Научная статья на тему 'Стратегия развития дотационного региона (на примере Карачаево-Черкесской республики)'

Стратегия развития дотационного региона (на примере Карачаево-Черкесской республики) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
744
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОТАЦИЯ / РЕСПУБЛИКА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СТРАТЕГИЯ / ПРОГРАММА / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хрусталев Е.Ю., Боташева А.С.

Рассмотрены ключевые направления развития дотационного региона, сформулирована глобальная цель его социально-экономического подъема, на примере конкретной республики обоснованы пути ее достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития дотационного региона (на примере Карачаево-Черкесской республики)»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ДОТАЦИОННОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

Е. Ю. ХРУСТАЛЕВ, доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: stalev@cemi.rssi.ru Центральный экономико-математический институт РАН

А. С. БОТАШЕВА, ведущий специалист финансового управления администрации Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики E-mail: amiika_79@mail.ru

Рассмотрены ключевые направления развития дотационного региона, сформулирована глобальная цель его социально-экономического подъема, на примере конкретной республики обоснованы пути ее достижения.

Ключевые слова: дотация, республика, инвестиционная привлекательность, социально-экономическая инфраструктура, стратегия, программа, развитие.

В современных кризисных условиях одной из важнейших для изучения и обсуждения тем является социально-экономическое развитие дотационных регионов и привлечение в них инвестиций [8, 9,11,14]. Мероприятия на федеральном уровне не обеспечивают в целом конкретики осуществления региональных инвестиций, поэтому очень важно применять систему управления инвестициями в каждом регионе, учитывая специфику, инвестиционный климат, направление и уровень развития рыночных отношений на данной территории.

Схема обоснования стратегии развития региона может быть представлена следующими основными направлениями (стадиями):

1) анализ экономических и социальных процессов с целью повышения темпов развития региона;

2) финансовое и социально-экономическое обоснование стратегии развития;

3) разработка концепции и выбор методов государственного и рыночного регулирования территориального развития;

4) прогноз финансовых ресурсов региона и поиск путей укрепления и расширения доходной части бюджета.

Рассматривая схему обоснования стратегии развития региона, можно сделать вывод о том, что первая стадия является отправной точкой и исходной информацией, необходимой для второй стадии, целями которой являются: прогноз социально-экономического развития региона, обоснование эффективности его развития, обоснование и подготовка предложений для третьей стадии в части выбора метода регулирования регионального развития.

Третья стадия подразумевает построение концепции регулирования регионального развития в соответствии с выбранной стратегией и подготовку условий для функционирования рыночного механизма региона.

Четвертая стадия выявляет источники дохода регионального бюджета, источники привлечения дополнительных средств как за счет своих предпри-

ятий, так и за счет федеральных, межрегиональных и иностранных инвесторов.

Одной из наиболее важных задач региона является определение его наиболее перспективной стратегии развития [2], которая в значительной мере зависит от его финансовых и ресурсных возможностей, а также инвестиционной привлекательности. Следует подчеркнуть, что именно привлечение инвестиций является важнейшим фактором в ускорении развития экономики региона. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований. Методы активизации инвестиционного процесса в дотационном регионе будут исследованы на примере Карачаево-Черкесской Республики (КЧР).

Инвестиционная привлекательность региона. КЧР располагает необходимым потенциалом и реальными возможностями для активизации инвестиционной деятельности. Она относится к числу регионов с благоприятными условиями для организации новых производств и видов предпринимательства, характеризующихся умеренно-повышенным уровнем инвестиционной привлекательности. Однако на сегодняшний день существует ряд факторов, сдерживающих инвестиционный процесс.

