Научная статья на тему 'Стратегия развития кампуса ИрНИТУ'

Стратегия развития кампуса ИрНИТУ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
640
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ПРОСТРАНСТВА / СВОЙСТВА КАМПУСА ИРНИТУ / СВЯЗИ С ЛАНДШАФТОМ И СОСЕДСТВАМИ / СЕТЬ УЛИЦ И БУЛЬВАРОВ / ЗЕЛЕНЫЙ КРЕСТ / ОБЩЕЖИТИЯ / ТЕХНОПАРКИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ / SPACE MODEL / CAMPUS PROPERTIES OF INRTU / LINKS TO THE LANDSCAPE AND NEIGHBORHOODS / A NETWORK OF STREETS AND BOULEVARDS / GREEN CROSS / HOSTELS / TECHNOLOGY PARKS / PUBLIC BUILDINGS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Большаков А.Г.

Существует три модели университетских пространств. Исторические университеты, интегрированные в ткань городской застройки, с разбросанными по городу учебными корпусами и общежитиями рассредоточенная модель. Противоположный вариант автономный загородный кампус. На большой площадке компактно расположены ядерные функции: учеба-жилье-рекреация загородный кампус на природе. Иркутский национальный исследовательский технический университет относится к третьему типу: это большой кампус с полным набором учебных и жилых функций, при этом интегрированный в город. Магистральная улица и мост примыкают к площадке. Вместе с тем отмечаются проблемы: недоформированность функций, мест и внутренней уличной сети. Университет выгодно расположен на берегу реки, но не имеет к ней доступа. Препятствуют малоценная индивидуальная застройка и железная дорога. В кампусе есть реальная возможность сформировать полноценный рекреационный каркас территории зеленый крест, но препятствием к тому служат гаражи и автостоянки. Необходимо формировать густую внутреннюю уличную сеть, чтобы обеспечить желаемый уровень связности территории, и на ее основе докомпоновать и развить технопарки, дворец молодежи, водно-спортивный и информационно-библиотечный комплексы в виде отдельных зданий; формировать университетскую набережную. Преодолеть фрагментацию среды и пробить эффективные связи с соседними университетами и академическим центром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy for Irkutsk National Research Technical University (INRTU) campus development

There are three main models of university spaces. The dispersed model comprises historical universities integrated into the urban development, with educational buildings and accommodation scattered throughout the city. The main variant form consists of an autonomous out-of-town campus. Here, the main functions of study, accommodation and recreation are compactly located on a single large site in an extra-urban location. However, a third type is exemplified by the INRTU, which consists of a large campus with a full range of educational and residential functions, but which is also integrated into the city with the main trunk road and bridge adjoining the site. At the same time, there are some problems: the lack of functions, places and the internal street network. While the university is beneficially located on the bank of the river, it does not presently have access to it. Moreover, the railway and low-value individual building continue to interfere with the site. Although there is a real opportunity to develop a full-spectrum recreational framework on the territory consisting of a green cross, presently garages and parking lots are preventing this possibility. The formation of a dense internal street network will allow the desired level of connectivity of the territory featuring the construction and development of technology parks, a youth palace, a water-sports centre and an information-library complex in the form of individual buildings. The formation of a riverside university embankment will help to overcome the fragmentation of the environment and establish effective ties with neighbouring universities and the academic centre.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития кампуса ИрНИТУ»

Оригинальная статья / Original article УДК 711.57

DOI: http://dx.d0i.0rg/l 0.21285/2227-2917-2019-2-396-407 Стратегия развития кампуса ИРНИТУ © А.Г. Большаков

Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия

Резюме: Существует три модели университетских пространств. Исторические университеты, интегрированные в ткань городской застройки, с разбросанными по городу учебными корпусами и общежитиями - рассредоточенная модель. Противоположный вариант - автономный загородный кампус. На большой площадке компактно расположены ядерные функции: учеба-жилье-рекреация - загородный кампус на природе. Иркутский национальный исследовательский технический университет относится к третьему типу: это большой кампус с полным набором учебных и жилых функций, при этом интегрированный в город. Магистральная улица и мост примыкают к площадке. Вместе с тем отмечаются проблемы: недоформированность функций, мест и внутренней уличной сети. Университет выгодно расположен на берегу реки, но не имеет к ней доступа. Препятствуют малоценная индивидуальная застройка и железная дорога. В кампусе есть реальная возможность сформировать полноценный рекреационный каркас территории - зеленый крест, но препятствием к тому служат гаражи и автостоянки. Необходимо формировать густую внутреннюю уличную сеть, чтобы обеспечить желаемый уровень связности территории, и на ее основе докомпоновать и развить технопарки, дворец молодежи, водно-спортивный и информационно-библиотечный комплексы в виде отдельных зданий; формировать университетскую набережную. Преодолеть фрагментацию среды и пробить эффективные связи с соседними университетами и академическим центром.

Ключевые слова: модель пространства, свойства кампуса ИРНИТУ, связи с ландшафтом и соседствами, сеть улиц и бульваров, зеленый крест, общежития, технопарки, общественные здания

Информация о статье: Дата поступления 04 апреля 2019 г.; дата принятия к печати 03 мая 2019 г.; дата онлайн-размещения 28 июня 2019 г.

