26 (281) - 2012
Оценка экономического
потенциала региона
УДК 332.1
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: ВЫВОД РЕГИОНА ИЗ ДЕПРЕССИВНО-ДОТАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ
А. С.-Х. БОТАШЕВА,
старший преподаватель кафедры
социально-гуманитарных и естественно-научных дисциплин Е-mail: атШа_79@таИ ги Пятигорский государственный лингвистический университет
Рассмотрены ключевые направления развития депрессивно-дотационного региона, сформулирована глобальная цель его социально-экономического подъема, на примере конкретной республики обоснованы пути ее достижения.
Ключевые слова: депрессивно-дотационный регион, стратегия, Карачаево-Черкесская Республика, уровень жизни населения, программа, модель, инвестиционная привлекательность, проект, туристический кластер.
В последнее время российские и зарубежные ученые сосредоточивают внимание на сложных, неоднозначно оцениваемых, противоречивых социальных и экономических процессах, которые происходили в постсоциалистических странах. Несмотря на разнонаправленность реформ, тактика их проведения была похожей, хотя до сих пор продолжает оставаться дискуссионной. Наиболее существенными причинами этого являются: отсутствие масштабного опыта перехода от коман-
дно-административной системы хозяйствования к развитой рыночной экономике; недостаточная разработанность теорий экономики переходного периода.
Начало перехода к рыночной экономике в Российской Федерации было бурным и сопровождалось гиперинфляцией, резким спадом сельскохозяйственного и промышленного производства, стремительным понижением реальных доходов населения, деформацией финансов страны и значительным дефицитом бюджета. Это начало и обусловило в стране специфику проходящих реформ. В то же время реализация этих реформ обеспечила в период с 1996 по 2000 г. глубочайшие качественные трансформации в экономике. В частности, были сформированы основные условия для развития национальной экономики, благодаря которым в настоящее время происходят такие изменения, как расширение частного и корпоративного секторов, налаживание хозяйственных связей, обеспечение товарной насыщенности рынка, а также достигается
относительная стабильность национальной валюты. Это создало основу для формирования рыночной инфраструктуры.
Несмотря на это, не была достигнута главная цель - рост производства, без которого невозможны никакие существенные сдвиги как в социальной сфере, так и в области повышения жизненного уровня основной части населения. Проводимая промышленная политика не смогла обеспечить ликвидацию недостатков в сфере деятельности важнейших субъектов хозяйствования - предприятий. Многие предприятия не смогли адаптироваться к новым рыночным условиям. Особые трудности возникли в сфере стратегического управления.
В исследовательской литературе представлены многочисленные разработки западных ученых по теоретическим основам стратегического управления. Однако они не могут в полной мере отвечать реалиям постсоциалистических стран в целом, и в частности Российской Федерации. Это естественно, поскольку эти исследования были ориентированы на страны со стабильной, промышленно развитой экономикой, для которых характерны относительная предсказуемость изменений собственных ресурсов и внешней среды, развитое законодательство, высокая информационная обеспеченность специалистов, структурированность общества, адаптированное к рыночным отношениям население [18].
На современном этапе трансформации российской экономики с элементами выхода из общего системного кризиса активное развитие и внедрение стратегического управления превращаются в насущную потребность. Предлагаемые в современных научных исследованиях концепции стратегического управления не всегда адекватно отражают условия трансформирующейся экономики. К примеру, в стратегическом управлении считается необходимым учет цикличности экономического мирового развития наряду с существующими особенностями трансформации национальной экономики. Если принять во внимание международное разделение труда, то очевидно, что интегрированность финансовой мировой системы будет отражаться на экономике конкретных стран. Стратегия должна быть сформирована с учетом как четких ориентиров перспективного развития той или иной национальной экономики, так и изменяющихся факторов внешней и внутренней среды. Тогда появляется возможность рассмотреть ее как комбинацию планируемых управленческих воздействий по адаптации вида
экономической деятельности, страны и региона к иной ситуации, иным способам получения новых возможностей, обладающих конкурентными преимуществами, а также новым угрозам, ослабляющим конкурентные позиции [5].
Сам термин «стратегия» рассматривается в исследовательской литературе в различных аспектах и классификациях. Стратегии можно рассматривать либо как обобщения - апостериорные при ранее предпринимавшихся действиях, либо как заявления -априорные, которые призваны задать направление деятельности. Стратегия определяется как:
- модель (выстроенная в виде развития событий, манеры поведения или образа действий);
- прием (в виде, например, использования различного рода уловок, чтобы ввести конкурентов в заблуждение);
- план (намеренная и сознательно разработанная последовательность действий);
- перспектива (тенденция определенного восприятия мира, укоренившаяся в организации);
- позиция компании (к примеру, относительно внешней среды) [7].
Необходимо отметить также, что нередко термины «стратегия», «менеджмент», «стратегический менеджмент» употребляются как синонимы, и чаще всего - применительно к анализу деятельности предприятия или организации.
Наиболее близким представляется понимание стратегии как средства достижения желаемого результата или цели. Стратегия содержит в себе в определенной степени модель организационного управления и поэтому формирует в мышлении соответствующий образ, представляясь в виде процесса для обоснования миссии, формулирования задач по достижению долгосрочных целей и принятия плана действий. В качестве определения стратегического управления возьмем за основу следующее: «Стратегическое - это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей» [12].