К таким факторам относятся:

1) дефицит квалифицированных специалистов, которые могли бы грамотно провести расчеты по реализации инвестиционного проекта, определить сроки, необходимый объем финансирования и материалов ит. д.;

2) высокая степень рисков проектов. Многие инвесторы, в целом высоко оценивая потенциальные предпосылки реализации своего капитала в регионе, вместе с тем по некоторым причинам относятся к этому с определенной степенью осторожности. И это понятно, поскольку любой инвестор, вкладывая свой капитал под будущие результаты, принимает управленческие решения, исходя из потенциально возможного соотношения расчетного значения прибыли и уровня риска. Принять надежное решение он может лишь в том случае, если ему ясны инвестиционный климат на территории региона и условия его деятельности (отношения собственности, уровень налогообложения, гарантии и стимулы инвестиционной деятельности и др.);

3) недостаточно полное сопряжение интересов инвестора и реципиента (получателя инвестиций) на основе взаимовыгодного экономического компромисса;

4) недостаток стимулов, предназначенных для более полного вовлечения в инвестиционные процессы частных сбережений. Особенно это относится к сбережениям, которые хранятся у граждан в наличности и на банковских депозитах;

5) отсутствие полной информации о предприятиях-товаропроизводителях и возможностях потенциальных инвесторов, которое также влияет на ход инвестиционных процессов в регионе и создает определенные сложности в осуществлении эффективного сотрудничества [6].

Учитывая перечисленные факторы, можно выделить следующие основные направления активизации инвестиционного процесса в регионе:

• тактическое — формирование благоприятного инвестиционного климата путем разработки и принятия регионального инвестиционного законодательства;

• стратегическое — формирование эффективной институциональной базы и создание инфраструктуры рынка капитала в рамках сложившейся инвестиционной среды [7].

Таким образом, для активизации инвестиционного процесса региона на современном этапе необходимо:

1) постоянное совершенствование законодательного, организационного и инфраструктурного обеспечения инвестиционной и производственной деятельности в КЧР [13];

2) обеспечение участия предприятий региона в федеральных и региональных целевых программах, создание особых экономических зон в регионе и других механизмов привлечения инвестиционных ресурсов для реализации приоритетных проектов и их эффективного использования, повышения инвестиционного потенциала и снижения инвестиционных рисков;

3) создание инвестиционного имиджа региона, демонстрация привлекательной для потенциальных инвесторов характеристики экономики региона;

4) развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие инвестиционной и производственной деятельности региона;

5) повышение эффективности деятельности органов государственной власти КЧР в сфере поддержки инвестиционной и производственной деятельности;

6) содействие субъектам инвестиционной и производственной деятельности в разработке и освоении выпуска новых конкурентоспособных видов продукции.

Анализ поступления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Чтобы понять, существует ли необходимость привлечения инвестиций, следует проанализировать поступление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности (БО) из федерального бюджета. Для выравнивания БО субъектов РФ предназначен Федеральный фонд финансовой поддержки (ФФФП), образуемый в составе федерального бюджета. Средства ФФФП распределяются между субъектами РФ в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством РФ.

Общий объем дотаций на выравнивание БО субъектов РФ определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной БО субъектов РФ. Минимальный уровень расчетной БО с учетом дотаций на выравнивание обеспеченности на очередной финансовый год и на плановый период просчитывается в порядке, установленном Правительством РФ. Объем дотаций на выравнивание БО, подлежащих утверждению на очередной финансовый год и на плановый период, не может быть менее общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год.

Уровень расчетной БО субъекта РФ определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта РФ, исходя из уровня развития и структуры экономики, и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя [3].

Дотационная республика, как правило, осуществляет расходы в основном за счет дотации на выравнивание БО, субвенций и субсидий, поступающих из федерального бюджета.

При сравнительном анализе поступлений дотаций для КЧР из федерального бюджета за последние 5 лет (см. таблицу) было установлено, что существует определенная зависимость объемов дотаций от исполнения бюджета (собираемости налоговых и неналоговых доходов, изменения численности населения). Но дотаций явно недостаточно для существования и тем более развития региона.

Показателем регионализации национальной экономики в контексте обособления на фоне общей глобализации стало как относительное, так и абсолютное «разрежение» ее хозяйственного и поселенческо-демографического пространства [5]. В КЧР есть ресурсы, и потребительский спрос увеличивается. В настоящее время в связи с кризисом на 790 млн руб. сокращено финансирование из федерального бюджета. Регион пришел к ситуации, когда он не может существовать без разработки и использования собственныхресурсов [20].

