Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы повышения инвестиционной привлекательности регионов Северо-Кавказского федерального округа'

Проблемы и перспективы повышения инвестиционной привлекательности регионов Северо-Кавказского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1354
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / РЕГИОН / СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИЙ / INVESTMENTS / REGION / STRUCTURE OF INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гехаев Р.С.

В статье проанализирована инвестиционная деятельность в регионах СевероКавказского федерального округа. Выделены направления привлечения инвестиций в регион: новый имидж региона и формирование инвестиционного климата; развитие приоритетных для Северного Кавказа направлений в промышленности, в сельском хозяйстве, в туризме с учетом региональной специфики; формирование законодательной и регуляторной среды; создание условий по продвижению инвестиционных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF RAISING INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF REGIONS OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

The article analyzed the investment activity in the regions of the North Caucasus Federal District. Highlighted destinations attracting investments to the region: a new image of the region and the formation of investment climate; development of priority directions for the North Caucasus in industry, agriculture, tourism, taking into account existing sectoral federal policies, regional particularities and plans to import replacement; formation of legislative and regulatory Wednesday; the creation of conditions to promote specific investment projects.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы повышения инвестиционной привлекательности регионов Северо-Кавказского федерального округа»

УДК 338.012

Гехаев Р. С.1

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Аннотация. В статье проанализирована инвестиционная деятельность в регионах СевероКавказского федерального округа. Выделены направления привлечения инвестиций в регион: новый имидж региона и формирование инвестиционного климата; развитие приоритетных для Северного Кавказа направлений в промышленности, в сельском хозяйстве, в туризме с учетом региональной специфики; формирование законодательной и регуляторной среды; создание условий по продвижению инвестиционных проектов.

Ключевые слова: инвестиции, регион, структура инвестиций.

Gekhayev R.S.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF RAISING INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF REGIONS OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

Abstract. The article analyzed the investment activity in the regions of the North Caucasus Federal District. Highlighted destinations attracting investments to the region: a new image of the region and the formation of investment climate; development of priority directions for the North Caucasus in industry, agriculture, tourism, taking into account existing sectoral federal policies, regional particularities and plans to import replacement; formation of legislative and regulatory Wednesday; the creation of conditions to promote specific investment projects.

Keywords: investments, region, structure of investments.

Современные российские условия характеризуются чрезвычайным динамизмом и постоянным изменением инвестиционной привлекательности субъектов СКФО. Исторически сложившаяся неоднородность экономического пространства России оказывает значительное влияние на характер региональных инвестиционных процессов [3]. На сегодняшний день наблюдается высокая дифференциация по уровню инвестиционной привлекательности регионов. Которая в свою очередь ведет к нарастанию противоречий, ведущих в конечном счете к дезинтеграции национальной экономики [1].

В масштабах инвестиционного рынка РФ отдельные регионы конкурируют за привлечение инвестиций, при этом каждый из них заинтересован в максимизации объема привлекаемых средств. Привлечение инвестиций является одним из ключевых условий интен-

сивного социально-экономического развития региона, которые обеспечивают всестороннее развитие инновационной сферы, освоение новых видов деятельности, усовершенствование продукции, расширение масштабов производственной деятельности, повышение доходов регионального бюджета за счет налогов, повышение эффективности мероприятий в социальной сфере и являются одним из главных источников экономического роста. Кроме того, развивая экономическую и социальную сферу, субъект федерации увеличивает свою инвестиционную привлекательность и создает дополнительный потенциал для привлечения средств внешних инвесторов. Однако в условиях экономического кризиса и ограниченности инвестиционных ресурсов, инвесторы более тщательно оценивают уровень инвестиционной привлекательности и инвестиционного риска объектов инвестирования.

1 Гехаев Роман Салавдиевич, магистрант, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск Gekhayev Roman, undergraduate. The North Caucasian institute-branch of RANEPA, Pyatigorsk

На выбор инвестором объекта инвестирования оказывает влияние их потенциальная доходность и риск. Путем сравнения реального соотношения доходности и риска по объекту, с необходимым для достижения цели инвестированием, инвестор делает вывод о целесообразности вложений.

