диверсификация образовательной деятельности вузов физической культуры
УДК/UDC 796.071
Поступила в редакцию 05.11.2020 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева1 Доктор социологических наук, профессор С.И. Росенко2 Доктор экономических наук, профессор Д.Н. Верзилин2
1 Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
2 Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
DIVERSIFICATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF HIGHER PHYSICAL CULTURE INSTITUTIONS
Dr. Hab., Professor L.I. Lubysheva1 Dr.Sc.Soc., Professor S.I. Rosenko2 Dr.Sc.Econ., Professor D.N.Verzilin2
1 Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow
2 Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, Saint-Petersburg
Аннотация
Цель исследования - определить вектор развития системы подготовки спортивных кадров в условиях диверсификации физкультурного образования.
Методика и организация исследования. Проведен анализ образовательных программ магистратуры и бакалавриата российских вузов физической культуры и спорта.
Результаты исследования и выводы. Основным вектором развития образовательной деятельности вузов физической культуры выступает диверсификация реализуемых образовательных программ на основе многоступенчатого образования (бакалавр-магистр). Новые программы направлены на подготовку специалистов, обеспечивающих управленческое, правовое, информационное, сервисное, дипломатическое сопровождение отрасли физической культуры и спорта. В зависимости от направления и уровня подготовленности и в соответствии с профессиональными стандартами выпускники востребованы в органах государственного и муниципального управления спортом, спортивных организациях, федерациях и клубах, спортивных СМИ, компаниях - производителях спортивных товаров, спортивных школах и вузах на должностях директора, менеджера, руководителя структурного подразделения, спортивного редактора, журналиста, корреспондента, обозревателя, ассистента, аналитика, методиста и др. Данные процессы определяют новое структурирование системы высшего образования в сфере физической культуры и спорта и вариативность предоставляемых образовательных услуг, что формирует качественно новый кадровый потенциал отрасли.
Вместе с тем дальнейшая реализация новых направлений подготовки сталкивается с целым рядом проблемных вопросов, к числу которых относятся неразработанность многих профессиональных стандартов, недостаточное бюджетное финансирование, ориентированность государственных структур на сокращение непрофильных образовательных программ, необходимость постоянного повышения квалификации со стороны профессорско-преподавательского состава вузов.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, образовательная программа, физическая культура, спорт.
Annotation
Objective of the study was to determine the vector of development of the system of training of sports personnel in terms of diversification of physical education. Results and conclusions. The key vector of development of the educational activities of higher institutions of physical culture is the diversification of the educational programs implemented within a multi-level system of education (Bachelor-Master). The new programs are aimed to train specialists that provide managerial, legal, informational, service, and diplomatic support to the physical culture and sports sector. Depending on the direction and level of training and in accordance with the professional standards, graduates are highly sought after in the state and municipal sports governing bodies, sports organizations, federations and clubs, sports media, sporting goods manufacturers as directors, managers, business unit supervisors, sports editors, journalists, correspondents, reviewers, assistants, scoutmen, coaches, etc. These processes determine the new structure of the system of higher education in the sphere of physical culture and sports and the variability of the educational services provided, thus developing qualitatively new human resources of the sector.
Keywords: higher vocational education, educational program, physical education, sports.
Введение. Происходящие в постсоветский период процессы реформирования высшей школы привели к су-
щественным изменениям в образовательной деятельности вузов физической культуры. Вузы все больше ориентируют-
ся на потребности современного рынка труда и предлагают широкий спектр образовательных программ, отражающий новую профессиональную реальность в спортивной сфере. Данные процессы обусловили появление новых тенденций в развитии системы подготовки кадров для отрасли физической культуры и спорта, основу которой составляют 14 российских вузов физической культуры (5 университетов, 6 академий, 3 института). Переход российской системы высшего профессионального образования на двухуровневую систему, а также объективные требования формирования кадрового потенциала отрасли определили формирование новой палитры реализуемых ими образовательных программ.
