Э01 10.22394/1726-1139-2020-11-77-92 <
X
Особенности российского рынка кредитования |
малого и среднего предпринимательства §
на современном этапе х
Жирнель Е. В. <
Фонд финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства Ямало-Ненецкого ав- т тономного округа, г. Салехард, Российская Федерация; evge2004@mail.ru
РЕФЕРАТ
Кредитование является одним из факторов развития малого и среднего бизнеса. В последние годы российское государство предпринимает серьезные усилия по повышению доступности заемных средств для бизнеса и использует рынок кредитования как инструмент ускорения экономического роста. В работе показано, что этот же механизм работает как один из самых оперативных и действенных в рамках реализации антикризисной политики, что можно наблюдать в том числе в период пандемии 2020 г.
Цель исследования — выявить особенности и проблемы современного этапа развития рынка кредитования малого и среднего предпринимательства в России. В статье рассматриваются два уровня финансовой поддержки малого и среднего бизнеса: федеральный и региональный. Сегодня они представлены разными институтами, которые дополняют друг друга. Однако несмотря на масштабные государственные программы стимулирования кредитования, доля субъектов малого и среднего предпринимательства, пользующихся заемными средствами, остается низкой и недостаточной для активного развития этого сектора экономики.
В исследовании использовались экспертный и статистический анализ, информационной базой для исследования стала статистика Банка России, Федеральной налоговой службы, законодательство в сфере предпринимательства, данные органов исполнительной власти, аналитические отчеты Банка России, Счетной палаты России, рейтингового агентства Эксперт РА.
Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, кредит, государственная политика
Для цитирования: Жирнель Е. В. Особенности российского рынка кредитования малого и среднего предпринимательства на современном этапе // Управленческое консультирование. 2020. № 11. С. 77-92.
Features of the Russian Small and Medium-sized Enterprise Lending Market at the Present Stage
Evgeny V. Zhirnel
Fund for Financial Support of Small Businesses of Yamal-N enets Autonomous Area, Salekhard, Russian Federation; evge2004@mail.ru
ABSTRACT
Lending is one of the factors in the development of small and medium-sized businesses. In recent years, the Russian state has made serious efforts to increase the availability of borrowed funds for business and uses the lending market as a tool to accelerate economic growth. The work shows that the same mechanism works as one of the most rapid and effective in the implementation of anti-crisis policies, which can be observed, including during the 2020 pandemic.
The purpose of the study is to identify the features and problems of the modern stage of the development of the lending market for small and medium-sized enterprises in Russia. The article considers two levels of financial support for small and medium-sized businesses: federal and regional. Today they are represented by different institutions that complement each other. However, despite large-scale state programs to stimulate lending, the share of small and medium-sized enterprises using borrowed funds remains low and insufficient for the active development of this sector of the economy.
< The study used expert and statistical analysis, the information base for the study was statistics from the Bank of Russia, the Federal Tax Service, legislation in the field of entrepreneur-
q ship, data from executive authorities, analytical reports from the Bank of Russia, the Accounts
g Chamber of Russia, and the Expert RA rating agency.
ro Keywords: small business, entrepreneurship, credit, state policy
X
For citing: Zhirnel E. V. Features of the Russian Small and Medium-sized Enterprise Lending
¡5 Market at the Present Stage // Administrative consulting. 2020. N 11. P. 77-92.
< ^=
Введение
В настоящее время развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается как один из индикаторов состояния экономики. При этом важным условием увеличения доли этого сектора в экономике страны является доступ к финансовым ресурсам. Банковский сектор и другие финансовые институты, обеспечивающие доступ бизнеса к заемным средствам, в связи с этим не только сами являются объектом исследования, но и позволяют изучать процессы влияния на другие сферы экономики [1; 2; 17].
Дискуссионным остается вопрос о роли государства в этом процессе. Сегодня в России сформировался рынок кредитования малого и среднего бизнеса, однако его функционирование в значительной степени зависит от государственной политики [6; 18; 21]. По сути, банковский сектор является одним из механизмов ее реализации, поэтому важным направлением исследований стало изучение влияния рынка кредитования на развитие предпринимательства [5; 8; 11; 23]. При этом сам феномен предпринимательства в общественных науках изучается не только как сектор национальной [3; 11; 21] или региональной экономики [16; 22]1, но и как один из важнейших институтов, развитие которого позволяет судить о состоянии многих сфер современного общества [3; 9; 10; 15].
Традиционно повышенный интерес к малому бизнесу возрастает в период кризисов [7; 13; 18]. Объясняется это тем, что, с одной стороны, малые и средние предприятия более чувствительны к изменению макроэкономической конъюнктуры и первыми принимают на себя удар, а с другой — именно они первыми запускают восстановительные процессы при выходе из кризиса. В статье рассматриваются особенности рынка кредитования малого и среднего предпринимательства в России. Оценивается эффективность мер по упрощению доступа субъектов малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Исследуется комплекс первоочередных антикризисных мер государства в период ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции.
Государственная финансовая поддержка предпринимательства в России
Являясь одним из приоритетов экономической политики государства, развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) в России входит в систему стратегического целеполагания. Так, «майским указом» Президента Российской Федерации была поставлена цель — увеличить количество занятых в сфере МСП с 19,2 в 2018 г. до 25 млн чел. к 2024 г. Одной из задач, которая обозначена в указе, является «упрощение доступа к льготному финансированию, в том числе ежегодное увеличение объема льготных кредитов, выдаваемых субъектам малого и среднего
1 См. также: Отчет о результатах исследования о состоянии и развитии МСП в Российской Федерации // АО «Корпорация МСП» [Электронный ресурс]. URL: https:/ /corpmsp.ru/ upload/ iblock/ 8d7/ Issledovanie-MSP-_4-kv_-_1_.pdf (дата обращения: 19.08.2020).
