Научная статья на тему 'Реализация мероприятий региональных программ кадрового обеспечения: зарубежный опыт и Российская практика'

Реализация мероприятий региональных программ кадрового обеспечения: зарубежный опыт и Российская практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / КАДРЫ / ЗАРУБЕЖНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / THE INTERNATIONAL MIGRATION / REGIONAL PROGRAMS / SHOTS / FOREIGN EXPERTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брыкля О. А., Сырбу А. Н., Ермоченко О. Н.

Рассматриваются проблемные аспекты формирования и развития кадрового потенциала, привлечение зарубежных специалистов, региональные программы поддержки и кадрового обеспечения отраслей народного хозяйства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Брыкля О. А., Сырбу А. Н., Ермоченко О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE REGIONAL PROGRAMS OF STAFFING: FOREIGN EXPERIENCE AND RUSSIAN PRACTICE

Problem aspects of formation and development of personnel potential, attraction of foreign experts, regional programs of support and personnel maintenance of branches of a national economy are considered.

Текст научной работы на тему «Реализация мероприятий региональных программ кадрового обеспечения: зарубежный опыт и Российская практика»

жителя, по всем годам периода их осуществления. Все расходы фиксируются в действующих ценах, поэтому приведение их в сопоставимый вид осуществляется через индекс инфляции или индекс потребительских цен на соответствующие виды товаров и услуг.

Учитывая, что определяющим фактором при экономической оценке кадрового потенциала является образование, все расходы привязываются к возможным схемам получения образования.

По мнению автора, при оценке стоимости кадрового потенциала АПК необходим учет следующих групп факторов:

- природно-климатических;

- демографических (половозрастной состав населения, размер и структура семей, плотность населения);

- особенностей образа жизни в городской и сельской местностях;

- особенностей расселения;

- уровня экономического развития территории;

- показателей общей культуры населения.

Выделенные факторы являются основными при учете дифференциации среднедушевых расходов и могут оказать значительное влияние на суммарные расходы на создание кадрового потенциала региона, отрасли.

Наиболее ответственным и трудоемким этапом экономической оценки трудовых ресурсов территории является сбор и обработка исходной информации.

Минуллина Н.В. в своих работах предлагает оценку кадрового потенциала по его элементам1 (таблица 1).

Оценка потенциала по перечню предложенных характеристик и в целом должна проводиться путем сопоставления фактического значения каждого из указанных параметров с требуемым значением по данной отрасли, а разница между ними как раз и представляет собой кадровый потенциал. Единицы измерения, используемые для определения состояния характеристики каждой составляющей кадрового потенциала различны.

1 Минуллина Н.В. Методические аспекты оценки кадрового потенциала отрасли на примере АПК / Н.В.Минуллина // Экономический вестник Татарстана, №4, 2008

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Брыкля О.А., зав. кафедрой мировой экономики, д.э.н., профессор, Орловский Государственный аграрный университет Сырбу А.Н., зав. кафедрой, к.э.н., доцент, Волгоградский институт бизнеса Ермоченко О.Н., зав. кафедрой, к.э.н., доцент, Волгоградский институт бизнеса

Рассматриваются проблемные аспекты формирования и развития кадрового потенциала, привлечение зарубежных специалистов, региональные программы поддержки и кадрового обеспечения отраслей народного хозяйства.

Ключевые слова: международная миграция, региональные программы, кадры, зарубежные специалисты.

REALIZATION OF THE REGIONAL PROGRAMS OF STAFFING: FOREIGN EXPERIENCE AND RUSSIAN PRACTICE

Briklya O., Head of the World Economics Department, Ph.D., professor, Orel State Agrarian University Sirbu A., Head of Department, Ph.D., associate, Volgograd Institute of Business Ermochenko O., Head of Department, Ph.D., associate, Volgograd Institute of Business

Problem aspects of formation and development ofpersonnel potential, attraction offoreign experts, regional programs of support and personnel maintenance of branches of a national economy are considered.

Keywords: the international migration, regional programs, shots, foreign experts.

