Научная статья на тему 'Организационно-экономические аспекты формирования конкурентной стратегии экономического роста России'

Организационно-экономические аспекты формирования конкурентной стратегии экономического роста России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические аспекты формирования конкурентной стратегии экономического роста России»

Вопросы экономики

организационно-экономические аспекты

формирования конкурентной стратегии экономического роста россии*

Происходящий в течение последних лет экономический рост отечественной хозяйственной системы носит нестабильный характер и опирается в основном на конъюнктурные факторы. Несмотря на то, что в последние годы прирост экономики России в среднем составлял 6,4% в год, по уровню и качеству жизни страна по-прежнему отстает от показателей лидеров мировой экономики. Проблема преодоления разрыва между Россией и передовыми странами мира в условиях глобализации предопределяет следующие приоритеты роста отечественной экономики. Во-первых, необходимы устойчивые темпы роста в долгосрочном аспекте. Во-вторых, экономический рост должен сопровождаться не только высокими темпами, но и качественными преобразованиями, в том числе: формированием эффективной институциональной системы, развитием передовых технологий, изменением «однобокой топливно-сырьевой специализации» и т.д. Реализация указанных приоритетов роста на практике сводится к поиску конкурентной долгосрочной стратегии роста, способствующей переходу России к современной рыночной экономике, которая изменяется под давлением новейших технологических сдвигов.

Разработка стратегии роста предполагает учет внутреннего экономического потенциала, определяющего наиболее вероятный профиль специализации отечественной экономики, а также — мировые тенденции развития. К последним,

*Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит» при Кубанском государственном университете.

И.В. ШЕВЧЕНКО, доктор экономических наук, профессор Е.Н. АЛЕКСАНДРОВА, кандидат экономических наук М.И. САВЧЕНКО В.М. МАРОВГУЛОВ Кубанский государственный университет

как показывает практика мирохозяйственного развития, относится: постиндустриализация; глобальный характер функционирования экономики; специализация и торговля передовых стран преимущественно в сфере высокотехнологичной продукции и услуг, обеспеченных международным движением капитала в форме прямых иностранных инвестиций. Преимущественное развитие в современных условиях получают такие формы международных экономических отношений, как международный научно-технический и информационный обмен, торговля услугами, международная кооперация производства, международная миграция капитала.

В основе формирования современного типа устойчивого экономического роста в контексте постиндустриального общества лежат элементы так называемой «инновационной экономики», базирующейся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, эффективном использовании и качественном совершенствовании всех факторов производства. Новые знания, на основе которых создаются эффективные производственные технологии, выпускается высококачественная продукция и меняется организация управления производством, дают большую долю прироста производительности труда и ВВП развитых стран.

Конкурентная стратегия экономического роста национальной экономики предопределяет не только положительную тенденцию основных макроэкономических показателей развития (в этом случае речь идет об эффективности стратегии рос-

Тенденции развития мирового хозяйства

Оценка экономического потенциала страны, вероятного профиля специализации отечественной экономики в мировом хозяйстве

Обоснование концепции конкурентной стратегии роста

Оценка эффективности стратегии с точки зрения ее влияния на решение внутренних задач социально-экономического развития страны

Экономические показатели Социальные показатели Финансовые показатели

Оценка результативности стратегии в контексте повышения конкурентоспособности страны в мировой экономике

По

большинству из выбранных показателей стратегия неэффективна

По

большинству из выбранных показателей стратегия эффективна

Формирование экономической политики, направленной на реализацию конкурентной _стратегии_

Рис. 1. Алгоритм обоснования конкурентной стратегии экономического роста экономики

та), но и обеспечивает стране конкурентоспособность в мировом хозяйстве, позволяет ей выгодно отличаться по определенным признакам от своих «конкурентов» (рис. 1).

