Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ НА ЮГЕ РОССИИ'

СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ НА ЮГЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPECIALIST TRAINING STRATEGY / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / LEVELS AND FORMS OF TRAINING / CONTINUITY OF EDUCATION / СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / УРОВНИ И ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ / НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чертов Н.В., Степанова Т.А., Чертов О.В., Фомин В.Л.

Цель исследования - выявить аспекты реализации стратегии по подготовке специалистов в области физической культуры и спорта в Ростовской области. Методика и организация исследования. Основными методами исследования явились анализ научно-методической литературы, анализ документальных и архивных материалов, экспертное оценивание. Результаты исследования. На основе проведенного анализа авторами выявлены проблемы рынка образования в сфере физической культуры и спорта Ростовской области. В связи с этим ими акцентируется внимание на разработанной в Академии физической культуры и спорта Южного федерального университета стратегии по подготовке специалистов в области физической культуры и спорта. Реализация данной стратегии подразумевает выработку идеологических и технологических решений, направленных на повышение качества подготовки специалистов в данной области. Сущность идеологических решений заключается в создании соответствующего имиджа качественного образования в области физической культуры и спорта, возможности относительно быстрого получения актуальных научно-методических рекомендаций по различным направлениям физкультурно-спортивной деятельности и экономической целесообразности и достаточности при одновременном отсутствии ярко выраженной коммерциализации. В качестве конструктивных технологических решений авторы приводят в пример профильную деятельность ростовской Академии физической культуры и спорта по созданию научно-образовательного центра на основе полной самоокупаемости, разработке программ повышения квалификации, профессиональной переподготовке и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чертов Н.В., Степанова Т.А., Чертов О.В., Фомин В.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical Education and Sport Specialist Training Strategy in South of Russia

Objective of the study was to identify aspects of implementation of specialist training strategy in the sphere of physical culture and sport in the Rostov Region. Methods and structure of the study. The research methods applied in the study involved an analysis of scientific and methodological literature, analysis of document and archive materials, expert assessment. Results of the study. Based on the study data and analysis, the authors identified the problems of the education service market in the sphere of physical culture and sport in the Rostov Region. Thus, they focused on a specialist training strategy in the sphere of physical culture and sport developed at the Academy of Physical Culture and Sport of the Southern Federal University. Implementation of this strategy implies working on the ideological and technological solutions aimed to improve quality of specialist training in this field. The essence of ideological solutions consists in cultivating an appropriate image of a quality physical education system, enabling to relatively quickly receive relevant scientific and methodological recommendations in various physical culture and sport activities, as well as economic feasibility and sufficiency with no pronounced commercialization. As an example of constructive technological solutions, the authors set the core activity of Rostov Academy of Physical Culture and Sport aimed at creating a research and educational center following the principle of full cost-recovery, developing continuing education programs, professional retraining, etc. Conclusion. Clearly expressed ideology and strategy of actions enable to get a self-sufficient and evolving system that would help address the challenges of personnel training in the field of physical culture and sport, scientific and methodological support, training of top-qualification personnel, etc. The activity of the Academy of Physical Culture and Sport of the Southern Federal University can provide a valuable example.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ НА ЮГЕ РОССИИ»

стратегия подготовки специалистов по физическом культуре и спорту на юге России

УДК/UDC 796.077.5

Поступила в редакцию 11.10.2019 г.

Информация для связи с автором: tastepanova@sfedu.ru

Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Чертов1 Кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Степанова1 Доцент О.В. Чертов1

Кандидат медицинских наук, доцент В.Л. Фомин1

1 Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

PHYSICAL EDUCATION AND SPORT SPECIALIST TRAINING STRATEGY IN THE SOUTH OF RUSSIA

PhD, Associate Professor N.V. Chertov1 PhD, Associate Professor T.A. Stepanova1 Associate Professor O.V. Chertov1 PhD, Associate Professor V.L. Fomin1

1 Southern Federal University, Rostov-on-Don

Аннотация

Annotation

Цель исследования - выявить аспекты реализации стратегии по подготовке специалистов в области физической культуры и спорта в Ростовской области.