Экономическое состояние отдельного региона и государства в целом напрямую связано с принятием правильного инвестиционного решения. Резкое ограничение инвестиционных ресурсов в сложившейся в настоящее время ситуации существенно увеличивает важность данной проблемы, поэтому опыт и интуиция инвесторов должны опираться в большей степени на результаты экспертной оценки инвестиционного климата

Анализ динамики Валового регионального продукта (ВРП) по СКФО, показал, что с 2008-2015 гг. он увеличился в 2,08 раза и составляет 2,43% от валового внутреннего

PCO-/

продукта в целом по России. На сегодняшний день СКФО является наиболее слабым в экономическом отношении макрорегионом России. ВРП СКФО в пять раза меньше, чем в среднем по субъектам РФ. Численность Населения Северного Кавказа на 54% больше, чем еще одного проблемного макрорегиона - Дальневосточного федерального округа (6226,6; СКФО - 9590,1 тыс. чел.), однако ВРП на юге производится вдвое меньше. Регионы со столь низкими макроэкономическими показателями, как правило, попадают в сильную финансовую зависимость от федерального центра, поскольку достигнутый уровень их экономического развития не в состоянии в полном объеме осуществлять в режиме самодостаточности нормальное жизнеобеспечение. Анализ инвестиционной деятельности на уровне СКФО показывает наличие внутри него критической разницы между различными субрегионами (Рис. 1.).

РИ; 3%

КЧР; 5%

Рисунок 1 - Доля ВРП субъектов СКФО в общем объеме ВРП по округу в 2015г., %

Таким образом, большая часть ВРП производится в Ставропольском крае - 35%, Республике Дагестан - 31%. Наблюдается существенное отставание остальных республик в составе СКФО по уровню социально-экономического развития от регионов по РФ. По показателю ВРП на душу населения Республика Дагестан заняла - 77 место среди субъектов РФ, Республика Ингушетия - 82 место, Кабардино-Балкарская республика-79 место, Карачаево-Черкесская Республика - 78 место, Республика Северная Осетия-Алания - 75 место, Чеченская Республика - 83 место,

Ставропольский край - 71 место. Единственным сравнительно благополучным регионом СКФО является Ставропольский Край. Благодаря Ставропольскому краю сглаживается значительный разрыв между социально-экономическими показателями СКФО и других федеральных округов. Хотя и Ставропольский край - относительно благополучный регион, но по многим параметрам все же уступает среднероссийскому уровню.

Отрицательное воздействие на инвестиционный климат регионов оказывают высокие темпы роста инфляции и изменение валют-

ных курсов, в свете сложившейся экономической ситуации. В частности, планируемые инвестиции могут оказаться недостаточными при их фактическом осуществлении в условиях повышения рублевых цен практически на все материалы и ресурсы, в связи с чем и калькулирование планируемых затрат носит неопределенный характер.

Рост инвестиций является одним из факторов, способствующих подъему промышленного производства, общему оздоровлению экономики, решению проблем обновления региональной технической и технологической базы, основных фондов в промышленности. На протяжении последних пяти лет в России увеличились инвестиции в основной капитал, причем темпы роста в этот период были весьма существенны. Однако стоит отметить, что в 2014-2015 гг. в связи с кризисом наблюдалось некоторое снижение инвестиционной

Таблица 1 - Объемы инвестиций в ост и в субъектах СКФО в 2013-

активности. Общий объем инвестиций за этот период в основной капитал субъектов СКФО округа за данный период снизился с 287 137 до 118 330 млн. руб. Значительный упадок инвестиций наблюдался во всех субъектах СКФО, это означает, что кризисные годы основательно затронули совокупный объем инвестиций в данном регионе. В отдельных субъектах СКФО, за исключением Чеченской Республики, Кабардино-Балкарской республики, Карачаево-Черкесской республики, Республики Северная Осетия - Алания, сокращение инвестиций происходило не только в фактических, но и сопоставимых ценах,

Несмотря на то, что инвестиции производили медленное снижение в течение периода исследования, изменения базовых пропорций в экономике не наблюдалось, что и обеспечивало стабильный инвестиционный процесс (табл. 1).

