Научная статья на тему 'Естественнонаучная культура как фактор формирования научного мировоззрения'

Естественнонаучная культура как фактор формирования научного мировоззрения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
485
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КУЛЬТУРА / КОЭВОЛЮЦИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / SCIENCE / NATURAL SCIENCE / CO-EVOLUTION / WORLD OUTLOOK

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фролова Татьяна Николаевна, Шашурина Галина Вячеславовна

Рассмотрены сущность, роль и значимость естественнонаучного познания как необходимого элемента формирования всесторонне образованного специалиста любого профиля. Наука и, в частности, естествознание, рассматриваются как важнейший компонент духовной культуры человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Natural-scientific culture as a factor of forming of the scientific view of the world

The article gives consideration to the essence, role and significance of natural-scientific cognition as an indispensable element of forming of a well-rounded specialist of any profile. The science and particularly natural science are treated as a most important component of human spiritual culture.

Текст научной работы на тему «Естественнонаучная культура как фактор формирования научного мировоззрения»

УДК 1:001; 001.8 ББК 6

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА ФРОЛОВА,

доцент кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат социологических наук, доцент E-mail: [email protected]; ГАЛИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА ШАШУРИНА, доцент кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат социологических наук, доцент E-mail: [email protected] Научная специальность 09.00.11 — социальная философия Рецензент: кандидат философских наук Н.В. Галанина

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены сущность, роль и значимость естественнонаучного познания как необходимого элемента формирования всесторонне образованного специалиста любого профиля. Наука и, в частности, естествознание, рассматриваются как важнейший компонент духовной культуры человека.

Ключевые слова: наука, естествознание, естественнонаучная культура, коэволюция, мировоззрение.

Annotation. The article gives consideration to the essence, role and significance of natural-scientific cognition as an indispensable element of forming of a well-rounded specialist of any profile. The science and particularly natural science are treated as a most important component of human spiritual culture.

Keywords: science, natural science, co-evolution, world outlook.

Общеизвестным является факт, что свободное счастливое общество состоит из счастливых и свободных людей. Ход мировой истории развития человечества указывает на устойчивую тенденцию этого развития по пути все большего усложнения, прогресса и развития техники. «Техника покорила нам пространство и время, материю и силу и сама служит той силой, которая неудержимо гонит вперед колесо прогресса» — писал основатель философии техники в России П.К. Энгельмейер1.

Это означает, что одним из главных условий развития современного общества выступает научный компонент, который и обеспечивает этот прогресс. В свою очередь, очевидно, что развитие науки возможно только при помощи высокообразованных кадров. Иными словами можно сказать, что получение знаний на уровне высшей образовательной школы является сегодня необходимым условием развития современного человека, формирующего этот научный компонент.

Первоочередная задача любой образовательной системы и, в первую очередь, высшей, — формирование научного познания учащихся. Воспитание лич-

ности, квалифицированного специалиста в любой отрасли человеческой жизнедеятельности, как гуманитарной, так и технической, невозможно без решения этой проблемы.

Задачей высшей школы, таким образом, является воспитание всесторонне образованной, развитой личности, способной не только адекватно воспринимать окружающий мир, но и вносить свой вклад в дальнейшее его прогрессивное развитие. Для выполнения такой задачи необходимо прежде всего познание самых различных сторон и аспектов развития этого мира, в основе которого стоит формирование научного познания. Поскольку развитие современного мира невозможно без научных достижений, то и развитие и воспитание современного человека невозможно без становления и оформления его научного мировоззрения.

«С того момента, как наука стала действительностью, истинность высказываний человека обусловлена их научностью. Поэтому наука — элемент человеческого достоинства, отсюда и ее чары, посредством которых она проникает в тайны мироздания» — писал К. Ясперс2.

Наука выступает сегодня как один из важнейших компонентов общей культуры человека, компонента, который становится все более актуальным по мере прогрессивного развития человеческого общества. Одна из главнейших функций науки — мировоззренческая — задана самой ее сущностью. Ведь под мировоззрением обычно понимают систему общих взглядов на мир и место человека в нем. Одновременно с рождением науки появился и новый тип мировоззрения, то есть такой системы взглядов на существование объективного мира, которой свойственны те же черты, что и научному знанию вообще — прежде всего объективность, системность, логичность, доказательность. Наличие этих составляющих позволило утверждать факт формирования нового типа мировоззрения, которое входит в понятие общего мировоззрения, включающее в себя наряду с рациональным знанием и мировосприятие, и различные социальные установки, и отношение к миру, и многое другое. Наряду с этим именно наука составляет его информационную основу, а также определяет сам способ построения общей картины мира, обеспечивает его системность и глубину.

