А.А. Адаменко
профессор кафедры теории бухгалтерского учета, д.э.н., Кубанский государственный аграрный университет ([email protected])
A.A. Adamenko
Professor of the Department of accounting theory, Doctor of Economics,
Kuban state agrarian University Д.В. Петров
начальник научно-издательского центра, Кубанский социально-экономический институт
(h ati1984@mail. ru) D. V. Petrov
head of the scientific and publishing center, Kuban Social and Economic Institute А.И. Стадник
доцент кафедры экономики и управления на предприятии, к.э.н., Краснодарский филиал Российского экономического университета
имени Г.В. Плеханова (h ati1984@mail. ru) A.I. Stadnik
associate Professor of the Department of economics and management at the enterprise, Cand.
Ekon.D.,
Krasnodar Branch of the Russian Economic University named after G. V. Plekhanova
ВИДЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Аннотация. В данной статье сформулирована роль государства в развитии малого предпринимательства в Российской Федерации. Рассмотрены современные востребованные программы помощи малому бизнесу со стороны государства, а именно такие как: субсидия на открытие бизнеса для безработных; субсидия на развитие бизнеса для начинающих предпринимателей; поручительство по кредитным и лизинговым договорам; компенсация части процентов по кредитам; возмещение части затрат по договору лизинга; выдача займов по сниженным ставкам; возмещение расходов на участие в выставках и ярмарках; налоговые льготы начинающим и действующим предпринимателям. Отдельное внимание уделено поддержке малого предпринимательства на территории Краснодарского края, в частности описаны существующие на территории края программы микрофинансирования малого бизнеса, которые дают возможность предпринимателям получать кредиты и краткосрочные займы на льготных условиях.
Annotation. In this article, the role of the state in the development of small business in the Russian Federation is formulated. Considered are currently in demand programs of assistance to small businesses on the part of the state, namely such as: a grant to open a business for the unemployed; subsidy for business development for start-ups; guarantee for credit and leasing agreements;
compensation of a part of interest on loans; reimbursement of a part of costs under a leasing agreement; issuance of loans at reduced rates; reimbursement of expenses for participation in exhibitions and fairs; tax benefits for beginners and current entrepreneurs. Special attention is paid to supporting small business in the Krasnodar Territory, in particular, the microfinance programs for small businesses existing on the territory of the region, which enable entrepreneurs to receive loans and short-term loans on preferential terms.
Ключевые слова: малый бизнес, государственная поддержка, региональная система предпринимательства, субсидии.
Keywords: small business, state support, regional system of entrepreneurship, subsidies.
Государственная программа поддержки малого бизнеса призвана помочь новичкам в сфере малого бизнеса на этапе запуска своего дела, поддержать их посредством предоставления субсидий. Конечно же, выдавая денежную помощь предпринимателям, государство преследует и свои собственные цели, а именно: развитие малого бизнеса улучшает общее экономическое положение государства.
В настоящее время получить помощь от государства на открытие и развитие малого бизнеса вполне реально. В каждом регионе Российской Федерации существуют
программы, в рамках которых предоставляются различные субсидии, компенсации, льготы и другие виды помощи.
Краснодарский край достаточно давно и эффективно занимается поддержкой малого и среднего предпринимательства, что может быть подтверждено тем, что на сегодняшний день Краснодарский край является одним из лидеров по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства. Политика Краснодарского края направлена на поддержку и развитие новых форм государственной поддержки малого предпринимательства, создание некоммерческих организаций, осуществляющих государственную поддержку. В частности, на сегодняшний момент действует гарантийный фонд поддержки, и создан фонд микрофинансирования. Хотелось бы, чтобы активно использовали данные средства государственной поддержки, потому как они реализуются в рамках указаний Министерства экономического развития России, которые являются наиболее приоритетными для реализации.
На сегодняшний день наиболее востребованными программами помощи малому бизнесу со стороны государства являются:
- субсидия на открытие бизнеса для безработных;
- субсидия на развитие бизнеса для начинающих предпринимателей;
- поручительство по кредитным и лизинговым договорам;
- компенсация части процентов по кредитам;
- возмещение части затрат по договору лизинга;
- выдача займов по сниженным ставкам;
- возмещение расходов на участие в выставках и ярмарках;
- налоговые льготы начинающим и действующим предпринимателям.
Рассмотрим все эти виды государственной поддержки подробнее.
1. Субсидия на открытие бизнеса для безработных.
