Научная статья на тему 'ФИНАНСИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: ПРОБЛЕМЫ И ПОИСКИ РЕШЕНИЙ'

ФИНАНСИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: ПРОБЛЕМЫ И ПОИСКИ РЕШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БИЗНЕС / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / FINANCING / ENTREPRENEURSHIP / BUSINESS / SMALL BUSINESS / STATE SUPPORT OF ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пыртя А. Ю.

В статье представлен обзор основных проблем финансирования развития предпринимательства в Республике Крым и рассмотрены возможные направления государственной финансовой поддержки предпринимательских структур, учитывающий сложности экономической деятельности в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDING FOR THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP IN THE REPUBLIC OF CRIMEA: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The article presents an overview of the main problems of financing the development of entrepreneurship in the Republic of Crimea and considers possible directions of state financial support of business structures, taking into account the complexity of economic activity in the region.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: ПРОБЛЕМЫ И ПОИСКИ РЕШЕНИЙ»

УДК 334.72

Пыртя А.Ю. студeнт

кaфeдра бухгaлтeрскoгo учeтa, aнaлизa и aудитa ФГАОУВО Институт эттмики и упрaвлeния КФУ им. В.И. Вeрнaдскoгo шучныйруководитель: Грекова В.Л.,

Россия, г. Симферополь ФИНАНСИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: ПРОБЛЕМЫ И ПОИСКИ РЕШЕНИЙ

Аннотация: в статье представлен обзор основных проблем финансирования развития предпринимательства в Республике Крым и рассмотрены возможные направления государственной финансовой поддержки предпринимательских структур, учитывающий сложности экономической деятельности в регионе.

Ключевые слова: финансирование, предпринимательство, бизнес, малый бизнес, государственная поддержка предпринимательства.

Pyrtya A. Yu.

student of the Department of accounting, analysis and audit at the INSTITUTE of Economics and management of CFU. V. I. Vernadsky Scientific supervisor: candidate of economic Sciences, Grekova V.A.

Russia, Simferopol

FUNDING FOR THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP IN THE REPUBLIC OF CRIMEA: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Abstract: the article presents an overview of the main problems offinancing the development of entrepreneurship in the Republic of Crimea and considers possible directions of state financial support of business structures, taking into account the complexity of economic activity in the region.

Key words: financing, entrepreneurship, business, small business, state support of entrepreneurship.

Проблемы. Реформирование экономики России и интеграция Крыма в единое экономическое пространство Российской Федерации невозможны без развития и совершенствования различных форм предпринимательства. Считается, что предпринимательские структуры имеют большое значение с точки зрения создания рабочих мест и поддержания рынка. Кроме того, предпринимательские структуры рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости.

Опыт развитых стран показывает, что предпринимательство играет значительную роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, соответственно, решает многие

экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает финансовую поддержку малому бизнесу, активное население все больше начинает заниматься малым предпринимательством.

Актуальность. В Крыму субъекты предпринимательства играют важную экономическую и социальную роль в развитии экономики региона в целом. От уровня развития предпринимательства зависят многие показатели, такие как уровень конкуренции, внедрение новых технологий, эффективность производства и т.д.

Анализ исследований и публикаций. Вопросами исследования финансирования развития предпринимательства занимались различные отечественные и зарубежные ученые, такие как: Егоров И.А., Девятаева Н.В., Базарнова Т. А., Романцова Д.В., Сайбель Н.Ю., Печенов А.С., Черкасов Д.О, Денисевич Е.И., и др. Первые научные исследования предпринимательской деятельности в экономической науке стали проводиться в XVII в. в трудах Р. Кантильона, А. Тюгро, Ф. Кенэ, А. Смита и Ж.-Б. Сея.

Цель статьи: исследовать финансирование развития предпринимательства в Республике Крым, государственную поддержку предпринимательства, выявление проблем и поиска решений оптимизации финансирования предпринимательских структур.

Изложение основного материала. С 1 января 2015 года в Крыму действует свободная экономическая зона, что безусловно предоставляет большие преференции для её резидентов. Вместе с тем, для предпринимателей Крыма, наряду с трудностями и проблемами развития, характерными для российских предпринимателей в других регионах, существуют серьёзные дополнительные ограничения. Они обусловлены фактической блокадой полуострова со стороны Украины, что значительно осложняет логистику Крыма, а также ряда ограничений, связанных с режимом санкций, введённых против России.

