Научная статья на тему 'Влияние государственной поддержки на развитие малого и среднего предпринимательства в Крыму'

Влияние государственной поддержки на развитие малого и среднего предпринимательства в Крыму Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В КРЫМСКОМ РЕГИОНЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горовец Н.А.

Статья посвящена вопросам роли малого и среднего бизнеса в экономике крымского региона. Рассматриваются преимущества и недостатки малых форм предпринимательства. Раскрываются основные проблемы субъектов малого и среднего бизнеса после вступления Крыма в правовое поле Российской федерации. Описываются основные направления государственной поддержки субъектов предпринимательства, направленные на увеличения их численности, масштабов деятельности, инновационное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние государственной поддержки на развитие малого и среднего предпринимательства в Крыму»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. Том 2 (68). 2016 г. № 1. С. 26-34.

УДК 338.242

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КРЫМУ

Горовец Н. А.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

E- mail: ngorovets@ mail. ru

Статья посвящена вопросам роли малого и среднего бизнеса в экономике крымского региона. Рассматриваются преимущества и недостатки малых форм предпринимательства. Раскрываются основные проблемы субъектов малого и среднего бизнеса после вступления Крыма в правовое поле Российской федерации. Описываются основные направления государственной поддержки субъектов предпринимательства, направленные на увеличение их численности, масштабов деятельности, инновационное развитие.

Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства, особенности и проблемы малого бизнеса в крымском регионе, государственная поддержка малого предпринимательства

ВВЕДЕНИЕ

Эффективное использование предпринимательского потенциала является важнейшей задачей на пути устойчивого развития Республики Крым. От экономического состояния субъектов малого и среднего предпринимательства зависит развитие как самого региона, так и Российской Федерации в целом. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса должна стать важнейшим индикатором экономического и социального благополучия Крыма. Крымский регион обладает значительным природно-ресурсным, интеллектуальным и трудовым потенциалом. Он является перспективным с точки зрения инвестиционной активности. Главной задачей как правительства, так и жителей полуострова является максимальное использование данного потенциала. Для этого правительством проводится активная государственная политика регулирования и стимулирования малого и среднего бизнеса, создается благоприятный климат, оказывается финансовая поддержка предпринимательства.

Целью статьи является исследование основных направлений государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и ее влияние на развитие бизнеса в Крыму в законодательном поле Российской федерации.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

В экономике любой страны с рыночной системой хозяйствования малый и средний бизнес играет важную роль, являясь существенным звеном как с точки зрения доли в ВВП и общей занятости населения, так и с точки зрения приоритетов экономической политики.

В периоды экономической дестабилизации именно малые предприятия способны быстрее и эффективнее стимулировать развитие экономической конкуренции, повысить деловую активность и расширить занятость населения.

26

Малые формы предпринимательства, не требуя значительных затрат со стороны государства, способны обеспечить экономике Крыма необходимую мобильность, быстро заполнить ниши, образующиеся в потребительской сфере, сравнительно быстро окупиться, стабилизировать социальную ситуацию в стране, решить проблемы, связанные с социальной напряженностью и занятостью населения.

Уязвимой стороной малых форм предпринимательства является относительно небольшой капитал, ограниченная возможность привлечения дополнительных ресурсов, полная ответственность за результаты деятельности.

К проблемам, присущим малым формам предпринимательства в Крыму, добавились проблемы переходного периода, связанные с:

• оформлением и перерегистрацией прав собственности;

• налаживанием логистики, которая была разрушена введенной блокадой со стороны Украины;

• необходимостью выстраивания новых экономических связей с Россией с учетом более сильной конкурентной среды;

• перезаключением хозяйственных договоров;

• работой в условиях дефицита электроэнергии, водных ресурсов, товарной блокады со стороны Украины;

• ограниченностью инвестиционных ресурсов в силу введенных санкций со стороны Европейского союза, США;

• ограниченностью кредитных ресурсов в силу отсутствия крупных банков на территории Республики Крым, отсутствием залогового имущества у субъектов малого и среднего бизнеса при получении кредитов и др.

Обеспечение финансовыми ресурсами субъектов хозяйствования для развития и повышения конкурентоспособности существующих и создания новых субъектов хозяйствования выходит на первый план.

Для развития малого и среднего бизнеса в Крыму необходима государственная поддержка, осуществляемая через реализацию федеральных, региональных, муниципальных программ поддержки малого предпринимательства.