юной капитал в Российской Федерации

первое полугодие 2015 гг., %

Субъект Годы

2013 2014 2015

Российская Федерация 12586090,4 13450238,2 13527683,7

СКФО 34161,7 426575,3 516921

Республика Дагестан 10289,5 178314,3 211623,3

Республика Ингушетия 994,4 13138,2 15665,7

Чеченская Республика 1071,5 41167,5 62065,8

Кабардино-Балкарская Республика 632,2 22062,7 27040,5

Карачаево-Черкесская Республика 2509,7 18797,2 21135,7

Республика Северная Осетия - Алания 5282,4 28790,3 36328,8

Ставропольский край 13382 124305,1 143061,2

Распределение эффективности издержек по инвестиционным ресурсам в отдельных субъектах региона, а также по стране в целом происходило неравномерно.

В СКФО инвестиции играют важную роль, составляя около 80 % привлеченных средств, в том числе треть - средства федерального бюджета (Рис.2.). Это обусловлено тем, что инвестиционная привлекательность республик остается

крайне низкой для частного капитала. Основные средства на развитие экономики поступают из централизованных источников. По этой же причине экономический кризис в меньшей степени затронул инвестиционные процессы на Северном Кавказе. Хотя следует отметить и опережающий рост валового регионального продукта отдельных субъектов федерального округа в сравнении с динамикой роста инвестиций.

ц 12,1 12,9 19,8 21,6 22,3

49,9

98,3 87,9 87,1 80,2 78,4 77,7

50,1

РИ РД РСО-А КЧР КБР ЧР СК

■ Привлеченные средства Собственные средства

Рисунок 2 - Структура инвестиций в основной капитал по источникам в субъектах СКФО в 2014 г., %

В большинстве регионов СКФО основная доля в структуре инвестиций приходится на привлеченные, в основном, бюджетные средства. В 2014 году в целом по округу доля бюджетных средств в инвестициях составила более 42,6%. Причем треть всех инвестиций в округе осуществляется за счет федерального бюджета. В том числе в Ингушетии доля бюджетных средств превысила 94,7 % всего объема инвестиций, в Чечне - 57,6 %. Только в Ставропольском крае доля собственных средств в инвестициях близка к средним показателям по РФ 49,9%. Предприятия края также активно используют банковское кредитование в инвестиционном процессе. Несмотря на довольно высокий инвестиционный потенциал СКФО, обусловленный значительными рекреационными ресурсами и избыточными, а, следовательно, недорогими трудовыми ресурсами, существуют также факторы, которые оказывают сильное негативное влияние не инвестиционную привлекательность округа. Такие как неопределенность экономической ситуации, высокий процент коммерческого кредита, недостаток финансовых средств, сложность получения кредита,

Ключевую роль в источниках финансирования инвестиций должны играть собственные средства предприятий, призванные обеспечивать порядка 65% всех инвестиций. Однако реальная ситуация не подтверждает данные прогнозы. Главная трудность на современном этапе - перелом инвестиционного мышления. Участие кредитной системы в инвестиционной сфере не является значительным.

Несмотря на то, что СКФО находится на восьмом месте среди федеральных округов и показатель объема инвестиций на душу населения по итогу на 2014 год составил 38.8 тыс. руб. на одного человека, инвестиционная деятельность характеризуется отрицательной динамикой (рис. 3).

Исходя из инвестиционного климата субъектов округа, самый высокий показатель инвестиций на душу населения наблюдается в Республике Дагестан, который составил 60.3 тыс. руб. и занимает 49 место, так как в республике предусмотрены безвозмездные поступления, полученные другими бюджетами бюджетной системы РФ. В Кабардино-Балкарской республике данный показатель составил 25.7тыс. руб., и располагается на 82 месте.

КБР 25,7

РИ ^■ 29,3 ЧР 30,8

КЧР ^■ 39,9 РСО-Алания 40,8

СК 44.5

РД ^Ш 60,3

0 10 20 30 40 50 60 70

Рисунок 3 - Инвестиции на душу населения в регионах СКФО, тыс. руб.

По нашему мнению, ключевым фактором инвестиционной привлекательности СКФО остается емкий российский рынок, о чем свидетельствует заинтересованность большого числа инвесторов. В переломный для российской экономики период, то есть в период кризиса 2014-2015 гг., произошло увеличение числа проектов в относительно «сложных» отраслях, в которых участвовал иностранный капитал. Рынки, которым особое внимание уделяют иностранные инвесторы, создаются либо при государственной поддержке, либо формируются под влиянием жестких протекционистских мер.

