Научная статья на тему 'Перспективыразвития антициклической политики в РФ'

Перспективыразвития антициклической политики в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1772
382
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоусов М. С.

In the article the current state of unticyclical policy in Russia is examined and the perspectives of its development are defined. The complex of unticyclical measures, which are made for long-term stable economic growth, is characterized. The model of unticyclical state regulation of stable development of national economic system is elaborated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективыразвития антициклической политики в РФ»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АНТИЦИКЛИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РФ

М. С. БЕЛОУСОВ

Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина

In the article the current state of unticyclical policy in Russia is examined and the perspectives of its development are defined. The complex of unticyclical measures, which are made for long-term stable economic growth, is characterized. The model of unticyclical state regulation of stable development of national economic system is elaborated.

К числу средств, обеспечивающих антикризисные преобразования на макроуровне, большинство исследователей относят экономические реформы, государственную антициклическую политику и антикризисные программы.

Определяя многообразие сфер и инструментов регулирования, их взаимосвязь и взаимообусловленность, при разработке форм и методов антициклических и антикризисных воздействий к числу необходимых требований следует отнести следующие: соответствие планируемых мер целевым установкам; единство подходов для выделенных направлений и участков управленческой деятельности; совместимость с организационной структурой, технологией, уровнем квалификации кадров, а также методической и информационной базой системы регулирования [4].

Опираясь на природу экономических циклов и кризисов, главной целью антициклических преобразований и одновременно условием устойчивого развития необходимо считать регулирование процессов изменений элементов и взаимосвязей экономической системы в направлении обеспечения их синхронизации и сбалансированности.

Главная роль в этих преобразованиях отводится государственному регулированию. Действительно, в руках государства сосредоточены эффективные рычаги влияния на процессы, протекающие в экономической системе и за ее пределами. К их числу следует отнести бюджет, налоги, кредитную политику, объем денег в обращении, цены, политику доходов и т. д. Совместно с внутренними рычагами воздействия широко используются возможности, открывающиеся за пределами национальной экономической системы.

В то же время имеющийся ресурс государственного регулирования используется далеко не

полностью, что проявляется как в ограниченном выборе средств, так и в несовершенстве теоретико-методологической базы разработки системы антициклических и антикризисных преобразований. Так, к числу средств, обеспечивающих антикризисные преобразования на макроуровне, большинство исследователей относят экономические реформы, государственную антициклическую политику и антикризисные программы. При этом зачастую не проводится четких методологических различий между этими понятиями, не установлена их соотносительность.

Согласно точке зрения ряда экономистов [6], антициклическая политика представляет собой составной элемент экономической политики государства, систему мер законодательного и административного характера, воздействующих на спрос и предложение населения и других субъектов хозяйственной деятельности. В качестве главного инструмента реализации мероприятий антициклической политики рассматривается государственный бюджет.

Это определение вполне адекватно отражает взгляд классической теории на конъюнктурную природу циклов и кризисов, их органическую принадлежность капиталистическому способу производства. Как показывает практика, причины возникновения экономических кризисов и циклов гораздо глубже и разнообразнее, а сами кризисы захватывают значительно больший исторический интервал. Отсюда - ограниченность классических представлений о способах и инструментах антикризисных и антициклических преобразований в макроэкономических системах.

Отметим, что наряду с антициклической политикой в экономическую политику государства включают структурную, инвестиционную, фи-

нансово-кредитную, ценовую, антимонопольную, внешнеэкономическую, бюджетную, налоговую, социальную политику, политику в области труда и занятости. Состав структурных элементов в различных источниках варьируется в значительных пределах, однако независимо от этого подобное обособление элементов экономической политики вряд ли правомерно. Во-первых, все названные элементы по своей сути являются составляющими политики антициклических и антикризисных преобразований, а во-вторых, они не могут быть сформированы и реализованы изолированно друг от друга. Каждый из элементов должен быть обязательно вписан в общую концепцию регулирования макроэкономической системы.