предпринимательства». Данная задача нашла отражение в национальном проекте 2 «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпри- ^ нимательской инициативы», который 24 декабря 2018 г. был утвержден президиу- о мом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию о и национальным проектам. Национальный проект включает в себя пять федераль- ® ных проектов, один из которых посвящен повышению доступности финансовой ^ поддержки для субъектов МСП — «Расширение доступа субъектов МСП к финан- ^ совым ресурсам, в том числе льготному финансированию». <
Первые выводы о том, насколько действенными оказались меры поддержки МСП, т предложенные в данном федеральном проекте, можно сделать по результатам функционирования рынка кредитования МСП в 2019 г. (только с этого года начали реализовываться мероприятия федерального проекта). При этом в 2020 г. ситуация кардинально изменилась в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и связанными с ней ограничениями, которые в большей степени негативно отразились как раз на малом и среднем бизнесе.
Следует также отметить тот факт, что динамика кредитования малого бизнеса в 2019 г. объяснялась развитием этого сектора экономики, а начиная со второго квартала 2020 г. — реализацией антикризисных мер государства, инструментом которой стал банковский сектор. Другими словами, если до пандемии рост кредитного портфеля субъектов МСП можно было расценивать как событие сугубо позитивное, то с введением режима повышенной готовности кредитование малого и среднего бизнеса, по сути, стало «спасательной операцией». В связи с этим, рассматривая ситуацию на рынке кредитования предпринимательского сектора, следует разделять эти два периода, границей между которыми можно считать середину марта 2020 г.
Для реализации целевых показателей «майского указа» был предложен достаточно широкий спектр инструментов финансовой поддержки малого бизнеса. Так в рамках реализации федерального проекта «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе льготному финансированию» были предусмотрены следующие мероприятия: предоставление субсидий АО «Корпорация МСП» для увеличения гарантийной поддержки в рамках Национальной гарантийной системы; предоставление субсидий субъектам РФ на создание и (или) развитие региональных гарантийных организаций (РГО); предоставление субсидий кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по льготным кредитам для субъектов МСП; докапитализация региональных лизинговых компаний, созданных при участии АО «Корпорация МСП»; льготное кредитование АО «МСП Банк» предпринимателей приоритетных групп (молодежь, женщины, инвалиды, предприниматели старше 45 лет и др.), а также государственных микрофинансовых организаций (далее МФО) для кредитования данных групп субъектов МСП; предоставление субсидий субъектам РФ на создание и (или) развитие государственных МФО и др.
Данные мероприятия можно сгруппировать в рамках следующих направлений: гарантийная поддержка, займы государственных микрокредитных компаний, лизинг, льготные кредиты коммерческих банков. При этом следует выделить два уровня поддержки — федеральный (федеральные институты развития и крупные банки) и региональный (региональные гарантийные и микрокредитные организации). Основным и системообразующим институтом развития предпринимательства на федеральном уровне является Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (АО «Корпорация МСП»).
Деятельность АО «Корпорация МСП» (далее — Корпорация) осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ и Указом Президента РФ от 05.06.2015 № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства». К основным целям деятельности АО «Корпорация МСП» относятся: поддержка субъектов МСП и организаций инфраструктуры поддержки МСП,
2 привлечение денежных средств российских, иностранных и международных органи-^ заций в целях поддержки МСП, сопровождение инвестиционных проектов субъектов о МСП и др. Акционерами Корпорации являются Российская Федерация в лице Феде-о рального агентства по управлению государственным имуществом и Внешэкономбанк. со В целях повышения доступности кредитов для субъектов МСП в условиях недостатка х залогового обеспечения Корпорация занимается гарантийной поддержкой в рамках н соглашений, заключенных с банками, институтами развития и РГО. < Корпорация является частью Национальной гарантийной системы (далее НГС), m представляя собой ее верхний уровень, на котором гарантии субъектам МСП предоставляются в рамках реализации средних и крупных проектов. Немаловажной функцией Корпорации является аккредитация РГО в субъектах РФ. Применение единых требований и стандартов к РГО, с одной стороны, обеспечивает качество и прозрачность финансовых услуг для предпринимателей, с другой — возможность реализации совместных сделок с Корпорацией.
По данным годового отчета Корпорации в 2019 г. участниками НГС — Корпорацией, АО «МСП Банк» и РГО были выданы более 12 тыс. гарантий и поручительств на общую сумму 159,2 млрд руб. и 823 кредита АО «МСП Банк» на 67,8 млрд руб. Общий объем финансовой поддержки субъектам МСП за год составил 427,6 млрд руб. В декабре 2019 г. Счетная палата России опубликовала отчет об оценке состояния гарантийной поддержки и микрофинансирования МСП в стране в 2015-2018 гг. и первом полугодии 2019 г. Главный вывод данного экспертно-аналитического мероприятия — государственная поддержка МСП в рассматриваемый период, несмотря на внушительные объемы финансирования из федерального бюджета (80 млрд руб.), не оказала значимого влияния на его развитие. В качестве параметров развития сектора МСП выступили количество субъектов МСП и численность занятых в них, а государственная поддержка рассматривалась как деятельность АО «Корпорация МСП», РГО и МФО и банков. В отчете Счетной палаты также отмечается, что «установить непосредственное влияние поддержки АО «Корпорация МСП», РГО и МФО на основные финансовые показатели субъектов МСП не представляется возможным». Действительно, доля кредитного портфеля, обеспеченного Корпорацией, в совокупном кредитном портфеле субъектов МСП не превышает 1,5% (табл. 1).
Таблица 1
Кредитный портфель субъектов МСП, обеспеченный гарантиями (поручительствами) Корпорации МСП
Table 1. The loan portfolio of subjects of small and medium business provided with guarantees of SME Corporation
Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. Всего
Объем кредитов, предоставленных субъектам МСП, трлн руб. 5,5 5,3 6,1 6,8 7,8 31,5
Объем выданных Корпорацией МСП гарантий (поручительств), млрд руб. 17,8 61,0 86,7 79,2 80,0 324,7
Объем привлеченных субъектами МСП кредитных ресурсов, обеспеченных предоставленными гарантиями (поручительствами) Корпорации МСП, млрд руб. 38,0 72,3 100,9 98,1 111,7 421,0
Доля кредитного портфеля, обеспеченная гарантиями (поручительствами) Корпорации, % 0,7 1,3 1,6 1,4 1,4 1,3
Источник: ЦБ РФ, Корпорация МСП.
