Научная статья на тему 'Финансовые ресурсы стабильного развития российской экономики'

Финансовые ресурсы стабильного развития российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые ресурсы стабильного развития российской экономики»

21 (189)-2005

ВОПРОСЫ экономики

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ СТАБИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ экономики

К.Л. АСТАПОВ, кандидат экономических наук, консультант Аналитического управления Аппарата Совета Федерации

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию поставлены стратегические цели развития страны — удвоение ВВП, повышение уровня жизни населения и борьба с бедностью. Выполнение этих задач в значительной мере зависит от располагаемых ресурсов, в первую очередь, от финансовых возможностей государства и компаний.

Главным целевым показателем социально-экономического развития страны является удвоение ВВП. Однако один этот индикатор не позволяет судить ни об улучшении структуры экономики, ни о повышении качества жизни. Об успешности выполнения поставленной Президентом задачи может свидетельствовать определенный набор индикаторов, включающий темпы экономического роста, изменение отраслевой структуры промышленного производства, долю инновационной продукции, структуру экспорта и импорта, развитие сферы услуг, в том числе образования и здравоохранения, и др. В современной экономике необходимы прозрачные индикаторы состояния финансовой системы — от нормы накопления в стране до задолженности и способности банковской сферы переводить сбережения в инвестиции.

Быстрый рост и массированные инвестиции не всегда приводят к долгосрочному стабильному развитию. Так, платой за быстрый рост в новых индустриальных странах стала относительная односторонность хозяйственных систем. Прежде всего нестабильность экономических систем демонстрируют финансовые рынки, и проявляется она в дефолте по займам, девальвации национальной валюты или резком падении котировок компаний на фондовом рынке, что и наблюдалось на финансовых рынках Азии в 1997 г.

Стабильное развитие характеризуется изменениями экономической системы, обладающими следующими признаками: во-первых, темпы роста системы в долгосрочном периоде не ниже средних темпов роста в системах данного типа, во-вторых, внутренняя структура системы меняется таким образом, что становится приспособленной к изменениям внешней среды и, в-третьих, система может в определенной степени влиять на происходящие во внешней среде процессы. Такое определение можно использовать как на макро-, так и на микроуровне. В финансовом аспекте стабильность означает возможность системы быстро привлекать долгосрочные или краткосрочные финансовые ресурсы, сохраняя возможность реструктуризировать свои обязательства в зависимости от конъюнктуры финансового рынка. Например, российскому правительству выгодно досрочно выплачивать дорогой внешний долг, одновременно заимствуя ресурсы по более привлекательным ставкам. Сокращение внешнего долга способствует повышению суверенного рейтинга, что позволяет рассчитывать на снижение стоимости заемных ресурсов.

В последние годы ряд отечественных компаний наращивает задолженность перед иностранными кредиторами, что указывает на их способность привлекать необходимые ресурсы для развития, но о финансовой стабильности можно говорить лишь в том случае, если должники смогут быстро реструктурировать обязательства при появлении тех или иных рисков. Я не говорю о полном исключении финансовых рисков и их хеджировании — речь идет о своевременной реакции системы, предвидении ситуации на финансовых рынках

и использовании ее для усиления собственной финансовой позиции.

Рост, в том числе и быстрый рост, может основываться на факторах краткосрочного характера, связанных с повышением экономической активности, и не предполагает структурных преобразований и долгосрочных инвестиций, допускает сохранение неэффективных секторов экономики. Стабильное развитие невозможно без качественных изменений, сопровождающихся структурными преобразованиями, инновационными проектами, сокращением неэффективных сегментов экономики. Только такой подход гарантирует рост конкурентоспособности экономики и производимой добавленной стоимости в долгосрочной перспективе. Именно поэтому оптимальным сценарием изменений экономических систем является стабильное развитие, повышающее жизнеспособность экономической системы и ее адаптируемость к внешней среде.

Для определения уровня развития системы можно предложить фундаментальные и конъюнктурные индикаторы стабильного развития. Фундаментальные показатели создают базис, основные характеристики всех типов экономических систем и фактически предопределяют этап эволюции экономики (доиндустральное, индустриальное, постиндустриальное общество, экономика будущего). Например, стабильное развитие возможно, если микроэкономическая система отвечает вызовам своего времени и не отстает по таким фундаментальным показателям, как развитие технологий, скорость обработки и передачи информации, состояние трудовых ресурсов, включая социальные аспекты, отношения собственности, правовые, общественные и другие институты. Конъюнктурные показатели определяют способность системы реализовывать возможности в существующей институциональной среде и задают степень влияния экономических систем на внешнюю среду. Финансовые показатели, такие как соотношение собственных и заемных ресурсов, рентабельность активов и другие, относятся к конъюнктурным показателям. Стабильность развития выявляется сопоставлением рассматриваемой системы с аналогичными системами (бенчмакинг), характеризующими степень использования потенциала системы.

