Научная статья на тему 'К вопросу о реализации инвестиционного потенциала Северо-Кавказского федерального округа'

К вопросу о реализации инвестиционного потенциала Северо-Кавказского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ПОТЕНЦИАЛ / СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Капранова Л. Д.

По данным Росстата проведен анализ инвестиционной деятельности субъектов Северо-Кавказского федерального округа за 2000-2009 гг. Выявлены основные закономерности распределения инвестиций по субъектам РФ в зависимости от инвестиционного климата. Показана связь между инвестиционным потенциалом и реальными инвестициями, проанализированы возможности улучшения инвестиционного климата в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о реализации инвестиционного потенциала Северо-Кавказского федерального округа»

УДК 336.02

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Л. Д. КАПРАНОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры инвестиционного менеджмента

Е-mail: [email protected] Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

По данным Росстата проведен анализ инвестиционной деятельности субъектов Северо-Кавказского федерального округа за 2000-2009 гг. Выявлены основные закономерности распределения инвестиций по субъектам РФ в зависимости от инвестиционного климата. Показана связь между инвестиционным потенциалом и реальными инвестициями, проанализированы возможностиулучше-ния инвестиционного климата в регионе.

Ключевые слова: инвестиции, потенциал, СевероКавказский федеральный округ, стратегия социально-экономического развития.

В 2010г. из состава Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО), в состав которого вошли Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край. Территория округа составляет 172 360 км2 (1 % от территории России), население составляет 9,1 млн чел. СКФО имеет важное стратегическое и геополитический значение для России в силу своего географического положения и наличия экономического потенциала для развития, способного привлечь инвесторов. Необходима интеграция Северного Кавказа в единое экономическое пространство России, в том числе за счет осуществления масштабных проектов общероссийского уровня, которые реализуются на юге страны. Но для этого в субъектах Российской Федерации, входящих в

СКФО, необходимо создать стабильные условия для развития, которые и позволят реализовать этот потенциал. В этих целях была разработана и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2010 № 1485-р Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года [2]. В ней определяются основные направления, способы и средства достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на территории федерального округа. Первостепенное значение для успешного развития экономики и реализации экономического потенциала республик Северного Кавказа имеют следующие условия:

- во-первых, обеспечение должной безопасности в регионе;

- во-вторых, развитие инфраструктуры, которая должна быть представлена развитой дорожной сетью, энергетическими системами и современной сетью сбыта продукции;

- в-третьих, наличие определенных стимулов, повышающих интерес бизнеса к вложению средств в развитие региона, а именно: создание особой экономической зоны, предоставление налоговых льгот, формирование кластеров, введение особого режима для малого и среднего бизнеса [2].

Округ обладает определенным потенциалом роста, создающим благоприятные условия для дальнейшего развития с учетом значительных

инвестиций для освоения в первую очередь имеющегося природно-ресурсного потенциала. Главная цель инвестиционной политики — развитие энергоресурсной базы региона и обеспечение потребностей экономики и населения в нефтепродуктах, газе, сырье для производства строительных материалов и ресурсах подземных вод. Производственный потенциал преимущественно представлен производством нефтепродуктов (29 % в структуре выручки обрабатывающей и добывающей промышленности), а также пищевой и химической промышленностью, машиностроением, металлургической промышленностью и производством стройматериалов.

Наибольший вклад в общий объем производства вносит Ставропольский край, Чеченская Республика и Республика Дагестан, на которые приходится более 97 % добычи топливно-энергетических ресурсов в Северо-Кавказском федеральном округе. При этом в структуре отгруженной продукции промышленного производства добыча топливно-энергетических ресурсов имеет наибольшую долю в Чеченской Республике (36,5 %), Республике Ингушетия (25,4 %) и Республике Дагестан (4,6 %).

Доля Северо-Кавказского федерального округа в объемах запасов и добычи топливно-энергетических ресурсов Российской Федерации незначительна, а доля выручки в этой сфере деятельности составляет менее 1 %. В 2009 г. в округе добыто 0,6 % нефти и 0,2 % газа от общего объема добычи в Российской Федерации.

Поэтому наиболее привлекательными сферами для инвестиций, которые могут дать толчок развитию региона, являются нефтехимическая промышленность, агропромышленный комплекс, машиностроение и стройиндустрия. Безусловными инвестиционными приоритетами обладают добыча, переработка и транспортировка нефти и газа, развитие машиностроения, электроэнергетики, минерально-сырьевого комплекса.

