Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ'

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / СУБЪЕКТ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СУБСИДИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Залпина Ю.А.

Развитие предпринимательства является ключевым фактором развития региона. В сахалинской области географическое положение и социально-экономические факторы более негативно сказываются на деятельности предпринимателей. Необходимость поддержки предпринимательства, его развития определена как важнейшая задача руководства региона. Развитие предпринимательства - основная проблема развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Залпина Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT IN THE SAKHALIN OBLAST

The development of entrepreneurship is a key factor in the development of the region. In the Sakhalin region, geographical position and socio-economic factors have a more negative impact on the activities of entrepreneurs. The need to support entrepreneurship, its development is defined as the most important task of the region's leadership. The development of entrepreneurship is the main problem of the development of the region.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 334.021.1

Залпина Ю.А. студент 3 курса факультет «Экономики и финансов» РАНХиГС при Президенте РФ СЗИУ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при Президенте РФ Северо-Западный институт управления Россия, г. Санкт-Петербург СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. Развитие предпринимательства является ключевым фактором развития региона. В сахалинской области географическое положение и социально-экономические факторы более негативно сказываются на деятельности предпринимателей. Необходимость поддержки предпринимательства, его развития определена как важнейшая задача руководства региона. Развитие предпринимательства - основная проблема развития региона.

Ключевые слова: регион, предпринимательство, меры поддержки, государственные программы поддержки предпринимателей, субъект малого предпринимательства, субсидия

Zalpina Yu.A.

Student

The third year, the department of «Economics and finance»

RANEPA

the RUSSIAN PRESIDENTIAL ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION

SZIU

Russia, Yuzhno-Sakhalinsk STRATEGY OF ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT IN THE

SAKHALIN OBLAST

Annotation. The development of entrepreneurship is a key factor in the development of the region. In the Sakhalin region, geographical position and socio-economic factors have a more negative impact on the activities of entrepreneurs. The need to support entrepreneurship, its development is defined as the most important task of the region's leadership. The development of entrepreneurship is the main problem of the development of the region.

Keywords: region, entrepreneurship, support measures, state programs to support entrepreneurs, small business entity, subsidy

Географическое положение Сахалинской области, отделение от материка, основных транспортных и экономических путей определили одну из главных проблем региона - сложность развития предпринимательства. В

период 2014-2017 годы количество предпринимателей в Сахалинской области сократилось на треть. Руководство региона видит возможность развития экономики региона во всесторонней поддержке предпринимателей, малого бизнеса путем разработки региональных программ поддержки и создания института учреждений помощи малому бизнесу.

На уровне региона были приняты и исполняются программы поддержки предпринимательства на всех уровнях власти. В 2017 году в рамках областной подпрограммы развития малого и среднего предпринимательства осуществляется софинансирование муниципальных программ по поддержке малого и среднего предпринимательства. Таким образом, часть средств областного бюджета перечисляется муниципальным образованиям на реализацию муниципальной программы, в рамках которой осуществляются меры финансовой поддержки предпринимательства^].

За оказанием поддержки в рамках реализации муниципальных программ необходимо обращаться в администрации муниципальных образований. Необходимо отметить и наличие программ поддержки предпринимателей, получивших «Дальневосточный гектар». В настоящее время граждане - получатели «Дальневосточного гектара», имеют возможность воспользоваться действующими в рамках государственных программ мерами поддержки, разработанными для субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инвестиционной деятельности, сельхозтоваропроизводителей.

Условием получения поддержки в рамках государственных программ является регистрация и осуществление деятельности на территории Сахалинской области в качестве предпринимателя.

Перечень основных мер поддержки субъектов МСП в рамках областной и муниципальных программ [3]:

1) Предоставление субсидий на открытие собственного дела начинающим субъектам малого предпринимательства в сумме до 500 тысяч рублей.

2) Предоставление субсидий на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях в сумме до 5 млн. рублей.

3) Предоставление субсидий на возмещение части затрат на приобретение оборудования в сумме до 1 млн. рублей.

4) Предоставление субсидий на осуществление деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций в сумме до 700 тыс. рублей.

5) Предоставление субсидий субъектам инвестиционной деятельности на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат в связи с реализацией инвестиционных проектов.

6) Предоставление субсидий субъектам МСП в сфере оказания услуг дошкольного образования и содержания детей дошкольного возраста в

сумме до 700 тыс. рублей.

7) Также субъекты МСП могут воспользоваться продуктами, предоставляемыми Сахалинским Фондом развития предпринимательства.

Предоставление займов субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность не менее 6 месяцев и предоставившим обеспечение исполнения обязательств по договору займа.