По И. Ансоффу [1], в процессе выработки стратегии предприятия или организации, например,
нельзя ограничиться каким-либо немедленным действием: он (процесс) завершается при установке общих направлений, продвигаясь по которым, обеспечиваются укрепление и рост позиций предприятия. Огромная роль при создании стратегии отводится формированию планов, проектов и программ.
Предмет анализа проведенного исследования -социально-экономическое развитие депрессивных и дотационных регионов Российской Федерации.
Под депрессивным регионом страны в исследовательской литературе, как правило, понимается целостная часть ее территории, которая в наибольшей степени пострадала от кризисных процессов (в основном роста безработицы, снижения реальных доходов населения и спада производства) [3]. В качестве важных критериев отнесения региона к депрессивному выделяются, к примеру, ограниченность или отсутствие ресурсов для разрешения кризисной ситуации: «регион депрессивный - субъект РФ или локальное территориальное образование, характеризующееся разительным и устойчивым отставанием по главным социально-экономическим показателям от других регионов» [10].
В исследовании предлагается исходить из следующего понимания термина «депрессивный регион» - это территория, относительно благополучная в прошлом, с высоким промышленно-про-изводственным потенциалом и достаточно развитой социальной инфраструктурой. Его кризисное состояние в настоящее время является проявлением структурного кризиса всей российской экономики [6, 13, 14, 20].
Обратимся к понятию дотационного региона. По статистическим данным, дотации из федерального бюджета получают 70 субъектов Российской Федерации из 83, т. е. 84 % всех регионов России находятся в зоне убыточности. В них проживает 74,2 % населения страны, они охватывают 87 % территории государства [23].
Термин «дотация» имеет несколько значений. В российском законодательстве дотации определяются как межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. Кроме того, если речь идет о предприятиях, то под дотациями понимаются денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки предприятиям, у которых денежная выручка от
продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу этого продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами [24]. Таким образом, дотационный регион - это регион, который получает дотации в виде финансовой помощи из федерального бюджета.
Так как Карачаево-Черкесская Республика является и депрессивным и дотационным регионом, то в исследовании вводится новое понятие - «депрессивно-дотационный регион» (депрессивный регион, находящийся на дотационном обеспечении). Обязательным условием для выхода из кризисной ситуации и дальнейшего развития депрессивно-дотационного региона являются правильно построенная региональная учетная политика и стратегия управления в социально-экономических областях. И то, и другое невозможно без тщательного анализа и прогноза социально-экономических процессов в регионе [15].
Анализ и прогноз социально-экономических процессов в Карачаево-Черкесской Республике. Регион входит в Северо-Кавказский федеральный округ (далее - СКФО). Столицей региона является г. Черкесск. Регион расположен на северном склоне Большого Кавказа, граничит с Ростовской областью, Ставропольским краем, Кабардино-Балкарской Республикой. Территория региона занимает 14,1 тыс. км2, что составляет 0,08 % территории Российской Федерации. Число административно-территориальных единиц в регионе следующее: городов - 4, муниципальных районов - 10, иных муниципальных образований - 85. Этнический состав республики разнообразен: русские, карачаевцы, черкесы, абазины, ногайцы. Это индустриально-аграрный регион с хорошими условиями для развития горного туризма и рекреационного хозяйства. Доля региона в населении России - 0,3 %, в объеме промышленного производства - 0,1 %, а в валовой продукции сельского хозяйства - 0,4 %.
В масштабах страны регион производит лакокрасочные материалы, некоторые стройматериалы (известь, цемент, гипс, фарфоровую строительную керамику), лекарства, сахарный песок, резинотехнические изделия. Регион имеет развитую промышленность. На добывающие виды экономической деятельности приходится 4-5 % объемов производства, на обрабатывающие - 95-96 %. Ведущими промышленными видами экономической деятельности являются: производство строительных материалов,
в том числе цемента (около 34 % промышленной продукции); химия и нефтехимия, в том числе резинотехнические производства (около 21 % в структуре производства, что в 3 раза выше среднего показателя по Северо-Кавказскому экономическому району); пищевая промышленность (13,8 %); электроэнергетика (18 %). Доля машиностроения с металлообработкой, а также легкой промышленности и деревообработки имеет тенденцию к неуклонному снижению. В пользу стройиндустрии сокращается удельный вес химической промышленности. Цветная металлургия развивается на собственных медных ресурсах (Урупский и Зеленчукский горнообогатительные комбинаты), но ее удельный вес в производимом объеме промышленной продукции сокращается.
В республике имеются полезные ископаемые -газ, нефть, медь, полиметаллы, каменный уголь, строительные материалы. Наиболее известные месторождения: меди - Урупское; полиметаллов -Эльбрусское. На территории региона выявлены месторождения золота (вблизи Рожкао) и серебра. Имеются значительные запасы полиметаллических руд (Худесское месторождение - восточный район меденосной зоны), некоторые из которых содержат медь, цинк, кобальт и др. За последние годы в промышленности появились новые производства: керамзита (г. Черкесск), санитарного фаянса (фирма «Декор»), искусственной кожи (фирма «Полиуретан»), мебели, водки, гипсового сырья (аул Хабез), разлива минеральных вод (фирма «Меркурий») и др.
