Научная статья на тему 'Особенности развития экономических систем в современных условиях'

Особенности развития экономических систем в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4933
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития экономических систем в современных условиях»

ВЕСТН. МОСК УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2005. № 4

К.Л. Астапов

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

СИСТЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Несмотря на существенные достижения в экономической политике за последние годы, делать выводы о стабильности развития отечественной экономики преждевременно. Целью преобразований становятся рост конкурентоспособности и повышение адаптации к быстрым изменениям в глобальной экономике.

Экономическую систему можно рассматривать как формальную социально-экономическую структуру, организующую производство товаров (услуг), востребованных во внешней среде, в соответствии с долгосрочной стратегией и использующую внутренние и внешние ресурсы — труд, капитал, технологии. Такое определение позволяет исследовать на основе единого системного подхода все экономические системы (макро-, мезо- и микро-) в различные исторические периоды.

Любая экономическая система подвержена изменениям и при соответствующих институциональных условиях способна стабильно развиваться. Важно понимать различие экономического роста и экономического развития. Рост в экономических системах связан с ограниченными изменениями, т.е. в системах наблюдается увеличение количественных показателей, в то время как структура системы не меняется. В конечном счете экономический рост приводит к неизбежности качественных изменений, которые могут быть как позитивными (переход в новое состояние с высокой конкурентоспособностью), так и негативными (деградация системы). Стабильное развитие характеризуется изменениями экономической системы, имеющими следующие признаки: во-первых, темпы роста в долгосрочном периоде бывают не ниже средних темпов роста в системах данного типа; во-вторых, внутренняя структура системы меняется и постепенно адаптируется к изменениям внешней среды и, в-третьих, система в определенной степени может влиять на происходящие во внешней среде процессы. Для нашей страны развитие на макроуровне означает отход от сырьевой ориентации и формирование новых высокотехнологических кластеров, повышение устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды. В хозяйствующих субъектах это повышение конкурентоспособности посредством продвижения продукции на рынки и внутренние преобразования.

Существует множество примеров того, что быстрый рост не всегда означает развитие. Массированная индустриализация

СССР с начала 30-х до середины 60-х гг. XX в. привела в 70-х гг. к исчерпанию мобилизационного развития и к закономерному спаду. Япония также осуществила индустриальный прорыт в 50— 70-е гг., рычагами которого стали государственные инвестиции, протекционизм для национальный производителей, скрытое дотирование экспорта, высокая норма накоплений и колоссальный импорт технологий и научных разработок. В результате Япония превратилась во вторую по мощи мировую хозяйственную систему, в которой уровень жизни населения приблизился к самым высоким показателям. Однако с 80-х гг. темпы роста японской экономики замедлились. Некоторые ученые полагают, что Япония и азиатские тигры быстро росли, а не развивались. Платой за быстрый рост стала относительная односторонность хозяйственных систем. Например, в Южной Корее к середине 80-х гг. продукция металлургии, тяжелой и химической промышленности обеспечивала 60% общего объема экспорта, в Малайзии доля продукции электронной промышленности превысила 44%. Причем значительная часть продукции не может реализоваться на внутреннем рышке из-за низких доходов населения1. С таким утверждением сложно согласиться. Полагаю, что данные страны постепенно выходят на траекторию стабильного развития, основа которого была заложена индустриальным рывком. Действительно, их экономика растет с высоким темпом, их структура становится гибкой (в Корее набирает силу процесс дечеболизации), и эти компании оказывают определяющее воздействие на отрасль и потребителей (можно вспомнить слоган компании Samsung "Будь лидером").

При стабильном развитии ВВП и другие макропоказатели не обязательно растут высокими темпами: рост принимает черты, свойственные постиндустриальной экономике, и проявляется не в количественных показателях — тоннах добытой нефти и выплавленной стали, а в быстром распространении современных технологий, развитии сферы услуг, здравоохранения и образования, в улучшении условий жизни людей, оздоровлении экологии. Именно стабильное развитие обеспечивает постоянное повышение конкурентоспособности системы. Если рост достигается в любых секторах экономики, то развитие связано с достижениями в приоритетных, ключевых отраслях или кластерах. Сейчас развитие носит инновационный характер. Надо учитывать, что со временем приоритеты меняются — от аграрного хозяйства на большем протяжении истории человечества до технологических

1 См. работу В.Л. Иноземцева "Неизбежность постиндустриального мира: К вопросу о полярности современного мироустройства" (с. 96—99).

отраслей в наше время. Стабильное развитие невозможно без качественных изменений, сопровождающихся структурными преобразованиями, новыми инновационными проектами, сокращением неэффективных сегментов экономики, даже несмотря на некоторое замедление темпов экономического роста. Только такой подход гарантирует повышение конкурентоспособности экономики и производимой добавленной стоимости в долгосрочной перспективе.