Методика и организация исследования. Основными методами исследования явились анализ научно-методической литературы, анализ документальных и архивных материалов, экспертное оценивание. Результаты исследования. На основе проведенного анализа авторами выявлены проблемы рынка образования в сфере физической культуры и спорта Ростовской области. В связи с этим ими акцентируется внимание на разработанной в Академии физической культуры и спорта Южного федерального университета стратегии по подготовке специалистов в области физической культуры и спорта. Реализация данной стратегии подразумевает выработку идеологических и технологических решений, направленных на повышение качества подготовки специалистов в данной области. Сущность идеологических решений заключается в создании соответствующего имиджа качественного образования в области физической культуры и спорта, возможности относительно быстрого получения актуальных научно-методических рекомендаций по различным направлениям физкультурно-спор-тивной деятельности и экономической целесообразности и достаточности при одновременном отсутствии ярко выраженной коммерциализации. В качестве конструктивных технологических решений авторы приводят в пример профильную деятельность ростовской Академии физической культуры и спорта по созданию научно-образовательного центра на основе полной самоокупаемости, разработке программ повышения квалификации, профессиональной переподготовке и т.д.

Ключевые слова: стратегия подготовки специалистов, физическая культура и спорт, уровни и формы подготовки, непрерывность образования.

Objective of the study was to identify aspects of the implementation of the strategy for training specialists in the field of physical education and sports in the Rostov region.

Methods and structure of research. The main research methods were analysis of scientific and methodological literature, the analysis of documentary and archival materials, expert assessment.

Results of the study. Based on the analysis, the authors identified the problems of the education market in the field of physical education and sports in the Rostov region. In this regard, they focus on the strategy developed by the Academy of Physical Culture and Sports of the Southern Federal University for the training of specialists in the field of physical culture and sports. The implementation of this strategy involves the development of ideological and technological solutions aimed at improving the quality of training of specialists in this field. The essence of ideological solutions is to create an appropriate image of quality education in the field of physical education and sports, the possibility of relatively quickly receiving relevant scientific and methodological recommendations in various areas of physical culture and sports and economic feasibility and sufficiency, while there is no pronounced commercialization. As constructive technological solutions, the authors cite the profile activity of the Rostov Academy of Physical Culture and Sports in creating a scientific and educational center based on full self-sufficiency, developing continuing education programs, professional retraining, etc. Conclusion. Having a clearly defined ideology and action strategy, you can get a self-sufficient and developing system that will effectively solve the urgent tasks of training personnel in the field of physical education and sports, scientific and methodological support, training highly qualified personnel, etc. A vivid example is the activity of the Academy of Physical Culture and Sports of Southern Federal University.

Keywords: training strategy, physical education and sport, levels and forms of training, continuing education.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Стратегия подготовки специалистов в определенной области профессиональной деятельности имеет важное значение для ее эффективного функционирования и дальнейшего развития. И сфера физической культуры и спорта не является исключением. Современные требования, предъявляемые к уровню подготовленности специалистов в области физической культуры и спорта, постоянно возрастают. При этом быстро растущий рынок фитнес-инду-стрии, коммерческих клубов и возрождающийся объем государственных инвестиций в спортивный и оздоровительный

сегменты на всех уровнях позволяют утверждать о нехватке специалистов в данной области. Рынок образовательных услуг очень чутко реагирует на современные запросы и пытается в рамках имеющихся возможностей разрешить сложную ситуацию. Но основная проблема заключается не столько в нехватке объема подготовки специалистов, сколько в качестве этой подготовки для самого рынка физической культуры и спорта. Возникает противоречие между требованием рынка получить профессионала (при этом постоянно повышающего свой уровень) и имеющимися возможностями в данной

8 http://www.teoriya.ru -|- http://www.teoriya.ru

№ 1 • 2020 Январь | Yanuary

области. Актуальность данных аспектов в настоящее время вышла на исключительно новый уровень и требует скорейшего разрешения. Все без исключения задачи Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. решаются на основе постоянного пополнения и совершенствования кадрового резерва от тренеров, инструкторов, учителей физической культуры и специалистов, обслуживающих данную сферу деятельности, до руководителей и министров [1]. Все это создает возможность для достижения основной цели Стратегии на системном уровне.