В создавшейся усложненной ситуации, как Правительством Российской Федерации, так и Правительством Республики Крым проводится планомерная работа по созданию благоприятных условий для развития бизнеса. В целях реализации этих мероприятий, в Правительстве Российской Федерации разработана «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года». Основным разработчиком Стратегии является Минэкономразвития России. В документе отдельной строкой прописана Республика Крым, что говорит о большом внимании, уделяемом руководством страны нашей республике. В Стратегии обозначены основные направления развития предпринимательства, формы и механизмы оказания поддержки бизнесу, а также перечень объектов инфраструктуры развития предпринимательства, посредством которой они будут реализованы.

Правительство Крыма готовится к эффективной реализации Стратегии, в целях создания благоприятных условий для успешного функционирования хозяйствующих субъектов и предпринимателей в Крыму. В частности, уже

разработана и начала действовать трехлетняя подпрограмма развития малого и среднего предпринимательства в Республике Крым «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2015-2017 годы». В рамках этой программы созданы и работают: Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства, Крымский гарантийный фонд поддержки предпринимательства, Фонд микрофинансирования Республики Крыма, эти организации, призваны оказать поддержку малому и среднему бизнесу.

Несмотря на сложную ситуацию, с которой столкнулись как органы власти, так и предприниматели Крыма, механизмы поддержки реализовывались, в том числе и во время чрезвычайной ситуации связанной с прекращением подачи электроэнергии со стороны Украины. Работали конкурсные комиссии по предоставлению грантов, комиссия по субсидированию процентной ставки по кредитам, полученным в коммерческих банках, работали фонды.

В 2016 году более 40 млрд. рублей доходов в бюджетную систему России обеспечили налоговые органы Республики Крым. Это почти на 40 процентов больше, чем в 2015 году.

По состоянию на 01.01.2017 г. в Крыму зарегистрировано 94268 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Большая часть предпринимателей Крыма избрала специальные режимы налогообложения -патентную систему и ЕНВД. На патентной системе налогообложения работают 26% налогоплательщиков. Это третье место в Российской Федерации.

В настоящее время проблем у предпринимателей Крыма достаточно много. В первую очередь, - это доступность финансовых ресурсов. Крупные банки не работают в Крыму, что существенно уменьшает возможности крымских предпринимателей в получении доступных кредитов.

Кроме того, крымским предпринимателям сложно интегрироваться в российскую правовую среду. Иное налогообложение, иное законодательство о страховых взносах, проблемы с получением разрешительных документов, регистрацией, гораздо более строгие правила лицензирования в алкогольной отрасли, и ко всему - малая информированность делает работу предпринимателей Крыма еще более сложной.

Дополнительной проблемой стала фактическая изоляция Крыма. Крым оказался под санкциями Евросоюза и США, которые сильно ударили по экономике Крыма и его гражданам (парализована работа международных морских портов, аэропорт Симферополь из международного превратился в местный, прекращены все экспортно-импортные операции, пострадала банковская сфера, свернуты продажи международных брендов и др.

В целом предприниматели Крыма отмечают, что существенно усложнена транспортная логистика, так как Керченская переправа не всегда может обеспечить своевременный транспортный поток, банковская система не в полной мере обеспечивает международные расчеты, растут цены поставщиков, как из-за колебания курса доллара, так и из-за проблем с

доставкой товара в Крым.

Есть и специфические проблемы, включая, например, лицензирование морских и внутренних водных перевозок. В Крымском округе большинство маломерных судов вообще не лицензировано в соответствии с законодательством России. Проблему нужно решать, в то же время не парализуя транспортное сообщение и туристический бизнес.

По данным 2014 года количество индивидуальных предпринимателей в Крыму снизилось в пять раз по сравнению с периодом 2013 года. Это вполне естественный процесс - не все прошли перерегистрацию в соответствии с российским законодательством, многие, в связи с потерей деловых связей, решили прекратить деятельность, кто-то из-за ухода украинских банков потерял значительные суммы на своих расчетных счетах, что заставило свернуть бизнес. Однако уже в 2015 году процесс активизировался. По данным Минэкономразвития за первые четыре месяца 2015 года количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц увеличилось на 70%.