В регионе хорошо развит туризм. Городом-курортом является Теберда. Есть климатические курортные местности. В горах региона расположены широко известные центры международного туризма, альпинизма и горнолыжного спорта -Домбай, Теберда, Архыз, по своей живописности превосходящие знаменитые курортные комплексы в Альпах. Уникален и Тебердинский государственный природный заповедник. В горах много горных лагерей отдыха и турбаз, действуют свыше 60 туристических маршрутов, в том числе конные.
Для экономики региона важное значение имеет высокоразвитый агропромышленный комплекс, поскольку он дает 1/3 объемов валового регионального продукта. До 60 % валовой продукции сельского хозяйства приходится на животноводство и 40 % -на земледелие. Пахотные земли составляют около 1/3, а пастбища - до половины всех сельхозугодий. Животноводство развито в горных районах, а рас-
тениеводство - на предгорных равнинах. В земледелии преобладают производство зерновых культур и свекловодство. Природно-климатические условия позволяют выращивать озимую пшеницу, кукурузу, сахарную свеклу, картофель, овощи и т. д. Крупнейший в Европе тепличный комбинат «Южный» производит овощи в закрытом грунте и поставляет их в Москву, Свердловскую область - всего более чем в 30 регионов страны. Животноводство специализировано на коневодстве, мясо-молочном скотоводстве, птицеводстве и пастбищном овцеводстве (разведении полутонкорунных и грубошерстных пород овец). На высокогорных альпийских лугах пасутся крупный рогатый скот, овцы. В регионе разводится самая ценная в стране карачаевская овца, выращиваются лошади карачаевской породы, используемые в сложных горных условиях, развивается первичная переработка сельскохозяйственного сырья - шерсти, кожи, меха, джута и др.
Регион активно сотрудничает с иностранными компаниями. Создаются совместные предприятия. Больше всего их создано с турецкими компаниями (45,4 %), немецкими (15,9 %), американскими (15,9 %). Имеются также совместные предприятия с венгерскими, иорданскими, испанскими, канадскими, кипрскими, китайскими, польскими, хорватскими, чешскими компаниями.
Проблема уровня жизни населения: правительственные программы и меры повышения их эффективности. Краткий анализ, представленный выше, показывает, что правительством республики принимаются активные меры по социально-экономическому развитию региона. Несмотря на это, многие вопросы еще остаются нерешенными. По-прежнему чрезвычайно актуальна проблема повышения качества жизни населения. Тщательный анализ социально-экономического состояния республики предполагает решение следующих задач [8]: мониторинга состояния природно-ресурсного потенциала; выявления причин ухудшения состояния окружающей среды; изучения динамики и половозрастной структуры населения, причин и направления миграционных потоков; оценки использования трудовых ресурсов по видам экономической деятельности; раскрытия причин безработицы; оценки уровня жизни населения и его обеспеченности объектами социальной инфраструктуры; оценки потенциала предприятий различных форм собственности.
Особенно важно обратить внимание на реальные доходы населения, сбалансированность денеж-
ных доходов и расходов, решение продовольственной проблемы в регионе, показатели производства товаров народного потребления, жилищного обеспечения, развития производственной и социальной инфраструктуры.
Уровень жизни характеризуется обеспеченностью населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами и степенью удовлетворения людей в этих благах. Он часто определяется как доля валового внутреннего продукта на душу населения и может использоваться для сравнения уровня жизни населения в разных странах.
В КЧР ликвидирована многомиллионная задолженность по зарплате работников предприятий разных форм собственности. Республика вошла в тройку российских субъектов, в которых достигнуто снижение официально зарегистрированного уровня безработицы.
В Карачаево-Черкесской Республике с 2008 г. наблюдается естественный прирост населения (табл. 1), что является основным социальным показателем развития региона. Имеет место миграция в пределах административно-территориальных границ СКФО.
Как следует из табл. 2, только в Карачаево-Черкесской Республике наблюдается заметное увеличение удельного веса численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, что возвращает регион к уровню 2006-2007 гг. Одна из возможных причин этого заключается в том, что величина прожиточного минимума в республике держится в пределах 4 894 руб., тогда как по России она составляет 5 902 руб.
При анализе проблем образовании в республике следует обратить внимание на нехватку дошкольных образовательных учреждений, ограниченное количество специальностей в детских юношеских спортивных школах, недостатки организации досуга школьников, создания «спортивных центров» и, конечно, заработную плату работников образования.
Рассматривая сферу здравоохранения, следует отметить вопрос «здоровья нации», который стоит и перед мировым сообществом, и выделить наиболее распространенные заболевания как в России, так и КЧР, которые влияют и на обучаемость, и на работоспособность населения (табл. 3).
Болезни органов дыхания составляют 39-42 % от общего числа болезней, а у детей в возрасте 0-14 лет - 59-62 %. Вопрос борьбы с болезнями органов дыхания в России не стоит так остро, как это должно
Таблица 1
Численность населения по регионам СКФО и России в целом по годам, тыс. чел.
