Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ МОНОПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

ЗНАЧЕНИЕ МОНОПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИЯ / СПЕЦИАЛИСТ / ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ / БАКАЛАВР / МАГИСТРАТУРА / КРИТЕРИИ / ОТРАСЛЬ / QUALIFICATION / SPECIALIST / EMPLOYER REQUIREMENTS / PERFORMANCE / TRAINING PROFILE / BACHELOR'S DEGREE / MASTER'S DEGREE / CRITERIA / INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чесноков Николай Николаевич, Никитушкин Виктор Григорьевич, Морозов Антон Павлович

Анализ нормативных документов и программ подготовки на разных уровнях образования, утвержденных в последнее десятилетие, показал постепенное расхождение требований к уровню компетентности профильного специалиста и содержательной стороной учебных планов. Разделение высшего образования на локализованные ступени не позволяет в полной мере формировать достаточную теоретическую и практическую базы знаний, умений и навыков для ведения эффективной деятельности в области физической культуры и спорта на уровне бакалавриата, комплекс организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности в магистратуре и аспирантуре. Разработка и внедрение в область физической культуры и спорта программ специалитета вместо многоуровневой системы позволит четко определить, как требования к выпускникам данного направления подготовки, так и обеспечить полноценное взаимодействие между государством, образовательными учреждениями и работодателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чесноков Николай Николаевич, Никитушкин Виктор Григорьевич, Морозов Антон Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE OF MONOMODALITY IN THE PROCESS OF BECOMING A SPECIALIST IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Analysis of normative documents and training programs at different levels of education approved in the last decade has shown a gradual discrepancy between the requirements for the level of competence of the profile specialist and the content of the curriculum. The division of higher education into localized stages does not allow to fully form a sufficient theoretical and practical base of knowledge, skills and abilities to conduct effective activities in the field of physical culture and sports at the undergraduate level, a complex of organizational and managerial and research activities in the master's and postgraduate programs. The development and implementation of specialty programs in the field of physical culture and sports instead of a multi-level system will clearly define both the requirements for graduates of this field of training, and ensure full interaction between the state, educational institutions and employers.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ МОНОПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

УДК 378.225

ЗНАЧЕНИЕ МОНОПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ

СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Николай Николаевич Чесноков, доктор педагогических наук, профессор, заместитель

генерального директора, Физкультурно-спортивное объединение "Юность Москвы" Москомспорта; Виктор Григорьевич Никитушкин, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный аграрный университет, Москва; Антон Павлович Морозов, кандидат педагогических наук, начальник научно-методического отдела, Физ-культурно-спортивное объединение "ЮностьМосквы"Москомспорта

Аннотация

Анализ нормативных документов и программ подготовки на разных уровнях образования, утвержденных в последнее десятилетие, показал постепенное расхождение требований к уровню компетентности профильного специалиста и содержательной стороной учебных планов. Разделение высшего образования на локализованные ступени не позволяет в полной мере формировать достаточную теоретическую и практическую базы знаний, умений и навыков для ведения эффективной деятельности в области физической культуры и спорта на уровне бакалавриата, комплекс организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности в магистратуре и аспирантуре. Разработка и внедрение в область физической культуры и спорта программ специалитета вместо многоуровневой системы позволит четко определить, как требования к выпускникам данного направления подготовки, так и обеспечить полноценное взаимодействие между государством, образовательными учреждениями и работодателями.

Ключевые слова: квалификация, специалист, требования работодателя, эффективность деятельности, профиль подготовки, бакалавр, магистратура, критерии, отрасль.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p312-318

