Научная статья на тему 'Методологические основания и специфика научного познания в контексте проблемы совершенствования высшего образования'

Методологические основания и специфика научного познания в контексте проблемы совершенствования высшего образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
614
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / НАУЧНЫЙ МЕТОД / МЕТОДОЛОГИЯ / НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ / ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ / SCIENCE / SCIENTIFIC METHOD / METHODOLOGY / SCIENTIFIC KNOWLEDGE / EMPIRICAL LEVEL / THEORETICAL LEVEL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фролова Татьяна Николаевна, Шашурина Галина Вячеславовна

Рассматриваются: методология как необходимый компонент образования, сущность и особенности научного метода, уровни научного познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Фролова Татьяна Николаевна, Шашурина Галина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological grounds and specificity of scie ntific knowledge in the context of the problem of improving higher education

The article considers: methodology as a necessary component of education, the essence and features of the scientific method, the levels of scientific knowledge.

Текст научной работы на тему «Методологические основания и специфика научного познания в контексте проблемы совершенствования высшего образования»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА ФРОЛОВА,

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: Frolova_tn@mail.ru; ГАЛИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА ШАШУРИНА, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: galviach@yandex.ru Научная специальность 09.00.11 — социальная философия Рецензент: кандидат философских наук Н.В. Галанина

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются: методология как необходимый компонент образования, сущность и особенности научного метода, уровни научного познания.

Ключевые слова: наука, научный метод, методология, научное познание, эмпирический уровень, теоретический уровень.

Annotation. The article considers: methodology as a necessary component of education, the essence and features of the scientific method, the levels of scientific knowledge.

Keywords: science, scientific method, methodology, scientific knowledge, empirical level, theoretical level.

Современный этап развития общества характеризуется высоким уровнем культурного, научного и технического прогресса. Наша цивилизация имеет богатейшую историю своего развития, опирается на огромный опыт своих достижений, связанных, в первую очередь, с развитием научного знания и науки в целом. Без преувеличения можно сказать, что все те блага и достижения, которые имеет современное общество, привнесены в нашу жизнь благодаря науке, ее развитию и достижениям. Убедительным доказательством тому служит достигнутый уровень развития научного прогресса. Очевиден и тот факт, что дальнейшее развитие человечества также зависит от науки.

Поскольку развитие научного прогресса осуществляют ученые, то одной из самых важных социальных задач является задача подготовки высококвалифицированных научных кадров, или, говоря иначе, задача образования [1, с. 7—9]. Под термином «ученый» в данном случае понимается человек, имеющий научное звание или научную степень и осуществ-

ляющий профессиональную научную деятельность. Одним из необходимых условий возможности осуществления такой деятельности и представляется высшая образовательная подготовка.

Авторами настоящей статьи неоднократно рассматривались различные аспекты подготовки профессионального образования [2, с. 86—88]. В представленном материале рассматривается еще один важнейший аспект организации образовательного процесса высшей школы — аспект методологический.

Главным понятием этого направления является понятие метода, под которым обычно понимается способ деятельности, система особых правил и приемов, необходимых для руководства в каком-либо виде деятельности, в нашем случае — научного исследования. Именно научные методы дают возможность получить истинные знания. Методологические аспекты образовательной культуры, таким образом, вооружают объект исследования инструментарием, необходимым для его работы.

Научная деятельность будет эффективной и результативной лишь с использованием научно обоснованных методов, этот факт является бесспорным, и вся история развития науки — свидетельство этому.

Характерной и сущностной чертой научного метода выступает возможность воспроизведения, проверки и передачи получаемых научных знаний. Владение методом дает исследователю алгоритм решения проблемы: каким образом, в какой последовательности необходимо производить действия, ведущие к получению новых знаний, проверке их истинности, а также возможность использовать эти знания в реальности.