С одной стороны, эффективная стратегия экономического роста должна учитывать краткосрочные и долгосрочные последствия ее реализации с точки зрения устойчивости роста (в данном случае речь идет как о количественных параметрах — удвоение ВВП, так и качественных — повышение уровня жизни населения). С другой — она должна обеспечивать не только запланированные экономические показатели, но и устойчивый социальный эффект на различных временных периодах. При таком подходе стратегию России можно считать ограниченной, поскольку она не приводит ни к увеличению уровня жизни населения, ни к устойчивости в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В общем случае можно выделить экономические, социальные и финансовые критерии эффективности (качества) стратегии роста1.

Экономические показатели характеризуют сложившиеся тенденции развития экономики. Это показатели темпов экономического роста, эффективности использования национальных ресурсов, изменения структуры экономики и внешнеторгового оборота, относительные и абсо-

1 Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства.

М., 2004. 456 с.

лютные показатели оценки эффективности экспорта и импорта продукции и т.д.

По показателю ВВП на душу населения россия относится к странам с низким уровнем доходов (ВВП на душу населения по ППС в 2004 г. составил 9 тыс. 482 дол.). По данным СНС современный уровень ВВП на душу населения составляет около 70% уровня 1989 г. (более 11 000 дол. в ценах 1999 г. по ППС). Необходимо отметить и замедление темпов роста экономики (сравним 9-10% прироста в 2000-2001 гг. и в среднем чуть более 5% за последние три года).

В мировой практике снижение темпов экономического роста может быть оправдано прогрессивными изменениями в отраслевой структуре экономики, ведущими к увеличению доли отраслей, определяющих технический прогресс.

Вместе с тем за 10-летний период развития российской экономики производство основных видов продукции в натуральных единицах сократилось примерно в несколько раз практически по всем наименованиям тяжелого, электротехнического и транспортного машиностроения, станкостроительной и инструментальной промышленности. Наиболее быстро в общем объеме машиностроения сокращается удельный вес новой продукции (освоенной впервые), что ведет к длительному отставанию россии в освоении мировых научно-технических достижений. По удельному весу отраслей материального производства и сферы услуг россия близка к развивающемуся миру и находится между Китаем и Бразилией. В последние годы в произведенном ВВП России на 6,4% возросла доля сферы услуг и на 0,2% — сельского хозяйства, доля промышленности снизилась на 1,6%.

По большинству показателей научно-технического развития Россия уступает не только развитым странам, но и наиболее динамично развивающимся экономикам Индии и Китая. Так, по числу инженеров и ученных мы уступаем лишь США, в то же время следует отметить недостаточное финансирование НИОКР, низкую произво-

дительность труда и как следствие незначительный объем выпускаемой высокотехнологичной продукции. Согласно официальным данным в среднем инновациями занимаются 10% промышленных предприятий. Сопоставимые показатели для развитых стран — 25—30%. Однако при оценке эффективности проводимых в России исследований и разработок необходимо учитывать тот факт, что значительное число отечественных научных достижений (изобретения, ноу-хау) продаются зарубежным ТНК и фирмам по лицензиям и соглашениям, не контролируемым государством2. Всего же на продажах лицензий Россия получает десятки миллионов долларов, в то время как развитые страны — сотни: в начале этого столетия процент поступлений от отечественной продажи лицензий составлял всего 0,15% от уровня США.

По объему товарооборота Россия входит в двадцатку ведущих стран мира. Страна занимает 15-е место в мире по объемам экспорта, а ее доля в мировом экспорте составляет 1,8%; по объему импорта — 23-е место в мире, а ее доля составила примерно 1% всего мирового импорта. темпы роста внешнеторгового оборота в России более чем в 4 раза опережают темпы экономического роста. В 2004 г. товарооборот вырос на 31,1%, а ВВП — на 7,1%. Факторы роста товарооборота (к ним, прежде всего, следует отнести благоприятную для российских экспортеров конъюнктура мирового рынка, укрепление рубля, расширение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса), тем не менее не способствуют изменению сырьевой ориентации России и сложившейся структуры ее экономики.