Основными задачами государственной поддержки предпринимательской деятельности являются: совершенствование внешней среды развития малого предпринимательства; развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства; статистическое и научно-аналитическое обеспечение малого предпринимательства и его государственная поддержка; реализация региональных и специальных программ в сфере малого бизнеса.

С переходом в правовое поле Российской федерации уже в 2014 г. в Крыму была принята Государственная программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Крым на 2014 год», в рамках которой на развитие малого и среднего предпринимательства было предусмотрено 150,1 млн руб., в том числе 142,5 млн руб. в виде субсидий из федерального бюджета [1].

Немаловажную роль в финансовой поддержке малого бизнеса сыграла принятая Государственная программа Республики Крым «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2017 годы и подпрограмма «Развитие малого

и среднего предпринимательства в Республике Крым». На выполнение мероприятий подпрограммы в 2015 году было предусмотрено финансирование в размере 10 млн руб. из республиканского бюджета и 170 млн 800 тыс. руб. из федерального бюджета [2].

В результате реализации программных мероприятий планируется:

• предоставить гарантии не менее 30 субъектам малого и среднего предпринимательства при получении кредитных средств в коммерческих банках;

• предоставить не менее 300 микрозаймов;

• предоставить целевые гранты не менее 400 начинающим субъектам малого предпринимательства;

• создать не менее 49,0 тыс. новых рабочих мест;

• оказать консультационную поддержку не менее 15,0 тыс. субъектам малого и среднего предпринимательства [2].

Обеспечение финансовыми ресурсами для развития существующих и создания новых субъектов хозяйствования выходит на первый план в повышении конкурентоспособности, насыщении рынка потребительскими товарами и услугами, формировании доходной части бюджета Республики.

Основные виды государственной поддержки показаны в табл.1. Немаловажную роль в развитии малого предпринимательства в Крыму сыграло создание свободной экономической зоны (СЭЗ), которая начала действовать с 1 января 2015 года.

«Свободная экономическая зона Республики Крым и города федерального значения Севастополя - это территория, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны» [4]. Срок действия СЭЗ установлен Законом на 25 лет с возможностью как продления, так и прекращения установленного срока.

Принятые законодательные акты относительно СЭЗ учли преимущества крымского региона, к которым следует отнести: выгодное географическое, климатическое и военно-стратегическое положение полуострова; выход к морю, наличие месторождений газа и нефти, наличие профессиональных кадров, наличие природно-рекреационного и культурно-исторического, инфраструктурного, агропромышленного потенциала и др.

28

Таблица 1.

Виды финансовой государственной поддержки субъектов малого бизнеса в _Крымском федеральном округе_

Уполномоченный орган Характеристика видов государственной финансовой поддержки Объемы предоставленных услуг в 2015г.

1 2 3

НО «Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым», созданный Министерством экономического развития Республики Крым Предоставление микрозаймов в размере до 1 млн рублей сроком до 3 лет на реализацию бизнес-планов, предпринимательских программ и проектов, приобретение производственного оборудования под льготный размер процентной ставки: 7-10 % от суммы микрозайма в год. Предоставлено 113 льготных микрозаймов на общую сумму 69 млн руб.

ГУП «Крымский гарантийный фонд поддержки предпринимательства» Предоставление гарантий, поручительств под кредиты в коммерческих банках в условиях отсутствия собственного достаточного обеспечения. Размер одного поручительства Фонда составляет до 70 % от суммы обязательств заемщика и в пределах 35 млн рублей. С целью предоставления поручительств большего объема Фонд выдает совместные поручительства совместно с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства. Выдано 59 поручительств на общую сумму 157 млн руб.

НО «Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства». Организация на бесплатной основе проводит юридические и бухгалтерские консультации, обучение по написанию бизнес-планов, основам предпринимательской деятельности, работе с 1С бухгалтерией, электронными площадками и др. Проведение серии информационных и разъяснительных семинаров для предпринимателей об условиях ведения бизнеса в Крыму. Информационно-консультационная и образовательная поддержка оказана более 4,5 тыс. человек

Продолжение таблицы 1

1 2 3

Министерство Предоставление грантов на Поддержано 45

экономического конкурсных условиях на начало бизнес-планов на

развития ведения предпринимательской сумму 26 млн руб.

