Научная статья на тему 'Стратегия научного исследования в социальных и гуманитарных науках'

Стратегия научного исследования в социальных и гуманитарных науках Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2799
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / SCIENTIFIC RESEARCH / СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ПОЗНАНИЕ / SOCIAL AND HUMANITARIAN KNOWLEDGE / СУБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ / SUBJECT OF RESEARCH / ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ / THEME OF RESEARCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фролова Татьяна Николаевна, Шашурина Галина Вячеславовна

Рассматриваются особенности процесса познания в социальных и гуманитарных областях, сущность научной методологии, стратегия применения научных методов в научном исследовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Фролова Татьяна Николаевна, Шашурина Галина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research strategy in the social sciences and humanities

The article deals with the peculiarities of the process of cognition in the social and humanitarian fields, the essence of the scientific methodology, the strategy of applying scientific methods in scientific research.

Текст научной работы на тему «Стратегия научного исследования в социальных и гуманитарных науках»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 1/159.9

ББК 88 © Т.Н. Фролова, Г.В. Шашурина, 2018

Научная специальность 19.00.05 — социальная психология

СТРАТЕГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ

Татьяна Николаевна Фролова, доцент кафедры философии, кандидат социологических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Галина Вячеславовна Шашурина, доцент кафедры философии, кандидат социологических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматриваются особенности процесса познания в социальных и гуманитарных областях, сущность научной методологии, стратегия применения научных методов в научном исследовании.

Ключевые слова: методология, научное исследование, социально-гуманитарное познание, субъект исследования, предмет исследования.

RESEARCH STRATEGY IN THE SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES

Frolova N. Tatiana, associate professor of the Department of philosophy, candidate of sociology, docent Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]

Shashurina V. Galina, associate professor of the Department of philosophy, candidate of sociology, docent Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]

Annotation. The article deals with the peculiarities of the process of cognition in the social and humanitarian fields, the essence of the scientific methodology, the strategy of applying scientific methods in scientific research.

Keywords: methodology, scientific research, social and humanitarian knowledge, subject of research, theme of research.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Фролова Т.Н., Шашурина Г.В. Стратегия научного исследования в социальных и гуманитарных науках. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(3):288-291.

Изучение сущности и особенностей современной научной методологии является одной из главных научных и образовательных задач, стоящих перед человеком науки. Авторы настоящей статьи рассматривали различные методологические аспекты образовательных и научных проблем, обращая внимание на их первостепенную важность [1, с. 290—294].

Возвращаясь к указанной теме, хотелось бы обратить внимание на одну из ее важнейших характеристик — гуманизацию. Эта черта присуща именно современному взгляду на сущность методологии и рассматривается, прежде всего, как взаимопроникающий процесс существования и развития общечеловеческих и сугубо научных ценностей. Для современной науки характерен возрастающий интерес к методологическим проблемам и преодоление технической научной изоляции, так очевидной, особенно в последнее время, начиная с конца ХХ в. [2].

Развитие противоположных по своей сути научных отраслей — технической и гуманитарной — происхо-

дило параллельно, и некий конфликт между ними также всегда имел место. История развития гуманитарных отраслей имеет более раннее начало, но наука, интенсивно развиваясь, особенно в последнее время, и это порождает постоянно растущий по экспоненте объем знаний, имеющих практическую направленность. Эти знания надо рассматривать как итог духовной деятельности человека, влекущий за собой построение новой ценностной системы и выражающийся в отсутствии четкого и целостного восприятия действительности. Попыткой разрешения этой проблемы и является гуманизация научного продукта.

Речь идет здесь, в первую очередь, о развитии социального и гуманитарного познания, отражающего глубину непосредственно человеческой сущности. В центре социальных и гуманитарных исследований находится человеческая личность, его индивидуальность и разум.

Развитие социально-гуманитарной методологии напрямую соотносится с развитием человеческого по-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

знания, поэтому наиболее важным здесь является XVII в., когда наука формулирует свои новые идеалы и ориентиры. Именно с этого времени наука вступает в новую стадию своего развития и обретает практическую направленность. Развивающийся капитализм открывает для научного познания новые высоты и горизонты, появляются впечатляющие практические результаты этого процесса. Тогда же создается учение о методе Р. Декарта, на основе которого методология становится строгим и действенным учением, руководством к действию. Формируется общенаучная методология, и, по мере ее развития, естественнонаучное и социально-гуманитарное направления выделяются в самостоятельные области.