Цель исследования - выявить аспекты реализации стратегии по подготовке специалистов в области физической культуры и спорта в Ростовской области.

Методика и организация исследования. Основными методами исследования явились анализ научно-методической литературы, анализ документальных и архивных материалов, экспертное оценивание.

Результаты исследования и их обсуждение. Специалистами Академии физической культуры и спорта Южного федерального университета проводились исследования (2011-2019 гг) по вопросам имеющегося профильного образования работников в известных сетях фитнес-индустрии и частных спортивных клубов. Результаты были не совсем утешительными, особенно на ранних этапах исследования. В некоторых случаях контингент тренеров и инструкторов состоял полностью из лиц, не имеющих образования в области физической культуры и спорта. Крупные фитнес-центры до сих пор занимаются проведением курсов повышения квалификации и прочих семинаров, тренингов с людьми, у которых само базовое образование в данной сфере отсутствует [2, 3].

В ходе анализа рынка образовательных услуг в области физической культуры в Ростовской области зафиксированы случаи прохождения курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки и получения среднего профессионального и высшего образования в области физической культуры и спорта в условиях, когда сам вуз к данной сфере деятельности не имел никакого отношения, а профессорско-преподавательский состав состоял всего лишь из 1-2 специалистов без ученой степени и звания. В лучшем случае привлекались работники на условиях внешнего совместительства. Качественное образование в области физической культуры и спорта невозможно получить в организации, которая исторически этим не занималась. Еще одной проблемой является профессиональная переподготовка, которую также может организовать любой вуз страны в дистанционном режиме за 250 часов (именно столько минимальных часов отводится для получения профессиональной подготовки). Возникает интересная ситуация, создающая неравноправие в стимулах и смыслах получения образования. Любой пришедший в спортивную школу юрист, экономист, инженер, социолог, имея на руках диплом о профессиональной переподготовке 250 часов в дистанционном режиме на базе учреждений, не имеющих никакого отношения к физической культуре и спорту, как и соответствующих специалистов из числа профессорско-преподавательского состава, будет без лишних разговоров принят на работу по вполне формальному признаку: в профессиональном стандарте этому есть четкое подтверждение. К выпускнику же, имеющему базовое образование, появляются вопросы по его направлению и профилю: наиболее неудобные связаны со словами «спорт», «тренер», «педагог». Данная проблема сейчас настолько актуальна, что требует разъяснений и методических рекомендаций на федеральном уровне. При этом возникают вопросы и к формулировкам самих стандартов в части полученного образования (квалификации), как профессиональных, так и обучения. Достаточно, например, указать «высшее образование в об-

ласти физической культуры и/или спорта». Таким образом, в настоящее время создана негативная ситуация, которая одновременно с большими потребностями рынка физической культуры и спорта в профессионалах разрешается большим насыщением псевдоспециалистов, которые постепенно еще больше ухудшают положение вещей в данной сфере. А ужесточение требований, принятие профессиональных стандартов (в том числе и в сфере фитнеса) не улучшает ситуацию, а лишь усложняет жизнь настоящим профессионалам.

В данном случае необходима четко выстроенная стратегия по подготовке специалистов в области физической культуры и спорта. Данная стратегия была разработана в Академии физической культуры и спорта Южного федерального университета, что позволило эффективно сконцентрироваться на ключевых позициях того образовательного сегмента, которым Академия (а ранее факультет) занимается вот уже ровно 70 лет. За столь продолжительный отрезок времени структурное подразделение Южного федерального университета (Академия физической культуры и спота) подготовило тысячи специалистов, бакалавров и магистров. Фактически со времени своего основания (1949 г.) еще в составе Ростовского государственного педагогического института в то время факультет физического воспитания был единственным учреждением Ростовской области, готовившим специалистов в сфере физической культуры, не считая филиала Кубанского института (университета) физической культуры, который открылся много позже и также ушедший с рынка образовательных услуг Ростовской области через некоторое время. Тенденция последних двух десятилетий указывает на жесточайшую конкуренцию в области физической культуры и спорта: борьба за абитуриентов, качество образовательных услуг, сохранение и упрочнение имиджа, продвижение на внешние рынки, открытие новых программ и принятие инновационных решений в данной сфере. Для сохранения сильных позиций и выхода на новые горизонты была выработана стратегия развития, которая заключалась в следующем.

