Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 36 (251).
Экономика. Вып. 35. С. 39-45.
Т. С. Орлова, Е. П. Конюховский
ТРАНСФОРМАЦИЯ ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Представлены различные классификации факторов экономического роста. Выявлено, что необходимость разработки принципиально новых методов оценки факторов и условий экономического роста вызвана в целом глобализацией общественного развития, переходом к новым технологическим укладам.
Ключевые слова: факторы экономического роста, классификация, трансформация общественного развития.
Экономический рост является итогом действия различных экономических, социальных и политических факторов, т. е. представляет собой многофакторный процесс. Анализ факторов позволяет объяснить различия в уровне и темпах развития в разных странах (межстрановые различия) в один и тот же период, а также в одной и той же стране в разные периоды (межвременные различия).
В первую очередь, действие факторов реализуется в увеличении количества ресурсов, вовлекаемых в производство, и повышении эффективности их использования в результате применения технических, технологических и управленческих новаций. В связи с этим в экономической науке широкое распространение получила теория трёх факторов производства Ж.-Б. Сэя (труд, земля и капитал). Анализ уравнений экономической динамики на равновесной траектории роста, для которой уровень потребления, новые знания, выпуск продукции и затраты капитала увеличиваются по экспоненте с постоянной скоростью, позволил А. Ромеру сделать вывод о том, что темп экономического роста находится в прямой зависимости от величины человеческого капитала и уровня развития сферы НИОКР [1]. В результате перечень факторов экономического роста был расширен и включал:
— накопление капитала, в т. ч. все чистые инвестиции в оборудование, землю и человеческие ресурсы;
— рост населения и следующее с определённым лагом увеличение численности рабочей силы;
— технический прогресс.
Представленные позже многочисленные исследования в данной области — это своеобразное выделение или перегруппировка более мелких элементов, формирующих крупные комплексные факторы развития.
В середине 1990-х гг. в США и Великобритании получила развитие такая форма технологической кооперации, как международный стратегический альянс. А. Юнг, П. Хоувитт, Ф. Агийон предложили альтернативные модели роста, в которых «эффект масштаба» в явном виде не присутствует. Понятия «нового знания» как неконкурентного и неотчуждаемого общественного товара, а также «человеческого капитала» как важнейшего ресурса для получения нового знания и его преобразования в новые виды продукции или услуг для удовлетворения потребительского спроса сформировали новую парадигму экономического роста [2. С. 194]. В рамках новой парадигмы различают следующие классификации производственных факторов роста:
— по внешне- и внутриэкономическим элементам можно выделить внешние и внутренние факторы;
— в зависимости от характера роста (количественного или качественного) — интенсивные (ускорение научно-технического прогресса (внедрение новой техники, технологий, путём обновления основных фондов и т. д.), повышение квалификации работников, улучшение использования основных и оборотных фондов, повышение эффективности хозяйственной деятельности за счёт лучшей её организации) и экстенсивные (увеличение объёма инвестиций при сохранении существующего уровня технологии, рост числа занятых работников, объёмов потребляемого сырья, материалов, топлива и других элементов оборотного капитала);
— в зависимости от характера обеспечения результатов — способствующие росту или факторы предложения (природные ресурсы, их качественная и количественная неопределённость; трудовые ресурсы, их численная структура, образовательный уровень, профессиональная структура занятых, состояние здоровья нации;
основные производственные фонды или капитал, их количество, состав и технический уровень (средний срок службы); применяемые технологии, их соответствие мировым стандартам), или факторы спроса.
Иногда в виде самостоятельного фактора экономического роста выделяют совокупный спрос как главный катализатор процесса расширения производства.
Таким образом, факторы роста производства имеют различное содержание и выступают в роли первичных звеньев, которые образуют простую экономическую систему (предприятие), а на её основе — более сложные экономические системы — отрасли, территориальные экономические комплексы и народное хозяйство страны в целом.
