулировать производителей проходить требуемую сертификацию своей продукции, а также для развития рынка органической продукции и увеличения спроса на нее, делая местную продукцию более конкурентоспособной по сравнению с другими аналогичными продуктами. Эти меры, поспособствуют постепенному переходу ведения сельского хозяйства на органическое сельское хозяйство в нашей стране.
Например, успешному развитию органического сельского хозяйства Германии способствовало три фактора: финансовая помощь сельскохозяйственным организациям и фермерам со стороны правительства; подготовка профессиональных кадров за счёт государства; широкое распространение информации среди населения. В 2001 г. Министерством сельского хозяйства Германии принята первая федеральная программа по органическому земледелию - BOL (Bundesprogramm Ökologischer Landbau), которая была составлена до 2015 г. Объём финансирования программы в 2002-2003 гг. составлял 35 млн. евро в год, с 2003 по 2007 гг. - 20 млн. евро ежегодно, а с 2007 по 2015 гг. ежегодно выделялось 16 млн. евро. Период перехода к органическому сельскому хозяйству сельскохозяйственных организаций и фермеров занял в Германии 3-5 лет. Сегодня Германия является одной из передовых стран по производству органической продукции в мире, имеет налаженную систему контроля производства органической продукции, уделяет особое внимание подготовке кадров в сфере органического сельского хозяйства. России можно применить успешный опыт Германии для развития органического сельского хозяйства с учетом специфики нашей страны и отечественного сельского хозяйства.
В ходе исследования автором были изучены зарубежные и отечественные труды, касающиеся развития органического сельского хозяйства, его специфики и особенностей ведения, в результате были обобщены наиболее значимые факторы, которые определяют особенности ведения органического сельского хозяйства:
1. Более низкая продуктивность животных и урожайность сельскохозяйственных культур.
2. Эффективное использование энергии.
3. Уменьшение негативного влияния на окружающую среду.
4. Сбыт органических продуктов.
5. Социально-экономическое значение органического сельского хозяйства для страны.
Сформулированы основные факторы и условия, которые препятствуют более быстрому развитию органического сельского хозяйства в России:
1. Отсутствует законодательная база и утвержденная терминология в области органического сельского хозяйства.
2. Не созданы специальные органы контроля, управления и аккредитации в сфере производства и сбыта органической продукции.
3. Отсутствие целевой программы по развитию органического сельского хозяйства.
4. Недостаточная государственная поддержка сельского хозяйства.
5. Высокая себестоимость продукции при низкой рентабельности производства.
6. Неконкурентоспособность органической продукции отечественных сельскохозяйственных производителей.
7. Низкая доступность для населения (завышенная цены на органическую продукцию по сравнению с обычной продукцией и низких среднедушевых доходов населения).
8. Отсутствие квалифицированных специалистов в области органического сельского хозяйства и их не подготовка в учебных учреждениях.
9. Недостаточный опыт ведения сельскохозяйственными организациями органического сельского хозяйства на территории страны.
10. Неразвитая торговая сеть для сбыта отечественной органической продукции (даже на уровне региона).
Для оценки органического сельского хозяйства страны, региона необходимо вести учет данных, своего рода основных показателей ведения органического сельского хозяйства:
1. Площадь сертифицированных сельскохозяйственных земель.
2. Количество сертифицированных производителей органической продукции, виды проходимой сертификации.
3. Объем рынка органических продуктов (в натуральном и денежном выражении).
4. Ассортимент или виды сертифицированных органических продуктов питания (молоко, молочные продукты, мясо, мясопродукты, крупы и пр.).
Учет данных показателей сможет определить реальную ситуацию по производству органической продукции на российском или региональном рынках, выявить долю сельскохозяйственных товаропроизводителей занятых производством органической продукции, с целью их стимулирования и поддержки со стороны государства, понять какие виды продуктов питания органического производства (растениеводства или животноводства) более востребованы на отечественном и мировом рынках, какой вид сертификации более приемлем и доступен для отечественных товаропроизводителей - это позволит выделить сильные и слабые стороны в ведении и развитии органического сельского хозяйства и отечественных органических продуктов.