Российская Федерации, субъект РФ 2006 2007 2008 2010
Российская Федерация 142 221 142 009 141 904 142 905
Республика Дагестан 2 659 2 688 2 712 2 978
Республика Ингушетия 493 499 508 413
Кабардино-Балкарская Республика 891 891 892 859
Карачаево-Черкесская Республика 429 427 427 479
Республика Северная Осетия - Алания 701 702 702 713
Чеченская Республика 1 184 1 209 1 239 1 269
Ставропольский край 2 701 2 705 2 707 2 786
Таблица 2
Удельный вес численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по России в целом и по регионам СКФО, % от общей численности населения региона
Российская Федерации, субъект РФ 2006 2007 2008 2009 2010
Российская Федерация 15,2 13,3 13,4 13,0 12,6
Республика Дагестан 14,9 13,8 10,6 9,1 9,2
Республика Ингушетия 56,4 44,8 37,6 36,1 22,2
Кабардино-Балкарская Республика 22,2 18,3 16,1 16,3 15,8
Карачаево-Черке сская Республика 20,8 18,3 17,2 16,1 18,8
Республика Северная Осетия - Алания 16,3 12,9 11,9 13,7 10,4
Ставропольский край 21,6 18,6 19,6 19,1 18,8
быть, если основываться на приведенных цифрах, в отличие от зарубежных стран, к примеру Китая, где этот вид заболеваний является главной причиной смертности населения наряду со злокачественными новообразованиями (табл. 4).
В исследовании предлагается программа по решению задачи оздоровления населения КЧР, связанная с решением вопроса строительства лечебно-оздоровительного комплекса в Теберде. Этот комплекс позволит организовать лечение заболеваний органов дыхания населения как региона, так и страны.
Развитие таких объектов управления, как культура, отдых и туризм, могло бы решить многие проблемы досуга молодежи, в частности снизить уровень наркомании и алкоголизма. В 2010 г. в Россию приехали на отдых 2 025 тыс. иностранных граждан, тогда как из России выехали для отдыха
Таблица 3
Заболеваемость населения по основным классам болезней в России (зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые)
Классы болезней Заболеваемость, тыс. чел.
2006 2007 2008 2009 2010
Инфекционные и паразитарные болезни 5 327 5 332 5 187 4 916 4 690
Новообразования 1 418 1 437 1 437 1 525 1 540
Болезни крови 765 776 758 724 705
Болезни эндокринной системы 1 672 1 638 1 629 1 481 1 461
Болезни нервной системы 2 318 2 361 2 419 2 374 2 345
Болезни глаза 5 107 4 976 4 858 4 778 4 715
Болезни уха 3 502 3 563 3 526 3 733 3 867
Болезни системы кровообращения 3 787 3 719 3 781 3 761 3 743
Болезни органов дыхания 42 338 42 958 43 221 48 148 46 281
Болезни органов пищеварения 5 024 4 904 4 910 4 902 4 778
Болезни кожи 7 239 7 161 7 056 6 991 6 886
Болезни костно-мышечной системы 5 040 5 022 5 013 4 952 4 789
Болезни мочеполовой системы 6 967 6 940 6 916 6 835 6 842
Осложнения беременности 2 519 2 651 2 736 2 881 2 889
Врожденные аномалии 257 273 295 296 295
Другие последствия воздействия внешних причин 12 759 13 072 13 021 12 855 13 096
Всего заболеваемость 108 842 109 571 109 590 113 877 111 428
Таблица 4
Причины смертности населения в ряде стран, чел. на 100 тыс. чел. населения
Страна Год Инфекционные и паразитарные заболевания Злокачественные новообразования Болезни системы кровообращения Болезни органов дыхания Болезни органов пищеварения Внешние причины
Россия 2009 19,3 125,6 427,3 36 41,9 125,3
Азербайджан 2002 48,3 112,8 612,9 38,1 57,5 29,2
Аргентина 2002 37,2 142,3 212,2 78,8 52,2 62,9
Армения 2002 18,8 146 498 36,3 31,5 38,9
Беларусь 2002 34 143,1 591,9 40,5 25,4 154
Бразилия 2002 57,3 141,8 340,6 76,8 49 80,6
Дания 2002 5,6 167,2 182,5 45,1 32,8 39,7
Казахстан 2002 43,1 167,2 713,4 56,8 52,4 159,6
Киргизия 2002 63,3 106,2 602,2 89,5 65,3 89,7
Китай 2002 43,1 148,1 291 146,2 32,4 78,7
Таджикистан 2002 85,5 90 752,9 57,1 58,3 63,7
Узбекистан 2002 32,2 74 662,5 48,4 55,4 50,1
12 231 тыс. чел. Это говорит о том, что политика развития туристического отдыха в России требует пристального внимания.
На сегодняшний день властями региона разработан проект - стратегия программы развития физкультуры и спорта в республике на 20122020 гг. Целью этого проекта является создание максимально удобных и эффективных условий для занятий спортом жителей республики. При реализации проекта власти республики планируют создать совершенно новый тип системы вовлечения в физ-культурно-спортивные мероприятия населения всех возрастных категорий, а также более эффективно внедрить комплекс мер по пропаганде здорового
образа жизни среди детей и молодежи и обеспечить постоянный доступ жителей КЧР к современной и развитой спортивной инфраструктуре.
В результате проведенного исследования предлагается ряд мер, которые могли бы войти в основу проекта программы:
- ввести факультативно лыжный вид спорта в средней общеобразовательной школе наряду с футболом, баскетболом, волейболом;
- в детских и юношеских спортивных школах лыжный вид спорта сделать более профессиональным, наряду с боксом и вольной борьбой;
- построить лыжные трассы на территориях региона для вовлечения населения в физкультур-
но-оздоровительные мероприятия (по примеру имеющихся в республике лыжных трасс в поселках Кичи-Балык и Мара);
- мотивировать спортсменов лыжного вида спорта открытием международного горнолыжного центра в Архызе или Домбае.
