Научная статья на тему 'Методология научного познания как основа научного творчества'

Методология научного познания как основа научного творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2754
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научный метод / методология / научное познание / методологическая культура / научная проблема / гипотеза / теория / scientific method / methodology / scientific knowledge / methodological culture / scientific problem / hypothesis / theory

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татьяна Николаевна Фролова, Галина Вячеславовна Шашурина

Рассматриваются: закономерности и тенденции научного познания как предмет методологии науки, аспекты и уровни методологии науки, источники формирования методологической культуры ученого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татьяна Николаевна Фролова, Галина Вячеславовна Шашурина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE AS THE BASIS OF SCIENTIFIC CREATIVITY

The article examines: regularities and tendencies of scientific cognition as an object of the methodology of science, aspects and levels of the methodology of science, sources of the methodological culture of the scientist.

Текст научной работы на тему «Методология научного познания как основа научного творчества»

УДК 1 ББК 88

© Т.Н. Фролова, Г.В. Шашурина, 2018 Научная специальность 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ КАК ОСНОВА НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА

Татьяна Николаевна Фролова, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Галина Вячеславовна Шашурина, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Рецензент: Алла Александровна Васечко кандидат юридических наук

Аннотация. Рассматриваются: закономерности и тенденции научного познания как предмет методологии науки, аспекты и уровни методологии науки, источники формирования методологической культуры ученого.

Ключевые слова: научный метод, методология, научное познание, методологическая культура, научная проблема, гипотеза, теория.

METHODOLOGY OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE AS THE BASIS OF SCIENTIFIC CREATIVITY

Tatiana Nikolaevna Frolova, Candidate of Sociology, Docent, Associate Professor of the Department of Philosophy of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Y. Kikot

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117437, Moscow, ul. AkademikaVolgina, d. 12) Galina Vyacheslavovna Shashurina, Candidate of Sociology, Docent, Associate Professor of the Department of Philosophy of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Y. Kikot

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. AkademikaVolgina, d. 12)

Annotation. The article examines: regularities and tendencies of scientific cognition as an object of the methodology of science, aspects and levels of the methodology of science, sources of the methodological culture of the scientist.

Keywords: scientific method, methodology, scientific knowledge, methodological culture, scientific problem, hypothesis, theory.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Т.Н. Фролова, Г.В. Шашурина. Методология научного познания как основа научного творчества. Вестник Московского университета МВД России. 2018 (4):298-301

Познавательный процесс, и в особенности познание научное, лежат в основе человеческой жизнедеятельности. Познание можно определить как процесс освоения человеком окружающего мира, приобретение и накопление знаний о природной и социальной действительности человека и о нем самом. Существуют различные виды познания, среди которых выделим познание научное, которое представляет собой процесс обретения человеком истинных, объективных знаний о процессах, происходящих в окружающем мире, включая природные и социальные, а также самопознание.

Представляя собой сложный неоднозначный процесс, научное познание отличается индивидуальностью своей природы, структуры, видов, идеалов и норм, а также других его важных факторов и характеристик.

В структуре научного познания, в первую очередь необходимо выделить такие его элементы как постановку и обоснование проблем, научных гипотез, формирующих основы теорий и законов, совокупность которых, в конечном счете, представляет собой важнейший и необходимый результат научного познания. Для этого используется эмпирический материал, ана-

лиз и проработка которого приводит познающего субъекта к концептуальному обобщению. В числе других структурных элементов научного познания рассматриваются проблемы и научные гипотезы, приводящие в результате проверки к формированию научных принципов, категорий, теорий и законов. Эти формы в совокупности своих утверждений формируют научную картину. Необходимо отметить, что важное место здесь занимают философские основания, социокультурные ценности и мировоззренческие основы, а также идеалы и нормы научного познания, составляющие его смысл [1, с. 292].