Республики Крым деятельности в форме субсидий Количество

единовременно, на безвозвратной и получателей

безвозмездной основе (при поддержки

софинансировании выросло в 4 раза

предпринимателям в размере 15 % по сравнению с

от суммы гранта). В 2015 году прошлым годом.

сумма гранта до 500 тыс. рублей

для индивидуальных

предпринимателей и до 1 млн

рублей для юридических лиц.

Министерство В 2015 году введен механизм Предоставлена

экономического компенсации процентной ставки по государственная

развития кредитам, привлеченным в поддержка по

Республики Крым коммерческих банках. возмещению

Предприниматели могут получить процентной ставки

до 70 % компенсации по по кредитам,

фактически уплаченным процентам привлеченным в

за кредиты. Максимальный размер российских

субсидии на возмещение кредитных

процентной ставки по кредитам организациях,

составляет не более 15 млн руб. на одному

одного получателя поддержки. предпринимателю

Основным условием получения за счет средств

поддержки является целевое бюджета

назначение кредита: это либо Республики Крым

покупка оборудования, либо на сумму 171,9

строительство для собственных тыс. руб.

нужд производственных зданий,

строений, сооружений.

Источник: составлено автором по данным [3].

Получить статус участника СЭЗ может предприниматель (компания), если развивает бизнес в следующих сферах деятельности: санаторно-курортная сфера, сфера туризма, сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, высокотехнологичные отрасли экономики, логистическая (портовая и транспортная) инфраструктура, судостроение. Общий объем капитальных вложений для представителей малого и среднего бизнеса должен составлять не менее трех миллионов рублей в первые три года. Для иных лиц объем инвестиций установлен не менее тридцати миллионов рублей [4].

30

С введением СЭЗ существенно упрощается визовый режим, обнуляют в некоторых случаях таможенные пошлины для резидентов СЭЗ, в частности, речь идет о беспошлинном ввозе на территорию полуострова импортных товаров, а также комплектующих и оборудования, которое необходимо для ведения деятельности. Инвесторы получили право поставлять свою продукцию на российские рынки, а также осуществлять экспорт, в том числе в страны Таможенного союза. Морские порты, расположенные в Крыму, признаются свободными портами, в которых применяется упрощенный порядок пограничного, таможенного и иного контроля, установленный таможенным законодательством Таможенного союза.

Особенно привлекателен для участников СЭЗ установленный особый режим налогообложения. В частности, ставка по налогу на прибыль для резидентов СЭЗ установлена в следующих размерах: 2 % - в течение 3 лет; 6 % - с 4 по 8 годы; 13,5 % - с 9 года. В период 2015-2016 годов ставка для упрощенной системы налогообложения при схеме «доходы минус расходы» составит 7 %, при схеме «валовый доход» - 3 %. Ставка по единому сельскохозяйственному налогу установлена на уровне 0,5 %. Тарифы страховых взносов снижены: в Пенсионный фонд до 6 %, в Фонд социального страхования - до 1,5 %, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - до 0,1 %.

Предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество организаций на 10 лет, земельного налога на 3 года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок, применение ускоренной амортизации в отношении собственных амортизируемых основных средств с коэффициентом 2 [5].

Принятые меры со стороны государства сыграли положительную роль в развитии малых форм предпринимательства в Крыму. Несмотря на значительное их сокращение в 2014 году в силу названных выше проблем, уже в 2015 году малый и средний бизнес в Крыму демонстрировал стабильные темпы роста. Более чем в 2 раз увеличилось их количество в 2015 году по сравнению с 2014. (см. табл.2).

Наибольший рост продемонстрировали индивидуальные предприниматели, их количество увеличилось на 41204, в относительном выражении прирост составил 144,3 %. Это и понятно, для данной правовой формы характерна полная самостоятельность, независимость, оперативность предпринимательской деятельности, низкие накладные расходы при учреждении, низкая потребность в начальном капитале и др.

Таблица 2

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Крым в разрезе организационно-правовых форм ведения бизнеса в 2014-2015 гг.