Следующее предложение по совершенствованию стратегии развития региона - расширение и оптимизация сферы обрабатывающего производства. В Карачаево-Черкесской Республике (по данным 2010 г.) зарегистрировано 6 716 предприятий, из них 787 занимаются сельским хозяйством, 17 -рыболовством, 61 - добычей полезных ископаемых, 581 - обрабатывающим производством, 64 - производством и распределением электроэнергии, газа и воды, 568 - строительством, 1 549 - оптовой и розничной торговлей.
Наиболее крупными промышленными предприятиями Карачаево-Черкесской Республики являются: ЗАО «Кавказцемент» - крупнейший производитель высококачественного цемента на Северном Кавказе и в Южном федеральном округе (входит в состав холдинга «ЕВРОЦЕМЕНТ-групп»), Черкесский завод РТИ - один из крупнейших специализированных производителей резинотехнических изделий, Черкесский завод НВА - предприятие по производству автоматических выключателей, Карачаевский механический завод, Урупский ГОК (холдинг УГМК), ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод». В 2011 г. индекс промышленного производства КЧР составил 109,4 %. По этому показателю республика занимает второе место в СКФО. Положительная динамика сохранена в основном за счет обрабатывающей промышленности. Успешным примером обрабатывающего производства служит автомобильная компания «ДЕРВЕЙС», которая ведет свой бизнес на протяжении 10 лет. Партнерами «ДЕРВЕЙСА» являются 13 предприятий, в том числе иностранные.
Анализируя показатели развития сельского хозяйства, необходимо отметить тот факт, что за 2011 г. объем ВРП составил 47,6 млрд руб., что на 4 млрд руб. больше, чем в 2010 г. Индексы производства продукции сельского хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике к предыдущему году составляют: в хозяйствах всех категорий - 100 %, сельскохозяйственных организациях - 102,4 %, хозяйствах населения - 98 %, крестьянских (фермерских) хозяйствах -103,6 %. Показатели валового сбора сельскохозяйственных культур отражены в табл. 5.
Таблица 5
Валовой сбор сельскохозяйственных культур в Карачаево-Черкесской Республике по годам
Сельскохозяйственная культура Валовый сбор, тыс. т
2006 2007 2008 2009 2010
Зерно 89,3 126,0 142,2 162,4 140,5
Сахарная свекла 124,1 215,6 180,2 234,4 276,9
Овощи 57,5 59,0 51,6 62,7 58,2
Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности страны, т. е. должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития страны в рассматриваемой перспективе [14].
Основные цели, которые стоят перед правительством республики:
- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
- повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также ускоренного развития приоритетных направлений в сельском хозяйстве;
- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач: улучшение жилищных условий сельского населения, повышение уровня и качества инженерного обустройства жилья, развитие социальной инфраструктуры села, повышение качества жизни сельского населения, которое включает комплексную компактную застройку и благоустройство сельских поселений в рамках пилотных проектов.
Для решения задач развития сельского хозяйства целесообразно использовать модель оптимизации использования земельных ресурсов для выявления урожайности культур, планируемых к выращиванию в регионе. При применении модели выявлено, что урожайность, уровень рентабельности сельского хозяйства зависят от вида участков земли. Ниже приводится математическая модель оптимизации использования земельных ресурсов для эффективного распределения земель под выращиваемые культуры [4]:
т п
С = УУ е..х.. ^ тт;
7=1 у=1
^ауХу >Ж (у = 1,...,п)
м
Ёху -Ь(7 = 1,...,т)
у=1
Ху > 0(7 = 1,...,т;у = 1,...,п),
где С - целевая функция;
т - количество всех участков земли региона; 7 - номер земельного участка; п - количество всех видов сельскохозяйственных культур, на производстве которых специализируется сельское хозяйство региона; у - вид сельскохозяйственной культуры; е.. - себестоимость обработки единицы площади участка под у-ю культуру; х.у - искомая площадь, отводимая на 7-м участке под возделывание у-й культуры; м - ограничения и граничные условия;
a.. - урожайностьу-й культуры на 7-м участке земли;
Ыу - потребность региона в у-й культуре,
b. - размер 7-го участка.
Применение такой модели поможет выявить наиболее высокоурожайные культуры в регионе и привести в свою очередь к развитию межрегионального сотрудничества, что стратегически повлияет на развитие экономики региона.
Как видно из табл. 6, температура воздуха в республике и регионах СКФО благоприятна для выращивания культур и развития растениеводства в целом. В силу неразвитости в регионе промышленного производства и отсутствия значительных выбро-
Таблица 6
Средняя месячная температура воздуха по СКФО в 2010 г.
Субъект РФ Температура воздуха, °С
Январь Июль
Республика Дагестан -1 23,2
Республика Ингушетия -2,6 23,4
Кабардино-Балкарская Республика -3,6 24,7
Карачаево-Черке сская Республика -3,5 23,4
Республика Северная Осетия-Алания -2,4 24,9
Чеченская Республика -2,2 25,4
Ставропольский край -3,5 23,4
сов в атмосферу загрязняющих веществ возможно выращивание экологически чистых культур.
