СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Р. В. МАХОНИН, И. Н. МАХОНИНА
Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина
The functioning of various economic systems in postindustrial world is examined in the article: the factors of development and indicators of evaluation of development levels are given. The authors classify and analyze in detail on macro-and microlevels the strategies of economic systems’ development. The main reasons of poor development of Russian economic systems are examined.
В настоящее время в мире происходит становление новых явлений, получивших названия: новая экономика, постиндустриальная экономика, экономика знаний, информационная экономика, виртуальная экономика. В хозяйственной жизни наблюдаются качественные и количественные перемены. Развивающееся новое общество кардинально отличается от своих исторических предшественников. Оно основывается на развитии знаний, науки и эффективных технологий, новом качестве человеческого капитала, изменении социальной структуры общества и т. д.
Стратегия промышленных стран строится с учетом постиндустриальных факторов развития. Государства и компании вынуждены приспосабливаться к таким вызовам времени, как глобализация и ужесточение конкуренции, широкое распространение информационных и других современных технологий, ускорение перемен и возрастание значимости социальных целей развития. Эти мощные силы за последние два десятилетия привели к стремительным организационным изменениям не только в компаниях, но и в странах [4]. Все экономические системы постоянно совершенствуются и стремятся повышать свою конкурентоспособность.
Промышленно развитые страны доминируют в мировой экономике, а осуществляемые ими трансакции составляют ядро мировой торговли и инвестиций. Товарные и финансовые потоки не выходят за пределы постиндустриальной цивилизации, и шансы включения в эту систему других стран сокращаются [2]. Основатель концепции информационного капитализма М. Кастельс отмечает, что в обозримом будущем не предполагается появление полностью интегрированного, от-
крытого мирового рынка труда, технологии, товаров и услуг [3].
Именно поэтому в России стандартные подходы к управлению экономикой и интеграция в мировой рынок не гарантируют ускоренного роста. Нужны тщательно продуманный стратегический план и конкретные цели. Стратегические цели развития предполагают повышение конкурентоспособности отечественной экономики, реформирование отраслевой структуры, формирование общественных институтов. Экономический же рост, измеряемый темпами прироста ВВП, может достигаться не только за счет качественных изменений и инновационного развития, но и благодаря экстенсивному росту, эксплуатации природных и трудовых ресурсов, то есть факторам развития, имевшим место до середины XX в.
Стабильное развитие характеризуется такой трансформацией экономических систем, которая в долгосрочной перспективе приведет к высоким темпам роста (по сравнению с другими экономическими системами, находящимися в сопоставимых условиях). При этом внутренняя структура системы становится гибкой и легко адаптируется к внешней среде, а сама система нацелена на формирование будущего (включая новые технологические уклады, новые рынки, развитие человеческого капитала и т. д.).
В 80-е гг. академик А. Анчишкин выделил три категории развития: увеличение масштабов производительных сил (экономические ресурсы) -количественный аспект; изменения в структуре и составе элементов - структурный аспект; сдвиги в усредненных и индивидуальных полезностях, потребительских, качественных характеристиках отдельных элементов производительных сил -
качественный аспект. Если количественный аспект означает экстенсивное развитие производительных сил, то структурный и качественный -их совершенствование [1]. Такой подход позволил уже тогда прийти к выводу, что научнотехнический прогресс тождественен качественному и структурному совершенствованию производительных сил.
В современных условиях стабильное развитие сопровождается достаточно высокими темпами роста ВВП и других макропоказателей (в долгосрочной перспективе). Именно стабильное развитие повышает конкурентоспособность системы. Если рост может достигаться в любых секторах экономики, то развитие опирается на достижения в приоритетных, ключевых межотраслевых комплексах (кластерах).
Инструментом, оценивающим уровень развития экономических систем, могут служить критериальные показатели - фундаментальные и конъюнктурные индикаторы. Фундаментальные индикаторы развития задаются внешними институциональными параметрами, на которые экономическая система не может оказывать сколько-нибудь заметного воздействия. Изменения фундаментальных индикаторов ведут к неизбежности структурных преобразований в экономических системах и предопределяют характеристики этих систем. Фундаментальные индикаторы исследовались отечественными экономистами А. Бузга-линым, С. Глазьевым, Д. Львовым и Г. Фетисовым, избравшими в качестве базиса макроэкономической системы технологические уклады (производительные силы), способы координации, отношения собственности и распределения дохода, а в качестве среды экономической жизни - социокультурные и правовые институты. Исследованную модель можно дополнить информационным блоком. Индустриальное общество использует информацию для эффективного производства товаров и услуг, но объемы и скорость передачи технологий, изобретений незначительны. В постиндустриальном обществе приоритет перемещается в информационную сферу; поскольку производство направлено на индивидуальные потребности, появляются огромные объемы информации, новые секторы экономики для ее обработки и высокоскоростной передачи. Информационный фактор является универсальным как для макро-, так и для микроэкономических систем.
