Научная статья на тему 'Модернизация экономики Карачаево-Черкесской республики: проблемы, решения и перспективы'

Модернизация экономики Карачаево-Черкесской республики: проблемы, решения и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
518
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эбзеев Борис Сафарович

Развитие Карачаево-Черкесской Республики характеризуется в настоящее время улучшением показателей работы в разных сферах деятельности. О том, какие меры предпринимают власти региона по модернизации экономики, поддержке предпринимательства, стабилизации на рынке труда, в интервью агентству «Интерфакс-Юг» рассказал президент Карачаево-Черкесии Борис Сафарович ЭБЗЕЕВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация экономики Карачаево-Черкесской республики: проблемы, решения и перспективы»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

12 (69) - 2010

модернизация экономики карачаево-черкесской республики: проблемы, решения и перспективы

Развитие Карачаево-Черкесской Республики характеризуется в настоящее время улучшением показателей работы в разных сферах деятельности. В республике активно вводятся в строй новые производственные мощности, растут темпы промышленного производства, реализуются программы по социально-экономическому развитию, широко используются все имеющиеся возможности для привлечения крупных инвесторов. Кроме того, республика стала одним из немногих субъектов Российской Федерации, где отмечено снижение уровня регистрируемой безработицы. О том, какие меры предпринимают власти региона по выходу из кризиса, поддержке предпринимательства, стабилизации на рынке труда, в интервью агентству «Интерфакс-Юг»* рассказал президент Карачаево-Черкесии, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ Борис Сафарович ЭБЗЕЕВ.

— Борис Сафарович, как Карачаево-Черкесия реализует меры по выходу из ситуации, связанной с мировым финансовым кризисом, что делается для того, чтобы минимизировать потери, наносимые кризисом социально-экономической сфере республики?

— Финансово-экономический кризис, конечно, внес свои коррективы в планирование и саму организацию работы органов власти республики. Кризис указал на слабые звенья в нашей работе, заставил искать «точки роста» за счет собственных ресурсов и, безусловно, потребовал максимальной мобилизации усилий по выполнению всеми органами и уровнями власти своих социальных обязательств. Но, как ни парадоксально звучит, уверен, что эти перемены — к лучшему. Лишь коснувшись дна, можно оттолкнуться и двигаться вверх.

Минувший год прошел под знаком реализации целого комплекса антикризисных мер. Это оптимизация и укрепление бюджета республики. В частности, только за счет сокращения расходов на

* Интервью президента Карачаево-Черкесии Б. А. Эбзеева агентству «Интерфакс-Юг» публикуется в сокращении.

содержание госаппарата сэкономлено 33 млн руб. Мы реально сократили на 10—12 % численность республиканских и муниципальных чиновников.

Если говорить в целом, то к числу антикризисных мер отнесу увеличение налогового потенциала, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержку приоритетных отраслей экономики республики, снижение социальной напряженности на рынке труда. Речь идет о поддержке реального сектора экономики. Мне кажется, вкладывать деньги в развитие средних и поддержку крупных предприятий гораздо более эффективно, нежели перманентно увеличивать социальные выплаты.

Приведу пример — сахарный завод в Эркен-Шахаре. Это градообразующее предприятие не только поселка, но и всего Ногайского района в этом году оказалось на грани банкротства. Для меня это означало, что появятся сотни безработных, которым нечем будет кормить свои семьи. Мы нашли в республиканском бюджете 30 млн руб. и поддержали свекловодческие хозяйства. Аграриям были выплачены авансовые средства на весенние полевые работы, под госгарантии сельхозпроизводителям отпустили семена и средства защиты растений. Остаток бюджетных средств был выплачен сельхозпроизводителям в качестве субсидий на каждую тонну зачетного веса по итогам уборки. В итоге по сравнению с 2008 г. произошло увеличение в 2,4 раза возделываемой площади, занятой под сахарную свеклу, а урожай ее в 2009 г. превзошел ожидаемые результаты на 40 %.

