Научная статья на тему 'Естественнонаучная культура как необходимый элемент общей культуры специалиста'

Естественнонаучная культура как необходимый элемент общей культуры специалиста Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
262
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КУЛЬТУРА / НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SCIENCE / NATURAL-SCIENTIFIC CULTURE / SCIENTIFIC WORLD OUTLOOK / SCIENTIFIC KNOWLEDGE / COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фролова Т. Н., Шашурина Г. В.

Рассматривается проблема формирования естественнонаучной культуры, научного мировоззрения в системе вузовской подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Natural-scientific culture as a necessary element of a specialist's general culture

The article deals with the question of forming of natural-scientific culture and scientific world outlook in the system of specialists' training in the institutes of higher education.

Текст научной работы на тему «Естественнонаучная культура как необходимый элемент общей культуры специалиста»

УДК 1:001; 001.8 ББК Ю6

естественнонаучная культура

как необходимый элемент общей культуры специалиста

ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА ФРОЛОВА,

доцент кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя кандидат социологических наук, доцент E-mail: [email protected]; ГАЛИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА ШАШУРИНА, доцент кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя кандидат социологических наук, доцент E-mail: [email protected] Научная специальность — 09.00.11 социальная философия Рецензент: кандидат социологических наук, доцент Н.В. Стрелкова

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается проблема формирования естественнонаучной культуры, научного мировоззрения в системе вузовской подготовки специалистов.

Ключевые слова: наука, естественнонаучная культура, научное мировоззрение, научное познание, познавательная деятельность.

Annotation. The article deals with the question of forming of natural-scientific culture and scientific world outlook in the system of specialists' training in the institutes of higher education.

Keywords: science, natural-scientific culture, scientific world outlook, scientific knowledge, cognitive activity.

Приоритетность проблем общества зависит от условий и этапов его развития, конкретно взятой страны и исторических условий ее существования. В настоящее время среди наиболее актуальных социальных проблем современности выделяется проблема формирования культуры образования. Объектом рассмотрения здесь выступает, прежде всего, формирование культуры отдельно взятого специалиста — выпускника высшей школы. Требования к обладанию определенными квалификациями и навыками постоянно изменяются, и существует мнение, что глубокое владение общекультурными компетенциями неважно для узкого специалиста и профессионала, поэтому в системе вузовской подготовки сегодня делается больший упор на специальную предметную подготовку, а цикл преподавания общеобразовательных дисциплин постоянно сокращается.

Об ошибочности такого подхода сказано немало и говорится постоянно. Необходимость формирования полноценной общеобразовательной подготовки и культуры специалиста высокого класса постоянно

и убедительно обосновывается не только наличием в образовательных программах цикла социально-гуманитарных дисциплин, но и требованиями высшей образовательной школы.

Формирование гуманитарного и естественнонаучного образовательных аспектов профессионала в любой области деятельности представляется сегодня проблемой огромной важности, так как и проблема невозможности формирования полноценного научного мировоззрения, исключающего эти составляющие.

Важнейшим аспектом формирования естественнонаучной культуры, научного мировоззрения выступает аспект сугубо научный, основополагающий и начало-образующий. Наука представляет собой уникальное явление, без которого рассматривать современный мир невозможно. Хотя история развития науки начинается достаточно давно, именно современная наука представляет существующий сегодня мир, все его достижения и особенности. Благодаря науке мир, окружающий человека, и, прежде всего природный, изменился коренным образом и продолжает меняться с невероятной скоростью.

Несомненно, современная наука представляет собой важный социальный институт, и определений этого явления существует достаточно много. Науку можно определять и как форму деятельности людей, и как систему знаний, общим здесь будет являться направление этих форм — получение новых, объективных и доказанных фактов, определяющих закономерности развития окружающего мира и объясняющих его устройство1.

Важнейшим обоснованием формирования естественнонаучной культуры профессионала представляется познавательная деятельность, которая, в свою очередь, вытекает из главных научных функций, таких как методологическая, мировоззренческая, объяснительная, практическая и социальная.