Если по каким либо причинам человек остался без работы и хочет попробовать свои силы в бизнесе, на первых порах ему может помочь субсидия от центра занятости населения в размере 59000 руб. Этот вид государственной помощи предоставляется безработным гражданам безвозмездно. Для того чтобы получить субсидию, следует обратиться в службу занятости населения по месту прописки, встать на учет по безработице, написать и защитить бизнес-план. В некоторых центрах занятости дополнительно потребуется пройти краткое обучение азам предпринимательства и психологическое тестирование.
Лучше всего, если будущий бизнес будет иметь социальную направленность и будет создано одно или несколько рабочих мест. К рассмотрению не принимаются бизнес-идеи, связанные с производством или реализацией алкоголя, открытием ломбарда, сетевым маркетингом. После защиты бизнес-плана перед комиссией и в случае его одобрения, заключается договор с центром занятости о получении субсидии. При этом регистрация индивидуального предпринимателя или юридического лица осуществляется только после заключения договора, так как изначально договор заключался с безработным, а не с предпринимателем или юридическим лицом.
Расходы на оформление регистрации также компенсируются государством. Возмещение перечисляется по факту, то есть оплата регистрации производится за счет заявителя, затем документы об оплате предоставляются в центр занятости.
Сумма субсидии может увеличиться, если нанять одного или нескольких безработных, которые также зарегистрированы в этом центре занятости. В этом случае размер субсидии возрастет на 59000 руб. за каждого нанятого сотрудника. Однако такая программа действует только для индивидуальных предпринимателей.
В течение трех месяцев с момента получения субсидии следует подтвердить, что средства израсходованы в соответствии с утвержденным бизнес-планом. Если бизнес «продержится» меньше года - деньги придется вернуть государству.
2. Субсидия начинающим предпринимателям.
На развитие бизнеса можно получить более значительную сумму - 300000 руб. Для того чтобы получить такую субсидию, с момента регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица должно пройти не менее года. Деньги
выдаются после защиты бизнес-проекта, но на условиях софинансирования. Долевое участие государства в в данной программе составляет 50 % на 50 %.
Расходовать субсидию можно на приобретение оборудования, оснащение рабочих мест, закупку сырья, оплату аренды. Еще одним условием предоставления субсидии является отсутствие у компании задолженности по налогам и страховым взносам. Безвозвратные ссуды чаще всего выдаются предпринимателям, которые осуществляют социально важную деятельность - занимаются бытовым обслуживанием, работают в сфере образования, здравоохранения и т.д. За потраченные государственные средства нужно будет детально отчитаться.
3. Поручительство по кредитным и лизинговым договорам.
Практически в каждом регионе есть гарантийные фонды, которые могут стать поручителями при оформлении предпринимателем кредита или заключении договора с лизинговой компанией. Такое поручительство является дополнительным преимуществом при получении займа. За услугу фонду придется заплатить 1,5-2 % от суммы поручительства, которая, как правило, составляет 30-70 % от суммы кредита.
Для того чтобы воспользоваться помощью гарантийного фонда, следует выяснить его требования к заемщикам, а также уточнить, какие банки являются партнерами фонда. При обращении в банк следует указать, что поручителем будет выступать гарантийный фонд. Если заявка на кредит одобрена банком, то далее совместно с банком подготавливаются документы и заявка в гарантийный фонд. При положительном решении фонда составляется трехсторонний договор поручительства. Заявитель получает кредит и оплачивает услуги гарантийного фонда.
При этом гарантийный фонд должен находится в том же регионе, в котором зарегистрирован ваш бизнес.
4. Компенсация части процентов по кредитам.
Если индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом был ранее взят кредит на развитие бизнеса в одном из российских банков, то можно компенсировать часть процентов по кредиту за счет государства. Сумма субсидии зависит от действующей ставки рефинансирования и размера кредита. Этот вид поддержки действует практически во всех регионах и распространяется на большинство видов деятельности.
5. Возмещение части затрат по договору лизинга.
Еще один популярный вид помощи малому бизнесу от государства - компенсация части платежей по лизинговым договорам. Если индивидуальный предприниматель или юридическое лица берет в лизинг производственное оборудование или транспорт, то у них имеется возможность вернуть часть средств. Максимальный размер отличается в зависимости от региона.
6. Выдача займов по сниженным ставкам.