Сама экономическая политика одними авторами определяется как проводимая государством (правительством) генеральная линия действий, система мероприятий в области управления экономикой, задающая определенную направленность экономическим процессам в соответствии с целями, задачами и интересами страны [8]. У других экономистов это система мероприятий, но уже в области производства, распределения,

обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране [1].

Для решения задач антициклической политики, на наш взгляд, следует опираться на долгосрочное стратегическое планирование. Преимущества использования стратегического подхода состоят в открывающихся возможностях принятия обоснованных и взаимоувязанных решений по основным направлениям развития экономической системы, исходя из ее текущего состояния и прогнозируемых изменений в факторах влияния.

Разработка стратегии развития включает в себя ряд последовательных шагов: формирование общей концепции развития или долгосрочного видения, постановку перспективных целей, выбор наиболее предпочтительных направлений и траекторий движения экономической системы к намеченным целям в постоянно изменяющихся условиях внешней среды, определение состава мероприятий, обеспечивающих поддержку принятых решений [9].

Более наглядное представление о методах антициклической политики регулирования макроэкономической системы дано на рисунке.

Рис. Модель антициклического государственного регулирования устойчивого развития национальной экономической системы

При сложившихся в России экономических условиях выход на траекторию устойчивого роста и развития экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, декриминализации рыночной среды и обеспечения добросовестной конкуренции, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, кардинального улучшения качества государственного регулирования, стимулирования трудовой, творческой и предпринимательской энергии людей. Несмотря на колоссальные разрушения, российская экономика все еще обладает мощным научно-производственным потенциалом и достаточными ресурсами для преодоления ее деградации за счет активизации внутренних возможностей и конкурентных преимуществ.

Так, в 2004 г. валовые национальные сбережения составили 32,5 % ВВП, в то время как фактический объем валовых накоплений - 21,6 %. Около 1/4 налоговых доходов федерального бюджета накапливается в Стабилизационном фонде, размер которого к концу 2007 г. достигнет 13 % ВВП. Из приведенных данных следует, что потенциал сбережений реализуется в инвестициях лишь наполовину. К этому нужно добавить средства в наличной валюте, находящиеся на руках граждан, величина которых оценивается в 50 млрд. долл. Кроме того, из-за нелегального оттока капитала российская экономика ежегодно теряет более 50 млрд. долл. потенциальных инвестиций [5].

Таким образом, имеющийся в российской экономике совокупный инвестиционный потенциал используется едва ли на 1/3, более половины аккумулированных сбережений лежат без движения и вывозятся за границу. С учетом вывезенного за рубеж капитала (объем которого, по компетентным оценкам, составляет более 600 млрд. долл.) выведенные из российской экономики инвестиционные ресурсы в несколько раз превышают нынешний годовой объем инвестиций. Это означает, что решение задачи трехкратного повышения инвестиционной активности вполне реально, разумеется, при правильной экономической политике, ориентированной на решение следующих задач [2].

В технологической области стоит задача создания производственно-технологических систем современного и следующего за ним новейшего технологического уклада и стимулирования их роста вместе с модернизацией смежных производств. Для этого должны быть решены пробле-

мы выращивания на основе уже накопленного научно-промышленного потенциала конкурентоспособных на мировом рынке предприятий, стимулирования быстрого распространения технологий современного технологического уклада, защиты внутреннего рынка и поощрения экспорта перспективной отечественной продукции. Одновременно должны быть обеспечены условия для опережающего становления новейшего технологического уклада, включающие государственную поддержку соответствующих фундаментальных и прикладных исследований, развертывание инфраструктуры подготовки кадров требуемой квалификации, создание информационной инфраструктуры, а также системы защиты интеллектуальной собственности.

В институциональной области необходимо сформировать хозяйственный механизм, который способствовал бы перераспределению ресурсов из устаревших и бесперспективных производств, а также сверхприбылей от экспорта природных ресурсов в производственно-технологические системы нового технологического уклада, модернизации экономики, повышению ее эффективности и конкурентоспособности на основе распространения новых технологий.