Применительно к общественным системам имеются различные подходы к формированию факторов роста. Так, С. Кузнецом предложена собственная их систематизация, в рамках которой выделено шесть факторов, характеризующих важнейшие количественные показатели развития хозяйства, структурную трансформацию и международные масштабы роста. К ним отнесены:
— высокие темпы роста подушевого дохода населения, производительности факторов и, особенно, производительности труда;
структурной трансформации экономики; социальной и идеологической трансформации общества;
— способность развитых стран находить за рубежом рынки сбыта и источники сырья;
— охват результатов подобного экономического роста менее одной трети населения мира.
Современные более широкие толкования экономического роста включают в себя проблемы сохранения человека, оздоровления окружающей среды и т. д.
Известны следующие классификации факторов экономического роста: экстенсивные и интенсивные; личные и вещественные, структурные, организационные и управленческие; экономические, политические и социальные; объективные и субъективные; научные, технические, ресурсные и другие. В теории многоуровневой экономики факторы экономического роста исследуются не только как физические ресурсы, но также уделяется внимание степени и структуре их экономической неоднородности, изменению качественного состава в условиях новой экономики.
Современному экономическому росту присущ глобальный характер. Это, прежде всего, финансовая глобализация, становление транснациональных компаний, глобальная регионализация секторов мировой экономики, интенсификация и динамизация мировой торговли, ускоренное развитие конвергенции и т. д. Следовательно, он определяется уже не столько классическими сравнительными преимуществами, сколько сложной системой зависимости от конкурентоспособности конкретных национальных экономик. Теория постиндустриального общества (предложенная в конце 1960-х — начале 1970-х гг. американскими и европейскими исследователями) является сегодня одной из наиболее распространённых научных концепций, позволяющих адекватно осмыслить масштабные перемены, произошедшие в экономике за последние тридцать лет. Можно выделить три основных признака такой экономики: развитая непроизводственная сфера и информатизация, инновации [3]. Появление «новых» признаков экономики привело к образованию «новых» факторов экономического роста.
Первый заключается в том, что в основу современного общественного прогресса закладывается быстрое технологическое развитие, достигаемое благодаря превращению информации или знаний в производительную силу. Современные технологические достижения устанавливают новые типы зависимости мировой периферии от западного мира, диктующего условия обмена между высокотехнологичным, индустриальным и сырьевым секторами хозяйства. В рамках такого рода экономики ярко выражены три основные тенденции развития общества:
— информационная, тесно связанная с развитием систем глобального управления;
— знаниеёмкая, способствующая производству материальных благ на основе фундаментальных и прикладных знаний;
— инновационная, суть которой составляют получение нового знания и качественное изменение среды обитания человека.
Часто употребляемые понятия «информационное общество» и «экономика, основанная на знаниях» нередко используются и воспринимаются сегодня как синонимы. Информационная концепция управления на рынках товаров и услуг, предложенная в 1980-е гг. шведскими учёными, была названа маркетингом взаимодействия. Его основная идея состояла в повышении
значимости личности, личных контактов в системе эффективных коммуникаций или переориентации производства с просто создания материальных благ на предоставление услуг в широком смысле слова и генерирование информации. Иначе говоря, для увеличения объёмов ВВП и сокращения доли отраслей материальных производств в структуре экономики необходим рост производительности труда на стороне «предложения», а на стороне «спроса» — сдвиг в пользу услуг, который происходит вместе с ростом уровня жизни.
