УДК 338.262.4
стратегия социально-экономического развития региона в посткризисный период
м. а. мамбетов,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга E-mail: kancerovr@mail. ru северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия
В условиях возможного ограниченного финансирования стратегий социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа необходимо выделить наиболее перспективные и стабильные направления развития региона. Важное значение имеет создание достаточного количества рабочих мест для снижения социальной напряженности в регионе, а также достаточного количества стабильных предприятий для уменьшения зависимости региональных бюджетов от федеральных дотаций.
Ключевые слова: стратегия социально-экономического развития СКФО, федеральные дотации, инвестиции, агропромышленный комплекс, малый бизнес, добывающая промышленность, туристические кластеры.
В условиях глобализации экономики финансовый кризис повлиял на экономическую ситуацию всех ведущих стран мира. Однако глубина кризиса в разных странах была различной, в особо тяжелом положении оказались страны с сырьевой экономикой, в том числе и Россия.
Отсутствие достаточных финансовых ресурсов привело к банкротству многих производителей. Государство вынуждено было выделять кредиты для поддержки банковского сектора, наиболее крупных производителей и градообразующих предприятий, а в некоторых случаях увеличивало госзакупки (госзаказ).
Неравномерно отразился кризис на экономическом положении различных регионов России, в
большей степени последствия кризиса отразились на тех регионах, где сосредоточены финансовые ресурсы (гг. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург), крупные промышленные центры с отсталой технологией и неконкурентоспособной продукцией, регионы, участвующие в глобальном рынке как поставщики сырья. В меньшей степени кризис повлиял на экономику регионов, поставляющих продукцию на внутренний рынок, в том числе субъекты СКФО, дополнительным стабилизирующим фактором для которых является высокая дотационность региона [1].
В острой фазе кризиса доля федеральных трансфертов в доходах консолидированных бюджетов республик оставалась стабильно высокой, но в 2010 г. в рамках общего сокращения объема федеральных трансфертов она немного снизилась. При этом в наиболее политически проблемных республиках объем трансфертов сохранился, а в Карачаево-Черкесии даже вырос (рис. 1).
Наиболее проблемные республики Северного Кавказа - Ингушетия, Чечня, Дагестан при анализе не рассматриваются, так как экономический рост этих республик искусственный, на 90 % формируется за счет федеральных трансфертов. В случае Чечни, Ингушетии и Дагестана формирование бюджета субъекта РФ фактически означает средства федерального бюджета, только пропущенные через бюджет региона в виде дотаций и субсидий. Поэтому возможное негативное влияние кризиса на экономику этих республик компенсируется вы-
150 140 130 120 110 100 90 80 70 60 50 40 30
□ 2008 г.
□ 2009 г. И 2010 г.
I
1 2 3 4
Источник: [2].
Рис. 1. Динамика объема трансфертов в консолидированные бюджеты субъектов СКФО, %: 1 - Карачаево-Черкесская Республика; 2 - Кабардино-Балкарская Республика;
3 - Ставропольский край; 4 - Республика Северная Осетия - Алания
соким уровнем финансирования, что обеспечивает стабильный рост экономических показателей, независимо от изменения внешних условий. Иными словами, изменение социально-экономической ситуации в этих республиках и уровня наполняемости их бюджетов в большей степени зависят от внутриполитических факторов, чем от внешнеэкономических.
Отток иностранного капитала и дефицит собственных финансовых средств резко ухудшили инвестиционный климат в России в целом, поэтому характерный для всей страны кризисный спад инвестиций произошел также и в республиках Северного Кавказа, несмотря на их дотационность (табл. 1).
Только в Ставропольском крае рост инвестиций продолжился, в том числе благодаря реализации федеральных целевых программ и дополнительному финансированию в связи с созданием нового Северо-Кавказского федерального округа. А в республиках Северного Кавказа доля инвестиций остается на низком уровне (табл. 2).
