Массовая физическая культура и оздоровление населения
МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Д.И. СУРНИН, ТГУ, г. Тольятти, Россия;
Н.А. УСАЧЕВ, ПВГУС, г. Тольятти, Россия
Аннотация
В статье проводится сравнительный статистический анализ количественного состава и уровня образования штатных работников организаций, осуществляющих работу в области физической культуры и спорта. А также представлен мониторинг деятельности образовательных организаций повышения квалификации и профессиональной переподготовки в области физической культуры и спорта в городском округе Тольятти с анализом их образовательных
программ (перечня направлений и тематика).
Ключевые слова: физическая культура и спорт, кадровое обеспечение, дополнительное профессиональное образование, образовательные учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
MONITORING ACTIVITIES OF INSTITUTIONS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF TOGLIATTI IN SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
D.I. SURNIN, TSU, Togliatti city, Russia;
N.A. USACHEV, VSUS, Togliatti city, Russia
Abstract
The article provides a comparative statistical analysis of the quantitative composition and level of education of full-time employees of organizations engaged in physical culture and sports. And also the monitoring of the activity of educational organizations of advanced training and professional retraining in the field of physical culture and sports in the Togliatti with the analysis of their educational programs (the list of directions and subjects).
Keywords: physical culture and sport, personnel support, additional vocational education, educational institutions for
advanced training and professional retraining.
Введение
Согласно предложениям по внесению изменений в текст Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года для решения задач кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта необходимо:
1. Сформировать государственный заказ на подготовку специалистов в области физической культуры и спорта.
2. Совершенствовать перечень специальностей и направлений профессиональной подготовки в соответствии с запросами сферы физической культуры и спорта.
3. Оптимизировать структуру сети образовательных организаций сферы физической культуры и спорта, в том числе на основе создания современных университетских комплексов.
4. Совершенствовать систему повышения квалификации специалистов в области физической культуры
и спорта, профессиональной переподготовки с использованием современных средств и методов.
5. Организовать подготовку квалифицированных специалистов по адаптивному спорту.
6. Сформировать многоуровневую систему непрерывной подготовки тренерско-преподавательского состава [1].
Решения основных проблем, сдерживающих развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации (по мнению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта), подразумевают:
• улучшить кадровое обеспечение в сфере физической культуры и спорта в муниципальных районах;
• наладить подготовку квалифицированных штатных специалистов по физической культуре и спорту для работы на предприятиях; в сельской местности; с лицами среднего и старшего возраста; по месту жительства населения;
• рассмотреть вопросы дефицита квалифицированных тренерских и руководящих кадров (менеджеров) в сфере физической культуры и спорта;
• активизировать проведение обучающих семинаров для руководящих специалистов органов управления физической культурой и спортом, руководителей учреждений спортивной направленности [2].
В связи с вышеизложенным, актуальностью исследования является необходимость оптимизации системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов физической культуры и спорта в соответствии с требованиями федеральных стандартов (ФГОС, ФССП).
Целью исследования является создание структурированной информационной системы дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры и спорта в городском округе (г.о.) Тольятти.
Задачи исследования
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. На основе статистических отчетов (форма № 1-ФК) «Департамента физической культуры и спорта городского округа Тольятти» за период 2014-2016 гг. провести сравнительный анализ кадрового потенциала.
2.Мониторинг перечня направлений и тематики программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов физической культуры и спорта в г.о. Тольятти.
3. Разработать и структурировать информационную базу данных учреждений дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры и спорта в г.о. Тольятти с ее размещением на сайтах департамента образования и управления по физической культуре и спорта.
Организация исследования
Исследование проводилось в несколько этапов:
На первом этапе (май 2017 г. - август 2017 г.) проводился сравнительный статистический анализ количественного состава и уровня образования штатных работников организаций дополнительного образования детей, осуществляющих работу в области физической культуры и спорта по г.о. Тольятти.
На втором этапе (сентябрь 2017 г. - октябрь 2017 г.) осуществлялся мониторинг образовательных программ
(перечня направлений и тематики), анализ деятельности образовательных организаций (категория слушателей, сроки, стоимость обучения) повышения квалификации и профессиональной переподготовки в области физической культуры и спорта в г.о. Тольятти.
На третьем этапе (ноябрь 2017 г. - март 2018 г.) планировалось создание единой информационной базы данных учреждений дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов физической культуры и спорта в г.о. Тольятти.
Результаты исследования
Согласно всероссийскому исследованию, посвященному проблеме кадровой политики в области физической культуры и спорта, профессиональное образование имеют 77% общего числа штатных тренеров. В том числе высшее образование имеют 67%, среднее профессиональное образование - 10% тренеров, 23% штатных тренеров не имеют профессионального образования в области физической культуры и спорта [3].
Данная тенденция прослеживается и на региональном уровне. Согласно статистическим отчетам (форма № 1-ФК) «Департамента физической культуры и спорта городского округа Тольятти», за период 2014-2016 гг. увеличился общий процент штатных работников организаций дополнительного образования детей, осуществляющих работу в области физической культуры и спорта, не имеющих профильного образования (2,5% в 2014 г., 10% в 2015 г., 15,9% в 2016 г.).
