Научная статья на тему 'Некоторые вопросы кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта'

Некоторые вопросы кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
465
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ТРЕНЕРЫ / ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ВИРТУАЛЬНАЯ СТАЖИРОВКА / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / TEACHERS / COACHES / TRAINING / COMPETENCE / VIRTUAL INTERNSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болдырева Наталья Викторовна, Кирсанов Константин Александрович, Попков Алексей Александрович

Статья посвящена проблемным вопросам подготовки преподавателей физической культуры и спорта, повышению эффективности процесса преподавания физической и спортивной культуры в вузах. Реализация «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» конечной целью ставит сохранение и укрепление здоровья граждан, воспитание подрастающего поколения. В связи с ростом сложности решаемых задач возрастает потребность в подготовленных специалистах, а также повышении качества преподавания физической культуры и спорта. Обращено внимание на состав преподавателей физической культуры и спорта, отмечается значимость новых форм повышения уровня знаний и компетенций слушателей, прежде всего, прохождения виртуальной стажировки. Рассмотрены вопросы повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей, работников, специалистов и управленцев в области физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болдырева Наталья Викторовна, Кирсанов Константин Александрович, Попков Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some questions of personnel maintenance of development of physical culture and sports

The article is devoted to the problematic issues of training teachers of physical culture and sports, improving the efficiency of teaching physical and sports culture in universities. Implementation of the "Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period until 2020" aims at preserving and strengthening the health of citizens, raising the younger generation. In connection with the increasing complexity of the tasks to be accomplished, there is a growing need for trained specialists, as well as improving the quality of teaching physical culture and sports. Attention has been drawn to the composition of teachers of physical culture and sports, the importance of new forms of increasing the level of knowledge and competences of listeners, especially the virtual internship. The issues of professional development and professional retraining of teachers, workers, specialists and managers in the field of physical culture and sports are considered.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/

Том 9, №4 (2017) http://naukovedenie.ru/vol9-4.php

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/04EVN417.pdf

Статья опубликована 04.07.2017

Ссылка для цитирования этой статьи:

Болдырева Н.В., Кирсанов К.А., Попков А.А. Некоторые вопросы кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №4 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/04EVN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 796.07

Болдырева Наталья Викторовна

НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Россия, Москва1

Доцент кафедры «Менеджмента» Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]

Кирсанов Константин Александрович

НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Россия, Москва

Руководитель Научного центра Доктор экономических наук, профессор E-mail: [email protected]

Попков Алексей Александрович

НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Россия, Москва

Проректор по научной работе Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]

Некоторые вопросы кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта

Аннотация. Статья посвящена проблемным вопросам подготовки преподавателей физической культуры и спорта, повышению эффективности процесса преподавания физической и спортивной культуры в вузах.

Реализация «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» конечной целью ставит сохранение и укрепление здоровья граждан, воспитание подрастающего поколения. В связи с ростом сложности решаемых задач возрастает потребность в подготовленных специалистах, а также повышении качества преподавания физической культуры и спорта. Обращено внимание на состав преподавателей физической культуры и спорта, отмечается значимость новых форм повышения уровня знаний и компетенций слушателей, прежде всего, прохождения виртуальной стажировки. Рассмотрены вопросы повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей, работников, специалистов и управленцев в области физической культуры и спорта.

Ключевые слова: физическая культура и спорт; преподаватели; тренеры; обучение; компетенции; виртуальная стажировка

1 107078, г. Москва, а/я 182

Последние годы в России идет активная пропаганда занятий физической культурой и спортом по телевидению, на радио, в газетах и в Интернете. Вести здоровый образ жизни призывают спортсмены, как те, кто сегодня участвуют в соревнованиях различного уровня, так и те, кто уже завершил свою спортивную карьеру, занимаются другими видами деятельности; медийные люди, которые имеют хорошие результаты и показатели и своим примером могут мотивировать нас.

В утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 7 августа 2009 года «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года»2 (далее Стратегия) утверждается, что конечной целью всех предусмотренных в Стратегии преобразований является вклад физической культуры и спорта в развитие человеческого потенциала России, в сохранение и укрепление здоровья граждан, воспитание подрастающего поколения. Сложность решаемых задач выдвигает новые требования к организации и проведению спортивных мероприятий, повышению квалификации работников и подготовке новых специалистов в области физической культуры и спорта [2].