Среди основных форм научного познания мы выделяем научные факты и проблемы, гипотезы и категории, концепции и теории, законы. Традиционно важнейшей формой научного познания считается теория. Определение теории имеет множество вариантов, в каждом из которых она представлена как наиболее развитая форма организации научного знания, обобщающая положения, составляющие самостоятельное научное направление или даже отдельную науку. Разработана целая система критериев соответствия теории научной своему статусу и отличия ее от ненаучной. Важнейшими среди этих критериев называются предметность, интерпретируемость, истинность и достоверность. Формирование научных категорий как важных составляющих познавательного процесса опирается на выработанные в процессе познания, проверки и обобщения информации, основные понятия науки. Исходя из того, что основной научной категорией считается закон, можно утверждать, что целью науки и является установление некой закономерности, а именно необходимых, существенных, устойчивых и повторяющихся при любых условиях связей. Эти связи направляют развитие процессов и явлений окружающей действительности, выполняя тем самым чрезвычайно важную функцию. Смысл науки и заключается в установлении и изучении этих законов, действующих как в природном, так и в социальном мире. Таким образом, первоочередной задачей науки является установление закономерностей развития, и далее изменение окружающего мира для удовлетворения своих потребностей.

Система, состоящая из объяснительных и описательных элементов, а также норм, обосновывающих и доказывающих получаемые знания, представляет, в конечном счете, идеалы и критерии научного познания. Большое влияние на ее формирование оказывает фактор, который мы называем историческим, и под которым понимаются конкретные исторические условия того временного промежутка, в течение которого этот процесс происходит. Немаловажную роль здесь играет специфика изучаемых объектов. Указанные идеалы и нормы существенно влияют на постановку проблемы, фактически формируют ее и тот начальный пункт, который открывает сложный и порой противоречивый процесс научного исследования. Противоречие же состоит в ограниченности имеющегося знания и существовании нового, еще не обработанного аналитиче-

ски и не имеющего сформулированной цели.

Итак, поставленные цели научного познания требуют разрешения, которое предполагается найти с помощью специальных методов. Совокупность приемов и операций, направленных на освоение окружающей действительности, как теоретическое, так и практическое, называется методом. Всякий научный метод обладает определенной структурой, которая конкретизирована и с объективной, и с субъективной сторон. Фактор структурной объективности учитывает существующие в реальности закономерности, субъективный фактор основывается на конкретном выборе приемов и способов воздействия на окружающую действительность.

Процесс разрешения поставленной проблемы достаточно трудоемок и непрост. Он предполагает подготовку и осуществление целого ряда действий: продуманной тактики применения метода, включающей выбор плана действия, составление определенной их последовательности, направленных на достижение поставленных результатов, другими словами, выбор методологии. Понятие методологии интерпретируется достаточно широко, и под ним понимается как совокупность методов познания вообще, так и научное направление, изучающее различные способы научной деятельности. От правильного выбора методики зависит достижение поставленной цели. В свою очередь, каждая частная методика зависит от различных факторов, среди которых и адекватная оценка реальной ситуации и условий, влияющих на применение методов, и наличие достаточных средств, навыков и опыта познающего субъекта.

Методологию можно определить как сферу профессиональной деятельности, развивающуюся в двух направлениях, — общем и частном. Целью общеметодологической задачи является формирование принципов и путей решения проблем общенаучного профиля, разработка методологических решений, удовлетворяющих требованиям любого научного направления. Этот этап работы решается на теоретическом уровне, и его результатом будет описательная подготовка подходов к решению фундаментальных проблем. Здесь же формируется и прикладной аспект, ориентированный на непосредственную выработку конкретных методов и применение их на практике. Исходной базой на этом этапе служат исторические и философские данные общенаучного профиля [2, с.264].

Частнонаучная методология ищет подход к решению научных проблем отдельно взятого конкретного направления. Стратегия поиска решений на этом этапе исследования проводится и на теоретическом уровне, где разрабатывается арсенал возможных средств решения проблемы, и на уровне прикладном, где происходит применение выбранных методов для конкретной научной проблемы. Базовый материал методологии этого вида отличается тем, что указанная стратегия касается отдельно взятой науки или ее направления. В результате формируется четко выраженная постановка

проблемы, выделяются ее наиболее острые места, и предполагаемое решение как в области общей, так и частной методологии.

Таким образом, методологию можно рассматривать как важное в научном плане и постоянно обновляющееся учение. Это сфера устойчивых связей, целью которой является изучение методов научного познания и способов организации научной деятельности. Методология призвана обеспечивать процесс научного познания путем применения системы социально апробированных и достоверных правил, норм и приемов исследования и деятельности, базирующихся на основе закономерностей, что в особенности свойственно науке современной.