Основу прироста российского экспорта товаров по-прежнему составляют две наиболее важные товарные группы: топливно-энергетические товары (вывоз в стоимостном выражении увеличился в 2004 г. по сравнению с 2003 г. на 34,9%), а также металлы и изделия из них (рост — 64,8%). Фактически, топливно-сырьевая международная специализация страны, приемлемая лишь на определенном отрезке времени и при определенных условиях, в отечественной экономике не эволюционирует в более развитые формы, связанные с повышением глубины переработки природных ресурсов, что серьезно ограничивает возможности вхождения России на выгодных для нее условиях в мировое сообщество.

2 Волынец-Руссет Э.Я. России нужна государственная концепция участия в международном технологическом обмене (на основе изобретений и ноу-хау) // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. № 5.

По данным ЦБ РФ, индекс эффективности экспортных операций по совокупности товаров, включающей около 65% стоимости российского экспорта, в 2004 г. оценивается в 1,11 (в 2003 г.

— 1,12). Такие развитые страны как Канада и Норвегия, имеющие значительную долю сырья и материалов в своем экспорте, активно экспортируют готовые изделия, включая наукоемкую продукцию. Россия, наоборот, имеет малую долю обработанных товаров, которая имеет тенденцию к снижению. Рассчитанный по методике Мирового банка соответствующий показатель для Росси в последние годы не превышает 30%. Удельный вес России в мировом объеме торговли машинотехни-ческой продукцией составляет 0,3%, автомобилями

— 0,1%, электронными изделиями — 0,04%.

Значительные ограничения долгосрочного экономического роста России связаны с его финансовым обеспечением. В долларовом выражении прирост ВВП в 2004 г. составил около 128 млрд, при этом из них 89,4 млрд дол. (69,5%) не трансформировались в реальные экономические ресурсы: 45,2 млрд дол. пополнили валютные резервы, 13 млрд дол. составил «чистый импорт» процентных доходов внешнему миру, 31,2 млрд дол. составил объем чистого товарного кредита (чистого товарного экспорта). Недоинвестирование же производства ведет к спаду производства как во внутреннеориентированных, так и в экспортоориентированных отраслях.

Россия значительно отстает в одной из самых динамично развивающихся сфер мировой экономики — сфере торговли услугами. В мировой торговле соотношение между экспортом услуг и товаров в последние годы неуклонно растет, и к началу этого века достигло 25,6%3. Россия по объему экспорта услуг находится на 29-м месте в мире, а ее доля составляет менее 1% от мирового объема; по объему импорта — на 22-м месте в мире, а доля составляет чуть более 1%. Структура отечественной торговли услугами носит архаичный характер, свидетельствуя о неразвитости сервиса в стране: преобладают традиционные виды услуг — туристические и транспортные. В мировой же торговле все большую долю занимают услуги информационно -телекоммуникационного характера. Несмотря на то, что в отличие от транспортных они постоянно дешевеют, в развитых странах на них приходится около 2/5 всего объема оказанных услуг.

Неэффективность стратегии роста по экономическим показателям подтверждает и анализ

3 Обленский В. Россия в международном разделении труда: вечный поставщик энергоресурсов? // МЭиМО. 2004. № 6.

структуры национального богатства. Одно из самых высоких значений показателя накопленного национального богатства на душу населения приходится на Россию — 400 тыс. дол. — более чем в четыре раза выше общемирового уровня. Однако, по структуре долей национального богатства Россия отличается от развитых стран, где доля природного капитала в национальном богатстве в среднем составляет 4%, доля производственного капитала — 18%, удельный вес человеческого капитала — более 75%. В национальном богатстве России значительный удельный вес приходится на природный капитал — 40%, тогда как на произведенный капитал — 10%, а человеческий оценивается в 50%.

Социальные индикаторы характеризуют тенденции развития социальных процессов. К ним относятся показатели динамики реальных доходов населения и доли бедного населения, чьи среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума, показатели развития социальной инфраструктуры и т.д.

