Концепции и модели развития профессионального образования в области традиционного прикладного искусства (по видам)
Борисова О.В., заведующая кафедрой теории и организации управления, директор Центра управления профессиональными компетенциями, карьеры и практического обучения, Гжельский государственный университет, 140155, Московская обл., Раменский р-н., п. Электроизолятор, д. 67, e-mail: borysova2014@mail. ru
Borisova О. V., head of the department of management theory and organization, director of the Center for Management of Professional Competencies, career and practical training, Gzhel state University, 140155, Moscow region, Ramenskiy district, p. Elektroizolyator, 67, e-mail: [email protected]
Загородняя Э.Р., заведующая отделением дизайна и скульптуры колледжа, директор Учебно-производственного Центра, Гжельский государственный университет, 140155, Московская обл., Раменский р-н., п. Электроизолятор, д. 67, e-mail: [email protected]
Zagorodnyaya E.R., head of the department of design and sculpture of the College, director of the Training and production Center, Gzhel state University, 140155, Moscow region, Ramenskiy district, p. Elektroizolyator, 67, e-mail: elwira.zagor@yandex. ru
Сивова И.В., заведующая отделением живописи и декоративно-прикладного искусства колледжа, Гжельский государственный университет, 140155, Московская обл., Раменский р-н., п. Электроизолятор, д. 67, e-mail: art@art-gzhel. ru
Sivova I. V., head of the department ofpainting and decorative applied art of the College, Gzhel state University, 140155, Moscow region, Ramenskiy district, p. Elektroizolyator, 67, e-mail: [email protected]
Стратегия развития гжельского промысла и его связь с непрерывностью профессионального образования в современных условиях Development strategy of the Gzhel craft and its relation to the continuity of professional education in modern conditions Аннотация. Статья посвящена осмыслению путей развития Гжели как народного художественного промысла, который, имея глубокие традиции, развивается в современном социуме. Основным центром развития и гарантом процветания промысла является Гжельский государственный университет. В образовательной среде университета поставлены задачи передачи накопленного опыта преподавателями, стоявшими в 1970-1980 годы у истоков Гжельского художественного промысла как бренда.
Ключевые слова: Гжельский народный промысел, пути развития, реализация продукции Гжели, рабочие программы и методика преподавания, духовно нравственная значимость художника, уникальные технологии промысла
Abstract. The article is devoted to understanding the ways of development of Gzhel as a folk art craft, which, having deep traditions is developing in modern society. Gzhel state University is the main center of development and the guarantor of prosperity of the industry. In the educational environment of the university, the tasks of transferring the accumulated experience of teachers who were at the origins of the Gzhel art craft as a brand in 1970-1980 are set.
Keywords: Gzhel folk craft, ways of development, sale of Gzhel products, work programs and teaching methods, spiritual and moral significance of the artist, unique craft technologies.
Стратегия развития гжельского художественного промысла в современных условиях, основные направления, способы и средства, формы и механизмы реализации имеют большое значение не только для развития промысла, но и для развития территории, на которой гжельскими мастерами производятся уникальные изделия.
В областном Министерстве культуры концепцию развития гжельского промысла в Подмосковье рассматривают, в первую очередь, как ресурс развития территории области с его инфраструктурой, новыми туристическими центрами, историческими маршрутами, на базе которых в стиле и образах гжельской росписи или майолики прослеживается живая история этой земли [1].
Важное значение в формировании кадров для реализации мероприятий в рамках обозначенной стратегии, имеющей народно-художественную и туристическую направленность, имеет образовательная составляющая, как основа формирования человеческого потенциала и капитала региона. Первоочередную роль в этом вопросе играет Гжельский государственный университет, который осуществляет образовательную деятельность, основываясь на принципах непрерывного образования [4].
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении основ государственной культурной политики» сохранение и возрождение народных художественных промыслов, продвижение изделий народных художественных промыслов на внутренние и внешние рынки является одной из государственных задач Российской Федерации [3]. В современных условиях выполнить отдельные задачи в рамках одной отрасли крайне тяжело, поэтому в настоящее время разрабатывается Стратегия развития народных художественных промыслов до 2025 г. [5]. Особое внимание уделяется комплексным экономическим механизмам, включающим развитие непрерывного образования.
В рамках стратегии развития гжельского промысла, с учетом принципов образовательного процесса университета, предлагается актуализировать рабочие программы и фонды оценочных средств по разным специальностям, в учебно-методические комплексы включить конкретные ситуационные задачи и примеры, связанные с развитием художественных, экономических, туристических, педагогических и иных аспектов гжельского промысла.