Современная наука включает в себя огромное множество направлений или, говоря по-другому, множество наук, классифицирующихся по разным основаниям. Каждое из научных направлений обладает своим предметом и объектом изучения, от которого зависят, в свою очередь, применяемые наукой методы: естественнонаучные, социальные, юридические [3, с. 224—234] и пр. Существует прямая зависимость между научным объектом изучения и применяемым в этой области методом, смысл которой сводится к тому, что метод должен соответствовать исследуемому объекту. Поскольку, как правило, любая специальная наука обладает своими фундаментальными теориями, то именно они становятся и предпосылками разработки методов, определяющих их конечную цель. И значимость каждого разрабатываемого метода будет зависеть от главных характеристик теории — ее содержательности, разработанности, возможной практической ориентации. Оформившись содержательно, метод, в свою очередь, будет оказывать влияние на дальнейшее преобразование и разработку теории, т.е. научная состоятельность теории будет обосновываться с помощью научных методов.

Рассмотрение метода возможно с точки зрения его как определенного вида деятельности, с помощью которого формируется и образовательная культура специалиста высшей школы, и научная деятельность в целом. Для научного обоснования метода необходимо учитывать такие его структурные элементы, как субъект и предмет познания, его средства и условия и, как итоговый акт, результат его применения в научно-исследовательской деятельности. Ведь применение различных методов для решения одной и той же проблемы может дать различные

Конституционное право России: Учебник для студентов вузов / [Б.С. Эбзеев и др.]; под ред. Б.С. Эбзеева, Е.Н. Хазова, А.Л. Миронова; 8-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 671 с. (Серия «Dura lex, sed lex»).

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ

Учебник

издание

Новое, восьмое, издание учебника актуализировано с учетом последних изменений в российском законодательстве. Рассмотрены вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др. Большое внимание уделено избирательной системе в России. Отражены законодательные нормы об объединении арбитражных судов с Верховным Судом Российской Федерации.

Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов (адъюнктов), преподавателей, практических работников, а также для всех интересующихся проблемами отечественного конституционного права.

результаты, а при различном выборе элементов познавательной деятельности могут произойти значительные изменения как в применяемых методах, так и в самих результатах научного исследования.

Если рассматривать методы как способ достижения цели в самом общем смысле, то необходимо отметить, что научные методы имеют свои отличительные, присущие только им, особенности.

Одной из существенных и необходимых особенностей метода выступает его объективное основание, что означает обязательное наличие его содержательной части, опирающейся на теорию. Напрямую с этой особенностью связана и другая непреложная основополагающая черта метода — закономерность, обосновывающая его применение. Исследуемые явление или процесс подчиняются некой планомерности, цикличности, которую и можно определить, в конечном счете, как закономерность, обусловленную содержанием познавательной базы предмета исследования. Любое исходное знание можно рассматривать и как информационные данные и как познающий метод, что является характерной чертой любой познавательной формы.

Кроме того, наряду с объективными особенностями, существуют и особенности субъективные, напрямую зависящие от многих личностных характеристик и свойств человека (субъекта), осуществляющего познавательную деятельность или формирующего свою образовательную культуру. К таким характеристикам можно отнести уровни профессиональной подготовки и интеллекта ученого, его субъективные возможности формирования системы требований для руководства научной деятельностью.

Аксиологический аспект методологической стороны образовательной культуры отражает степень надежности, эффективности, потенциальной широты применения научного метода. Соответствие требованиям однозначности, ясности, результативности, экономичности делают применение научного метода необходимым и влияют на его выбор.

Таким образом, существует мнение об абсолютизации и универсализации методологического аспекта научной и образовательной деятельности, что не вполне соответствует действительности, поскольку очень важным моментом здесь выступает возможность выбора и применения самого различного спектра научных методов, каждый из которых не универсален, а оптимален для применения в различных

областях познания и образования. Возможность освоения и применения большого числа научных методов является важнейшим методологическим научным подходом.