Роль банков в развитии малого 2
и среднего бизнеса на современном этапе ^
Основной вклад в кредитование предпринимательского сектора страны вносят ком- о мерческие банки. Этот сектор также является приоритетным в рамках государствен- со ной политики в области развития малого и среднего бизнеса. В целях финансирова- х ния программы льготного кредитования субъектов МСП коммерческими банками н было принято Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. № 1764 «Об < утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским т кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019-2024 гг. субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке». Эти Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019-2024 гг. субъектам МСП по льготной ставке.
Льготные кредиты по ставке 8,5% выдаются субъектам МСП, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», из списка приоритетных отраслей (видов деятельности). Данный список включает наиболее распространенные сферы предпринимательской деятельности от обрабатывающего производства и сельского хозяйства до сферы бытовых услуг и аренды имущества. Ограничения касаются только торговли, но и для нее сделан ряд исключений. Так льготные кредиты доступны торговым предприятиям, которые ведут свою деятельность в моногородах и на территории ряда регионов (например, входящих в состав Арктической зоны).
Кредит предоставляется заемщику на инвестиционные цели, пополнение оборотных средств, или рефинансирование задолженности по инвестиционным кредитам на следующих условиях: инвестиционный кредит — от 0,5 млн до 2 млрд руб. на срок до 10 лет; оборотный кредит — от 0,5 млн до 500 млн руб. на срок до 3 лет; рефинансирование — не более срока рефинансируемого кредита. В январе 2020 г. данная программа льготного кредитования была дополнена новым видом кредита — «на развитие предпринимательской деятельности», который выдается по ставке 9,95% на сумму до 10 млн руб. на срок до 5 лет и не имеет ограничений по сфере деятельности заемщика. На начало 2020 г. 99 банков принимали участие в программе льготного кредитования под 8,5%.
Следует отметить достаточно высокую результативность программы кредитования субъектов МСП. В 2019 г. наблюдался рост кредитования субъектов МСП банками, которые выдали максимальный за последние шесть лет объем кредитов — 7,8 трлн руб. На 1 января 2020 г., как показано на рис. 1, кредитный портфель МСБ составил 4,7 трлн руб., показав положительную динамику впервые с 2014 г. (+12% к предыдущему году). При этом в сегменте крупного бизнеса такого прироста не наблюдалось, что свидетельствует об активизации банков именно на рынке кредитования МСП. Этому способствовало повышение доступности кредитов, обусловленное снижением ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (далее ЦБ РФ) и реализацией государственных программ поддержки МСП.
Однако уже в первом квартале 2020 г. предприниматели столкнулись с серьезными проблемами, связанными с реализацией мер по предотвращению коронавирусной инфекции. Гостиничный бизнес, предприятия общественного питания, сферы бытовых услуг, досуга и развлечений и ряда других отраслей вынуждены были полностью приостановить свою деятельность. Кроме того, на макроэкономическую ситуацию в целом негативно влияет замедление темпов мировой экономики, снижение цен на нефть и ослабление рубля. В связи с чем рейтинговое агентство Эксперт РА, которое публикует аналитику по рынку кредитования МСП, прогнозирует в 2020 г. снижение
4885 4751
446 8 416 9 421 4
666 636 622
521 565
01.01.2016 01.01.2017 01.01.2018 01.01.2019 01.01.2020
I I Задолженность по кредитам И Просроченная задолженность
Рис. 1. Кредитный портфель и просроченная задолженность субъектов МСП, млрд руб.
Fig. 1. Loan portfolio and arrears of subjects of SME, billion rubles
Источник: ЦБ РФ.
объема выданных кредитов в данном секторе на 20-30% по сравнению с предыдущим годом и увеличение доли просроченной задолженности с 12 до 18%1.
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция концентрации портфеля кредитов МСП в крупнейших банках страны. Так, на топ-30 банков сегодня приходится около 80% кредитов малому и среднему бизнесу, хотя еще пять лет назад их доля не превышала 50% (см. рис. 2). При этом и в портфеле кредитов топ-30 доминируют два банка — ПАО Сбербанк и Банк «ВТБ», их совместная доля здесь составляет 71%. Несомненным лидером по кредитованию МСП является Сбербанк, кредитный портфель которого за 2019 г. составил 1,7 трлн руб., увеличившись за год на 32%. Важно отметить, что именно за счет этих двух банков в 2019 г. произошел прирост совокупного портфеля кредитов МСП.
Концентрация кредитного портфеля МСП в крупных банках отчасти является объективным процессом. Связано это с тем, что многие коммерческие банки отказываются кредитовать субъекты МСП в связи с тем, что процентные ставки по таким кредитам в последние годы снижались, а риски возрастали. Наиболее надежные клиенты, которые не испытывают проблем в бизнесе, сами перешли на обслуживание в крупные банки. Это обусловлено и повышением качества обслуживания в крупных банках с внедрением цифровых сервисов, и со снижением ставок по кредитам, которые действуют для постоянных клиентов.
В качестве позитивного фактора на рынке кредитования МСП в 2019 г. можно отметить увеличение доли кредитов на длительные сроки. За последние пять лет доля кредитов со сроком договора более трех лет увеличилась почти вдвое с 11% в 2015 г. до 21% в 2019 г. Выросло количество кредитов на инвестиционные цели. По данным анкетирования, которое проводило рейтинговое агентство Эксперт РА, объем финансирования на такие кредиты в 2019 г. увеличился на 20%.
1 Прогноз кредитования малого и среднего бизнеса в России на 2020 год: рекорды позади // Эксперт РА [Электронный ресурс]. URL: https:/ /www.raexpert.ru/ researches/ banks/ msb_2019 parti (дата обращения: 19.08.2020).
90 80 70 60 50 40 30 20 10
74%
79%
66%
57%
46%
01.01.2016 01.01.2017 01.01.2018 01.01.2019 01.01.2020
Рис. 2. Доля крупнейших банков (ТОП-30) в портфеле кредитов МСП Fig. 2. Share of the largest banks (TOP-30) in a portfolio of the credits of SME
Источник: ЦБ РФ.
