Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА В СТРУКТУРЕ МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / MASTER’S DEGREE PROGRAM WITHIN MULTI-LEVEL EDUCATION SYSTEM / ACADEMIC MOBILITY / OCCUPATIONAL MOBILITY / VOCATIONAL EDUCATION IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORT SECTOR / SPECIALIST TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Е.Я., Закревская Н.Г., Утишева Е.В., Апойко Р.Н.

Цель исследования - выявить тенденции развития магистратуры в структуре высшего профессионального образования области физической культуры и спорта. Результаты исследования и выводы. Авторами отмечается, что изменение роли магистратуры в структуре образования продиктовано рынком труда, обеспечивающим возрастающий социальный спрос на подготовку кадров в области физической культуры и спорта. Подчеркивается положительная тенденция, выражающаяся в высоком спросе на получение магистерского образования в области физической культуры и спорта в зрелом возрасте, которая объясняется осознанным желанием обучающихся получить новую специальность, иметь выбор и возможность реализовать свой личностный потенциал. Это свидетельствует о социальной и академической мобильности населения. Другой позитивной тенденцией, по мнению авторов, является то, что магистратура в случае сохранения своей функции, в том числе подготовки преподавателей-исследователей, может обеспечить приток в отрасль специалистов, имеющих различное базовое образование. Так, в настоящее время самыми проблемными становятся вопросы аксиологии спорта высших достижений как феномена современной культуры, вопросы медицинского сопровождения спортивной деятельности, и для этого необходим научный анализ в области антропологии, философии, вопросов юридического права и многих других проблем междисциплинарного характера. Очевидно, что такой широкий спектр вопросов требует привлечения внимания к спортивной науке образованных специалистов, имеющих разное базовое образование - врачей, юристов, математиков, философов, социологов, тем более имеющих опыт спортивной деятельности и осознанное желание работать в сфере физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Е.Я., Закревская Н.Г., Утишева Е.В., Апойко Р.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL TRANSFORMATION OF MASTER’S DEGREE IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS

Objective of the study was to identify trends in the development of the Master’s degree program within the structure of vocational education in the physical education and sport sector. Results and conclusions. The authors note that the change in the role of the Master’s degree in the educational process structure is due to the labor market which ensures an increasing social demand for specialist training in the physical culture and sports sector. There is a positive trend towards an increase in the demand for masters in physical education and sports in mature age, which is driven by the conscious desire of students to acquire a new profession, have the choice and opportunity to realize their potential. This testifies to the social and academic mobility of the population. Another positive trend, in the authors' opinion, is that the Master’s degree program, if its function is maintained, including training of research instructors, can bring in professionals of various backgrounds (basic education). Thus, the axiology of elite sports as a modern cultural phenomenon and medical support of sports activities are among the most problematic issues. In this view, there is a need to conduct a scientific analysis in the field of anthropology, philosophy, legal power and many other problems of the interdisciplinary nature. It is obvious that such a wide range of issues requires attention to sport science from educated specialists with different basic education - doctors, lawyers, mathematicians, philosophers, sociologists, especially those with sports experience and a conscious desire to work in the physical educatio and sports sector.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

институциональные преобразования магистерской подготовки в области физической культуры и спорта

УДК/UDC 796.077.5

Поступила в редакцию 20.04.2020 г.

Информация для связи с автором: e.mikhailova@lesgaft.spb.ru

Кандидат педагогических наук, доцент Е.Я. Михайлова1

Доктор педагогических наук, доцент Н.Г. Закревская1

Доктор педагогических наук, доцент Е.В. Утишева1

Доктор педагогических наук, доцент Р.Н. Апойко1

1 Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

INSTITUTIONAL TRANSFORMATION OF MASTER'S DEGREE IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS

PhD, Associate Professor E.Ya. Mikhailova1

Dr. Hab., Associate Professor N.G. Zakrevskaya1

Dr. Hab., Associate Professor E.V. Utisheva1

Dr. Hab., Associate Professor R.N. Apoyko1

1 Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - выявить тенденции развития магистратуры в структуре высшего профессионального образования области физической культуры и спорта.