Поскольку наука является компонентом духовной культуры человека, необходимо определить ее сущность. Систему культуры можно рассматривать достаточно широко, и как меру освоенности человеком предметно-вещественного мира, его включенности в собственное смысловое поле, и как определенную совокупность средств, способов и регуляторов осмысленной человеческой жизнедеятельности, и как многоуровневую систему ценностей и специфических качественных характеристик. В самом широком смысле под культурой понимается все то, что создано человеком в ходе его исторического развития, весь позитив и негатив человеческой деятельности. Отличительной чертой культуры является то, что она создана человеком — его трудом и мыслью. Вся система духовной человеческой культуры подразделяется на две большие отрасли — культуру гуманитарную и культуру естественнонаучную. Под гуманитарной культурой понимаются все достижения человечества, его мысли и трудовой деятельности в области познания как самого человека, его внутреннего мира, общества, которое он создает и в котором существует, так и в области окружающего его мира3.

В основе естественнонаучной культуры лежат, прежде всего, достижения в области освоения человеком природного мира, без которого невозможно существование самого человека, достижения, сформировавшие огромную и важнейшую область науки — естествознание.

Под естествознанием принято понимать систему научных знаний о природе. Наиболее интенсивное развитие оно получило в ХХ в., хотя история его развития довольно длительна и противоречива. Именно практическое использование естественнонаучных знаний стало основой научно-технического прогресса во всех сферах человеческой деятельности и вывело со-

временную цивилизацию на высокий уровень развития. Человеческое общество вступило в век господства информатики, микроэлектроники, биотехнологии, атомной энергетики, которые коренным образом преобразовали промышленное и сельскохозяйственное производство. В итоге стала очевидной огромная роль естественных наук в современной жизни.

Но в то же самое время сегодня в общественном сознании значение естественнонаучных знаний непрерывно уменьшается. Это связано с существенным понижением пропаганды естественнонаучных знаний, а также с появлением широкой возможности публикаций антинаучной литературы, развивающей интерес к мистицизму, паранауке, астрологии, магии, оккультизму и проч. Кроме того, в условиях работы высшей образовательной школы взят курс на воспитание узкого специалиста, имеющего в своем образовательном багаже достаточные профильные знания и минимальные общеобразовательные и естественнонаучные. Несомненно, квалифицированный и хорошо подготовленный специалист должен прежде и лучше всего разбираться в своей профессиональной области, но при этом он обязан быть профессионалом высокой культуры и иметь широкий кругозор. Решение задач и получение достижений в конкретной области знаний невозможно без понимания закономерностей развития окружающего мира, как природного, так и социального, и именно это понимание формируется естественнонаучной культурой.

Сегодня окружающий мир предстает как сложная, взаимосвязанная и взаимообусловленная система, элементы которой расположены в самых разных областях, и без понимания устройства этой системы, без знания закономерностей и тенденций ее развития обойтись невозможно.

В этих условиях приобретает особую значимость утверждение идеалов научно-рационального отношения к действительности, ведь неограниченный скептицизм во всех взглядах — тормоз общественного, экономического и культурного развития. Подлинная наука, как и все рациональное знание, несовместима с теми псевдонаучными бессмыслицами, которые постоянно воздействуют на сознание человека4.

Кроме того, игнорирование научного миропонимания может повлечь за собой весьма опасные последствия, которые увеличиваются, когда имеет место использование паранауки политической властью — инквизиция, фашизм, религиозный фанатизм и т. д.

Отсюда становится ясно, что подготовка современного специалиста в любой области знания немыслима без ознакомления с историей и современным состоянием естествознания, его главными достижениями и истинами.

Научное мировоззрение не формируется непосредственно естествознанием, но именно оно создает прочную базу для его правильного оформления. И происходит это по следующим направлениям.

Одна из важнейших задач этой науки, как и лю-

бой другой, — ее просветительский характер, позволяющий сформировать необходимый широкий кругозор культурного человека современной цивилизации. Здесь, прежде всего, имеется в виду выработка представлений о радикально качественном отличии науки от любых форм псевдонауки, современной научной картине мира как о целостной системе фундаментальных знаний о природе. Образно говоря, каждая из наук, входящая в систему естественных, — физика, химия, биология и другие, рисует и расцвечивает своими красками фрагменты сложной и многомерной общей картины мира. В этом и содержится глубокий смысл сведения каждой из этих достаточно самостоятельных и важных наук под единую крышу, именуемую естествознанием.