Обращаясь к такому виду экономической деятельности, как животноводство, отметим принятую в республике целевую программу поддержки начинающих фермеров. Так, фермеры могут получить до 1,5 млн руб. (как грант) на создание и развитие фермерского хозяйства. Основной целью гранта является стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таблица 7 отражает недостаточно высокий рост показателей в области производства продукции животноводства. В результате исследования предлагается ряд мероприятий, которые позволили бы качественно изменить ситуацию, в частности разводить карачаевскую породу овец большими партиями. Овцы этой породы, отличающиеся быстрым ростом, используются для убоя даже в молочном возрасте. Исторически сложился большой спрос на карачаевскую баранину благодаря близости курортных зон Северного Кавказа. Карачаевские овцы хорошо приспособлены к использованию их на горных пастбищах. Мясо овцы карачаевской породы не содержит холестерина и во времена существования СССР экспортировалось во Францию как деликатес.
В области торговли и сферы услуг в последние годы в экономике КЧР особенно высокими темпами развивалась розничная торговля. Так, за 2006-2010 гг. оборот розничной торговли увеличился на 75,9 %. Оборот оптовой торговли в 2010 г. по отношению к 2009 г. составил 105,5 %. Возможно эффективное формирование сферы оказания платных услуг населению (особенно в сфере туризма), что может стать залогом устойчивого социально-экономического развития региона.
Высока зависимость регионов от бюджетного финансирования и принципов бюджетно-налогового федерализма, вырабатываемых на федеральном уровне. Регионы Южного федерального округа, в
Таблица 7
Производство продукции животноводства в Карачаево-Черкесской Республике по годам
Производство
продукции 2006 2007 2008 2009 2010
животноводства
Скота и птицы на 18,7 19,5 24,0 28,3 29,7
убой, тыс. т
Молока, тыс. т 188,5 210,7 220,6 227,0 229,4
Яиц, тыс. шт. 78 900 87 200 86 700 94 900 101 000
1=1
состав которого до 19.01.2010 входила КЧР, с 1994 г. получали трансферты - специальные отчисления из Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР). Так, согласно Федеральному закону от 26.03.1998 № 42-ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год», ФФПР должен формироваться за счет налогов (14 %), поступающих в расходную часть федерального бюджета; исключение составляют доходы от таможенных сборов и пошлин и других таможенных платежей, также не включаются доходы бюджетных целевых фондов. Таким образом, сформированный фонд перераспределяется среди субъектов РФ, где доля каждого определяется в соответствии с федеральным законом. Из 22 субъектов РФ потребность в трансфертах испытывают 70 % (табл. 8).
Основным решением задачи социально-экономического и устойчивого развития региона является увеличение доходной части бюджета и рациональное использование его расходной части [2]. Вопрос увеличения доходной части бюджета в дотационном регионе требует рассмотрения таких понятий, как налоговая политика, межбюджетные отношения, трансферты. Налоговая политика формирует налоговые поступления в доходную часть бюджета, которые осуществляются на федеральном, региональном и местном уровнях. На региональном уровне основным звеном пополнения доходной части бюджета является налог на прибыль. Использование следующей математической модели позволит вычислить оптимальное соотношение между разными видами налогов и максимизировать величину суммарных отчислений в бюджет [4]:
Анализ поступления налоговых и неналс
n
max F (x) = X xj Zj;
i=1
ау < х^ <pу(j = 1,...,n);
I "
IX xjZj > D,
„ j=1
где F(x) - целевая функция;
n - количество видов налогов, отчисляемых в региональный бюджет; x. - размер ставки j-го вида налога; Z. - налогооблагаемая база региона (всех субъектов хозяйствования);
а., р., - нижний и верхний пределы ставки j-го вида налога, устанавливаемого регионом; D - величина доходной части бюджета региона, которая формируется за счет налогов, прогнозируемая регионом исходя из стратегии развития. В случае, когда необходимо установить приоритетность вида налога, применима следующая
n
целевая функция: max F'(x) = X x. Z..
j=i
В последние годы в республике наблюдается весьма интенсивное развитие такого вида экономической деятельности, как производство трикотажа. Объединение предпринимателей, занимающихся производством трикотажа, в кластеры позволило бы повысить надежность и устойчивость функционирования этого производства. Формирование интегрированных структур актуально, поскольку позволит реализовать законченные технологические цепочки, начиная от закупки сырья и заканчивая на-
Таблица 8
вых доходов, дотаций из ФФПР по годам
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009
Налоговые и неналоговые
доходы РФ, тыс. руб.:
по плану 4 896 534 175,7 6 170 484 600,0 7 443 923 412,0 8 965 735 575,0 9 518 304 723,0
исполнено 5 040 630 055,8 6 243 951 427,3 7 549 493 086,7 9 275 931 310,1 9 660 061 013,6
ФФПР, тыс. руб. 189 875 736,0 228 167 037,5 260 418 336,2 328 647 619,70 350 995 657,9
Численность населения РФ 142 754,00 142 221,00 142 009,00 141 904,00 141 927,00
(тыс. чел.)
Налоговые и неналоговые
доходы КЧР (тыс. руб.):
по плану 1 481 469,60 1 591 801,20 1 764 506,40 1 986 802,10 2 260 004,10
исполнено 1 482 410,50 1 230 592,40 1 796 894,20 1 827 420,60 1 352 336,10
Дотация на выравнивание 2 014 195,60 2 863 989,90 3 088 836,20 3 667 082,30 3 754 213,50
уровня бюджетной обеспечен-
ности КЧР, т. е. субсидия из
ФФПР, тыс. руб.