VALUE OF MONOMODALITY IN THE PROCESS OF BECOMING A SPECIALIST IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Nikolay Nikolaevich Chesnokov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Deputy General Director, Physical culture and sports association "Youth of Moscow" Moskomsport; Viktor Grigoryevich Nikitushkin, the doctor of pedagogical science, Professor, Russian state agrarian University, Moscow; Anton Pavlovich Morozov, the candidate of pedagogical sciences, head of the scientific and methodological Department, Physical culture and sports association "Youth

of Moscow " Moskomsport

Abstract

Analysis of normative documents and training programs at different levels of education approved in the last decade has shown a gradual discrepancy between the requirements for the level of competence of the profile specialist and the content of the curriculum. The division of higher education into localized stages does not allow to fully form a sufficient theoretical and practical base of knowledge, skills and abilities to conduct effective activities in the field of physical culture and sports at the undergraduate level, a complex of organizational and managerial and research activities in the master's and postgraduate programs. The development and implementation of specialty programs in the field of physical culture and sports instead of a multi-level system will clearly define both the requirements for graduates of this field of training, and ensure full interaction between the state, educational institutions and employers.

Keywords: qualification, specialist, employer requirements, performance, training profile, bachelor's degree, master's degree, criteria, industry.

ВЕДЕНИЕ

Изменения в экономической, политической и социальной сферах России создали принципиально новую ситуацию для высшего профессионального образования, которая потребовала соответствующих изменений в его организации, в содержании образования,

во взаимоотношениях вузов с потребителями кадров.

В 1994 г. государственный образовательный стандарт по направлению 521900 закрепил многоуровневую структуру подготовки специалистов в высшей школе: первый уровень (2 года) — неполное высшее образование, в основном гуманитарное; второй (4 года) — базовое высшее образование по программе "Бакалавр" за счет углубления и расширения профессионально-образовательной программы; третий (6 лет) — углубленная научно-педагогическая и специальная подготовка по программам "Магистр" и "Специалист".

Образовательная программа "Бакалавр" включает четыре основных цикла теоретического обучения: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (19% времени, отведённого на теоретическое обучение); общие математические и естественнонаучные дисциплины (14%); общепрофильные (45%) и специальные (12%), а также дополнительные (7%) и факультативные (2%) дисциплины. В программе 022300 - Физическая культура и спорт - "Специалист" специальным дисциплинам уделяется 26% объёма времени, отведённого на теоретическое обучение.

Выполнение тренером своих профессиональных обязанностей на высоком профессиональном уровне подразумевает наличие соответствующего уровня теоретических знаний и практических умений, в сочетании с творческим переосмыслением и гибкостью в определении средств и методов спортивной подготовки.

Система образования специалистов в области физической культуры и спорта в настоящее время претерпевает значительные по своему объему и долгосрочным последствиям изменения. В данном контексте необходимо рассмотрение нескольких моментов -во-первых, содержание примерных основных образовательных программ и рабочих учебных планов подготовки бакалавров и магистров, во-вторых, наличие необходимых баз практики, в-третьих, соответствующего нормативно-правового и программного сопровождения образовательного процесса, в-четвертых - состояние кадрового вопроса в образовательных организациях.

Наполнение рабочих программ по учебным дисциплинам определяется содержанием и направленностью ФГОС высшего образования, ведь именно от него по существу зависит конечный результат - профессиональные знания будущего тренера. В этой связи важным моментом является прогностическая оценка для отрасли применения полученных во время обучения компетенций в практической деятельности. Основными аспектами, требующими рассмотрения в связи со сложившейся ситуацией, становятся следующие:

- частая сменяемость основных документов, регламентирующих образовательную деятельность - федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее ФГОС ВО);

- перераспределение часов отводимых на изучение дисциплин рабочего учебного плана от контактной деятельности в пользу самостоятельной работы студента, в том числе при прохождении ими учебных и производственных практик;

- состав и содержание дисциплин рабочих учебных планов.

Разделение высшего образования в области физической культуры и спорта на несколько ступеней - бакалавриат, магистратуру, аспирантуру - в результате вступления в Болонскую систему в 1999 году, такое понятие как «специалист» стало постепенно восприниматься не только как термин, указывающий на высокий уровень подготовки, но в большей мере как направление деятельности человека, без анализа его реальных профессиональных знаний в конкретной отрасли. Особенно это касается второго уровня образования - магистратуры - поступление на которую возможно без базовых знаний (бакалавриата), а ведь выпускники-магистры могут занимать должности старшего тренера, директора спортивной организации. Данный вопрос является одним из наиболее острых в настоящее время, поскольку качество осуществления профессиональной деятельности,

поскольку сформировать необходимый уровень компетентности у специалиста за столь незначительный срок представляется затруднительным.