Особую проблему составляет формирование инвестиционной привлекательности дотационных регионов (к которым относится КЧР), где спад производства в ведущих секторах экономики на начало 2007 г. достигал 35 % от уровня 1991 г. Это привело к острой зависимости социальной ситуации в данных регионах от трансфертов и различных дотаций из федерального бюджета [17].

Особенности и экономические характеристики КЧР. Регион входит в Южный федеральный округ. Столица — г. Черкесск. Регион расположен на северном склоне Большого Кавказа, граничит с Ростовской областью, Ставропольским краем, Кабардино-Балкарской Республикой. Террито-

Основные финансовые показателидотаций КЧРсучетом численности населенияв2005—2009гг.,тыс. руб.

Показатель Год

2005 2006 2007 2008 2009

Налоговые и неналоговые доходы РФ. план исполнено

4 896 534 175,7 6 170 484 600,0 7 443 923 412,0 8 965 735 575,0 9 518 304 723,0

5 040 630 055,8 6 243 951 427,3 7 549 493 086,7 - -

ФФФП субъектов РФ 189 875 736,0 228 167 037,5 260 418 336,2 328 647 619,70 350 995 657,9

Численность населения РФ 143 300 000 142 200 000 144 200 000 141 900 000 141 900 000

Налоговые и неналоговые доходы КЧР: план исполнено

1 481 469,60 1 591 801,20 1 764 506,40 1 986 802,10 2 260 004,10

1 482 410,50 1 230 592,40 1 796 894,20 1 827 420,60 -

Дотация на выравнивание уровняБОКЧР 2 014 195,6 2 863 989,9 3 088 836,2 3 667 082,3 3 754 213,5

Численность населения КЧР 435 400 431500 428 700 427 400 -

рия равна 14,1 тыс. км2, что составляет 0,08% от территории РФ. Число административно-территориальных единиц: городов — 4, муниципальных районов — 10, муниципальных образований — 85. Этнический состав республики разнообразен: русские, карачаевцы, черкесы, абазины, ногайцы. Это индустриально-аграрный регион с хорошими условиями для развития горного туризма и рекреационного хозяйства.

Доля региона в населении России — 0,3%, в объеме промышленного производства РФ — 0,1 %, а в валовой продукции сельского хозяйства — 0,4 %. В масштабах страны здесь производят лакокрасочные материалы, некоторые стройматериалы (известь, цемент, гипс, фарфоровую строительную керамику), лекарства, сахарный песок, резинотехнические изделия.

Регион имеет развитую многоотраслевую промышленность. Надобывающие отрасли приходится 4—5 % объемов производства, на обрабатывающие — 95-96%.

Ведущими отраслями в промышленности стали: производство строительных материалов, особенно цемента (около 34% промышленной продукции); химия и нефтехимия, особенно резинотехнические производства (около 21 % в структуре производства, что в 3 раза выше среднего показателя по Северо-Кавказскому экономическому району); пищевая промышленность (13,8 %); электроэнергетика (18 %). Доли машиностроения с металлообработкой, а также легкой промышленности и деревообработки имеют тенденцию к неуклонному снижению. В пользу отраслей стройиндустрии сокращается доля химической промышленности. Цветная металлургия развивается на собственных медных ресурсах (Урупский и Зеленчукский горно-обогатительные комбинаты), но ее доля в производимом объеме промышленной продукции уменьшается.

Полезные ископаемые — газ, нефть, медь, полиметаллы, каменный уголь, строительные материалы. Наиболее известные месторождения: меди — Урупское; полиметаллов — Эльбрусское. На территории региона выявлены месторождения золота (вблизи Рожкао) и серебра. Имеются значительные запасы полиметаллических руд (Худесское месторождение), некоторые из них содержат медь, цинк, кобальт и др.