Для цитирования: Большаков А.Г. Стратегия развития кампуса ИРНИТУ. Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2019. Т. 9. № 2. С. 396-407. DOI: 10.21285/2227-2917-2019-2396-407

Strategy for Irkutsk National Research Technical University (INRTU) campus development

Andrei G. Bolshakov

Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia

Abstract: There are three main models of university spaces. The dispersed model comprises historical universities integrated into the urban development, with educational buildings and accommodation scattered throughout the city. The main variant form consists of an autonomous out-of-town campus. Here, the main functions of study, accommodation and recreation are compactly located on a single large site in an extraurban location. However, a third type is exemplified by the INRTU, which consists of a large campus with a full range of educational and residential functions, but which is also integrated into the city with the main trunk road and bridge adjoining the site. At the same time, there are some problems: the lack of functions, places and the internal street network. While the university is beneficially located on the bank of the river, it does not presently have access to it. Moreover, the railway and low-value individual building continue to interfere with the site. Although there is a real opportunity to develop a full-spectrum recreational framework on the territory consisting of a green cross, presently garages and parking lots are preventing this possibility. The formation of a dense internal street network will allow the desired level of connectivity of the territory featuring the construction and development of technology parks, a youth palace, a water-sports centre and an information-library complex in the form of individual buildings. The formation of a riverside university embankment will help to overcome the fragmentation of the environment and establish effective ties with neighbouring universities and the academic centre.

Том 9 № 2 2019

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 396-407 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 2 2019 _pp. 396-407

ISSN 2227-2917

Keywords: space model, campus properties of INRTU, links to the landscape and neighborhoods, a network of streets and boulevards, green cross, hostels, technology parks, public buildings

Information about the article: Received April 04, 2019; accepted for publication May 03, 2019; available online June 28, 2019.

For citation: Bolshakov A.G. Strategy for Irkutsk National Research Technical University (INRTU) campus development. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2019, vol. 9, no. 2, pp. 396-407. (In Russ.) DOI: 10.21285/2227-29172019-2-396-407

Введение

Университеты возникли в Европе в Средние века и напоминали монастырские комплексы. Архитектурно-планировочный прием, который использовался в формировании тех университетов, как отмечает М. Фадеева [1], называется клуатр. Это двухэтажное каре с внутренней обходной галереей, раскрывающейся во двор. Первый университет и колледж, построенный по такому шаблону - Испанский колледж в Болонье (1364 г.). На первом этаже расположены учебные помещения, на втором -личные комнаты. Данный морфотип замкнутого университета связан со стремлением создать замкнутое элитное сообщество интеллектуалов. Позже в Англии двор устраивается как газон, например, в Мертон колледже Оксфордского университета (XIV в.). Газон приобретает статусно-символическое значение. В XVII в. начинают строить университеты в Америке. Предложенная ими модель - кампус на природе, вынесенный за город. Поначалу в кампусе сочетают только две ядерные функции: жилую и образовательную. Гарвард, первый университет Нового Света, строится в 6 км от Бостона в 1636 г. Здание, приспособленное для автономного существования, получает разомкнутую П-образную форму и включает в свою структуру парк. При дальнейшем развитии университеты врастают в городскую среду. Они покупают здания в городе, и в результате появляется рассредоточенная модель. Вторая модель, при которой университеты развивают внутри себя полную социально-культурную и исследовательскую инфраструктуру, насколько позволяет площадка. Это, собственно, и называется кампусом. В любом случае важным компонентом структуры кампуса является парк, или широкий бульвар, аллея. Организация мобильности в кампусе способствует его успешности [2]. В России в наше время для развития кампусов, в которые вкладываются большие деньги (кампус ДВФУ обошелся в 68 млрд руб.), государство стремится сочетать их строительство с крупными международными проектами, такими как Универсиада, саммит и т.п. Так, в Казани Приволжский федеральный университет получил прибавку в виде Деревни универсиады [3] на значимой площадке в 57 га, внутри объездного

кольца. Крупный микрорайон стал комплексом общежитий университета. Территория ДВФУ представляет модель загородного автономного кампуса. Здесь присутствует ядерная триада функций: учебные корпуса - комплексы студенческих трехзвездочных гостиниц, парк, занимающий половину площадки [4]. В контексте развития г. Москвы на юг выделена площадка 100 га в центре будущего города «Москва А101» для кампуса Института стали и сплавов. Проведен конкурс проектов. В конкурсе победил проект архитекторов Ф. Хубена, П. Струкова, М. Роя. В его основе лежит правильная ортогональная сетка, расположенная между прудом и лесом. Поперечная ось выходит широким бульваром к водоему. По обеим сторонам бульвара расположены 10 учебных корпусов в форме каре площадью по 1 га. В прибрежную зону входят студенческий центр и библиотека. По флангам сетки располагаются клуатры общежитий. По тыловой границе выстраиваются многоэтажные жилые дома [5]. Другой участник конкурса - Бюро «Остоженка», архитектор А. Скокан [6]. Учебные корпуса решаются компактной анфиладой дворов по продольной оси. В проекте общежитий цитируется концепция Ле Корбюзье для Алжира. Предлагается лента протяженностью по оси порядка 1 км в виде синусоиды. Лента поднята над землей на пилоны. Из центра композиции к пруду проложена аллея, которая продолжается мостом через пруд и заканчивается на шоссе остановкой рейсового автобуса.