При стабильном развитии ВВП и другие макропоказатели не обязательно растут высокими темпами — рост принимает иные черты, свойственные постиндустриальной экономике, и проявляется не в количественных показателях, а развитием сфе-

ры услуг, в том числе финансовой сферы, здравоохранения и образования, улучшении условий жизни людей, быстром распространении современных технологий, оздоровлении экологии. Можно утверждать, что в современной экономике развитие носит инновационный характер.

В среднесрочной программе правительства на 2005-2008 гг. отмечается, что ключевым условием достижения стратегических целей является повышение конкурентоспособности - как бизнеса, так и государственных институтов и человека. Для этого экономическая система должна стать гибкой и быстро реагирующей на изменения внешней среды.

В настоящее время наибольшее воздействие на экономические системы оказывают: процессы глобализации и ужесточение конкуренции, формирование мирового финансового рынка; ускорение перемен (инновации и сокращение жизненного цикла товаров и услуг, появление новых технологий, возможность инвесторов управлять финансами в режиме реального времени); информационный прорыв (развитие информационных и коммуникационных технологий, упрощение доступа к информационным сетям); возрастание значимости нематериальных ресурсов производства (развитие человеческого капитала, социализация экономических и управленческих отношений).

Для успешного развития системы она должна отвечать вызовам времени, быть гибкой, интегрированной в мировую хозяйственную систему, способной генерировать инновации, привлекать финансовые ресурсы и обеспечивать развитие человеческого капитала. Многие ли из частных или государственных компаний в России отвечают этим требованиям? Скорее всего, их не так много не только в России, но и во всем мире, поскольку постиндустриальная экономика находится в процессе формирования. Основу мировой экономики пока составляют не сетевые структуры, а вертикально интегрированные компании с высокой капитализацией.

Для обеспечения глобальной конкурентоспособности правительство предлагает провести следующие преобразования: повысить эффективность госуправления, качество и условия предоставляемых государственных услуг; создать условия и стимулы для развития человеческого капитала; усовершенствовать инфраструктуру и институты, обеспечивающие конкурентоспособность экономических агентов. Полностью согласиться с предлагаемыми решениями долгосрочного развития непросто, поскольку эти преобразования эффективны в усло-

виях сложившейся рыночной экономики, но недостаточны для экономики переходного типа. Разработчики программы, опираясь на серьезный задел нормативно-правовой базы, разработали новые принципы функционирования экономики. Однако претворение норм законов в жизнь, особенно на региональном уровне, явно отстает. Это во многом обусловлено фундаментальными проблемами отечественной экономики — отсталыми технологическими укладами на большей части территории страны, отсутствием расширенного воспроизводства современных технологий, неразвитостью финансовой системы.

Постиндустриальная экономика начала формироваться в Москве — мегаполисе, включенном в мировую экономику, в котором преобладают нематериальные факторы производства, сфера услуг, банковский и страховой секторы, построена инфраструктура и улучшаются жилищные условия и т.д.

Однако в большинстве регионов страны сохраняются отсталые технологические уклады, компании не интегрированы в мировую экономику и неконкурентоспособны. Лидерами среди российских регионов являются не инновационные (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга и некоторых других), а регионы, добывающие сырьевые и энергетические ресурсы. Положение остальных регионов куда сложнее.

В настоящее время экономическая политика должна быть направлена не только на построение рыночных институтов, но и разработку действенной стратегии, стимулирующей включение передовых регионов нашей страны в постиндустриальное общество, вто время как в других, по-видимо-му, нужна экономическая политика, основанная на индустриальной модели развития. Задача действительно сложная, поскольку инструменты регулирования индустриальной и постиндустриальной экономики различные. Пока стратегия развития страны четко не выработана и поэтому конкурентоспособность экономики остается невысокой.

По оценкам экспертов Всемирного экономического форума, место России по качеству государственных институтов в списке из 104 стран снизилось с 81-го до 89-го. Таким образом, необходимыми шагами представляются: продолжение административной реформы, недопустимость вмешательства чиновников в дела бизнеса, прозрачность механизма принятия государственных решений, ужесточение ответственности за коррупцию. Однако сокращение формального присутствия государства в экономике накладывает определенные ограничения

на бизнес — образование саморегулирующих организаций, общества защиты потребителей, развитие гражданского общества. В противном случае произойдет подчинение общества интересам бизнеса.