Сегодня не только в столице, но и в ряде других городов усилиями местных властей проводятся различные спортивные мероприятия как российского, так и международного масштаба, где каждый, даже ребенок или лица пожилого возраста, не имеющие особой физической подготовки, могут принять участие в стартах и проверить свои силы во всевозможных спортивных мероприятиях.

Рассматривая количественные и качественные показатели формирования системы организации и проведения официальных физкультурных мероприятий, можно видеть прямую зависимость показателя, учитывающего долю регулярно занимающихся спортом граждан, относящихся к различным возрастным и социальным группам, в зависимости от количества проводимых спортивных соревнований. Показатели могут быть выше, если будет более качественная подготовка тренерского состава и самих спортсменов, а также прирост доли лиц, занимающихся спортом, которые хотят заниматься с известными и заслуженными мастерами спорта или заслуженными тренерами.

Действующая в стране система организации и проведения официальных спортивных мероприятий дает возможность участвовать в соревновательной деятельности гражданам любого возраста, пола и социального положения, но также и тренерам, и спортсменам реализовать себя в новом для себя амплуа.

Успех реализации проводимых мероприятий позволяет увеличить количество, расширить и усложнить программы официальных физкультурных мероприятий за счет привлекаемых спортсменом различного уровня из всевозможных видов спорта.

Сегодня наиболее важным и проблемным представляется вопрос организации взаимодействия с общероссийскими спортивными федерациями и общественными организациями, коммерческими и некоммерческими организациями по вопросам совершенствования и развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях. Современные организации спортивной направленности объединяют большое количество творческих людей, способных нестандартными способами сформировать потребность школьников и молодых людей в здоровом полноценном образе жизни и деятельности.

2 Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 года №2 1101-р «Об утверждении «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».

Ведется также подготовка новых специалистов. Так, только в Москве вузами реализуется семь магистерских программ по направлению «спортивный менеджмент». К ним относятся [1]:

• Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова, факультет гостинично-ресторанной, туристической и спортивной индустрии, реализующий программу магистерской подготовки «менеджмент в спортивной индустрии»;

• Московский финансово-промышленный университет «Синергия», предлагающий магистерские программы по направлениям «спортивный менеджмент» и «спортивный маркетинг»;

• экономический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, осуществляющий обучение магистров по программе «менеджмент в спорте»;

• РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, факультет менеджмента в туристической и спортивной индустрии по программе «международный спортивный менеджмент»;

• кафедра менеджмента и экономики спорта им. В. В. Кузина ФГБОУ ВО ГУФКСМиТ по направлению магистерской подготовки «менеджмент»;

• ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» по программе «управление спортивными проектами»;

• факультет права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по программе «юрист в сфере спорта».

Анализируя опыт реализации вышеизложенных программ магистерской подготовки можно отметить как положительные стороны, так и некоторые отрицательные.

Положительным моментом является то, что к преподаванию дисциплин привлекаются высококвалифицированные преподаватели - теоретики, имеющие, как правило, ученые степени кандидата или доктора наук, звания доцента или профессора. Но это одновременно и отрицательный момент - обладающие большим опытом преподавания в вузах, но не имеющие в своем большинстве непосредственное отношения к спорту и практического управленческого опыта работы в физкультурно-спортивных организациях, данные преподаватели оказываются не способными донести до магистров, работающих сегодня в спортивных организациях, необходимые им сегодня и сейчас знания.

Далее, когда для преподавания дисциплин приглашаются преподаватели, наоборот, имеющие высокие заслуги в спорте высших достижений, обладающие весомыми спортивными регалиями и занимающие должности управленцев в физкультурно-спортивных организациях разного уровня. Не имея опыта проведения академических занятий в вузах, данная категория преподавателей в своем большинстве не способна правильно подобрать и систематизировать научный материал и, как следствие, не может профессионально и грамотно донести его до слушателей.

Вопросы повышения эффективности процесса преподавания физической и спортивной культуры в вузах и введение новых инновационных форм и методов приобретают в современных социальных, экономических условиях развития России все большую актуальность. Одной из главных целей преподавания физической культуры и спорта в высшей школе является воспитание у студентов интереса к здоровому образу жизни, понимание того, что физическая культура и спорт являются энергетической подпиткой, вырабатывающей умение приобретения профессиональных знаний с полной отдачей.