Многие индустриально развитые страны в настоящее время озабочены «старением» населения. В 2005 г. Общее количество старых людей (65 лет и старше) увеличивалось ежемесячно на 800 тыс. человек, а с 2010 г. ожидается, что их ежемесячный прирост составит 1,1 млн. Такое глобальное явление будет заметно, прежде всего, в промышленно развитых странах, где демографические изменения начали происходить раньше. Большинство промышленно развитых стран имеют сейчас постоянный поток профессионалов в страну и из нее как результат различных программ международного профессионального обмена. В настоящее время развитыми странами активно привлекаются зарубежные высокопрофессиональные специалисты как технического профиля (программисты, электронщики), так и ученые в области естественнонаучных и гуманитарных наук.

На уровне АПК Российской Федерации формирование и развитие кадрового потенциала обусловлено вступившим в 2007 г. в силу Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства»1, где:

- регулируются отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными на основании настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства;

- установлены правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского

хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (далее - устойчивое развитие сельских территорий).

В ФЗ «О развитии сельского хозяйства» указано, что одними из основных направлений государственной аграрной политики являются:

1) развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса;

2) устойчивое развитие сельских территорий;

3) совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов для сельского хозяйства.

В основу всех современных стратегических кадровых программ отрасли АПК легло Постановление Правительства России №117 от 10 февраля 2000г. «О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса». В документе говорится о необходимости разработки Министерством сельского хозяйства, совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, программы развития системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников агропромышленного комплекса на период до 2005 года.

1 Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 05.04.2009, с изм. от 24.07.2009) «О развитии сельского хозяйства» (принят ГД ФС РФ 22.12.2006) // «Собрание законодательства РФ», 01.01.2007, № 1 (1 ч.), ст. 27

Совместным приказом Минсельхоза России и Минобразования России от 12 июля 2002 г. № 619/2678 утверждена «Отраслевая программа развития аграрного образования (на 2002-2005 гг. и до 2010 г.)». Целью программы заявлено повышение качества и эффективности профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с целью удовлетворения современной потребности в них агропромышленного комплекса.

Кадровая политика в АПК реализуется и на региональном уровне. Постановлением Правительства Ленинградской области «Об утверждении региональной комплексной программы «Развитие агропромышленного комплекса Ленинградской области на 2001-2005 годы» предусмотрены мероприятия по развитию подготовки и повышения квалификации кадров руководителей, совершенствованию контроля и ротации кадров. 03.02.2004 в Амурской области принят Областной Закон № 298-ОЗ «О государственной поддержке кадрового потенциала агропромышленного комплекса Амурской области», направленный на обеспечение агропромышленного комплекса квалифицированными кадрами. 9 февраля 2005 года принят Закон Самарской области № 28-ГД «О государственной поддержке кадрового потенциала агропромышленного комплекса Самарской области». В Алтайском крае впервые в Сибирском федеральном округе разработана Программа кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Алтайского края на 2001-2005 годы. Приняты аналогичные нормативные акты и в некоторых других субъектах РФ.

Региональные программы кадрового обеспечения АПК реализуются прежде всего по трем направлениям: подготовка кадров, профессиональная переподготовка, государственная финансовая поддержка специалистов.

Существующая государственная кадровая политика в АПК на уровне Российской Федерации и отдельных ее субъектов, характеризуется, по мнению авторов, рядом проблем ее реализации, а именно:

- недостаточная обеспеченность сельскохозяйственного производства специалистами (наличие вакансий на предприятиях, которые не могут быть заполнены по причине отсутствия на открытом рынке труда специалистов необходимой квалификации, либо по причине низкого уровня оплаты труда и плохих социально-бытовых условий);

- недостаточный уровень профессионального образования кадров АПК - существует тенденция к сокращению специалистов, имеющих профессиональное образование в области сельскохозяйственного производства, рост числа специалистов, имеющих только практический опыт и даже не имеющих такового;

- «старение» кадров, нежелание молодых специалистов работать на селе, что опять же приводит к низкому уровню профессиональной подготовки кадрового состава АПК;

- высокая сменяемость, и, следовательно, недостаточная опытность руководителей сельскохозяйственных предприятий, вызванная прежде всего отсутствием экономической стабильности в сельскохозяйственном производстве.