Была выработана модель взаимодействия между владельцами сахарного завода, правительством и сельхозпроизводителями Карачаево-Черкесии, и производство было запущено. Поддержав через сельхозпроизводителей завод, а в конечном счете — жителей республики, мы придумали хорошую схему частно-государственного партнерства. Продолжим эту работу и в 2010 г. Наш опыт уже взят на вооружение рядом других субъектов Российской Федерации.

— Какую меру по преодолению кризисных явлений Вы считаете наиболее действенной?

— Одним из важных направлений выработанных в КЧР антикризисных мер является серьезная поддержка предпринимательства. Мы поддержали начинающих предпринимателей в создании собственного бизнеса. На конкурсной основе были отобраны 135 предпринимателей, которые получили гранты на сумму до 300 тыс. руб. Причем максимальный размер государственной помощи получили те предприниматели, которые предоставили в конкурсную комиссию бизнес-планы по приоритетным для республиканской экономики направлениям. Всего на эти цели выделено 25 млн руб.

Вторым значимым направлением поддержки предпринимательства в республике в рамках антикризисного пакета мер является предоставление субсидий на погашение части процентной ставки по привлеченным предпринимателями инвестиционным кредитам. Сумма такой поддержки в 2009 г. составила 12,5 млн руб. Эти два направления мы продолжаем активно реализовывать и в этом году.

Вместе с тем важной антикризисной мерой считаю участие республики в программе реформирования ЖКХ. За два года Карачаево-Черкесия получила 340,7 млн руб., что составляет 48,7 % от общего лимита капитальных вложений, на которые может рассчитывать республика.

В 2009 г. с учетом долевого софинансирования программы собственниками жилья и местными бюджетами всего было получено 241,43 млн руб. На эти деньги к концу года отремонтированы 176 многоквартирных домов. В результате свои жилищные условия улучшат почти 19 тыс. жителей Карачаево-Черкесии. И самое главное — в ходе реализации программы реформирования ЖКХ в республике было трудоустроено почти 3 тыс. человек. А если учесть, что к строительной отрасли добавляется 21 специальность, то можно оценить, какой мультипликативный эффект дает реализация этой программы.

Добавлю, что в прошлом году решение о выделении республике средств было принято лишь в ноябре. Конечно, была осознанная озабоченность, успеем ли мы освоить эти деньги, но мы успешно справились.

Как отметил директор Фонда реформирования ЖКХ России Константин Цицин, в Карачаево-Черкесии, несмотря на короткие сроки, ремонт многоквартирных домов выполнялся не только быстро, но и качественно. Убежден, эта программа— для людей. Ее результат можно увидеть реально. Именно поэтому мы намерены продолжить участие

в этой программе, и в 2010 г. у нас есть реальная возможность получить еще 350 млн руб.

От результатов деятельности фонда зависит развитие коммунального хозяйства республики. Перед нами нет дилеммы: либо мы наводим порядок в этой сфере, либо останемся в состоянии жилищно-коммунального хаоса, как шутят некоторые остряки, впрочем, не слишком при этом сгущая краски.

Вместе с тем очень важным результатом работы всей системы органов власти республики я бы назвал строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры и социальной сферы. В 2009 г. мы сдали 63 объекта. За счет лимитов капитальных вложений на эти цели было направлено более 1,5 млрд руб. Это долгосрочные инвестиции, которые не приносят быстрого дохода, но необходимы сегодня, чтобы обеспечить гражданам республики достойную цивилизованную жизнь. Деньги были направлены на решение острых проблем в социальной сфере, развитие инфраструктуры сельских поселений, мероприятия по развитию системы энергообеспечения населения, строительство школ, реконструкцию объектов здравоохранения, теплоснабжения.

Также в прошлом году введены в эксплуатацию объекты водоснабжения в 14 населенных пунктах. Отсутствие качественной питьевой воды является одной из самых острых проблем в Карачаево-Черкесии.

Не менее острой проблемой в республике остается и газоснабжение населенных пунктов. Для ее решения на газификацию населенных пунктов было выделено 114 млн руб. В то же время у нас есть договоренность с «Газпромом» о продолжении газификации КЧР, треть населения которой вынуждена обходиться либо баллонным газом, либо обычными печами. И это в XXI веке!

— На сегодняшний день одной из ключевых проблем является поддержка незащищенных слоев населения. Как решают ее власти Карачаево-Черкесии?

