2. Гуров 3. Не надо бояться частного Айболита. Обнинск, 2007. № 22-23.
3. Из истории наукоградов. Интернет-сайт «Ситуация в России» // http://www.situation.ru.
4. Кучеренко В. В чем суть реструктуризации // Главврач. 2004. № 11.
5. Обнинск. Взгляд в будущее / Под ред. Н. Черных. Калуга, 2006.
ДАРМИЛОВА Ж.Д.
КАПИТАЛИЗАЦИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЛОКАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА — КЛЮЧЕВАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
В течение всего XX века все территориально-административные образования Северного Кавказа, независимо от характера переживаемого ими исторического этапа, имели статус дотационных регионов с обширными сегментами депрессивной экономики. С точки зрения экономической теории это значит, что совместные результаты экономической деятельности всех субъектов хозяйствования на этой территории (домохозяйств, предприятий, государства) с учетом трансфертов, переданных ими на общегосударственные нужды (в виде налогов, перечислений в бюджет и т.д.) не покрывали затраты, необходимые для социального воспроизводства населения, проживающего на этих территориях1. В современный период этому способствовало два обстоятельства:
Первое — сложившаяся система межбюджетных отношений, изначально делающая бюджеты регионов дефицитными, что дает возможность «центру» в полном соответствии с российскими традициями централизации управления через трансферты доминировать в региональной политике, влиять на уровень лояльности региональных элит к «центру».
Второе — наличие в экономике этих регионов обширного сектора архаичных хозяйственных структур (этноэкономика), находящихся институционально в нерегулируемой экономике, которая как бы само собой разумеется покрывает недостающие издержки на социальное воспроизводство, компенсируют дефицит социальных расходов государства.
Следовательно, в основе феномена дотационности регионов в современных условиях лежат особенности экономической ткани этих регионов (многоукладность и т.д.) и характер сложившейся системы межбюджетных отношений, которая выступает реальным экономическим механизмом воспроизводства дисбаланса совокупных доходов и расходов, необходимых для обеспечения социального воспроизводства в регионе2.
В систему межбюджетных отношений «центр-регион» входит и сложившаяся практика распределения и перераспределения рентных доходов, получаемых в регионах от добычи, переработки и использования своих уникальных природных ресурсов (земельная, горная, табачная, рекреационная и другие виды рент), итогом функционирования которой стало, в частности, изъятие ренты в размерах, превышающих издержки на воспроизводство и охрану природных и других территориальных ресурсов региона.
Большая часть территории регионов-субъектов РФ Северного Кавказа относится к горной и предгорной зонам, обладающими уникальными полезными ископаемыми, природными условиями, климатом и ландшафтом. Эти специфические локальные ресурсы являются источником рентных доходов, которые при соответствующих экономических условиях могли бы формировать основу материальной базы социального воспроизводства на Северном Кавказе. Имеющиеся здесь локальные ресурсы по своим качественным и количественным кондициям и параметрам при наличии со-
1 Разумеется, такая трактовка ситуации имеет смысл в рамках концепции социального государства, когда последнее выделяет необходимые ресурсы на социальное воспроизводство.
2 Доля финансовых трансфертов в доходах консолидированных бюджетов республик Северного Кавказа в 2003 г. составила: в Республике Адыгея — 50,9 %, Республике Дагестан — 78,9 %, Республике Ингушетии — 88,3 %, Кабардино-Балкарской Республике — 72,8 % Карачаево-Черкесской Республике — 71,9 %, Республике Северная Осетия — 70,7 %. (Рассчитано по: [4, с. 852, 853]).
ответствующих институциональных условии их использования достаточны для экономического роста, выхода регионов из депрессивного состояния, преодоления их дотационности1. Однако, эти локальные ресурсы в условиях деиствующеи на макроэкономическом уровне конкуренции не могут быть включены в процесс регионального воспроизводства без создания соответствующей рыночной инфраструктуры, обеспечивающей капитализацию конкурентных преимуществ этих ресурсов.