Оптимальным сценарием изменений экономических систем является стабильное развитие, повышающее жизнеспособность системы и адаптацию к внешней среде. Отмечу, что снижение производства товаров с невысокой добавленной стоимостью может способствовать стабильному развитию экономики в долгосрочном периоде, поскольку перераспределение высвобождающихся ресурсов в наиболее технологические сферы деятельности повысит конкурентоспособность экономики. Это обстоятельство во многом определяет различие между быстрым ростом и стабильным развитием. Быстрый рост может основываться на факторах краткосрочного характера, связанных с повышением экономической активности, например с улучшением внешнеэкономической конъюнктуры на сырьевых рынках, увеличением государственных расходов, допускает сохранение неэффективных секторов экономики и не предполагает структурных преобразований. При стабильном развитии сокращаются неэффективные сегменты экономики и возможно некоторое замедление темпов экономического роста.

Характер развития системы отражают фундаментальные и конъюнктурные показатели. Фундаментальные показатели определяют базис, основные характеристики экономических систем и фактически указывают, на каком этапе эволюции находится экономика. Например, стабильное развитие возможно, если экономическая система не отстает по таким фундаментальным показателям, как развитие технологий, скорость обработки и передачи информации, состояние трудовых ресурсов, включая социальные аспекты, отношения собственности, правовые, общественные и другие институты. Конъюнктурные показатели определяют степень влияния на внешнюю среду и способность системы реализо-вывать свой потенциал. Конъюнктурные показатели выявляются сопоставлением рассматриваемой системы с аналогичными системами (бенчмакинг).

История доказывает справедливость гипотезы эволюции экономических систем и факторов развития: на смену аграрному, натуральному, основанному на внеэкономическом принуждении хозяйству приходит индустриальная, рыночная, основанная на

власти капитала экономика, постепенно видоизменяющаяся по мере генезиса поздне- и постиндустриальных технологий, развития механизмов сознательного регулирования рынка, социализации капитала и т.д.2 Более того, происходит синхронная эволюция макро- и микроэкономических систем. Их развитие базируется на общих параметрах: производительных силах, отношениях собственности, принуждении к труду. Поэтому для всех систем на каждом этапе развития можно найти свои ключевые факторы экономического развития.

Определяющие факторы стабильного развития, применимые для разных типов экономических систем, условно классифицируем по признакам взаимодействия с внешней средой на внешние и внутренние.

Внешние факторы — это экономическая эффективность взаимодействия с внешней средой, отражающая способность системы создавать востребованные во внешней среде товары и услуги при допустимом соотношении стоимости производимого продукта, с одной стороны, и затратами на привлечение ресурсов (повышение конкурентоспособности продукции) — с другой. На макроуровне ценовая конкурентоспособность во многом определяется соотношением реального и номинального курса национальной валюты. На уровне предприятия аналогия выглядит еще проще: повышение цены изделия относительно цен конкурирующих производителей уменьшает платежеспособный спрос (при прочих равных условиях).

Внутренние факторы — это организация производства внутри экономической системы, определяемая структурой, гибкостью взаимодействия элементов системы, эффективностью управления и применением современных технологий (повышение производительности труда).

Перечисленные факторы развития присущи всем экономическим системам во все времена, хотя их составные элементы значительно менялись с течением времени. На длительном историческом отрезке времени преобладали традиционные экстенсивные факторы развития, связанные с вовлечением дополнительных ресурсов, — территория государства и располагаемые природные ресурсы, население, позднее к ним добавился капитал. Однако традиционные факторы развития не позволяют установить причи-

2 См.: Глазьев С., Львов Д., Фетисов Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы центрального регулирования. М., 1992. С. 4—6; Бузгалин А., Колганов А. Экономика: "периодическая система элементов" (к вопросу о структуризации и типологизации экономических систем). Вопросы экономики. 2001. № 12.

ны отставания стран с богатым ресурсным потенциалом. Более того, некоторым бедным странам удалось добиться значительных результатов. Начиная с XVIII—XIX вв. группа развитых стран, где были осуществлены первые преобразования, вырвалась вперед по сравнению с остальными странами мира, резко подняв средний душевой доход и уровень жизни3. На мой взгляд, это стало возможным благодаря включению новых факторов развития, позволивших получить системное преимущество над существовавшими феодальными системами. В индустриальной экономике факторы развития экономических систем базировались на концентрации промышленного капитала, эффективном использовании материальных факторов и средств производства, таких, как производственные фонды и технологии (в том числе массовое производство с минимальными издержками за счет эффекта масштаба, вертикальная интеграция, жесткая организационная структура и разделение функциональных обязанностей, эксплуатация труда), завоевание доли рынка за счет ценовой конкуренции и власти над потребителем (сегментация рынка и установление собственных стандартов на каждом сегменте, стремление к максимизации прибыли и стоимости компаний, реклама компаний-производителей). Стимулом развития являлась прибыль в узком смысле, т.е. превалировал финансовый результат, внешние эффекты не учитывались. Именно этот период связан с накоплением капитала, переделом собственности, хищническим отношением к природным ресурсам.