Согласно данным Ставропольстат, инвестиции, вкладываемые в экономику округа, осваивались по разным направлениям, одно из основных - строительство жилья для населения, где сложилась устойчивая положительная динамика. В прошлом году - как в РФ, так и в СКФО - объемы жилищного строительства увеличились почти на 15%. Строительство является одним из основных видов деятельности в Чеченской республике (20,6%) и Дагестане (19,9%). Также наибольшая доля инвестиции в СКФО приходится на транспорт и связь, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. В целом структура инвестиций по субъектам РФ, входящим в состав СКФО, равномерна, за исключением Республики Ингушетии, в которой инвестиции в сфере государственного управления составили 58%, при этом доля инвестиций в промышленность и сельское хозяйство - менее 2,5%. По показателю инвестиции на душу населения Республика Дагестан заняла - 47 место среди субъектов РФ, Республика Ингушетия - 82 место, Кабардино-Балкарская республика-83 место, Карачаево-Черкесская Республика - 75 место, Республика Северная Осетия-Алания - 72 место, Чеченская Республика - 80 место, Ставропольский край - 69 место. В СКФО выделяют три центра притяжения инвестиций. Наибольший объем в 2014 г. был направлен в экономику Дагестана - 42% всех инвестиций в округе. Заметно меньше было инвестировано в Ставропольском крае - 29%. На третьем месте находится Чеченская республика - 10%. Если примерно пять лет назад, в качестве «прорывной» отрас-58

ли экономики Северного Кавказа назывался туризм. Теперь же на эту сферу возлагаются куда более скромные надежды. А в промышленности и АПК воспользоваться специально созданными для СКФО механизмами господдержки новых инвестпроектов смогли лишь единичные компании. Большие перспективы для сельского хозяйства Северного Кавказа сегодня связаны с госпрограммами развития импортозамещения, поскольку во многих регионах собственные конкурентоспособные производства в сфере АПК появились уже давно. Например, в Кабардино-Балкарии еще в прошлом десятилетии стартовала программа развития интенсивного садоводства, в Дагестане был начат проект «Дагагрокомплекс», предполагающий обеспечение республики собственным сахаром и продукцией сельхоз-переработки, в Северной Осетии было создано чуть ли не единственное в России производство семян картофеля и т.д.

Для регионов РФ на сегодняшний день наступил переломный этап инвестиционного развития. Именно в условиях кризиса по-настоящему выявляются финансовые, экономические и управленческие способности субъектов страны.

Северный Кавказ обладает благоприятными условиями для развития сельского хозяйства. В Северо-Кавказском федеральном округе уникальный потенциал для развития туризма, в том числе медицинского. Кроме того, логистическое положение округа позволяет в перспективе делать ставку на развитие не только межрегиональных, но и эффективных экономических межгосударственных связей.

В структуре экономики сохраняется низкий удельный вес промышленности. Непромышленный сектор, государственное управление и торговля занимают пока лидирующие позиции. Среди объективных достижений и положительных тенденций в социально-экономическом развитии Северо-Кавказского округа можно отметить ежегодный рост внутреннего регионального продукта. Если в 2012 году он был 1,2 трлн. рублей, то в 2014-м - уже 1,45 трлн. рублей. По итогам первого полугодия 2015 года индекс промышленного производства вырос на 3,2 %; по сельскому хозяйству - на 1,8 %. По итогам 2014 года рост инвеста-

ций в основной капитал составил 9,1% в сопоставимых ценах.

Однако для решения задач по экономическому и социальному развитию региона в дальнейшем необходимо изменить подходы к инвестированию. И, в первую очередь, эффект может быть достигнут только при концентрации усилий на развитии реального сектора экономики, которое невозможно достичь без привлечения инвестиций в регион по четырем направлениям.