Активизация инвестиционной деятельности в этих сферах бизнеса будет способствовать решению острых социальных и экономических проблем — это слаборазвитая промышленность и инфраструктура, высокая безработица.

В настоящее время доля аграрного сектора в валовом региональном продукте СКФО составляет 22 %; доля промышленности — 11 %. Основной вклад в валовой региональный продукт вносят сектор государственного управления и сфера социальных (в том числе коммунальных) услуг, доля которых в валовом региональном продукте состав-

ляет до 55 % (по Российской Федерации — 16 %). Ни в одном из субъектов Российской Федерации, входящих в СКФО, объемы валового регионального продукта на душу населения не достигают и половины от среднероссийского показателя. В целом по округу этот показатель в три раза ниже, чем по Российской Федерации [2].

Представленные в табл. 1 данные, характеризующие инвестиционный климат, свидетельствуют о низком инвестиционном потенциале и высоких рисках, что не благоприятствует притоку инвестиций в регион.

Ранг инвестиционного климата определяется при сопоставлении значений двух интегральных показателей: инвестиционного потенциала, который отражает влияние факторов, способствующих притоку инвестиций и инвестиционного риска, отражающего факторы, препятствующие развитию инвестиционного процесса.

В целом значения составляющих инвестиционного потенциала достаточно низкие, за исключением инфраструктурной (Чеченская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Кабардино-Балкарская Республика), трудовой и потребительской (Республика Дагестан, Ставропольский край), туристической (Ставропольский край).

Существует достаточно тесная взаимосвязь между объемами инвестиций и инвестиционным рангом субъектов СКФО. В целом инвестиционный климат характеризуется низким потенциалом и высокими рисками. А сам округ по общему объему инвестиций в основной капитал стоит на последнем месте среди федеральных округов страны. Небольшие объемы инвестиций финансируются в основном за счет средств федерального

Таблица 1

Инвестиционный климат субъектов Российской Федерации, входящих в СКФО

Субъект Ранг инвестиционного климата

Республика Дагестан 3С1 — пониженный потенциал, высокий риск

Республика Ингушетия 3Д — низкий потенциал, экстремальный риск

Кабардино-Балкарская Республика 3В2 — незначительный потенциал, умеренный риск

Карачаево-Черкесская Республика 3С2 — незначительный потенциал, высокий риск

Республика Северная Осетия — Алания 3С2 — незначительный потенциал, высокий риск

Ставропольский край 3В1 — пониженный потенциал, умеренный риск

Чеченская Республика 3Д — низкий потенциал, экстремальный риск

бюджета. Собственных средств практически нет. Первостепенная задача — повысить инвестиционную привлекательность региона и стимулировать приток средств в регион. Этому процессу могут содействовать поступающие в регион средства из федерального бюджета, которые улучшат общий инвестиционный климат в регионе, что повысит привлекательность инвестирования в этот регион среди частных инвесторов. В настоящее время наибольшая доля инвестиций в СКФО приходится на транспорт и связь, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, операции с недвижимым имуществом. В целом структура инвестиций по субъектам округа равномерна, за исключением Республики Ингушетия, в которой инвестиции в сферу государственного управления составили 58 %, а доля инвестиций в промышленность и сельское хозяйство — меньше 2,5 %.

В 2009 г. объем федеральных трансфертов в Северо-Кавказский регион составил 179 млрд руб., что в 12 раз превышает инвестиции в 2000 г., которые составляли 15 млрд руб. Однако эффективность использования федеральных трансфертов составляет всего 14,4 % [3]. Поэтому в настоящее время сложившаяся ситуация требует формирования такого механизма управления инвестиционной деятельностью, который учитывал бы недостаточно развитую экономическую базу и высокий уровень безработицы; значительную долю теневой экономики; межэтнические и межрелигиозные конфликты; относительно низкий уровень развития транс-

Таблица 2

Инвестиции в основной капитал по субъектам Российской Федерации, входящим в состав СКФО,

в период 2000 — 2009 гг., млн руб.