Быстрый рост отраслей сферы услуг, способствующий соединению электронной связью сети крупных и мелких фирм, генерированию капитала и информации, относят к закономерностям развития стран в постиндустриальной экономике. Потребление информации тождественно формированию нового знания. Знания же «расширяются и саморегулируются, они наращиваются по мере использования. Таким образом, в экономике знаний редкость ресурсов заменяется их распространённостью». Распространённость знания достигается в условиях:
1) наличия развитых и дешёвых телекоммуникаций. Глобализация стала реально осуществимой благодаря развитию современных сетевых компаний, делающих возможной практически моментальную связь между людьми и странами [4]. Это подрывает значение прежней экономики, основанной на факторе географической близости к той или иной ресурсной базе, способствует перемещению центров финансов и управления комплексами предприятий к центрам образования, большой политики или же возможностями более свободного образа жизни. В то же время для информационных технологий характерны высокая скорость развития и проникновения во все сферы экономики, низкие предельные издержки, чрезвычайно высокий экономический эффект от их использования. Они становятся определяющими элементами структуры экономики, важнейшими факторами вертикальной интеграции производства, инвестициями в производственный процесс, влияют на производительность труда и занятость населения. Современные средства информатизации позволяют радикально изменить всю систему управления — от небольшой фирмы до транснациональной компании — национального государства — мировой экономической системы;
2) опережающего роста знание ёмких услуг для бизнеса (различные виды консалтинга, системная интеграция, подготовка специалистов и т. п.), которые играют большую роль в диффузии знаний в отраслях экономики и стимулировании инноваций. Доля производственного фактора «знание» в создании добавленной стоимости в развитых странах оценивается в 60-80 %, знания непосредственно воплощаются в большинстве товаров и услуг, индикаторами возросшей роли знаний являются увеличение числа инноваций, постоянное сокращение жизненных циклов продукции, уменьшение времени НИОКР, относительно высокая рентабельность капитала у пионеров рынка, изменение структуры занятости в пользу работников умственного труда. Продажа знаний становится одним из основных продуктов на мировом рынке, инновации же являются основной формой превращения знаний в благосостояние. Осознание важности знания и инноваций формирует современные направления менеджмента (управление знаниями, управление инновациями), которые в значительной степени определяют поведение фирм на рынке и их стратегии развития [5].
Понятие «экономика знаний» впервые было введено в научный оборот австро-американским учёным Фрицем Махлупом в 1962 г. Он предполагал, что такая экономика не только использует знания в разнообразной форме, но и создаёт их в виде высокотехнологичной продукции, высококвалифицированных услуг и образования [6]. Сегодня именно производство знаний служит основным источником роста экономики в развитых странах. В Китае экономика знаний официально признана государственной стратегией. Место России в мировом научно-технологическом пространстве определяется двумя наборами показателей:
1) наукоёмкости:
— по доле расходов на НИОКР в ВВП Россия находится на уровне Китая и Италии;
— абсолютной численности научных работников — на третьей позиции после США и Японии. К России вплотную приблизился Китай;
— удельному параметру численности научных работников на 10 000 занятых Россия в 7 раз опережает Китай, в 2,6 раза — Италию, на треть — Великобританию и на 20 % Германию;
2) наукоотдачи:
— показателю ВВП на одного занятого Россия примерно в 4 раза уступает США и в 3 раза — Европе;
— индексу конкурентоспособности — 58-е место, уступая Китаю и Индии;
— доле высокотехнологичного экспорта в товарном экспорте Россия находится на уровне Индии, уступая более чем в 5 раз Китаю и в 4 раза Италии [7].
Эффективность обладания знаниями определяется в параметрах инновационной активности. Инновационная активность важна и осуществляется во всех отраслях промышленности, сферах услуг и государственном секторе экономики, включая органы государственного управления. Её уровень определяют: наличие интегративноинновационных ядер саморазвития национальной экономики и соответствующих целостных воспроизводственных контуров; качественный состав и производительность факторов производства, прежде всего, человеческого капитала; условия внутреннего совокупного спроса (объём, характер, структура, механизмы интернационализации и др.); состояние родственных и поддерживающих отраслей; уровень внутренней конкуренции; параметры поведения экономических субъектов (ментальные особенности, уровень менеджмента и т. п.); эффективность регулирующих действий государства и гражданских институций. Создание и распространение инноваций является стратегическим ориентиром развитых стран. По оценкам экспертов, не менее 75 % прироста производства сегодня обеспечивается за счёт использования инноваций [8]. Мировой оборот на рынке наукоёмкой продукции достигает, по разным оценкам, 3 трлн долл. в год, при этом доля США — 39 %, Японии — 30 %, Германии — 16 %, России — 0,3 % [9].