Первой и самой важной научной функцией, на наш взгляд, является функция объяснительная, поскольку именно с помощью науки человек получает объективные, истинные, проверенные знания об окружающем мире и на их основе формирует и свое мировоззрение, и методологию, и практику освоения этого мира. Природа предмета науки вытекает из предмета исследования, то есть объекта научного изучения. С этим тесно связано понятие научного исследования — специфическая область работы не просто человека образованного, а ученого, под которым и понимается профессионал. С помощью изложения и анализа сути изучаемого объекта, процесса, причин его возникновения и поведения, возможности и закономерностей его развития исследователь подводит его под определенную общую концепцию или теорию, которая впоследствии может представлять собой общий закон, закон природы или социума. Таким образом, налицо взаимообусловленный процесс получения научного знания — объяснения опираются на законы и теории, и на этой основе выводят новые формы научного знания.

В процессе этого предполагается также выявление существенных свойств и отношений действительности, что служит эмпирической базой науки, что, в свою очередь, становится основой теоретического уровня научного познания.

Мировоззрение человечества издавна формируется под влиянием науки. Новые открытия время от времени меняют представления об окружающем бытии, и прежде всего природном, достаточно вспомнить о величайших научных революциях, повлекших за собой смену картин мира — геоцентрическую, гелиоцентрическую, механистическую, атомно-молекулярную и, наконец, синергетическую. В биологии эволюционная теория великого английского биолога Ч. Дарвина имела потрясающие последствия, так же как открытие клеточной теории, и генетики. Вместе с этим возрастает и мировоззренческое значение науки, особенно сегодня, когда на первый план выдвигаются экологические проблемы и оформляются новые теоретико-ме-

тодологические научные подходы2.

С этим напрямую связана задача социальной ответственности в процессе научного познания. Наука привносит в нашу жизнь благо и прогресс, но она же, представляя собой явление сложное и неоднозначное, влечет за собой не только позитивное воздействие на окружающую реальность. «Общество все еще упорно руководствуется устремлениями к ускоряющемуся саморазвитию на пути к достижению всеобщего блага средствами науки и техники. Но в то же время становится все более очевидной утопичность такого устремления перед лицом весьма вероятной невозможности достижения в будущем даже стабильного равновесия и сохранения достигнутого благосостояния»3.

Огромна роль нравственно-эстетического начала в науке, очевидно ее прогрессивное развитие и воздействие на развитие цивилизации, но именно возрастание социальной ответственности ученых за свои открытия и действия должны и могут решать те проблемы, которые влечет за собой с другой стороны научный прогресс.

«Нет сомнения, — отмечал русский публицист В.А. Энгельгардт, — что в случае глобальных проблем, кризисов ученым не раз придется обращаться к своей совести, призывать чувство ответственности, чтобы найти правильный путь преодоления возникающих угроз. И, разумеется, дело общественной совести ученых мира, общей ответственности — всемерно бороться с причинами, вызывающими вредные, губительные последствия, направлять научные поиски на исправление вреда, который сама наука, не взвесив и не учтя возможных последствий, могла принести»4.

Наука представляет собой особый, специфический социальный инструментарий, необходимый человечеству для решения задач его жизнеобеспечения, и именно в развитии естественных наук это проявляется сегодня особенно очевидно и ярко. Сам человек все больше открывается для научных исследований своей природы, исследований, дающих ключи к решению многих проблем процессов его жизнедеятельности. Поэтому развитие социальных факторов неуклонно влечет за собой и формирование особых этических принципов и нормативов, отражающих общечеловеческие этические и гуманистические ценности.

Этим и обусловлены тенденции развития нового этапа научного познания — социально-этическое и гуманистическое регулирование научных основ, закрепляющих взаимную связь свободы научного исследования с одной стороны, и осознанную ответственность ученого за свою деятельность с другой.

Научная основа общей и специальной (естественнонаучной) культурной составляющей имеет свой объект и субъект исследования, цели, результаты и методы, каждый из которых определяет важнейшие стороны этого явления. Пожалуй, особой важности значе-

ние здесь имеет тот факт, что именно научное познание и сама наука определяет сущность, нормы, правила и идеалы научного исследования и творчества. Стремление к раскрытию объективной истины, представляющей собой результат познавательной деятельности человека можно рассматривать как главную цель науки и человеческой культуры в целом. Субъективный фактор при этом также весьма важен в силу способа своего получения и формы выражения, но истина, получаемая в результате, должна быть бесспорной.