Опыт «выживания» регионов в условиях economy transition показал, что главная проблема обеспечения регионального воспроизводства ресурсами состоит в механизмах институционального «связывания» как территориальных, так и глобальных (в т.ч. национальных) ресурсов, создании на территории регионов эффективных механизмов аккумулирования имеющихся и доступных извне территориальных и глобальных ресурсов для производства общественных благ и услуг, воспроизводства территории как конкурентного товара2.
Экономическим содержанием такого институционального «связывания» локальных ресурсов является капитализация их сравнительных преимуществ (конкурентоспособности) в процессе интеграции регионов в мирохозяйственные отношения, прежде всего в сферах энергетики, транзитного, аграрного, природоресурсного потенциалов, т.е. превращение этих преимуществ в источник добавленной стоимости и объекты инвестиционной активности глобальных компании.
Конкурентоспособность локальных ресурсов, способных к капитализации, почти всегда связана с физическими ограничениями. Применительно к региону ограниченным ресурсом являются территория, ландшафт, климат, экология, трудновоспроизводимые (или невоспроизводимые уникальные) природные ресурсы, средства и ресурсы инфраструктурнои обустроенности территории (дороги, инженерное обустроиство, коммуникации, электро-, тепло- и водоснабжение и др.), а также высокофункциональные человеческие ресурсы.
В общем виде вопрос состоит в том, при каких условиях специализация хозяйственной деятельности региона на использование уникальных природных ресурсов является условием его эффективного роста? о
Ряд исследовании, проведенных в странах с транзитивной экономикой, убедительно свидетельствуют, что «соседство» больших природных ресурсов и низких доходов, низких темпов экономи- □ ческого роста определяется низким качеством институтов (см. об этом: [2]). В регионах, где инсти- О туты лояльны по отношению к производителям, использующих уникальные локальные ресурсы, последние привлекают предпринимателей и крупные корпорации, что способствует экономическому ^ росту. В регионах, где действуют институты, лояльные по отношению к агентам, борющимся за рен- о ту, предприниматели переориентируются с производства на непродуктивную — перераспредели- £ тельную — деятельность, что ведет к низким темпам роста. о
Таким образом, эффективность хозяйственной специализации региона на производстве това- ^ ров и услуг, базирующихся на использовании уникальных природных условии и ресурсов, прямо i определяется эффективностью экономических институтов. о
Проблема институционального «связывания» территориальных ресурсов, их капитализация и
Ш
о
превращение в средства регионального воспроизводства особенно актуальна для республик Север- |
ного Кавказа, нерешенность которой является ключевой причиной их отставания от макроэкономи- о
ческой динамики России. Типичным представителем этого региона является Карачаево-Черкесская о
Республика (далее — КЧР)3. ^ --о
1 Как показал опыт, практика создания в этих регионах непрофильных производств по отношению к имеющимся
региональным ресурсам («непривязанных» к ним) и без учета этнических, социокультурных особенностей веде- о
ния хозяйства (ряд отраслей машиностроения металлургии и других) порождает неоправданные трансакцион- о ные издержки, уводит значительную часть трудовых ресурсов в «тень», разрушая сложившиеся веками экосоци-
охозяйственные системы. Это особенно рельефно проявилось в условиях перехода к рынку. о
2 На экономическом форуме «Кубань-2006» исполнительный директор Ассоциации Европейского бизнеса в России ^ Андреас Романс сформулировал этот императив так: «Российским регионам нужно научиться продавать себя» [5]. Ц
3 Карачаево-Черкесская республика (далее Республика) расположена в северных предгорьях Большого Кавказа. о На западе она граничит с Краснодарским краем, на севере и северо-востоке — со Ставропольским краем, на ^ востоке с Кабардино-Балкарской республикой. На юге территория республики проходит по Главному Кавказс- '| кому хребту и граничит с Грузией и Абхазией. Территория республики составляет 14,3 тыс. км2 и включает в себя о равнинные, горные и предгорные зоны. Горная зона составляет 80% всей ее территории. Территориально-адми- ^
о
о
нистративно республика делится на 8 районов и 2 города. Численность населения республики составляет 434,5 тыс. человек, из них 44% населения проживает в городах и 56% — в сельской местности. На территории рес- ^ публики проживает более 70 народностей и национальностей. ^
Ключевым фактором для создания институциональных условий экономического роста и развития конкурентоспособности локальных ресурсов КЧР может стать коррекция действующего механизма перераспределения природной и территориальной ренты в сторону его приоритетной ориентации на расширенное воспроизводство качественной среды, социальное и инфраструктурное обустройство регионов, а не территориальное наращивание стоимости отдельных ресурсодобывающих предприятий, что фактически стимулирует действующая в настоящее время система налогообложения в сырьевых отраслях (налогообложение «с тонны» добытого сырья).