В современной экономике превалируют интенсивные факторы развития - использование достижений НТП, гибкое производство, новые формы управления, направленность на клиентов
бизнеса, бережное отношение к сотрудникам как носителям знаний и компетенций бизнеса. Схематично особенности стратегии развития для макро- и микроэкономических систем представлены в табл. 1. Целью деятельности экономических систем на макроуровне становится повышение благосостояния и качества жизни, улучшение здоровья населения, сохранность окружающей среды. На микроуровне - не только финансовая прибыль, но и различные социальные цели. Хозяйственная деятельность современных экономических систем нацелена на максимизацию собственной стоимости самой системы и положительные внешние эффекты, способствующие развитию других более крупных систем.
В постиндустриальной экономике эффективность взаимодействия с внешней средой приобретает новые формы - поиск возможностей и использование стратегических переломных моментов, создание товаров и рынков за счет предвидения новых потребностей, партнерские отношения с покупателями и поставщиками, индивидуальный подход к клиентам. Внутри экономической системы интенсивно используются нематериальные факторы - знания и человеческий капитал, информационные технологии. При этом важны оптимальное сочетание специализации и диверсификации, обусловленное компетентностью в ключевой сфере бизнеса, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, высокая скорость нововведений, непрерывное совершенствование, гибкая стратегия.
Факторы развития на макроуровне также смещаются в нематериальные сферы - деятельность государства направлена на создание справедливых условий конкуренции, поддержку науки, системы образования и здравоохранения, улучшение качества человеческого капитала и жизни населения. Границы экономических систем становятся размытыми, поэтому разделение факторов на внутренние и внешние весьма условно.
При разработке правительственных программ в России на 2005-2008 гг. одной из основных целей в среднесрочной перспективе является формирование новой экономики - экономики знаний и человека. Инновационно-ориентированный
сценарий, предполагающий интенсивные структурные сдвиги в пользу высокотехнологичного информационного сектора и ослабление зависимости от нефтегазового и сырьевого экспорта, рассчитан на рост информационного и высокотехнологичного сектора с 8,6 % в настоящее время до 17 % ВВП в 2015 г. Занятость в этом секторе возрастет до 6,5 %.
Таблица 1
Особенности стратегии развития экономических систем в постиндустриальном обществе
Макроуровень Микроуровень
Стабильное развитие (определение)
I. Темп роста ВВП превышает средний в группе сопоставимых стран в среднесрочном периоде. 1. Темп роста выручки (прибыли или капитализации компании) превышает средний в группе сопоставимых компаний.
2. Рост носит среднесрочный характер, не исключающий непродолжительные спады, связанные с внешнеэкономической конъюнктурой и трансформационными преобразованиями экономики. 2. Рост носит долгосрочный характер, не исключающий непродолжительные спады, связанные с жизненным циклом товаров, сезонностью, а также с реорганизацией бизнеса.
3. Происходит трансформация отраслевой структуры экономики для повышения конкурентоспособности в международном разделении труда в соответствии с государственной стратегией и приоритетами развития. 3. Идет постоянная реорганизация (подстраивание) бизнеса для повышения конкурентоспособности продукции и завоевание внешних и внутренних рынков в соответствии со стратегическими планами компании.
Внешние факторы
Поддержание конкурентоспособности в международном разделении труда, стимулирование возникновения новых технологических укладов и производство высокой добавленной стоимости (инновационное развитие): Повышение конкурентоспособности продукции за счет оптимального соотношения между стоимостью производимого компанией продукта и затрат на привлечение ресурсов:
- специализация и диверсификация всей экономики, которая позволяет, с одной стороны, концентрировать ресурсы на приоритетных межотраслевых комплексах (кластерах), а с другой - снизить зависимость экономики от ситуации на внешних рынках; - специализация и диверсификация деятельности компании, позволяющая концентрировать ресурсы на приоритетных рынках (формирование рынков и товаров будущего), а также снизить зависимость от конъюнктуры на существующих рынках;
- широкое привлечение зарубежных инвестиций, технологий и управленческого опыта в различные секторы отечественной экономики; улучшение межгосударственных связей, вступление страны в единое экономическое пространство, таможенные союзы, различные региональные и международные организации; - широкое привлечение инвестиций, использование межотраслевых технологий и передового опыта управления, поглощение компаний для достижения синергетического эффекта; - улучшение горизонтальных связей с поставщиками и покупателями, рост влияния на внешнюю среду (маркетинг);
- финансовая эффективность - управление финансами (управление курсом национальной валюты, государственным долгом) для повышения конкурентоспособности внутренней экономики при допустимом уровне зависимости от конъюнктуры мировых рынков. - оптимизация объемов привлеченных и собственных финансовых ресурсов, управление финансами исходя не из максимизации текущей прибыли, а из долгосрочных интересов компании и ее акционеров, стремление к росту капитализации.