Государство должно создавать условия для национального рынка, конкурентоспособные в глобальной экономике. Приход транснациональных корпораций зависит от привлекательности инвестиционного климата, стабильного законодательства, гарантированных прав собственности, разумной налоговой политики, устойчивости финансовой системы и отсутствия резких изменений курса национальной валюты. И все же этих условий недостаточно для привлечения зарубежных инвестиций в нашу страну. Нужен емкий потребительский рынок — а значит, стабильные и растущие доходы населения, квалифицированные кадры, открытый рынок, снятие ограничений на вывоз капитала, готовность развитых стран расширять долгосрочное экономическое сотрудничество с Россией.

Социально-экономическая политика на современном этапе основывается на стратегии формирования постиндустриального общества. Стандартной макроэкономической политики для постиндустриального развития недостаточно. В постиндустриальной экономике экономические системы приспосабливаются к изменениям рынка, вводят инновации, а роль государства снижается.

Как уже отмечалось, в России преобладают регионы с отсталым технологическим укладом и поэтому наиболее эффективно может работать индустриальная модель развития. Индустриальное развитие предполагает активную промышленную и инвестиционную политику. При этом налоговая, денежно-кредитная и бюджетная политика утрачивают приоритетное значение в структурных преобразованиях. В инвестиционной сфере весьма перспективно стратегическое взаимодействие государства и бизнеса, основанное на индикативном планировании и состоящее из 3 этапов. На первом этапе проводятся консультации правительства с бизнес-сообществом по стратегии развития, согласованию целей развития и выявлению приоритетных кластеров экономики. На втором этапе в соответствии с национальной стратегией разрабатываются государственные программы по формированию кластеров, имеющих общехозяйственное значение, либо способных стать локомотивом формирования новых технологических или организационных укладов. На третьем этапе взаимодействия оцениваются конкретные совместные инновационно-инвестиционные проекты частного биз-

неса и государства. Такой подход хорошо закрепить законодательно, а также нужно согласовывать приоритеты среднесрочных программ социально-экономического развития, бюджетной и денежно-кре-дитной политики. Подобная политика в регионах, использующих индустриальную модель развития, будет стимулировать формирование новых технологических укладов и удвоение ВВП.

В среднесрочной программе рассматриваются три сценария развития российской экономики.

Первый сценарий — инерционный, реализуемый на практике и сохраняющий существующие темпы роста конкурентоспособности экономики, не предполагает новых масштабных национальных проектов или стратегий. Этот сценарий усиливает сырьевую направленность отечественной экономики (стабилизация добычи ресурсов в связи с инфраструктурными ограничениями), переключение внутреннего потребительского спроса на импорт и фактически означает деградацию российской экономики. При данном сценарии темпы роста ВВП в 2005-2007 гг. могут составить 4,7% и снизиться к 2008-2010 гг. до 4,4 и до 4,2% в 2011 -2015 гг. Удвоения ВВП в этом случае не достигается: рост экономики с 2002 по 2012 г. составит 63%, а с 2004 по 2015 г. -61%.

Без повышения конкурентоспособности отечественных товаров говорить о модернизации национальной экономики весьма проблематично, и даже незначительное ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры может вызвать стагнацию. Результаты исследования показывают низкую конкурентоспособность отечественных товаров. На внешнем рынке конкурентоспособны лишь некоторые товары — энергоносители, сырье, металлы и ряд продуктов первичной переработки. На внутреннем продовольственном рынке отечественные производители лидируют на 12 из 17 рынков. По непродовольственным товарам народного потребления из 21 товара отечественные производители доминировали лишь на 3 рынках.

Второй сценарий — инвестиционный и экспортно ориентированный, базирующийся на капиталоемких стратегических проектах в нефтегазовом секторе, транспортной инфраструктуре, позволит значительно наращивать экспорт сырья и топлива, выполнить программу обеспечения населения доступным жильем и провести преобразования в аграрном секторе. Данный сценарий предполагает существенное повышение нормы накопления (необходимое условие для ускоренного роста) - до 22% ВВП в 2008 г. и 28,5% в 2015 г., повышение доли

государственных инвестиций до 5% ВВП и выход на более высокий уровень эффективности и конкурентоспособности экономики за счет роста производительности труда. В то же время укрепление реального курса рубля обостряет конкуренцию между российскими товарами и импортом, а исход конкурентной борьбы будет определяться неценовыми факторами (повышение качества продукции в результате продуктных инноваций, реклама, послепродажное обслуживание и т.д.). Основные риски связаны с недостаточным ростом производительности труда и низким уровнем эффективности ресурсопотребления. Удвоение ВВП достигается, но в более поздний период: темпы роста ВВП с 2005 по 2008 г. составят 27%, с 2002 по 2012 г. -88%, а с 2004 по 2015 г. - 101%. Однако в долгосрочном периоде этот вариант может не привести к желаемому стабильному развитию из-за исчерпаемости природных ресурсов или вероятного появления к 2015 г. новых видов энергетических ресурсов.