В частности, широкомасштабное реформирование сферы недроиспользования, системы налогообложения и межбюджетных отношений (почти с полным зачислением доходов рентного характера в федеральный бюджет) напрямую затрагивает ресурсные и бюджетные интересы регионов, снижая их возможности самостоятельно определять стратегии экономического развития и роста.
Следовательно, локальные ресурсы региона, конвертируемые с помощью эффективной системы перераспределения территориальной ренты (доход от использования качественных локальных ресурсов) и государственной регионально-ориентированной экономической политики в качественную социальную среду (инфраструктуру и т.п.), могут стать основой роста его конкурентоспособности.
Опыт России, а также изучение зарубежного опыта [6] показывает, насколько важно обеспечить социальную направленность использования природных ресурсов и недр территории региона. Именно качество жизненной среды региона, как показывает опыт развитых стран, уже прошедших стадию пространственной реструктуризации своих экономик, определяет уровень конкурентоспособности региона в геоэкономическом пространстве.
Поэтому, ответственная стратегия деятельности крупных корпораций и сетевых структур, приходящих в регион и использующих его локальные ресурсы, предполагает устойчивое пропорциональное инвестирование отраслей сферы социальных услуг (образования, здравоохранения, ЖКХ), обеспечивающих конкурентоспособность его трудовых ресурсов.
Соответственно, с точки зрения интересов региона, предпочтительными являются те производства и виды хозяйственной деятельности, которые не разрушают природную среду и сложившиеся экологосоциохозяйственные системы, а эффективно используют ее ресурсы (в том числе и ресурсы традиционных хозяйственных укладов), перераспределяя в свою пользу территориальную ренту, превращая регион в открытую рыночную систему и включая его локальные ресурсы в систему глобальных товарных и финансовых потоков.
Вследствие этого, главным направлением превращения локальных ресурсов экономики республики в глобально-конкурентные может быть диверсификация и структурная модернизация ее территориально-хозяйственного комплекса на основе корпоративных и кластерных форм использования локальных ресурсов, включая ресурсы традиционных хозяйственных укладов (домашних хозяйств), формирование товарно-логистических цепей, институциональных механизмов привлечения глобальных ресурсов в экономику региона, развитие региональной инфраструктуры (дороги, коммуникации, электроэнергетика).
Структурная модернизация территориально-хозяйственного комплекса связана с активизацией использования инвестиционно-финансовых ресурсов региона. О масштабах спроса в КЧР на инвестиционные ресурсы может свидетельствовать тот факт, что объем совокупных инвестиций на планируемые к реализации проекты модернизации производственно-хозяйственной системы региона в соответствии с «Программой социально-экономического развития КЧР на период до 2012 года» составляет более 65 млрд руб. (при нынешних объемах инвестиций в основной капитал чуть более 5 млрд руб. в год, т.е. дефицит составляет примерно 50% общего объема требуемых на реализацию программ инвестиций).