Россия располагает огромным потенциалом и возможностями для развития органического сельскохозяйственного производства, как жи-
вотноводства, так и растениеводства. Богатые земельные ресурсы, сложившийся низкий уровень применения средств химизации, разнообразие флоры и фауны позволяют активно развивать данное направление, учитывая, что органическая продукция пользуется большим спросом (по данным разных опросов) среди населения, которое готово за нее платить большие деньги, чем за некачественные продукты питания.
Необходимо на законодательном уровне отрегулировать процесс производства и реализации органической продукции, ввести государственный реестр по включению в список производителей по производству органической продукции, помочь сельскохозяйственным товаропроизводителям в прохождении сертификации, в виде финансовой поддержки со стороны государства, для обеспечения конкурентоспособности на международных рынках органической продукции отечественных сельскохозяйственных производителей; обеспечить информационную платформу знаний, как для производителя, так и для потребителя органической продукции, вести учет необходимых перечисленных выше показателей для контроля и стимулирования развития рынка органической продукции, чтобы она стала доступна всем слоям населения и на всей территории страны.
Сегодня для сельского хозяйства страны актуален переход на органическое сельское хозяйство, предполагающее устойчивое ведение сельского хозяйства, а именно, модернизацию промышленно-технологических комплексов, что позволит увеличить объемы производства экологически чистого продовольствия при минимальном использовании природного капитала, включая земельные и водные ресурсы, а также адаптацию к изменениям климата. Это возможно достичь путем введения разнообразных севооборотов, механических методов регулирования сорняков, рационального использования нынешних экосистем в природе, принципиальное использование живых изгородей и биотопов [18].
Для успешного развития сельского хозяйства, направленного на производство органической сельскохозяйственной продукции, аграрная наука станет опорой в этом, в частности селекционных достижений и изобретений, касающихся возделывания сельскохозяйственных культур, содержания животных, технологии переработки продукции и т.д. В свою очередь, ориентированность на органическое сельское хозяйство представит такие возможности как: устойчивое развитие сельских территорий; повышение качества жизни сельского населения; модернизация технологической базы селекции и семеноводства; стимулирование инновацион-
ного развития АПК; повышение конкурентоспособности отечественной продукции сельского хозяйства путем экологизации; сертификация продукции органического сельского хозяйства, соответствующие международным стандартам; создание новых рынков экологически безопасной продукции, которая пользуется все большим спросом; экспорт органических продуктов питания; повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве; предоставление агротуристических услуг.
В результате исследуемой темы органического сельского хозяйства и производства органической продукции можно сформулировать следующие выводы:
1. Нынешнее ведение сельского хозяйства не обеспечивает безопасное производство продуктов питания, так как допускает применение пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств (Технический регламент Таможенного Союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (ТР ТС 029/2012); Регламент ЕС № 1829/2003 Европейского парламента и совета от 22.09.2003 г. по генетически модифицированным пищевым продуктам и кормам) в отличии от органического сельского хозяйства, где производство органических продуктов отвечает международным экологическим требованиям и стандартам производства экологически безопасной продукции. Обобщив опыт других стран, темпы развития органического сельского хозяйства и высокий спрос на экологические продукты питания, становится очевидным, что органическое сельское хозяйство является быстрорастущим востребованным «молодым» направлением в аграрном секторе и позволит выйти на новое рыночное пространство.
2. В России отсутствует единая система управления и законодательная база, контролирующая производство органической продукции, в то время как в странах ЕС и США эти этапы становления давно пройдены и реализуются. Для нашей страны, это «молодой сектор» в сельском хозяйстве, но достаточно перспективный в своем развитии, который может обеспечить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции. Для этого необходимо учесть опыт успешного развития органического сельского хозяйства в других странах. Адаптировать имеющийся опыт, с учетом особенностей ведения отечественного сельского хозяйства, и скорректировать «Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» и «Концепцию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020
года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р., что позволит постепенно перейти на развитие органического сельского хозяйства.
