Научная статья на тему 'Художественно-промышленное образование в Гжели в контексте выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР'

Художественно-промышленное образование в Гжели в контексте выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / USSR / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INDUSTRIAL ARTS EDUCATION / ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИЧЕСКАЯ ШКОЛА / GZHEL CERAMIC SCHOOL / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / КЕРАМИСТЫ-ТЕХНОЛОГИ / CERAMISTS AND TECHNOLOGISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илькевич Б.В., Никонов В.В.

В статье исследуется история художественно-промышленного образования в Гжельском керамическом районе в контексте выполнения плана первой пятилетки в СССР. В сравнительном аспекте анализируются учебные планы и содержание образования художников-керамистов до 1917 г. и в период 1920-х гг. Подчеркивается, что в советское время художественно-промышленное образование рассматривалось как необходимое условие развития народного хозяйства страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Industrial Art Education in Gzhel in the context of the first five-year Development plan of national economy of the USSR

The article examines the history of industrial arts education in Gzhel ceramic area in the context of the implementation of the first five-year plan in the USSR. In a comparative perspective analyses the curricula and content of education of ceramic artists before 1917 and during the 1920s. Stresses that in Soviet times, industrial arts education was seen as a necessary condition for the development of the national economy.

Текст научной работы на тему «Художественно-промышленное образование в Гжели в контексте выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР»

Художественно-промышленное образование в Гжели в контексте выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР

Б.В. Илькевич1, В.В. Никонов2

1_2Гжельский государственный университет

140155, Московская обл., Раменский р-н, пос. Электроизолятор, д. 67 Gzhel State University

Elektroizolyator, 67, Ramensky District, Moscow Region 140155 Russia e-mail: gzhelnauka@yandex.ru

Ключевые слова: СССР, художественно-промышленное образование, Гжельская керамическая школа, профессиональное образование, керамисты-технологи.

Key words: USSR, industrial arts education, Gzhel ceramic school, vocational education, ceramists and technologists.

Резюме: В статье исследуется история художественно-промышленного образования в Гжельском керамическом районе в контексте выполнения плана первой пятилетки в СССР. В сравнительном аспекте анализируются учебные планы и содержание образования художников-керамистов до 1917 г. и в период 1920-х гг. Подчеркивается, что в советское время художественно-промышленное образование рассматривалось как необходимое условие развития народного хозяйства страны.

Abstract: The article examines the history of industrial arts education in Gzhel ceramic area in the context of the implementation of the first five-year plan in the USSR. In a comparative perspective analyses the curricula and content of education of ceramic artists before 1917 and during the 1920s. Stresses that in Soviet times, industrial arts education was seen as a necessary condition for the development of the national economy.

[Ilkevich B.V.1, Nikonov V.V.2 Industrial Art Education in Gzhel in the context of the first five-year Development plan of national economy of the USSR]

Началом художественно-промышленного образования на территории бытования Гжельского традиционного народного промысла стал 1899 г., когда здесь было открыто филиальное отделение Строгановского Императорского училища технического рисования. Цель открытия филиалов состояла в развитии народных промыслов и определялась так: «Во всех этих отделениях (филиальных) учащиеся получают теоретическое художественное и практическое образование с узкоспециальными целями, преследуемыми местными

кустарными производствами» (Отчеты Строгановского Императорского училища технического рисования, 1916). Филиальные отделения открывались Строгановским училищем в тесном взаимодействии с местными земскими управами.

Филиальное отделение готовило будущих мастеров для промысла. Никаких предметов, кроме художественных, здесь не преподавалось. Об этом свидетельствует первый по времени дошедший до нас отчет заведующего Гжельским филиальным отделением В. П. Трофимова, в котором говорится: «В отчетном учебном году учение началось 10 января и продолжилось до 1 мая 1901 года. Шесть человек учащихся из тринадцати занимались элементарным рисованием до конца учебнаго года; остальные же семь, месяца через два после начала учения, допущены к композиции гончарной посуды, как более подготовленные в Земском Училище» (Материалы по филиальным отделениям Строгановскаго училища, Л. 42). Более поздние отчеты также содержат информацию об исключительно художественном содержании обучения в филиале: «По примеру прошлых годов и в этом году <1906/1907 уч. год> занятия были: копирование с увражей, компеляции и композиция различных изделий из фарфора и фаянса, при этом пользовались рисунками библиотеки Строгановскаго училища, заграничными журналами и мотивами орнамента древне-русскаго и народнаго характера» (Отчет о работе филиального отделения Строгановскаго училища, 1903). Подобная программа сохранялась в Гжельском филиале Строгановского училища до его закрытия в 1916 г.

После революции, осенью 1918 г., на промысле открывается художественно-промышленное учебное заведение нового типа- Гжельская керамическая школа ИЗО Наркомпроса. Хотя школа была ориентирована на подготовку мастеров традиционного керамического промысла, в ее программе, помимо художественных, сразу же появляется ряд общеобразовательных и политических дисциплин.