0
Следует отметить пространственную неравномерность распределения кредитного портфеля, значительная часть которого (44,3%) сосредоточена в Центральном федеральном округе (далее ФО). При этом на Москву, при ее доле в общем количестве субъектов МСП 12,7%, приходится 27% от общего кредитного портфеля. В табл. 2 портфель кредитов субъектам МСП и просроченная задолженность в нем представлены в разрезе федеральных округов.
Таблица 2
Портфель кредитов и просроченная задолженность субъектов МСП, млн руб.
Table 2. Portfolio of the credits and arrears of subjects of SME, million rubles
Федеральный округ Количество СМСП, ед. Количество СМСП, % Портфель кредитов, млн руб. Портфель кредитов, % Просроченная задолженность, %
Российская Федерация 5 979 899 100 4 738 341 100 11,9
Центральный ФО 1 848 889 30,9 2 097 409 44,3 11,9
в том числе Москва 761 538 12,7 1 275 402 27,0 11,6
Северо-Западный ФО 700 096 11,7 462 578 9,8 10,2
в том числе Санкт-Петербург 364 475 6,0 280 272 6,0 11,1
Южный ФО 697 770 11,7 408 586 8,6 14,8
Северо-Кавказский ФО 202 205 3,4 131 548 2,8 28,3
Приволжский ФО 1 068 897 17,9 657 865 13,9 9,7
Уральский ФО 514 122 8,6 296 963 6,3 8,1
Сибирский ФО 634 054 10,6 400 795 8,4 13,6
Дальневосточный ФО 313 866 5,2 282 597 5,9 9,0
Источник: данные ЦБ РФ, Федеральной налоговой службы, расчеты автора.
2 Распределение кредитного портфеля между макрорегионами зависит от таких ^ факторов, как дифференциация территорий по уровню социально-экономического о развития, степень концентрации деловой активности внутри макрорегиона (наличие о или отсутствие крупных агломераций), уровень развития банковской сети. В целом, го исключением является только Москва, распределение кредитного портфеля по фе-х деральным округам и субъектам РФ соответствует их доле в общей численности н- субъектов МСП (по данным единого реестра Федеральной налоговой службы). Если < анализировать долю просроченной задолженности, среднероссийский уровень она т превышает в Северо-Кавказском, Южном и Сибирском федеральных округах. При этом в Северо-Кавказском федеральном округе доля просроченных кредитов почти в 2,5 раза выше среднероссийского значения.
На 01.01.2020 зафиксировано 275 238 субъектов МСП, имеющих кредиты (из них юридические лица — 122 746, индивидуальные предприниматели — 152 492), в том числе микропредприятий — 232 177, малых предприятий — 37 527, средних — 5534. В едином реестре субъектов МСП Федеральной налоговой службы находятся 5, 9 млн субъектов МСП. Таким образом, действующие кредиты имеют только 4,6% субъектов МСП. В реальности эта доля еще ниже, так как не все действующие субъекты МСП находятся в реестре налоговой службы. В 2016-2018 гг. из реестра были исключены 2454 субъектов МСП. Основной причиной исключения из единого реестра субъектов МСП является непредоставление или несвоевременное предоставление отчетности. Однако по данным АО «Корпорация МСП» каждый третий субъект МСП, который был исключен из реестра, продолжает свою деятельность1.
Количество субъектов МСП, которые пользуются кредитными средствами, зависит от размера компаний. По данным Банка России среди микропредприятий таких 4%, малых — 17%, средних — 32%. Это объясняется, с одной стороны, большей потребностью в заемном финансировании у более крупных компаний (как на оборотный капитал, так и на инвестиционные цели), с другой стороны, большей доступностью кредитов для более крупных заемщиков (наличие залогового обеспечения и достаточных для обслуживания кредита объемов выручки).
Региональный уровень финансовой поддержки предпринимательства
Региональный уровень государственной политики в области развития малого и среднего бизнеса представлен организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства. К таким организациям относят финансовые структуры, бизнес-инкубаторы, центры поддержки предпринимательства, центры развития экспорта, центры компетенций и пр. Финансовая поддержка субъектов МСП на региональном уровне осуществляется через МФО и РГО. Региональные МФО и РГО существуют в различных организационно-правовых формах, в виде коммерческих и некоммерческих организаций, что не противоречит действующему законодательству. Однако доля коммерческих организаций среди них значительно ниже, что объясняется противоречием между целью финансовой поддержки субъектов МСП и извлечением прибыли коммерческой организации.
Требования к РГО установлены статьями 15.2 и 15.3 Федерального закона № 209-ФЗ и приказом Минэкономразвития РФ от 28 ноября 2016 г. № 763. В последние годы наблюдался рост привлеченных субъектами МСП кредитов, обеспеченных поручительствами РГО. С 2015 по 2018 гг. он увеличился в 1,8 раза, с 65 до 119,8 млрд руб. Однако в этот период происходила и докапитализация РГО из региональных
1 Отчет о результатах исследования о состоянии и развитии МСП в Российской Федерации/ / АО «Корпорация МСП» [Электронный ресурс]. URL: https://corpmsp.ru/upload/iblock/8d7/ Issledovanie-MSP-_4-kv_-_1_.pdf (дата обращения: 19.08.2020).
и федерального бюджетов, поэтому оценивать эффективность работы этого инстру- 2 мента поддержки необходимо по такому показателю, как «отношение общего объ- ^ ема действующих поручительств РГО к ее гарантийному капиталу». о
В соответствии с целевой моделью упрощения процедур ведения бизнеса и по- о вышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации т (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31 января 2017 г. № 147-р) х значение этого показателя должно быть не менее 1,5. Другими словами, объем н поручительств должен в 1,5 и более раз превышать размер гарантийного капитала «с РГО. По данным Счетной палаты РФ, на конец 2018 г. этому требованию соответ- т ствовали только 46 из 85 РГО. Одной из причин недостаточной востребованности поручительств РГО у субъектов МСП является удорожание кредита за счет вознаграждения, которое необходимо выплачивать РГО. Величина этого вознаграждения составляет от 0,1 до 2% годовых от суммы поручительства.