Цель исследования - определить вектор развития системы подготовки спортивных кадров в условиях диверсификации физкультурного образования.
Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время образовательная деятельность вузов физической культуры осуществляется по 19 бакалаврским и 14 магистерским программам, относящимся к различным укрупненным группам специальностей и направлений, при этом соотношение численности студентов бакалавриата и магистратуры составляет соответственно 31,5 тыс. чел. (86,5 %) и 4,9 тыс. (13,5 %) [3]. Основным направлением образовательной деятельности в учреждениях высшего образования является подготовка кадров в рамках УГСН 49.00.00 - «Физическая культуры и спорт», (табл. 1.).
В совокупности по данным направлениям подготовки в вузах физической культуры обучается 28,1 тыс. чел., что составляет свыше 80 % их студенческого контингента. Основными программами в образовательном пространстве спортивных вузов выступают направления подготовки: 49.03.01; 49.04.01 - «Физическая культура» (22,2 тыс. студентов (46,4 % от общего количества обучающихся в рамках УГСН)); 49.03.02; 49.04.02 - «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (4,3 тыс. студентов (8,9 %)); 49.03.03 - «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» (0,7 тыс. студентов (1,6 %)); 49.04.03 - «Спорт» (0,6 тыс. студентов (1,3 %)). Главной отличительной особенностью образовательных программ этой группы выступает их направленность на педагогическую, тренерскую, рекреационную, организационно-управленческую,
научно-исследовательскую и культурно-просветительскую деятельность в соответствии с профессиональными стандартами в сфере физической культуры и спорта. Следует отметить, что направления подготовки УГСН 49.00.00 - «Физическая культуры и спорт» характеризуются многопрофиль-ностью их реализации, отражающей специфику профессиональной деятельности выпускников. Это связано с тем, что «современная спортивная отрасль нуждается в специалистах, способных решать разнообразные задачи - от массового вовлечения в занятия физическими упражнениями, формирования здорового образа жизни населения до эффективной организации тренировочного процесса, способного привести спортсмена к достижению спортивной победы и установлению рекорда» [2, с. 3].
Вместе с тем сложившаяся необходимость реструктуризации образовательных программ в соответствии с новыми экономическими условиями привела к развитию новых направлений подготовки. Специалисты отмечают, что «тенденции развития отрасли "Физическая культура и спорт» в последнее десятилетие свидетельствуют о значительном расширении сфер профессиональной деятельности, которые требуют подготовки высококвалифицированных кадров» [1, с. 52]. Начиная с 2000-х гг. отраслевые вузы приступили к подготовке кадров в смежных областях - педагогики и психологии, спортивного менеджмента, журналистики, спортивно-оздоровительного сервиса и туризма, государственного и муниципального управления, рекламы и связей с общественностью, спортивной дипломатии. В свою очередь, обозначенные процессы определили новую структуру студенческого контингента вузов физической культуры.
Многие физкультурные вузы реализуют направления подготовки, относящиеся к УГСН 44.00.00 -«Образование и педагогические науки» (табл. 2).
Статистические данные фиксируют, что в настоящее время в рамках УГСН 44.00.00 - «Образование и педагогические науки» обучается свыше 1,5 тыс. студентов вузов физической культуры, что составляет 0,7 % от общей численности обучающихся по данным направлениям подготовки. В качестве видов деятельности выпускников выступают педагогическая, психолого-педагогическая, проектная, исследовательская, культурно-просветительская. Преимущественными профи-
Таблица 1. Распределение студенческого контингента по УГСН49.00.00 - «Физическая культура и спорт» (2019 г.)*
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
2 а
■
с
га
^
О (и .с Н
Направление подготовки Численность студентов вузов РФ В т.ч. в вузах ф/к
49.03.01 - «Физическая культура» 26 922 19 959
49.04.01 - «Физическая культура» 4011 2193
49.03.02 - «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» 12 439 3301
49.04.02 - «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» 1261 952
49.03.03 - «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» 1389 753
49.04.03 - «Спорт» 1830 627
* - рассчитано авторами на основе данных ВПО-1 за 2019 г и сведений официальных сайтов вузов физической культуры
Таблица 2. Распределение студенческого контингента по УГСН44.00.00 - «Образование и педагогические науки» (2019 г.)