В рамках рассматриваемой проблемы проведен анализ предлагаемых услуг центров дополнительного профессионального образования при ФГБОУ ВО «Тольяттин-ский государственный университет», ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет сервиса», ЧОУ ДПО «Региональная академия делового образования», ЧОУ ДПО «Межрегиональный институт дополнительного профессионального образования», ЧОУ ОДПО «Институт направленного образования».
Предметом мониторинга и последующего структурирования информации явились изучение наиболее востребованных направлений профессиональной переподготовки (табл. 1) и повышения квалификации (табл. 2) в области физической культуры и спорта в системе дополнительного профессионального образования за период 2015-2017 гг.
Таблица 1
Сравнительный анализ наиболее популярных направлений профессиональной переподготовки
в системе ДПО г.о. Тольятти
Направление профессиональной переподготовки Количество слушателей (выпускников)
МИДПО ТГУ ИНПО
2015-2016 гг. 2016-2017 гг. 2015-2016 гг. 2016-2017 гг. 2015-2016 гг. 2016-2017 гг.
Теория и методика физкультурно-спортивной и тренерской деятельности 39 48 29 42 19 17
Теория и практика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста 6 3 - - 15 12
Адаптивная физическая культура 5 - 10 18 - -
Предпосылкой к созданию централизованной базы данных учреждений дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов физической культуры и спорта, явилось отсутствие информации в отношении кадровой политики на офици-
альных сайтах департамента образования [4], физической культуры и спорта г.о. Тольятти [5], Министерства спорта Самарской области [6], Министерства образования и науки Самарской области [7].
Таблица 2
Сравнительный анализ наиболее популярных направлений повышения квалификации
в системе ДПО г.о. Тольятти
Направление профессиональной переподготовки Количество слушателей (выпускников)
МИДПО ТГУ ИНПО
2015-2016 гг. 2016-2017 гг. 2015-2016 гг. 2016-2017 гг. 2015-2016 гг. 2016-2017 гг.
Проектирование комплекса спортивных мероприятий на этапе внедрения ВФСК «ГТО» 69 20 - - - -
Теория и методика в адаптивной физической культуре 4 - 33 11 - -
Фитнес-технологии 30 17 - 29 - -
Выводы
Согласно проведенному статистическому анализу количественного состава и уровня образования штатных работников организаций, осуществляющих работу в области физической культуры и спорта, и мониторингу образовательных программ (перечня направлений и тематики, категории слушателей, сроков, стоимости обучения) повышения квалификации и профессиональной перепод-
готовки центров и институтов дополнительного профессионального образования по Самарской области, ведется разработка единой структурированной информационной базы данных вышеуказанных направлений подготовки специалистов с целью ее дальнейшего размещения на сайтах департамента образования и управления по физической культуре и спорта г.о.Тольятти.
Литература
1. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 6 мая 2015 г. № 505 «Об утверждении Положения об управлении реализацией федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016- 2020 годы"» [Электронный ресурс] // URL: http://www.minsport.gov.ru/documents/ ministry-orders/27545/. - Дата обращения 25.07.2017.
2. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 14 марта 2016 г. № 245 «О плане мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] // URL: http://www. minsport.gov.ru/documents/ministry-orders/29672/. - Дата обращения 10.08.2017.
3. Щенникова, М.Ю. Подготовка кадров для спорта: современное состояние и развитие / М.Ю. Щенникова, С.И. Петров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2017. - № 5 (147). - С. 203-211.
4. Официальный сайт департамента образования г.о. Тольятти (http://www.do.tgl.ru)
5. Официальный сайт департамента физической культуры и спорта г.о. Тольятти (http://tgl-sport.ru)
6. Официальный сайт Министерства спорта Самарской области (http://www.mstm.samregion.ru)
7. Официальный сайт Министерства образования и науки Самарской области (https://www.educat.samregion.ru)
References
1. Ministry of sport of the Russian Federation (2015), Order of May 6, 2015 No. 505 "On the approval of the Regulation on the management of the implementation of the federal target program 'Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for 2016-2020'", online available at: http://www.minsport.gov.ru/documents/ ministry-orders/27545/.
2. Ministry of sport of the Russian Federation (2016), The order of March 14,2016 No. 245 "On the plan of measures for the implementation of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sport in the Russian Federation for the period until 2020", online available at: http://www.minsport. gov.ru/documents/ministry-orders/29672/.
3. Schennikova, M.Yu. and Petrov, S.I. (2017), Training the staff for sport: current state and directions of development, Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, vol. 147, no 5, pp. 203-211.
4. The official website of the Department of Education of the city of Togliatti (http://www.do.tgl.ru).
5. The official site of the department of physical culture and sports of the city of Togliatti (http://tgl-sport.ru).
6. The official website of the Ministry of Sports of the Samara Region (http://www.mstm.samregion.ru).
7. The official website of the Ministry of Education and Science of the Samara region (https://www.educat. samregion.ru).