Субъект 2000 2005 2006 2007 2008 2009

Республика Дагестан 3 479 26 966 39 584 60 713 86 273 100 995

Республика Ингушетия 952 3 431 3 370 7 678 5 428 7 958

Кабардино-Балкарская Республика 2 409 5 830 6 443 12 788 13 912 12 054

Карачаево-Черкесская Республика 637 6 242 7 988 9 082 10 948 10 148

Республика Северная Осетия — Алания 1 656 5 959 6 912 14 644 16 348 16 701

Ставропольский край 15 865 31 706 42 038 53 665 70 127 78 507

Чеченская Республика 971 13 184 22 616 41 318 37 706 34 779

Таблица 3

Индекс физического объема инвестиций по субъектам Российской Федерации, входящим в состав СКФО,

в период 2000-2009 гг., %

Субъект 2000 2005 2006 2007 2008 2009

Республика Дагестан 137,6 141,9 123,5 134,2 129,4 112,5

Республика Ингушетия 120,9 в 2,9 раза 83,4 в 2,1 раза 60,7 194,1

Кабардино-Балкарская Республика 50,9 92,9 101,1 173,4 87,7 67,8

Карачаево-Черкесская Республика 77,2 165,7 117,1 102,9 104,2 88,9

Республика Северная Осетия — Алания 130,2 137,4 106 188,7 96,2 91

Ставропольский край 171,6 118,2 119,8 110,9 110,2 100

Чеченская Республика - 169,1 152,9 159,8 100,5 90,8

300 250 200 150 100 50 0

2000 2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 1. Инвестиции в основной капитал в СКФО за 2000-2009 гг., млрд руб.

портной и социальной инфраструктуры; высокий уровень коррупции, относительно неэффективную систему государственного управления.

Объем инвестиций в основной капитал за период с 2000-2009 гг. в СКФО показан на рис. 1.

За этот период наблюдался значительный рост инвестиций, которые и должны определить будущий экономический и политический облик региона и способствовать реализации его экономического потенциала. Причем кризисные годы практически не отразились на совокупном объеме инвестиций в данном регионе.

В табл. 2, 3 приведены динамика инвестиций в основной капитал и индекс физического объема инвестиций по субъектам, входящим в состав СКФО, за период 2000-2009 гг. За последние десять лет во всех субъектах региона наблюдался стремительный рост инвестиций в основной капитал. Особо следует

100] 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

2005

2006

2007

2008

2009

Рис. 2. Амплитуда колебаний инвестиций в основной капитал субъектов Российской Федерации, входящих в

состав СКФО, в период 2005—2009 гг., млрд руб.

выделить Чеченскую Республику, Республику Дагестан, Карачаево-Черкесскую Республику, в которых общий объем инвестиций за этот период увеличился в 39, 25, и 17 раз соответственно благодаря реализации федеральных программ и росту финансирования из федерального бюджета страны.

Причем, на протяжении последних пяти лет увеличивался разрыв между субъектами, в которых наблюдался максимальный объем, и субъектами, имеющими минимальный объем инвестиций в основной капитал. На рис. 2 представлена амплитуда колебаний инвестиций в основной капитал (А) по субъектам в составе СКФО, под которой понимается

A = I — I

max min'

где I — максимальный объем инвестиций в

max

субъект региона;

I . — минимальный объем инвестиций в субъ-

min

ект региона.

Очевидно, что величина амплитуды характеризует различия в масштабах инвестиционной деятельности в регионе в рассматриваемом периоде.

На основе данных Росстата была рассчитана амплитуда годового хода инвестиций в основной капитал субъектов СКФО. В период 2005—2009 гг. амплитуда колебаний из года в год постоянно увеличивалась, достигнув в 2009 г. своего максимума. Если в 2005 г. 1тах превосходил 1т1п в 9,2 раза, то в 2009 г. — в 12,7 раза. Минимальный объем инвестиций весь период оставался в Республике Ингушетия, а максимальный на протяжении 2005—2006 гг. сохранялся в Ставропольском крае, но начиная с 2007 г. лидером по объему инвестиций стала Республика Дагестан.

Особо активная инвестиционная деятельность наблюдалась в Республике Ингушетия, Республике Дагестан, Республике Северная Осетия — Алания и Чеченской Республике. Наиболее благоприятным для этих республик оказался 2007 г. Практически во всех республиках доля собственных средств в общих объемах инвестиций колеблется в пределах от 3 до 15 %, за исключением Ставропольского края (33,4 %) и Карачаево-Черкесской Республики (18,6 %), что свидетельствует о значительном финансировании инвестиционной деятельности из федерального и местных бюджетов. Эта тенденция показана на рис. 3.