Гжельский государственный университет возложил на себя задачу подготовки кадров, развития и формирования следующих качеств выпускников: художественно-промышленную мотивацию, желание работать в области народного промысла, патриотизм, трудолюбие, гражданскую ответственность, связь творчества с национально-эстетическими и культурными традициями, развитое профессиональное образное мышление, желание поделиться своим опытом с подрастающим поколением.
В настоящее время промыслы нуждаются в высококвалифицированных художниках, которые, помимо знаний, умений, навыков и опыта, обладают высокой профессиональной культурой. Такой специалист способен сохранять, передавать и развивать такое уникальное явление российской национальной культуры, как народный художественный промысел. Это объективно подталкивает к модернизации профессионального образования и воспитанию будущих специалистов, которые могли бы выступать как субъекты общей и профессиональной культуры [2].
Последние годы деятельности Гжельского университета продемонстрировали необходимость модернизации методики преподавания с учетом современных тенденций. Изменения в обществе диктуют изменения в методике. Наша цель - адаптировать выпускников к современному рынку труда. Гжельский государственный университет - удачная экспериментальная площадка. С одной стороны, это традиционный университет, с другой стороны, вуз необычен тем, что учебное заведение имеет длительную историческую традицию: истоком является училище народного промысла, созданное в период НЭПа, позднее преобразованное в университет.
Главным качеством выпускников университета является стремление работать на промысле. Будущие художники изучают процесс изготовления скульптуры, стараясь не только выразить идею образа, но и освоить технологии изготовления керамических высокопрочных изделий, т.е. свойства материала, методы формования, способы декорирования, условия обжига и риск брака (рис. 1-2).
В советское время трудоустройство студентов осуществлялось только по конкретному направлению профессиональной подготовки, а наличие рабочих мест на предприятиях давало уверенность в завтрашнем дне.
Современный выпускник, желающий быть успешным и конкурентоспособным, должен владеть, по сути, несколькими профессиями. Взаимодействие между отделениями и факультетами дает хороший результат. Студент, обучающийся по специальности «Скульптура» (уровень среднего профессионального образования), после окончания вуза может осуществлять трудовую деятельность, как в сфере традиционного художественного промысла, так и вне его, создавая высокохудожественное скульптурное произведение с правильными пропорциями, моделировкой формы, выразительными особенностями и соответствующими промыслу технологическими особенностями и требованиями.
Рис. 2. Премудрости гончарного мастерства. Студент 3 курса М Никулин за работой в гончарной мастерской
Это означает, что кроме академической
подготовки студенту
необходимо знание и понимание традиционной скульптуры гжельского промысла. В тоже время мы должны подготовить его как
Рис. 1. На занятиях в гончарной мастерской. Студентка О. Гладилова
скульптора-модельщика,
Рис. 3. Защита курсового проекта студенткой который МОГ бы создавать
м. Тимохиной изделие из фарфора,
матричные капы и пристрои, матричную модель и т.д., доводить работу в цвете. Студенты, обучающиеся по специальности «Живопись» (в СПО), работают в области станковой живописи, портрета, пейзажа, изучают законы построения композиции, перспективного сокращения, цветовых соотношений. Но у них есть уникальная возможность применить эти знания в декорировании керамических изделий. На гжельском промысле для создания декора используют не только традиционные гжельские мотивы («мазковую» цветочную роспись), но и пейзажную живопись, портрет (рис. 3). Обучение помогает студенту изучать керамические материалы для декорирования (кобальт, подглазурные краски, надглазурные краски), методы их нанесения на изделие, что является основой для создания высокохудожественного произведения.
Студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (ВО), не только изучают скульптуру и живопись, но и историю развития гжельского промысла, технологию изготовления керамических изделий, материалы, гипсомодельное
дело, формование, методы, средства и способы декорирования изделий, т.е. осваивают весь технологический процесс, осуществляемый на промысле.
Студенты художественного отделения могут осуществлять любую деятельность, входящую в
технологический процесс, однако это не гарантирует, что все его изделия будут высокохудожественными,
претендующими на статус единичного коллекционного изделия. В основном, такой специалист обучен выполнять изделия в традициях промысла, в рамках определенного канона, определенных правил с
использованием традиционного декора, в то время как живописцы и скульпторы могут применить свои глубинные знания, затронув только определенную стадию производства.
Важный вопрос касается реализации выпускаемой продукции, что предполагает включение в учебный план курсов по маркетингу и экономике. Это поможет выпускнику быстрее адаптироваться к условиям современного рынка труда. Для решения этой задачи на базе университета создан Учебно-производственный центр, в котором студенты принимают непосредственное участие в поэтапном технологическом изготовлении изделий из фарфора, разработке дизайнерских проектов интерьеров, скульптурных работах, изготовлении изразцов и мозаик.