Банки изначально предпочитают более надежных заемщиков, которые чаще всего обладают достаточным залоговым имуществом. Необходимость в поручительстве РГО, на которое нужно нести дополнительные затраты, у таких заемщиков отсутствует. Субъекты МСП, которые могли бы воспользоваться поручительством РГО, зачастую имеют низкий рейтинг в банках как заемщики, и кредитные ресурсы для них менее доступны. Поэтому основной категорией клиентов РГО становятся заемщики, которые обладают своим залоговым имуществом, однако это имущество с учетом дисконта банка не покрывает необходимый размер обеспечения по кредиту. Таким образом, РГО выполняют скорее вспомогательную, чем стимулирующую функцию на рынке кредитования субъектов МСП. Следует отметить и дополнительные трансакционные издержки, которые возникают в случае привлечения РГО. Для заемщика негативным фактором здесь становятся дополнительные временные затраты, необходимые для структурирования сделки.
Если учитывать устойчивую тенденцию последних лет к концентрации кредитного портфеля МСП в крупных банках, то можно прогнозировать снижение роли РГО в развитии рынка кредитования субъектов МСП. В настоящее время РГО зачастую являются элементом, дополняющим деятельность региональных МФО предпринимательского финансирования. Если эти два инструмента финансовой поддержки представлены разными юридическими лицами, то РГО может частично обеспечивать займ, выданный МФО.
В последние годы роль государственных МФО в финансировании субъектов МСП растет, несмотря на небольшую их долю в общем кредитном портфеле предпринимателей. Деятельность МФО регламентируется Федеральным законом от 2 июля 2010 г. № 1515-ФЗ. МФО предоставляют микрозаймы предпринимателям до 5 млн руб. на срок до трех лет. Микрофинансовые организации предпринимательского финансирования в основном представлены государственными МФО. Их доля в общем портфеле МФО, специализирующихся на займах субъектам МСП, в 2019 г. составила 70%1. Свою деятельность эти финансовые организации осуществляют за счет бюджетных средств и основная их цель — поддержка малого и среднего бизнеса, а не извлечение прибыли из микрофинансовой деятельности. Это определяет достаточно привлекательные процентные ставки.
Более 85% портфеля государственных МФО сформировано по ставкам ниже 10%. В соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 14 марта 2019 г. № 125 «Об утверждении требований...» определены приоритетные проекты, по
1 Оценка состояния гарантийной поддержки и микрофинансирования малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в 2015-2018 годах и первом полугодии 2019 года // Счетная палата России [Электронный ресурс]. Ш_: http://www.ach.gov.ru/upload/media МЬгагу/46а/46а9Т2Ь742498488Тса4Ь297сП87а11.рЬТ (дата обращения: 19.08.2020).
g которым ставка микрозаймов не может быть выше ключевой ставки Банка России. ij К ним относятся резиденты территорий опережающего социально-экономиче-о ского развития и особых экономических зон, промышленных парков, технопарков, о бизнес-инкубаторов, субъекты МСП, которые осуществляют экспортную деятель-го ность, являются сельскохозяйственным кооперативом, субъектом социального х предпринимательства, реализуют проект в сфере туризма, экологии или спорта.
К приоритетным относятся также отдельные категории субъектов МСП: созданные < гражданами старше 45 лет, а также созданные женщинами. Во многом благодаря m появлению этой нормы, в 2019 г. увеличилась доля микрозаймов по ставке ниже 8% годовых. Если в январе 2019 г. ключевая ставка составляла 7,75%, то к концу года ее значение опустилось до 6,25%.
МФО предпринимательского финансирования зарекомендовали себя как действенный механизм поддержки предпринимательства на уровне субъектов РФ и отдельных муниципалитетов. С одной стороны, отсутствие кредитного скоринга и автоматизации процессов обработки заявок приводит к росту трансакционных издержек для предпринимателей, с другой — в отличие от банков, государственные МФО являются более клиентоориентированными и гибкими при оценке рисков. То есть небольшой поток клиентов для таких МФО является и ограничением, и конкурентным преимуществом одновременно. При этом так как размер получаемого дохода для таких МФО не является главным приоритетом, то их клиентами могут быть субъекты МСП с невысоким доходом, отсутствием высоколиквидного залога и риском выше среднего. На локальном уровне подобные предпринимательские проекты могут иметь большое как экономическое, так и социальное значение для конкретной территории.
По данным Банка России около 90% клиентов МФО — субъекты МСП старше одного года. Около 85% портфеля — это микропредприятия, представленные в значительной степени (около 40%) торговлей и сферой услуг. Таким образом, государственные МФО ориентированы на вполне конкретные сегменты рынка кредитования, а доля заемщиков, обращающихся к ним повторно, может превышать 50%. К наиболее активным регионам по уровню государственной поддержки МФО (объем фондирования и размер портфеля) относят: Ростовскую область, Краснодарский край, Свердловскую область, Татарстан, Якутию, Удмуртию, Ханты-Мансийский автономный округ, Ставропольский край, Республику Крым, Чувашскую Республику.
Если оценивать факторы конкурентоспособности МФО предпринимательского финансирования по сравнению с коммерческими банками, то основным преимуществом для предпринимателей в случае обращения в МФО за займом является
Таблица 3
Анализ конкурентоспособности МФО и коммерческих банков на рынке кредитования субъектов МСП
Table 3. The analysis of competitiveness of microfinance institutions and commercial banks in the market of crediting of subjects of SME
Организации Преимущества Недостатки
Микрофинансовые организации Низкие процентные ставки Индивидуальный подход к клиентам Учет значимости бизнес-проекта для территории Высокие трансак-ционные издержки для клиента
Коммерческие банки Цифровизация процессов (скорость и удобство обслуживания) Комплекс услуг для клиента Более высокая стоимость кредитов
низкая процентная ставка и персональный подход к клиенту. В то же время главный 2
недостаток МФО — высокие трансакционные издержки, обусловленные низким ^
уровнем цифровизации процессов (табл. 3). о
Данная проблема могла бы быть решена посредством создания единой циф- о
ровой платформы для государственных МФО, которая позволила бы на основе т
единого подхода выдавать займы предпринимателям и сделала бы этот процесс х
максимально удобным как для заемщиков, так и для сотрудников МФО. Для ре- н
ализации данного решения возможно создание единой линейки финансовых про- «с
дуктов для всех региональных МФО на основе анализа их востребованности т у субъектов МСП.