Направление подготовки Численность студентов вузов РФ В т.ч. в вузах ф/к
44.03.01 - «Педагогическое образование» 120 167 1052
44.04.01 - «Педагогическое образование» 36 047 16
44.03.02 - «Психолого-педагогическое образование» 42 795 443
44.04.02 - «Психолого-педагогическое образование» 9233 10
Таблица 3. Распределение студенческого контингента по УГСН 38.00.00 - «Экономика и управление» (2019 г.)
Направление подготовки Численность студентов вузов РФ В т.ч. в вузах ф/к
38.03.02 - «Менеджмент» 138 647 554
38.04.02 - «Менеджмент» 23 648 61
38.03.01 - «Экономика» 238 286 40
38.04.01 - «Экономика» 28 644 0
38.03.04 - «Государственное и муниципальное управление» 74 273 0
38.04.04 - «Государственное и муниципальное управление» 13 040 50
лями реализации этих программ выступают психология спорта, спортивный психолог, отражающие потребности спортсменов и спортивных команд в их психолого-педагогическом сопровождении.
Произошедшая социально-экономическая трансформация российского общества привела к существенным изменениям в организационной структуре отрасли физической культуры и спорта, «коммерциализации физкультурно-спор-тивных организаций, рыночных механизмах управления, использовании новых источников финансирования и человеческих ресурсов» [4, с. 3]. В свою очередь, обозначенные тенденции определили переход вузов к подготовке специалистов в области спортивного менеджмента, экономики, государственного и муниципального управления и реализации соответствующих образовательных программ (табл. 3).
Представленные данные свидетельствуют, что в настоящее время в вузах физической культуры по управленческим образовательным программам обучается 705 студентов (0,2 % от общей численности студенческого контингента по УГСН). Основу реализуемых в вузах физической культуры программ «Менеджмент образования» составляют виды профессиональной деятельности спортивного менеджера (организационно-управленческая, информационно-аналитическая, предпринимательская, научно-исследовательская) и соответствующие им личностные и профессиональные компетенции. Профилями образовательных программ являются менеджмент спортивной организации, государственное и муниципальное управление в сфере физической культуры и спорта, отражающие содержание отраслевой управленческой деятельности.
Новым направлением образовательной деятельности вузов физической культуры стала реализация образовательных
программ направления подготовки УГСН 43.00.00 - «Сервис и туризм» (табл. 4).
В настоящее время в рамках УГСН 43.00.00 - «Сервис и туризм» обучается 2,4 тыс. студентов (7,3 % от общего контингента группы). Реализация сервисных и туристских образовательных программ в вузах физической культуры и спорта связана с тем, что организация и осуществление спортивных мероприятий требуют системной подготовки квалифицированных кадров менеджмента туристско-спортивного оперейтинга, способных формировать и осуществлять туры и услуги, а также обеспечивать функционирование инфраструктуры мероприятий спортивно-событийного характера. Кроме того, проведение спортивных мероприятий мирового уровня создаёт так называемое «олимпийское наследие», дающее возможность дальнейшего использования созданных объектов инфраструктуры для развития спорта и туризма в стране. В связи с этим возникает задача профессиональной подготовки специалистов по обслуживанию спортивных объектов, туристов и участников состязаний не только во время спортивных мероприятий, но и в целях дальнейшей грамотной эксплуатации олимпийского наследия. Образовательные программы направлены на подготовку к организационно-управленческой, сервисной, проектной, технологической, исследовательской видам деятельности. В качестве профилей направлений подготовки выступают спортивно-оздоровительный сервис, технологии предоставления спортивно-оздоровительных услуг, отражающие особенности сервисной и туристской деятельности в сфере физической культуры и спорта.