В основе получения основных (базовых) теоретических знаний и практических умений в профессиональной деятельности, при освоении программ бакалавриата в области физической культуры и спорта лежит примерное распределение дисциплин и соотношения часов бывших рабочих учебных планов специалитета. Однако в его нынешнем виде, из-за всемерного сокращения часов контактной работы преподавателя со студентами по многим дисциплинам, уровень получаемых знаний не позволяет выпускникам в полной мере вести на качественно высоком уровне тренировочный процесс, прежде всего из-за малого количества времени отводимого с одной стороны на практические занятия, с другой - на теоретическую подготовку из-за сокращения часов контактной работы. Также нередко наблюдается ситуация, при которой учебный план формируется на основе блоков, что соответствующим образом сказывается на преемственности получаемых знаний. Наконец, само присвоение квалификации «Бакалавр физической культуры» в течение ряда лет для многих работодателей являлось непонятным словосочетанием. Утверждение в 2019 году нового ФГОС ВО бакалавриата - 49.03.04 «Спорт», исправить нынешнюю ситуацию способно лишь отчасти, поскольку разработка (или переработка предшествующего стандарта) а затем и совершенствование всего учебно-методического комплекса дисциплин займет немало лет.

Следующий уровень образования - магистратура - подразумевает наличие у специалиста глубоких знаний в определенной области, позволяющих ему эффективно осуществлять свою деятельность. Вместе с тем, данная ступень фактически подразумевает, что специалист из другой отрасли (например, технической), не связанной с физической культурой и спортом, но имеющий высшее образование, может после получения диплома магистра вести тренировочные занятия на уровне сборных команд города или субъекта. В большей степени здесь существует юридические недоработки, но проблема налицо.

В настоящее время выпускник, освоивший образовательную программу по направлению подготовки «Физическая культура», уровень квалификации бакалавр, должен выполнять критерии нескольких нормативных документов, в том числе и профессиональных стандартов («Тренер», «Педагог дополнительного образования»). В результате образовательная программа перестает играть первостепенную роль в процессе становления молодого специалиста, фактически дополняя собой разработанные и утвержденные нормативно-правовые документы различной ведомственной принадлежности.

Первостепенным звеном образовательной системы подготовки кадров в области физической культуры и спорта должны снова стать ориентация на комплексное формирование компетенций, основанная на детальном изучении теории и методики физической культуры и спорта, анатомии, физиологии, биомеханики, биохимии и многих других дисциплин, с соответствующим увеличением контактной работы преподавателя со студентами и магистрантами. В учебно-методическом комплексе специалитета по направлению 032101.65 «Физическая культура и спорт» присутствовали две дисциплины, в полной мере обеспечивающие качественное освоение и углубление профессиональных компетенций - теория и методика избранного вида спорта и повышение спортивного мастерства (совершенствование спортивного мастерства). Это принципиально важные для становления специалиста отрасли дисциплины в последние годы неуклонно сокращаются в программах бакалавриата - до 80% времени переведено на самостоятельную работу студентов, что в отсутствии достаточной основы профессиональных знаний приводит к потере качества подготовки спортсменов на всех этапах.

При том, что программно-методическое обеспечение образовательного процесса находится на соответствующем уровне, развитие информационного пространства и возможности получения необходимых знаний для осуществления профессиональной деятельности, расширяется с каждым годом. Вместе с тем определение векторов профессио-

нального самообразования и, следовательно, повышения качества уровня знаний и умений ограничивается рядом факторов, среди которых, прежде всего, необходимо отметить недостаточную глубину и охват области знаний в области физической культуры и спорта, обусловленное малым количеством часов контактной работы (что обеспечивает привитие интереса к профессии), отсутствием желания профессионально самосовершенствоваться, слабой базовой подготовкой.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Был проведен комплексный анализ требований к уровню выпускников по направлениям подготовки 0321010.65 «Физическая культура и спорт», 034300.62 (49.03.01) «Физическая культура» (уровень - бакалавриат), 34500.62 (49.04.01) «Физическая культура» и 034500.68 (49.04.03) «Спорт» (уровень - магистратура), осуществлен педагогический эксперимент, в рамках которого проведено изучение законодательных и иных нормативных документов, осуществлена аттестация тренерского состава ряда спортивных школ, проведена экспертная оценка качества подготовки выпускников уровня квалификации бакалавр, магистр, специалист.