Как видно из табл. 2, доля бюджетных средств в инвестициях в КЧР выше, чем в других республиках, что свидетельствует о низком уровне привлечения в регион частных инвестиций.
Между тем вопрос привлечения инвестиций остается основной задачей социально-экономического развития региона: создание новых предприятий и как следствие создание новых рабочих мест, так как основной социальной проблемой региона остается безработица (табл. 3).
Уровень безработицы в Северо-Кавказском федеральном округе, даже по официальным данным, вдвое превышает общероссийский показатель, а фактический уровень выше в 3 раза. Поэтому в плане комплексной стратегии развития СКФО до 2025 г. задача снижения безработицы путем активного создания рабочих мест указана одной из первостепенных задач. Программа подразумевает создание более 400 тыс. новых рабочих мест и сокращение уровня официальной безработицы до 5 %, что ниже нынешнего общероссийского по-
Таблица 2
Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций в 2010 г., %
Субъект СКФО Доля бюджетных средств В том числе
федерального бюджета бюджетов субъектов РФ
Карачаево-Черкесская Республика 41 34 7
Кабардино-Балкарская Республика 39 30 9
Республика Северная Осетия - Алания 29 23 6
Источник: [2].
Таблица 3
Уровень безработицы в регионах РФ в 2007-2010 гг. *, %
Таблица 1 Динамика инвестиций в СКФО в 2009-2010 гг. *, %
Субъект СКФО 2009 2010
Ставропольский край 16 22
Карачаево-Черкесская Республика -20 -48
Кабардино-Балкарская Республика -7 -12
Республика Северная Осетия - Алания -5 -30
Регион РФ 2007 2008 2009 2010
Российская Федерация 6,1 6,3 8,4 7,6
Северо-Кавказский федеральный округ 19,5 16,2 16,5 14,8
Кабардино-Балкарская Республика 17,6 18,3 14,4 13,8
Карачаево-Черкесская Республика 18,3 16 12,2 10,6
Республика Северная Осетия - Алания 9,7 10,1 10,6 10,2
Ставропольский край 6,4 7,8 8,7 8
* В процентах к уровню инвестиций в 2008 г. Источник: [2].
* Уровень безработицы дается в среднем за год. Источник: [2].
казателя. Между тем вопрос финансирования этой программы до сих пор не решен. Первоначально заявленную сумму в 3,9 трлн руб. Министерство финансов РФ отказывается поддерживать, считая эту сумму неоправданно завышенной, не говоря уже о попытках увеличения объема предполагаемых инвестиций до 5,5 трлн руб. Все это происходит на фоне ухудшающейся общемировой экономической ситуации, экономической нестабильности ряда стран ЕС (Испания, Португалия, Италия, Греция) и экспертных оценок возможности наступления второй волны кризиса уже в 2012-2015 гг. Именно на этот период планируется начало финансирования стратегической программы развития СКФО.
В этих условиях основной оценкой степени привлекательности инвестиционных проектов может стать не уровень их прибыльности, а уровень стабильности.
Как показал опыт прошедшего кризисного периода, наиболее стабильными оказались отрасли, обеспечивающие внутренние потребления, поэтому в условиях ожидания второй волны кризиса и возможного ограниченного финансирования наиболее перспективными направлениями развития СКФО могут стать:
• развитие агропромышленного комплекса, так как, во-первых, сельское хозяйство всегда было одной из наиболее развитых отраслей региональной экономики, одной из его специализаций и доля аграрного сектора в большинстве субъектов СКФО выше, чем промышленности (табл. 4, 5) [3]. Во-вторых, за прошедший период индексы цен и объемы реализации основных продуктов питания не испытали существенных колебаний даже в «острой» фазе кризиса, т. к. доходы населения дотационных республик не изменились благодаря финансовой поддержке федерального центра, что позволило сохранить уровень спроса на докризисном показателе (рис. 2-4) [2].