Познание любой природы имеет свои характерные черты, что находит отражение в развитии методологии и гуманитарной, и социальной, имеющих как общие черты, так и индивидуальные особенности, обусловленные, прежде всего, различными объектами исследования. Однако взаимосвязь указанных методологий также очевидна.

Методология социально-гуманитарного познания может рассматриваться как разновидность особой формы деятельности, и его структура включает в себя субъект, объект, цели и методы достижения намеченного результата.

Субъект, действенная сила социально-гуманитарного познания, представляет собой, как правило, источник познавательной деятельности, желающий достичь определенной цели. Именно субъект планирует и осуществляет основные этапы познавательного исследования, определяет его конечную цель, разрабатывает алгоритм и, в конечном счете, следит за процессом его прохождения [3, с. 81—97]. Предмет познания может рассматриваться в виде системы решаемых проблем, постановка которых определяет конструирование путей их решения. При этом возможны вариации намеченных стратегий, вплоть до разработки новых, ранее не применяемых. Учитывая суть конкретной познавательной области, можно назвать субъектом социально-гуманитарного познания и отдельный индивид, самостоятельно решающий проблемы культурного социума, и целый коллектив, представляющий конкретное научное направление.

Сложность функционирования такого субъекта отличается эмоциональностью, позволяющей решать поставленные задачи не только с помощью рациональных, но и интуитивных, чувственных подходов. В этом

отражается отличие этой области от других научных областей, тяготеющих к более рациональному и логически выверенному подходу. Поэтому здесь, как нигде, более важно существование единого интуитивного восприятия, чувственного толкования смысла культурных и социальных феноменов и мировоззрений, некой особой философской культуры, трактующей духовную область отдельно взятого общества как системный элемент [4, с. 151—156].

Чрезвычайно важным показателем правильного подхода здесь выступает имеющийся в наличии реальный опыт социальных слоев разного уровня, трактуемый как системный анализ фактических черт социальных связей, а также социальных и культурных норм и ценностей [5, с. 39—49].

Этот процесс имеет своей целью поиск и анализ объективных закономерностей развития общества и культуры, черт и форм их выражения, имеющих субъективный характер. Суть этого подхода заложена в мировоззрении познающего субъекта, которое как раз выражается посредством формирования индивидуальной ценностной ориентации, непротиворечивой по своей природе.

Научная методология разработала систему принципов, отражающих субъективный аспект социально-гуманитарного познания, применяя которую на практике возможно решать конкретные научные проблемы, сочетая передовые тенденции развития общества и ценности его передовых слоев. Это позволяет развивать целостность объективных тенденций взаимосвязи общества, исторического процесса и культуры в предметной области социально-гуманитарного исследования [6, с. 52—58].

В основе теории социально-гуманитарного познания лежит динамичная и противоречивая система субъективно-объективных отношений, результатом которых является получение истинного объективного знания.

Специфика социально-гуманитарного познания проявляется в средоточии основных акцентов на идеалах и нормах научности. Субъективные качества исследователя при этом усложняют критерии объективности, поскольку в центре внимания социальных и гуманитарных наук находятся объективные закономерности, доказанные без учета субъективных взглядов, а полученная истина строится на них.

Другой важной характерной особенностью социально-гуманитарного познания является вариативность теоретического воплощения на практике. В общем и

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

целом научная ценность теории как раз и определяется мерой эффективности ее практического приложения. Изначальная цель любой теории — быть полезной на практике, служить человеку в деле изменения окружающего мира в соответствии с поставленными задачами, поэтому здесь проявляется еще один важный аспект — мера ответственности познающего субъекта за свою деятельность [7, с. 235—240].

Учитывая современные реалии, взаимоотношения научной теории и практики несколько изменились, в них ярко проявляется их тесная взаимосвязь. Отношения человека познающего и человека преобразующего практически едины, и это делает его более ответственным за свою деятельность, а также весомо расширяет ее сферу. И здесь можно указать на следующую особенность научного социально-гуманитарного познания, а именно единство субъектно-объектных познавательных отношений.