— В прошлом году на мое имя поступило около 3 тыс. письменных обращений от жителей, в том числе и электронных писем, направленных в Web-приемную на официальном сайте президента и правительства Карачаево-Черкесской Республики www.kchr.info. Кроме того, я часто встречаюсь с людьми в городах и районах, что позволяет составить реальную картину происходящего в республике.

Основу обращений граждан составляют социальные вопросы, связанные с проблемами в сфере здравоохранения, образования, а также жилищные вопросы. Вот вам и приоритеты в работе, которые подсказывают сами люди.

- 5

Повторюсь, что в прошлом году мы сдали 63 объекта социально-инфраструктурной направленности в различных населенных пунктах республики. Большая часть из них — это объекты социальной сферы. Для меня не существует разницы между сельским ФАПом и отремонтированным терапевтическим корпусом республиканской клинической больницы или противотуберкулезным диспансером. Нашим людям нужно все. И нужно было еще 10—20 лет назад. Мы многое должны просто наверстывать. Экономика для людей, а не ради денег как таковых. Один пример: в прошлом году в республике началось строительство центра гемодиализа. Речь идет об оказании различных видов медицинской помощи больным с хронической почечной недостаточностью.

Уже принято решение о том, что в 2010 г. в Черкесске будет построен сосудистый центр для оказания высокотехнологичной помощи больным с инфарктом миокарда и инсультами — две тяжелые категории больных, которым нужна оперативная помощь. Также республика вошла в федеральную программу по оказанию помощи при ДТП. По этой программе медицинские учреждения Карачаево-Черкесии будут оснащены медоборудованием, реанемобилями. Создан центр здоровья, где будут заниматься «здоровьем здоровых». И мы будем продолжать вкладывать деньги в образование, здравоохранение и культуру.

Что касается поддержки социально незащищенных слоев населения, то в этом направлении мы незначительно, но шагнули вперед. Так, на приобретение жилья для детей-сирот было выделено 11 млн руб. За полтора года более 30 детей-сирот получили собственное жилье. Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» в 2009 г. 20 ветеранов, вставших на очередь до 1 марта 2005 г., получили субсидии на приобретение жилья. На эти цели в 2009 г. выделено более 30 млн руб. В этом году до юбилейной 65-й годовщины Великой Победы мы обеспечили субсидиями на приобретение жилья всех 16 ветеранов, вставших на очередь до 1 марта 2005 г. Сейчас в республиканском реестре на улучшение жилищных условий стоят 655 ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на очередь после 1 марта 2005 г. Всего на реализацию Указа Президента России из федерального бюджета выделено 140 млн руб.

Вместе с тем впервые за последние 10 лет мы сдали в эксплуатацию так называемое «социальное жилье» — 32-квартирный жилой дом в станице Пре-градная для тех, кто стоял в очереди на получение

6 -

жилья. Кроме того, отметили новоселье 114 молодых семей из городов и районов республики.

Также в республике продолжается реализация мер по поддержке многодетных семей. Ко Дню матери почетный знак КЧР «Материнская слава» и денежные премии получили около 400 женщин, родивших и достойно воспитавших пятерых и более детей. Преклоняюсь перед нашими женщинами. Именно от них зависит то, насколько наш общий дом — Россия — будет прочен, насколько он будет чист от ненависти и вражды, насколько сильна будет аура мира, добра и согласия.

— Насколько напряженной является ситуация на рынке труда? Что делают региональные власти для обеспечения занятости населения, создания временных рабочих мест?

— Ситуация на рынке труда и задолженность по заработной плате — два вопроса, с которых обычно начинается мой рабочий день. Мы ликвидировали многомиллионную задолженность по зарплате работников предприятий разных форм собственности. Карачаево-Черкесия вошла в тройку российских субъектов, в которых отмечено снижение официальной зарегистрированной безработицы.

В течение всего года в Карачаево-Черкесии активно реализовывалась программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда, благодаря которой почти в 4 раза сократилась численность работающих в режиме неполного рабочего времени, на столько же уменьшить численность работников, находящихся в административных отпусках. Вдвое сокращено число работников, находящихся в простое. Создано и сохранено около 1 тыс. 600 рабочих мест для работников, находящихся под риском увольнения на десяти предприятиях республики.

