Научная статья на тему 'Стратегия развития кадров на предприятиях АПК Орловской области'

Стратегия развития кадров на предприятиях АПК Орловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВ / ДЕФИЦИТ КАДРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маликова Мария Олеговна, Байцым Ольга Вячеславовна, Сидоркин Иван Игоревич

В статье предлагаются положения современной стратегии развития организаций агропромышленного комплекса в Орловской области. Разработка данной стратегии необходима для адаптации хозяйственной деятельности предприятия к меняющейся внешней и внутренней среде в условиях рынка, в том числе рынка рабочей силы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маликова Мария Олеговна, Байцым Ольга Вячеславовна, Сидоркин Иван Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития кадров на предприятиях АПК Орловской области»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АПК ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

12 3

Маликова М.О. , Байцым О.В. , Сидоркин И.И.

1Маликова Мария Олеговна - бакалавр, кафедра менеджмента и государственного управления, Институт заочного и очно-заочного образования;

2Байцым Ольга Вячеславовна - магистрант, кафедра информационных систем, Институт приборостроения, автоматизации и информационных технологий, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева;

3Сидоркин Иван Игоревич - младший научный сотрудник,

Орловский филиал Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление»

Российская академия наук, магистрант, кафедра информационных систем, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орёл

Аннотация: в статье предлагаются положения современной стратегии развития организаций агропромышленного комплекса в Орловской области. Разработка данной стратегии необходима для адаптации хозяйственной деятельности предприятия к меняющейся внешней и внутренней среде в условиях рынка, в том числе рынка рабочей силы.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, стратегия развития кадров, дефицит кадров.

Проблема кадрового обеспечения агропромышленного комплекса (АПК) для Орловской области является актуальной. В настоящее время в сельском и лесном хозяйстве занято около 37,1 тыс. человек, из них в сельскохозяйственном производстве менее 16,1 тыс. человек. Среднегодовая численность работников организаций АПК составляет 11,2% от численности работающих в других видах экономической деятельности и имеет тенденцию к росту на 0,6% [1, 2]. Анализируя кадровый состав АПК региона, большинство работников являются представителями предпенсионного возраста, а ощутимого вливания молодых кадров в сельское хозяйство не наблюдается.

В Орловской области наблюдается следующая демографическая ситуация: в 2017 г. численность населения сократилась на 0,7 % (на 5,2 тыс. человек) и на 1 января 2018 г. составила 749,6 тыс. человек. Число умерших превысило число родившихся в 1,5 раза [3].

Значимость кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Орловской области связано с необходимостью роста сельскохозяйственного производства в условиях ухудшения демографической обстановки на сельских территориях. Поэтому разработка стратегии развития кадров на предприятиях АПК Орловской области направлена на устранение проблемы недостатка молодых и квалифицированных кадров в сельскохозяйственном производстве.

Цель стратегии заключается в обеспечении АПК кадрами, способными организовать высокопроизводительное, эффективное и ресурсосберегающее производство на территории региона. Достижение данной цели обеспечивается путем решения следующих задач:

1) сокращение дефицита кадров в АПК;

2) поддержка в развитии профессиональных компетенций рабочих и служащих на предприятиях АПК Орловской области;

3) создание стимулирующих условий для молодых специалистов.

I 36 I

Основными направлениями развития кадров АПК региона являются:

- создание условий для повышения качества подготовки кадров, обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда;

- реализация комплекса мер по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, сбалансированного с объемами подготовки специалистов в аграрных учебных заведениях;

- максимальное использование потенциала образовательных и научно-исследовательских учреждений аграрного профиля, а также передовых технологий науки и техники, удовлетворяющих запросы сельхозпроизводителей;

- формирование системы консультирования по различным направлениям хозяйственной деятельности (производственной, финансовой, правовой, управленческой, бухгалтерской, инновационной);

- разработка и реализация комплекса мер, направленных на решение проблемы закрепления кадров на селе.

Для достижения цели и задачи подпрограммы необходимо выполнить перечень следующих мероприятий:

1) повышение качества системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

2) стимулирование обучения и закрепления молодых кадров в АПК;

3) формирование кадрового резерва.

На реализацию мероприятий стратегии развития кадров АПК планируются использовать средства из федерального бюджета, бюджета Орловской области, собственные средства предприятий АПК.