Стратегия научного исследования в области социально-гуманитарных наук включает в себя анализ сущности и особенностей его объекта. Трактовка этого понятия достаточно широка, в своей основе под ним можно рассматривать весь исторический путь развития цивилизации во всей полноте его динамики и связей. Отсюда вытекает еще одна особенность этой области — самоанализ общества, включающий в себя детальное изучение всех важнейших показателей общественного развития [8, с. 62—64]. По мнению авторов, наиболее важными здесь являются отношения политические, поскольку именно политика государства определяет задачи и ход развития науки.

Развитие социально-гуманитарной сферы, по сравнению с природной, сильно усложнено, что напрямую связано с субъективным фактором, многовариантностью его поведения, влекущим трудность, а порой и невозможность его прогнозирования. Кроме того, познание общественных закономерностей развития немало затрудняет и то, что итоги научной деятельности имеют тенденции, противостоящие хаотичности и случайности.

Поскольку мы говорим о строго научном обеспечении социально-гуманитарной области познания, то и требования к его объективности и достоверности также должны быть достаточно высоки, что представлено, в первую очередь, методологическим обеспечением. Именно от его организации будет зависеть основная эффективность процесса познания.

Указанная организация представлена научными методиками и конкретными методами, с помощью кото-

рых достигается необходимый результат. Среди общенаучных методов необходимо, прежде всего, указать на исторический метод, суть которого представлена глубоким анализом путей развития различных стран и государств, именуемых всеобщей историей. Эта методика представляет собой важнейший самостоятельный аспект социально-гуманитарного исследования, основной задачей которой является научное прогнозирование будущего развития цивилизации.

Другим несомненно важным общенаучным аспектом познавательной социально-гуманитарной деятельности мы назовем феномен, уникальность всей социокультурной сферы. Дело в том, что современный подход к изучению области культуры неразрывно связан с ростом влияния на него техносферы, в том числе и на духовные, мыслительные процессы. Преобладание научного познавательного реализма зачастую приводит к обезличиванию процесса поиска научных истин, что, в свою очередь, ведет к получению ложных результатов и, тем самым, порождает критическое отношение к научным исследованиям в особенности в социальной и гуманитарных областях.

Практика показывает, что пренебрежительное отношение к методологическим проблемам приводит к негативным последствиям во всех научных отраслях, в том числе и в правоведении. Фундаментальные научные исследования в области права не могут быть осуществлены без формулирования его философских основ, разработки научной методологии в познании закономерностей и тенденций правовой жизни социума. Непонимание этих закономерностей, в свою очередь, чреваты социальными кризисами [9].

Таким образом, применение всеобщих методов в области изучения социума вообще и человека в частности, способствует формированию особого, специфического взгляда на них, суть которого происходит из индивидуального опыта межличностных отношений. Научные методы познания не просто взаимосвязаны между собой, они имеют некую обусловленность, снимающую ограниченность их применения, что свойственно методам частным. Весь спектр научного познания, познания любой области, связан с обществом и человеком, закономерности развития которых не объясняются методами точных наук. Только особые черты, раскрывающие специфику гуманитарного познания, делают возможным получение истинных знаний в этой области [10].

Для представления стратегии научного познания в области социальных и гуманитарных наук необходимо

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

отметить роль частных методов. Как и любая другая научная отрасль, социально-гуманитарная также располагает целым арсеналом методов, имеющих узконаправленное применение. Их основа может быть представлена прикладным социологическим исследованием, под которым понимается значительная система методологических действий, направленных на получение истинных, проверенных и подтвержденных знаний о выделенном объекте исследования. В свою очередь, социологическое исследование подразделяется на виды и его проведение проводится поэтапно. Для осуществления всех этапов исследования необходимо провести большую работу по подготовке и формированию различных методических пакетов и последовательно осуществить все необходимые действия.