Внутренние факторы
Гибкая стратегия развития экономики по реализации национальных задач, повышению инвестиционной привлекательности экономики и формированию благоприятного делового климата. Гибкая стратегия развития компании с целью формирования будущих рынков и товаров для повышения инвестиционной привлекательности экономики.
Развитие человеческого капитала путем инвестиций в образование, здравоохранение, культуру, улучшение жилищных условий граждан, подготовку кадров в соответствии с будущим спросом на рынке труда и возможностями справедливой конкуренции на рынке труда. Развитие человеческого капитала как основного источника конкурентоспособности компании, непрерывное обучение сотрудников, социальная забота о сотрудниках, формирование собственной корпоративной культуры.
Содействие широкому применению современных технологий в экономике, свободному распространению информации. Широкое применение современных технологий, информационных систем, гибкая организационная структура с сетевыми элементами.
Разработка и совместная с бизнесом реализация структурной политики. Стимулирование инноваций и концентрация ресурсов на приоритетных направлениях бизнеса.
Развитие современных экономических систем связано с информационными, коммуникационными и прочими современными технологиями, и их доля будет расти высокими темпами.
Постиндустриальная модель развития выигрышна в отдельных субъектах России, прежде всего в мегаполисах с развитой технологической базой и кадровым потенциалом. В группе регио-
нов, включенных в мировую экономику и специализирующихся на добыче полезных ископаемых, инновационная модель развития имеет ограниченное применение. Однако в большинстве субъектов федерации наиболее перспективна индустриальная модель, в которую будут интегрированы отдельные элементы новой экономики.
Возрастание значимости нематериальных ресурсов и информационных технологий стимулирует развитие гибкой организационной структуры. Компании нацеливаются на прибыль в широком смысле, они заинтересованы в поддержании социальной справедливости, по крайней мере, в рамках своего предприятия. Сохранение конкурентоспособности требует высокой скорости коммуникаций, что невозможно без максимального участия сотрудников и их заинтересованности в результатах деятельности компании. Последние вынуждены тратить все больше средств на обучение персонала и формирование собственных культурных ценностей.
Новые высокие требования предъявляются к сотрудникам. Глобализация требует от человека мультикультурности; современные технологии и стремительность процессов изменений - непрерывности процесса обучения человека; коммуникационные и информационные технологии - возрастающей способности человека к коммуникациям и работе в команде. Поэтому социальные цели превращаются в важный фактор развития современных экономических систем, обеспечивают конкурентоспособность и являются ответом на вызовы глобальной экономики.
На наш взгляд, причинами отставания российских компаний от зарубежных конкурентов по эффективности корпоративного управления являются не только отсталые технологические уклады и неразвитый человеческий капитал, но и недооценка нематериальных целей развития бизнеса, наиболее важные из которых следующие:
- непрерывное совершенствование стратегии (проекция стратегии на процессы управления и бюджетирования, организационную структуру, информационные системы);
- улучшение потребительских свойств товара и взаимоотношений с клиентами (расширение ассортимента продукции, качественное обслуживание, послепродажный сервис, психологические предпочтения клиентов);
- оптимизация внутренних бизнес-процессов и операционное совершенствование (децентрализация бизнес-подразделений и формирование сетевой организационной структуры, улучшение снабженческо-сбытовой цепи, ликвидация брака в производстве, организация франчайзинга);
- стимулирование инновационных процессов (разработка новых товаров, модернизация бизнес-процессов и производственного оборудования);
- поощрение компетентных сотрудников, их непрерывное обучение и создание условий для максимизации их вклада в развитие компании;
- повышение прозрачности бизнеса за счет перехода на международные стандарты финансовой отчетности, формирование эффективных внешних механизмов контроля, снижение уровня концентрации собственности.