Те же цели должны определять политику в области совершенствования организационнопроизводственной структуры экономики. Важно стимулировать такие формы интеграции финансовых, производственных, торговых, научноисследовательских и образовательных организаций, которые могли бы устойчиво развиваться в условиях жесткой международной конкуренции, обеспечивать непрерывное повышение эффективности производства на основе своевременного освоения новых технологий. Необходимо ликвидировать отставание в использовании современных технологий управления производством в течение всего жизненного цикла продукции.

Макроэкономические условия устойчивого экономического роста. Для перевода начавшегося оживления экономики в режим устойчивого экономического роста требуются соответствующие макроэкономические условия. Они включают нормализацию системы денежного обращения и формирования механизмов кредитования производственной деятельности, снижение процентных ставок и развертывание институтов долгосрочного финансирования инвестиций в развитие производственной сферы, снижение налогообложения производственной и инвестиционной деятельности, исправление ценовых диспропорций,

защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров.

Использование профицита бюджета в инвестиционных целях повысило бы норму накопления до 25-28 %, что соответствует нормальному уровню динамично развивающихся стран. Согласно расчетам В. Дементьева по модели догоняющего развития, достаточно увеличения нормы накопления с 22,3 % до 26 %, чтобы с консервирующей отставание траектории развития перейти на траекторию его преодоления. Увеличение рассматриваемой нормы до 28 % позволяет сделать это относительно быстро [3]. По другим оценкам, чтобы исправить положение с обновлением основных фондов и серьезно заняться реструктуризацией промышленности с учетом допущенного отставания в 1992-2004 гг., необходим уровень накоплений не менее 40 % ВВП [10].

Чтобы оценить неиспользуемые возможности в сфере денежной политики, представим, что Россия отказалась от Центрального банка и своей национальной валюты, перейдя во внутреннем обороте на доллары и евро. В этом случае денег у наших хозяйствующих субъектов оказалось бы вдвое больше, инфляция была бы в три раза меньше, а кредиты стали бы дешевле и доступнее. Об этом говорит структура денежной программы на 2006 г.

Действительно, на 1 января прошлого года на 2,299 трлн. находящихся в обращении рублей денежной базы Центральный банк аккумулировал 5,245 трлн. руб. чистых международных резервов. При этом чистые внутренние активы ЦБ составили - 2946 млрд. руб. То есть денежные власти изъяли из экономического оборота в Стабилизационный фонд и долговые обязательства государства более половины эмитированных денег. К концу года соотношение оставленных и изъятых из экономики денег должно было составить 3095 млрд. и - 4869 млрд. руб. при увеличении международных резервов до 7964 млрд. руб. [7]. Иными словами, на один рубль, работающий в российской экономике, более двух резервируется в иностранных активах.

Для повышения инвестиционной активности и экономического роста нужно осуществить следующие меры по ликвидации «узких мест» в системе государственного регулирования денежного обращения.

1. Должны быть устранены основные причины демонетизации экономики. Для этого необходимо отказаться от политики количественного регулирования денежной массы и перейти к регулированию ставки рефинансирования с ее посте-

пенным снижением до уровня, не превышающего среднюю норму рентабельности внутренне ориентированных секторов экономики. Уровень денежного предложения следует привести в соответствие со складывающимся спросом на кредитные ресурсы со стороны производственной сферы. Для этого вместо эмиссии денег под прирост валютных резервов надо перейти к рефинансированию коммерческих банков под залог векселей платежеспособных производственных предприятий. При такой политике, снижая процентные ставки, Центральный банк стимулирует рост экономической активности, повышая их, - ужесточает требования к экономической эффективности.

2. Вместо выталкивания денег из страны нужно формировать механизмы долгосрочного дешевого кредита, преобразовав Стабилизационный фонд в Бюджет развития и создав полноценные институты развития.