Методы

В качестве метода проведенного исследования используется выявление принципиальных функционально-пространственных моделей (шаблонов), по которым организованы в пространстве университеты г. Иркутска и большинство кампусов мира. См. например, [7]. Таких моделей три. Рассредоточенный университет - исторически сложившийся, корпуса и общежития которого разбросаны по городу. Загородный автономный кампус с полным комплексом функций. Кампус внутри города или «город в городе». Иркутский технический университет принадлежит к третьему типу кампусов. Двойная особенность данной модели в том, что с одной стороны, университет имеет возможность

Том 9 № 2 2019 ISSN 2227-2917

наращивать собственную учебную, жилую рекреационную и исследовательскую инфраструктуру в компактной, и потому выгодной форме. С другой стороны, университет имеет возможность интегрироваться в городскую среду, связываться с внешними объектами и кооперироваться с ними. Второй момент метода в том, что выявляются дефициты и проблемы, мешающие как автономности, так и связности университета, как во внутреннем пространстве, так и с внешним окружением. Третий момент метода в том, что положения развития кампуса разрабатываются как стратегия преодоления дефицитов и проблем по обоим направлениям развития университета - внутреннего и внешнего. В подходах к формированию кампусов наличие ядерных функций - академической - жилой -рекреационной - исследовательской является ключевым положением [8]. Большое внимание уделяется ландшафтосообразности планировки кампуса [9]. Западные университеты в обязательном порядке в своих кампусах формируют ландшафтно-рекреационный каркас для пешеходной связки частей кампуса [10]. В случае фрагментации территории кампуса, например, при рассечении его транзитной магистралью, организуются пешеходные коридоры и акведуки [11]. Каркасным открытым пространством для кампуса может быть пешеходная улица [12] в сочетании с площадями.

Результаты

Проблемы и преимущества кампуса ИРНИТУ

Как видно из вышеприведенной работы [2], кампус ИРНИТУ имеет благоприятные условия развития. Здесь располагаются 11 общежитий, в которых проживают около 4000 чел. Учебный корпус вмещает более 17 тыс. студентов. В главном корпусе соединяются блоки учебы, актового зала и библиотеки. Имеется стадион с искусственным покрытием [13]. Список преимуществ кампуса выглядит следующим образом.

Преимущества кампуса ИРНИТУ

(рис. 1).

1. Кампус выгодно расположен между магистральной улицей с общественным транспортом (связь с городом) с одной стороны и берегом р. Ангары - с другой (ценное прибрежное местоположение).

2. Площадка крупная и вмещает большой университет - по классификации рейтингов QS - более 17 тыс. студентов.

3. Есть полноценная топологическая связь между учебными корпусами и общежитиями. Среднее расстояние 580 м - в пределах пешеходной доступности.

4. Внутри кампуса сохраняются два незастроенных коридора, больше половины площади которых озеленены. Два озелененных луча образуют «Зеленый крест».

ISSN 2227-2917

398 (Print)

398 ISSN 2500-154X _(online)

5. Зеленый крест устанавливает порядок и ограничения на случайный процесс застройки. Территория делится на 4 взаимосвязанных блока:

а) учебный;

б) студенческих общежитий;

в) смешанного использования, включая жилые дома преподавателей;

г) спортивное ядро.

6. В спортивном ядре располагается стадион с усовершенствованным искусственным покрытием, спортзал в составе главного учебного корпуса.

7. Потенциально возможно формирование набережной р. Ангары.

Проблемы, как это часто бывает, тесно связаны с преимуществами.

Основные проблемы кампуса ИРНИТУ.

1. Университет расположен в 100 м от берега р. Ангары. Занимая выгодное положение по отношению к реке, он, тем не менее, выхода к ней не имеет. Университетская набережная отсутствует. Между университетом и р. Ангарой два препятствия: малоэтажная жилая малоценная застройка с участками, огороженными заборами и железная дорога - Транссибирская магистраль. Кроме того, перепад рельефа от бровки до зеркала воды составляет порядка 25 м.

2. На территории кампуса недостаточно озелененных рекреационных территорий. При этом есть резерв: два широких незастроенных коридора. Один коридор вдоль ул. Игошина, спускающейся к реке. Другой идет вдоль учебного корпуса, параллельно ул. Лермонтова и доходит до ул. Курчатова, которая служит юго-восточной границей кампуса. Два взаимно перпендикулярных коридора образуют потенциальный «Зеленый крест». Но на его территории, во-первых, расположены гаражи и стоянки, они занимают 40 % его площади. Во-вторых, луч, ведущий к р. Ангаре, прерывается, не дойдя до нее 100 м.

3. Морально и физически устаревший фонд общежитий, условия проживания в которых не соответствуют гигиеническим нормам. Подобные проблемы были в общежитиях Уральского федерального университета до реконструкции - студенты жили по 6 чел. в комнате, на этаже были одна кухня и один санузел [14].

4. Дефицит площадей технопарка.

Имеется всего 2000 м2. У технических университетов такого размера площадь технопарков достигает 50 000 м2 [15]. Дефицит социально-культурной и информационной инфраструктуры. Нет дворца молодежи. Нет отдельно стоящего здания библиотеки. Нет плавательного бассейна. Для большого университета все это необходимые объекты.

Том 9 № 2 2019

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 396-407 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 2 2019 _pp. 396-407

Рис. 1. Расположение кампуса ИРНИТУ и его составные части. Космоснимок Google Earth (17.08.2018) Fig. 1. The location of the INRTU campus and its components. Space photograph Google Earth,

Date taken 17.08.2018.