Обзорный анализ основных социальных показателей развития экономики России позволяет сделать следующие выводы:

1) в среднесрочной перспективе прогнозируется тенденция к уменьшению среднегодовой численности населения, в том числе удельного веса трудоспособного населения и людей моложе 15 лет. Коэффициент демографической нагрузки лицами старше трудоспособного возраста (на 1000 лиц трудоспособного возраста) возрастет с 330 в 2004 г. до 351 - в 2010;

2) рост доли граждан, находящихся за чертой бедности: по оценкам Госкомстата 6-8 % населения относятся к «застойной» форме бедности (душевой доход остается ниже прожиточного минимума в течение восьми лет), а доля населения с доходами ниже прожиточного минимума оценивается в 25%;

3) значительное опережение темпов роста среднемесячной заработной платы в сырьевых отраслях и финансово-кредитной сфере экономики относительно зарплаты работников бюджетной сферы;

4) усиление межрегиональной асимметрии развития, обусловленной в том числе и неравномерностью размещения приоритетных и «доходных» отраслей по территории России.

Финансовые индикаторы характеризуют развитие финансовой и денежно-кредитной системы страны. В настоящее время финансовая и денежная политика России во многом обусловлены

экспортно-сырьевой ориентацией отечественной экономики.

Повышенный приток валюты в страну, неспособность эффективного его регулирования на практике трансформируются в механизмы, которые не способны удовлетворить инвестиционный спрос отечественных предприятий. Среди таких мер: пополнение средств Стабилизационного фонда (до 20 млрд дол.), увеличение золотовалютных резервов (на начало 2005 г. — 125 млрд дол.), опережение выплаты внешнего долга, профицит федерального бюджета (более 20 млрд дол.). Ежегодно из страны в той или иной форме выводится более 10% ВВП. Известный парадокс российской экономики состоит в том, что по мере роста физических объемов экспорта и повышения кредитно-инвестиционной привлекательности экономики финансовые власти вынуждены значительно увеличивать централизованный вывоз капитала в целях защиты внутреннего рынка. В основе проводимой политики, как считает ряд отечественных экспертов, скрыто сдерживание роста платежеспособного спроса на внутреннем рынке, а именно: блокирование возможностей роста заработной платы, социальных выплат, поддержки развития высоких технологий и в целом торможение экономического роста4.

Рассмотренная система экономических, социальных и финансовых индикаторов указывает на то, что реализуемая в настоящее время стратегия роста не способствует модернизации и конкурентоспособности страны и значительно ограничена в долгосрочной перспективе.

В условиях глобализации между странами неизбежно возникает конкуренция. Характер такой конкуренции может быть разным: за рынки сбыта своей продукции, в привлечении ПИИ, технологий и т.д. Наличие определенных свойств и способностей страны, позволяющих ей соперничать в экономическом соревновании, определяет ее уровень конкурентоспособности. Национальная конкурентоспособность определяет не только положение страны в мировом хозяйстве, но и выступает гарантом ее экономической безопасности, способствует реализации программы достижения устойчивого экономического роста.

Согласно исследованиям Всемирного экономического форума5 Россия в течение двух лет (2003

4 Журавлев С. Копить нельзя расходовать // Эксперт. 2005. № 1. С. 68-71. Абалкин Л.И. Долгосрочная стратегия России — ключевой вопрос включения ее в европейскую интеграцию / Научные труды Вольного экономического общества России. М., 2004. 418 с. и др.

5 Global Competitiveness Report 2004-2005, World Economic Fo-

rum.

и 2004 гг.) находилась на 70-м месте (в 2002 г. - 65-м), среди 104 рассматриваемых стран по показателю роста конкурентоспособности. В настоящее время наша страна занимает 89-е место по качеству работы государственных институтов, 67-е — по способности создавать и внедрять новые технологии и 56-е — по макроэкономическим показателям. По мнению экспертов Всемирного экономического форума, Россия повысила кредитный рейтинг (составляющая макроэкономической среды), но качество государственных институтов остается крайне неудовлетворительным, особенно по такому показателю как коррупция. В России основное

внимание уделяется, прежде всего, макроэкономической среде, на основе которой предполагается дальнейшее социально-экономическое развитие страны. В то время, как научно-технический потенциал и институциональные факторы, которые наряду с макроэкономической стабильностью определяют экономический рост, не являются доминантами развития6.