В современной экономике превалируют интенсивные факторы развития, связанные с достижениями НТП, гибким производством, новыми формами управления, направленностью бизнеса на интересы клиентов, бережным отношением к сотрудникам как носителям знаний и компетенций бизнеса. Целью деятельности экономических систем становится благосостояние: на макроуровне это богатство, повышение качества жизни, улучшение здоровья населения, сохранность окружающей среды. На микроуровне это не только финансовая прибыль, но и социальные цели — от мнения общества о продукции компании до заботы об окружающей среде, т.е. в современных экономических системах хозяйственная деятельность связана и с максимизацией стоимости самой системы, и с положительными внешними эффектами, способствующими развитию других более крупных систем.

3 Оценка факторов экономического роста и конкурентоспособности западных стран. Экономика и управление в зарубежных странах: Информационный бюллетень. ВИНИТИ. 1996. № 10. С. 24.

Оценку потенциала развития экономической системы можно произвести на основании модели, построенной по двум показателям — человеческому капиталу и инновационно-инвестиционной деятельности. Оценка параметров основывается на двух составляющих — потенциале и эффективности его использования. Индекс человеческого капитала можно рассчитать таким образом: доля лиц с высшим образованием умножается на долю работников, работающих по специальности, т.е. предполагается, что потенциалом является образование, а фактическая занятость по специальности определяет эффективность использования интеллектуальных ресурсов. Важно, чтобы интеллектуальные ресурсы и человеческий капитал формировались внутри экономической системы, а не привлекались извне. Индекс человеческого капитала — весьма условный показатель (используется в ООН), но он удобен по своему сравнительно несложному расчету для экономических систем различного уровня. Индекс инновационно-инвестиционной деятельности рассчитывается следующим образом: доля расходов на НИОКР и инновации в общих расходах умножается на долю инновационной продукции в валовом выпуске. Этот показатель также несложно определить как для компаний, так и для государства.

После того как показатели рассчитаны, проводим бенчмар-кинг, т.е. сопоставляем данную экономическую систему с другими. Предлагаю матрицу, устанавливающую способность системы к развитию:

Индекс инновационно-инвестиционной деятельности

Низкий Высокий

Индекс человеческого капитала Высокий Потенциал Звезды

Низкий Обреченные Проедание

Если система обладает низким человеческим капиталом и невысокими показателями инновационно-инвестиционной деятельности, то она "обречена" в том смысле, что для развития необходимо проводить кардинальные реформы. Если система характеризуется высокими показателями человеческого потенциала, но низкими инновациями, то можно говорить о хорошей образовательной базе и необходимости изменения делового климата для повышения инвестиционной привлекательности. Скорее всего большинство российских предприятий относится именно к этим двум квадрантам.

Возможна и противоположная ситуация. Обладая высокими инновациями и хорошим инвестиционным климатом, образовательная система оказывается недостаточно эффективной, и в этом случае необходимо импортировать человеческий капитал, что и происходит в США. Кстати, в России также намечается перекос на рынке труда: многие предпочитают получать образование в области экономики, управления, права, т.е. в наиболее оплачиваемых до последнего времени сферах деятельности. Недостаток специалистов в технических и инженерных областях может стать тормозом инновационного развития. Отмечу, что оценка потенциала современных экономических систем ориентирована на будущее. Именно поэтому первоначально выделяются два фактора будущего развития — инновации и человеческий капитал.

Новые факторы развития создаются объективными изменениями, происходящими во всех сферах общественной жизни. В современном мире можно выделить процессы, оказывающие в силу своей универсальности определяющее воздействие на все экономические системы. Они формируют фундаментальные факторы развития экономических систем.

Основными тенденциями, оказывающими наибольшее воздействие на экономические системы, являются:

— процессы глобализации и ужесточение конкуренции, в том числе широкое распространение демократии и рыночных отношений;

— ускорение перемен (ускорение инноваций и сокращение жизненного цикла товаров и услуг, появление новых технологий);

— информационный прорыв (развитие информационных и коммуникационных технологий, упрощение доступа к информационным сетям);

— возрастание значимости нематериальных ресурсов производства (развитие человеческого капитала, социализация экономических и управленческих отношений).