Основными показателями реализации стратегии развития кадров на предприятиях АПК Орловской области к концу 2023 г. будут являться:

1) ежегодное прохождение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по аграрным специальностям не менее 300 человек;

2) увеличение доли квалифицированных кадров в сельскохозяйственном производстве до 70%;

3) увеличение доли молодых кадров в общей численности квалифицированных кадров аграрных предприятий до 20%.

Невыполнение или неэффективное выполнение стратегии возможно в случае внутренних либо внешних рисков, к которым относятся:

- несоблюдение сроков исполнения стратегии;

- неудовлетворительные качественные результаты мероприятий, которые не устроили участников стратегии развития кадров;

- изменение нормативно-правовой базы;

- недостаточное финансирование реализации стратегии развития;

- осложнение социально-экономической обстановки в стране, сопровождающиеся значительным ростом социальной напряженности.

Предлагаемая стратегия направлена на повышение заработной платы работников сельского хозяйства, улучшение жилищных условий на сельской территории, расширение возможностей поступления молодежи в высшие и средние специальные учебные заведения на сельскохозяйственные специальности, усиление ответственности руководителей сельскохозяйственных организаций за рациональное использование кадрового потенциала.

Список литературы

1. В рамках Аграрной недели. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://gorodskoyportal.ru/orel/news/news/45363358/ (дата обращения: 23.06.2018).

I 37 |

2. Заседание Орловской областной трехсторонней комиссии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.profagro.ru/regionorg/orel/6548/ (дата обращения: 23.06.2018).

3. Инфляция, смерть и рост зарплат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://newsorel.ru/fn_294749.html/ (дата обращения: 25.06.2018).

СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ В УЗБЕКИСТАНЕ

1 2 Норкулова Д.З. , Хусенова М.Г.

1Норкулова Дилфуза Захитовна - ассистент, кафедра международного туризма и туристических услуг;

2Хусенова Мехрангиз Гайратовна - студент, факультет сервиса и туризма, Самаркандский институт экономики и сервиса, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются социальный туризм и его развитие в Узбекистане.

Ключевые слова: анализ, социальный туризм, пенсионеры, дети.

Социальный туризм - это часть социальной политики государства, которую можно рассмотреть как комплекс мер по развитию общественных отношений между трудоспособной и нетрудоспособной частью населения. В каждой стране есть свои особенности в реализации систем социального туризма, хотя говорить о каких-либо чётких разграничений не приходится.

Уровень социального туризма и его доля в общем объёме туристских услуг, потребляемых населением, адекватно отражают социальные достижения данного общества [1].

В независимом Узбекистане нормативно социальный туризм пока не нашёл своего определения, в Законе о туризме даже не упоминается об этом типе туризма. Нет специального закона о социальном туризме, хотя в отдельных странах СНГ такой закон принят или о нём говорится в их Законах о туризме (Россия, Молдова). В Узбекистане, в настоящее время, имеется и действует лишь система социального страхования, участвующая в развитии внутреннего туризма. Из бюджетных источников по статье «здравоохранение» и «медицинское страхование» граждан оплачивается путёвки в санатории и пансионаты. Формы и методы социального туризма проявляются при установлении льготных транспортных тарифов на воздушные и иные перевозки для молодёжи и школьников.

Вместе с тем сегодня говорить об определённой системе социального туризма в Узбекистане не приходится. Развитию этого типа туризма препятствуют нижеследующие противоречивые факторы: современная туристская индустрия не способна к концентрации и централизации финансовых ресурсов, так как она образована, в основном, из мелких самостоятельных фирм; нет необходимого резерва на финансирование социального туризма и у государственного бюджета; большая часть населения нашей страны не имеет платёжеспособного спроса, что также не даёт возможности организации туристических поездок для социально-уязвимых слоёв населения (детей, пенсионеров, инвалидов и т.д.).

Учитывая эти факторы, на наш взгляд, необходимо разработать адекватный условиям Республики Узбекистан организационно-экономический механизм функционирования системы социального туризма. А для того, чтобы выработать этот механизм, необходимо определить сущность, основные объекты и субъекты социального туризма, особенности его функционирования, изучив типы социального туризма экономически развитых стран.

I 38 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.