В субъекты СКФО идут не инвестиции, а дотации из федерального центра, которые составляют до 50—90 % доходной части большинства бюджетов республик. Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия — Алания и Чеченская Республика являются наиболее дотационными. В то же время практически не развивается частное инвестирование. Региональные бюджеты ограничены в возможностях финансировать развитие региона. Финансирование из бюджета через

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия - Алания

Ставропольский край

I Собственные средства

Бюджетные средства

Прочие привлеченные средства

Рис. 3. Соотношение дотаций и собственных средств в инвестициях в основной капитал субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО, в 2009 г., %

0

федеральные целевые программы не приводит к адекватным результатам, большинство предлагаемых регионами бизнес-проектов имеет низкое качество, что не позволяет принять решение об их реализации [2].

«В то же время следует отметить, что идущие в регион инвестиции способны существенно увеличить объемы валового регионального продукта и пополнить местные бюджеты регионов Северного Кавказа. Однако реализации этой возможности препятствуют недостаточно развитая инфраструктура в регионе, отсутствие политики, которая объединила бы усилия региона и центра сосредоточить ресурсы на основных направлениях развития, а также отсутствие правовой базы и необходимой практики применения частно-государственного партнерства при реализации инвестиционных проектов и программ поддержки предприятий. Эти же показатели значительно ухудшают и инвестиционный климат региона», — отметил В. В. Путин на конференции партии «Единая Россия» в Кисловодске, когда обсуждались планы социально-экономического развития Северного Кавказа [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Причинами низкого показателя частных инвестиций в Северо-Кавказском федеральном округе являются высокие риски, недостаток инфраструктуры и стимулов для инвесторов (прежде всего внешних); отсутствие крупных потенциальных инвесторов на внутреннем рынке; отсутствие финансовых средств на проработку проектов у предприятий и предпринимателей, неразвитый сектор предпринимательства [2].

Присутствие иностранных инвесторов в Северо-Кавказском федеральном округе остается крайне низким. Объем иностранных инвестиций в 2008 г. составил меньше 1 млрд долл. США, т. е. не составляет половины процента от общего объема иностранных инвестиций в Российской Федерации. При этом внимание иностранных инвесторов сосредоточено в основном на Ставропольском крае и Республике Дагестан.

Запланирован переход субъектов СКФО от политики стабилизации к политике форсированного роста, в рамках которой ключевыми направлениями государственной поддержки станут инвестиции в развитие экономики. К 2025 г. ежегодные темпы роста валового регионального продукта в округе планируется довести до 7,7 %, доходы региональных бюджетов повысить в четыре раза, реальную среднемесячную заработную плату увеличить в 2,5 раза, создать 400 тыс. новых рабочих мест и снизить уровень регистрируемой безработицы с 16 до 5 %

[2]. В настоящее время в СКФО уже реализуется ряд инвестиционных проектов, призванных стать основой экономического роста региона. Реализовать эту стратегию планируется в два этапа.

Первый этап — это улучшение инвестиционного климата путем создания новых финансовых стимулов для развития экономики и привлечения средств инвестиционного фонда Российской Федерации, государственных банков и частных инвесторов для реализации промышленных и инфраструктурных проектов, совершенствования системы государственного управления и законодательной базы.

В рамках второго этапа на базе созданных инструментов и механизмов планируется осуществить активное привлечение частных инвестиций в модернизацию существующих производств и создание новых рабочих мест, реализацию отобранных инвестиционных проектов, масштабное развитие социальной сферы (жилищная программа, развитие инфраструктуры здравоохранения и образования).

Основным инструментом государственной поддержки социально-экономического развития Кавказа должна стать государственная программа, цель которой — сконцентрировать все средства на решении приоритетных задач развития округа, повысить оперативность управления бюджетными средствами и усилить контроль за их целевым использованием.

В настоящее время в регионе уже реализуются федеральные целевые программы: «Юг России», «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики», «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия», а также 23 отраслевых федеральных программы, направленные на развитие экономики и социальной сферы Северного Кавказа, общий объем финансирования которых в 2010 г. составит 20 млрд руб. На территории округа уже реализуется ряд достаточно крупных инвестиционных проектов. Осуществляется строительство стеклотарного завода «Анжи-Стекло» в Республике Дагестан, создается агрохолдинг в Чеченской Республике общей стоимостью до 10 млрд руб.