Следовательно, стабильно могут развиваться экономические системы, способные находить адекватные ответы на вызовы современной экономической действительности. Можно сказать, что факторы стабильного развития — это управленческие механизмы, использующие фундаментальные вызовы для усиления собственной системы и добивающиеся высокой внутренней эффективности.

Среди факторов стабильного развития микроэкономических систем, способствующих максимизации возможностей в условиях глобализации, ужесточения конкуренции и ускорения перемен, выделим: гибкую стратегию; оптимальное сочетание специализации и диверсификации, подкрепленное набором компетенций

бизнеса; объединение компаний для синергетического эффекта; создание новых товаров и рынков за счет предвидения потребностей; поиск лучшей практики управления (бенчмаркинг); партнерские отношения с поставщиками и клиентами; отход от вертикальной интеграции к горизонтальным связям. По мнению Р. Кантера, успех компаний напрямую связан с осуществлением перемен, поскольку сегодняшние изделия обеспечивают только временное конкурентное преимущество. Превосходство над конкурентами базируется на способности организации управлять из-менениями4.

Отмечу возрастающую роль нематериальных ресурсов и информационных технологий, способных стимулировать развитие, если система имеет гибкую организационную структуру, оптимизированную под стратегические задачи; инновации сконцентрированы на приоритетных направлениях и на непрерывном совершенствовании продукции; управление строится на знаниях и развитии человеческого капитала системы, сотрудники мотивированы на успех компании, и экономическая деятельность социализирована. При таких обстоятельствах формируется самообучающаяся организация; широко применяются информационные, коммуникационные и другие современные технологии; формируется культура и ценности организации, восприимчивые к изменениям. Если экономические системы игнорируют современные вызовы, то они не смогут стабильно развиваться и скорее всего их ждет разорение или поглощение конкурентами. Эти идеи подтверждаются известными представителями современной концепции менеджмента Р. Капланом и Д. Нортоном, отметившими, что если в начале 1980-х гг. материальные активы составляли более 60% рыночной стоимости предприятий, то к концу XX столетия они составили менее 30%. Соответственно в условиях современной экономики, когда нематериальные активы стали основным источником конкурентного преимущества, необходимы новые инструменты управления5. Другой основатель менеджмента, П. Друкер, отмечает, что внутри микроэкономической системы существует только два вида ключевых ресурсов — знания, т.е. квалифицированные кадры в сферах управления, покупки, продажи, техноло-

4 См.: Кантер P.M. Рубежи менеджмента (Книга о современной культуре управления). М., 1999. С. 43.

5 См.: Каплан P.C., Нортон Д.П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей. М., 2004. С. 5.

гий, и деньги. Эти ресурсы дают наибольшую отдачу в бизнесе и быстро управляемы6.

Аналогичные вызовы действуют и на мезо- и макроуровнях. Среди основных факторов стабильного развития макроэкономических систем можно выделить: гибкую стратегию развития и макроэкономическую политику, формирующие благоприятный инвестиционный климат, в том числе денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политику, управление валютным курсом для поддержания ценовой конкурентоспособности национальной экономики, создание справедливых условий конкуренции, внешнеэкономическое регулирование; включение в международное разделение труда при стимулировании производства высокой добавленной стоимости; формирование благоприятного имиджа государства.

К внутренним факторам развития, основанным на нематериальных ресурсах и информационных технологиях, можно отнести: социальный блок как основной объект инвестиционной деятельности государства, поддержка системы образования и здравоохранения; управление, основанное на знаниях и развитии человеческого капитала; развитие информационных и коммуникационных технологий; проведение структурной политики, в том числе концентрации ресурсов государства на стимулировании новых кластеров экономики; формирование национальной культуры и нравственных ценностей общества. Условия для стабильного развития постиндустриальной экономики максимально реализуются в демократическом государстве.

Таким образом, факторы развития во всех современных экономических системах достаточно универсальны: гибкая стратегия; концентрация ресурсов на приоритетных направлениях; максимальное включение во внешнюю среду и формирование позитивного восприятия системы; управление, основанное на знаниях, постоянное развитие человеческого капитала, в том числе непрерывное обучение; учет социальных аспектов экономической деятельности; формирование культуры и ценностных ориентиров; поддержка информационных и коммуникационных технологий.

Полагаю, что в экономике будущего внешние факторы развития будут основываться на создании новых универсальных и модернизируемых товаров и услуг с интеллектуальным и дистанционным управлением, появлении нового сектора виртуальных услуг и развитии компьютерных сетей с высокой скоростью передачи информации, ориентации на психологические потребности человека, широком распространении аутсорсинга, приоритете

6 См.: Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М., 2003. С. 66—68.