Поддержка малого и среднего бизнеса в условиях пандемии 2020 г.
Возвращаясь к оценке эффективности финансовых мер государственной политики в области развития малого и среднего бизнеса, необходимо отметить, что в 2019 г. наметился позитивный тренд, обусловленный повышением доступности заемных средств для субъектов МСП. Однако уже во втором квартале 2020 г. ситуация изменилась. В связи с введенными ограничениями, направленными на противодействие новой коронавирусной инфекции, многие предприятия малого бизнеса приостановили свою работу.
17 марта 2020 г. Председателем Правительства РФ М. Мишустиным был подписан План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Один из разделов плана посвящен поддержке малого и среднего предпринимательства. Наряду с такими мерами, как введение моратория на проверки субъектов МСП, отсрочек по уплате страховых взносов, арендных платежей для арендаторов государственного и муниципального имущества, разработанный план предусматривал субсидирование части процентов по кредитам субъектов МСП и предоставление кредитным организациям возможности временного неухудшения оценки качества обслуживания долга вне зависимости от оценки финансового положения заемщика (субъектов МСП), у которых были реструктурированы кредиты.
С марта 2020 г. был принят ряд нормативных правовых актов, существенно меняющих ситуацию на рынке кредитования субъектов МСП. Антикризисные меры были направлены на снижение финансовой нагрузки бизнеса в период пандемии. Кроме этого, предусматривалась дополнительная капитализация региональных микрокредитных компаний и гарантийных организаций. Региональные МФО во втором квартале 2020 г. получили дополнительное финансирование в размере 12 млрд руб. Были изменены условия выдачи микрозаймов. Так, по действующим микрозаймам максимальный срок увеличился с 3-х до 5 лет, что позволило реструктуризировать займы субъектов МСП, не увеличив размер ежемесячного платежа в будущих периодах. Размер максимальной процентной ставки по займам был ограничен ключевой ставкой ЦБ, которая, в свою очередь, была снижена до исторического минимума (4,25%).
Был принят Федеральный закон от 3 апреля 2020 г. № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа». Законом была предусмотрена возможность предприятия или индивидуального предпринимателя из перечня наиболее пострадавших отраслей до 30 сентября 2020 г. обратиться к кредитору для изменений условий договора с целью установления льгот-
2 ного периода до 6 месяцев. Льготный период предусматривает освобождение от ^ уплаты кредита и процентов по нему с пролонгацией договора. о Список отраслей, наиболее пострадавших от пандемии, был утвержден Поста-о новлением Правительства от 03.04.2020 № 434 и неоднократно корректировался со в части его расширения. На начало августа количество субъектов МСП, восполь-х зовавшихся реструктуризацией кредитов, составило 86 тыс. Объем ссудной за-н- долженности по реструктурированным кредитам на 03.08.2020 составил 714 млрд < руб. Для сравнения, общая задолженность по кредитам МСП на начало июля сот ставила 4,9 трлн руб., а количество субъектов МСП — заемщиков на эту дату составляло 358,8 тыс. Таким образом, реструктуризацией своих кредитов с апреля по август воспользовались около четверти субъектов МСП, имеющих кредиты.
Коммерческие банки стали выдавать льготные кредиты, субсидируемые государством. Предприятиям и предпринимателям из перечня наиболее пострадавших отраслей были предложены беспроцентные кредиты на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости. Размер таких кредитов зависит от численности сотрудников предприятия и выдаются они на выплату заработной платы. Данный финансовый продукт вводился для того, чтобы предприятия и предприниматели могли сохранить свой персонал выплачивая им заработную плату в период ограничений, связанных с пандемией. С апреля по август 2020 г. данным кредитом воспользовались более 24 тыс. компаний на сумму более 58 млрд руб. Данная мера поддержки охватила 805 тыс. занятых.
При поддержке государства появился кредитный продукт, который предусматривает возможность его полного списания через год в случае, если предприятие сохранило не менее 90% своих сотрудников и списания половины задолженности с процентами в случае сохранения не менее 80% персонала. Общий объем одобренных кредитов в августе 2020 г. составил 400 млрд руб. Антикризисные кредитные продукты серьезным образом повлияли на количество выдаваемых кредитов. Если сравнивать второй квартал 2020 г., то по сравнению с аналогичным периодом 2019 г., количество субъектов МСП, получивших кредит, увеличилось более чем на треть (табл. 4). Однако при этом средняя сумма кредитных средств, выданных одному субъекту МСП, сократилась с 6,7 до 4,4 млн руб., что объясняется выдачей зарплатных кредитов, привязанных к численности сотрудников.
Помимо новых льготных кредитов и реструктуризации действующих займов антикризисные меры государства во время действия режима повышенной готовности включали в себя налоговые льготы, отсрочку по аренде имущества, безвозмездные выплаты, мораторий на процедуру банкротства и др. Наряду с федеральными, каждый регион вводил свои меры поддержки, исходя из специфики территории и бюджетных возможностей.
Однако ситуация в экономике остается тревожной. По оценке Банка России, падение ВВП во втором квартале составило 9-10%, по итогам года ВВП страны снизится на 4,5-5,5%. Несмотря на то что в июне наметилась положительная тенденция восстановления экономики в связи со снятием ограничительных мер, сектор малого и среднего бизнеса переживает тяжелые времена. Во-первых, изменилась модель потребительского поведения. С падением доходов, ростом безработицы и ожиданием второй волны пандемии население больше склонно к сбережению, чем к тратам. Малый бизнес, особенно в сфере услуг, фиксирует падение спроса. Во-вторых, далеко не все сферы бизнеса вернулись к полноценной работе. Все эти факторы позволяют говорить о том, что кредитование субъектов МСП в 2020 г. будет иметь только восстановительный характер, период которого зависит не от экономики, а от эпидемиологической ситуации и принимаемых в связи с этим мер государства.
Таблица 4
Количество заемщиков и объем кредитов, предоставленных субъектам МСП во втором квартале 2019 и 2020 гг.