3. Следует прекратить использование гарантированных государством высокодоходных спекулятивных инструментов, отвлекающих денежные ресурсы из производственной сферы, включая эмиссию государственных ценных бумаг с доходностью, превышающей рентабельность производственной сферы, а также предоставление услуг Центральным банком по открытию депозитных счетов коммерческим банкам. Переориентация политики денежного предложения на рефинансирование производственной деятельности снимает проблему стерилизации «избыточной» денежной массы: соответствующее регулирование процентных ставок обеспечивает ее связывание в кредитовании производственной деятельности.

4. Важно обеспечить защиту отечественной банковской системы от поглощения международными банками, ограничив присутствие последних на российском рынке разумными пределами.

5. Необходимо резко сократить наличную составляющую денежной массы. Для этого требуются меры по электронизации платежей и расчетов, внедрению соответствующих информационных технологий в торговле и сфере финансовых услуг. Они будут содействовать декриминализации экономики, повышению эффективности денежного обращения.

В результате осуществления предлагаемых мер политика денежного предложения станет соответствовать обоснованному спросу на деньги в целях поддержания максимальной экономической активности и кредитования экономического роста. Сочетание государственного контроля над эмиссией денег и целевого регулирования денежных потоков обеспечит удержание инфляции и

процентных ставок на низком уровне, нормализацию платежного оборота, оздоровление финансового положения производственных предприятий и подъем инвестиционной активности. Одновременно необходимо кардинально повысить эффективность системы государственных расходов. Бюджетная политика должна строиться на основе программно-целевого подхода при соблюдении законодательно установленных нормативов финансирования социальной сферы, образования, науки и культуры. Для этого надо восстановить недавно отмененные нормативы расходов государственного бюджета на науку (2 % ВВП), а также нормативы финансирования образования и здравоохранения, установив их на уровне соответственно 8 и 6 % от ВВП. Объем государственных ассигнований на поддержку инновационной активности должен быть увеличен с учетом банков развития до 5 % ВВП [2].

Соблюдение принципа сбалансированности требует отказа от профицита бюджета. Накопленные средства Стабфонда должны быть переданы в Бюджет развития и направлены на поддержку перспективных инвестиционных проектов, расшивающих «узкие места» российской экономики.

Планируемая на конец 2007 г. величина Стабфонда в 4239 млрд. руб. намного превышает размер государственного внешнего долга, составляющего менее 50 млрд. долл.

В 2006 г. профицит бюджета достиг почти 2 трлн. руб., или 7,5 % ВВП. В 2007 г. он планируется в размере 1,5 трлн. руб., или 4,5 % ВВП. Вывод этих налоговых поступлений из экономического оборота означает соответствующее сокращение конечного спроса и снижение ВВП. При условии ограничения госзакупок только отечественными товарами это снижение можно оценить в 5 % ВВП в 2006 г. и 3,5 % ВВП - в 2007 г.

Существенное увеличение бюджетных расходов должно сопровождаться эффективной антиинфляционной политикой, пресекающей неизбежные попытки монополистов перераспределить в свою пользу прирост конечного спроса. Она должна включать: кардинальное ужесточение контроля над ценообразованием в естественных монополиях; борьбу с картельными сговорами; расширение доступа предприятий к кредитным ресурсам; стимулирование НТП и роста производства товаров конечного спроса; расширение системы гарантирования банковских вкладов.

Формирование российской инвестиционной системы. В современных условиях в качестве основного механизма повышения инвестиционной

активности целесообразно использовать систему государственных банков развития. Другие механизмы обеспечения инвестиционной активности, прежде всего частные банки и фондовый рынок, могут функционировать как дополняющие первый. В дальнейшем, по мере роста производства и инвестиций, накопления сбережений, развития рыночной инфраструктуры, их значение будет возрастать.

Государственная система банков развития призвана компенсировать отсутствие эффективно работающего рыночного механизма внутри- и межотраслевого перелива капитала. Она должна состоять из Российского банка развития, реализующего задачу привлечения инвестиций в приоритетные направления экономического роста, и специализированных банков развития, обеспечивающих поддержание необходимого уровня инвестиционной активности в соответствующих секторах российской экономики. В частности, такие банки необходимы для кредитования экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью, инвестиционного и военно-технического сотрудничества за рубежом, малого бизнеса и жилищного строительства; привлечения инвестиций в развитие сельского хозяйства.