5. Отсутствие внутренней уличной сети. Внутренние улицы представлены ул. Игошина и двумя проездами без названий. Большие территории кампуса не проросли улицами пешеходного движения, и зачатки улиц не завязались в сеть. В зачаточном состоянии связь от стадиона к общежитиям в прибрежной части.

6. Тенденция к фрагментации кампуса, ограниченности внешних связей со смежными городскими объектами: антенное поле, м-он по ул. Ивана Франко. Первоначальный участок в границах от ул. Ломоносова до ул. Курчатова, предназначавшийся для развития университета, значительно сократился из-за изъятия площадки под антенное поле площадью 14 га. Эта площадка нужна для развития кампуса. Нет связи с участками, расположенными по разные стороны магистральной улицы (с геолого-разведочным техникумом). Нет связи кампуса с общественным центром Свердловского административного округа, расположенным по соседству.

Стратегия развития кампуса ИРНИТУ

Подходя к решению выявленных проблем и опираясь на преимущества, которыми располагает кампус ИРНИТУ, предлагается стратегия его развития.

Установление контакта университета с рекой

Первая проблема в том, что кампус вы-

годно расположен в прибрежной полосе, при этом реальная связь с берегом разорвана. Препятствиями для связи с берегом р. Ангары и устройства университетской набережной являются полоса индивидуальной застройки вдоль ул. Леси Украинки и железная дорога. Устранение жилой застройки как препятствия для контакта университета с рекой возможно несколькими путями. Первый путь состоит в том, чтобы согласиться с решением Генплана города 2008 г. и проложить в створе улицы Леси Украинки магистраль районного значения. Согласно Градостроительному кодексу [16] при строительстве линейного объекта жильцов принудительно выселяют из транспортного коридора с компенсацией имущественного ущерба. Достигается контакт университета с берегом реки. Приоритетом признается значимость университета как градообразующего объекта и раскрытие представительной панорамы набережной.

Второй путь в том, что приоритетом признается частная собственность полутора сотен граждан. На данные земельные участки, согласно кадастровой карте [17], зарегистрированы права собственности. Суть второго пути в переформатировании шаблона застройки. Сейчас это индивидуальные дома с земельными участками, обнесенными заборами. В застройке отсутствуют разрывы, что исключает возможность выхода на берег р. Ангары. Мысль в том, чтобы усадебную застройку за-

Том 9 № 2 2019 ISSN 2227-2917

менить блокированной малоэтажной. Бульвар по оси ул. Игошина, ведущий к реке, должен до нее дойти. Это будет возможно, если по обе стороны от бульвара Игошина на месте усадебной застройки построить два квартала блокированных домов. Исследования для г. Улан-Батора (Монголия) показывают, что преобразования усадебной застройки из малоценных домов с участками в полноценные кварталы таунхаусов возможны и эффективны [18]. На момент данного исследования участки по ул. Леси Украинки, 23 и 25 пустовали и были выставлены на продажу. Их кадастровая стоимость от 2 до 4 млн руб. Суммарная площадь всех участков составляет 2,2 га. Плотность застройки 70 чел/га (всего участков 47). Плотность блокированной малоэтажной застройки составит 230 чел/га [18]. Следовательно, всех жителей (примерно 140 чел.) можно разместить в одном квартале 60Х100 м, и еще остается столько же квартир для продажи. По достижении контакта с прибрежной полосой будущий бульвар Игошина сталкивается со сле-

дующим препятствием: рельсовый путь Транссибирской магистрали. Одолеть это препятствие возможно двумя путями: поверху пешеходной платформой и проколом полотна дороги туннелем со спуском на набережную.

Формирование зеленого креста

Эта стратегическая позиция связана с тем, что есть дефицит открытых общественных пространств. В то же время, имеется реальная возможность формирования логичной в планировочном отношении системы рекреационных территорий. Существующие открытые озелененные пространства вытягиваются вдоль двух взаимно перпендикулярных осей. Первая ось - ул. Игошина (поперечный луч). Длина 604 м, ширина переменная - от 33 до 78 м, площадь - 3,4 га. Вторая ось (продольный луч) соединяет парк на тыльной стороне учебного корпуса и спортивную площадку, примыкающую к ул. Курчатова. Эта ось служит границей вытянутых вдоль ул. Лермонтова элементов кампуса - квартала учебного корпуса и квартала общежитий.

Рис. 2. Стратегия пространственного развития кампуса ИРНИТУ. Автор - профессор А.Г. Большаков (2017 г.) Fig. 2. Spatial development strategy of campus INRTU. Author professor Bolshakov A.G. 2017

Ширина коридора по этой оси 75-79 м, длина - 860 м, площадь - 6,6 га. Общая площадь зеленого креста 10 га. Это 1/10 площади всего кампуса. 60% этой площади занимает

студенческий парк. 40% заняты гаражами и автостоянками. В этих местах кампус лишен контакта с рекреационным ресурсом, гаражи и стоянки не украшают университет, т.е. форми-

ISSN 2227-2917

(print) ISSN 2500-154X (online)

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate

Том 9 № 2 2019

с. 396-407 Vol. 9 No. 2 2019 pp. 396-407

рование зеленого креста, который ограничивает случайное землепользование и упорядочивает застройку, зависит от переустройства гаражей и автостоянок (рис. 2.). Предлагается компактная подземная парковка на месте автостоянки в северо-западной оконечности продольного луча.