Новым вектором развития образовательной траектории вузов физической культуры стали образовательные програм-
Таблица 4. Распределение студенческого контингента по УГСН43.00.00 - «Сервис и туризм» (2019 г.)
Направление подготовки Численность студентов вузов РФ В т.ч. в вузах ф/к
43.03.01 - «Сервис» 11 224 143
43.04.01 - «Сервис» 708 11
43.03.03 - «Туризм» 18 968 2206
43.04.03 - «Туризм» 2206 36
Таблица 5. Распределение студенческого контингента по УГСН 42.00.00 - « Средства массовой информации и библиотечное дело» (2019 г.)
Направление подготовки Численность студентов вузов РФ В т.ч. в вузах ф/к
42.03.02 - «Журналистика» 25 326 89
42.04.02 - «Журналистика» 2668 15
42.03.01 - «Реклама и связи с общественностью» 33 223 186
42.04.01 - «Реклама и связи с общественностью» 2419 19
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
мы УГСН 42.00.00 -« Средства массовой информации и библиотечное дело» (табл. 5).
Развитие образовательных программ в сфере журналистики, рекламы и связей с общественностью определяется особой ролью средств массовой информации и рекламных агентств в продвижении ценностей физической культуры и спорта, транслировании спортивных мероприятий и соревнований, формировании здорового образа жизни населения страны. Реализация этих программ определяется тем, что «спортивная сфера стремительно расширяется, включая в себя мощную спортивную индустрию, занимающую серьезное место в мировой экономике, глобальное информационное пространство, соединяющее спортивные СМИ, рекламу и зону PR, солидный управленческий аппарат всех уровней» [5, с. 199]. В общей сложности данный образовательный сегмент представлен 0,3 тыс. студентов вузов физической культуры (0,5 % от общего студенческого контингента УГСН, обучающегося по профилям подготовки спортивная журналистика, реклама и связи с общественностью в отрасли физической культуры и спорта. Образовательные программы направлены на подготовку выпускников к журналистской авторской, редакторской, проектно-аналитической, организационно-управленческой, социально-организаторской и производственно-технологической видам деятельности.
Помимо обозначенных программ в образовательном реестре вузов физической культуры в настоящее время представлены направления подготовки 51.03.05 - «Режиссура театрализованных представлений и праздников», 39.03.03 - «Организация работы с молодежью», 41.03.05 -«Международные отношения», 39.03.02 - «Социальная работа», 37.03.01 - «Психология», 39.04.01 - «Социология», 40.03.01 - «Юриспруденция». Сложившийся диапазон реализуемых программ стал ответом на вызовы времени, связанные с новыми требованиями рынка труда в сфере физической культуры и спорта и отражает потребности отрасли в специалистах нового формата. Характерной особенностью их студенческого контингента является преобладание обучающихся по договорам оказания платных образовательных услуг.
Вывод. Основным вектором развития образовательной деятельности вузов физической культуры выступает диверсификация реализуемых образовательных программ на основе многоступенчатого образования (бакалавр-магистр). Новые программы направлены на подготовку специалистов, обеспечивающих управленческое, правовое, информационное, сервисное, дипломатическое сопровождение отрасли физической культуры и спорта. В зависимости от направления и уровня подготовленности и в соответствии с профессиональными стандартами выпускники востребованы в органах государственного и муниципального управления спортом, спортивных организациях, федерациях и клубах, спортивных СМИ, компаниях - производителях спортивных товаров, спортивных школах и вузах на должностях директора, менеджера, руководителя структурного подразделения, спортивного редактора, журналиста, корреспондента, обозревателя, ассистента, аналитика, методиста и др. Данные процессы определяют новое структурирование системы высшего образования в сфере физической культуры и спорта и вариативность предоставляемых образовательных услуг, что формирует качественно новый кадровый потенциал отрасли.