ресурсо- и энергосберегающих технологий, защите экологии. Экономические системы приобретут сетевой характер, станут открытыми, повысится интегрированность во внешнюю среду, снизится зависимость системы от материальных ресурсов.

Построение рыночной экономики в нашей стране должно основываться на этих факторах, в противном случае будет создана отсталая экономическая модель, не отвечающая современным вызовам и сдерживающая стабильное развитие. Подчеркнем, что существующий разрыв социально-экономического положения регионов в настоящее время затрудняет проведение единой политики постиндустриального развития в рамках всего государства. Тем не менее сильные регионы, в том числе Москва, уже интегрированы в мировую экономику, в них преобладает нематериальное производство, мощная сфера услуг, развиваются системы образования и здравоохранения, улучшаются жилищные условия, стремительно повышается уровень проникновения коммуникационных и информационных технологий.

Более того, современные факторы усиливаются и на макроуровне, что подтверждается эконометрическими исследованиями. Динамика российского выпуска на протяжении переходного периода лишь частично объясняется изменениями факторов производства: в начале переходного периода валовой выпуск снизился более существенно по сравнению с численностью занятых и основными фондами, а в период интенсивного подъема наблюдалась противоположная ситуация. Поэтому спад и подъем выпуска объясняется совокупной факторной производительностью7, что доказывает возрастающую значимость нематериальных ресурсов.

Подобные подходы начинают учитываться и в среднесрочной программе правительства. Хотя главным целевым показателем социально-экономического развития страны остается удвоение ВВП8, тем не менее ключевым условием достижения стратегических целей является повышение конкурентоспособности как бизнеса, так и государственных институтов и человека.

Для обеспечения глобальной конкурентоспособности Правительство РФ предлагает провести следующие преобразования:

7 См.: Бессонов В.А. О динамике совокупной факторной производительности в российской переходной экономике. М., 2004.

8 Однако один этот индикатор не позволяет судить ни об улучшении структуры экономики, ни о повышении качества жизни. Об успешности выполнения поставленной Президентом РФ задачи может свидетельствовать определенный набор индикаторов, включающий темпы экономического роста, изменение отраслевой структуры промышленного производства, долю инновационной продукции, структуру экспорта и импорта, развитие сферы услуг, в том числе образования, здравоохранения и др.

— повысить эффективность госуправления, качество и условия предоставляемых государственных услуг;

— создать условия и стимулы для развития человеческого капитала;

усовершенствовать инфраструктуру и институты, обеспечивающие конкурентоспособность экономических агентов.

Полностью согласиться с предлагаемыми решениями долгосрочного развития непросто, поскольку эти преобразования эффективны в условиях сложившейся рыночной экономики, но недостаточны для экономики переходного типа. Разработчики программы опирались на серьезный задел нормативно-правовой базы, разработали новые принципы функционирования экономики. Однако претворение норм законов в жизнь, особенно на региональном уровне, явно отстает. Это во многом обусловлено фундаментальными проблемами отечественной экономики — отсталыми технологическими укладами на большей части территории страны и отсутствием расширенного воспроизводства современных технологий.

Постиндустриальная экономика складывается в мегаполисах, в том числе в Москве. Однако в большинстве регионов страны сохраняются отсталые технологические уклады, компании не интегрированы в мировую экономику и неконкурентоспособны. Лидерами среди российских регионов являются не инновационные регионы (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых других), а добывающие сырьевые и энергетические ресурсы. Положение остальных регионов куда сложнее.

В настоящее время экономическая политика должна быть направлена не только на построение рыночных институтов, но и на разработку действенной стратегии, стимулирующей включение передовых регионов нашей страны в постиндустриальное общество, в то время как в других местах нужна, по-видимому, экономическая политика, основанная на индустриальной модели развития. Задача действительно сложная, поскольку инструменты регулирования индустриальной и постиндустриальной экономики различны. Пока стратегия развития страны четко не выработана, и поэтому конкурентоспособность экономики остается невысокой.

По оценкам экспертов Всемирного экономического форума, место России по качеству государственных институтов в списке из 104 стран снизилось с 81-го до 89-го. По оценкам некоторых экспертов, пробуксовка реформы госаппарата сокращает темпы роста ВВП на 1—1,5% в год9. Таким образом, необходимыми

9 Бюрократия мешает России догнать конкурентов. Оверченко М., Беккер А., Онегина А. // Ведомости. 2004. 14 октября. № 188 (1228).