Другим не менее важным аспектом является то, что естествознание в процессе своей длительной эволюции выработало такие способы, методы и приемы познания, то есть такую методологическую базу для получения новых знаний и критериев оценки их истинности, которые не только могут служить эталонными нормами для всей науки, но и приобретают общекультурное значение.

Ознакомление с методологией естественнонаучного познания принципами теоретического моделирования объектов позволяет перенести его методологический опыт в гуманитарные науки.

В частности, важнейшим аспектом формирования современной общечеловеческой культуры предстает ноосферный фактор, так называемое новое, ноосфер-ное мировоззрение. Для его выработки человечество прошло долгий путь осмысления и эволюции, эволюции уже не физической, а духовной. Начало этому было положено в XIX в., когда началось осмысление понятия «биосферы», когда эволюционные законы развития природы представали неоспоримо. Человек, проходя этот путь, изучил законы ее развития и постарался определить свое место в ней, роль и задачи на самых разных стадиях ее эволюции. И здесь оказались уместными и необходимыми именно гуманистические принципы, базирующиеся на естественнонаучном понимании происходящих в природе процессах.

Появившись и существуя на планете, человек изменял природу не всегда к лучшему, а порой наносил очевидный вред, результат которого сегодня становится все более ощутимым. «В условиях господства технократической политики в мире, когда живые организмы наделяются искусственными органами, а бесчувственные машины — «новыми телами» и новыми «железными мозгами», ставится задача спасения всего живого на земле, и, конечно, человека как биосоциального существа» — пишет В.П. Красникова5.

Немного позже в науку пришло понятие коэволюции, то есть мирного существования организмов различного уровня развития, которое в современном толковании можно считать ведущим эволюционным принципом, и которое оказалось более важным и действенным, чем утверждение победы сильнейше-

го. Отказ от применения насилия к природе является чрезвычайно важным принципом развития отношений человека и природы на современном этапе, и уже одно только осознание этого не может не сказаться благотворно на построение новых отношений в системе «природа — общество — человек». При этом первоочередной становится задача ответственности за дальнейшую жизнь и судьбу нашей планеты, задача, которая должна решаться с помощью разума, не стихийного и необъяснимого, а осознанного и незыблемого, человеческого разума, поскольку именно человек рассматривается сегодня как мощная биологическая и геологическая сила6.

В недрах естествознания также разработан целый ряд важнейших направлений, составляющий основу его современной методологии — синергетический взгляд на саморазвитие любых сложных систем, в том числе и социальных, а также глобальный эволюционизм. Кроме того, это системный подход, который ориентирует исследования на целостный охват изучаемых процессов и явлений в их взаимосвязи с другими явлениями и этим предостерегает от односторонности, неполноты и ограниченности получаемых результатов.

Эволюционно-синергетический подход позволяет исследовать и объяснять процессы саморазвития многих сложных систем, раскрывая некоторые внутренние механизмы их эволюции. Ныне самоорганизация рассматривается как свойство, присущее достаточно сложным объектам любой природы, и изучается синергетикой — наукой, ставшей предметом особого внимания в конце ХХ в.

Самоорганизация и эволюция механических, живых и социальных систем основана на общих принципах и законах. Бесспорно и то, что теории самоорганизации неравновесных систем, теории бифуркации и катастроф настолько общи, что наряду с процессами в неживых системах позволяют анализировать и прогнозировать процессы эволюции экономических, социальных и других систем7. Такая методология позволяет наилучшим образом донести сущность эволюции Вселенной, непрерывность ее развития от неживого к живому и социальному.

И наконец, изучение естествознания имеет еще один важный аспект — мировоззренческий. Научная картина мира всегда была составной частью мировоззрения человека, определяющей содержание его внутреннего духовного мира. Естественнонаучная картина мира является лишь частью общей научной картины мира, позволяющей описать свойства материального мира. В процессе дифференциации и систематизации естественных наук вырабатываются общие идеи и принципы, отражающие закономерности развития той стороны природы, которую изучает отдельная научная дисциплина, формируется определенная система понятий, специфический язык, методы исследования, создаются научные теории, на базе которых и создаются частные научные картины мира — физическая, химическая, биологическая и пр. Естественнонаучная карти-

на мира — это определенная система научных знаний и представлений о мире, познавательных методов и моделей, которые сформировались на том или ином этапе культурно-исторического развития общества.