Развитие спортивной индустрии как у нас в России, так и за рубежом идет значительными темпами. Появляются новые виды спорта, а также совершенствуются действующие виды спорта, развиваются технологии их проведения, обеспечения, работа с массами. Все это требует новых качеств от руководителей спортивных организаций и мероприятий. В связи с этим необходимо оценить, какие направления развития в подготовке и обеспечении деятельности спортивных менеджеров считаются наиболее значимыми в настоящее время не только в России, но и за рубежом.

Важным условием становления кадров в сфере «физическая культура и спорт» становится углубление и расширение их компетенций. Возникающая сложность задач обучения подразумевает не только новое определение образовательного процесса, изменение образовательной парадигмы [2, 4], но и поиск новых форм обучения [5].

Повысить уровень своих знаний и компетенций возможно в рамках прохождения виртуальной стажировки. Большинство слушателей убедились в больших педагогических возможностях виртуальной стажировки и считают, что новейший ресурс предназначен для профессионального развития педагогических работников в информационном обществе, занятия можно посещать в удобное для слушателя время, стажировка способствует удовлетворению запросов педагогического сообщества в изучении и освоении передового опыта с учетом высокого уровня занятости практических работников образования и, в то же время, в условиях информационной открытости образовательных организаций. Стажеры были удовлетворены новой формой повышения квалификации и отметили ее положительное влияние не только на экономию временных ресурсов, но и на обогащение своей профессиональной практики посредством изучения опыта работы учителей физической культуры различных регионов Московской области, повышения уровня самообразования и профессионального развития.

Виртуальная стажировка позволила преподавателям физической культуры не только обогатить образовательное пространство и информационно-образовательную среду дополнительного профессионального образования, но и посредством экспертной и проектной деятельности обучающихся (стажеров) познакомиться с образцами эффективной практики образовательных организаций и их структур. Она направлена на организацию взаимодействия обучающихся с педагогической реальностью, представленной в формате интернет-объектов (интернет-сайты школ, отдельных учителей или их страницы в социальных сервисах) [6].

На сегодняшний день система высшего образования призвана создавать условия для успешной реализации личности студента, раскрытия его ресурсного потенциала в полном объеме, сохранения устойчивой положительной мотивации к перманентному саморазвитию. В современных условиях компетентность выпускника вуза, его мобильность, адаптивность, способность быстро ориентироваться в интенсивном информационном потоке и умение применять нестандартный подход к решению проблемных ситуаций являются гарантией успеха на рынке труда. Востребован специалист, способный самостоятельно и корректно разрешать любые возникающие в профессиональной деятельности спорные обстоятельства, выстраивать позитивную стратегию поведения с окружающими, проявлять инициативу и нести ответственность за принятые решения [5].

В соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»3, «Законом об образовании в Российской Федерации»4 повышение квалификации педагогических работников рекомендуется осуществлять не реже одного раза в три года; для специалистов, участвующих в спортивной подготовке, но не являющихся педагогическими работниками - не реже одного раза в четыре года; для управленческих кадров и иных специалистов - не реже одного раза в пять лет.

Чтобы педагог был востребован и отвечал современным требованиям, он должен постоянно совершенствовать свои знания, мастерство и повышать свою квалификацию. В связи с этим, большинство педагогов физической культуры проходят курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Сложившаяся система повышения квалификации учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования общеобразовательных школ имеет ряд существенных недостатков и нуждается в оперативной коррекции.

Так, экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных организациях Российской Федерации для использования в образовательном процессе общеобразовательных организаций на данный момент рекомендовано к применению большое количество разнообразных программ, охватывающие различные виды спорта, например, такие как акробатический рок-н-ролл, бадминтон, теннис, настольный теннис, гимнастика, фитнес-аэробика, гольф, футбол, регби, спортивная борьба.

Современные тенденции развития школьного образования по предмету «Физическая культура» - предоставление права выбора двигательной активности школьнику с учетом его интереса, физической подготовленности, материально-технической оснащенности школы и квалификации педагогов.

Федерации по видам спорта, разработавшие данные программы, имеют большой профессиональный потенциал и практический опыт, которым и хотят поделиться с образовательными организациями.