Активизация инвестиционного процесса в республике, необходимость институционального «связывания» инвестиционно-финансовых ресурсов требует развития в регионе всего комплекса институциональных структур: коммерческих банков, объединенных фондов банковского управления, паевых инвестиционных фондов, инвестиционных компаний, инвестиционно-заемных систем (региональных и муниципальных), страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов, жилищ-но-ипотечных агентств, лизинговых компаний, корпоративных структур, международных фондовых бирж.
Важный и пока не в полной мере используемый локальный ресурс инвестиционного процесса — долгосрочные накопления населения, объем которых составляет по оценкам более 0,5 млрд руб.
Ключевые вопросы институционального «связывания» имеющихся локальных ресурсов в значительной мере решаются Программой социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики на период до 2012 года (далее — Программа) [3]1. В рамках российского опыта стратегического программирования регионального развития (см., например: [7, 1]) она может быть отнесена к типу стабилизационных, ибо ее целевые ориентиры, приоритеты и механизмы реализации связаны с созданием необходимых институциональных условий для стимулирования восстановительного роста и обеспечения последующего перехода к инновационному развитию и росту экономики КЧР.
Цель программы — достижение устойчивых темпов роста ВРП, бюджетной обеспеченности, доходов, уровня жизни и социальной защиты населения.
Основные направления реализации этих целей Программы связаны со снижением институциональных ограничений развития экономики КЧР, реструктуризацией экономики и модернизацией территориально-хозяйственного комплекса КЧР, развитием отраслей социальной сферы. В соответ- ^ ствии с этим в составе программных мероприятий представлены следующие инвестиционные и ^ бизнес-проекты, формирование территориально-производственных кластеров, обладающих конку- ц рентными ресурсами. ^
1. Создание межрегионального туристско-рекреационного кластера, включающего в себя ку- ^ рорты Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ставропольского и Краснодарского краев ^ (представленный тремя крупными проектами — строительством автомагистрали, создани- ^ ем особой экономической зоны производства экологически чистой продукции для удовлет- ^ ворения растущего спроса в продовольствии курортно-рекреационного комплекса КЧР, раз- о витием материальной базы и инфраструктуры отдыха и туризма).
2. Создание территориально-производственного кластера по производству и переработке сель- □ скохозяйственной продукции. Предусмотрено: создание вертикально интегрированного аг- О рохолдинга; создание программ интенсификации сельскохозяйственного производства с государственной финансовой поддержкой; комплекс мероприятий по привлечению крупных ^ вертикально интегрированных кампаний-нерезидентов (типа ГУП «Южный») на региональ- о ный рынок республики. £
3. Реализация инвестиционных проектов по развитию и поддержке овцеводства, развития про- о
изводства и переработки сахарной свеклы, картофеля, молока, лактозы, фруктозы и комбикормов из зерновых культур, заготовки и переработки лекарственного технологического сырья.
4. Создание информационно-коммуникационного и транспортно-логистического кластера. Пла
о
х
нируется формирование эффективной системы регулирования и контроля регионального товарного рынка, в том числе и рынка транспортно-логистического сервиса и пассажирских о услуг, реконструкцию дорожного хозяйства, создание регионального бренда КЧР, базирую- о
щегося на существующих привлекательных имиджевых маркерах и работающего в республике бизнеса.
5. Создание территориально-производственного кластера промышленности строительных ма- 2 териалов (включая капитальный ремонт, реконструкцию и техническое перевооружение дей- о
ш
ствующих мощностей).
Важную часть программных мероприятий составляют механизмы институционального «связы- о вания» инвестиционных ресурсов, включая: привлечение на рынки инвестиционно-фи- ^ нансовых ресурсов всего комплекса институциональных субъектов: коммерческие банки, объ-
о ф
1 Программа разработана на базе научного потенциала Карачаево-Черкесской государственной технологической Академии с участием специалистов министерств и ведомств КЧР. Методология и методика разработки Про- '| граммы опирается на федеральный закон от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «0 государственном прогнозировании о и программах социально-экономического развития Российской Федерации», а в содержательном плане ориен- ц тирована на те общие задачи и приоритеты, которые сформулированы в «Программе социально-экономическо- ^ го развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.), действующих федеральных ^ и республиканских целевых и межотраслевых программах (в т.ч. ФЦП «Юг России»). ^
единенные фонды банковского управления, паевые инвестиционные фонды, инвестиционные компании, инвестиционно-заемные системы (региональные и муниципальные), страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, жилищно-ипотечные агентства, лизинговые компании, корпоративные структуры, международные фондовые биржи.