По показателю деловой конкурентоспособности Россия находится на 61-м месте среди 104 рассматриваемых стран. По сравнению с предыдущими периодами ранг данного показателя для отечественной экономики имеет тенденцию к снижению, так, в 1998 г. страна занимала 46-е место, в 2002 -58-е, в 2003 — 66-е. В большей степени происходит снижение ранга индекса, характеризующего опыт и стратегию функционирования фирмы. Данная динамика подтверждает ориентацию государственной стратегии на создание благоприятных макроэкономических условий развития предпринимательства, а не на структурные изменения экономики и развития товарных и финансовых рынков.

Использование теории ромба М. Портера позволяет системно продемонстрировать основные ограничения роста конкурентоспособности

Рис. 2. Факторы низкой конкурентоспособности России

экономики страны по четырем направлениям: факторы производства, состояние спроса, среда для стратегии и соперничества фирм, родственные и поддерживающие отрасли (рис. 2).

С учетом сказанного конкурентная стратегия роста отечественной экономики предполагает: 1) переход от экспортно ориентированного (преимущественно сырьевой ориентации) направления развития экономики к инновационному. Работы ряда российских ученых аргументированно доказывают необходимость развития России по инновационному пути — сокращение сырьевого экспорта и увеличение объема экспорта наукоемкой продукции7. Россия обладает достаточно большим ресурсным потенциалом, но он небезграничен и лишь его рациональное использование позволит стране в будущем более продолжительное время находиться в независимости от других стран. Экспортные поставки продукции с высокой долей добавленной стоимости в цене выступают более мощным стимулом для развития отечественной промышленности по сравнению с экспортом сырья;

6 Шевченко И.В., Александрова Е.Н. Конкурентоспособность российской экономики: состояния и перспективы // Финансы и кредит. 2004. № 16.

7 Перспективность инновационного по сравнению с базовым и инвестиционно-экспортно ориентированным сценарием развития России обосновывается и в Программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.). М., 2005.

2) развитие научно-технической компоненты;

3) специализацию страны на производстве и торговле наукоемкой продукцией;

4) существенные изменения макроструктурных пропорций. Прежде всего это относится к переориентации производства на внутренний спрос и сокращение доли импорта в его покрытии, обеспечение опережающего по сравнению с конечным потреблением роста валовых сбережений и инвестиций;

5) повышение конкурентоспособности российских предприятий, разработка ими собственных конкурентных стратегий;

6) повышение эффективности и результативности мер государственного регулирования, в том числе инвестиционных и инновационных процессов.

Представляется, что конкурентная стратегия экономического роста охватывает три основных взаимосвязанных блока проблем:

- инновационное развитие;

- направления внешнеэкономической специализации;

- система разрабатываемых мер и действенных механизмов государственного регулирования экономических процессов. Перспективы инновационного пути развития

России связывают с так называемой моделью «наращивания», сочетающей в себе элементы известных в мировой практике инновационных стратегий: научно-технического лидерства, динамического наверстывания и конкуренции за ин-вестиции8. Концептуальная основа такой модели могла бы заключаться в использовании собственного научно-технического потенциала в сочетании с зарубежными технологиями и инвестициями. Учитывая недостаток финансовых средств, коммерциализация отечественных научных изобретений может осуществляться в странах, обладающих необходимыми для этого предпосылками. Следует рассматривать и инвестиции отечественных компаний за рубеж, которые необходимо осуществлять в рамках проектов расширения сети иностранных компаний производственного профиля. Для ряда наукоемких отраслей перенесение на территорию других стран опытного и мелкосерийного производства высокотехнологичной продукции, созданной на основе российских разработок, способс-

8 Рей А. Конкурентные стратегии государства и фирм в экспортно ориентированном развитии // Вопросы экономики. 2004. №

8. Шевченко И.В., Александрова Е.Н., Мовчан В.Н. Проблемы и перспективы инновационного пути развития России // Финансы и кредит. 2005. № 10 (178).