За последние годы в промышленности появились новые производства: керамзита (г. Черкесск), санитарного фаянса (фирма «Декор»), искусственной кожи (фирма «Полиуретан»), мебели, разлива

минеральных вод (фирма «Меркурий»), гипсового сырья (аул Хабез) и др.

В регионе хорошо развит туризм. Городом-курортом является Теберда. Есть климатические курортные местности. В горах региона расположены широко известные центры международного туризма, альпинизма и горнолыжного спорта — Домбай, Теберда, Архыз, по своей красоте превосходящие знаменитые курортные комплексы в Альпах. Уникален и Тебердинский государственный природный заповедник. В горах много лагерей отдыха и турбаз, действует свыше 60 туристических маршрутов, в том числе конные.

Для экономики региона важное значение имеет высокоразвитый агропромышленный комплекс (АПК), поскольку он дает 1/3 объемов валового регионального продукта (ВРП). До 60 % валовой продукции сельского хозяйства приходится на животноводство и до 40 % — на земледелие. Пахотные земли составляют около 1/3, а пастбища — до половины всех сельскохозяйственных угодий. Животноводство развито в горных районах, а растениеводство — на предгорных равнинах.

В земледелии преобладают производство зерновых культур и свекловодство. Природно-климатические условия позволяют выращивать озимую пшеницу, кукурузу, сахарную свеклу, картофель, овощи и т.д. Крупнейший в Европе тепличный комбинат «Южный» производит овощи в закрытом грунте и поставляет их в Москву, Екатеринбург — всего более чем в 30 регионов страны. Животноводство специализировано на коневодстве, мясомолочном скотоводстве, птицеводстве и пастбищном овцеводстве (разведение полутонкорунных и грубошерстных пород овец). На высокогорных альпийских лугах пасутся крупный рогатый скот, овцы. В регионе разводится самая ценная в стране карачаевская овца, выращиваются лошади карачаевской породы, используемые в сложных горных условиях, развивается первичная переработка сырья — шерсти, кожи, мехов, джута и др.

Регион активно сотрудничает с другими странами. Открываются совместные предприятия. Больше всего их создано с Турцией (45,4%), Германией (15,9%), США (15,9%). Имеются также совместные предприятия с Венгрией, Иорданией, Испанией, Канадой, Кипром, Китаем, Польшей, Хорватией, Чехией.

Программы развития КЧР. Особое значение для выхода из кризиса придается созданию программ развития малого предпринимательства, сельского хозяйства, промышленности, туризма, которые

наиболее выгодны для такого трудоизбыточного региона, как КЧР.

Однако реализация программы развития предпринимательства в условиях рынка невозможна без сотрудничества с надежным и профессиональным банком-партнером, способным предложить клиенту весь комплекс финансовых, аналитических и консультационных услуг. Возможности банка и опыт его специалистов обеспечат предприятию решение задач по совершенствованию его деятельности и стратегии развития [15].

На подготовительном этапе разработки программы необходимо провести:

• анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

• анализ сектора рынка, на котором работает предприятие;

• сбор и анализ информации об аналогичных компаниях, работающих в других регионах и за рубежом, с целью применения их положительного опыта в деятельности предприятия (использование новых технологий, маркетинговых стратегий, новшеств в сфере сбыта, управления ит. д.).

На основе полученных результатов на этом этапе разрабатывается комплексная программа развития предприятия, которая включает в себя:

• программу увеличения сбыта (с учетом возможностей банка — факторинг, цессии и т.д., а также за счет привлечения высококвалифицированных специалистов-консультантов в этой сфере, повышения качества продукции, расширения ее ассортимента, создание специальной системы обслуживания клиентов, применение положительного опыта других аналогичных компаний ит. д.);

• программу совершенствования производства (приобретение нового оборудования, технологии, в том числе с помощью лизинга ит. д.);

• программу снижения затрат (снижение себестоимости, экономия затрат, реорганизация управленческих структур, налоговое планирование ит. д.);

• финансовый план (привлечение инвестиций — прямых и/или портфельных; организация заимствований — кредиты, синдицированные кредиты, облигации; увеличение оборачиваемости средств — векселя, факторинг ит. д.);

• мероприятия по контролю за деятельностью и развитием предприятия.