Во многих субъектах Российской Федерации существуют программы микрофинансирования малого бизнеса, которые дают возможность предпринимателям получать кредиты и краткосрочные займы на льготных условиях. Как правило, сумма займа составляет от 10 тыс. руб. до 1 млн. руб. на срок 1-3 года. Процентная ставка варьируется от 8 % до 10 %. Кредиты по более низкой ставке (5 %) отдельные регионы предоставляют предпринимателям, которые работают в производственной или сельскохозяйственной сфере, оказывают бытовые услуги, то есть занимаются социально значимой деятельностью. В некоторых случаях можно получить и более крупную сумму -до 5 млн. на более длительный срок - до 5 лет.
Для получения займа следует обратитесь в региональный фонд поддержки предпринимательства. Там сообщат, каким требованиям должен соответствовать заемщик, какие документы и, возможно, залоговое обеспечение необходимы для получения займа. На основании предоставленных документов и залога специалисты фонда вынесут решение о выдаче или отказе в выдаче займа.
Что касается Краснодарского края, то в целях обеспечения доступа малых и средних предприятий к финансовым ресурсам, посредством предоставления микрозаймов, еще в сентябре 2013 г. была создана некоммерческая организация «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства
Краснодарского края». Данный фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным законом «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ, а так же в соответствии с регламентом, определенным Министерством экономического развития Российской Федерации. Фонд микрофинансирования включен в реестр микрофинансовых организаций Центрального банка России. Основным видом деятельности фонда является предоставление микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктур и поддержки малого и среднего предпринимательства Краснодарского края в сумме до одного миллиона рублей, сроком до одного года. Фондом в настоящее время разработаны и утверждены несколько видов микрозаймов:
1) микрозайм для начинающих предпринимателей - «Старт»;
2) микрозайм на обеспечение государственных и муниципальных контрактов -«Контракт»;
3) микрозайм, который предоставляется на пополнение оборотных средств -«Бизнес-оборот»;
4) микрозайм на инвестиционные цели - «Бизнес-инвест»;
5) микрозайм «Фермер»;
6) микрозайм «Ремесленник», предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям инфраструктуры, осуществляющих ремесленную деятельность, относящихся к одному из видом ремесел (ремесленных профессий), установленных законом Краснодарского края от 7 ноября 2011 г. № 2357-К3 «О государственной поддержке народно-художественных промыслов и ремесленной деятельности в Краснодарском крае».
Воспользоваться микрозаймом могут субъекты малого и среднего предпринимательства Краснодарского края в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего бизнеса в Российской Федерации».
Предприниматель должен быть зарегистрирован в установленном порядке на территории Краснодарского края. Минимальный срок осуществления предпринимательской деятельности на дату подачи заявления не менее 3-х месяцев. Это касается продукта для начинающих предпринимателей «Старт». Для всех остальных микрозаймов срок осуществления деятельности не мене 6-ти месяцев. Результаты финансово-хозяйственной деятельности должны соответствовать требованиям фонда. Предприниматель должен иметь положительную кредитную историю, в том числе в фонде. Допускается и отсутствие кредитной истории. Предприниматель не должен иметь на дату подачи заявки на получение микрозайма просроченной задолженности по договорам займа, заключенными с фондами, с другими кредитными организациями, лизинговыми компаниями, не иметь задолженности по уплате налогов и иных платежей перед бюджетами всех уровней.
7. Возмещение расходов на участие в выставках и ярмарках.
Этот вид господдержки малого бизнеса позволит предпринимателям сократить расходы на участие в выставках и ярмарках, то есть воспользоваться возможностью представить свой товар широкой аудитории, найти клиентов и партнеров, обменяться опытом. Государство может оплатить две трети участия предпринимателя в подобных мероприятиях - аренду и доставку оборудования, регистрационный взнос. Не возмещаются затраты на проезд, проживание и питание. Субсидия предоставляется один раз в течение текущего финансового года. Сумма субсидии варьируется от 25000 руб. до 300000 руб. в зависимости от региона.
8. Налоговые льготы начинающим и действующим предпринимателям.
С 1 января 2015 г. по 31 декабря 2020 г. регионы имеют право на 2 года устанавливать нулевую налоговую ставку для впервые зарегистрировавшихся индивидуальных предпринимателей. Это касается предпринимателей на «вмененке» и патенте, которые работают в производственной, социальной, бытовой или научной сфере. Также с 2016 г. в качестве антикризисных мер поддержки малого бизнеса в некоторых регионах действуют сниженные налоговые ставки для предпринимателей на упрощенной системе налогообложения (от 1 %) и на едином налоге на вмененный доход (от 7,5 %).