3. Для успешного развития органического сельского хозяйства в России необходимо в короткие сроки систематизировать нормативную базу и принять закон об органическом сельском хозяйстве с учетом всех доработок и «пробелов» в нем, с целью предотвращения «подделок» под органические продукты питания недобросовестных производителей, которые могут испортить мнение покупателей о качестве и пользе данных продуктов; оказать финансовую поддержку и помощь сельскохозяйственным организациям и фермерам, занимающимся выращиванием и производством органической продукции, со стороны государства; подготовить профессиональные кадры в области органического сельского хозяйства. Государство должно впервые годы максимально поддержать и помочь развить органическое сельское хозяйство, например, включить в сферу государственных закупок органические продукты питания для детских садов, школ, интернатов, санаториев, социальных и военных учреждений. Повысить интерес и знания в области экологически безопасных продуктов питания среди населения, а это возможно только при доверии к такой продукции, которая будет отвечать всем требованиям органической продукции. Все необходимые потенциальные возможности у России для этого имеются.
4. Развитие органического сельского хозяйства на территории Российской Федерации позволит повысить конкурентоспособность отечественной продукции, которая будет отвечать международным требованиям торговли органическим продовольствием.
Список литературы
1. Анализ порядка применения и использования знака соответствия международных и российских систем добровольной сертификации (маркетинговые исследования); ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в республике Татарстан. Татарстан, 2013. С. 5.
2. Архипов В.А. Органическое сельское хозяйство: зарубежный опыт и российские перспективы / В.А. Архипов, А.Г. Калугина // Успехи современной науки и образования. 2017. Том 3. № 3. С. 60-62.
3. Григорук В.В. Развитие органического сельского хозяйства в мире и Казахстане / В.В. Григорук, Е.В. Климов; Продовольственная и сельскохозяйственная организация объединенных наций. Анкара, 2016. 168 с.
4. Для развития органического сельского хозяйства в России необходимо создать систему сертификации биопрепаратов и органических удобрений [Электронный ресурс]: Институт органического сельского хозяйства. Режим доступа: http://www.ioa.institute
5. Достижение устойчивого прироста в сельском хозяйстве [Электронный ресурс]: Департамент сельского хозяйства ФАО. Режим доступа: ftp://ftp. fao.org./docrep/fao/011/i0765r/i0765r08.pdf
6. Колегов М.Г. Факторы и условия производства органической продукции сельского хозяйства в Республике Коми (на примере продукции растениеводства) / М.Г. Колегов, В.А. Иванов. Сыктывкар, 2004. 177 с.
7. Котеев С.В. Формирование институциональной и правовой основ рынка органической продукции как ключевой фактор его жизнеспособности и развития (на примере России и Литвы) / С.В. Котеев, Н. Юркенайте, А.Ю. Егоров // Агропродовольственная политика России. 2015. № 2 (14). С. 35-38.
8. Марецкая В.Н. К вопросу об органическом сельском хозяйстве / В.Н. Марецкая, А.Ю. Омелай, Н.О. Тополева // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2016. Том 3. № 34. С. 37-41.
9. Международное объединение поставщиков натуральной экопродукции «Экокласер» [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: http://www.ecocluster.ru/ monitoring/?ID=13728
10. Никитина З.В. Переход сельхозпредприятий на экологическое производство // Экономика сельского хозяйства России. 2008. № 9. С. 85-91.
11. О введении в действие Санитарных правил (вместе с «СанПиН 2.3.2.107801. 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») [Электронный ресурс] / от 14.11.2001 №36 (ред. от 06.07.2011). Консультант Плюс.
12. Перспективы развития органической сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный интернет портал Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Режим доступа: http://www.mcx.ru/news/news/show/16667.78.htm
13. Стандарты, нормы и требования [Электронный ресурс]: Союз органического земледелия. Режим доступа: http:// sozrf.ru/norma/
14. Ушачев И. Производство органического продовольствия: мировой опыт и перспективы российского рынка / И. Ушачев, А. Папцов, В. Тарасов // АПК: экономика, управление. 2009. №9. С. 3-9.
15. Хасанова С.А. Современные тенденции развития органического производства сельскохозяйственной продукции. Опыт Германии // Научный журнал КубГАУ 2015. № 106. С. 2-17.
16. Чутчева Ю.В. Органическое сельское хозяйство - новый взгляд на развитие аграрной экономики России / Ю.В. Чутчева, О.С. Нефедов // Наука без границ. 2016. №4. С. 5-9.