шагами представляются: продолжение административной реформы, недопустимость вмешательства чиновников в дела бизнеса, повышение прозрачности механизма принятия государственных решений, ужесточение ответственности за коррупцию. Однако сокращение формального присутствия государства в экономике накладывает определенные ограничения на бизнес: образование саморегулирующих организаций, общества защиты потребителей, развитие гражданского общества. В противном случае произойдет подчинение общества интересам бизнеса.

Государство должно создавать правила для национального рынка, которые будут конкурентоспособны в глобальной экономике. Условиями для прихода транснациональных корпораций являются привлекательный инвестиционный климат, стабильное законодательство, гарантированные права собственности, разумная налоговая система, устойчивая финансовая система и отсутствие резких изменений курса национальной валюты. Этих условий все же недостаточно для привлечения зарубежных инвестиций в нашу страну. Нужен емкий потребительский рынок, а значит, стабильные и растущие доходы населения, квалифицированные кадры, открытый рынок, готовность развитых стран расширять долгосрочное экономическое сотрудничество с Россией.

Социально-экономическая политика на современном этапе основывается на стратегии формирования постиндустриального общества. При этом стандартной макроэкономической политики для постиндустриального развития недостаточно. В постиндустриальной экономике экономические системы приспосабливаются к изменениям рынка, вводят инновации, а роль государства снижается.

Если сама программа во многом носит декларативный характер, то в приложении к среднесрочной программе "Устранение структурных ограничений экономического роста" прослеживаются более конкретные инструменты развития, отмечается необходимость системы стратегических проектов развития, усиление развития высокотехнологичной информационной экономики и коренной модернизации традиционного сектора. Несмотря на то что приложение в какой-то степени противоречит тексту основной программы, именно в нем сформулированы три вероятных сценария развития российской экономики в зависимости от реализации той или иной стратегии развития.

Первый, инерционный, который реализуется на практике и связан с сохранением существующих темпов роста конкурентоспособности и эффективности экономики, не предполагает новых масштабных национальных проектов или стратегий. Данный сценарий усиливает сырьевую ориентацию отечественной

экономики (стабилизация добычи ресурсов в связи с инфраструктурными ограничениями), переключение внутреннего потребительского спроса на импорт и фактически означает деградацию российской экономики. Темпы роста ВВП при таком сценарии в 2005—2007 гг. могут составить 4,7% и снизиться до 4,4% к 2008— 2010 гг. и до 4,2% в 2011—2015 гг. Удвоение ВВП в этом случае не достигается: рост экономики с 2002 по 2012 г. составит 63%, а с 2004 по 2015 г. — 61%.

Без повышения конкурентоспособности отечественных товаров говорить о модернизации национальной экономики весьма проблематично, и даже незначительное ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры может вызвать стагнацию. Результаты исследования показывают низкую конкурентоспособность отечественных товаров. На внешнем рынке конкурентоспособны лишь некоторые товары — энергоносители, сырье, металлы и ряд продуктов первичной переработки. На внутреннем продовольственном рынке отечественные производители лидируют на 12 из 17 рынков. По непродовольственным товарам народного потребления отечественные производители доминировали лишь на трех рынках из 2110.

Второй, инвестиционный и экспортно-ориентированный сценарий, базирующийся на капиталоемких стратегических проектах в нефтегазовом секторе, транспортной инфраструктуре, позволит значительно наращивать экспорт сырья и топлива, выполнить программу обеспечения населения доступным жильем и провести преобразования в аграрном секторе. Данный сценарий предполагает существенное повышение нормы накопления (необходимое условие для ускоренного роста) до 22% ВВП в 2008 г. и 28,5% в 2015 г., повышение доли государственных инвестиций до 5% ВВП и выход на более высокий уровень эффективности и конкурентоспособности экономики за счет роста производительности труда. В то же время укрепление реального курса рубля обостряет конкуренцию между российскими товарами и импортом, а исход конкурентной борьбы будет определяться неценовыми факторами (повышение качества продукции в результате продуктных инноваций, реклама, послепродажное обслуживание и т.д.). Основные риски данного сценария связаны с недостаточным ростом производительности труда и низким уровнем эффективности ресурсопотребления. Удвоение ВВП достигается, но в более поздний период: темпы роста ВВП с 2005 по 2008 г. составят 27%, с 2002 по 2012 г. — 88, а с 2004 по 2015 г. — 101%. Однако в долгосроч-

10 См.: Ясин Е., Яковлев А. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики // Вопросы экономики. 2004. № 7.

ном периоде сценарий может не привести к желаемому стабильному развитию из-за исчерпаемости природных ресурсов или вероятного появления к 2015 г. новых видов энергетических ресурсов.