Сейчас человек все больше осознает свою тесную связь с природой, то, что он является ее частью. Развитие цивилизации в ХХ в. с очевидностью показало, что природа и человеческое общество представляют собой единый природно-динамический организм, в котором все его составляющие глубоко взаимосвязаны и непосредственно влияют друг на друга.

Действительно, успехи естествознания привели к революционным изменениям в информационной сфере, созданию всемирных коммуникационных систем, являющихся мощнейшим средством воздействия на сознание человека.

С другой стороны, успехи генной инженерии позволяют влиять на наследственность, то есть внедряться в самую природу человека как биологического объекта. Последствия такого вмешательства сейчас даже невозможно себе представить. Ясно только, что подобные перспективы изменения природы человека безграничны. В частности, развитие таких направлений как клонирование вновь порождает евгенику, ставящей своей целью улучшение человеческой природы.

Во второй половине ХХ в. возникла новая социальная проблема — проблема нерегулируемого воздействия на биосферу, результатом которого явились экологический и, как следствие, демографический кризисы, поскольку ухудшение окружающей природной среды заметно влияет на наследственность.

Окружающая среда — весьма сложная природная структура, эволюционирующая по своим законам. Испытывая антропогенные нагрузки, она в свою очередь диктует условия выживания человеку и цивилизации в целом, ограничивая темпы экономического развития и использования природных ресурсов.

В то же время надо ясно понимать, что экологический кризис, поставивший человечество на грань катастрофы, вызван не научно-техническим прогрессом, а напротив — недостаточным распространением в обществе научных и культурных знаний, породившим благодатную почву для принятия безответственных решений по бесконтрольной эксплуатации природных ресурсов в ущерб окружающей среде.

В заключении необходимо еще раз подчеркнуть, что исключительно высокому уровню естественно-

научных знаний и, как следствие, высокому современному уровню техники и технологий должна соответствовать новая, более высокая ступень развития человеческого общества в целом в его взаимодействии с природой. Возникает задача целостного, гармоничного развития духовных и материальных сил человека, задача, одним из факторов решения которой обязательно должно стать формирование научного мировоззрения современного человека. И путь к ее решению — в единстве естественнонаучных и гуманитарных знаний. При этом человек становится одним из мощных факторов дальнейшей эволюции природы, причем фактором, действующим сознательно, и это налагает на него самую высокую ответственность.

1 Мелещенко Ю.С. Техника и закономерности ее развития. Л. 1970. с. 248.

2 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1994. с. 105.

3 Шашурина Г.В. Особенности социально-гуманитарного познания // Методологические основания исследования социальной жизни общества. М., 2014. с. 81-97.

4 Пружинин Б.И. Псевдонаука сегодня // Вестник РАН. 2005. Т. 75. № 2. с. 117-125.

5 Красникова В.П. Гуманистическая философия Э. Фромма // Философские исследования и современность. Вып 4. с. 103.

6 Шашурина Г.В. Современный взгляд на ноосферу: путь к единой культуре // Философские исследования и современность. Вып 4. с. 255-270.

7 Фролова Т.Н. Социальная нестабильность: понятие и сущность // Философские исследования и современность. Вып 4. с. 200-210.

1 Meleschenko Yu.S. Tehnika i zakonomernosti ee razvitiya. L. 1970. P. 248.

2 Yaspers K. Smyisl i naznachenie istorii. M. 1994. P. 105.

3 Shashurina G.V. Osobennosti sotsialno-gumanitarnogo poznaniya // Metodologicheskie osnovaniya issledovaniya sotsialnoy zhizni obschestva. M., 2014. P. 81-97.

4 Pruzhinin B.I. Psevdonauka segodnya // Vestnik RAN. 2005. T.75. No. 2. P. 117-125.

5 Krasnikova V.P. Gumanisticheskaya filosofiya E.Fromma // Filosofskie issledovaniya i sovremennost. Vyp. 4. P. 103.

6 Shashurina G.V. Sovremennyiy vzglyad na noosferu: put k edinoy kulture // Filosofskie issledovaniya i sovremennost. Vyp. 4. P. 255-270.

7 Frolova T.N. Sotsialnaya nestabilnost: ponyatie i suschnost // Filosofskie issledovaniya i sovremennost. Vyp. 4. P. 200-210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.