Одним из важных направлений выработанных в КЧР антикризисных мер является серьезная под-

держка предпринимательства [18]. Так, в 2009г. на конкурсной основе были отобраны 135 предпринимателей, которые получили гранты на сумму до 300тыс. руб. Причем максимальный размер государственной помощи получили те предприниматели, которые предоставили в конкурсную комиссию бизнес-планы по приоритетным для республиканской экономики направлениям. Всего на эти цели выделено 25 млн руб.

Вторым значимым направлением поддержки предпринимательства в КЧР в рамках антикризисного пакета мер является предоставление субсидий на погашение части процентной ставки по привлеченным предпринимателями инвестиционным кредитам. Сумма такой поддержки в 2009 г. составила 12,5 млн руб.

Вместе с тем важной антикризисной мерой можно считать участие республики в программе реформирования ЖКХ. На эти цели за два последних года КЧР получила 340,7 млн руб., что составляет 48,7 % от общего лимита капитальных вложений, на которые может рассчитывать республика.

В 2009 г. с учетом долевого софинансирования программы собственниками жилья и местными бюджетами всего было получено 241,43 млн руб. На эти деньги были отремонтированы 176 многоквартирных домов. В результате свои жилищные условия улучшили почти 19тыс. жителей. И самое главное — в ходе реализации программы реформирования ЖКХ в республике было трудоустроено почти 3 тыс. чел. А если учесть, что в строительной отрасли добавляется 21 специальность, то можно оценить, какой мультипликативный эффект дает реализация этой программы.

Важным результатом работы всей системы органов власти КЧР можно считать строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры и социальной сферы [16]. В 2009 г. было сдано 63 таких объекта. За счет лимитов капитальных вложений на эти цели было направлено более 1,5 млрд руб. Это долгосрочные инвестиции, которые не приносят быстрого дохода, но необходимы сегодня, чтобы обеспечить гражданам КЧР достойную цивилизованную жизнь в будущем. Деньги были направлены на решение острых проблем в социальной сфере, развитие инфраструктуры сельских поселений, мероприятия по укреплению системы энергообеспечения населения, строительство школ, реконструкцию объектов здравоохранения, теплоснабжения.

Также в 2009 г. были введены в эксплуатацию объекты водоснабжения в 14 населенных пунктах.

Отсутствие качественной питьевой воды является одной из самых острых проблем. Не менее важно и газоснабжение населенных пунктов. На решение этой задачи выделено 114 млн руб.

Программа развития сельского хозяйства — одна из главнейших программ по выводу региона на новый уровень развития. Замедление экономического роста в сельскохозяйственном секторе, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села. Основными причинами относительно отставания отрасли являются:

• низкие темпы структурно-технологической модернизации, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

• неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

• финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;

• дефицит специалистов, вызванный низким качеством жизни в сельской местности.

В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становятся приоритетными направлениями аграрной экономической политики [10].

В Карачаево-Черкесии принята целевая программа по развитию сельского хозяйства, рассчитанная до 2012 г. Объем ее финансирования составляет более 1,5 млрд руб. Эта ресурсоемкая программа предусматривает устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения.

Утверждена еще одна отраслевая программа — «Развитие мясного скотоводства в Карачаево-Чер-

кесской республике на 2009—2012 годы», которая предусматривает приобретение в течение трех лет 13 тыс. племенных нетелей специализированных мясных пород. В течение ближайших пяти лет на базе завезенного племенного скота в КЧР будет создана сеть племенных репродукторов по выращиванию специализированного мясного скота.

Продумано и другое не менее важное направление — сбыт мяса. Для переработки и реализации мяса и мясной продукции правительством КЧР совместно с Минсельхозом России, правительством Москвы, ЗАО «Эксима» и компанией «Альта Дженетикс» принято решение о создании на территории КЧР современного холдинга по выращиванию и переработке мяса сельскохозяйственных животных. Соглашение о строительстве холдинга, расчетная стоимость которого составляет 15 млн евро, находится на стадии согласования.