Численность населения 435,4 431,5 428,7 427,4 430,00
КЧР, тыс. чел.
иболее выгодным сбытом продукции. При этом вход и выход цепочки являются основными факторами, влияющими на повышение эффективности производства: обеспечение сырьем (вход) ^ производство нити ^ производство трикотажа ^ производство изделий ^ сбыт продукции (выход). Организация оптовых закупок сырья на межрегиональном уровне (в Саратове) или за рубежом, рациональная организация сбыта позволили бы в перспективе развить в республике производство трикотажных изделий. При этом основными факторами, обусловливающими спрос на такую продукцию, могут стать низкие цены по сравнению с зарубежными аналогами при высоком качестве.
Создание промышленного кластера может стать фактором не только успешного, но и устойчивого социально-экономического развития, поскольку в регионе присутствуют все признаки кластерного образования:
- имеются однородные предприятия, которые технологически взаимосвязаны друг с другом;
- в наличии высокий потенциал кластера как экспортера;
- присутствует конкуренция в отношениях между участниками кластера;
- участники кластера связаны в единую технологическую цепочку;
- имеющиеся производства стимулируют дальнейшее развитие новых видов бизнеса в регионе.
Основными критериями интеграции производственных предприятий региона являются: производственные возможности; общие рынок сбыта, рынок труда; устойчивый спрос на производимый товар на рынках регионального масштаба и за рубежом; обеспечение конкурентоспособности; огромная значимость кластера для региона; развитая социальная и производственная инфраструктура и др. Возможно ввести следующее название для этого кластера -мэдж (от англ. to merge, что означает объединять, соединяться, поглощать, сливаться) - это совокупность форм организации производства.
Преимущества предлагаемой формы:
1) число участников не ограничено; свободная продажа доли; открытость информации; прозрачность информации о доходах; свободная продажа акций на рынке;
2) необходимость организовывать собрание участников процесса каждый месяц: обсуждение плана на следующий месяц и отчет об исполнении предыдущего месяца; организация ревизионной
комиссии, члены которой не должны иметь родственных отношений с участниками;
3) уставной капитал разделен на доли; делить прибыль можно пропорционально долям;
4) участники должны отвечать по всем обязательствам;
5) производственные объединения связаны между собой технологической цепочкой;
6) объединение фирм, охватывающее весь цикл от закупки материалов для производства до сбыта продукции; все вопросы должны решаться на собрании участников путем голосования (контрольный пакет -90 %).
В результате предлагаемых мер может быть развито конкурентоспособное производство трикотажа, что позволит вывести регион на устойчивый социально-экономический уровень.
Более подробное рассмотрение такого аспекта, как инвестиционная привлекательность региона, предполагает анализ необходимого потенциала и реальных возможностей для активизации инвестиционной деятельности. Карачаево-Черкесская Республика относится к числу регионов с благоприятными условиями для организации новых производств и видов предпринимательства, характеризующихся умеренно-повышенным уровнем инвестиционной привлекательности.
В результате проведенного исследования рекомендуется привлечь инвестиции для строительства и оснащения самым современным оборудованием лечебно-профилактического учреждения в Теберде -одном из лучших горноклиматических районов мира - для лечения и профилактики болезней органов дыхания. Однако на сегодняшний день существует ряд факторов, сдерживающих инвестиционный процесс. К ним относятся:
1) дефицит квалифицированных специалистов, которые могли бы грамотно провести расчеты по реализации инвестиционного проекта, определить сроки, необходимый объем финансирования и материалов и т. д.;
2) высокая степень рискованности проектов. Многие инвесторы, в целом высоко оценивая потенциальные предпосылки реализации капитала в регионе, вместе с тем относятся к нему с определенной степенью осторожности, исходя из потенциально возможного соотношения расчетного значения прибыли и уровня риска;
3) недостаточно полное сопряжение интересов инвестора и реципиента (получателя инвестиций)
на основе взаимовыгодного экономического компромисса;
4) недостаток стимулов для более полного вовлечения в инвестиционные процессы частных сбережений;
5) отсутствие полной информации о предприятиях-товаропроизводителях и возможностях потенциальных инвесторов, что также влияет на ход инвестиционных процессов в регионе и создает определенные сложности в осуществлении эффективного сотрудничества [11].
Вопрос привлечения инвестиций в регион делает особо актуальным межрегиональное и международное сотрудничество. Одним из главных путей решения вопроса привлечения инвесторов является формирование перспективного туристического кластера1. В работах С. Нордина анализируются основные направления развития международного туризма, характерные для современного общества. Так, по С. Нордину [21], туристический кластер -проявление системного подхода к организации туристического бизнеса. Конфигурация туристического кластера такова:
- комплекс ресурсов, привлекающих некоренных жителей территории;
- организация компаний для удовлетворения туристического спроса;
- развитие секторов для поддержки туристических услуг;
- дешевая и экологически чистая инфраструктура [17];
- институты для подготовки кадров необходимой квалификации;
- агентства, которые организуют и внедряют кластерную концепцию;
- органы государственной власти, регулирующие структуры, которые влияют на кластерные образования.