твовало бы повышению конкурентоспособности этой продукции на мировых рынках, поскольку она изначально ориентируется на мировые стандарты качества.

Регулирование инвестиционного обеспечения инновационных проектов отечественных компаний целесообразно за счет создания эффективных стимулов привлечения российского и иностранного капитала в инновационные отрасли: разнообразные кредитные и налоговые преференции и льготы, страхование рисков и т. п. По оценке экспертов, для модернизации российской промышленности в ближайшие пять лет требуется 100—200 млрд дол., что обусловливает изменения сложившейся отраслевой структуры инвестиций, осуществляемой через межотраслевой и международный перелив капитала.

Использование стратегии «наращивания» в отечественных условиях обусловлено рядом объективных предпосылок:

1) деятельность в экономике совместных предприятий;

2) наличие в России высококвалифицированных научных кадров;

3) в основном благоприятный инвестиционный климат для иностранных инвестиций;

4) участие российских компаний и ученых в международном научно-техническом сотрудничестве и их доступ к результатам исследований;

5) либерализация внешнеэкономических связей, перспектива вступления России в ВТО;

6) появление в России компаний со значительным финансовым потенциалом, заинтересованных в диверсификации своей деятельности и завоевании монополии на глобальных рынках новых товаров и услуг.

Некоторые отечественные исследователи указывают на то, что следование модели инновационного развития потребует кардинального изменения структуры экономики в целом и отечественной внешней торговли в частности. На наш взгляд, в рамках конкурентной стратегии экономического роста вряд ли целесообразно отказываться от сравнительных преимуществ, которыми обладает страна. В данном случае необходимо ставить вопрос о степени диверсификации «однобокой энергосырьевой специализации» страны.

Анализ обеспеченности России глобальными преимуществами (см. таблицу) позволяет выдвинуть предположение о том, что изменение характера участия страны в системе мирохозяйственных связей возможно на основе модели «двухвекторной

международной специализации», представляющей собой сочетание традиционных топливно-сырьевых товаров с инновационно насыщенной продукцией в экспорте и потребительских товаров с инвестиционным оборудованием в импорте.

Важную роль в практической реализации конкурентной стратегии роста играет совокупность эффективных инструментов, направленных на преодоление сырьевой ориентации российской экономики, а также мер, способствующих развитию национальной инновационной системы и активизации инвестиционного процесса. Речь идет о механизмах государственного регулирования, степени и направлений вмешательства государственной сферы в экономические процессы.

Одним из важнейших элементов государственного регулирования хозяйственной жизни является разработка и осуществление эффективной промышленной политики. Целью такой политики в России должно стать стимулирование опережающего развития отраслей, обеспечивающих более глубокую переработку сырья, и высокотехнологичных секторов, потенциально способных к соперничеству на верхних ярусах мирового рынка. К последним относят информационную технику, электронику, точные измерительные приборы, электрооборудование и изделия фармацевтической промышленности. Отраслевые стратегии, с одной стороны, позволят определить «точки роста», способные стимулировать инновационное развитие России, с другой, — выявить узкие места социально-экономического развития и предложить пути их решения.

Отдельные экономисты и политики указывают на то, что в рамках промышленной политики вообще невозможно выбрать отраслевые приоритеты в условиях динамично меняющейся внешней среды постиндустриального общества и низкой эффективности государственных инвестиций. Ошибочность такого подхода подтверждает мировой опыт, который доказывает, что выбор приоритетов заключается не в навязывании бизнесу сфер деятельности на основе предпочтений государственных чиновников. В государственной поддержке главную роль должны играть не государственные инвестиции, а применяемые в большинстве стран методы косвенного стимулирования — льготы по налогообложению, в том числе и на период становления новых производств, облегчение доступа к кредитным ресурсам, ускоренная амортизация и т.д.