Для качественной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта, а также эффективной конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг необходимо было принять ярко выраженные идеологические и технологические решения. Они были приняты. Идеологические касались в первую очередь создания соответствующего имиджа качественного образования в области физической культуры и спорта, возможности относительно быстрого получения актуальных научно-методических рекомендаций по различным направлениям физкультурно-спортивной деятельности и, самое главное, экономической целесообразности и достаточности при одновременном отсутствии ярко выраженной коммерциализации.

Технологические решения не заставили себя долго ждать. Это в первую очередь создание в 2011 г. на базе Академии физической культуры и спорта Южного федерального университета научно-образовательного центра (НОЦ) «Инновационные технологии и научно-методическое обеспечение системы физического воспитания и спорта» (с 2017 г. переименован в НОЦ «ЮФУ-спорт» с целью более краткой и узнаваемой символики и обозначения).

В целом, идеология заключалась в предоставлении качественного научного и образовательного продукта, отвечающего соответствующим интересам и взглядам участников физкультурно-спортивного движения, который будет вызывать постоянный спрос, а последний, в свою очередь, будет формировать и соответствующее предложение. На практике доказано, что открытая и востребованная программа (основная образовательная программа высшего образования, программа повышения квалификации или программа профессиональной переподготовки) создает соответствующий

№ 1 • 2020 Январь | Yaпuary http://www.teoriya.ru

http://www.teoriya.ru -г

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

о

(U .с I—

потенциал для открытия новых программ и направлений деятельности. Программы же, открытые без идеологической составляющей и соответствующего технологического расчета, имеют сложное будущее, что и подтверждается на практике. Даже административный и иной ресурсы не смогут ее сохранить. Успешность как идеологии, так и стратегии в целом заключается не только в стабильном и достаточном притоке абитуриентов и слушателей, но и в «клонировании» программ и создании совершенно новых направлений деятельности. С этих позиций НОЦ в 2012 г. открыл всего одну программу повышения квалификации для тренеров «Прикладные аспекты спортивной подготовки в избранном виде», которая являлась доступной и конкурентной по всем параметрам (цена была примерно в 3 раза ниже, а качество значительно выше, чем у конкурентов). Таким образом, спортивные школы Ростовской области могли при своем относительно невысоком бюджете получить качественную услугу без отрыва от производства (бригада преподавателей Академии физической культуры и спорта выезжала по заранее согласованному расписанию в любую точку Ростовской области без срывов учебно-тренировочных занятий для самой спортивной школы, а, как правило, это дневное время между тренировками). Сама тематика и внутреннее содержание курса повышения квалификации (которая утверждена) активно адаптировались под запросы заказчика. На курсах демонстрировалось высокотехнологичное научное оборудование, приобретенное на тот момент по программе развития Южного федерального университета. Тем самым заказчик прямо на месте имел качественные курсы повышения квалификации, а также последние научно-методические данные, полученные в ходе исследований. Эффект взаимодействия науки и образования позволил выйти на качественно новый уровень. Выезд в спортивную школу позволял решать параллельно множество задач: проведение непосредственно курсов повышения квалификации, пропаганда научных исследований, заключение договоров на проведение научно-методического сопровождения спортсменов и сборных команд по видам спорта, привлечение абитуриентов для поступления в бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. За 1-2 года программа практически завоевала весь рынок образовательных услуг по повышению квалификации в сфере физической культуры и спорта и вышла на всероссийский уровень (начали поступать заказы из соседних регионов - Краснодарский край, Воронежская область, Тульская область и др.). И, самое главное, появился спрос на совершенно другие программы и направления -спортивный менеджмент, теория и практика физической культуры в школе и другие. Все без исключения программы были разработаны на основе запросов и пожеланий заказчика, последующего спроса и выросли в количественном отношении к 2019 г. до 27 программ.