Генерировать и эффективно обрабатывать информацию, адаптироваться к изменчивой глобальной экономике, быть достаточно гибкими под воздействием культурных, технологических и институциональных изменений, вводить инновации способны такие организации, как технопарки, технополисы, техноцентры, инновационно-технологические и специализированные технологичные центры, кластеры и инновационные зоны. В современной экономике наибольшее внимание уделяется проблеме специализированной индустриальной локализации хозяйствующих субъектов, что вызвано тенденцией связанного движения спроса и предложения. Среди таких образований различают кластеры и инновационные зоны. В их рамках обеспечивается повышение инновационной активности
и инвестиционной привлекательности предприятий, оптимизируются технологические маршруты. Достижению целей становления новых высокотехнологичных секторов экономики, таких как наноиндустрия, в условиях ограниченных ресурсов будет способствовать создание территорий инновационной активности.
Важным элементом повышения производства знаний и их практического применения стало «неотделимое знание» (tacit knowledge) — персональное и коллективное. Это и определяет второй фактор экономического роста в постиндустриальном обществе — человек, выступающий как движущая сила прогресса. На изменение роли человека в процессе эволюционирования производственной системы обращает внимание ряд исследователей (Ф. Махлуп, И. Шкаратан, С. А. Инясевский, В. Л. Иноземцев), они отмечают, что:
— главным ресурсом завтрашнего дня становятся способности к генерированию нового знания и информации;
— изменяется характер мотивов и стимулов: они трансформируются из внешних, задаваемых стремлением к росту материального благосостояния, во внутренние, порождаемые влечением к самореализации.
Происходит смена классовой структуры занятости структурой профессиональной: рабочий класс теряет ведущую роль, уступая место учёным, научно-техническим работникам и менеджерам. В условиях информационного общества такой фактор роста, как физический капитал, сменяется капиталом интеллектуальным при резком снижении роли рабочего класса. В 1962 г. Ф. Махлуп [10] ввёл в научный оборот термин «работник интеллектуального труда» (knowledge-worker), соединивший различные характеристики нового типа работника: 1) изначальную ориентированность его на оперирование информацией и знаниями; 2) фактическую независимость от внешних факторов собственности на средства и условия производства; 3) крайне высокую мобильность; 4) желание заниматься деятельностью, открывающей широкое поле для самореализации и самовыражения, хотя бы и в ущерб сиюминутной материальной выгоде. Тем самым решающими на рынке труда становятся уровень образования и знания, способность к управлению. Новая парадигма управления характеризуется инновационностью и социальной ответственностью менедж-
мента, отношением к человеку как к ключевому неисчерпаемому ресурсу, широким использованием информационных технологий и прочих коммуникаций, предпринимательским типом организационного поведения как способом привлечения поведенческого потенциала персонала за счёт высвобождения творческой предпринимательской активности, самоменеджментом руководителя и т. п. «Управленческая» тенденция тесно связана и с институтом масштабных транснациональных компаний, обладающих экономической мощью и контролирующих экономическое пространство. Интеллектуализация труда влияет и на изменение мотивации деятельности. Согласно исследованиям В. Л. Иноземцева, творчество в отличие от труда является более высоким и совершенным типом деятельности. Его побудительный мотив связан с внутренними потребностями личности, стремлением к самореализации, развитию и умножению своих знаний и возможностей [11].