Круг методов, применяемых в социально-гуманитарной области познания, достаточно широк. Среди наиболее популярных здесь можно назвать социологический опрос, методы массового и экспертного опроса, социологическое наблюдение и многие другие. Наряду с узкоспециальными, в этой области с успехом используются различные математические и логические методы, что значительно повышает эффективность разработок и расширяет границы их применения. Необходимо отметить также, что именно с помощью частных методов становится возможным детально изучить общественные процессы на эмпирическом уровне.

Подводя итог, нельзя не сказать о всеобщей компьютеризации производственных и бытовых сфер человеческой реальности. Бесспорным фактом сегодня является то, что одной из наиболее значительных характеристик современного общества выступает его информационная составляющая, так называемые информационные сети как средство коммуникации глобального масштаба. Применение самых разных интернет-практик ярко отражается на развитии методологии социально-гуманитарных наук, является важной составляющей современной стратегии научного исследования в этой области.

Литература

1. Фролова Т.Н., Шашурина Г.В. Методологические основания и специфика научного познания в контексте проблемы совершенствования высшего образования // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 4. С. 290—294.

2. Аблеев С.Р. История мировой философии: Учебник для вузов. М., 2016.

3. Шашурина Г.В. Особенности социально-гуманитарного познания // Методологические основания исследования социальной жизни общества. М., 2014.

4. Михалев С.В. О соотношении науки и философии в мировоззрении П.А. Флоренского // Вопросы философии. 1999. № 5. С. 151—156.

5. Васечко А.А. Аксиологическая методология в праве // Философские исследования и современность. Вып. 3. М., 2014. С. 39—49.

6. Медушевская Н.Ф. Методологические стратегии юридической науки // Гармонизация подходов в исследованиях и обучении праву. Жидковские чтения: Мат. Всерос. науч. конф. М., 2015.

7. Ткаченко А.Г. Методологические основы воспитания в современном российском образовании // Философские исследования и современность. Вып. 6. М., 2017. С. 235—240.

8. Галанина Н.В. Методология исследования общества как саморазвивающейся живой системы // Социально-гуманитарное обозрение. 2017. № 2. С. 62—64.

9. Кризис как фактор социального развития // URL: http://users4496447.socionet.ru/files/crisis.pdf

10. Марченя П.П. Методология науки: наука как предмет философского анализа. Особенности процесса научного познания. М., 2006.

References

1. Frolova T.N., Shashurina G.V. Metodologicheskie osnovaniya i spetsifika nauchnogo poznaniya v kontekste problemy sovershenstvovaniya vysshego obrazovaniya // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 4. S. 290—294.

2. Ableev S.R. Istoriya mirovoy filosofii: Uchebnik dlya vuzov. M., 2016.

3. Shashurina G.V. Osobennosti sotsial'no-gumani-tarnogo poznaniya // Metodologicheskie osnovaniya is-sledovaniya sotsial'noy zhizni obshchestva. M., 2014.

4. MikhalevS. V. O sootnoshenii nauki i filosofii v mi-rovozzrenii P.A. Florenskogo // Voprosy filosofii. 1999. № 5. S. 151—156.

5. Vasechko A.A. Aksiologicheskaya metodologiya v prave // Filosofskie issledovaniya i sovremennost'. Vyp. 3. M., 2014. S. 39—49.

6. Medushevskaya N.F. Metodologicheskie strategii yuridicheskoy nauki // Garmonizatsiya podkhodov v is-sledovaniyakh i obuchenii pravu. Zhidkovskie chteniya: Mat. Vseros. nauch. konf. M., 2015.

7. Tkachenko A.G. Metodologicheskie osnovy vos-pitaniya v sovremennom rossiyskom obrazovanii // Filosofskie issledovaniya i sovremennost'. Vyp. 6. M., 2017. S. 235—240.

8. Galanina N.V. Metodologiya issledovaniya obshchestva kak samorazvivayushcheysya zhivoy sistemy // Sotsial'no-gumanitarnoe obozrenie. 2017. № 2. S. 62—64.

9. Krizis kak faktor sotsial'nogo razvitiya // URL: http://users4496447.socionet.ru/files/crisis.pdf

10. Marchenya P.P. Metodologiya nauki: nauka kak predmet filosofskogo analiza. Osobennosti protsessa nauchnogo poznaniya. M., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.