Ее характерной чертой также можно назвать иерархическую организацию, некую многоуровневость, обусловленную исключительной сложностью познавательной сферы. В силу этого развиваются тенденции усиления методологических изысканий внутри самой науки. Важной особенностью научной методологии является стремление к интеграции знаний и приемов исследования, охватывающей самые разные научные направления. Достаточно уверенные позиции методологии в мире науки подкрепляются ее самостоятельностью и относительной обособленностью, способностью к решению задач изучения всех видов, типов и форм мышления, выработке стратегии научного познания, универсальной и соответствующей всем дисциплинарным областям научного познания [3].

Современная методологическая база соответствует растущему прогрессу. Число задач, которые невозможно решить без ее помощи, постоянно возрастает. Применительно к этому, научную методологию можно рассматривать как область активного взаимодействия науки и культуры. Усиление взаимодействия и взаимозависимости различных областей человеческой жизнедеятельности, усложнение связей сторон и факторов научной деятельности, рост числа новых научных дисциплин повышает требования к существующим методам познания [4, с.137].

Для современной науки характерна и такая составляющая научной деятельности, как рефлексивная [5, с.5]. Под научной рефлексией понимается целенаправленный контроль всех условий и средств деятельности, с помощью которых формируется научное знание, а под методологической рефлексией в частности — процесс создания новых научных нормативов. Это становится уместным, когда невозможно решить поставленную проблему существующими и имеющимися в распоряжении научными средствами. Исследователь формирует постановку новых задач и с помощью целого ряда методов описывает новые нормы, необходимые для ее разрешения. В разработанных алгоритмах можно выделить такие этапы, как определение тенденций и путей развития конкретного научного направления, выделение его узловых проблем и трудностей, разработку научного идеала, составление методологического проекта его развития, разграничение

проблем, входящих в нее, анализ основных понятий и категорий, понятийных систем и принципов организации комплексных научно-исследовательских программ. Результатом работы является формирование новых нормативов научного исследования, постановка новых задач и методов их решения.

Таким образом, методология научного познания формирует особую форму духовной культуры человека и может рассматриваться в этом контексте как основа его творческой деятельности. Методологическая культура развивается в рамках общей научной культуры и ее назначением является нацеленность на разрешение новых исследовательских задач, не имеющих до сих пор отработанного алгоритма исследования. Эта цель достижима при умении формулировать и применять новые идеи порой с возможностью применения нетрадиционных средств, разрабатывать идеи создания и использования этих средств, обосновывать новые научные стратегии. Процесс проникновения методологических аспектов во все грани социального бытия рассматривается сегодня как одна из ведущих тенденций современной науки, и, по сути, делает методологию чрезвычайно важной составляющей научного исследования, в основе которого заложено научное творчество. Нормативные составляющие научного исследования постоянно пересматриваются по мере развития самой науки в соответствии с требованиями времени, и осуществление этой функции также связано с развитием научной методологии. В свою очередь это формирует установленный и необходимый для научно-исследовательской деятельности резерв повышения качества научных исследований. При этом доказанным считается факт, что взаимодействие науки с философией чрезвычайно повышает эффективность методологической работы [6, с.87].

Проблема методологического характера в жизни современного общества актуальна, и вследствие этого возрастает необходимость разрешения проблемы, связанной с выявлением источников формирования методологической культуры. Пути разрешения этой проблемы связаны с деятельностью специалистов самых разных научных областей, в том числе с работой профессиональных методологов. Разрешение вопросов теоретической методологии основывается на общенаучных представлениях, законах формирования и развития науки. Довольно часто в различных науках бывает так, что теоретическая часть может отставать от развития средств методологического обеспечения практических исследований, тогда методологические проблемы решаются самими учеными, и опыт такого решения, независимо от результата, оказывается очень полезным.

Любому исследователю, необходимо формировать личную методологическую культуру, для чего, прежде всего, необходимо усвоить основные концепции и положения таких научных направлений, как философия, логика, история и философия науки и образования, ориентированные на профиль конкретного специали-

ста. Каждое из этих направлений играет в процессе формирования методологической культуры определенную роль. Так, знание логики и истории формирует правильно ориентированное методологическое мышление, а профильный эмпирический материал значительно повысит эффективность его усвоения и практического использования [7]. Возможность экстраполяции выработанных навыков и методик из одной научной области на другую, умение обобщать и создавать системное целое при этом является очень желательным. Кроме того, опыт взаимодействия наук также может рассматриваться как эффективный методологический прием, необходимый в профессиональной, методической и научной деятельности.