Эффективным способом поддержки местных товаропроизводителей является присуждение им бренда «Карачаево-Черкесскпродукт». Это своеобразный знак качества, правообладателем которого становятся только лучшие производители пищевых и промышленных товаров. Ожидается, что со временем этот бренд станет узнаваем и, покупая произведенную в КЧР продукцию в Ростове, Москве, на Дальнем Востоке, потребитель будет уверен: это качественный и экологически чистый товар из одного из самых чистых регионов страны.

Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности страны, т. е. обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития страны в рассматриваемой перспективе [4].

Основными целями программы являются: устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения, повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач: улучшение жилищных условий сельского населения, повышение уровня и качества их инженерного обустройства; развитие социальной инфраструктуры села; повышение качества жизни сельского населения, которое включает в себя комплексную компактную застройку и благоустройство сельских поселений в рамках пилотных проектов.

Программа развития туризма. Основной целью программы развития туризма является стимулирование процесса развития сферы туризма, создание современной туристской инфраструктуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Типовые задачи программы состоят в следующем:

• стимулирование развития материальной базы туризма (средств размещения и инфраструктуры);

• формирование современной нормативно-правовой базы развития туризма и системы государственного регулирования туристической деятельности, в том числе системы мер, обеспечивающих безопасность в сфере туризма;

• стимулирование развития отечественного предпринимательства в сфере туризма, поддержка малого предпринимательства в этой области;

• создание условий для возрождения и развития традиционных центров туризма, освоения новых туристических районов с обширным природным и историко-культурным потенциалом;

• совершенствование системы информационного обеспечения туристической индустрии, проведение активной рекламной деятельности;

• создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристических кадров.

Необходимо отметить, что кризис отчасти повлиял на сроки реализации проекта по развитию туристско-рекреационного комплекса Карачаево-Черкесии, но не изменил принципиальных намерений инвесторов.

Республика выполнила свою часть обязательств по снятию инфраструктурных ограничений в ущелье Архыз. По программе «Юг России» началось строительство современной автомагистрали к курорту, газопровода, систем водоснабжения и канализации. Теперь дело за инвесторами.

Если говорить о развитии туризма в Карачаево-Черкесии в целом, то необходимым условием успешного развития этой отрасли экономики следует считать ликвидацию «транспортной тупиковости

республики». Важным стратегическим объектом, к которому руководство КЧР пытается привлечь внимание российского правительства, является строительство 270 км дороги Минеральные Воды — Черкесск — Сухум — Адлер посредством реконструкции Военно-Сухумской дороги.

Инвестиционно привлекательным представляется предложение о создании южного российского туристического кольца.

Развитие социальной инфраструктуры региона. В ходе анализа социально-экономического состояния проводится оценка эффективности использования инвестиций и решаются следующие задачи [12]:

• мониторинг состояния природно-ресурсного потенциала;

• выявление причин ухудшения состояния окружающей среды;

• изучение динамики и половозрастной структуры населения;

• изучение причин и направлений миграционных потоков;

• оценка использования трудовых ресурсов по отраслям;

• раскрытие причин безработицы;

• оценка уровня качества жизни и его обеспеченность объектами социальной инфраструктуры;

• оценка возможностей предприятий различных форм собственности в интересах хозяйства и населения региона.

Особенно важно при анализе обратить внимание на реальные доходы населения, сбалансированность денежных доходов и расходов, решение продовольственной проблемы, увеличение производства товаров народного потребления, жилищное обеспечение, развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Уровень жизни характеризуется обеспеченностью населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами и степенью удовлетворения людей в этих благах. Он часто определяется как доля валового внутреннего продукта на душу населения и может использоваться для сравнения уровня жизни в разных странах.

Основными элементами инфраструктуры рынка труда являются: служба занятости и трудоустройства, биржа труда, система профессиональной подготовки и переобучения, профсоюзы трудящихся, союзы предпринимателей и работодателей.