6. Создание условий для повышения инвестиционной привлекательности ряда отраслей экономики за счет реформирования законодательной базы инвестиционной деятельности — разработка нового Закона КЧР «О привлечении иностранных инвестиций в экономику Карачаево-Черкесской Республики», определяющего основные льготы для иностранных инвесторов на ее территории.
7. Для развития экономической базы муниципальных образований, территориального развития КЧР в Программу включен комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих прежде всего институциональную модернизацию социальной сферы:
8. Инвестиционно-финансовая поддержка социально значимых объектов: больниц, школ, детских учреждений, учреждений культуры, физической культуры и спорта;
9. Внедрение экономически обоснованных тарифов оплаты услуг ЖКХ, развитие системы адресной социальной помощи населению в сфере услуг ЖКХ, развитие объектов рыночной инфраструктуры местного значения (курортно-торговых, страховых, банковских, бизнес-центров, информационно-консалтинговых центров и т.п. ).;
10. Важнейшей задачей в развитии муниципальных образований в ближайшие 2-3 года остается организационное, финансовое, материально-техническое и информационное обеспечение муниципальной реформы, создание новой экономической базы муниципального управления.
Создание устойчивой финансовой базы республики возможно, прежде всего, посредством эффективной региональной бюджетной политики, инструментом реализации которой является бюджетный механизм. Важным направлением в регулировании неформальной экономики в Карачаево-Черкесии должно стать принятие правовых актов, способствующих выводу бизнеса «из тени», развитию малого и среднего бизнеса, а также самозанятости.
Общая потребность в финансовых ресурсах на период реализации программных мероприятий и инвестиционных проектов (2007-2012 гг.), как показали расчеты (в ценах 2006 года), оценивается в размере 65,3 млрд. рублей. Реализация программных мероприятий в соответствии с намеченными целями и задачами позволит увеличить реальные доходы населения к концу 2012 года в 1,6 раза, номинальную среднемесячную заработную плату — в 2,5 раза. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократится с 38 до 20 процентов.
В результате реализации программных мероприятий налоговые поступления в бюджеты всех уровней возрастут, и по оценке, составят в 2012 году более 1,2 млрд. рублей в год. Наряду с бюджетной эффективностью реализация программных мероприятий позволит получить высокий социальный эффект и обеспечить создание свыше 40 тысяч новых рабочих мест (при наличии в республике 75 тыс. рабочих мест), снижение уровня структурной безработицы до 1%.
Валовой региональный продукт КЧР увеличится в 2,5 раза. Такая динамика значительно укрепит позиции экономики республики в системе общероссийского национального хозяйства, создаст необходимые предпосылки для перехода экономики КЧР к инновационному росту.
Таким образом, в соответствии с указанными приоритетами и направлениями социально-экономического развития КЧР целью экономической политики КЧР должна стать структурная модернизация ее территориально-хозяйственного комплекса на основе корпоративных и кластерных форм организации предпринимательства и бизнеса, капитализации конкурентных преимуществ локальных ресурсов с выходом на общероссийский и глобальный рынки продуктов их переработки и услуг, включения локальных ресурсов традиционных хозяйственных укладов (домашних хозяйств) в товарно-логистические цепи, преодоление институциональных дефицитов и достижение сбалансированного, устойчивого роста экономики, доходов, уровня жизни и занятости населения.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Анчишкин О.В. Государственные стратегические программы социально-экономического развития: состояние и перспективы // Проблемы прогнозирования. 2005. № 6.