Реконструкция и строительство общежитий и жилья для преподавателей Из 13 бывших общежитий 3 здания используются по другому назначению. Из десяти оставшихся восемь не отвечают современным стандартам даже временного жилья. На 150 проживающих на этаже приходится два санузла. На 450 студентов приходится одно душевое помещение. В одной комнате проживают 3 чел. Несоответствие стандартам ставит перед необходимостью менять коридорно-комнатный шаблон планировки на коридорно-квартирный. В кампусе ДВФУ общежития сделаны по стандартам трехзвездочной гостиницы [4]. При этом происходит разуплотнение в два раза. Из 400-450 проживающих остается 200-210 чел. Новые общежития нужны как для расселения тех студентов, которые должны быть выселе-

ны, так и для заселения тех студентов, которые нуждаются в общежитии, но места свои не получали. Всех первокурсников заселяют, но с последующих курсов их могут выселить из общежития, в виду приоритетного права следующих первокурсников. Существующий дефицит мест: сейчас в наличии 2300 комнат, при заселении по два человека понадобится 3500 комнат, а при заселении всех нуждающихся, включая иностранцев, понадобится 5000 комнат. Требуется удвоение площадей путем строительства новых зданий. Предлагается решение проблемы как за счет реконструкции существующих зданий с изменением типа планировки, так и за счет строительства новых зданий между существующими (рис. 3). Существующий строчный тип застройки преобразуется в квартально-периметральный с габаритами кварталов 60-70 м. Жилье для преподавателей должно быть дополнено зданиями на трех площадках:

1) на границе зеленого креста;

2) в квартале общежитий;

3) на свободной площадке за геологоразведочным техникумом.

Рис. 3. Проект реконструкции общежитий. ВКР бакалавра Марии Проскуряковой.

Руководитель - профессор А.Г. Большаков (2018 г.) Fig. 3. The project of reconstruction of hostels. Graduate qualification work of bachelor Proskuriakova Maria. The head of the professor is Bolshakov A.G. 2018.

Строительство новых зданий технопарка

Отличительной чертой современного технического университета является развитие технопарков [15]. Существующий технопарк не удовлетворяет потребности ИРНИТУ. Площадь существующего технопарка 2000 м2. Для большого технического университета требуются площадей в двадцать раз больше. Для таких специальностей, как авиамашиностроение, металлургия и металлообработка, обогащение полезных ископаемых, химические технологии,

энергетика, техники и технологии строительства и другие требуются создания опытных промышленных технологий. Здания технопарка должны быть большепролетными. Эти здания больше напоминают промышленные цеха с соответствующим современным оборудованием. При крупных габаритах зданий, предназначенных для технопарка - до 50 тыс. м2 - это 5 га пятна под застройку. Такая площадка может появиться на антенном поле (10 га). В случае передачи Министерством связи РФ этой площадки Министерству образования и науки воз-

Том 9 № 2 2019 ISSN 2227-2917

можно строительство технопарка.

Объекты социокультурной и информационной инфраструктуры

В университете имеются сильные студенческие творческие коллективы, включая академический хор, студию танца, этно-бит группу, проводятся выступления клуба веселых и находчивых и другие концерты и мероприятия. Эти события происходят в актовом зале с примыкающими к нему артистическими клубными помещениями. Здесь проходят также конференции трудового коллектива. Для студенческой культурной и творческой активности требуется более развитое пространство - здание дворца молодежи, которое может разместиться на будущей набережной. В прибрежной зоне также может быть построено отдельно стоящее здание библиотечного ин-

формационного центра ввиду укрупнения университетской библиотеки. На антенном поле может быть создана плотная среда, характерная для урбанизированного кампуса [19] (рис. 4.). Нет плавательного бассейна. Его можно построить в продолжение оси стадионов ближе к прибрежной полосе. Все это создаст предпосылки активизации университетской набережной, которая сейчас сдерживается расположением на берегу пятна жилой малоценной застройки и антенным полем. Размещение крупных общественных зданий в прибрежной зоне на будущей набережной создаст новый силуэт города на левом берегу, который откроет широкую панораму и свяжет зрительно левый берег р. Ангары с центром на правом берегу.

Рис. 4. Проект информационно-библиотечного центра. ВКР бакалавра Дарьи Куляндиной.

Руководитель - доцент Р.А. Селиванов (2018 г.) Fig. 4. The project information library center. Graduate qualification work of bachelor Kuliandina Daria. Head Associate Selivanov R.A. 2018.

Формирование внутренней уличной сети кампуса

Внутренняя мобильность в кампусе происходит в ограниченном пространстве и не отвечает стратегии развития кампуса (рис. 5). Для развития зоны технопарка, социально-культурных и спортивных объектов, новых общежитий и жилья для преподавателей требуется развитие уличной сети. Уличная сеть воплощает социальную активность в трех аспектах: движение, встречи и уклонение от встреч [20], создание необходимых разрывов (между гаражами и общественными, рекреационными прибрежными ландшафтами). Целями пешеходного движения являются точки входов в

здания и другие объекты притяжения (рекреационные площадки) - дестинации. Точки, откуда выходят пешеходы - входы в общежития, остановки общественного транспорта - локации. Разделение условно, поскольку все локации становятся при возвратном движении дес-тинациями. Между всеми локациями во все дестинации движение происходит по организованным улицам. Это эффективный вариант пространства, с попутными точками обслуживания в первых этажах фронта улиц. Или движение происходит по «козьим тропам», по линиям незрелого пространства, непривлекательного и непопулярного.