Субъекты малого и среднего предпринимательства Количество зарегистрированных лиц Отклонения Темп роста, %

2014 год 2015 год 2015/2014

полные товарищества 2 2 0 0

товарищества на вере 6 7 1 116,7

общества с

ограниченной 16 423 26 606 10 183 162,0

ответственностью

общества с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дополнительной 3 1 -2 -33,3

ответственностью

акционерные общества, в т. ч. 284 377 93 132,8

непубличные (закрытые) акционерные общества 24 221 197 920,8

публичные (открытые) акционерные общества 13 60 47 461,5

производственные кооперативы 63 119 56 188,9

потребительские кооперативы 945 1924 979 203,6

индивидуальные предприниматели 28554 69758 41204 244,3

крестьянские (фермерские) хозяйства 306 1062 756 347,1

ВСЕГО 46586 99856 53270 214,4

Источник: составлено автором по данным [6].

Прирост крестьянских (фермерских) хозяйств составил 756, что в относительном выражении составило 247,1 %.

Среди юридических лиц наибольший рост количества субъектов хозяйствования в абсолютном выражении показали общества с ограниченной ответственностью - 10183, прирост в относительном выражении составил 62 %. Для субъектов малого и среднего бизнеса это наиболее распространенная правовая форма ведения бизнеса.

По данным Крымской службы новостей, в 2015 году каждый четвертый работающий крымчанин занят в сфере малого и среднего бизнеса, их число в

32

текущем году увеличивалось в среднем на 3-3,5 тысячи в месяц. За минувший год от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в бюджет республики поступило 28,6 млрд рублей. За первое полугодие 2015 года - почти 12 млрд рублей, что на 36 % больше, чем за тот же период прошлого года, поступление налогов от субъектов малого предпринимательства увеличилось более чем на треть

[7].

Динамика регистрации участников СЭЗ показана на рис. 1.

250 200 150 100 50 0

215

I квартал 2015 г.

38 21 0 0 Ой аи 1 74 54

14 =г)

II квартал 2015 г.

III квартал IV квартал I квартал 2015 г. 2015 г. 2016 г.

□ Количество зарегистрированных по Республике Крым

□ Количество зарегистрированных по городу Севастополь

Рис. 3. Количество зарегистрированных участников СЭЗ по Республике Крым и городу Севастополь за 2015 - I квартал 2016 гг. Источник: составлено автором по данным [4].

Среди субъектов малого и среднего бизнеса по состоянию на 08.02.2016 года зарегистрировано 436 участников СЭЗ: на Республику Крым приходится 328 участников, а на город Севастополь - 108 участников. Наибольшее количество участников зарегистрированы в качестве общества с ограниченной ответственностью. Так, по Республике Крым их насчитывается 299 (удельный вес в структуре составляет 91,16 %), а по городу Севастополю - 96 (удельный вес в структуре составляет 88,89 %) [8].

ВЫВОДЫ

Несмотря на трудности переходного периода и внешние факторы, усложняющие развитие региона, образование СЭЗ, внедрение государственных программ, финансируемых как из федерального, так и из регионального бюджетов, начинают давать свои результаты. Об этом свидетельствует рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение масштабов их

деятельности особенно в таких отраслях приоритетного развития, как санаторно-курортная и туристическая сфера, сельскохозяйственная деятельность, промышленное производство, область народных художественных промыслов и ремесел.

Список литературы

1. Постановление Совета министров Республики Крым от 27 мая 2014 года № 101 «Об утверждении Государственной программы Республики Крым «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Крым на 2014 год» [Электронный ресурс]. URL: http://smb.gov.ru/measuresupport/programs/srf/?program_id=100,1191802

2. Постановление Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года № 542 «Об утверждении Государственной программы Республики Крым «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2017 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/23704321/

3. Информационно-консультативный портал для предпринимателей Республики Крым [Электронный ресурс]. URL: http://www.business-rk.ru/content.php?cid=info_KGFPP&mid=160

4. Федеральный закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171495/

5. Закон о свободной экономической зоне в Крыму вступил в силу // РИА Новост. [Электронный ресурс]. URL:

http://ria.ru/crimea_news/20150101/1041082540.html#14597118943244&message=resize&relto=logi n&action=removeClass&value=registration

6. Отчеты, сформированные ФНС России по субъектам РФ [Электронный ресурс]. URL: https: //www.nalog .ru/rn77/related_activities/ statistics_and_analytics/forms/#t2.

7. Крымская служба новостей «Новости Крыма» [Электронный ресурс]. URL: http://news.allcrimea.net

8. Официальный сайт Министерства экономического развития Республики Крым [Электронный ресурс]. URL: http://minek.rk.gov.ru/

Статья поступила в редакцию 19.09.2016

34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.