Третий сценарий — инновационно ориентированный, характеризуется интенсивными структурными сдвигами в пользу высокотехнологичного информационного сектора и ослаблением зависимости от нефтегазового и сырьевого экспорта. Именно такой сценарий является целевым, способен диверсифицировать экономику за счет умеренных инвестиций в ТЭК и увеличения капитальных вложений в высокотехнологичную и информационную сферы. При этом предполагается снижение энергоемкости экономики, которая в 2015 г. составит 59% от уровня 2003 г. Норма накоплений, естественно, также резко возрастет - как и во втором сценарии, до 27,5% ВВП. Но реализация этого сценария зависит от прихода на российский рынок ТНК и включения отечественных предприятий в мировые воспроизводственные цепочки. И даже такой благоприятный сценарий означает рост информационного и высокотехнологичного сектора с 8,6 до 17% ВВП в 2015 г., занятость в котором возрастет до 6,5%. Полагаем, что такие показатели обоснованы, но нужны более амбициозные планы. Развитие современных экономических систем всех уровней связано с информационными, коммуникационными и прочими современными технологиями, и их доля будет расти значительными темпами. Такая структура экономики не позволит в полной мере сократить разрыва отечественной экономики и экономик развитых стран.

Удвоение ВВП, как и в предыдущем сценарии, достигается, но в более поздний период: темпы

роста ВВП с 2005 по 2008 г. составят 25-27%, с 2002 по 2012 г. - 87%, а с 2004 по 2015 г. - 102%. В то же время будут созданы условия для стабильного развития страны в долгосрочной перспективе, построения новых технологических укладов, появится шанс на интефацию в постиндустриальный мир.

Отметим, что все сценарии не имеют достаточного финансового обоснования. Реализации любого коммерческого проекта всегда предшествует финансовый план. Но в программе структурных преобразований источники финансовых ресурсов сводятся к внутренним сбережениям (как уже отмечалось, предполагается стремительный рост ставки накопления). Но следствием увеличения сбережений может стать сокращение платежеспособного спроса в том случае, если финансовая система не сможет перераспределить сбережения в инвестиции или в потребительские кредиты, тем самым сократится возможность роста экономики. Поэтому представляется необходимым, в первую очередь, содействовать устойчивости национальной валюты и формировать благоприятный инвестиционный климат, а компании смогут самостоятельно привлекать средства на внешнем или внутреннем финансовом рынке.

Повышение конкурентоспособности российских компаний определяется не столько экономической политикой государства, сколько эффективностью управления на микроуровне самими компаниями, в которых заметно меньше уделяется внимания нефинансовым целям развития бизнеса по сравнению с зарубежными конкурентами. В современной экономике акцент перемещается с роста прибыли, основанного на увеличении продаж, снижении издержек и варьировании цен как:

направленность на клиентов, проявляющаяся в улучшении потребительских свойств товара (функциональность, дизайн) и взаимоотношений с кли-

ентами (качественное и быстрое обслуживание, предоставление широкого ассортимента продукции и услуг, послепродажное обслуживание, психологические предпочтения клиентов и престижность);

оптимизация внутренних бизнес-процессов в целях повышения удовлетворенности клиентов (повышение потребительской ценности, продвижение новых продуктов и услуг, горизонтальная организационная структура), стимулирование инновационных процессов (организация франчайзинга, развитие производственных фондов), достижение операционного совершенства (улучшение снабженческо-сбытовой цепи, снижение брака в производстве);

формирование организации будущего, в которой поддерживаются инновации и изменения, поощряются компетентные сотрудники и создаются условия для максимизации их вклада в развитие компании;

повышение прозрачности бизнеса для привлечения инвесторов и гибкое использование финансового рычага собственных и заемных средств.

Использование этих подходов способно превратить российские компании в мировые лидеры.

В среднесрочной программе отмечается неравномерное осуществление реформ на субфедеральном уровне. С этим нельзя не согласиться — поскольку экономика страны разорвана на развитую и отсталую, экспортные секторы и внутренние. Сложность проведения структурной политики на территории всей страны и объективного выравнивания экономического развития регионов не означает отказа от поддержки слабых территорий и поиска оптимального сочетания инструментов постиндустриальной и индустриальной политики и необходимости формирования устойчивой финансовой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.