Формально некоторые из этих банков - Российский банк развития, Росэксимбанк, Россельхозбанк - созданы, но ни один из них как институт развития так и не заработал. Для этого они должны быть встроены в соответствующую систему организации финансовых потоков, включающую механизмы рефинансирования банков развития, процедуры выбора приоритетных направлений экономического развития, гибкие технологии денежного предложения и надежный контроль над эффективностью использования предоставляемых кредитов.

Необходима также активизация инвестиционной политики правительства, включающая восстановление Бюджета развития и института государственных гарантий для привлечения кредитов на финансирование приоритетных инвестиционных проектов, возложение функций его исполнения на Банк развития.

В общем виде предлагаемая система будет функционировать следующим образом. На макроуровне политика денежного предложения ориентируется на обеспечение спроса на деньги со стороны производственной сферы при желаемом уровне экономической активности, регулируемом посредством ставки рефинансирования. При этом организация денежного предложения осуществляется Центральным банком через каналы рефи-

нансирования текущей производственной деятельности (с использованием технологии кредитования коммерческих банков под залог векселей производственных предприятий), инвестиций в основной капитал с целью модернизации и расширения производства (через банки развития), внешнеэкономической деятельности (через приобретение иностранной валюты). Для поддержания роста долгосрочных инвестиций денежные власти организуют два контура денежного предложения: Центральный банк - банки развития -производственные предприятия; сбережения населения - Сбербанк - банки развития - производственные предприятия. Таким образом, большая часть накапливаемых и вновь создаваемых денежных ресурсов трансформируется в кредитование производства и инвестиции, авансируя экономический рост.

В условиях углубляющейся тенденции глобализации производства и потребления в мировом хозяйстве в значительной степени актуализируется роль регулирования отношений с внешней средой, а внешнеэкономическая политика во многом определяет приоритеты внутрисистемных преобразований.

Реализация внешнеэкономической политики базируется на ряде мер административного и экономического порядка. При этом к числу административных мер можно отнести субсидирование государством производства и экспорта товаров, установление порядка прохождения таможенных и административных процедур, технические препятствия проникновению зарубежных товаров на внутренний рынок, количественнолицензионные ограничения. Экономический механизм включает в себя меры таможеннотарифной, валютной и налоговой политики. Таможенно-тарифное регулирование при этом призвано сформировать эффективную структуру экспорта и импорта, налоговая политика обеспечивает поддержку перспективных с точки зрения улучшения структуры экспорта производств и видов деятельности, а целями валютного регулирования являются защита национального производителя, формирование благоприятных условий инвестирования и развития экспорта, поддержка на заданном уровне покупательной силы и конвертируемости национальной валюты. В числе инструментов валютного регулирования используются валютный курс, процентная ставка и состояние платежного баланса страны.

В регулировании внешнеэкономической деятельности важнейшими задачами являются: повышение конкурентоспособности отечественных

товаров и услуг; защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции из-за рубежа; создание благоприятных условий для расширения внутреннего производства; ограничение вывоза капитала за рубеж и предотвращение атак спекулятивного капитала с целью дестабилизации рубля, а также расширение сферы использования последнего в международных расчетах.

Для решения этих задач должны быть осуществлены следующие меры в сфере регулирования внешней торговли:

- введена защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции из-за рубежа посредством антидемпинговых и компенсационных пошлин, а также нетарифных мер, предусмотренных российским законодательством и правилами

ВТО;

- скорректирован импортный тариф на готовые изделия с учетом возможностей импорто-замещения в целях повышения загрузки простаивающих производственных мощностей и создания благоприятных условий освоения производств современного и нового технологических укладов;

- проведено снижение импортного тарифа на сырьевые товары, комплектующие, не производимые в России и вместе с тем критически важные для повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей;