17. Agricultura e desenvolvimento rural. Facts and figures on organic agriculture in the European Union: Evropean Commission. http://ec.europa.eu/agriculture/ organic/eu-policy/data-statistics%C2%AC_pt.
18. Dabbert S. Organic Farming: Policies and prospects / S. Dabbert, A.M. Häring, R. Zanoli. 192 p.
19. Definition of Organic agriculture [Electronic resource]: IFOAM (International Federation of Organic Agriculture Movements) 2008. Available from: http:// www.ifoam.org/en/organiclandmarks/definition-organic-agriculture
20. Der ökologische Landbau in Deutschland: Informationsportal. http:// www.oe-kolandbau.de
21. Grolink A. The organic standard. 2002. Issue 17. September.
22. Holzer M. Head of Unit - European network and monitoring of rural development policy, Directorate-General for Agriculture and Rural Development, European Commission. Organik rarming. Manuscript finalised in April. Original version is the English text. 2014. № 18. 44 p.
23. Lockeretz W. Organic farming: an international history. London, UK. 201. 295 p.
24. Organic agricultural land by country share of total agricultural land. http:// www.organic-world.net
25. Regulations Council Regulation (EC) No 834/2007 of 28 June 2007 on organic production and labelling of organic products and repealing Regulation (EEC) No 2092/91.
26. Schmid O. Organic Action Plans: Development, implementation and evaluation / O. Schmid, S. Dabbert, C. Eichert, V. Gonz6lvez, N. Lampkin, J. Mi-chelsen, A. Slabe, R. Stokkers, M. Stolze, C. Stopes, P. Wollmuthov6, D. Vairo and R. Zanoli. Research Institute of Organic Agriculture FiBL, CH-5070 Frick. Switzerland and IFOAM EU Group, BE-1000 Brussels. Belgium. 144 p.
References
1. Analiz poryadka primeneniya i ispol 'zovaniya znaka sootvetstviya mezh-dunarodnykh i rossiyskikh sistem dobrovol'noy sertifikatsii (marketingovye issledovaniya) [Analysis of the order of application and use of the sign of conformity of international and Russian systems of voluntary certification (marketing research)]; FBU «Gosudarstvennyy regional'nyy tsentr standartizatsii, metrologii i ispytaniy v respublike Tatarstan. Tatarstan, 2013. P. 5.
2. Arkhipov V.A., Kalugina A.G. Uspekhi sovremennoy nauki i obrazovaniya. 2017. V. 3. № 3, рр. 60-62.
3. Grigoruk V.V., Klimov E.V. Prodovol'stvennaya i sel'skokhozyaystvennaya or-ganizatsiya obedinennykh natsiy [Development of organic agriculture in the world and Kazakhstan]. Ankara, 2016. 168 p.
4. Dlya razvitiya organicheskogo sel'skogo khozyaystva v Rossii neobkhodimo sozdat' sistemu sertifikatsii biopreparatov i organicheskikh udobreniy [For the development of organic agriculture in Russia, it is necessary to create a certification system for biological products and organic fertilizers]. http://www.ioa. institute
5. Dostizhenie ustoychivogo prirosta v sel'skom khozyaystve [Achieving sustainable growth in agriculture]: ftp://ftp.fao.org./docrep/fao/011/i0765r/i0765r08.pdf
6. Kolegov M.G., Ivanov V.A. Faktory i usloviya proizvodstva organicheskoy produktsii sel'skogo khozyaystva v Respublike Komi (na primere produktsii rastenievodstva) [Factors and conditions for the production of organic agricultural products in the Komi Republic (using the example of crop production)]. Syktyvkar, 2004. 177 p.
7. Koteev S.V., Yurkenayte N., Egorov A.Yu. Agroprodovol 'stvennaya politika Rossii. 2015. № 2 (14), pp. 35-38.
8. Maretskaya V.N., Omelay A.Yu., Topoleva N.O. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogoporyadka. 2016. V. 3. № 34, pp. 37-41.