Возникли проблемы и с регистрацией в качестве резидентов СЭЗ Крыма. Главной проблемой стала усложненная инвестиционная декларация, которая является частью соглашения. В 2015 году ее упростили, что по идее, должно повысить интерес предпринимателей к регистрации в СЭЗ. Однако сложности с регистрацией остаются.

В 2015 году Правительство РФ оказало государственную поддержку малому и среднему предпринимательству в Крыму на сумму приблизительно 200 млн. руб. Для компаний, которые зарегистрированы в первые три года работы свободной зоны, предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (они уменьшены с 30% до 7,6%). Кроме того, в Крыму введен режим свободной таможенной зоны.

В Крыму сейчас работает 25 коммерческих банков, по ряду из них есть программа поддержки МСП. Но объем кредитного портфеля, который был предоставлен малому и среднему бизнесу, очень небольшой и меньше, чем был прежде, - примерно 1 млрд. 700 млн. по Республике Крым, 850 млн. - по городу Севастополю. Этому есть причины: малое количество кредитных организаций, меньшая ресурсная база, недостаточность залогов. Компенсировать это предлагается через систему государственной финансовой поддержки.

В Республике Крым и в Севастополе были созданы государственные фонды поддержки предпринимательства, фонд микрофинансирования предпринимательства и гарантийный фонд поддержки предпринимательства. Из федерального бюджета на систему государственной поддержки малого и среднего предпринимательства определена сумма 170 млн., это на 30% примерно больше, чем в прошлом году. При этом центр поддержки предпринимательства получит19 млн. руб., гарантийный фонд -50 млн. руб., фонд микрофинансовых организаций - 61 млн. руб., поддержка начинающим субъектам МСП через гранты - 25 млн. руб. и субсидирование процентной

ставки по кредитам - 15 млн. руб.

Отдельно будут выделены средства Севастополю на программу поддержки малого и среднего бизнеса - 122,6 млн. руб., которые также будут распределены по направлениям поддержки.

Все вышеназванные фонды действительно в Крыму есть, соответствующие нормативные акты приняты, и деньги выделяются. Но крайне мало. В 2016 году было выделено всего 10 грантов предпринимателям. Этому есть ряд причин. Первая - не все работают в правовом поле: получить поддержку могут только официально зарегистрированные предприниматели Крыма, не имеющие долгов по налогам и не имеющие задолженности по кредитам. Кроме того, существуют проблемы и с залогами - далеко не все могут его предоставить. Высоки требования к оформлению документов. Еще одна проблема - многие элементарно не знают, могут ли они на что-то рассчитывать и как получить субсидию, грант, кредит на развитие бизнеса в Крыму. Но помощь получить можно.

На сегодня есть несколько вариантов пополнения оборотных средств на развитие бизнеса в Крыму:

1. Получить микрокредит до 1 млн. руб. в фонде микрофинансирования предпринимательства Крыма. Займы выдаются на срок до 36 месяцев на пополнение оборотных средств и малые инвестиции (покупку техники, например) и выдаются субъектам малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и сельхозпотребкооперативы. При сумме микрозайма более 150 тыс. руб. потребуется залог, в качестве которого могут быть автомобили или сельхозтехника. Кредиты выдаются под 8-10% годовых.

2. Получить грант начинающему предпринимателю Крыма. Гранты или субсидии выдаются в сумме до 500 тыс. руб. (ранее предельная сумма составляла 300 тыс. руб.) на безвозмездной основе начинающим предпринимателям (как юридическим лицам, так и ИП). То есть возвращать эти деньги не потребуется. Но отчитаться за них, конечно, придется.

Гранты предоставляются на конкурсной основе. Претендовать на грант могут начинающие предприниматели, зарегистрированные в Крыму и работающие менее года с момента государственной регистрации, прошедшие курсы обучения основам предпринимательской деятельности (за исключением тех, кто имеет высшее юридическое или экономическое образование), имеющие бизнес-план с подтвержденными расходами на начало деятельности, выплачивающие зарплату работникам не ниже прожиточного минимума и осуществляющие приоритетные для Крыма виды деятельности. Приоритетными являются инновации, промышленное производство, сельское хозяйство, санаторно-курортная и туристическая деятельность. В первую очередь на получение субсидий могут рассчитывать зарегистрированные безработные, военнослужащие, уволенные в запас, субъекты молодежного предпринимательства, те, кто работает в социальной сфере.