Займы предоставляются:

а) на инвестиционные цели - в сумме не более 3 000 000 рублей и сроком не более трех лет;

б) на пополнение оборотных средств для субъектов предпринимательства, занимающихся приоритетными видами деятельности - в сумме не более 3 000 000 рублей и сроком не более двух лет;

в) на пополнение оборотных средств для субъектов предпринимательства, занимающихся прочими видами деятельности - в сумме не более 2 000 000 рублей и сроком не более двух лет [3].

Размер платы за пользование заемными средствами составляет от 5% до 8% годовых и зависит от вида предпринимательской деятельности.

Предоставление поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства в целях обеспечения обязательств по кредитным договорам, заключаемым между российскими кредитными организациями и субъектами предпринимательства, в целях осуществления предпринимательской деятельности, а также по договорам лизинга и договору о предоставлении банковской гарантии. Поручительство предоставляется на срок не более 7 лет и в сумме не более 15 миллионов рублей. При этом, размер одного поручительства не может превышать от суммы обязательств заемщика, в части возврата фактически полученной суммы кредита по кредитному договору, по которому предоставляется поручительство Фонда:

- 70% для субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность в сферах производства, инноваций, ремесел и услуг;

- 50% для субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность в прочих отраслях.

Также существуют дополнительные меры поддержки. В 2017 году это три инструмента [1]:

- предоставление образовательных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства на основе конкурсного отбора образовательных учреждений (распределением занимается Министерство образования Сахалинской области);

- субсидии на осуществление деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства в сфере оказания услуг дошкольного образования и содержания детей дошкольного возраста (распределением занимается Министерство образования Сахалинской области);

- субсидии на возмещение транспортных расходов субъектам малого и среднего предпринимательства, возникающих в рамках реализации

мероприятий подпрограммы «Развитие и поддержка товаропроводящей инфраструктуры в Сахалинской области» государственной программы Сахалинской области «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы» (распределением занимается Министерство торговли и продовольствия Сахалинской области).

Порядки распределения указанных субсидий представлены на официальных сайтах указанных ведомств. Субсидии распределяются субъектам малого и среднего предпринимательства на конкурсной основе безвозмездно и безвозвратно. Вместе с тем, Порядками, регламентирующими предоставление субсидии, договорами о предоставлении субсидии могут быть установлены условия, при которых производится возврат субсидии. Как правило, это применяется в случае нарушения получателем субсидии каких-либо существенных условий договора о предоставлении субсидии.

Как правило, получение субсидии предпринимателем происходит на основе решения конкурсной комиссии ведомства или органа местного самоуправления, с субъектом предпринимательства заключается договор (контракт) на получение субсидии. Субсидия перечисляется на расчетный счет субъекта предпринимательства. Необходимо отметить, что информированность предпринимателей о данных мерах поддержки крайне мала, информация о проходящих конкурсах приводится только на сайте администрации, информирования в печатных изданиях, путем рассылки смс сообщений или через социальные сети нет. Это уменьшает процент участвующих в отборе. Кроме того, в отборе тяжело участвовать начинающим предпринимателям, у которых еще нет нанятого персонала, поскольку балльная система оценки претендентов не позволяет им получить достаточное количество баллов.

Нормативное регулирование поддержки предпринимательства на региональном уровне в Сахалинской области основано на Постановлении Правительства Сахалинской области от 20.09.2011 № 382 «О долгосрочной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2012-2015 годы и на период до 2018 года» [5].

Поддержка предпринимательства в муниципалитетах Сахалинской области регулируется следующими нормативными актами, основанными на постановлениях Правительства области.

Согласно данных информационного портала Малого и среднего бизнеса Сахалинской области существует перечень организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, который представлен следующими организациями

[4]:

- Автономное учреждение «Фонд содействия развитию предпринимательства», который занимается предоставлением займов и поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства.

- Автономная некоммерческая организация Учебный центр «Активное образование», оказывающий образовательные услуги представителям бизнес-сообщества.

- Учреждение дополнительного профессионального образования «Сахалинский Центр Охраны труда», оказывающий услуги обучения в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышение квалификации).

В Сахалинской области действует Сахалинский фонд развития предпринимательства. Микрокредитная компания «Сахалинский Фонд развития предпринимательства» (МКК «СФРП») создано Правительством Сахалинской области в рамках реализации областной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области. Учредитель Фонда - Сахалинская область в лице Министерства экономического развития.

Цель создания Фонда - расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам.

Основные виды деятельности Фонда:

- предоставление поручительств по кредитным договорам, банковским гарантиям, договорам лизинга;

- предоставление микрозаймов;

- оказание консультационных услуг.

Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) создано без ограничения срока и действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2015 №287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства», иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Корпорация МСП осуществляет свою деятельность в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства в целях координации оказания субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) поддержки, предусмотренной Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» после изменения наименования акционерного общества «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий».

Основными целями деятельности Корпорации МСП являются:

- оказание поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП;

- привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов МСП;

- организация информационного, маркетингового, финансового и

юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами МСП;

- организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров, работ, услуг заказчиками, определяемыми Правительством РФ, у субъектов МСП в годовом объеме закупки товаров, работ, услуг, а также инновационной и высокотехнологичной продукции;

- обеспечение информационного взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями в целях оказания поддержки субъектам МСП;

- подготовка предложений о совершенствовании мер поддержки субъектов МСП, в том числе предложений о совершенствовании нормативно-правового регулирования в этой сфере.

Акционерами Корпорации МСП являются Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» АО Федеральная Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, для предпринимателей, которые хотят открыть или расширить свой бизнес разработало портал Бизнес-навигатор МСП. С помощью Бизнес-навигатора МСП, созданного по принципу «одного окна», можно [5]:

- выбрать бизнес;

- рассчитать примерный бизнес-план;

- найти где взять кредит и оформить гарантию;

- узнать о мерах поддержки малого и среднего бизнеса;

- подобрать в аренду помещение для бизнеса;

- быть в курсе планов закупок крупнейших заказчиков.

Доступ к бизнес-навигации бесплатный.

Также поддержку предпринимателям оказывает Сахалинское агентство по привлечению инвестиций - консультации и содействие бизнесу любого уровня в вопросах реализации инвестиционных проектов на территории Сахалинской области. С 1 сентября по 30 октября 2017 года в регионах Российской Федерации (в том числе в Сахалинской области) осуществлялся прием заявок на реализацию инвестиционных проектов в рамках Конкурса «Ежегодная общественная премия «Регионы - устойчивое развитие». К рассмотрению принимались краткосрочные и долгосрочные инвестиционные проекты, которые планируются к реализации на территории Российской Федерации. Предприниматели, чьи проекты станут победителями Конкурса, получат доступ к финансовым ресурсам крупнейших банков России на льготных условиях кредитования и на срок, требующийся для реализации предложенного проекта (до 15 лет).

Также поддержка экономического развития и предпринимательства осуществляется путем выделения территорий опережающего социально-экономического развития.

Территории опережающего социально-экономического развития (ТОР)

- это часть территории субъекта РФ, на которой устанавливается особый правовой режим ведения предпринимательской и других видов деятельности. В частности, предусмотрены льготные налоговые условия, упрощенные административные процедуры и др[3].

Они образуются не только в целях развития отраслей экономики и привлечения инвестиций (как особые экономические зоны, ОЭЗ), но и для создания комфортных условий проживания населения.

В отличие от существующих ОЭЗ и зон территориального развития (ЗТР), ТОРы создаются под конкретных крупных инвесторов, заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций и количество создаваемых рабочих мест.

Территория опережающего развития создается на 70 лет, срок ее существования может быть продлен, что не предусмотрено в отношении особых экономических зон (они создаются на 49 лет) и зон территориального развития (срок действия - 12 лет). Заявку на создание ТОР может подать руководство любого субъекта РФ, в отличие от зон территориального развития. Перечень регионов, на которых могут быть образованы ЗТР, составляет правительство РФ.

Проект модернизации спортивно-туристического комплекса «Горный воздух» (СТК) на Сахалине получил «второе дыхание» в связи с включением его в территорию опережающего социально-экономического развития (ТОР). Согласно разработанному плану до 2020 года комплекс должен стать международным горнолыжным курортом. развитие СТК по годам разбито на четыре этапа и каждый из них предусматривает строительство новых горнолыжных трасс, чтобы с нынешних 26 километров достигнуть 85 километров зон катания. Причем если сейчас трассы сосредоточены в основном на горе Большевик, то к 2020 году будут освоены склоны соседних гор - Красная и Острая. Заметим, что помимо обустройства спортивной инфраструктуры по проекту будет модернизироваться и туристическая инфраструктура.

Всего на реализацию четырех этапов развития ТОР «Горный воздух» предусматриваются инвестиции в объеме чуть более 12 млрд рублей.