Однако, постоянно меняющиеся требования к написанию программ курсов повышения квалификации, сроки их внедрения, слабая мобильность факультетов переподготовки и повышения квалификации, оторванность многих организаций, участвующих в данном процессе, от реальных потребностей общеобразовательных организаций не позволяет в полном объеме использовать потенциал спортивных федераций, что, в конечном счете, отражается и на темпах развития школьной системы физического воспитания.

Механизм повышения квалификации учителей физической культуры, в основном, работает без учёта (выявления) образовательных запросов учителей, не оказывая им помощь в выявлении профессиональных ошибок и выстраивании индивидуальных образовательных «дорожных карт» по их устранению.

3 Федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 329 - ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 декабря 2007 г. N 50 ст. 6242.

4 Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №2 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7598.

Достаточно серьезной проблемой представляется отсутствие целенаправленной, долгосрочной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта непосредственно по выбранной специальности.

Выпускники образовательных организаций высшего образования физкультурно-спортивной направленности не всегда отвечают квалификационным требованиям, профессиональным стандартам, имеют мало опыта педагогической деятельности и опыта применения педагогических знаний.

Подготовка, получаемая большинством студентов по направлениям физкультурно-спортивных специальностей, не способствует ни интеллектуальному росту, ни требованиям педагогической деятельности в общеобразовательных организациях. В итоге такая ситуация не позволяет готовить конкурентоспособных специалистов в области физической культуры и спорта, возродить престиж профессии учителя, преподавателя и тренера, решить проблемы эффективного трудоустройства выпускников факультетов физического воспитания университетов и институтов физической культуры.

Таким образом, проблема обеспечения управленческими кадрами, готовыми к работе в условиях рыночной экономики как в самих организациях физической культуры и спорта разного типа, так и в органах управления физической культурой и спортом на всех уровнях -начиная с федеральных органов исполнительной власти и до местных органов исполнительной власти - стоит достаточно остро и требует своего разрешения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жирнова О.Л., Улитина Е.В. Направления развития системы подготовки менеджеров для спортивной индустрии в контексте реализации «Стратегии долгосрочного развития физической культуры и спорта в Российской Федерации» // Интернет-журнал «Науковедение» - Выпуск 2, Март - Апрель 2014.

2. Кирсанов К.А. Базовые положения креативно-развивающей образовательной парадигмы // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6 http://mir-nauki.com/PDF/88PDMN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

3. Паршикова Н.В., Изаак С.И. Разработка стратегического прогноза развития физической культуры и спорта на период до 2030 года. Человеческий капитал. 2016. № 4(88), с.10-12.

4. Пугач В.Н., Кирсанов К.А., Алимова Н.К. Качество образования. Приглашения к размышлению. М.: Издательство Дашков и Ко, 2012. - 312 с.

5. Романова Н.Н. Рефлексия эмоциональных состояний как составляющая компетентности будущих педагогов физической культуры // Физическая культура и спорт студенческой молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции / под общ. ред. В.Н. Егорова. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. - С. 280-281.

6. Фирсин С.А. Неформальное образование и электронное обучение в области физической культуры как ресурс развития ДПО // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения : материалы VII межрег. науч.-практ. конф. с международ. участием (20 апреля 2017 г., Москва) / под общ. ред. А.Э. Страдзе, ред. В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов, И.И. Столов и [др.]; ПИФКиС МГПУ. - М., 2017. - С. 65-66.

Boldyreva Natalia Viktorovna

Institute of world civilizations, Russia, Moscow E-mail: [email protected]

Kirsanov Konstantin Aleksandrovich

Institute of world civilizations, Russia, Moscow E-mail: [email protected]

Popkov Aleksey Aleksandrovich

Institute of world civilizations, Russia, Moscow E-mail: [email protected]

Some questions of personnel maintenance of development of physical culture and sports

Abstract. The article is devoted to the problematic issues of training teachers of physical culture and sports, improving the efficiency of teaching physical and sports culture in universities.

Implementation of the "Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period until 2020" aims at preserving and strengthening the health of citizens, raising the younger generation. In connection with the increasing complexity of the tasks to be accomplished, there is a growing need for trained specialists, as well as improving the quality of teaching physical culture and sports. Attention has been drawn to the composition of teachers of physical culture and sports, the importance of new forms of increasing the level of knowledge and competences of listeners, especially the virtual internship. The issues of professional development and professional retraining of teachers, workers, specialists and managers in the field of physical culture and sports are considered.

Keywords: physical culture and sport; teachers; coaches; training; competence; virtual internship

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.