Результаты исследования и выводы. Авторами отмечается, что изменение роли магистратуры в структуре образования продиктовано рынком труда, обеспечивающим возрастающий социальный спрос на подготовку кадров в области физической культуры и спорта.

Подчеркивается положительная тенденция, выражающаяся в высоком спросе на получение магистерского образования в области физической культуры и спорта в зрелом возрасте, которая объясняется осознанным желанием обучающихся получить новую специальность, иметь выбор и возможность реализовать свой личностный потенциал. Это свидетельствует о социальной и академической мобильности населения. Другой позитивной тенденцией, по мнению авторов, является то, что магистратура в случае сохранения своей функции, в том числе подготовки преподавателей-исследователей, может обеспечить приток в отрасль специалистов, имеющих различное базовое образование. Так, в настоящее время самыми проблемными становятся вопросы аксиологии спорта высших достижений как феномена современной культуры, вопросы медицинского сопровождения спортивной деятельности, и для этого необходим научный анализ в области антропологии, философии, вопросов юридического права и многих других проблем междисциплинарного характера. Очевидно, что такой широкий спектр вопросов требует привлечения внимания к спортивной науке образованных специалистов, имеющих разное базовое образование - врачей, юристов, математиков, философов, социологов, тем более имеющих опыт спортивной деятельности и осознанное желание работать в сфере физической культуры и спорта.

Ключевые слова: магистратура в структуре многоуровневого образования, академическая мобильность, профессиональная мобильность, профессиональное образование в области физической культуры и спорта, подготовка специалистов.

Annotation

Objective of the study was to identify trends in the development of the Master's degree program within the structure of vocational education in the physical education and sport sector.

Results and conclusions. The authors note that the change in the role of the Master's degree in the educational process structure is due to the labor market which ensures an increasing social demand for specialist training in the physical culture and sports sector.

There is a positive trend towards an increase in the demand for masters in physical education and sports in mature age, which is driven by the conscious desire of students to acquire a new profession, have the choice and opportunity to realize their potential. This testifies to the social and academic mobility of the population.

Another positive trend, in the authors' opinion, is that the Master's degree program, if its function is maintained, including training of research instructors, can bring in professionals of various backgrounds (basic education). Thus, the axiology of elite sports as a modern cultural phenomenon and medical support of sports activities are among the most problematic issues. In this view, there is a need to conduct a scientific analysis in the field of anthropology, philosophy, legal power and many other problems of the interdisciplinary nature. It is obvious that such a wide range of issues requires attention to sport science from educated specialists with different basic education - doctors, lawyers, mathematicians, philosophers, sociologists, especially those with sports experience and a conscious desire to work in the physical educatio and sports sector.

Keywords: Master's degree program within multi-level education system, academic mobility, occupational mobility, vocational education in physical education and sport sector, specialist training.

Введение. Актуальность темы исследования вызвана рядом вопросов, связанных с развитием высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта в условиях трансформации современного российского образования в целом. Точнее, о некоторых тенденциях изменения положения магистратуры в структуре высшего профессионального образовании области физической культуры и спорта.

С 1990-х гг магистратура вернулась в российское образование в структуре многоуровневого университетского образования, близкого к модели классического университета. Эта модель, как известно, предполагает обязательное сочетание учебной деятельности, практической деятельности и научных исследований [1, 2]. Бакалавр продолжал обучение в магистратуре, соответствующей его базовому образованию, выпускной

работой была диссертация с возможностью сдачи кандидатских экзаменов.

В настоящее время ряд принятых правительством решений изменил значение и роль магистратуры в системе подготовки научно-педагогических кадров, в том числе и в области физической культуры и спорта. Помимо функции повышения квалификации бакалавров и подготовки к научно-исследовательской деятельности магистратура становится структурой, где происходит профессиональная переподготовка кадров, то есть через два года обучения он получает диплом по направлению, никак не связанному с базовым образованием в бакалавриате.