По расчетам регионального министерства спорта и молодежной политики, в 1,5-часовой зоне перелета воздушными судами проживает более 10 млн человек и часть из них являются потенциальными гостями Сахалина. Результатами реализации проекта должны стать создание комфортной спортивно-досуговой инфраструктуры для жителей Сахалинской области и регионов Дальнего Востока, так как к 2018 году министерство предполагает увеличить приток туристов извне до 10 тысяч человек. По расчетам специалистов ведомства, это позволит обеспечить ежегодное поступление в областной бюджет 500 млн рублей, создать около одной тысячи новых рабочих мест для сахалинцев.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 252-ФЗ внесены дополнения в

Федеральный закон от 13.07.2015г. № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» к свободному порту Владивосток отнесен Корсаковский городской округ Сахалинской области, включая территорию и акваторию морского порта.

В Свободном порту Владивосток действует особый правовой режим осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. Резиденты Свободного порта получают ряд преференций: налоговые льготы, упрощение таможенных и визовых процедур, максимальное снижение административных барьеров.

На входящих в состав Свободного порта территориях устанавливаются [1]:

- облегченный визовый режим (получение 8-дневной въездной визы непосредственно на границе);

- современный и быстрый режим пересечения границы при осуществлении международной торговли;

- меры государственной поддержки предпринимателей в целях привлечения инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, создания и развития производств, ориентированных на выпуск конкурентоспособной на рынках АТР продукции;

- существенное сокращение сроков проведения фискальных проверок;

- проведение внеплановых проверок только по согласованию с Управляющей компанией территории опережающего развития;

- каникулы по налогу на прибыль организаций (ставка в течение первых 5 лет не превышает 5%);

- пятилетние каникулы по налогу на имущество организаций и по земельному налогу;

- льготная ставка страховых взносов для инвестиционных проектов, реализуемых в течение первых 10 лет в размере 6%, понижающий коэффициент по НДПИ и ускоренная процедура возмещения НДС;

- свободный порт - центр со свободной таможенной зоной, где можно будет хранить предметы роскоши, произведения искусства, антиквариат и осуществлять их продажную подготовку, включая демонстрацию товаров потенциальным покупателям.

Режим свободного порта действует 70 лет.

Поскольку и ТОР «Горный воздух» и свободный порт «Владивосток» имеют особый статус на одинаковое количество лет (70), имеют одинаковые преференции и порядок рассмотрения включения резидентов, то развивать бизнес одинаково выгодно в обеих зонах.

Обобщая, сделаем выводы. Основные проблемы развития предприятий малого и среднего бизнеса в Сахалинской области следующие: оторванность от материка, замкнутость на острове и соответственно ограниченное число потенциальных клиентов, высокие транспортные издержки, высокие цены на сырье и материалы, низкий уровень развития продвижения товаров и услуг посредством сети интернет и социальных сетей, бюрократия на уровне

государственных учреждений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низкая эффективность реализации программ поддержки предпринимателей вызвана следующими факторами:

- низкой осведомленностью предпринимателей о программах;

- высоким объемом документации для участия в государственной поддержке;

- высоким уровнем бюрократии.

На уровне области в настоящее время данные проблемы постепенно решаются путем создания специальных отделов при администрациях муниципалитетов Сахалина по поддержке предпринимательства, выделения специальных сумм поддержки для микробизнеса по упрощенной схеме, организации бесплатного обучения, семинаров, встреч предпринимателей.

Таким образом, на территории Сахалинской области ведется постоянная работа с субъектами малого предпринимательства, оказывается информационная поддержка, оплата повышения квалификации сотрудников малого предпринимательства, проводятся конкурсные отборы на выделение субсидий на возмещение части затрат при открытии бизнеса, части затрат по лизингу, возмещение процентов по коммерческим кредитам. Особые условия осуществления деятельности для малого предпринимательства, удаленность от материка и островной столицы - г. Южно-Сахалинска, невозможность полноценного расширения сети, высокие тарифы на энергоносители для бизнеса на Сахалине приводят к банкротству многих субъектом малого предпринимательства в первый же год после открытия. Поэтому, с целью повышения числа субъектов малого предпринимательства и их успешного развития администрациями МО острова и Правительством Сахалинской области должна и дальше вестись активная работа по поддержке малого предпринимательства.

Использованные источники:

1. Information portal of small and medium business of the Sakhalin region http : //mineconom.admsakhalin.ru/_index_mb.php?page=new&div=4 51

2. OGKU site Sakhalin Agency for Investment Promotion. investinsakhalin.ru

3. The site of the Sakhalin Fund for Entrepreneurship Development. http://fsrp-sakhalin.ru/?cat=5

4. The official website of JSC "Federal Corporation for the Development of Small and Medium-sized Entrepreneurship". http://corpmsp.ru/

5. The site of the Ministry of Economic Development of the Sakhalin Region. http : //mineconom. admsakhalin.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.