Факторы спроса при этом определяют: экономическое развитие страны, уровень общественной производительности труда, цикличность производства, уровень номинальной заработной платы.

Факторы предложения в свою очередь определяют: численность населения, долю трудоспособного населения в общей его массе, среднее число часов, отработанных рабочим за год, уровень оплаты труда, качество труда и квалификацию рабочих.

Предприниматели заинтересованы использовать рабочую силу в таком количестве, чтобы предлагаемый продукт труда был равен реальной заработной плате или же, чтобы объем заработной платы в денежном выражении был равен стоимости предельного продукта труда.

Основными направлениями государственной политики в области занятости населения являются:

• обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации права на труд;

• поддержание трудовой непредпринимательской инициативы граждан (через налогообложение);

• социальная защита в области занятости. Социальная защита населения — это комплекс

мер и методов, используемых органами власти для регулирования негативных последствий рыночных отношений с целью поддержания уровня жизни различных слоев населения и сглаживания возможных социальных конфликтов. Существуют следующие направления социальной защиты: комплекс мер по защите от инфляционных процессов; защита лиц, потерявших работу; защита социально слабых слоев населения.

Методы защиты доходов населения: индексация доходов; компенсационные выплаты (фиксированные доплаты кдоходам, определяемые в зависимости от роста цен); пособия и дотации; продажа товаров по низким ценам малообеспеченным гражданам; создание фондов вспомоществования.

В КЧР ликвидирована многомиллионная задолженность по зарплате работникам предприятий разных форм собственности. Республика вошла в тройку российских субъектов, в которых зарегистрировано снижение официальной зарегистрированной безработицы. В течение всего 2009 г. в Карачаево-Черкесии активно реализовывалась программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда, благодаря которой почти в 4 раза сократилась численность работающих в режиме неполного рабочего времени, на столько же удалось уменьшить численность работников, находящихся в административных отпусках. Вдвое сокращено число работников, находящихся в простое. Создано и сохранено около 1 600 рабочих мест для работников, находящихся под риском увольнения, надесяти предприятияхреспублики.

Кроме того, в рамках реализации программы в октябре 2009 г. к опережающему обучению приступили 306 чел. Около 5 тыс. граждан республики приняли участие в общественных работах.

В то же время шесть крупных предприятий республики получили сертификаты доверия работодателю. Это, по сути, признание усилий руководства предприятий по достижению нового качественного уровня защиты трудовых прав, здоровья и обеспечения безопасных условий труда с повышением его производительности.

Расширение межрегиональных связей. Как уже отмечалось, КЧР активно сотрудничает с иностранными инвесторами. Не менее важную роль для эффективного развития региона играют совместные проекты с успешными экономическими субъектами РФ [1]. Так, несмотря на кризис, Москва не отказывается от ранних договоренностей инвестировать средства в различные сферы экономики Карачаево-Черкесии. Правительство Москвы построит комплекс для лыжного и спортивного туризма в Домбае. Речь идет о пансионате площадью 10 тыс. м2, проектирование которого уже началось. Столичные власти готовы инвестировать в развитие туристической сферы КЧР более 1 млрд руб.

Москва — первопроходец, демонстрирующий пример государственного мышления и государственного подхода. И если ее проекты будут реализованы, это станет мощным импульсом для развития Карачаево-Черкесии.

Кроме договоренностей с Москвой у КЧР сложились неплохие отношения со Ставропольским краем, регионами ЮФО. Также подписаны договоры о сотрудничестве с Волгоградской и Саратовской областями.

Из конкретных примеров можно привести совместный инвестиционный проект фирмы из КЧР «Кагов Корпорейшн» и Северо-Кавказского государственного технического университета (Ставрополь), которые намерены организовать производство синтетической кожи на основе на-нотехнологий стоимостью свыше 1 млрд руб., из которых около 600 млн руб. уже освоены.

Главное направление проводимой в дотационной республике организационно-хозяйственной работы — это решение социально-экономических проблем [19], в том числе развитие образования и здравоохранения, предпринимательства, агропромышленного и энергетического комплексов, туристско-рекреацион-ного комплекса, промышленного производства.