Цель исследования - выявить тенденции развития магистратуры в структуре высшего профессионального образования области физической культуры и спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. Изменение роли магистратуры в структуре образования продиктовано рынком труда, обеспечивающим возрастающий социальный спрос на подготовку кадров в области физической культуры и спорта. Реализация социального заказа на подготовку кадров в области физической культуры и спорта разного уровня - вопрос специальный, тесно связанный с общей проблемой формирования механизмов регулирования рынка труда, образовательных услуг, структуры занятости и трудоустройства выпускников в современном российском обществе. Можно сказать, что наступает момент, когда необходимо создать систему, обеспечивающую баланс спроса и предложения на рынке труда и в сфере образовательных услуг [3]. На примере магистратуры НГУ им. П. Ф. Лесгафта можно увидеть, как социальный состав поступивших за последние несколько лет отражает эти процессы (табл. 1).

Очевидно, что магистратура области физической культуры и спорта как сфера профессиональной переподготовки становится весьма востребованной.

Из статистических данных следует, что возраст поступивших за последние четыре года варьируется от 20 до 57 лет (табл. 2).

Высокий спрос в сфере профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта, осознанное желание обучающихся получить новую специальность в зрелом возрасте, иметь выбор и возможность реализовать свой личностный потенциал - все эти факторы, безусловно, оцениваются

Таблица 1. Базовое гистратуру НГУ им. П. подготовки 49.04.01 -(п=1319)

образование студентов, поступивших в ма-Ф. Лесгафта в 2016-2019 гг. по направлению - «Физическая культура» и 49.04.03 - «Спорт»

Год Всего зачислено студентов Базовое образование в области физической культуры и спорта, % Образование в другой области деятельности,%

2019 343 191/55,7 152/ 44,3

2018 346 229/ 66,2 117/ 33,8

2017 342 193/ 56,4 149/ 43,6

2016 288 177/61 111/38,5

положительно как возможность социальной и академической мобильности населения, повышения качества жизни и социального здоровья. Другими словами, названная тенденция в развитии образования может быть высоко оценена с точки зрения гуманитарной значимости магистратуры, в частности как возможность получения профессионального образования спортсменами после завершения спортивной карьеры.

Другая наметившаяся тенденция, которая, на наш взгляд, оценена как позитивная, состоит в том, что магистратура в случае сохранения своей функции, в том числе подготовки преподавателей-исследователей, может обеспечить приток в отрасль специалистов, имеющих различное базовое образование. Известно, что интегративный и междисциплинарный характер научного и теоретического знания в сфере физической культуры и спорта, предполагает исследование актуальных современных направлений в области научных знаний о физической культуре и спорте. Так, в настоящее время самыми проблемными становятся вопросы аксиологии спорта высших достижений как феномена современной культуры, вопросы медицинского сопровождения спортивной деятельности, и для этого необходим научный анализ в области антропологии, философии, вопросов юридического права и многих других проблем междисциплинарного характера. Очевидно, что такой широкий спектр вопросов требует привлечения внимания к спортивной науке образованных специалистов, имеющих разное базовое образование - врачей, юристов, математиков, философов, социологов, тем более имеющих опыт спортивной деятельности и осознанное желание работать в сфере физической культуры и спорта. Концепция, лежащая в основе отечественного образования в сфере физической культуры и спорта, структура вуза, его подразделения позволяют реализовать эту задачу. При этом основной вопрос, который необходимо решить, - это вопрос соотношения базового образования и образования в магистратуре. Сегодня можно наблюдать следующее: бакалавр экономики поступает в магистратуру по программе педагогического образования; бакалавр юриспруденции учится в магистратуре по программе в области социологии, бакалавр-инженер решает стать экономистом. При этом дипломы, полученные в магистратуре специалистами с базовым образованием и с отсутствием такового, имеют одинаковый статус. Естественно, это вызывает вопрос о качестве подготовки специалиста и статусе диплома. Если поступающий в магистратуру на направление подготовки «Физическая культура» или «Спорт» и имеет образование в другой области науки, то было бы правильно учитывать направленность (профиль) образовательной программы. В настоящее время Закон позволяет поступать в магистратуру любого направления, не связанного с базовым образованием. В этой ситуации образовательная концепция обучения в магистратуре по направлениям подготовки 49.04.01 - «Физическая культура» и 49.04.03 - «Спорт» нуждается в разработке специальных образовательных программ (модулей, дисциплин), способных компенсировать отсутствие медико-биологической и теоретической базы и ориентировать обучающихся на разработку междисциплинарных вопросов в области теории и практики физической культуры и спорта.