Table 4. The number of borrowers and the volume of the loans granted to subjects of SME in the second quarter 2019 and 2020
Субъекты МСП Апрель Май Июнь Итого %
2019
Всего субъектов МСП в том числе: 87 262 85 273 86 637 259 172 100
Юридические лица 53 862 52 428 53 332 159 622 62
Индивидуальные предприниматели 33 400 32 845 33 305 99 550 38
Объем предоставленных кредитов, млн руб. 643 135 518 342 569 067 1 730 544
Объем кредитов на одного заемщика, млн руб. 7,4 6,0 6,6 6,7
2020
Всего субъектов МСП в том числе: 92 314 98 500 160 703 351 517 100
Юридические лица 54 647 59 967 98 178 212 792 61
Индивидуальные предприниматели 37 667 38 533 62 525 138 725 39
Объем предоставленных кредитов, млн руб. 499 653 444 963 603 970 1 548 586
Объем кредитов на одного заемщика, млн руб. 5,4 4,5 3,8 4,4
Прирост количества заемщиков — субъектов МСП в 2020 г. к аналогичному месяцу 2019 г., % 105,7 115,5 185,5 135,6
Прирост объема предоставленных кредитов, % 77,7 85,8 106 89,5
0
1
о
V CD
О <
Источник: данные ЦБ РФ, расчеты автора.
Выводы
Подводя итог представленному обзору ситуации, можно сделать следующие выводы относительно рынка кредитования субъектов МСП в 2019 и 2020 гг.:
• невысокая доля субъектов МСП, пользующихся заемными средствами (менее 5%), объясняется недоступностью кредитов и займов для предпринимателей, которые не могут подтвердить свою платежеспособность (теневой сектор экономики), предоставить залог или не соответствуют другим критериям банков и МКК;
• национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» повысил доступность финансовых ресурсов, что отразилось на кредитном портфеле субъектов МСП, который
2 впервые с 2014 г. показал положительную динамику (+12%), достигнув к концу 2019 г. 4,7 трлн руб.;
о • основной вклад в кредитование субъектов МСП вносят крупнейшие банки страны, о которые в настоящее время являются, по сути, механизмом реализации государ-го ственной (в том числе антикризисной) политики в сфере поддержки предпри-х нимательства;
н- • региональная инфраструктура финансовой поддержки предпринимательства (РГО < и МФО) не оказывает значимого влияния на развитие МСП в целом в стране, но т имеет важное значение при реализации локальных проектов и поддержке отдельных сегментов бизнеса, не представляющих интерес для коммерческих банков;
• если в 2019 г. кредитование малого и среднего бизнеса было связано с развитием этого сектора экономики и стратегическими целями государства, то начиная со второго квартала 2020 г. оно стало носить антикризисный характер и направлено на сохранение занятости.
Литература
1. Аганбегян А. Г. О новой роли банков в финансировании послекризисного социально-экономического развития России (субъективные заметки) // Деньги и кредит. 2011. № 1. С. 27-36.
2. Аганбегян А. Г. «Длинные» деньги — где вы? // Экономические стратегии. 2007. № 4 (54). С. 24-29.
3. Агеева Л. Н. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России: монография / Л. Н. Агеева. М. : Московский государственный областной университет, 2014. 178 с.
4. Аузан А. А. Долгосрочная экономическая динамика: роль неформальных институтов // Журнал экономической теории. 2013. № 4. С. 48-57.
5. Багратуни К. Ю., Ситохова Т. Е. Аспекты государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2018. № 5 (94). С. 648-651.
6. Версоцкий Р. Р. Зарубежный опыт поддержки малого и среднего предпринимательства и возможности его применения в современной России // Управленческое консультирование. 2019. № 7 (127). С. 108-114.
7. Галимов И. А. Кризис и развитие предпринимательских структур. Проблемы формирования системы устойчивого развития предпринимательских структур в условиях кризиса // Российское предпринимательство. 2009. № 4-1. С. 46-51.
8. Заболоцкая В. В. Экономические основы кредитования предприятий малого бизнеса // Финансы и кредит. 2011. № 27 (459). С. 63-71.
9. Заславская Т. И. Бизнес-слой российского общества: понятие, структура, идентификация // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1994. № 5. С. 7-15.
10. Золотов А. В., Муханов М. Н. Позитивная реинтеграция как способ развития малого и среднего предпринимательства // Вопросы экономики. 2012. № 6. С. 83-88.
11. Матросова С. В., Рейхерт Н. В. Проблемы финансирования малого предпринимательства в России // Проблемы современной экономики. 2011. № 2 (38). С. 175-177.
12. Мещерякова Н. М., Уткина Н. И., Яшкова Е. В. Особенности кредитования малого бизнеса в России // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 6-1. С. 669-674.
13. Полбин А. В., Синельников-Мурылев С. Г., Трунин П. В. Экономический кризис 2020 г.: причины и меры по его преодолению и дальнейшему развитию России // Вопросы экономики. 2020. № 6. С. 5-21.
14. Полтерович В. М. Корень проблем — неэффективности государства // Экономическая наука современной России. 2000. № 51. С. 41-44.
15. Полтерович В. М., Попов В. В., Тонис А. С. Концентрация доходов, нестабильность демократии и экономический рост // Экономика и математические методы. 2009. Т. 45. № 1. С. 15-29.
16. Раянова Г. Ф. Фонды поддержки предпринимательства и развитие предпринимательства < на региональном уровне // Экономика и предпринимательство. 2020. № 6 (119). С. 312-316. ^
17. Рукавишников Д. С. Прогноз динамики численности российских банков до 2025 г. // д Управленческое консультирование. 2018. № 8. С. 129-136. 1
18. Сергиенко Н. С. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в условиях пан- V демии коронавируса: опыт развитых стран // Экономика и предпринимательство. 2020. 01 № 5 (118). С. 752-755. ^
19. Тихомирова Е. В. Кредитование малого и среднего бизнеса — перспективное направление ^ кредитной политики банков // Деньги и кредит. 2010. № 1. С. 46-53. <
20. Федулова С. Ф. Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в Удмуртской респу- со блике // Вестник Удмуртского университета. 2019. № 6. Том 29. С. 771-775.