9. Mezhdunarodnoe ob"edinenie postavshchikov natural'noy ekoproduktsii "Ekoklaser" [International association of suppliers of natural eco products "Eco-class"]: http://www.ecocluster.ru/ monitoring/?ID=13728
10. Nikitina Z.V. Ekonomika sel'skogo khozyaystva Rossii. 2008. № 9, pp. 85-91.
11. O vvedenii v deystvie Sanitarnykh pravil (vmeste s «SanPiN 2.3.2.1078-01. 2.3.2. Prodovol'stvennoe syr'e i pishchevye produkty. Gigienicheskie trebo-vaniya bezopasnosti i pishchevoy tsennosti pishchevykh produktov. Sanitar-no-epidemiologicheskie pravila i normativy») [On the implementation of the Sanitary Rules (together with SanPiN 2.3.2.1078-01., 2.3.2., Raw Food and Food Products, Hygienic Requirements for the Safety and Nutritional Value of Food Products, Sanitary and Epidemiological Regulations and Norms")] / 14.11.2001 №36, Konsul'tant Plyus.
12. Perspektivy razvitiya organicheskoy sel'skokhozyaystvennoy produktsii v Rossi-yskoy Federatsii [Prospects for the development of organic agricultural products in the Russian Federation]. http://www.mcx.ru/news/news/show/16667.78.htm
13. Standarty, normy i trebovaniya [Standards, norms and requirements]: http:// sozrf.ru/norma/
14. Ushachev I., Paptsov A., Tarasov V. APK: ekonomika, upravlenie. 2009. №9, pp. 3-9.
15. Khasanova S.A. Nauchnyy zhurnalKubGAU. 2015. № 106, рр. 2-17.
16. Chutcheva Yu.V., Nefedov O.S. Nauka bezgranits. 2016. №4, рр. 5-9.
17. Agricultura e desenvolvimento rural. Facts and figures on organic agriculture in the European Union: Evropean Commission. http://ec.europa.eu/agriculture/ organic/eu-policy/data-statistics%C2%AC_pt.
18. Dabbert S. Organic Farming: Policies and prospects / S. Dabbert, A.M. Häring, R. Zanoli. 192 p.
19. Definition of Organic agriculture: IFOAM (International Federation of Organic Agriculture Movements) 2008. Available from: http://www.ifoam.org/en/or-ganiclandmarks/definition-organic-agriculture
20. Der ökologische Landbau in Deutschland: Informationsportal. http:// www.oe-kolandbau.de
21. Grolink A. The organic standard. 2002. Issue 17. September.
22. Holzer M. Head of Unit - European network and monitoring of rural development policy, Directorate-General for Agriculture and Rural Development, European Commission. Organik rarming. Manuscript finalised in April. Original version is the English text. 2014. № 18. 44 p.
23. Lockeretz W. Organic farming: an international history. London, UK. 201. 295 p.
24. Organic agricultural land by country share of total agricultural land. http:// www.organic-world.net
25. Regulations Council Regulation (EC) No 834/2007 of 28 June 2007 on organic production and labelling of organic products and repealing Regulation (EEC) No 2092/91.
26. Schmid O. Organic Action Plans: Development, implementation and evaluation / O. Schmid, S. Dabbert, C. Eichert, V. Gonzblvez, N. Lampkin, J. Mi-chelsen, A. Slabe, R. Stokkers, M. Stolze, C. Stopes, P. Wollmuthovb, D. Vairo and R. Zanoli. Research Institute of Organic Agriculture FiBL, CH-5070 Frick. Switzerland and IFOAM EU Group, BE-1000 Brussels. Belgium. 144 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Щербакова (Пономарева) Анна Сергеевна, старший научный сотрудник лаборатории экономики природопользования, кандидат экономических наук
ФГБНУ Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН
ул. Коммунистическая, 26, г. Сыктывкар, Республика Коми, 167000,
Российская Федерация
DATAABOUT THE AUTHOR Shcherbakova (Ponomareva) Anna Sergeevna, Research Associate Laboratory of Environmental Economics, Candidate of Economic Sciences
Institute of Socio-Economic and Energy Problems of the North Komi SC UB RAS
24, Kommunisticheskaya Str., Syktyvkar, Republic of Komi, 167000,
Russian Federation
SPIN-code: 4228-8494
ORCID: 0000-0002-7801-6091
Researcher ID: M-9784-2016
Scopus Author ID: 660936