Таблица 2. Возрастные характеристики обучающихся в магистратуре по направлениям 49.04.01 «Спорт» в 2016-2019 гг. в НГУ им. П.Ф. Лесгафта (в % от всех опрошенных)

«Физическая культура» и 49.04.03

Возраст, лет 2016 год количество человек 2017 год количество человек 2018 год количество человек 2019 год количество человек

20-25 228/79,1 258/74,8 258/74,6 251/73,2

26-30 27/9,4 49/14,6 46/13,3 42/12,2

31-35 22/7,6 21/6,8 13/3,8 19/5,5

36-40 0/0 3/0,9 10/2,8 16/4,7

41 и старше 11/3,8 11/3,6 19/5,5 15/4,4

Всего 288 342 346 343

Самый старший 52 года 57 лет 56 лет 55 лет

№ 12 • 2020 Декабрь | December

http://www.teoriya.ru

Вывод. В условиях возрастающей академической мобильности повышается значение базового, в идеале - фундаментального образования, обеспечивающего осознанный выбор выпускником специальности в магистратуре, и реализуется спрос на подготовку специалистов в соответствии с социально-экономическим развитием общества. Социальный спрос на подготовку специалистов в области физической культуры и спорта остается высоким и устойчивым. К новым тенденциям можно отнести изменения в области академической и профессиональной мобильности специалистов. Вопрос о наличии базового образования в области физической культуры и спорта или документа о прохождении профессиональной переподготовки в области физической культуры и спорта принципиальным становится в том случае, когда будущая профессия выпускника связана с тренерской деятельностью (направление подготовки 49.04.03 - «Спорт»), т. е. непосредственно с безопасностью здоровья занимающихся.

Литература

1. Постановление Госкомвуза РФ от 10.08.1993 № 42 «Об утверждении Положения о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации 1993 г. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_15818/ (дата обращения: 20.04.2020).

2. Постановление Миннауки РФ от 13 марта 1992 года № 13 «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации». Режимдоступа: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=401487#02783836715 595611 (дата обращения 20.04.2020).

3. Русина А.Н. Моделирование сценарных условий прогнозирования кадровой потребности экономики региона / А.Н. Русина, О.В. Кар-пычева // Экономика труда. - 2017. - Т. 4, № 4. - С. 309-322.

References

1. Postanovlenie Goskomvuza RF ot 10.08.1993 # 42 «Ob utverzhdenii Polozheniya o magisterskoy podgotovke (magistrature) v sisteme mnogourovnevogo vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii 1993 g. [Resolution of the State Committee for Higher Education of the Russian Federation dated 10.08.1993 No. 42 "On Approval of the Regulations on Master's Degree (Master's Degree) in the Multilevel Higher Education System of the Russian Federation 1993] Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15818/ (date of access: 20.04.2020).

2. Postanovlenie Minnauki RF ot 13 marta 1992 goda # 13 «O vvedenii mnogourovnevoy struktury vysshego obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii» [Resolution of the Ministry of Science of the Russian Federation of March 13, 1992 No. 13 "On the introduction of a multilevel structure of higher education in the Russian Federation"]. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EX P&n=401487#02783836715595611 (date of access: 20.04.2020).