Современная наука развивается таким образом, что применение ее методов требует систематизации, направленного осмысления и анализа, т.е. особой специализированной научной отрасли, задачей которой будет изучение и оценка существующих методов науки, а также дальнейшая разработка новых способов разрешения научных проблем, новых научных методов. Такая научная отрасль сформировалась достаточно давно и постоянно трансформировалась с целью наибольшего соответствия современной реальности.

Название этой отрасли происходит от греческих слов, имеющих смысл «метод» и «учение», поэтому термин «методология» буквально означает учение о методе. Более расширенное определение методологии трактует ее как философское учение, целью которого является разработка способов познания окружающей действительности (методов), возможности преобразования ее с их помощью, а также применение главных мировоззренческих принципов к теоретическому, практическому и творческому познавательным процессам.

Большинство из современных наук имеет специальные прикладные направления своей деятельности, которые, в свою очередь, выступают как методологические научные направления по отношению к более узким специализациям данных отраслей знания.

Методология как самостоятельное направление применяет свои методы не только в науке, но и в искусстве, политике и других областях действительности. В узко научном смысле методология изучает саму науку: ее структуру и развитие, средства и методы, применяемые в познавательном процессе, возможности выводимости и обоснования его результатов, пути и формы возможного практического применения. Современная наука, исходя из существования достаточного многообразия видов человеческой деятельности, обладает огромным количеством научных методов, которые возможно объединить по самым разным признакам. Такая классификация представляется необходимой для более четкого понимания сущности различных методов и большей эффективности их применения [4].

Наиболее важным смысловым основанием классификации методологии выступает разделение ме-

тодов по уровням познания — эмпирическому (чувственному) и теоретическому (рациональному).

Эмпирический уровень познания ориентирует методы на исследование в основном внешних аспектов и связей объекта познания, отражающих внутренние отношения в меньшей мере.

Наибольшая глубина проникновения в сущность исследуемого объекта характерна для методов теоретического познавательного уровня, поскольку именно исследования на этом уровне позволяют изучать действительность с учетом отражения их универсальных сущностных связей и выводить существующие закономерности, используя итоги и выводы, сделанные на эмпирическом уровне. Механизм работы на теоретическом уровне познания осуществляется с помощью таких форм логического мышления, как понятия, суждения, умозаключения и принимает формы выведения научных принципов и категорий, парадигм и закономерностей.

Таким образом, методологические аспекты образовательной культуры основываются на теоретических и эмпирических уровнях формирования способов познания, коренным образом отличающихся друг от друга.

Процесс познания начинается на эмпирическом уровне, где познающий субъект сперва изучает внешние проявления сущности изучаемого явления не только посредством чувственного восприятия, но и с помощью своей творческой активной деятельности, фиксируя, таким образом, факты связи между этими явлениями. Затем на теоретическом уровне, который считается более сложным по своей сути, происходит выделение сущности познаваемого явления при помощи идеализированного объекта. На основе итогов познания эмпирического происходит более глубокое проникновение в содержательную сущность объекта, позволяющее объяснить основополагающие факты, выделить их из массива общих наблюдений, отыскать глубинную сущность и основу и, таким образом, ответить на поставленные в начале исследования вопросы [5].

Еще одно, достаточно существенное отличие этих познавательных уровней состоит в том, что они используют различные познавательные методы, что диктуется самой сущностью каждого уровня. Мы уже говорили о том, что первичным, наиболее простым уровнем считается уровень эмпирический: он связан с изучением фактов, существующих реально — каких-то физических или химических процессов, объектов,

Финансовое право: Учебник для студентов вузов / Н.Д. Эриашвили; 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА: Закон и право, 2017.

Рассматривается финансовое право в аспекте наиболее актуальных вопросов правового регулирования важнейших институтов этой отрасли права в современный период развития экономики. Учтены изменения и дополнения, внесенные в законодательство России по состоянию на 1 сентября 2016 г.