Кадровая политика в сфере профессиональной подготовки и трудоустройства молодых специалистов характеризуется следующими негативными факторами:

- несовершенство системы отбора студентов при приеме;

- меньше половины выпускников учебных заведений получают направления на работу, остальные вынуждены трудоустраиваться самостоятельно, что часто затруднено;

- развернутый анализ потребности предприятий АПК в специалистах не проводится регулярно, поэтому сегодняшние выпускники не всегда востребованы по полученным специальностям в тех районах, куда они отправились после обучения;

- во многих хозяйствах по-прежнему в упадке производство, нет вакансий, а на имеющихся слишком мала заработная плата;

- престижность работы в сельском хозяйстве очень низкая, это вызвано отсутствием социальной защищенности и плохими социально-бытовыми условиями для специалистов;

В области обеспечения профессионального развития персонала АПК также имеются проблемы:

- несовершенство существующих методов оценки потребностей в профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров АПК;

- отсутствие у предприятий достаточных финансовых ресурсов для организации подготовки и повышения квалификации кадров;

- отсутствие методических материалов для организации профессионального развития персонала на предприятиях сельского хозяйства;

- несовершенство (отрыв от реальных потребностей) программ профессиональной подготовки и повышения квалификации;

- отсутствие действенных механизмов контроля эффективности обучения.

Также остро стоят социальных проблемы российского села -это низкий уровень информационного обеспечения, социальная незащищенность, низкий уровень заработной платы, отсутствие достойного жилья, неразвитая социальная сфера и т.д.

Для решения вышеназванных проблем за последние время на федеральном уровне предпринято несколько действенных мер:

Таблица 1. Мероприятия по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе (млн. рублей, с учетом прогноза цен на соответствующие годы)

Срок исполн ения (год) Объем финанси рования В том числе за счет средств Ожидаемые результаты

федерально го бюджета бюджетов субъектов РФ Внебюджет ных источников

Инвестиционные мероприятия

Обеспечение молодых семей и молодых специалисте в жильем (713,4 тыс. кв. м.) 2006 6670 2000 2670 2000 Обеспечение жильем 16,2 тыс. молодых семей и молодых специалисте в на селе

Прочие расходы

Обеспечение молодых семей и молодых специалисте в жильем (тыс. кв. м.) Обеспечение жильем 146,14 тыс. молодых семей и молодых специалисте в на селе:

679,5 2007 8333,3 2500 3333,3 2500 15,44 тыс.

647,1 2008 8347,7 2504,3 3339,1 2504,3 12 тыс.

1212,1 2009 19030,3 5709,1 7612,1 5709,1 22,4 тыс.

1482,4 2010 24608,3 7382,5 9843,3 7382,5 27,4 тыс.

1832,9 2011 31892 9567,6 12756,8 9567,6 33,9 тыс.

1890,7 2012 34599 10379,7 13839,6 10379,7 35 тыс.

- вступил в силу Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»;

- принята «Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года»;

- был реализован приоритетный национальный проект «Развитие АПК», а именно одно из его направлений - «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе», и как продолжение данного проекта - реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2008 -2012 годы) по направлению устойчивое развитие сельских территорий (млн. рублей).

Особо важным документом, обладающим программно-целевыми параметрами развития АПК, является «Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года»2, где обозначены проблемы на селе и обоснована необходимость их решения программными методами. В Программе сказано, - сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса.

Программа разработана для достижения следующих основных целей:

- повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности;

- создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;

- повышение престижности проживания в сельской местности.

Программа включает мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, развитию в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, информационно-консультационного обеспечения, систем электро-, водо- и газоснабжения, сети

автомобильных дорог общего пользования и телекоммуникационной связи.

Наиболее значимым, по мнению авторов, в деле повышения кадрового потенциала, являются мероприятия Программы, направленные на обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе - таблица 1.

Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе позволит: улучшить жилищные условия 162,34 тыс. молодых семей и молодых специалистов на селе; создать условия для закрепления молодых специалистов в агропромышленном комплексе и социальной сфере села, а также приостановить миграцию сельской молодежи; повысить образовательный уровень молодых специалистов, занятых в агропромышленном комплексе и социальной сфере села; создать условия для улучшения демографической ситуации.

Задачи обеспечения доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе пересекаются с направлениями Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг3:

- повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений;

- поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.

В таблице 2 приведено ресурсное обеспечение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2008

- 2012 годы) по направлению устойчивое развитие сельских территорий.