В-третьих, в рамках озвученной Президентом РФ Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации одной из основных ее задач является устойчивое развитие отечественного производства и переработки сельхозпродукции, замена на внутреннем рынке продуктов питания импортного производства продукцией российских сельхозпроизводителей, достаточной для обеспечения продовольственной независимости страны. Более того, обозначены пороговые цифры, определяющие удельный вес отечественной сельхозпродукции в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка соответствующих продуктов. В среднем этот показатель составляет 80 %, а по некоторым продуктам, например по зерну и картофелю, - 95 %. По целому ряду из этих позиций, в том числе таких как зерно, сахар, растительное масло, мясо и мясопродукты, молоко, овощи и фрукты, Северо-Кавказский регион в состоянии не только полностью удовлетворить свои потребности, но и частично потребности РФ в целом; • одним из приоритетных направлений развития региона должно стать развитие малого и среднего бизнеса. Так как малый бизнес в большей степени замкнут внутри региона как в том, что касается ресурсов (сырьевых и трудовых), так
Таблица 4 Продукция сельского хозяйства в январе - сентябре 2011 г.*
Субъект СКФО Млн руб. В % к 2010 г.
Кабардино-Балкарская Республика 20 028,4 101,6
Карачаево-Черкесская Республика 13 355,7 107,8
Республика Северная Осетия - Алания 91 56,6 105,1
Ставропольский край 76 991,7 115,3
* По всем категориям сельхозпроизводителей; в действующих ценах; оценка; в процентах к аналогичному периоду 2010 г.
Таблица 5
Производство основных видов продукции животноводства в январе - сентябре 2011 г. *
Субъект СКФО Скот и птица на убой (в живом весе) Молоко Яйца всех видов
Тыс. т В % к 2010 г. Тыс. т В % к 2010 г. Млн шт. В % к 2010 г.
Кабардино-Балкарская Республика 62,5 113,9 317,9 107,5 154,6 102,8
Карачаево-Черкесская Республика 35,9 109,4 186,3 102,9 94,4 108,0
Республика Северная Осетия - Алания 47,6 105,5 182,5 102,8 89,6 100,4
Ставропольский край 258,7 106,8 558,6 104,9 732,8 99,2
* В хозяйствах всех категорий, в процентах к аналогичному периоду 2010 г.
160 140 120 100 80 60 40 20 0
Рис. 2. Динамика индексов цен зерновых в 2007-2010 гг., %: 1 - Карачаево-Черкесская Республика; 2 - Кабардино-Балкарская Республика; 3 - Ставропольский край; 4 - Республика Северная Осетия - Алания
140 120 100 80 60 40 20 0
2007
2008
2009
2010
Рис. 3. Динамика индексов цен молока в 2007-2010 гг, %: 1 - Карачаево-Черкесская Республика; 2 - Кабардино-Балкарская Республика; 3 - Ставропольский край; 4 - Республика Северная Осетия - Алания
140 120 1 00 80 60 40 20 0
Рис. 4. Динамика индексов цен мяса в 2007-2010 гг., %: 1 - Карачаево-Черкесская Республика; 2 - Кабардино-Балкарская Республика; 3 - Ставропольский край 4 - Республика Северная Осетия - Алания
и в том, что касается рынка сбыта, а значит, меньше подвержен влиянию внешнеэкономических факторов. Заемные средства и другие источники внешнего финансирования таким проектом требуются на момент их создания, дальнейшую жизнедеятельность предприятия малого бизнеса обеспечивают, как правило, самофинансированием. Создание таких предприятий не требует больших инвестиций, а период окупаемости этих проектов в большинстве случаев не превышает 1,5-2 лет. Это создает дополнительную привлекательность подобных проектов для потенциальных инвесторов.