Технократический, рациональный тип управления и технологии механизации труда постепенно дополняется (вытесняется) высокими технологиями, научно- и информационноёмкими, культурообразующими и ресурсосберегающими, требующими творческой отдачи. Формированию человека как творческой личности и высококвалифицированного управленца способствует «размывание» монополии класса капиталистов на владение средствами производства, достигаемое благодаря: активной скупке акций промышленных и сервисных компаний представителями среднего класса, приобретению работниками паёв и акций собственных предприятий и передаче им в организованном порядке части фондов корпорации с целью формирования более сплочённых коллективов, расширению круга компаний, полностью контролируемых их персоналом.
Всё это позволяет изменить потребности индивидуума в сторону роста информированности, постоянного повышения интеллектуального уровня, создания благоприятной среды обитания, поддержания здоровья и т. п.
По общему признанию сторонников концепции постиндустриального общества, третьим фактором экономического роста в постиндустриальном обществе является изменение соотношения секторов экономики, сопровождаемое структурными преобразованиями в промышленности или её структурной модернизацией.
Структура экономики отражает соотношение между разнокачественными ресурсами. Она выступает характеристикой устойчивости и национальной безопасности (экономической, технологической, экологической, оборонной, энергетической, информационной), определяет эффективность общественного производства (экономическую, социальную). Поэтому концепции и модели экономического роста рассматриваются с позиции усложнения взаимосвязей отдельных элементов, а также видоизменения моделей структуры экономики.
Эффективная структура экономики в условиях постиндустриального общества характеризуется ростом доли по числу занятых и доле расходов в бюджете и ВВП «второго этажа экономики»: науки, образования, здравоохранения, рекреационного сектора и т. д. Возрастает зависимость индустриальных секторов от развития сферы услуг. Кроме того, усиление конкурентной борьбы придаёт новый, качественно иной смысл деятельности промышленности. В её технологической структуре формируются отраслевые ядра, позволяющие трансформировать её в направлении создания отраслей современных технологических укладов.
Технологический аспект структурной модернизации промышленности достаточно подробно рассмотрен в работах Ю. В. Яковца, Д. С. Львова, С. Ю. Глазьева и др. В частности, С. Ю. Глазьев современный экономический рост впервые связывал с последовательным замещением целостных комплексов технологически сопряжённых производств — технологических укладов (ТУ) [12]. Структурную модернизацию он связывал с переходом к новому технологическому укладу с последующей ликвидацией старого. Позднее гипотезу о наличии ТУ поддержали многие исследователи. Были достаточно детально рассмотрены проблемы научно-производственных циклов, длинных волн в постиндустриальной экономике, жизненного цикла технологического уклада, процессы замещения доминирующих технологических укладов, становление инфраструктуры новых технологических укладов.
Прогрессивные технологические сдвиги в промышленности связывают со становлением современных пятого и шестого ТУ, в рамках которых происходит повышение роли наукоёмких высокотехнологичных отраслей. Высокотехнологичные отрасли обладают инновационны-
ми способностями как в отношении продуктов, так и процессов. Международная торговля продуктами высоких технологий в основном служит улучшению условий производства: 52 % этой торговли составляет промежуточная продукция, 42 % — оборудование и 6 % — конечная потребительская продукция. Высокотехнологичные отрасли характеризуются тенденцией быстрых изменений в связи с прогрессом технологий [14. С. 12]. В странах ОЭСР предложено выделять четыре высокотехнологические отрасли промышленности: авиакосмическую, производство компьютеров и офисного оборудования, электронную промышленность и производство коммуникационного оборудования, фармацевтическую промышленность. В России к наукоёмким отраслям и производствам отнесена большая часть отраслей машиностроения, в том числе отрасли оборонного комплекса, химическая, микробиологическая и медицинская промышленность. По доле продукции высокотехнологичных секторов в валовом внутреннем продукте лидируют Республика Корея, Швеция, Швейцария, Германия, Япония, США. По объёму производства высокотехнологичной продукции страны ЕС заметно опережают США.