Кроме того, в рамках реализации программы в октябре к опережающему обучению приступили 306 человек. Около 5 тыс. граждан республики приняли участие в общественных работах.

В то же время шесть крупных предприятий республики получили сертификаты доверия работодателю. Это, по сути, признание усилий руководства предприятий по достижению нового качественного уровня защиты трудовых прав, здоровья и обеспечения безопасных условий труда с повышением его производительности.

— Борис Сафарович, расскажите, как в республике стимулируется развитие крестьянско-фермерских хозяйств. Есть ли у производителей возможность реализовывать продукцию населению без наценок?

— В Карачаево-Черкесии принята целевая программа по развитию сельского хозяйства, рассчитанная до 2012 г. Объем ее финансирования составляет более 1,5 млрд руб. Эта ресурсоемкая программа предусматривает устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения.

Разработана и утверждена еще одна отраслевая программа «Развитие мясного скотоводства в Карачаево-Черкесской Республике на 2009—2012 годы», которая предусматривает приобретение в течение трех лет 13 тыс. племенных нетелей специализированных мясных пород. В течение ближайших пяти лет на базе завезенного племенного скота в республике будет создана сеть племенных репродукторов по выращиванию специализированного мясного скота.

Первый серьезный шаг в этом направлении уже сделан. Из бюджетов разных уровней на приобретение 1 тыс. 500 нетелей абердин-ангусской породы выделено 160 млн руб. Племенной скот доставляется в хозяйства для дальнейшего воспроизводства и улучшения поголовья крупного рогатого скота.

Продумано и другое не менее важное направление — сбыт мяса. Для переработки и реализации мяса и мясной продукции Правительством КЧР совместно с Минсельхозом России, правительством Москвы, ЗАО «Эксима» и компанией «Альта Дженетикс» принято решение о создании на территории республики современного холдинга по выращиванию и переработке мяса сельскохозяйственных животных. Соглашение о строительстве холдинга, расчетная стоимость которого составляет 15 млн евро, находится на стадии согласования.

При интенсификации отрасли животноводства поголовье крупного рогатого скота в ближайшие пять лет можно довести до 400 тыс. голов, а ежегодное производство мяса всех видов — до 80 тыс. т. Вопрос — в сбыте.

Эффективным способом поддержки местных товаропроизводителей является присуждение им бренда «Карачаево-Черкесскпродукт». Это своеобразный знак качества, правообладателем которого становятся только лучшие производители пищевых и промышленных товаров. Надеюсь, со временем этот бренд станет узнаваемым и, покупая нашу продукцию в Ростове, Москве, на Дальнем Востоке, потребитель будет уверен: это качественная и экологически чистая продукция из одного из самых чистых регионов страны.

— Вы неоднократно заявляли о том, что власти КЧР усиливают контроль за собираемостью налогов в республике. Есть ли позитивные изменения в этой

деятельности, насколько возросла собираемость налогов?

— В прошлом году на фоне кризиса, когда в целом по стране наблюдался спад производства, а, следовательно, и уровень собираемости налогов, нам удалось сохранить объем поступления налогов в бюджет. Тем не менее я всегда повторяю: такие успехи — повод задуматься о наших проблемах, это свидетельство того, что мы недорабатываем, потому что, говоря о налоговых сборах, мы имеем в два раза заниженную норму доходности.

Гордиться особенно нечем. Многие предприятия ловко уходят от уплаты налогов, сначала становятся на милицейский учет, а потом думают: стоит ли становиться на учет налоговый? Нет такой альтернативы. Лучше заплати налоги и спи спокойно. Я благодарен руководству холдинга «Евроцемент групп» за понимание проблемы. С июня прошлого года одно из его подразделений — «Кавказцемент» — встало на налоговый учет в Карачаево-Черкесии и стало платить налог на прибыль уже в бюджет республики. Это пример социально ответственного бизнеса.

— Не повлияет ли кризис на планы по развитию туристско-рекреационного комплекса Карачаево-Черкесии?