3. Rusina A.N., Karpycheva O.V. Modelirovanie stsenarnykh usloviy prognozirovaniya kadrovoy potrebnosti ekonomiki regiona [Modeling of scenario conditions for forecasting personnel needs of regional economy]. Ekonomika truda. 2017. v. 4, no. 4. pp. 309-322.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

борьба самбо в вузах неспортивного профиля

Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Григорьев1 Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Богданова1 1Санкт-Петербургский морской технический университет, Санкт-Петербург

УДК/UDC 796.011.3

Ключевые слова: борьба самбо, студенты, спортсмены, подготовка, соревнования.

Введение. Известно, что борьба самбо развивает физические, морально-волевые и интеллектуальные качества, жизненно необходимые и профессиональные умения и навыки [1]. Введение данного вида единоборств в комплекс ГТО повышает значимость этого вида спорта в подготовке к социальной и профессиональной деятельности.

Цель исследования - выделить основные направления развития борьбы самбо в региональных вузах.

Методика и организация исследования. В рамках исследования проводился анализ направлений работы по развитию борьбы самбо в вузах неспортивного профиля Ярославской области на основе педагогического наблюдения.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе работы определено, что развитие студенческого спорта в вузе зависит от организации учебно-тренировочных занятий и участия в студенческих соревнованиях. Нами были выделены следующие основные направления в работе:

Высшее спортивное мастерство. В областях, где имеется значительное количество вузов, целесообразно создание межвузовских команд, где объединяются спортсмены начиная с I спортивного разряда. В этих сборных ведется подготовка самбистов к основным студенческим соревнованиям -всероссийским и международным.

Массовый спорт. На базе спортивного клуба «Буревестник» созданы группы начинающих спортсменов-студентов. Чемпионат области среди студентов проводится в 4 этапа. По результатам 4 этапов подводятся итоги и награждение призеров. В этом разделе - подготовка студентов к сдаче норм ГТО по разделу «Самбо».

sambo wrestling in non-sporting universities

PhD, Associate Professor S.A. Grigoriev1 PhD, Associate Professor T.V. Bogdanova1 1Saint Petersburg Marine Technical University, St. Petersburg

Поступила в редакцию 16.10.2020 г.

Средства массовой информации. Играют важную роль в пропаганде вида спорта и привлечении в него студенческой молодежи. Это может быть широкое освещение спортивных соревнований, результатов ведущих спортсменов и другие новости вида спорта.

Наличие квалифицированных тренерских кадров. Играет важную роль в организации работы по развитию самбо в вузе. Работа по всем намеченным направлениям курируется тренером и при его непосредственном руководстве осуществляется подготовка по всем спортивным приоритетам. Он же представляет команду на соревнованиях.

Медицинское обеспечение и врачебный контроль. В современном спорте, в том числе и в студенческом, играет определенную роль, так как определяет допуск к занятиям и соревнованиям. К сожалению, на практике мы имеем только двухразовый осмотр в год во врачебном диспансере. Текущий врачебный контроль ведет тренер и сами спортсмены.

Наличие спортивных сооружений. В вузах они должны использоваться максимально, так, в Ярославской области в трех вузах имеется зал борьбы. Сборные команды (межвузовские) могут также использовать залы в любых борцовских помещениях города.

Вывод. Актуализация спортивной работы со студентами различных направлений с целью развития их физических, морально-волевых и интеллектуальных качеств, формирования у них жизненно важных умений и навыков, мотивации к сдаче норм ГТО в разделе «Самбо» способствует активному вовлечению в занятия спортом студенческой молодежи. Литература

1. Воронин С.М. Борьба самбо в вузах неспортивного профиля / С.М. Воронин, Е.В. Игнатова, Л.Ю. Шалайкин и др. - Ярославль: ЯрГУ, 2017. - 126 с.

Информация для связи с автором: vsm@uniyar.ac.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.