Третий, инновационно-ориентированный сценарий характеризуется интенсивными структурными сдвигами в пользу высокотехнологичного информационного сектора и ослаблением зависимости от нефтегазового и сырьевого экспорта. Именно такой сценарий является целевым, способен диверсифицировать экономику за счет умеренных инвестиций в ТЭК и увеличения капитальных вложений в высокотехнологичную и информационную сферы. При этом предполагается снижение энергоемкости экономики, которая в 2015 г. составит 59% от уровня 2003 г. Норма накоплений, естественно, также резко возрастет, как и во втором сценарии, до 27,5% ВВП. Но реализация этого сценария зависит от прихода на российский рынок ТНК и включения отечественных предприятий в мировые воспроизводственные цепочки. И даже такой благоприятный сценарий означает рост информационного и высокотехнологичного сектора с 8,6 до 17% ВВП в 2015 г. Занятость в этом секторе возрастет до 6,5%. Полагаю, что такие показатели обоснованны, но нужны более амбициозные планы. Развитие современных экономических систем всех уровней связано с информационными, коммуникационными и прочими современными технологиями, и их доля будет расти значительными темпами. Такая структура экономики не позволит сократить разрыв отечественной экономики и экономик развитых стран.

Удвоение ВВП, так же как и в предыдущем сценарии, достигается, но в более поздний период: темпы роста ВВП с 2005 по 2008 г. составят 25-27%, с 2002 по 2012 г. - 87%, а с 2004 по 2015 г. — 102%. В то же время такой сценарий создаст условия для стабильного развития страны в долгосрочной перспективе, построения новых технологических укладов, даст шанс России на интеграцию в постиндустриальный мир.

Практическое осуществление целевого сценария видится в развитии человеческого капитала — основного двигателя развития современной экономики. Это означает совершенствование образования от начального до высшего, расширение профессионального образования и здравоохранения, улучшение жилищных условий граждан. Напомним, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию на 2004 г. отмечалось, что благоустроенное жилье важно и для отдыха, и для работы, и для создания нормальной семьи. Только конкурентоспособный человек вносит вклад в развитие компаний и государства, где он живет. Пока

6 ВМУ, экономика, № 4

81

качество человеческого капитала ухудшается, говорить об инновационном развитии российской экономики, формировании гражданского общества и свободного человека не приходится. Важны и подготовка кадров, и их востребованность (соответствие образования спросу на рынке труда, конкурсные условия занятия должностей в государственных и коммерческих структурах). Сохранение нынешней ситуации снижает заинтересованность человека в развитии и обостряет социальную напряженность в обществе.

В среднесрочной программе отмечается неравномерное осуществление реформ на субфедеральном уровне. С этим нельзя не согласиться, поскольку экономика страны разорвана на развитую и отсталую, экспортные сектора и внутренние. Но сложность проведения единой промышленной политики на территории всей страны и объективного выравнивания экономического развития регионов не означает отказа от поддержки слабых территорий и поиска оптимального сочетания инструментов постиндустриальной и индустриальной политики.

Поскольку в России преобладают регионы с отсталым технологическим укладом, наиболее эффективно может работать индустриальная модель развития. Индустриальное развитие предполагает активную промышленную и инвестиционную политику. При этом налоговая, денежно-кредитная и бюджетная политика утрачивают приоритетное значение в проведении структурных преобразований. В инвестиционной сфере весьма перспективно стратегическое взаимодействие государства и бизнеса, основанное на индикативном планировании и состоящее из трех этапов.

На первом этапе взаимодействия согласовываются цели, проводятся консультации правительства с бизнес-сообществом по стратегии развития, формируется единая пирамида стратегических целей для макро-, мезо- и микроэкономических систем. Аналогичные процедуры нужно проводить на мезоуровне в регионах. Стабильное развитие возможно только при гармоничном сочетании целей макро- и микроэкономических систем. Обычно каждая система, будь то государство или компания, независимо определяет собственные цели, факторы развития и ресурсы для их достижения. В плановой экономике другая крайность: многие системы не имеют собственных целей, и функция целеполагания возлагается на вышестоящие уровни. Невозможность учета всех обстоятельств на высшем уровне в конечном счете приводит к неверным решениям и разбалансированности на разных уровнях. Нужно найти золотую середину, где каждая система определяет собственные цели, но они коррелируют. Примером согласования целей служит опыт Японии, где индикативное планирование по-

зволяет найти оптимальную комбинацию ресурсов и факторов развития11.