— Может быть, кризис повлияет на сроки реализации проекта, но, надеюсь, не на сами намерения инвесторов реализовать намеченные проекты на территории Карачаево-Черкесии.

Что касается нашей стороны, то республика исправно выполнила свою часть обязательств по снятию инфраструктурных ограничений в ущелье Архыз. По программе «Юг России» ведется строительство современной автомагистрали к курорту, газопровода, систем водоснабжения и канализации. Теперь дело за инвесторами. Но нужно помнить, что строительство любых крупных или мелких туристических комплексов должно стать так называемым примером экономики для людей.

Если говорить о развитии туризма в Карачаево-Черкесии в целом, то необходимым условием успешного развития этой отрасли экономики считаю ликвидацию «транспортной тупиковости республики». Важным стратегическим объектом, к которому мы пытаемся привлечь внимание российского правительства, является строительство дороги «Минеральные Воды — Черкесск — Сухуми — Адлер» через реконструкцию Военно-Сухумской дороги. Всего-то 270 километров. Надеюсь, что с созданием Северо-Кавказского федерального округа эта идея получит еще большую актуальность.

- 7

Великолепное решение предложил губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский, выдвинувший идею о создании южного российского туристического кольца. Абсолютно солидарен с ним во мнении, что необходимо реализовать идею «двухчасовой доступности» курортов Юга России, которая содержит большой «центростремительный потенциал».

— Борис Сафарович, как в Карачаево-Черкесии отнеслись к инициативе Президента России об увязке численности региональных законодательных органов с количеством населения? Будут ли вноситься изменения в связи с этим в законодательство Карачаево-Черкесии?

— Наш парламент работает эффективно, четко представляя, чем живет сегодня республика и народы, ее населяющие. И я, и Народное собрание полностью поддерживаем предложение главы государства о том, что численность законодательных органов субъектов должна быть прямо пропорциональна количеству населения.

Для Карачаево-Черкесии количество депутатов от 25 до 50 человек считаю оптимальным. При этом нужно обязательно учесть, что в такой многонациональной республике, коей является Карачаево-Черкесия, проблемы численности надо увязывать с представительством народов в парламенте.

Нужно учитывать еще одно обстоятельство. Сейчас сами субъекты РФ могут выбирать, будут ли проходить региональные выборы по пропорциональной системе или пропорциональной и мажоритарной. Думаю, пропорциональная избирательная система окажется полезной для политического структурирования общества. Но это — вопрос для обсуждения.

— Борьба с коррупцией явилась одним из приоритетных направлений Вашей деятельности на посту президента КЧР. Каковы ее результаты?

— Бюрократизм, помноженный на коррупцию, представляет смертельную угрозу для государственности. Поэтому борьба с этими явлениями является ключевым направлением политической системы. И здесь особенно значимы усилия гражданского общества.

Граждане Карачаево-Черкесии обратили внимание на то, что активизировалась деятельность правоохранительных органов. Еще год назад по фактам взяточничества было выявлено только 17 случаев. А за прошлый год выявлено около 2 тыс. нарушений законодательства о противодействии коррупции, возбуждено 65 уголовных дел коррупционной направленности.

8 -

При этом большая часть коррупционных правонарушений и преступлений допускалась при предоставлении в аренду земельных и лесных участков. По результатам прокурорской проверки отменены незаконно принятые решения и расторгнуты договоры о предоставлении земельных участков лесного фонда на площади 11,3 тыс. га в Архызском, Учку-ланском и Тебердинском лесничествах.

Все понимают, что реализация Национального плана по противодействию коррупции необходима. Но возникают разговоры, в том числе со стороны работников правоохранительных органов: «Да, мы готовы это сделать, но нет соответствующей правовой базы». Однако приведу пример. Был принят республиканский закон: закрыть игровые автоматы в республике. А решение этого вопроса тянулось в течение целого года. Кто оттуда кормился?

Отмечу еще один момент. На территории субъектов РФ функционируют от 40 до 65 территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Они часто ведут «суверенное» по отношению к этому субъекту РФ существование. И если раньше, когда глава субъекта избирался путем прямого голосования, это могло быть хоть как-то оправдано, то сейчас в условиях, когда изменился сам порядок замещения высших должностей, существование независимых территориальных органов абсурдно. С одной стороны, главы субъектов являются высшими должностными лицами в регионе, с другой — агентами центральной власти в регионе, поскольку легитимированы волей главы государства. Поэтому не могут территориальные органы федеральных органов государственной власти быть независимыми от представителя Президента Российской Федерации, каковым является глава субъекта.