Научные средства, с помощью которых устанавливается и доказывается эта истина, определяют другой также немаловажный познавательный и культурный аспект, — методологический. Выработка правил оптимального достижения нужного результата происходит в процессе формирования методов эмпирического и теоретического познавательного уровня, уровня, на котором формируется не только методологический, но и технический арсенал, значительно расширяющий познавательные границы и возможности и умножающий эффективность и потенциал научной деятельности.

Важную роль в формировании естественнонаучного аспекта как важнейшей общекультурной составляющей играет исторический фактор, поскольку познавательную деятельность человека необходимо рассматривать как исторически сложившуюся систему познания объективных законов, управляющих миром, а «конкретные науки, изучающие определенные предметные области, такие законы формулируют»5. Каждый отдельный исторический этап привносил новые научные открытия, был отмечен своей завершенностью, определенной сложившейся мировоззренческой системой взглядов, на основе которой формировалась научная картина мира, порой кардинально отличавшаяся от предыдущей6.

Результаты научной деятельности определяют ее смысл и раскрывают ее сущность. Прежде всего, это новые знания, которым присуще объективное соответствие реальным свойствам и характеристикам объекта, то есть истинность, отсутствие противоречий, логическая обоснованность и выводимость, а значит, и наглядная убедительность, проверяемость, системность и целостность. Важным моментом здесь выступает отделение субъективности исследовательского взгляда от объективности искомой истинности. И еще чрезвычайно важным здесь видится творческая составляющая

научного познавательного процесса, то, без чего невозможно их развитие и то, что обосновывает духовность формирования любого вида человеческой культуры, будь то культура гуманитарная или естественнонаучная.

Таким образом, все отрасли культуры тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, дополняют и обосновывают друг друга, и важным соединяющим фактором здесь выступает фактор научный. Именно с его помощью возможно выявление и объяснение объективных закономерностей развития всех областей окружающего мира, объяснение, опирающееся на разум, использующее философское осмысление бытия как некую методологию познания мира, имеющее свою четкую рациональность и идеологию. И естественнонаучная культура рассматривается здесь как часть общей образовательной культуры, не просто важная составляющая, а одна из основных, без которых полноценное формирование образованного человека очевидно невозможно.

1 Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — С. 403-406.

2 Гончаров Н.П., Марченя П.П., Фролова Т.Н. Прикладная философия. Философия техники. — М., 2011. — С. 44-45.

3 Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. — М., 2010. — С. 7-9.

4 Философия и методология науки: учебное пособие / под ред. В.И. Купцова. — М., 1996. — С. 487.

5 Галанина Н.В. Поиск сущности исторических закономерностей в современной науке // Философские исследования и современность: вып. 3. — М, 2014. — С. 50.

6 Шашурина Г.В. Философские аспекты современной научной картины мира // Философские исследования и современность: Вып. 3. М., 2014. — С. 268-280.

1 Filosofskij ehnciklopedicheskij slovar'. M., 1983. — P. 403-406.

2 Goncharov N.P., Marchenya P.P., Frolova T.N. Prikladnaya filosofiya. Filosofiya tekhniki. — M., 2011. — P. 44-45.

3 Bekhmann G. Sovremennoe obshchestvo: obshchestvo riska, informacionnoe obshchestvo, obshchestvo znanij. — M., 2010. — P. 7-9.

4 Filosofiya i metodologiya nauki: uchebnoe posobie / pod red. V.I. Kupcova. — M., 1996. — P. 487.

5 Galanina N.V. Poisk sushchnosti istoricheskih zakonomernostej v sovremennoj nauke // Filosofskie issledovaniya i sovremennost': vyp. 3: sbornik nauchnyh trudov. — M, 2014. — P. 50.

6 Shashurina G.V. Filosofskie aspekty sovremennoj nauchnoj kartiny mira // Filosofskie issledovaniya i sovremennost': Vyp. 3. M., 2014. — P. 268-280.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.