Методологизация науки как процесс проникновения научных методов во все области научной деятельности, — характерная особенность современной науки. Возможность выявления алгоритмов взаимодействия науки с социокультурным контекстом ее развития играет особую роль, поскольку выработанные культурные традиции оказывают существенное влияние на протекание научного исследования, и новации в науке зачастую объясняются на их основе.

Достижение большего осмысления своей научной деятельности, осознание ответственности за нее формируют научную рефлексию, усиление которой представляет важнейшее современное направление гуманизации науки. На этой основе вырабатываются новые критерии оценки научных открытий и получаемых знаний, и эта оценка дается, в том числе, и с методологической позиции [8]. Повышение интереса и усиление роли методологии в современной жизни обусловлены и ее гносеологической направленностью. Она представляет науку как особую форму познавательной деятельности, изучающую механизмы ее функционирования и развития и объясняющую построенную картину мира как извне, так и с внутренних позиций.

Таким образом, что задача овладения методологической культурой, понимание основ и принципов методологии является необходимой для обретения научного мышления, для формирования полноценной личности ученого, обладающего развитым творческим мышлением.

Литература

1. Фролова Т.Н., Шашурина Г.В. Методологические основания и специфика научного познания в контексте проблемы совершенствования высшего образования // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 4. С. 290-294.

2. Грядовой Д.И. Философия. Учебное пособие для сдачи экзамена. М., 2013.

3. Марченя П.П. Методология науки: Наука как

предмет философского анализа. Особенности процесса научного познания. М., 2006.

4. Галанина Н.В. Субъективная деятельность как основной детерминирующий фактор социального развития // Философские исследования и современность: Вып. 5. М., 2016. С. 137-143.

5. Кочергин А.А., Кочергин А.Н. Методология, методы и фундаментальные операции познавательной деятельности. М., 2003.

6. Фролова Т.Н., Шашурина Г.В. Роль естествознания в формировании научного мировоззрения специалиста // Социально-гуманитарное обозрение. 2017. № 1. С. 86-88.

7. Стрелкова Н.В. Формирование методологической культуры как условие совершенствования и обогащения профессиональной подготовки будущего сотрудника правоохранительных органов // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 4. С. 287-289.

8. Медушевская Н.Ф., Сигалов К.Е. Методологические проблемы правового знания. М., 2013.

References

1. Frolova T.N., Shashurina G.V. Metodologicheskie osnovaniya i spetsifika nauchnogo poznaniya v kontekste problemy sovershenstvovaniya vysshego obrazovaniya // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 4. S. 290-294.

2. Gryadovoy D.I. Filosofiya. Uchebnoe posobie dlya sdachi ekzamena. M., 2013. S. 264.

3. Marchenya P.P. Metodologiya nauki: Nauka kak predmet filosofskogo analiza. Osobennosti protsessa nauchnogo poznaniya. M., 2006.

4. Galanina N.V Sub"ektivnaya deyatel'nost' kak osnovnoy determiniruyushchiy faktor sotsial'nogo razvitiya // Filosofskie issledovaniya i sovremennost': Vyp. 5. M., 2016. S. 137-143.

5. Kochergin A.A., Kochergin A.N. Metodologiya, metody i fundamental'nye operatsii poznavatel'noy deyatel'nosti. M., 2003. S. 4-7.

6. FrolovaT.N., Shashurina G.V. Rol' estestvoznaniya v formirovanii nauchnogo mirovozzreniya spetsialista // Sotsial'no-gumanitarnoe obozrenie. 2017. № 1. S. 86-88.

7. Strelkova N.V Formirovanie metodologicheskoy kul'tury kak uslovie sovershenstvovaniya i obogashcheniya professional'noy podgotovki budushchego sotrudnika pravookhranitel'nykh organov // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 4. S. 287-289.

8. Medushevskaya N.F., Sigalov K.E. Metodologicheskie problemy pravovogo znaniya. M., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.