Основное внимание уделяется правовым основам и принципам финансовой деятельности, правовому регулированию бюджетных отношений и налогообложения. Анализируются правовые основы государственного и муниципального кредита, правовое регулирование банковской деятельности, а также правовые основы денежного обращения.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, а также практических работников органов государственной власти и местного самоуправления, финансовых и кредитных учреждений и предпринимателей.

, ] у [ 1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Н.Д. Эриашвили

Финансовое

право Н■

Учебник Четвертое издание

явлений, необходимость в изучении которых возникает в настоящее время. Вследствие этого эмпирические методы основаны на непосредственном взаимодействии исследователя с объектом изучения, что и определяет их основные функции — сбор, накопление и первичный анализ исходных данных, полученных опытным путем. Методы, выполняющие эти функции, в своей основе опираются на чувственные, демонстративно-наглядные приемы и способы получения информации. В результате исследователь располагает, как правило, фрагментарными данными, дающими представление о различных характеристиках изучаемого объекта или явления, т.е. данными, нуждающимися в дальнейшей обработке и осмыслении.

На теоретическом уровне объект познания заменяется неким идеализированным объектом, обладающим усредненными, особенно часто присущими реально существующему объекту свойствами. Этот прием используется с целью учета наиболее существенных, характерных свойств изучаемого объекта или явления, на основе которых можно провести научное исследование. Поэтому идеализированный объект считается начальной точкой теоретического исследования. В этом и заключается теоретический, опосредованный характер исследования — познающий субъект не имеет реальной связи с объектом изучения, а вращается на уровне умственных категорий (контентов).

Таким образом, важнейшим аспектом образовательного процесса, являющегося необходимым компонентом подготовки и становления специалиста любой научной отрасли или рода деятельности, является его методология. Именно она вооружает познавательный процесс тем важным инструментарием, без которого неэффективно ни теоретическое, ни практическое исследование, без которого невозможен тот результат, на который ориентирован научный поиск. И именно методологические аспекты позволяют формировать полноценную и всесторонне раз-

витую образовательную культуру профессионала любой отрасли, ученого, обеспечивающего научный и социальный прогресс современной цивилизации.

Литература

1. ЗолкинА.Л. Цивилизационная парадигма социализации и инкультурации молодежи: философские аспекты // Социально-гуманитарное обозрение. 2017. № 1.

2. Фролова Т.Н., Шашурина Г.В. Роль естествознания в формировании научного мировоззрения специалиста // Социально-гуманитарное обозрение. 2017. № 1.

3. Щелоков К. С. Методологические предпосылки исследования бюрократизации права // Философские исследования и современность: Вып. 2. М., 2013.

4. Марченя П.П. Методология науки: Наука как предмет философского анализа. Особенности процесса научного познания. М., 2006.

5. Медушевская Н.Ф., Сигалов К.Е. Методологические проблемы правового знания. М., 2013.

References

1. Zolkin A.L. Tsivilizatsionnaya paradigma sotsia-lizatsii i inkul'turatsii molodezhi: filosofskie aspekty // Sotsial'no-gumanitarnoe obozrenie. 2017. No 1.

2. Frolova T.N., Shashurina G.V. Rol' estestvozna-niya v formirovanii nauchnogo mirovozzreniya spetsia-lista // Sotsial'no-gumanitarnoe obozrenie. 2017. No 1.

3. ShchelokovK.S. Metodologicheskie predposylki issledovaniya byurokratizatsii prava // Filosofskie issle-dovaniya i sovremennost': Vyp. 2. M., 2013.

4. Marchenya P.P. Metodologiya nauki: Nauka kak predmet filosofskogo analiza. Osobennosti protsessa nauchnogo poznaniya. M., 2006.

5. Medushevskaya N.F., Sigalov K.E. Metodologicheskie problemy pravovogo znaniya. M., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.