ISSN 2227-2917 Том 9 № 2 2019 402 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 396-407 402 ISSN 2600-164X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 2 2019 _(online)_pp. 396-407

Рис. 5. Схема пешеходной активности по существующей уличной сети. Исполнитель - ст. преподаватель З.Ф. Низамутдинова Руководитель - профессор А.Г. Большаков Fig. 5. The scheme of pedestrian activity on the existing street network. Executor head teacher Nizamutdinova Z.F. The manager is professor Bolshakov A.G.

Том 9 № 2 2019

с. 396-407 Vol. 9 No. 2 2019 pp. 396-407

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 2227-2917

Это пространство следует целенаправленно формировать. Исходным является существующее расположение локаций и дести-наций. Вариант планировки уличной сети см. на рис. 2.

Силами студентов Института архитектуры, строительства и дизайна были проведены замеры мобильности на основных существующих пешеходных направлениях в кампусе. По интенсивности движения пути разделяются на четыре категории: максимальной интенсивности (1800 чел/ч); интенсивные (1440 чел/ч); умеренные (900 чел/ч); спокойного движения (380 чел/ч). Схема (см. рис. 5) показывает, что в кампусе есть два основных вида пешеходной мобильности:

а) от остановок общественного транспорта ко входу в главный учебный корпус;

б) из квартала общежитий ко входу в главный учебный корпус. Вдоль городской магистрали ул. Лермонтова пешеходные направления назовем продольными. Движения, идущие от магистрали ул. Лермонтова в глубину к берегу р. Ангары, назовем поперечными. Поперечные, или глубинные направления недостаточно развиты. Они разовьются в случае надлежащего освоения прибрежной зоны и антенного поля. Набережная станет каналом эффективного вдольберегового движения.

Развитие внешних связей кампуса со смежными территориями

По другую сторону от основного кампуса через магистральную улицу находится площадка геолого-разведочного техникума и кафедры дизайна и изобразительных искусств. Там же свободный земельный участок, принадлежащий ИРНИТУ, планируемый под застройку. С этой площадкой нужно и можно организовать связь, поскольку она находится в створе ул. Игошина - на поперечном луче зеленого креста.

На расстоянии 1,5 км от центра зеленого креста на северо-запад расположена роща Звездочка, популярный для рекреации исторический ландшафт с ценными насаждениями, историческими артефактами. Продольный луч зеленого креста с небольшим отклонением может быть продолжен по ул. Добролюбова и тогда кампус будет связан с ценным парковым ландшафтом. Кроме того, это обеспечивает связь с соседним университетом - ИрГУПС, поскольку его корпус располагается возле рощи.

Если продольный луч зеленого креста развивать в юго-восточном направлении, то он выйдет на площадку общественного центра Свердловского административного округа. Эту пешеходную связь придется вести через большой двор с грунтовым футбольным полем, на станцию железной дороги «Академическая». От нее существующий туннель и пе-

ISSN 2227-2917

404 (print)

404 ISSN 2500-1 _(online)

шеходный мост ведут к ледовому дворцу и областной библиотеке.

Заключение

Тип пространства кампуса ИРНИТУ. История архитектурно-планировочного развития университетов показывает, что в Европе в Средние века они формировались по подобию с монастырями, в виде плотных клуатров, замкнутых в каре с внутренней галереей вокруг дворов. В Новом Свете возникли кампусы, вынесенные за черту города. Каре размыкается, двор заменяется газоном и парком вокруг здания. Комплекс насыщается помещениями и функциями, необходимыми для автономной жизнедеятельности. Параллельно в Европе развиваются университеты, интегрированные в городскую ткань. Таким образом, существует две полярные модели университетского пространства. Первая - это рассредоточенная модель, в которой не только общежития вынесены за пределы пешеходной доступности учебных корпусов, но и сами учебные корпуса разбросаны в городе. Вторая модель - загородный кампус, у которого площадка позволяет компактно вместить все необходимые функции. Ядром кампуса является сочетание функций жилья и учебы. Обязательным, основным его элементом, является парк, рекреационное пространство. Кампус ИРНИТУ относится к третьему типу пространств. Потенциально он является полноценным кампусом, поскольку располагает основным ядром: жилье-учеба-рекреация, необходимым для относительной автономии. В то же время в 1960-е гг., в период бурного развития, кампус оброс соседями. Получился не только интегрированный в город университет, а интегрированный кампус, город в городе.

Преимущества кампуса ИРНИТУ в том, что это территория большого университета выгодного расположения на прибрежной территории р. Ангары. С хорошей транспортной связью с городом, включая его центр, в том числе благодаря примыканию к Академическому мосту через р. Ангару. Непосредственное примыкание к магистральной улице связывает кампус со всем городом. С хорошим соседством в виде трех других университетов и четырех микрорайонов, включая академгородок, а также с историческим районом Глаз-ково, непосредственное соседство со станцией пригородного электропоезда. Внутренняя структура с наличием всех ядерных функций, к которым также следует отнести неплохой стадион, крупную библиотеку, развитый студклуб, позволяет говорить о достигнутом высоком уровне университета.