Для КЧР перспективным остается строительство: республика по-прежнему будет участвовать

в программе реформирования ЖКХ, вкладывать средства в капитальный ремонт объектов социальной сферы и инфраструктуры. Есть планы по созданию на территории республики нового цементного завода. Такую возможность активно обсуждают владельцы компании «Евроцемент групп» и их китайские партнеры.

С запуском первой малой ГЭС на Эшкаконском гидроузле появилась уверенность, что дальнейшая реализация программы строительства малых ГЭС на территории КЧР будет продолжена. В целом в республике может быть построено до 30 малых ГЭС. В 2010 г. на реке Большой Зеленчук начнется строительство такой станции мощностью 1,2 МВт. Стоимость проекта оценивается в 50 млн руб [18].

Исследование состояния и перспектив развития имеющегося в КЧР социально-экономического и природного потенциала позволяет сделать вывод о возможности улучшения ситуации в регионе. Для этого следует активизировать решение таких проблем, как увеличение доходов бюджета КЧР, улучшение образования, здравоохранения, снижение уровня бедности, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни.

Реализуя и развивая предложенную стратегию, а также входящие в нее целевые программы можно осуществить все предусмотренные планы по выводу региона из числа дотационных.

Список литературы

1. Ашхотова Э. А. Организационно-экономические инструменты расширения межрегиональных связей в Северо-Кавказском федеральном округе // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. № 5.

2. Боташева А. С. -ХСтратегия социально-экономического развития региона. Материалы XI Всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий». М.: ЦЭМИ РАН. 2010.

3. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

4. Видяпина В. И., Степанова М. В. Региональная экономика. М.: Экономика. 2005.

5. Дружинин А. Г., Ионов А. Ч. Концептуальные основы регионализации экономики. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ. 2001.

6. Иванова Е.И., Хрусталев Е.Ю. Методология организации и использования информационных ресурсов для управления региональной

экономикой // Информационные ресурсы России. 2008. № 3.

7. Ключников С. В. Теоретические аспекты анализа инвестиционной привлекательности объектов инвестирования // Финансы и кредит. 2010. №22.

8. Мусаева Х.М., Мирзаханова А. М. Некоторые методические аспекты формирования программ социально-экономического развития депрессивных регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 30.

9. НагоевА. Б. Депрессия и кризис в региональном развитии // Финансы и кредит. 2009. № 48.

10. РайзбергБ. А., ЛобкоА. Г. Программно-целевое планирование и управление. М.: Наука. 2006.

И. Суркова С. А., Шушарина В. В. Депрессивные регионы: типологические особенности и механизм преодоления депрессивности // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 1.

12. СкопинаИ. В., Скопин О. В., Грабар A.A. Основные подходы к исследованию и оценке эффективности развития социальной инфраструктуры региона // Региональная экономика: теория и практика. 2010.№21.

13. Тихонов И. П., Хрусталев Е. Ю. Инновационный механизм научно-технологического развития экономики. // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2006. № 5.

14. Ушвицкий Л. И., Малеева А. В., Соколова A.A. О совершенствовании методов выравнивания бюджетной обеспеченности в системе межбюджетных отношений региона // Финансы и кредит. 2006. № 2.

15. Фетисов Г. Г., Орешин В. П. Региональная экономика и управление. М.: МГУ. 2006.

16. Хрусталев Е. Ю. Экономические проблемы создания объектов двойного назначения инфра-стуктуры территорий регионов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2007. № 7.

17. Этноэкономика Юга России: концепции, параметры, механизмы. Материалы Всероссийской научной конференции. Домбай: КГУ. 2005.

18. Эбзеев Б. С. Приоритеты в работе подсказывают сами люди. URL: http://www.interfax-russia. ra/South/exclusives.asp?id=129603.

19. Эбзеев Б. С. Государственное единство и целостность РФ (конституционно-правовые проблемы). М.: Экономика. 2006.

20. Официальный сайт Карачаево-Черкесской Республики. URL: http://www.kchr.info.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.