- прекращена практика предоставления правительством льгот по уплате импортных пошлин, в том числе с ввозимых летательных аппаратов, других видов производимой в России техники, а также для отдельных предприятий и проектов;

- организовано стимулирование экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью, включая резкое расширение практики предоставления государственных гарантий под экспортные кредиты;

- ужесточен контроль над качеством импортируемых товаров, устранена практика делегирования функций государственного контроля качества иностранным организациям;

- установлены ограничения на импорт услуг, затрагивающих интересы отечественных товаропроизводителей и чувствительных к требованиям безопасности потребителей;

- обеспечено полноценное функционирование Таможенного союза и Зоны свободной торговли, созданных с государствами Содружества.

Присоединение России к ВТО не должно ограничить возможности социально-экономического развития страны. Необходимые для этого

меры государственной промышленной, научнотехнической, инвестиционной политики надо заблаговременно привести в соответствие с планируемыми условиями присоединения.

Названные меры требуют кардинального улучшения качества макроэкономической политики. Ее денежно-кредитная составляющая должна быть увязана с инвестиционной, промышленной и внешнеторговой. Для компенсации снижения ценовой конкурентоспособности отечественных товаров необходимо своевременно принять меры по защите внутреннего рынка и модернизации российской экономики на современной технологической основе.

Реализация антициклической стратегии экономического развития России должна способствовать выходу нашей страны на траекторию быстрого и устойчивого роста. Тогда российская экономика сумеет выйти на инновационный путь развития, по которому идут передовые страны. Формирование государственной экономической политики должно осуществляться на научной основе с использованием институтов социального партнерства. Цели экономического развития страны и приоритеты экономической политики необходимо определять исходя из понимания объективных закономерностей современного экономического роста, состояния и конкурентных преимуществ российской экономики. Процедура общественного обсуждения альтернатив и выработки общенациональных решений должна предусматривать постоянное научное сопровождение.

Следовательно, реализация программ структурной перестройки экономики включает в себя систему действий правительства, направленную на перераспределение ресурсного потенциала страны в целях создания, развития и качественного обновления базы экономического роста. Эти программы строятся на основе выработки национальных приоритетов структурных преобразований промышленности и формирования методов регулирования, обеспечивающих концентрацию ресурсов и капиталов на приоритетных направлениях.

В основе разработки программ научнотехнического развития, по нашему мнению, должна лежать концепция тройной спирали, суть которой состоит в обеспечении взаимосвязи и взаимодействия динамики рыночных процессов внутренней и внешней динамики создания новых знаний и динамики организационно-правовых преобразований в области разработки и реализации инноваций. Существенную роль в реализации таких программ играет формирование мотивационного механизма, позволяющего гибко сочетать интересы государства, науки и предпринимательских структур. Как свидетельствует мировой опыт, формирование такого механизма связано с обеспечением четких правовых гарантий участников инновационного процесса, использованием разумной налоговой политики, государственной поддержкой фундаментальной науки и образования, субсидированием создания рабочих мест в перспективных отраслях.

Литература

1. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Арзилияна. М., 2002.

2. Глазьев С. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики. 2007. № 5. С. 30-51.

3. Дементьев В. Е. Ловушка технологических заимствований и условия се преодоления в двухсекторной модели экономики // Экономика и математические истоды. 2006. № 4. С. 31.

4. Мищенко Л. Я. Теория и практика антикризисных преобразований в экономике. Краснодар, 2003.

5. О государственной промышленной политике России / Торгово-промышленная палата Российской Федерации. М., 2003.

6. Орешин В. П. Государственное регулирование национальной экономики. М., 2001. С. 13.

7. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики па 2007 год / Банк России. М., 2006.

8. Райзберг Б. А. и др. Современный экономический словарь. М., 1997. С. 394.

9. Стратегия развития России до 2010 г. // Экономические стратегии. 2000. Сентябрь-октябрь. С. 22.

10. Сысоев А. В. Амортизационная политика как фактор инвестиционного развития экономики // Проблемы прогнозирования. 2006. № 1. С. 64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.