В таблице 1 представлен сравнительный анализ изменений количественного и видового состава компетенций ФГОС ВО 034500.68 (49.04.03) «Спорт», уровень квалификации магистр, на протяжении 2010-2019 гг.

Таблица 1 - Анализ изменения количества и состава компетенций федеральных государственных образовательных стандартов, уровень квалификации «магистр», направление подготовки «Спорт» 2011-2019 гг._

№ п/п Год утверждения ФГОС ВО (ВПО), шифр Количество и виды компетенций Примечания

1 2010 г., 034500 ОК - общекультурные (7) ПК - профессиональные (36)

2 2015, 49.04.03 ОК - общекультурные (7) ОПК - общепрофессиональные (2) ПК - профессиональные (37)

3 2017(действует с 01.01.2019) 49.04.03 УК - универсальные (6) ОПК - общепрофессиональные (11) ПК - разработка субъектом образовательных отношений (вузом), в соответствии с профстандартом, могут быть обязательными и (или) рекомендуемыми

Наиболее существенным отличием ФГОС ВО (ВПО) трех последних поколений помимо количественного и видового состава компетенций, является уменьшение числа отражающих собственно специфику выполняемой деятельности критериев. Постепенное размывание данной составляющей, формирующей основу (ориентиры, векторы) профессиональных знаний специалиста в области физической культуры и спорта приводит и к снижению качественного содержания разрабатываемых рабочих учебных планов, учебных дисциплин, ориентированных на ФГОС ВО.

Вместе с тем современный рынок услуг в области физической культуры и спорта, прежде всего потенциальные работодатели, характеризуется все повышающимися требованиями к уровню выпускника профильных образовательных учреждений. Существующие социально-экономические условия налагают особые требования к пониманию специалистом в области физической культуры и спорта ситуации на рынке физкультурно-спортивных услуг, применения новейших технических средств, форм управления спортивной формой. Таким образом, в настоящее время к уровню подготовки специалиста в области физической культуры и спорта предъявляются весьма разнообразные требования, поскольку именно он должен обеспечивать как эффективное решение поставленных в тренировочном плане задач, так и дальнейшее саморазвитие.

В таблице 2 представлены основные требования работодателей к профессиональным компетенциям выпускников вузов в области физической культуры и спорта.

Таблица 2 - Критерии, предъявляемые работодателями к уровню профессиональных зна-

№ п/п Критерии

1 знания основных положений теории и методики физической культуры и спорта; форм, средств, принципов непрерывного профессионального самообразования; новейших разработок в области спортивной подготовки; новых течений и форматов проведения занятий с различным контингентом; нормативно-правовой базы; социальных и этических норм

2 умения быстро перестраиваться под новые требования рынка» эффективно применять современные методики, средства подготовки; вести методическую деятельность;

3 навыки адаптации разработанных программ под индивидуальные особенности контингента занимающихся; устойчивость к различным сбивающим факторам; сохранение устойчивого профессионального интереса к выполняемой работе

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Экспертная оценка и анализ мнения потенциальных работодателей о степени овладения программным материалом на уровне бакалавриата и магистратуры, сформированные на результатах выпускных экзаменов, показывают, что на протяжение нормативного срока обучения в бакалавриате происходит лишь ознакомление с основами профессиональной деятельности, без вникания в сущностную сторону процесса, в случае с магистратурой - дополнение уже имеющихся знаний, чему в немалой степени способствует возможность получения второй ступени высшего образования в области физической культуры без прохождения профильного бакалавриата.