Для развития малого и среднего бизнеса в регионе целесообразно создание стандартного пакета документов, своего рода болванок-документов для наиболее распространенных направлений бизнеса, в том числе: в строительстве, в сельском хозяйстве, в торговле, в сфере оказания услуг, с целью облегчить процесс создания таких предприятий и упрощения процедуры получения кредитов. Активнее использовать механизмы межрегионального продвижения продукции предприятий малого и среднего бизнеса СКФО на потребительские рынки других регионов РФ. Для поддержки малого и среднего бизнеса необходимо рассмотреть возможность снижения налогового бремени и возможность субсидирования процентных ставок по кредитам, выдаваемым на создание таких предприятий. Все это дает возможность быстрого тиражирования однотипных проектов во всех субъектах СКФО; • полноценное развитие региона невозможно без развития промышленности, т. к. крупный бизнес обеспечивает не только создание большого числа рабочих мест, но и существенную наполняемость бюджетов всех уровней (табл. 6) [3]. Одной из приоритетных задач развития крупного бизнеса в регионе является развитие добывающей и перерабатывающей промышленности, в первую очередь связанной с добычей и переработкой руд цветных и драгоценных металлов, в том числе в Карачаево-Черкесии (Урупский ГОК), Кабардино-Балкарии (Вольфрамо-молибденовый комбинат в г. Тырныауз) и Северной Осетии-Алании (Электроцинк в г. Владикавказе). Опыт прошедшего периода показал, что рынок цветных металлов подвержен колебаниям в меньшей степени, чем рынок черной металлургии. Рынок драгоценных металлов весь кризисный период испытывал стабильный рост цен, ведь они воспринимались потенциальными инвесторами как островки безопасности, в которых можно не только сохранить свои капиталовложения, но и преумножить их.
Еще одним направлением развития, требующим помощи федерального центра, станет развитие транспортной инфраструктуры региона, ведь самостоятельно решить эту задачу регион не в состоянии, а наличие развитой инфраструктуры, в том числе сети автомобильных дорог, является одним из условий стабильного экономического развития. Транспортные расходы предприятия остаются неоправданно высокими и в стоимости продукции некоторых отраслей (в том числе сельхозпродук-
2010
2010
Таблица 6
Индекс промышленного производства в январе - сентябре 2011 г.
В том числе по видам экономической деятельности
Субъект СКФО Индекс промышленного Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие Производство и распределение
производства производства электроэнергии,
газа и воды
Кабардино-Балкарская Республика 101,7 65,0 99,9 110,2
Карачаево-Черкесская Республика 110,1 99,2 119,1 94,3
Республика Северная Осетия - Алания 109,1 103,0 116,0 94,0
Ставропольский край 104,9 97,8 104,7 107,7
ции), составляют около 30 %, тогда как среднеевропейский показатель не превышает 10 %.
В случае ограничения финансового участия федерального центра, очевидно, придется отказаться от реализации проектов по созданию так называемых туристических кластеров. Несмотря на то, что туризм, несомненно, является одной из специализаций региона. Однако реализация этих проектов в предлагаемом объеме потребует существенного внешнего финансирования, при этом они не могут обеспечить создания достаточного количества рабочих мест для снижения социальной напряженности региона, тем более во всех его субъектах. В случае наступления кризиса туризм станет одной из наиболее уязвимых отраслей, ведь необходимость экономии средств заставит потенциальных потребителей либо ограничить расходы на туризм и отдых, либо полностью от него отказаться.
С учетом всего вышесказанного в условиях возможного ограниченного финансирования и вне-
шней экономической нестабильности проекты социально-экономического развития СКФО придется дифференцировать по степени значимости, причем одним из основных критериев дифференциации станет жизнеспособность и стабильность проектов в период возможного кризиса.
Список литературы
1. Мамбетов М. А., Мамбетова Р. А. Динамика потребительского рынка СКФО в кризисный и посткризисный период // Материалы региональной научно-практической конференции «Рациональные пути решения социально-экономических и научно-технических проблем региона». Черкесск: СКГГТА, 2011.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. Стат. сб. М.: Росстат. 2011.
3. СКФО в цифрах в январе - сентябре 2011 г. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. 2011. URL: http://www. stavstat. ru/default. aspx.