Убежден, что необходимо изменить саму систему представительства Федерации на территории субъекта и отказаться от той «подозрительности», которая имеет место по отношению к региональной власти.

— Как известно, в настоящее время руководство Карачаево-Черкесии активно развивает сотрудничество с Москвой. Каких экономических результатов Вы ожидаете от реализации планируемых проектов?

— В декабре Юрий Михайлович Лужков был у нас в гостях. Мэр столицы еще раз подтвердил, что Москва не отказывается от ранних договоренностей инвестировать средства в различные сферы экономики Карачаево-Черкесии. Мы договорились о том, что правительство Москвы построит хороший туристический комплекс для лыжного и спортив-

ного туризма в Домбае. Речь идет о пансионате площадью 10 тыс. м2, проектирование которого уже началось. Москва готова инвестировать в развитие туристической сферы Карачаево-Черкесии более миллиарда рублей.

Также мэр Москвы подтвердил свои намерения о совместной работе с руководством республики по развитию мясного холдинга.

Москва — первопроходец, демонстрирующий пример государственного мышления и государственного подхода. И, если наши проекты будут реализованы, это станет мощным импульсом для развития Карачаево-Черкесии. Что касается инвестиционной привлекательности КЧР, то, на мой взгляд, она обусловлена прежде всего тем спокойствием, которое имеется в республике. Мы готовы дать гарантию любым инвесторам в защите их интересов. Именно поэтому мы сегодня, в том числе, работаем над укреплением горизонтальных связей с другими субъектами России.

Кроме договоренностей с Москвой у нас очень добрые отношения со Ставропольским краем, регионами ЮФО. Также мы подписали договор о сотрудничестве с Волгоградской и Саратовской областями.

Из конкретных примеров могу привести совместный инвестиционный проект фирмы из КЧР «Кагов Корпорейшн» и Северо-Кавказского государственного технического университета из Ставрополя, которые намерены организовать производство синтетической кожи на основе на-нотехнологий стоимостью свыше 1 млрд руб., из которых около 600 млн руб. уже освоены.

Порой неумение работать и многие неудачи списываются на кризис. Нужны мудрость, мужество и труд, для того чтобы поставить задачу и решить ее.

— Борис Сафарович, как Вы оцениваете бюджет Карачаево-Черкесии на 2010 г.? Удастся ли республиканским властям реализовать все возложенные на них полномочия с учетом снижения трансфертов из федерального бюджета и передачей части полномочий региону?

— Бюджет на нынешний год утвержден с дефицитом. На его формирование повлияли два определяющих фактора: уровень развития экономики и ее налоговая эффективность, а также размеры финансовой помощи из федерального бюджета, которые уменьшатся почти на полмиллиарда рублей.

С будущего года республика будет сама финансировать отдельные социально значимые расходы. Российская Федерация отменяет софинансиро-

вание выплат ежемесячных пособий на ребенка, на обеспечение социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла, на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Также на республиканский бюджет возлагается содержание учреждений начального профессионального образования. Отменяется финансирование из федерального бюджета летнего отдыха детей, а это без малого 50 млн руб.

Все эти финансовые обязательства берет на себя республиканский бюджет и будет их выполнять в полном объеме. По моему мнению, в данном случае в качестве ресурса, который необходимо задействовать, выступает необходимость совершенствования налоговой политики.

— Каковы основные направления работы республиканских властей на 2010 г.? Какие сферы, по Вашему мнению, потребуют особого внимания руководства КЧР?

— Основные направления нашей работы будут увязываться в общую концепцию развития нового Северо-Кавказского федерального округа. Изначально был убежден, что «ответственным за Кавказ» будет назначен тот человек, который глубоко интегрирован в социальную и экономическую сферы. Именно таким человеком является Александр Геннадиевич Хлопонин, один из самых эффективных управленцев в стране.