оценка конкурентных преимуществ ресурсов развития россии: внешнеэкономический аспект1

ресурсы развития основные характеристики

трудовые ресурсы «+» высокая квалификация. «-»в перспективе сокращение численности трудового населения, средний уровень трудовой дисциплины, низкая мобильность. Внешнеэкономическая специализация не может быть основана на трудоемких изделиях

капитал «+» источник технического перевооружения экономики при условии значительных инвестиций в его модернизацию, значительный инвестиционный потенциал — валовые национальные сбережения в 2004 г. — 31% ВВП. «-» значительный износ основных фондов, недостаточная производительность, масштабный вывоз за рубеж и т.д. Безальтернативность ориентации на капитал как основы повышения конкурентоспособности страны

Природные ресурсы «+» значительные запасы многих видов природных ресурсов, в том числе уникальных и ограниченных в масштабах мировой экономики, возможности расширения присутствия на мировом рынке аграрного сектора, лесного хозяйства. «-» ограничения со стороны инфраструктуры (низкая пропускная способность трубопроводов и т.д.), чрезмерное развитие отечественного добывающего сектора, низкий запас ценовой конкурентоспособности производителей сырья, низкий удельный вес в мировом производстве продукции высоких переделов. Специализация страны на добыче энергоресурсов, переработке леса, отдельных видов с/х продукции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нтп «+» наличие высоких технологий в оборонной и других отраслях промышленности, широкая сеть организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования. «-» низкий удельный вес на мировом рынке высоких технологий, недостаток инвестиций. Специализация страны на некоторых видах наукоемкой продукции возможна лишь при увеличении финансирования НИР, государственном стимулировании инновационной активности предприятий, разработке инновационной стратегии развития, повышении эффективности научно-технической политики

институциональная среда «+» в основном сформированная нормативно-правовая база ВЭД. «-» проблемы вступления России в ВТО, ныне действующего Таможенного кодекса и т.д.

Геоэкономическое положение «+» положение России на постсоветском пространстве, развитые торгово-экономические связи с лидерами мирового хозяйства, масштабный транзитный потенциал. «-» низкая «эффективность интеграции» в рамках СНГ

1 Составлено на основе работ: Оболенский В. Россия в международном разделении труда: вечный поставщик энергоресурсов? // МЭиМО, 2004. № 6. БарковскийА.Н, Алабян С.С. Прогноз внешней торговли РФ на период до 2025 г. // Внешнеэкономический бюллетень. 2003. № 12. Спартак А.Н. Проблемы развития экспорта и формирование международной специализации России в переходный период // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. № 11. Эльянов А. К вопросу об интеграции России в мировую экономику // МЭиМО, 2001. № 10 и др.

Анализ инновационных и инвестиционных процессов в России выявляет их низкую эффективность, во многом связанную с ослаблением инициирующей и координирующей роли государства в разработке и реализации приоритетных направлений научно-технического развития, известной оторванностью научных исследований от нужд производства, недостаточным финансированием технологических разработок, особенно со стороны крупного бизнеса, отсутствием действенных механизмов стимулирования инновационного процесса. Основные приоритеты государственного стимулирования экономического роста в рамках «постиндустриального прорыва» России должны находиться в плоскости решения задач по активизации инвестиций в основной и человеческий капитал, модернизации и диверсификации структуры экономики, научно-технического развития, формирования эффективной инновационной системы, обеспечения реализации интересов всех участников инновационного процесса (как государства, так и инвесторов, потребителей и производителей научной «продукции»), создания условий, повышающих эффективность институциональных факторов (административные барьеры, защита прав собственности).