На втором этапе стратегического взаимодействия анализируется потенциал всех экономических систем, а также возможность перераспределения ресурсов на основе рыночных механизмов и стандартной макроэкономической политики для реализации поставленных задач. Наряду с макроэкономическими задачами в национальной стратегии выявляются приоритетные сегменты экономики — кластеры, разрабатываются государственные программы, имеющие общехозяйственное значение, способные стать локомотивом формирования новых технологических или организационных укладов. Поскольку новые технологии применяются в различных отраслях и, как правило, носят межотраслевой характер, то именно кластеры, т.е. группа взаимосвязанных экономических систем, придадут максимальные импульсы развития всей экономики. Кластеры могут объединять экономические системы разных уровней, а их специфическая организационная основа автоматически подводит к согласованию целей. На консультациях с представителями бизнес-сообщества намечаются конкретные планы компаний по строительству крупных объектов и модернизации производственных мощностей, предположительно финансируемых за счет коммерческих источников (если раскрытие информации не противоречит интересам компаний). Если проекты соответствуют установкам государственной политики, то по ним могут предоставляться частичные государственные гарантии. В противном случае проекты осуществляются полностью за счет коммерческих источников.

На третьем этапе взаимодействия оцениваются результаты структурной политики, совместных инновационно-инвестиционных проектов частного бизнеса и государства, нематериальные факторы развития макро- и микроэкономических систем, а также вырабатывается стратегия стабильного развития национальной экономики. Стандартного макроэкономического регулирования может быть недостаточно для стабильного развития, поскольку в современных условиях конкурентные преимущества часто базируются на нематериальных факторах роста. Поэтому недостаток каких-либо ресурсов можно попытаться компенсировать за счет использования новых факторов развития, включая информационные технологии и улучшение сервиса, способные поменять представление о будущем. На мой взгляд, целью структурной политики станет поддержка инновационных и инфраструктурных проек-

11 См.: Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000. С. 184—185.

тов, имеющих важное общехозяйственное значение или способных формировать новые кластеры роста в экономике. Государство и частный бизнес могут совместно определять сферы потенциального сотрудничества по товарам и услугам, потребительский спрос на которые удовлетворяется большей частью за счет импорта. Многие товары просто невыгодно производить у нас, а проще импортировать. Но существуют такие товары, которые не производятся в стране из-за длительного периода окупаемости капитальных вложений и недостаточно высокой доходности, что делает невозможной их реализацию только за счет коммерческих источников. В таком случае государство может взять на себя частичное финансирование (до 30—40% от всех капитальных вложений), и тогда оно становится совладельцем нового предприятия. Эффект финансового рычага снизит риски и повысит кредитоспособность таких проектов. После завершения процесса становления предприятия и налаживания выпуска продукции государство может продать свою долю частным инвесторам. Реализация проектов, имеющих значительный положительный внешний эффект, стимулирующих структурные преобразования и окупаемых в разумные сроки, пополнит внутренний рынок и обеспечит рост занятости.

По оценкам автора, при преобладании сырьевых отраслей темп роста ВВП России даже в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры не превысит 5%. Рост, основанный на сырьевом секторе, невозможно сохранить в долгосрочной перспективе из-за исчерпания природных ресурсов. Только новые подходы к государственному регулированию при одновременной модернизации на микроуровне позволят перейти к стабильному экономическому развитию. Достижение высоких темпов экономического роста весьма проблематично без стратегического видения при игнорировании тенденций развития мировой экономики. Резервы для ускоренного развития российского бизнеса заложены в новых подходах к управлению макроэкономическими системами и оптимальном организационном взаимодействии государства, крупного и малого бизнеса в формирующейся информационно-сетевой экономике.

Российские компании в значительно меньшей степени уделяют внимание нефинансовым целям развития бизнеса, чем их зарубежные конкуренты, что ведет к снижению конкурентоспособности всей отечественной экономики. В современной экономике акцент перемещается с роста прибыли, основанной на увеличении продаж, снижении издержек, варьировании цен и использовании финансового рычага собственных и заемных средств, на такие нефинансовые факторы развития, как:

1) направленность на интересы клиентов, улучшение потребительских свойств товара (функциональность, дизайн) и взаимоотношения с покупателями (качественное и быстрое обслуживание, предоставление широкого ассортимента продукции и услуг, послепродажное обслуживание, психологические предпочтения клиентов);

2) оптимизация внутренних бизнес-процессов и достижение операционного совершенства (улучшение снабженческо-сбытовой цепи, снижение брака в производстве), формирование горизонтальной организационной структуры, организация франчайзинга;

3) формирование обучающейся организации, поддерживающей инновации, в которой поощряются компетентные сотрудники и создаются условия для максимизации их вклада в развитие компании.

Лидерство формируется максимальным использованием предоставляющихся возможностей в рамках системного подхода. Использование перечисленных факторов позволит отечественным компаниям повысить свою конкурентоспособность и стабильно развиваться в XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.