Вместе с тем дальнейшая реализация новых направлений подготовки сталкивается с целым рядом проблемных вопросов, к числу которых относятся неразработанность многих профессиональных стандартов, недостаточное бюджет-
ное финансирование, ориентированность государственных структур на сокращение непрофильных образовательных программ, необходимость постоянного повышения квалификации со стороны профессорско-преподавательского состава вузов. Также внедрение нового поколения образовательных стандартов определило требования реорганизации образовательного процесса, включающие формирование компетентностно-ориентированных программ подготовки выпускников; создание условий для профессионализации высшего физкультурного образования; установление связей вузов с потенциальными работодателями; привлечение специалистов-практиков, владеющих современными спортивными технологиями и навыками практической деятельности; интеграцию вузов в международное образовательное пространство. В своей совокупности решение этих задач позволит обеспечить подготовку специалистов в сфере физической культуры и спорта в соответствии с современными профессиональными требованиями.
Литература
1. Захаров А.А. Проблемы и перспективы развития университетского образования в области физической культуры и спорта / А.А. Захаров // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 5. - 52 с.
2. Лубышева Л.И. Подготовка спортивных кадров: широкий профессионал или узкий специалист? / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 2.
3. Отчет Министерства спорта Российской Федерации о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2918 г. // https://www.minsport.gov.ru/
4. Середа Ю.А. Формирование ключевых компетентностей у спортивного менеджера в условиях социально-экономической трансформации: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.А. Середа. - СПб., 2012.
5. Скотникова А.В. Отраслевые спортивные вузы: перспективы развития и управления с учетом прогностической динамики сферы физической культуры и спорта / А.В. Скотникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). -С. 198-203.
6. Форма N ВПО-1. Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры за 2019 г. //https:// minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/highed/index.php
References
1. Zakharov A.A. Problemy i perspektivy razvitiya universitetskogo obrazovaniya v oblasti fizicheskoy kultury i sporta [Problems and prospects for development of university education in physical educations and sport sector]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2003. No. 5. 52 p.
2. Lubysheva L.I. Podgotovka sportivnykh kadrov: shirokiy professional ili uzkiy spetsialist? [Training of sports personnel: multi-skilled professional or single-discipline expert?] Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 2.
3. Otchet Ministerstva sporta Rossiyskoy Federatsii o rezultatakh analiza sostoyaniya i perspektiv razvitiya sistemy obrazovaniya za 2918 g. [Report of the Ministry of Sports of the Russian Federation on the results of the analysis of the state and development prospects of the educational system for 2918]. https://www.minsport.gov.ru/
4. Sereda Yu.A. Formirovanie klyuchevykh kompetentnostey u sportivnogo menedzhera v usloviyah sotsialno-ekonomicheskoy transformatsii [Formation of key sports manager's competences in context of socio-economic transformation]. PhD diss. abstract. St. Petersburg, 2012.
5. Skotnikova A.V. Otraslevye sportivnye vuzy: perspektivy razvitiya i upravleniya s uchetom prognosticheskoy dinamiki sfery fizicheskoy kultury i sporta [Branch sports universities: development and management prospects in view of predictive dynamics of physical educations and sport sector]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2016. No. 8 (138). pp. 198-203.
6. Forma N VPO-1. Svedeniya ob organizatsii, osushchestvlyayushchey obrazovatelnuyu deyatelnost po obrazovatelnyim programmam vysshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam spetsialiteta, programmam magistratury za 2019 g. [Form N VPO-1. Information about the organization carrying out educational activities within higher education curricula - bachelor programs, specialist programs, master's programs for 2019]. https://minobrnauki.gov.ru/ ru/activity/stat/highed/index.php