Среди конкретных инструментов и мер государственного регулирования инновационного развития России следует отметить следующие:

- передача предприятиям новых технологических разработок, созданных в госсекторе или при финансовой поддержке государства. С помощью государственной поддержки возможно и создание инновационных центров и агентств по распространению новых технологий; улучшение инфраструктурного обеспечения размещения высокотехнологичных предприятий; стимулирование малых, высокотехнологичных фирм, налоговые и административные меры поощрения инноваций;

- реализация совместных международных проектов, в том числе направленных на создание научно-исследовательских парков при университетах, международной кооперации производства, научно-технического сотрудничества и обмена технологиями, совместное осуществление инвестиционных проектов и т.д.;

- развитие законодательной базы, регулирующей венчурное инвестирование;

- разработка программы поддержки экспорта образовательных услуг. Российские вузы (в особенности технического и медицинского

профиля) могут предоставлять вполне качественные и конкурентоспособные по цене образовательные услуги для иностранных студентов. Государственная помощь может быть направлена на содействие в создании инфраструктуры экспорта образовательных услуг через конкурсное финансирование проектов внедрения современных технологий обучения и развития социальной инфраструктуры для приема студентов;

- стимулирование импорта высокотехнологичного оборудования, в том числе путем снижения ввозных таможенных пошлин: обоснованна мера по отмене или снижению ставки таможенной пошлины на технологическое оборудование, аналогов которому не производится в России и которое представляет стратегический интерес для развития национального инновационного сектора. Такая норма будет способствовать модернизации производства в целом ряде отраслей: легкой, деревообрабатывающей промышленности и т.д.;

- увеличение затрат на проведение отечественных НИОКР и подготовку высококвалифицированных кадров;

- развитие крупных холдингов (интегрированных бизнес-групп, корпораций), способных брать на себя масштабные финансовые и технологические риски инвестирования в новые технологии, что предполагает упрощение процедуры корпоративных слияний и поглощений;

- перераспределение инвестиционных средств в пользу наиболее перспективных отраслей и производств, отказ от инвестирования в развитие производств, базирующихся на устаревших технологиях;

- в целях увеличения реальных доходов населения, предприятий и государства, выраженных в мировых ценах, а также равномерного распределения экспортных доходов по сопряженным отраслям и уменьшения вывоза избыточного капитала долгосрочной задачей макроэкономической политики государства должны стать планомерное укрепление рубля, сближение его валютного курса с паритетом покупательной способности. Данная мера довольно широко обсуждается в научных трудах, имеются весомые доводы как «за», так и «против» укрепления курса рубля. Однако более глубокий анализ, затрагивающий такие цели политики,

как стимулирование экспорта, защита внутреннего рынка и поддержание высокой нормы сбережений и инвестиций, показывает, что негативные последствия укрепления рубля в разумных пределах сильно преувеличены9. Вопросы государственного регулирования в рамках конкурентной стратегии должны учитывать и проблемы долгосрочного наращивания экспорта нефти и газа, что в свою очередь требует значительного увеличения пропускной способности трубопроводных сетей и освоения новых месторождений. Должны быть предусмотрены механизмы, направленные на стимулирование инвестиций в такие проекты. Необходимо также обеспечить соблюдение установленного в соответствии с законом распределения прав собственности с тем, чтобы споры по поводу прав на активы не лишали отрасль возможности привлечения новых инвестиций10. Проекты с привлечением иностранных партнеров в

9 Журавлев С. Копить нельзя расходовать // Эксперт. 2005. № 1.

10 Аренд Р. Источники посткризисного экономического роста в России // Вопросы экономики. 2005. № 1.

ТЭК, например, могут быть связаны с разработкой труднодоступных месторождений, модернизацией экспортной инфраструктуры и т.д.

Подводя итог исследованию проблемы формирования конкурентной стратегии экономического роста России, следует отметить, что важнейшим условием «качественного преобразования» страны становятся техническая модернизация экономики и ее диверсификация путем преимущественного развития обрабатывающих отраслей в условиях функционирования «эффективного» государства. Опыт развития ряда новых индустриальных стран показывает, что взвешенная экономическая политика государства и разумное регулирование мирохозяйственных связей позволяют увязать формирование прогрессивных народнохозяйственных комплексов с активизацией высокоэффективных экспортных структур. Представляется, что и для России данная концепция остается актуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.