В 2014 г. была открыта программа профессиональной переподготовки «Физическая культура и спорт» (1008 ч), которая также имела достаточно инновационный подход для слушателей - применялся экономически обоснованный асинхронно-смешанный тип (режим) обучения, суть которого заключалась в использовании слушателями различных форм обучения -очной, заочной, очно-заочной, дистанционной, при этом по индивидуально выстроенной траектории без лишних административных и бюрократических препятствий. Слушатель работал в любом удобном и часто смешанном режиме. Многие дисциплины параллельно изучались с бакалаврами или магистрами, что давало возможность по несколько раз изучать (повторять) предмет (если он не усвоен), а также не нести затраты на выведение отдельного расписания для работы очно с группой переподготовки. К 2019 г. количество программ профессиональной переподготовки выросло до трех, а коли-

чество слушателей ежегодно уже стало сопоставимо с основными образовательными программа бакалавриата.

В 2011 г. открыта программа магистратуры «Образование в области физической культуры и спорта» по направлению подготовки 44.04.01 - «Педагогическое образование». Спустя один год на ее базе открыто еще 2 программы, а сама программа уже имеет ежегодное количество студентов, также сопоставимое с количеством бакалавров, и по этому показателю Академия физической культуры является одним из лидеров в Южном федеральном университете и Южном регионе. Также более половины обучающихся магистрантов являются выпускниками других вузов России и зарубежья, что подчеркивает большой спрос на программу извне. Выпускники всех уровней подготовленности трудоустраиваются в образовательные и спортивные школы, на руководящие должности, неся уже нашу идеологию успешной науки и образования, и делают заказ уже как работодатели на дальнейшее совершенствование себя или своих работников (повышение квалификации, семинары, проведение исследований) или подготовку резерва - выпускников школ, колледжей.

Совокупность таких технологических решений позволила не только расширить объемы и качество профильной деятельности Академии физической культуры и спорта, но и предложить совершенно иное направление деятельности - создание центра спортивной подготовки на базе высшего учебного заведения на основе полной самоокупаемости. Введенный в эксплуатацию спортивно-оздоровительный комплекс Южного федерального университета «Южный меридиан» (2017 г.) позволил открыть более 30 общеразви-вающих оздоровительных программ для детей, молодежи и взрослых, а также разработать стратегию создания при вузе центра спортивной подготовки, включая все этапы, что достаточно логично (имеется кадровая и научно-методическая база) и может быть спроектировано на другие вузы и регионы России. В планах - создание федерального училища олимпийского резерва и многое другое.

Вывод. Имея ясно выраженную идеологию и стратегию действий, можно получить самодостаточную и развивающуюся систему, которая практически автоматически будет решать актуальные задачи, поставленные перед обществом, в данном случае вопросы подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта, научно-методического сопровождения, подготовки кадров высшей квалификации и т. д. Наглядным примером может служить деятельность Академии физической культуры и спорта Южного федерального университета.

Литература

1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р.

2. Чертов Н.В. Проблема системных преобразований в организации физической культуры и спорта в Российской Федерации / Н.В. Чертов // Приднепровский научный вестник. - Днепр: Наука и образование. - 2018. - № 8. -Т 1. - С. 19-21.

References

1. Strategiya razvitiya fizicheskoy kultury i sporta v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda: Rasporyazhenie Pravitelstva Rossiyskoy federatsii ot 7 avgusta 2009 g. # 1101r [Physical education and sports development strategy in the Russian Federation for the period until 2020: Order of the Government of the Russian Federation of August 7, 2009 No. 1101r].

2. Chertov N.V. Problema sistemnykh preobrazovaniy v organizatsii fizicheskoy kultury i sporta v Rossiyskoy Federatsii [The problem of systemic transformations in physical education and sports organization in the Russian Federation]. Scientific bulletin. Dnipro: Nauka i obrazovanie publ. 2018. no. 8. v. 1. pp. 1921.

3. Andryushchenko L.B., Filimonova, S.I., Aksenov, M.O. Physical education service at university of economics: Mission and progress policies. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury, Volume 2019, no. 9, 2019, pp. 911

10 http://www.teoriya.ru № 1 • 2020 Январь | Yanuary

-I- http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.