Вместе с тем перечисленных факторов недостаточно для экономического прорыва. Отсутствие согласованности управленческих решений на различных уровнях мешает сконцентрировать ресурсы на формировании новых секторов экономики. Импульс диверсификации промышленности и развитию экономики может придать согласование стратегических планов власти и бизнеса.
Индустриальное развитие предполагает активную промышленную и инвестиционную политику, а налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика поддерживает макроэкономическую сбалансированность (включая стабильный курс национальной валюты, невысокую инфляцию, бездефицитный бюджет и т. д.). Активная политика структурных преобразований, в частности в инвестиционной сфере, основывается на стратегическом взаимодействии государства и бизнеса, включающего элементы индикативного планирования. Реализация проектов, имеющих значительный положительный внешний эффект, стимулирующих структурные преобразования и окупаемых в разумные сроки, пополнит внутренний рынок и обеспечит рост занятости.
Кроме того, государство может осуществлять разработку прорывных технологий. Здесь сотрудничество будет результативным, если государство обеспечит гарантированный потребительский спрос на новую продукцию, например для нужд обороны. Общий объем государственных инвестиций, по нашим расчетам, может ограничиваться 10 % ВВП.
Следует отметить, что подобный подход уже начинает реализовываться в экономической политике, в частности прорабатывается законодательная основа для осуществления схемы индикативного планирования в законах «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и «О концессионных соглашениях».
Согласно закону «Об особых экономических зонах», эти зоны могут иметь промышленнопроизводственную либо технико-внедренческую направленность. На их территории устанавливается особый режим ведения предпринимательской деятельности. Цель создания таких зон -стимулирование инновационного развития отече-
ственной экономики и отраслей высоких технологий.
Статус резидента особой зоны дает предприятиям несомненные конкурентные преимущества, связанные со свободным таможенным режимом и существенными налоговыми льготами. Закон формирует условия для партнерства бизнеса, в первую очередь международных ТНК, и российского государства на ограниченном пространстве.
Сотрудничество принесет более ощутимые результаты, если будет осуществляться в соответствии с долгосрочной стратегией и среднесрочными программами. В настоящее время среднесрочные правительственные программы развития российской экономики больше ориентированы на построение рыночных институтов и формирование цивилизованных правил игры и не всегда направлены на проведение структурной политики. Заключая соглашение с резидентом зоны, государство оставляет за собой контроль над реализацией достигнутых договоренностей. При нарушении соглашений суд вправе лишать предприятие статуса резидента особой экономической зоны.
Закон «О концессионных соглашениях» нацелен на эффективное использование государственного имущества, привлечение инвестиций в госсектор экономики. Соглашения предусматривают управление государственной собственности коммерческими компаниями. Таким образом, договор между государством и хозяйствующими субъектами позволяет определить обязательства концессионера по модернизации объекта концессии и инфраструктуры прилегающей территории.
Указанные два закона являются основой партнерства бизнеса и государства в отдельных, достаточно узких сегментах. Вместе с тем возможно расширять границы согласования интересов государства, бизнеса и общества в среднесрочной перспективе. Основой может служить уже действующий закон «О государственном прогнозировании
и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
Одним из основных факторов, обеспечивших перестройку промышленной структуры в Японии, является сотрудничество частного бизнеса и правительства. Экономические планы в стране являются индикативными, не имеющими принудительной силы по отношению к частной хозяйственной деятельности. Они стимулировали инициативу предпринимателей в силу ряда причин. Во-первых, устанавливаются цели экономической политики и индикативные планы становятся ориентирами и для корпоративного управления. Во-вторых, в планах выявляются узкие места и, следовательно, возникает возможность заранее разработать соответствующие предупредительные меры. В-третьих, планы позволяют подключать бизнес к национальной хозяйственной политике. Кроме того, на правительство возлагаются серьезные обязательства, заставляющие работать на перспективу и анализировать различные инвестиционные проекты.
Таким образом, для стабильного развития отечественной экономики и ее интеграции в мировое хозяйство необходима активизация деятельности на микроэкономическом уровне и точечное воздействие государства, стимулирующее формирование новых технологических укладов и согласование интересов государства, бизнеса и общества.
Литература
1. Анчишкин А. Наука. Техника. Экономика. М., 1986. С. 9.
2. Иноземцев В. Неизбежность постиндустриального мира. К вопросу о полярности современного мироустройства. М., 2001. С. 86, 94.
3. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000. С. 111.
4. Коттер Дж. Впереди перемен. М., 2003. С. 7.