Недостатки кампуса в недоформиро-ванности функций, мест и внутренней уличной сети. Университет находится на берегу р. Ангары, но не имеет к ней доступа. Отсутствует

Том 9 № 2 2019

с. 396-407 Уо1. 9 N0. 2 2019 рр. 396-407

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate

университетская набережная. Общежития образуют целый квартал, но морально и физически устарели, не отвечают санитарно-гигиеническим стандартам и потребностям в комфортных условиях проживания студентов. Большой дефицит технопарков. Открытые рекреационные пространства недостаточны по площади и не реализуют имеющиеся планировочные возможности. Отсутствуют самостоятельные здания библиотеки, дворца молодежи, водно-спортивный комплекс.

Стратегия развития кампуса. Большой технический университет должен дофор-мировать свое пространство в упорядоченный и высокоорганизованный кампус. Преодолеть фрагментацию и разрывы в существующей системе расположений и компоновки. Центром усилий должно стать формирование зеленого креста и выхода на берег р. Ангары с созданием набережной. Реконструкция и докомпонов-ка новыми зданиями квартала общежитий с

преодолением двукратного дефицита площадей. Строительство жилья для преподавателей. Увеличение площадей учебных корпусов вдвое, площадей технопарков на порядок за счет освоения смежного антенного поля. Создание крупного комплекса общественных зданий: библиотека, дворец молодежи и водноспортивный комплекс, включая бассейн с 50-метровой дорожкой. Строительство храма на месте существующего прихода во имя Сергия Радонежского. Все это на основе планировочного упорядочения территории регулярной внутренней уличной сетью с шагом улиц не более ста м. Плотная уличная сеть повысит показатели связности территории до желаемого уровня. Следует пробить связи с соседними университетами, общественным городским центром и с собственной площадкой, расположенной на другой стороне магистральной улицы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Фадеева М. От монастыря до Кремля // Проект Россия. 2011. № 61. С. 80-91

2. Большаков А.Г. Градостроительная топология кампуса университета: материалы научно-практической конференции (г. Иркутск, 2019 г.). Иркутск: Изд-во ИРНИТУ, 2019.

3. Терегулов Э. Город университетов. Татарская версия развития // Проект Россия. 2011. № 61. С. 92-96.

4. Кампус ДВФУ на о. Русском [Электронный ресурс]. URL: https://www.dvfu.ru/about/facts-and-figures/ (21.03.2019)

5. Хубен Ф., Струкова П., Рой М. Кампус Национального исследовательского технологического университета МИСиС: конкурсный проект // Проект Россия. 2011. № 61. С. 110-113.

6. Скокан А., Некрасов А., Гнездилов А., Скороход М., Цыбайкин А., Помелов С., Дехтяр М., Плохов Ю. Кампус Национального исследовательского технологического университета МИ-СиС: конкурсный проект // Проект Россия. 2011. № 61. С. 114-117

7. Chyutin Architects. BGU North Campus, Ben Gurion University, Israel. 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://www.chyutin.com/ content/bgu-north-campus?ref=nid599&cat= (30.03.2019)

8. The University of Kansas 2014-2024 Campus Master Plan. Executive summary // Kansas University marketing communications, 2013. 28 p.

9. Campus design concepts // Tompson Rivers University press. 2003. 40 p.

10. Portland state university campus plan // Portland state university press. 1986. 50 p.

11. Shuai Yang. The research on the design concept of the campus planning of national Taiwan

university-Taking National Kaohsiung First University of science and technology as an example // International Symposium on Social Science (ISSS 2015) proceedings. Published by Atlantis Press, 2015.

12. Ozgur Yerli, Sinem Ozdede. Design Process of a Campus Plan: A Case Study of Duzce University Konuralp Campus // International Journal of Engineering Research and Application. 2017. Vol. 7, Issue 4 (Part 1). 2017. P. 50-59. DOI: 10.9790/9622-0704015059

13. Большаков А.Г., Дагданова И.Б, Дружинина И.Е. Модернизация кампуса ИРНИТУ. Эскизный проект. Иркутск: Изд-во ИРНИТУ, 2018. 126 с.

14. Багина Е. На пустом месте? О трех попытках построить полноценный кампус в Екатеринбурге // Проект Байкал. 2015. № 44. С.114-117.

15. Фрезинская Н.Р. Пространственная организация технополисов - наукоградов // Градостроительство. 2009. № 4. С. 36-45.

16. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 25.12.2018) [Электронный ресурс] // Консуль-тантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_51040/ (30.03.2019)

17. Публичная кадастровая карта [Электронный ресурс]. URL: https://pkk5.rosreestr.ru/#x= 11606882.11539498&y=6847393.854047673&z= 16 (21.03.2019)

18. Affordable housing and urban renewal project. Inception Report. Municipality of Ulaanbaatar -Asian development bank // Japan fund for poverty reduction. 2016. 215 p.

19. Григорьева Е., Козьмин А., Меерович М.

Том 9 № 2 2019 ISSN 2227-2917

Томский государственный университет. Концепция объемно-пространственного и планировочного развития // Проект Байкал. 2015. № 44. С.138-143

20. Hillier B., Hanson J. The social logic of space. Bartlett School of Architecture and Planning University College London. Cambridge University press, 1984. 281 p.