Нефтяная компания ОАО «ЛУКОЙЛ» реализует проект создания газохимического комплекса в Ставропольском крае «Ставролен», общая стоимость которого около 112 млрд руб., в том числе 2,6 млрд руб. планируется направить из инвестиционного фонда. Осуществляется реконструкция завода «Электроцинк» в Северной Осетии, объем инвестиций — около 3 млрд руб. В 2012 г. в респуб-

лике предусмотрено строительство Алагирского цементного завода, общий объем — 6 млрд руб.

В Карачаево-Черкесской Республике в 2012— 2013 гг. намечено освоение Худесского медно-кол-чеданного месторождения, объем инвестиций — 13 млрд руб.

Ведутся подготовка и реализация проектов, которые были одобрены на конференции партии «Единая Россия» в Кисловодске летом 2010 г. В числе их выделяются следующие: создание индустриальных парков в Невинномысске и Буденновске (общая стоимость 19 млрд руб.), завода по производству изделий из полиэтилена для пищевой промышленности в Республике Кабардино-Балкария (около 9,8 млрд руб.), предприятия по выпуску фотоэлектронных приборов и аппаратуры в Республике Северная Осетия — Алания (около 2,8 млрд руб.).

Планируется создание кластера строительных материалов в Республике Дагестан — 1,3 млрд руб., а также представлен ряд других инвестиционных проектов, которые предполагается рассмотреть в ближайшей перспективе.

В рамках реализации инвестиционных проектов компанией «Роснефть» в 2011 —2013 гг. предусмотрено строительство нефтеперерабатывающего завода мощностью 1 млн т. нефти в год в Чеченской Республике (объем инвестиций — около 17 млрд руб).

Ведутся работы по восстановлению нефтяного комплекса Республики Ингушетия.

Компанией ОАО «РусГидро» ведется строительство каскада Зарамагских ГЭС в Северной Осетии — Алании, Зеленчукской ГЭС в Дагестане, гидростанции на реке Черек в Кабардино-Балкарии.

Компанией ОАО «ФСК ЕЭС» осуществляются меры по развитию электросетей в Чеченской Республике, в Дагестане, в Северной Осетии—Алании, в Ставропольском крае. Объем инвестиций ОАО «Газпром» в субъекты округа в 2010 г. составил более 1,7 млрд руб. В реализации проекта участвуют ведущие российские банки — Внешэкономбанк, Россельхозбанк, Сбербанк России. Общий объем кредитного портфеля этих банков по Северному Кавказу составляет около 166 млрд руб. В настоящее время банками осуществляется кредитная поддержка 27 инвестиционных проектов.

Предусмотрен комплекс мер по созданию туристического кластера с использованием природно-климатического и рекреационного потенциала Северного Кавказа, определен список перспективных территорий, предусматривающих создание и дальнейшее развитие туристических рекреационных зон: в Республике Северная Осетия — Алания —

Мамисон, в Кабардино-Балкарской Республике — Эльбрус, в Дагестане — Матлас, в Карачаево-Черкесской Республике — Архыз,

Предполагается создание туристического кластера в СКФО, который оценивается в 451,44 млрд руб. Кластер, получивший название «Высота 5642», объединит пять горнолыжных курортов на Северном Кавказе — в Дагестане, Северной Осетии — Алании, Карачаево-Черкесии, Адыгее и Кабардино-Балкарии. Их общая площадь составит 4 тыс. га. Из общего объема инвестиций 272 млрд руб. составят средства институциональных инвесторов, 119,28 млрд руб. — частные инвестиции и кредиты банков, около 60 млрд руб. — госинвестиции.

Интерес к строительству туристического кластера проявили швейцарский банк Credit Suisse и арабская инвесткомпания Invest AD, с ними предполагается подписать протоколы о намерениях относительно инвестирования в этот проект. Переговоры об инвестировании в проект туристического кластера ведутся с другими крупными финансовыми институтами — Morgan Stanley, JPMorgan, Allianz. Этим финансовым структурам были направлены концепции создания горнолыжных комплексов. Проект по созданию сети горнолыжных курортов в регионах Северного Кавказа планируется завершить к 2020 г. [5].