Если говорить в целом о нашем округе, то следует обратить внимание на три конкурентных преимущества: богатый природный потенциал, большое количество трудовых ресурсов и выгодное географическое положение. К плюсам можно отнести благоприятную демографическую ситуацию. Основное направление работы — это решение социально-экономических проблем, которые представляют главные скрепы единства и целостности государства и нашей государственности. Все мероприятия Комплексной стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа направлены на решение трех глобальных задач: сокращение уровня безработицы (к 2020 г. примерно в 3 раза), рост уровня ВРП на душу населения — 20 % в год и снижение уровня федеральных дотаций.

Это возможно путем создания эффективной структуры экономики, через опережающее развитие приоритетных отраслей. На совещании, которое Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев проводил здесь, в Карачаево-Черкесии, были обозначены основные направления развития Северного Кавказа — развитие образования и здравоохранения, агропромышленного и энергети-

- 9

ческого комплексов, туристско-рекреационное направление и правоохранительная составляющая.

Именно в контексте этих направлений Карачаево-Черкесия представила свои инвестиционные проекты и предложения для их включения в Комплексную стратегию социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа. В частности, предлагается создать на территории республики особые экономические зоны туристско-рекреационного типа, на базе которых будут реализовываться инвестиционные проекты: строительство всесезонного горного курорта «Архыз», курорта «Медовые водопады», «Мара», ТРК «Теберда — Домбай», а также развитие новых территорий. Все ли они будут поддержаны — другой вопрос.

Также мы обосновали необходимость привлечения инвестиций в экономику республики через создание зон территориального развития — промышленных центров. К примеру, развитие г. Черкесска, на территории которого сосредоточено более 50 % крупных и средних промышленных предприятий регионального значения. Предлагается создание промышленных центров в муниципальных районах республики, на территории которых расположены бюджетообразующие предприятия республики.

В перечне предложений обозначены меры по оказанию содействия развитию автомобильной компании «Дервейс» — о ее включении в проект «Программы развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2020 года» и о включении производимых машин в перечень автомобилей, реализуемых с субсидией по государственной программе утилизации старых автомобилей.

Что касается развития энергетики, то республика включила в перечень своих предложений по софинансированию строительства проектов Зе-ленчукского гидроэнергокомплекса. Кроме того, с запуском первой малой ГЭС на Эшкаконском гидроузле появилась уверенность, что в дальнейшем реализация программы строительства малых ГЭС на территории КЧР будет продолжена. В целом на территории Карачаево-Черкесии может быть построено до 30 малых ГЭС. В этом году на реке Большой Зеленчук начнется строительство

малой ГЭС мощностью 1,2 мВт. Стоимость проекта оценивается в 50 млн руб. Предложения по софи-нансированию строительства малых ГЭС также вошли в республиканский реестр.

В сфере сельского хозяйства республике необходимо содействие в дальнейшей реализации программы «Развитие отрасли мясного скотоводства в Карачаево-Черкесии на 2009—2012 годы», а также в строительстве второй очереди шерстоперерабаты-вающей фабрики. Необходимо участие федерального бюджета в строительстве рыбоводного форелевого завода в рамках реализации федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса на 2009—2013 годы».

Республика предлагает включить в стратегию развития СКФО ряд направлений по развитию транспортной инфраструктуры — восстановление Военно-Сухумской дороги, строительство дороги «Черкесск — Адлер», а также ряд предложений по развитию железнодорожного транспорта.

Один из самых больших блоков, на развитии которых акцентирует внимание республика, — это социальная сфера: строительство объектов здравоохранения, образования и социальной защиты населения. В целях воспитания детей и подростков, формирования здорового образа жизни, а также преодоления сложившегося отставания относительно других субъектов Российской Федерации по показателю насыщенности территории спортивными сооружениями необходимо построить ряд социально значимых спортивных сооружений. Республика нуждается в строительстве ряда спортивных комплексов, сооружений и спортивных площадок по направлению «Массовый спорт», подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «О развитии физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006—2015 годы».

Интервью подготовлено агентством «Интерфакс-Юг» при содействии Управления пресс-службы и информации Президента и Правительства КЧР URL: http://www.kchr.info.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.