REFERENCES

1. Fadeeva M. Ot monastyrya do Kremlya [From the monastery to the Kremlin]. Proekt Rossiya [Project Russia]. 2011, no. 61, pp. 80-91. (In Russian)

2. Bol'shakov A.G. Gradostroitel'naya topologiya kampusa universiteta: materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii /Urban planning topology of the University campus: materials of scientific and practical conference], Irkutsk: Irkutsk national research technical University Publ., 2019. (In Russian)

3. Teregulov E. Gorod universitetov, Tatarskaya versiya razvitiya [University City. Tatar version of development]. Proekt Rossiya [Project Russia]. 2011, no. 61, pp. 92-96. (In Russian)

4. Kampus DVFU na o, Russkom [The FEFU campus on island Russkii]. Available at: https://www.dvfu.ru/about/facts-and-figures/ (accessed 21 March 2019) (In Russian)

5. Khuben F., Strukova P., Roi M. Kampus Natsional'nogo issledovatel'skogo tekhnologicheskogo universiteta MISiS: konkursnyi proekt [Campus of the National research technological University MISIS: competition project]. Proekt Rossiya [Project Russia]. 2011, no. 61, pp. 110-113. (In Russian)

6. Skokan A., Nekrasov A., Gnezdilov A., Skorok-hod M., Tsybaikin A., Pomelov S., Dekhtyar M., Plokhov Yu. Kampus Natsional'nogo issledovatel'skogo tekhnologicheskogo universiteta MISiS: kon-kursnyi proekt [Campus of the National research technological University MISIS: competition project]. Proekt Rossiya [Project Russia]. 2011, no. 61, pp. 114-117. (In Russian)

7. Chyutin Architects. BGU North Campus, Ben Gurion University, Israel. 2013. Available at: https://www.chyutin.com/content/bgu-north-campus?ref=nid599&cat= (accessed 30 March 2019)

8. The University of Kansas 2014-2024 Campus Master Plan. Executive summary. Kansas University marketing communications, 2013, 28 p.

9. Campus design concepts. Tompson Rivers University press. 2003, 40 p.

10. Portland state university campus plan. Portland state university press. 1986, 50 p.

11. Shuai Yang. The research on the design concept of the campus planning of national Taiwan uni-versity-Taking National Kaohsiung First University of science and technology as an example. International Symposium on Social Science (ISSS 2015) proceedings. Published by Atlantis Press,

2015.

12. Ozgur Yerli, Sinem Ozdede. Design Process of a Campus Plan: A Case Study of Duzce Uni-ver-sity Konuralp Campus. International Journal of Engineering Research and Application. 2017, vol. 7, Issue 4 (Part 1), pp. 50-59. DOI: 10.9790/96220704015059

13. Bol'shakov A.G., Dagdanova I.B, Druzhinina I.E. Modernizatsiya kampusa IRNITU. Eskiznyi proekt [Modernization of the Irkutsk national research technical University campus. Conceptual design]. Irkutsk: Irkutsk national research technical University Publ., 2018, 126 p. (In Russian)

14. Bagina E. Na pustom meste? O trekh popyt-kakh postroit' polnotsennyi kampus v Ekaterin-burge [With no reason? About three attempts to build a full-fledged campus in Catherine Burgh]. Proekt Baikal [Baikal Project]. 2015, no. 44, pp. 114-117. (In Russian)

15. Frezinskaya N.R. Prostranstvennaya organi-zatsiya tekhnopolisov - naukogradov [Spatial organization of techno - science cities]. Grados-troitel'stvo [Urban Planning[. 2009, no. 4, pp. 36-45. (In Russian)

16. Gradostroitel'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 29.12.2004 N 190-FZ (red. ot 25.12.2018) [Town-planning code of the Russian Federation of 29.12.2004 N 190-FZ (ed. from 25.12.2018)]. Konsul'tant Plyus [Consultant Plus]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_51040/ (accessed 30 March 2019) (In Russian)

17. Publichnaya kadastrovaya karta [Public cadastral map]. Available at: https://pkk5.rosreestr.ru/#x=11606882.11539498& y=6847393.854047673&z=16 (accessed 21 March 2019) (In Russian)

18. Affordable housing and urban renewal project. Inception Report. Municipality of Ulaanbaatar -Asian development bank. Japan fund for poverty reduction. 2016, 215 p.

19. Grigor'eva E., Koz'min A., Meerovich M. Tom-skii gosudarstvennyi universitet. Kontseptsiya ob"emno-prostranstvennogo i planirovochnogo razvitiya [Tomsk state University. The concept of spatial and planning development]. Proekt Baikal [Baikal Project]. 2015, no. 44, pp. 138-143. (In Russian)

20. Hillier B., Hanson J. The social logic of space. Bartlett School of Architecture and Planning University College London. Cambridge University press, 1984, 281 p.

ISSN 2227-2917 Том 9 № 2 2019 406 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 396-407 406 ISSN 2600-164X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 2 2019 _(online)_pp. 396-407

Критерии авторства

Большаков А.Г. полностью подготовил статью и несет ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Сведения об авторе

Большаков Андрей Геннадьевич,

доктор архитектуры, профессор,

заведующий кафедрой архитектурного

проектирования,

Иркутский национальный исследовательский

технический университет,

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, Россия,

e-mail: andreybolsh@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0805-7207

Contribution

Andrei G. Bolshakov has prepared the article for publication and is responsible for plagiarism.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.

Information about the author

Andrei G. Bolshakov,

Dr. of Architecture, Professor,

Head of the Department of Architectural Design,

Irkutsk National Research Technical University,,

83 Lermontov St., Irkutsk 664074, Russia,

e-mail: andreybolsh@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0805-7207

Том 9 № 2 2019 ISSN 2227-2917

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.