Если использовать методику, предложенную С. Смитом [22], рассматриваемый регион обладает необходимым потенциалом для развития туристической деятельности. Диффузия нововведений при формировании кластера решает следующие проблемы:
- получают развитие периферийные территории;
1 Одним из первых в отечественной профессиональной литературе понятие туристических кластеров обосновал С. И. Соколенко (Соколенко С. И. Производственные системы глобализации: Сети. Альянсы. Партнерства. Кластеры: Украинский контекст: научное издание. Киев: Логос. 2002)
- нагрузка с освоенных территорий снижается;
- выравниваются уровни экономико-социального развития;
- происходит комплексное развитие рекреаций регионального уровня;
- разделение труда становится рациональным между всеми территориями внутри региона.
Туризм в регионах, подобных КЧР, можно рассматривать как мощный катализатор социально-экономического развития [16].
Проведем кластерный анализ туристического кластера республики. Исследователи выделяют следующие признаки кластера:
- развитие туристической, инженерной инфраструктуры;
- общность стратегии развития территории кластера, интерес его участников;
- конкуренция внутри кластера, обеспечивающая его конкурентоспособность на региональном, федеральном и международном уровнях;
- инвестиционная привлекательность территории;
- наличие благоприятной деловой среды;
- устойчивость социальной, экономической и экологической подсистем.
Легко отметить, что кластер выступает как гарант развития региона. Толчком к развитию территорий послужили такие факторы, как:
- наличие благоприятных туристско-рекреаци-онных ресурсов;
- историческая специализация территории.
Связывая лечебно-оздоровительный центр
«Теберда» и зоны экотуризма «Архыз», «Домбай» и т. д., возможно добиться их комплексного использования. Здесь есть много возможностей для стратегических инноваций [19]. К примеру, можно создать путевки, которые будут одновременно являться дисконтной картой именного характера на посещение развлекательных центров на период владения путевкой.
Стратегический анализ предполагает проведение многопараметрического анализа по указанным выше критериям и построение стратегических карт для определения инвестиционной привлекательности объектов. Эта задача лежит за рамками проведенного исследования. Но уже на этом этапе анализа можно утверждать, что у Карачаево-Черкесской Республики имеются все возможности для выхода из депрессивно-дотационного состояния и перехода к состоянию устойчивого развития.
Список литературы
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. С. 416.
2. Боташева А. С.-Х. Методы бюджетного регулирования экономики отсталых и депрессивных регионов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 46.
3. Боташева А. С. -Х. Методические основы определения состояния депрессивности регионов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 14.
4. Глухов В. В., Медников М. Д., Коробко С. Б. Математические методы и модели для менеджмента. СПб.: Лань, 2007. С. 528.
5. ГранбергА. Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. М.: ГУВШЭ, 2006. С. 495.
6. Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации: законопроект. URL: http://otvet. mail. ru/ question/25252988.
7. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М.: Прогресс, 1966.
8. Карачаево-Черкесская Республика: Статистический сборник. Черкесск: Карачаево-Черкесск-стат, 2010. С. 280.
9. Лексин В., Швецов А. Социальная разгрузка депрессивных территорий: северный вариант // Вопросы экономики. 2001. № 11.
10. Регион депрессивный: Экономический словарь. URL: http://abc. informbureau. com/html/ daaeii_aaidanneaiue. html.
11. Словарь современного жаргона российских политиков и журналистов. 2003 / В. Моченов, С. Никулин, А. Ниясов, М. Савваитова. URL: http:// роШке. ru/dictionary/865/word/depressivnyi-region.
12. Стратегическое управление: Основные понятия и определения. 2001. URL: http://www. stplan. ru/articles/theory/strman. html.
13. Типология российских регионов / Б. Бутс, С. Дробышевский, О. Кочеткова и др. // Альманах
Ассоциации независимых центров экономического анализа. 2005. № 8.
14. Хрусталёв Е. Ю., Боташева А. С. -Х. Концепция вывода региона из депрессивного состояния // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 34.
15. Хрусталёв Е. Ю., Боташева А. С. -Х. Стратегия развития дотационного региона (на примере Карачаево-Черкесской Республики) // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 34.
16. ХрусталёвЕ.Ю., Боташева А. С. -Х. Роль экологического туризма в развитии экономики региона (на примере Карачаево-Черкесской Республики) // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 28.
17. Хрусталёв Е. Ю. Экономические проблемы создания объектов двойного назначения инфраструктуры территорий регионов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2007. № 7.
18. Хрусталёв Е. Ю., Иванова Е. И. Методология организации и использования информационных ресурсов для управления региональной экономикой // Информационные ресурсы России. 2008. № 3.
19. Хрусталёв Е. Ю., Ларин С. Н. Региональные приоритеты в развитии инновационной инфраструктуры // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 42.
20. Цветкова С. Н. Механизмы формирования приоритетных условий и направлений инновационного развития постдепрессивного угледобывающего региона. Ростов н/Д: РИНХ, 2010.
21. Nordin S. Tourism of tomorrow - Travel trends and forces of change. Ostersund: ETOUR, 2005.
22. Smith S. L.J. Regional Analysis of Tourism Resources. Annals of tourism research. 1987. 14(2). P. 254-273.
23. http://www. online812.ru/2011/11/02/006/ print. htm.
24. http://ru wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0% BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8E