3. Получить кредит в банке под гарантию Крымского гарантийного фонда поддержки предпринимательства. Фонд дает поручительство по кредитным договорам на срок от года до пяти лет, и на сумму от 1 млн. руб. до 35 млн. руб. Условиями опять же являются отсутствие просроченных задолженностей по налогам и сборам, и кредитным обязательствам. Поручительство может составить до 70% от суммы обязательств заемщика.

На сегодня у Фонда есть банки-партнеры, где можно получить кредит под гарантию. Заемщику необходимо обращаться в банк-партнер Фонда напрямую, и если банк принимает положительное решение по кредиту, при нехватке собственного обеспечения можно обратиться за поручительством Фонда.

В части микрофинансирования предпринимательства Республики Крым, определены основные цели работы Крымского государственного фонда поддержки предпринимательства, а также внедряются новые программы поддержки предпринимателей с учетом их видов деятельности: «Молодой предприниматель», «Фермер», «Новатор», «Ремесленник», «Курорт» и «Инвестор». В 2016 году фонд выдал около 112 льготных микрозаймов в размере до миллиона рублей на срок до трех лет под 7-10 процентов годовых на общую сумму 68,5 миллиона рублей.

В 2016 году Фонд микрофинансирования планирует увеличить размер микрозаймов для субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Крым до 3 млн. руб. на льготных условиях, что позволит предпринимателям развивать бизнес и новые проекты, особенно, в производственной сфере, предполагающей значительные объёмы инвестиций.

Вывод. В Крыму государственная финансовая поддержка субъектов предпринимательства включает в себя практически полный комплекс мероприятий, направлений, форм и методов, которые используются в развитых странах. Приоритетные задачи в данной области заключаются в выявлении и устранении факторов, которые блокируют реализацию государственных финансовых программ поддержки предпринимательства, разработке и внедрении их качественных изменений при максимальном использовании наиболее действенных механизмов. Необходимо совершенствовать государственную финансовую поддержку, направленную на повышение доступности источников финансирования для развития субъектов предпринимательства, учитывая их важную роль и значение в экономике региона. Речь идет об условиях налогообложения и кредитования, правового регулирования, государственной финансовой поддержки предпринимательства.

Использованные источники:

1. Девятаева Н. В., Базарнова Т. А. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России и направления их решения // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 503-505.

2. Егоров И.А. Роль предпринимателей в современной России // Деловая

мысль. 2016. № 1. С. 62-63.

3. Романцова Д. В., Денисевич Е. И. Проблемы развития предпринимательства // Молодой ученый. - 2015. - №8. - С. 614-618.

4. Сайбель Н. Ю., Печенов А. С. Проблемы развития предпринимательства в России // Молодой ученый. - 2016. - №28. - С. 536-540.

5. Черкасов Д. О. Роль малого предпринимательства в экономике России // Молодой ученый. 2016. № 2 (106). С. 629-631.

6. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]//Минэкономразвития России.-2013.- Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/ macro/prognoz/doc20130325_06

УДК 330.12

Пыртя А.Ю. студeнт

кaфeдра бухгалтерского учeтa, aнaлизa и aудитa ФГАОУВО Институт экономики и упрaвлeния КФУ им. В.И. Вeрнaдскoгo шучныйруководитель: Грекова В.Л., к. э.н.

Россия, г. Симферополь СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ, ЕГО ЦЕЛИ И ПРОБЛЕМАТИКА Аннотация: в статье представлен обзор управленческого контроля, его сущности, определены его цели и рассмотрена проблематика его осуществления на предприятиях.

Ключевые слова: контроль, экономика, управление, ФЭК, проблематика ФЭК, решение ФЭК.

Pyrtya A. Yu.

student of the Department of accounting, analysis and audit at the INSTITUTE of Economics and management of CFU. V. I. Vernadsky Scientific supervisor: candidate of economic Sciences, Grekova V.A.

Russia, Simferopol THE ESSENCE OF CONTROL, ITS PURPOSES AND PROBLEMS Abstract: the article presents an overview of management control, its essence, defines its goals and considers the problems of its implementation in enterprises.

Key words: control, Economics, management, FEK, FEK issue, the decision of the FEC.

Ввeдeниe. Контроль - это главная составляющая управления. Управление без контроля не несёт в себе смысл, следовательно, работа будет проделана впустую. Контроль и управление появились благодаря ряду факторов. Таких как появление товарно-денежных отношений, созданию ряда институтов государства и права, разделению общественного труда. Контроль

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.