Современная гжельская продукция разнообразна (рис. 4). Последняя тенденция - соединить в одном изделии несколько технологий декора: подглазурную и надглазурную роспись и роспись золотом с использованием красок Дулевского и Мейсенского фарфоровых заводов. Есть другие варианты оформления изделий. Например, изразцы с элементами росписи и печеного стекла.
Традиционная технология надглазурной росписи по фарфору меняется: художники отходят от росписи на очищенном скипидаре и начинают расписывать изделия с добавлением «среды», что создает эффект «росписи маслом по холсту». Поэтому одна из важнейших задач - сохранение
Рис. 4. Творческие работы лауреатов конкурса «Весна-красна»: ваза «Весенняя ночка» Е.А. Булойчик, набор блюд «Масленица» И.В. Сивовой, набор настенных тарелок «Гжельский край» Н.Б. Копыловой. 2019 г.
традиционной «школы» росписи, освоение секретов мастерства которой является гарантом не только их профессионального успеха, но и сохранения и развития гжельского промысла в целом. Роспись фарфора по традиционной технологии смотрится нежно и изысканно, передавая богатую палитру оттенков. Поэтому столь важно объединить традиционный опыт промысла, маркетинг, экономику с современной методикой преподавания, создавая все условия для превращения Гжельского государственного университета в фактор устойчивого развития региона.
Литература
1. Концепция развития Гжельского промысла поможет привлечь в Подмосковье до 1 млн. туристов // Интерфакс Россия от 07.02.2018. -Минкультуры МО. - URL: https://www.interfax-russia.ru/center/novosti-podmoskovya/koncepciya-razvitiya-gzhelskogo-promysla-pomozhet-privlecli-v-podmoskove-do-1-mln-turistov-minkultury-mo/ (дата обращения: 20.11.2020).
2. Поселенова И.В. Теоретические основы формирования профессиональной культуры будущих художников декоративно-прикладного искусства на занятиях по гуманитарным дисциплинам / И.В. Поселенова // Педагогика искусства. - 2010. - № 4. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/poselenoval2-12-2010.pdf (дата обращения: 20.11.2020).
3. Приказ № 2011 от 15.07.2014 «Об утверждении стратегии развития народных художественных промыслов на 2015-2016 гг. и на период до 2020 г.». - URL: https://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/prikaz_hudprom_do2020.p df (дата обращения: 21.11.2020).
4. Программа развития ГГУ. - URL: http://www.art-gzhel.ru/download/01otzqe38tx0de0.pdf (дата обращения: 20.11.2020).
5. Стратегия развития народных художественных промыслов до 2025 г. - URL: http://old.fa.ru/News Archive2012/Pages/Narodnie%20hudozhestvennie%20prom isli_28.06.2011.aspx (дата обращения: 20.11.2020).
References
1. Koncepciya razvitiya Gzhel'skogo promysla pomozhet privlech' v Podmoskov'e do 1 mln. turistov // Interfaks Rossiya ot 07.02.2018. - Minkul'tury MO. - URL: https://www.interfax-russia.ru/center/novosti-podmoskovya/koncepciya-razvitiya-gzhelskogo-promysla-pomozhet-privlech-v-podmoskove-do-l-mln-turistov-minkultury-mo/ (data obrashcheniya: 20.11.2020).
2. Poselenova I.V. Teoreticheskie osnovy formirovaniya professional'noj kul'tury budushchih hudozhnikov dekorativno-prikladnogo iskusstva na zanyatiyah po gumanitarnym disciplinam / I.V. Poselenova // Pedagogika iskusstva. - 2010. -№ 4. - URL: http://www.art-
education.ru/sites/default/files/journal_pdf/poselenoval2-12-2010.pdf (data
obrashcheniya: 20.11.2020).
3. Prikaz № 2011 ot 15.07.2014 «Ob utverzhdenii strategii razvitiya narodnyh hudozhestvennyh promyslov na 2015-2016 gg. i na period do 2020 g.». -URL:
https://rmnpromtorg.gov.ru/cornmon/upload/files/docs/prikaz_hudprom df (data obrashcheniya: 21.11.2020).
4. Programma razvitiya GGU. - URL: http://www.art-gzhel.ru/download/01otzqe38tx0de0.pdf (data obrashcheniya: 20.11.2020).
5. Strategiya razvitiya narodnyh hudozhestvennyh promyslov do 2025 g.
URL:
http://old.fa.ru/News_Archive2012/Pages/Narodnie%20hudozhestvennie%20prom isli_28.06.201 l.aspx (dataobrashcheniya: 20.11.2020).