Учебный план Гжельской керамической школы в 19181922 гг., представлявший собой синтез учебного плана земской школы с планом рисовальных классов, постоянно менялся. Сведения об этом сохранились в архивах. Законченный вид учебный план приобрел лишь к 1923/1924 учебному году, но и

тогда он подвергался неоднократной корректировке.

Учебные планы, по которым проводилось обучение, состояли из двух частей. В первой указывались теоретические дисциплины, а во второй- распределение часов практических занятий в трех мастерских, организованных при школе: модельерной, точильной и живописи по фарфору (Учебные планы Гжельской керамической мастерской, Л.72).

Таким образом, до 1925 г. основное направление школы можно считать художественно-ориентированным, так как большая часть учебных часов (с учетом практических занятий в мастерских) была отведена на творческие дисциплины. Однако именно с этого времени положение начинает радикальным образом меняться.

В 1926 г. система профессионального образования в очередной раз подверглась изменениям, которые не могли не коснуться и Гжельской керамической школы. В 1927 г. она была преобразована в Гжельскую керамическую школу кустарного ученичества (ГКШКУ). Это наименование сохранилось до 1929 г. Несмотря на то, что общая тенденция развития страны предполагала постепенный переход от художественного образования к техническому, в гжельской школе еще оставались специальности, где преподавались основы художественного мастерства. Однако все более ощущалось влияние «индустриального» направления развития керамической отрасли. Школа теряла свои позиции главного художественного центра района.

В Гжельской школе кустарного ученичества все больший вес стали занимать дисциплины специальные, связанные с теорией и технологией керамического производства. В условиях начавшейся индустриализации страны знания по этим предметам оказались наиболее востребованными, и тенденция преобразования художественной школы в образовательное учреждение с промышленной направленностью, наметившаяся с середины 1920-х годов, постепенно усиливалась. На рубеже 1920-1930-х годов стало очевидным, что государству необходимы керамисты-технологи, и именно их должны были готовить в Гжели. Что же касается изготовления традиционной керамики, то предполагалось возложить решение этой задачи на

многочисленные местные артели, которые в состоянии не только насытить рынок, но и самостоятельно обеспечить воспроизводство рабочей силы. Результатом такой политики стало преобразование Гжельской школы кустарного ученичества в Гжельский керамический техникум, полностью ориентированный на выпуск керамистов-технологов. Техникум начал свою работу в 1931 г. и в следующие несколько лет подготовил десятки квалифицированных специалистов.

Приведенные факты позволяют сделать следующие выводы:

Специализация филиала Строгановского училища, работавшего в Гжели до революции, была исключительно художественной. Никаких общеобразовательных предметов в учебной программе не было. Ученики сначала занимались копированием несложных образцов, затем переходили к самостоятельному творчеству, чему в немалой степени способствовали разнообразные учебные пособия, которыми снабжало свои филиалы Строгановское училище.

При сравнении содержания художественно-промышленного образования до и после революции 1917 г. видно, что в Гжельском филиале Строгановки преподавались исключительно творческие дисциплины. Учебный план керамической школы обеспечивал всестороннее и сбалансированное профессиональное образование начального уровня. Помимо рисунка, живописи и скульптуры, программа школы включала ряд технических дисциплин, точные науки, родную речь и литературу, общественно-политические дисциплины, а также практические занятия в учебных мастерских. Однако после 1925 г. наметился постепенный дрейф в образовательных программах от художественного в сторону промышленного.

В соответствии с потребностями страны, вставшей на путь индустриализации народного хозяйства, в середине 1920-х гг. акцент в художественно-промышленном образовании окончательно сместился от художественного к промышленному. Начиная с конца 1920-х годов, когда вся система народного образования СССР подверглась серьезной перестройке, сформировалась тенденция к пересмотру основных направлений

развития художественно-промышленного образования в Гжели, и в открытом в 1931 г. Гжельском керамическом техникуме не остается художественных дисциплин.

Тенденции развития художественно-промышленного образования в Гжельском регионе определялись приоритетными направлениями развития страны. Если в дореволюционный период целью художественного образования в Гжели было развитие самобытной народной культуры, то в советское время художественно-промышленное образование в керамическом районе рассматривалось как необходимое условие развития народного хозяйства страны. В течение нескольких десятилетий профессиональное образование в Гжели меняет свою направленность от художественной к промышленной. В результате многих реорганизаций рисовальные классы, открывшиеся в 1899 г. как филиал Строгановского училища, получают в 1930 г. статус керамического техникума.

ЛИТЕРАТУРА

Отчеты Строгановского Императорского училища технического рисования. 1916 г. - РГАЛИ. Ф. 677. (Строгановское училище) Оп. 2. Д. 228-а. Л. 33.

Материалы по филиальным отделениям Строгановскаго училища в Лигачеве и

Речицах. - ЦИАМ. Ф. 184. Оп. 6. Д. 256. Л. 42. Отчет о работе филиального отделения Строгановскаго училища в с. Речицы

Бронницкаго уезда за 1906 г. - ЦИАМ. Д. 184. Оп. 6. Д. 235. Л. 142. Учебные планы Гжельской керамической мастерской. - ЦГАМО. Ф. 966. Оп. 3. Д. 883, л. 72.

Получена / Received: 14.07.2017 Принята/Accepted: 25.07.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.