21. Чеботарев В. С., Ионов В. А. Текущие тенденции в реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» // Финансовая экономика. 2019. № 9. С. 413-416.
22. Чернова О. А., Давыденко И. Г. Оценка эффективности реализации региональной программы льготного кредитования малого и среднего бизнеса (на примере Ростовской области) // Региональная экономика. Юг России. 2020. № 1. Т. 8. С. 202-211.
23. Шамахов В. А. Государственная финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства: проблемы и перспективы // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. № 5. С. 173-181.
Об авторе:
Жирнель Евгений Викторович, управляющий Фондом финансовой поддержки СМП ЯНАО (г. Салехард, Российская Федерация), кандидат экономических наук; evge2004@mail.ru
References
1. Aganbegyan A. G. On the new role of banks in financing the post-crisis socio-economic development of Russia (subjective notes) // Money and credit [Den'gi i kredit]. 2011. N 1. P. 27-36. (In rus)
2. Aganbegyan A. G. "Long" money — where are you? // Economic strategies [Ekonomicheskie strategii]. 2007. N 4 (54). P. 24-29. (In rus)
3. Ageeva L. N. Problems and prospects for the development of small business in Russia: monograph / L. N. Ageeva. M.: Moscow State Regional University, 2014. 178 p. (In rus)
4. Auzan A. A. Long-term economic dynamics: the role of informal institutions // Journal of Economic Theory [Zhurnal ekonomicheskoi teorii]. 2013. N 4. P. 48-57. (In rus)
5. Bagratuni K.Yu., Sitokhova I. E. Aspects of state financial support for small and medium-sized enterprises // Economics and entrepreneurship [Ekonomika i predprinimatel'stvo]. 2018. N 5 (94). P. 648-651. (In rus)
6. Versotsky R. R. Foreign experience of supporting small and medium-sized enterprises and the possibility of its application in modern Russia // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2019. N 7 (127). P. 108-114. (In rus)
7. Galimov I. A. Crisis and development of entrepreneurial structures. Problems of formation of a system of sustainable development of entrepreneurial structures in crisis // Russian entrepre-neurship [Rossiiskoe predprinimatel'stvo]. 2009. N 4-1. P. 46-51. (In rus)
8. Zabolotskaya V. V. Economic foundations of lending to small businesses // Finance and credit [Finansy i kredit]. 2011. N 27 (459). P. 63-71. (In rus)
9. Zaslavskaya T. I. Business of Russian society: concept, structure, identification // Public opinion monitoring: economic and social changes [Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny]. 1994. N 5. P. 7-15. (In rus)
10. Zolotov A. V., Mukhanov M. N. Positive reintegration as a way of developing small and medium-sized enterprises // Economic issues [Voprosy ekonomiki]. 2012. N 6. P. 83-88. (In rus)
11. Matrosova S. V., Reichert N. V. Problems of financing small business in Russia // Problems of modern economy [Problemy sovremennoi ekonomiki]. 2011. N 2 (38). P. 175-177. (In rus)
12. Meshcheryakova N. M., Utkina N. I., Yashkova E. V. Features of small business lending in Russia // Topical issues of the modern economy [Aktual'nye voprosy sovremennoi ekonomiki]. 2019. N 6-1. P. 669-674. (In rus)
< 13. Polbin A. V., Sinelnikov-Murylev S. G., Trunin P. V. Economic crisis of 2020: reasons and measures
to overcome it and further development of Russia // Economic issues [Voprosy ekonomiki]. § 2020. N 6. P. 5-21. (In rus)
i 14. Polterovich V. M. The root of the problems is the inefficiency of the state // Economic science of modern Russia [Ekonomicheskaya nauka sovremennoi Rossii]. 2000. N 51. P. 41-44. (In rus) ® 15. Polterovich V. M., Popov V. V., Tonis A. S. Concentration of income, instability of democracy and economic growth // Economics and mathematical methods [Ekonomika i matematicheskie metody]. 2009. Vol. 45. N 1. P. 15-29. (In rus)
< 16. Rayanova G. F. Entrepreneurship support funds and entrepreneurship development at the rem gional level // Economics and entrepreneurship [Ekonomika i predprinimatel'stvo]. 2020. N 6
(119). P. 312-316. (In rus)
17. Rukavishnikov D. S. Forecast of the dynamics of the number of Russian banks until 2025 // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2018. N 8. P. 129-136. (In rus)
18. Sergienko N. S. State support for small and medium-sized businesses in the conditions of the coronavirus pandemic: experience of developed countries // Economics and entrepreneurship [Ekonomika i predprinimatel'stvo]. 2020. N 5 (118). P. 752-755. (In rus)
19. Tikhomirova E. V. Lending to small and medium-sized businesses is a promising area of bank credit policy // Money and credit [Den'gi i kredit]. 2010. N 1. P. 46-53. (In rus)
20. Fedulova S. F. Financial support for small and medium-sized businesses in the Udmurt Republic // Bulletin of Udmurt University [Vestnik Udmurtskogo universiteta]. 2019. N 6. Vol. 29. P. 771-775. (In rus)
21. Chebotarev V. S., Ionov V. A. Current trends in the implementation of the national project "Small and medium-sized entrepreneurship and support for individual entrepreneurial initiative" // Financial economy [Finansovaya ekonomika]. 2019. N 9. P. 413-416. (In rus)
22. Chernova O. A., Davydenko I. G. Evaluation of the effectiveness of the implementation of the regional program of preferential lending to small and medium-sized businesses (using the example of the Rostov region) // Regional economy. South of Russia [Regional'naya ekonomika. Yug Rossii]. 2020. N 1. Vol. 8. P. 202-211. (In rus)
23. Shamakhov V. A. State financial support for small business entities: problems and prospects // Central Russian Journal of Social Sciences [Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk]. 2015. N 5. P. 173-181. (In rus)
About the author:
Evgeny V. Zhirnel, Managing Director of the Fund for Financial Support of Small Businesses of Yamalo-N enets Autonomous Area (Salekhard, Russian Federation), PhD in Economics; evge2004@ mail.ru