Однако общемировой процесс глобализации хозяйственной жизни, который представляет собой новый этап движения стран мировой экономики к единой хозяйственной системе, выступает катализатором поиска новых конкурентных преимуществ различных отраслей. Уровень конкурентоспособности современного мирового хозяйства определяется темпами технологического развития, интенсивность которых достигается благодаря превращению науки в производительную силу. При этом безусловное преимущество территории, связанное с относительно высокой по сравнению с издержками долей добавленной стоимости, даёт технологическое лидерство. Страны — технологические лидеры реализуют свои конкурентные преимущества, извлекая через механизмы и каналы международных экономических отношений (торговлю, движение капитала, «отток интеллекта», валютно-финансовые операции) значительные дополнительные доходы, в том числе монопольную ренту, экономическую прибыль и т. д. Следовательно, достижение качественного экономического роста предполагает создание новых и реализацию имеющихся национальных детерминант конкурентоспособности в контек-
сте глобального экономического развития, перехода к новым технологическим укладам. Не обладание высокими технологиями, а технологическое первенство трансформируется в экономический рост и является важным монополизированным ресурсом развития.
Тем самым в условиях постиндустриальной экономики можно обозначить следующие факторы экономического роста, проявляющиеся в процессе трансформации общественного развития:
— быстрое технологическое развитие, достигаемое благодаря информатизации общества, опережающего роста знаниеёмких услуг для бизнеса, повышению инновационной активности экономики;
— человек, выступающий как ключевой неисчерпаемый ресурс, движущая сила прогресса, способный к генерированию нового знания и информации, обладающий высоким интеллектуальным и творческим капиталом, навыками высококвалифицированного управленца;
— изменение соотношения секторов экономики в сторону увеличения доли отраслей:
— «второго этажа экономики»: науки, образования, здравоохранения, рекреационного сектора и т. д.;
— современных технологических укладов.
В качестве основного фактора можно обозначить развитие машиностроения как наукоёмкой высокотехнологичной отрасли, развитие которой влияет на формирование эффективной структуры экономики (данная отрасль является носителем технологий новых технологических укладов), рост инновационной активности и развитие знаниеёмких услуг.
Список литературы
1. Дагаев, А. Рычаги инновационного роста // Проблемы прогнозирования. 2000. № 5.
2. Рынок и современная экономика / А. Л. Агапов, Е. Р. Кшиларь, Н. И. Кошелева, Н. Е. Лобанов и др. Кишинёв : Штиинца, 1994. 194 с.
3. Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме) / отв. ред. А. И. Не-клесса. СПб., 2000.
4. Афанасьев, М. Время глобализации / М. Афанасьев, Л. Мисликова // Мировая экономика и междунар. отношения. 2005. № 10. С. 11—19.
5. Хохлов, Ю. Е. Экономика, основанная на знании: социально-экономические тенденции и политические цели / Ю. Е. Хохлов, С. Б. Шапош-ник // Информ. о-во. 2002. Вып. 1. С. 4—7.
6. Stern, N. The determinants of growth // Economic J. 1991. № 101. Jan.
7. Гапоненко, А. Л. Экономика, основанная на знаниях, и перспективы экономического роста в России : тез. выступ. 21 сент. 2004 г. на конф. в РАГС, посвящённой её 10-летию. М., 2004.
8. Юзбашьянц, Г. Инновационная модель бизнеса // Человек и труд. 2001. № 12. С. 80-84.
9. Долгов, С. Международная торговля и глобализация. М. : Экономика, 2001.
10. Machlup, F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton, 1962.
11. Иноземцев, В. Расколотая цивилизация. Бостон (США) : Houghton Mifflin ; М. : Academia, 1999.
12. Длинные волны: научно-технический
прогресс и социально-экономическое развитие / С. Ю. Глазьев, Г. И. Микерин, П. Н. Тесля и др. Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1991.
13. Глазьев, С. Ю. О задачах структурной политики в условиях глобальных технологических сдвигов // Экон. наука. совр. России. 2007. № З. С. 49.
14. Лингардт, Ж. Промышленность высоких технологий в Европейском союзе // Экономист. 2004. № 8. С. 12.