Требования к уровню подготовленности специалиста в области физической культуры и спорта существенно возросли, поскольку появляются новейшие материалы, информационные технологии, количество соревнований, и уровень подготовки тренеров, инструкторов-методистов, руководителей спортивных организаций, должен обеспечивать решение задач подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений. А нарастающий разрыв между выполнением на практике основополагающих принципов теории и методики физической культуры и спорта и содержанием требований к уровню квалификации выпускника приводит к тому, что значительная часть молодых специалистов выбирает для себя упрощенные формы ведения тренировочного процесса - в виде различных фитнес-технологий, не требующих глубокого анализа причинно-следственных связей между применяемыми средствами и обратным эффектом.

Качественное улучшение эффекта от тренировочной и соревновательной деятельности невозможно без внесения принципиальных изменений в программы подготовки профессиональных кадров в области физической культуры и спорта. Требуется формирование, учитывающей новейшие тенденции в спортивной отрасли, системы обучения специалистов, проходящей в виде моноподготовки, с соответствующим акцентированием на профессиональных (профильных) дисциплинах и практике в течение всего срока обучения.

Содержание рабочего учебного плана подготовки специалиста в области физической культуры и спорта должно учитывать современные требования спортивной подготовки, комплекс экономических, социокультурных, трудовых функций. Перечень профессиональных знаний, умений и навыков должен включать в себя несколько групп: педагогические, тренерские; организационно-управленческие; научно-

исследовательские; программно-методические; нормативно-правовые; медико-биологические; психологические; естественно-научные.

Кроме того, пристальное внимание должно уделяться проведению практическим исследованиям в области избранного вида спорта, ведению научно-исследовательской работы начиная с первого курса. Соответственно, должно быть осуществлено увеличения

количества часов контактной работы, отводимых на профильные дисциплины и практику. Это позволит сохранить преемственность и практическую реализацию полученных в образовательном учреждении знаний при работе в спортивных организациях.

Одной из ведущих задач высшей школы в настоящее время, как уже отмечалось выше, является сохранение и качественное совершенствование кадрового состава. Большая часть квалифицированного профессорско-преподавательского состава вузов отрасли уже достигла определенного возраста, число молодых сотрудников в последнее десятилетие в целом имея тенденцию к увеличению, стабильно ниже старших коллег. В данной ситуации требуется принятие безотлагательных мер по обеспечению полноценной - эффективной деятельности образовательных организаций в условиях быстрой смены образовательных парадигм.

Проведенный анализ ФГОС ВО разных лет, оценка рабочих учебных планов уровня бакалавриата и магистратуры, онлайн-мониторинг требований к кандидатам на занятие должностей в области физической культуры и спорта потенциальных работодателей, показал, что наступил момент переосмысления содержания и критериев к самой сути подготовки специалиста в области физической культуры и спорта. В настоящее время уже очевидно, что бакалавриат может сформировать необходимую основу для профессиональной деятельности только совместно с профильной магистратурой, другие варианты не будут обеспечивать глубину знаний и умений кадров отрасли.

Специалитет позволит оптимизировать процесс подготовки будущих тренеров, инструкторов-методистов, администраторов, сформировав необходимую базу профессиональных компетенций у выпускников профильных образовательных учреждений и обеспечивая пополнение кадрового педагогического состава отрасли.

Восстановление существовавшей длительное время и прекрасно себя зарекомендовавшей системы: профильные среднеспециальные образовательные учреждения -высшее образование (специалитет) - послевузовское образование (аспирантура, докторантура), в полной мере станет выполнением указанных в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года, национальном проекте «Образование», условий поступательного развития отрасли, что неоднократно зафиксировано в Указах президента РФ и постановлениях Правительства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балашова, В.Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре : монография / В.Ф. Балашова. - Москва : Физическая культура, 2008. - 248 с.

2. Маслов, В.И. Квалификационная характеристика (социокультурные и профессиональные требования к выпускнику вуза ФК в терминах компетентностного подхода) : научно-методическое руководство / В.И. Маслов, Н.Н. Зволинская. - Москва : Физическая культура, 2007.- 48 с.