Целью осуществления мероприятий по развитию социальной инфраструктуры села является повышение уровня и качества жизни сельского населения, а также создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности. Целями осуществления мероприятий поддержки комплексной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов являются повышение уровня комфортности и привлекательности проживания в сельской местности, а также рост инвестиционной активности в социально-экономическом развитии сельских территорий. Мероприятия по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений, а также поддержки комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных

Таблица 2. Ресурсное обеспечение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2008 - 2012 годы) по направлению устойчивое развитие сельских территорий (млн. рублей)

2008 2009 2010 2011 2012

Повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений - всего 7 335,4 17 913,1 23 942,9 28 362,2 30 040

в том числе:

мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, в том числе с использованием механизма ипотечного кредитования - всего 4 500 10 359 12 913 16 277,9 17 469,5

из них мероприятия по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе 2 504,3 5 709,1 7 382,5 9 567,6 10 379,7

мероприятия по развитию водоснабжения 1 000 3 151,1 5 367,6 5 764,7 6 059

мероприятия по развитию газификации 1 232,6 2 346,7 2 962,9 3 439,5 3 612,5

другие мероприятия 602,8 2 056,3 2 699,4 2 880,1 2 899

Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов 1 113,9 1 180,7 1 239,7 1 240

Всего по разделу 7 335,4 19 027 25 123,6 29 601,9 31 280

Рис. 1. Кадровый потенциал отраслей региона в системе государственного управления

проектов позволят привлечь специалистов на село, повысят кадровый потенциал АПК.

Кадровый потенциал отраслей региона определяется не только и не столько инвестиционными вливаниями в развитие отраслей и сфер экономики территориальной системы, сколько своевременными результативными управленческими воздействиями в отношении инвестиционных вложений. Таковые воздействия согласно группировке факторов, оказывающих влияние на кадровый потенциал, относятся к группе «Состояние и развитие внутренней и внешней среды» и подразумевает стратегическое ориентирование кадровой политики регионального и отраслевого развития (рисунок 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При управленческом воздействии на кадровый потенциал переплетаются стратегические цели региональных органов власти, цели корпоративной кадровой политики, отраслевой кадровой политики. Кадровая политика является залогом успешной экономической деятельности государства в целом. Роль государства в формировании и реализации кадрового потенциала отраслей народного хозяйства должна заключаться в обеспечении благоприятных возможностей и условий для осуществления трудовой деятельности через кадровую политику. Относительно позиции в инвестиционной сфере, которую должно занимать государство, высказался Дж. Вульферсон в ежегодном докладе Всемирного банка: «...развитие нуждается в эффективном государстве, играющем роль ката-

лизатора и помощника, стимулирующего и дополняющего деятельность частного бизнеса и отдельных лиц. Без эффективного государства устойчивое развитие - как экономическое, так и социальное - невозможно»4. Усиление роли государства в сфере труда предполагает поиск оптимального сочетания методов государственного и рыночного воздействия с учетом особенностей современного этапа экономического развития.

Таким образом, авторами обоснована роль государственной поддержки кадрового потенциала АПК, которая осуществляется посредством социальной и кадровой политики государства. Социальная политика определяет базовые условия трудовой деятельности, которые должны предотвращать разрушение кадрового потенциала и способствовать его развитию. Кадровая политика влияет на воспроизводство данного потенциала через технологию производства, обеспечивающую формирование и реализацию психофизических, образовательно-квалификационных и личностных качеств работников. Определено, что выбранная государством стратегия развития кадрового потенциала определяет реальные возможности повышения эффективности формирования и развития кадрового потенциала в отраслях народного хозяйства, в регионе и, как следствие, определяет скорость и эффективность структурного преобразования социально-экономического комплекса региона в систему конкурентоспособного рыночного хозяйства.

2 Постановление Правительства РФ от 03.12.2002 N 858 (ред. от 31.01.2009) «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» // «Собрание законодательства РФ», 09.12.2002, № 49, ст. 4887

3 Постановление Правительства РФ от 14.07.2007 № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы» // «Собрание законодательства РФ», 30.07.2007, № 31, ст. 4080

4 Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: учеб. М.: Фин. Пресс. 2000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.