Первое направление - это новый имидж региона и формирование инвестиционного климата, который критично важен для привлечения инвестиций, что подразумевает под собой настройку всех инструментов и институтов развития; улучшение имиджа территории в глазах, прежде всего, российского, а затем и иностранного инвестора; привлечение интереса ведущих рейтинговых агентств к анализу инвестиционных возможностей Северного Кавказа; включение информации об этих возможностях в инструментарий мировой деловой среды. Повышение позиций субъектов Северо-Кавказского федерального округа в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности регионов РФ, формируемом Агентством стратегических инициатив.

Второе направление - это развитие реального сектора экономики, развитие приоритетных для Северного Кавказа направлений в промышленности, в сельском хозяйстве, в туризме с учетом действующей отраслевой федеральной политики, региональной специфики и планов по импортозамещению.

Третье направление - формирование законодательной и регуляторной среды. Разработка, а также совершенствование под особенности региона нормативно-правовых актов, определяющих условия развития экономики и привлечения инвестиций.

Четвертое направление - собственные инструменты развития и, в первую очередь, это совершенствование государственной программы «Социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года, а также совершенствование деятельности институтов развития. Это ОАО «КСК» («Курорты Северного Кавказа») и АО «Корпорация развития Северного Кавказа».

Улучшение инвестиционного климата нам видится и через создание условий по продвижению конкретных инвестиционных проектов.

Инструментом видится создание при Правительственной комиссии по социально-экономическому развитию СКФО специальных рабочих групп по промышленности, аграрно-промышленному комплексу, туризму. Инструменты, которые утверждены на уровне Правительства, а именно: субсидии промышленным предприятиям; субсидии сельскохозяйственным предприятиям; программа поддержки инвестиционных проектов в рамках постановления № 1044; механизм предоставления гарантий по кредитам на реализацию инвестиционных проектов на территории округа; программа льготного финансирования Фонда развития промышленности; а также отраслевые планы импортозамещения.

Важной составляющей также по стимулированию инвестиционной активности регионов является повышение конкурентоспособности продукции предприятий, содействие в обеспечении сбыта и увеличении доли ее присутствия на отечественном рынке. В аг-рарно-промышленном комплексе совместно с АО «КРСК» был создан единый бренд качественной, экологически чистой продовольственной продукции «Продукт Северного Кавказа ЭКО», который уже сегодня прошел официальную регистрацию. Необходимо масштабно реализовывать «дорожную карту» по запуску этого бренда на территории Российской Федерации.

Важным фактором привлечения инвестиций также является наличие специализированных площадок. Поэтому в регионах необходимо создать индустриальные парки.

Ключевой отраслью привлечения инвестиций в регион является туристическая отрасль. На территории СКФО реализуются два крупных проекта в этом направлении. Это развитие туристического кластера, на чем специализируется корпорация ОАО «Курорты Северного Кавказа», и второй проект - это развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды.

Ключевая задача медицинского кластера, в первую очередь, направлена на повышение

59

качества медицинского обслуживания жителей СКФО, второе - на объединение и концентрацию взаимодействия между научным, образовательным, медицинским и санаторно-курортным направлениями деятельности. И, в конечном итоге это будет одним из крупнейших на уровне РФ проектов по импортозаме-щению в разрезе медицинского туризма.

Очень важным является реализация собственного инструмента государственной политики. И таким инструментом является госу-

2016 года данная программа в первую очередь была нацелена на реализацию и устранение наиболее острых социальных вопросов: это образование, здравоохранение, объекты жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Реализация указанных мероприятия позволит увеличить объем промышленного производства в СКФО; добиться увеличения объема налоговых и неналоговых доходов; снизить уровень безработицы; увеличить объема инвестиций в основной капитал.

дарственная программа развития СКФО. До

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ахмедова Л.А., Булатова У.Б. Модель экономики региона с учетом влияния макроэкономических тенденций на инвестиционную активность республики Дагестан. //Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-3 (52-3). С. 590- 593.

2. Валиуллин Х.Х. Шакирова Э.Р Неоднородность инвестиционного пространства России: региональный аспект// Проблемы прогнозирования. - 2014 - №1. - С. 157-165.

3. Сахтуева, Марина Викторовна: Устойчивое развитие регионов на основе повышения инвестиционной привлекательности экономического пространства - дисс.

4. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года.

5. Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ. - Режим доступа - http://www.economy-gov.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.