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура»» № 940 от 19.09.2017 : приказ Министерства образования и науки РФ. - URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71688814/ (дата обращения 01.06.2020).

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.04 «Спорт»: приказ Министерства высшего образования и науки РФ № 886 от 25.09.2019. - URL : https://base.garant.ru/72894448/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 01.06.2020).

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 49.04.01 «Физическая культура» : приказ Министерства образования и науки РФ № 376 от 8 апреля 2015 г. - URL : http://fgosvo.ru/news/4/1181 (дата обращения 01.06.2020).

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 49.04.03 «Спорт» : приказ Министерства образования и науки РФ №1469 от 14.12.2015 (ред. от 20.04.2016). - URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71209960/ (дата обращения 01.06.2020).

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 49.04.01 «Физическая культура» : приказ Министерства образования и науки РФ № 944 от 19.09.2017 ( (не вступил в силу). - URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71688566/ (дата обращения 01.06.2020).

8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 49.04.03 «Спорт» : приказ Министерства образования и науки РФ № 947 от 17.09.2017 (не вступил в силу). - URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71689838/ (дата обращения 01.06.2020).

9. Чесноков, Н.Н. Профессиональное образование в области физической культуры и спорта : учебник / Н.Н. Чесноков, В.Г. Никитушкин. - Москва : Физическая культура, 2011. - 400 с.

10. Чесноков, Н.Н. Управление подготовкой высококвалифицированных спортсменов : монография / Н. Н. Чесноков, В. Г. Никитушкин, А. П. Морозов. - Москва : Федеральный центр подготовки спортивного резерва, 2017. - 248 с.

REFERENCES

1. Balashova, V.F. (2008), Competence of a specialist in adaptive physical culture: monograph, Physical culture, Moscow.

2. Maslov, V.I. (2007), Qualification characteristics (socio-cultural and professional requirements for a graduate of a FC university in terms of a competence-based approach): scientific and methodological guidance, Physical culture, Moscow

3. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2017), "On the approval of the federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the direction of preparation 49.03.01 "Physical culture"", Order No. 940 of 19.09.2017, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71688814/ (date of access 06/01/2020).

4. Ministry of Higher Education and Science of the Russian Federation (2019), "On the approval of the federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the direction of preparation 49.03.04 "Sport"", Order of the No. 886 dated 25.09.2019, available at: https://base.garant.ru/72894448/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (date of access 06/01/2020).

5. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2015), "On the approval of the federal state educational standard of higher education - master's degree in the direction of preparation 49.04.01 "Physical culture"", Order of the No. 376 dated April 8, 2015, available at: http://fgosvo.ru/news/4/ 1181 (date of treatment 06/01/2020).

6. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2017), "On the approval of the federal state educational standard of higher education - Master's degree in the direction of training 04/49/03 "Sport"", Order of the No. 1469 of 12/14/2015 (revised on 04/20/2016), available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71209960/ (date of access 06/01/2020).

7. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2017), "On the approval of the federal state educational standard of higher education - master's degree in the direction of preparation 04.04.01 "Physical culture"", Order of the No. 944 dated 09.19.2017 (not entered into force), available at: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71688566/ (date of treatment 06/01/2020).

8. the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2017), "On the approval of the federal state educational standard of higher education - master's degree in the direction of training 49.04.03 "Sport"", Order of No. 947 dated September 17, 2017 (did not come into force), available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71689838/ (date of access 06/01/2020).

9. Chesnokov, N.N. and Nikitushkin, V.G. (2011), Professional education in the field of physical culture and sports: textbook, Physical culture, Moscow

10. Chesnokov, N.N., Nikitushkin, V.G. and Morozov, A.P. (2017), Management of training of highly qualified athletes: monograph, Federal center for training sports reserve, Moscow.

Контактная информация: nnch01@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.07.2020

УДК 378.147

СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ РЕФЛЕКСИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Татьяна Леонидовна Шапошникова, доктор педагогических наук, профессор, Татьяна Николаевна Шабанова, аспирант, Теона Гуладиевна Тедорадзе, аспирант, Кубанский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.