В 2010 г. на поддержку проекта предусмотрены федеральные средства в размере 3 млрд руб., которые пойдут на увеличение уставного капитала ОАО «Открытые экономические зоны». Помимо прямого финансирования развития инфраструктуры планируется использование дополнительных форм государственной поддержки, в том числе придание курортам статуса туристическо-рекреационных особых экономических зон с предоставлением дополнительных налоговых и таможенных льгот [1].

Стратегия предусматривает ряд дополнительных мер, направленных на ускоренное социально-экономическое развитие Северного Кавказа. Одной из первоначальных мер является создание института развития Северо-Кавказского федерального округа. Здесь предлагается задействовать значительный опыт Внешэкономбанка в части реализации крупных инвестиционных проектов с привлечением государственных и внебюджетных средств.

Вопрос дальнейшего развития Кавказских Минеральных Вод зависит от возможностей выделения дополнительно около 3 млрд руб., из которых треть необходима в 2011 г. Причем многие объекты практически подготовлены к эксплуатации.

Финансирование строительства этих объектов начнется в 2011—2012 гг. в рамках федеральной целевой программы «Юг России», причем на ее реализацию предусмотрено выделение дополнительных бюджетных ассигнований [6]. Инвесторы, вкладывающие средства в проекты Северо-Кавказского федерального округа, будут получать налоговые и таможенные льготы, доступ к льготному финансированию, льготы по аренде земли и госгарантии [7].

Одним из важных факторов повышения инвестиционной привлекательности СКФО и улучшения его инвестиционного климата является создание действенного инструмента по реализации механизма размещения инвестиционных средств в привлекательные проекты.

Одним из таких механизмов является создание частно-государственных инвестиционных фондов развития. Предусматривается, что каждым из них будет руководить специальная управляющая компания, которая обеспечит объективную и квалифицированную оценку обоснованности инвестиционных проектов и параметров ожидаемой доходности. Пайщиками будут выступать крупные финансовые институты и частные компании, имеющие бизнес-интересы в анализируемом регионе [2].

Организация таких фондов предполагает изменение действующего законодательства по вопросам участия государства в уставном капитале этих организаций. При положительном решении вопроса о создании инвестиционных фондов с участием государства оно получит возможность отслеживать и контролировать их работу, в частности, направлять инвестиции в наиболее приоритетные секторы и проекты на территории региона. Планируется, что фонды получат административную поддержку и доступ к наиболее перспективным проектам, имеющим высокую инвестиционную привлекательность. Кроме того, для других инвесторов и партнеров фондов, в том числе иностранных, участие государства в капитале фондов будет свидетельствовать о намерении улучшить инвестиционный климат, непосредственно участвовать в работе фондов и нести все связанные с этим риски наряду с другими инвесторами.

Ожидается, что деятельность инвестиционных фондов позволит:

- создать эффективный механизм привлечения

и размещения инвестиций, позволяющий

проводить весь комплекс работ, связанных с предпроектной подготовкой и реализацией инвестиционных проектов;

- создать и сопровождать базы проектов, прошедших профессиональную экспертизу;

- привлечь российские и международные инвестиционные ресурсы в реальный сектор экономики;

- сформировать капитал для последующих реинвестиций в перспективные проекты на территории Северного Кавказа.

Таким образом, улучшение инвестиционного климата в Северо-Кавказском федеральном округе представляется возможным посредством расширения финансирования и использования финансовых стимулов (налоговые и таможенные льготы, доступ к льготному финансированию, льготы по аренде земли, гарантии и т. п.), развития инфраструктуры и создания эффективных процессов привлечения и взаимодействия с потенциальными инвесторами.

Список литературы

1. Выступление Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина на межрегиональной конференции партии «Единая Россия» на тему «Стратегия социально-экономического развития Северного Кавказа до 2020 года. Программа на 2010—2012 годы» 06.07.2010. URL: http://premier.gov.ru/events/ news/11301.

2. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.09.2010 № 1485-р.

3. Стенограмма совещания по развитию Северо-Кавказского федерального округа от 23.01.2010. URL: http://www.premier.gov.ru/ events/news/9114.

4. Стенограмма совещания по развитию СевероКавказского федерального округа от 06.09.2010. URL: http://www.government.ru/docs/12037.

5. URL: http://rus.ruvr.ru/2010/06/17/10002256. html.

6. URL: http://premier.gov.ru/visits/ru/11295/ info/11284.

7. URL: http://ug.rian.ru/economy/20101004/8204 0582.html.

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения ' 27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.