9. Другие формы государственной поддержки малого бизнеса.
Во всех регионах нашей страны проводится обучение и повышение квалификации субъектов малого бизнеса, которое включает в себя разнообразные тренинги, семинары, конференции. По любым вопросам, неизбежно возникающим и у новичков, и у тех, кто уже ведет предпринимательскую деятельность не один год, вас проконсультируют профессиональные бухгалтеры, юристы и другие специалисты. Эти услуги оказываются бесплатно.
Источники:
1. Адаменко А.А. Концептуальные аспекты исследования внутренних ресурсов развития региональной экономики // Наука и инновации в современных условиях: сборник статей международной научно-практической конференции: в 4-х частях. - 2017. - С. 6-7.
2. Адаменко А.А., Петров Д.В., Стадник А.И. Способы обеспечения развития региональной системы предпринимательства внутренними ресурсами сферы малого и среднего бизнеса // Вестник академии знаний. - 2018. - № 2(25). - С. 12-19.
3. Адаменко А.А., Хорольская Т.Е., Мелик М.Д. Становление рыночной экономики в России // Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов: материалы VI международной научной конференции. - 2016. - С. 639-643.
4. Адаменко А.А., Хохоева З.В. Генерация перспективных ресурсов развития региональной экономики // Социально-экономический ежегодник-2017: сборник научных статей. - 2017. - С. 5-7.
5. Азиева З.И., Адаменко А.А., Петров Д.В. Формирование концептуального представления о генерации перспективных ресурсов субъектов малого и среднего бизнеса, востребованных на мезо-уровне при новой модели роста // Вестник Академии знаний. - 2017. - № 22(3). - С. 13-19.
6. Берлин С.И., Берлин С.Х., Петров Д.В. Современные тенденции развития российского предпринимательства // Вестник ИМСИТ. - № 1 (61). - Краснодар: Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар), 2015. - С. 27-31.
7. Стадник А.И., Петров Д.В., Насыбулина В.П. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства России и пути их решения // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11-2 (52-2). -С. 925-929.
8. Хорольская Т.Е., Адаменко А.А., Сивченко А.И. Модель развития современной рыночной экономики в России // Формирование экономического потенциала субъектов хозяйственной деятельности: проблемы, перспективы, учетно-аналитическое обеспечение: материалы VI Международной научной конференции. ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет». - 2016. - С. 360-364.
Sources:
1. Adamenko A.A. Conceptual aspects of the study of the internal resources of the regional economy development // Science and innovations in modern conditions: a collection of articles of the international scientific-practical conference: in 4 parts. - 2017. - p. 6-7.
2. Adamenko A.A., Petrov D.V., Stadnik A.I. Ways to ensure the development of a regional system of en-trepreneurship with internal resources in the sphere of small and medium business // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - № 2 (25). - pp. 12-19.
3. Adamenko A.A., Khorolskaya I.E., Melik M.D. Formation of a market economy in Russia // Information support for the effective management of the activities of economic entities: Proceedings of the VI International Scientific Conference. - 2016. - p. 639-643.
4. Adamenko A.A., Khokhoeva Z.V. Generation of promising resources for the development of the regional economy // Socio-economic Yearbook 2017: a collection of scientific articles. - 2017. - p. 5-7.
5. Azieva ZI, Adamenko A.A., Petrov D.V. Formation of a conceptual idea of the generation of promising resources of small and medium-sized businesses that are in demand at the meso-level with a new growth model // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2017. - No. 22 (3). - pp. 13-19.
6. Berlin S.I., Berlin S.Kh., Petrov D.V. Modern trends in the development of Russian entrepreneurship // Bulletin of IMSIT. - № 1 (61). - Krasnodar: Academy of Marketing and Social Information Technologies - IMSIT (Krasnodar), 2015. - P. 27-31.
7. Stadnik A.I., Petrov D.V., Nasybulina V.P. Problems of development of small and medium-sized businesses in Russia and their solutions // Economy and Entrepreneurship. - 2014. - № 11-2 (52-2). - p. 925-929.
8. Khorolskaya T.E., Adamenko A.A., Sivchenko A.I. Model of development of a modern market economy in Russia // Formation of the economic potential of business entities: problems, prospects, accounting and analytical support: materials of the VI International Scientific Conference. FGBOU VPO "Kuban State Agrarian University". -2016. - p. 360-364.