ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 1/159.9
ББК 88 © Н.В. Стрелкова, 2018
Научная специальность 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Нина Владимировна Стрелкова, заместитель начальника кафедры философии, кандидат социологических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Предпринята попытка осмысления роли методологической культуры как элемента профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России.
Ключевые слова: образование, методологическая культура, методология, духовная культура, сотрудник правоохранительных органов.
METHODOLOGICAL CULTURE AS AN ELEMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE AND THE PERSONALITY OF A FUTURE LAW ENFORCEMENT OFFICER
Strelkova V. Nina, deputy head of the Department of philosophy, candidate of sociology sciences, Docent, associate professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Annotation. The article is devoted to the problem of understanding the methodological role of culture as an element of professional training of students of universities of the Ministry of the Interior of Russia.
Keywords: education, methodological culture, philosophy, methodology, spiritual culture, enforcement officer.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Стрелкова Н.В. Методологическая культура как элемент профессиональной компетентности и личности будущего сотрудника правоохранительных органов. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(3) :275-278.
В настоящее время среди наиболее актуальных социальных проблем современности выделяется проблема формирования культуры образования. Объектом рассмотрения здесь выступает, прежде всего, формирование культуры отдельно взятого специалиста — выпускника высшей школы. Требования к обладанию определенными квалификациями и навыками постоянно изменяются; существует мнение, что глубокое владение общекультурными компетенциями неважно для узкого специалиста и профессионала, поэтому в системе вузовской подготовки сегодня делается больший упор на специальную предметную подготовку, а цикл преподавания общеобразовательных дисциплин постоянно сокращается.
Об ошибочности такого подхода сказано немало и говорится постоянно. Необходимость формирования полноценной общеобразовательной подготовки и культуры специалиста высокого класса постоянно и убедительно обосновывается не только наличием в образовательных программах цикла социально-гу-
манитарных дисциплин, но и требованиями высшей образовательной школы [1, с. 244].
Вопросы формирования основных компонентов методологической культуры и становления необходимого методологического знания в процессе преподавания всех гуманитарных дисциплин выдвигаются на первый план. Содержание методологической культуры сотрудника не ограничивается только рациональными компонентами, важны и духовно-нравственные составляющие [2, с. 304]. Формирование методологической культуры не может осуществляться без учета всего спектра социальных и психологических условий и факторов, действующих как в учебное, так и во внеучебное время.
Процесс реального становления методологической культуры и ее воздействия на профессиональную деятельность будущих специалистов определяется не только уровнем теоретической разработанности методологических проблем, но и совокупностью других компонентов, определяющих механизм реализа-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ции рассматриваемого нами явления. Исследования в области истории научного познания достаточно наглядно показали, что любая методологическая программа воспринимается не непосредственно, содержательно, а через образец деятельности, через ту ее часть, которую непосредственно удалось реализовать. Так, теория воспитания А.С. Макаренко, разработанная и развитая им в целом ряде трудов, по своим эвристическим и методологическим возможностям значительно богаче, чем ее непосредственная реализация в конкретной школе-коммуне. Однако, большинство последователей великого педагога в дальнейшем пытались скопировать образец, незаслуженно забывая многие нереализованные идеи. Эта же особенность действует и в других областях познания и преобразовательной деятельности [3, с. 290].
Вот почему в процессе преподавания философских дисциплин нельзя останавливаться лишь на формировании понятийно-категориального аппарата, определенного типа мышления. Не достаточно также знакомить курсантов только с содержанием современного методологического знания. Речь должна идти о становлении определенных методологических установок, умений и навыков методологической деятельности как операциональных элементов методологической культуры будущего специалиста, т.е. о вопросах ее реализации.
В учебном процессе, в процессе преподавания всех гуманитарных дисциплин чрезвычайно важно не только довести до обучаемых сумму методологических знаний, но и, главное, — дать наглядный образец применения научной методологии к анализу широкого класса явлений действительности. Тем самым, в процессе разработки методики занятий встает проблема примера. Из иллюстративной его функция в методологическом плане должна стать учебно-операциональной [4, с. 288]. Только тогда у обучающихся удастся сформировать тот образец педагогически-методологической программы изучения и овладения тем или иным объектом, который адекватен желаемому уровню их методологической культуры.
Ученый-методолог, исходя из основных функций методологии, должен осмыслить историю и логику познания той или иной области действительности, выявить основные регулятивы познавательной и преобразующей деятельности, описать найденные закономерности, осуществить прогнозирование возможных состояний, разработать рекомендации и про-
граммы. Это вклад, главным образом, в содержательные компоненты методологической культуры. Для превращения же ее в собственно культуру как функционирующее и развивающееся явление, оказывающее влияние на характер и направленность теоретического познания и практического действия, необходима реальная методологическая подготовка кадров сотрудников органов внутренних дел. Только реализованная системно, посредством методологиза-ции преподавания философских дисциплин, выявления и осмысления методологической проблематики других научных и учебных дисциплин, значительного повышения уровня философско-методологиче-ской подготовки всего педагогического коллектива высшего учебного заведения, эта работа обеспечит необходимый уровень внешних условий, которые детерминируют формирование необходимой методологической культуры будущих специалистов.
Не следует также забывать, что для начинающего специалиста наиболее характерен оперативно-инструментальный тип деятельности. Поэтому в процессе специальной подготовки по многим предметам у курсантов формируются устойчивые алгоритмы действий в определенных ситуациях, которые сочетаются с не менее строго определенной системой отношений. Данное явление во многом детерминируется характером и условиями предстоящей профессиональной деятельности и не может быть механически устранено. Поэтому в процессе преподавания философских дисциплин в вузе необходимо учитывать реальную возможность возникновения противоречий между сформировавшимися у обучаемых конкретными приемами, методиками, методами и сложившимися на этой основе стилем профессиональной деятельности, типом мышления, с одной стороны, и методологическими знаниями, и мышлением более высокого уровня, с другой. Отсюда вытекает проблема включения методологической культуры в общую систему социокультурной детерминации деятельности будущего специалиста, которая должна учитываться в работе преподавателя по формированию методологической культуры курсантов.
В процессе преподавания философских дисциплин необходимо также учитывать не только возможность существования противоречий между различными уровнями методологии, но и вероятность скептически негативной оценки ее философского уровня со стороны отдельных преподавателей и курсантов,
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
для которых характерен конкретно-научный стиль мышления. Причины подобных оценок кроются в том, что в реальной познавательной и практической деятельности сложно выявить воздействие философской методологии. Такое воздействие осуществляется посредством определенных, достаточно сложных механизмов социокультурной (в том числе и на уровне методологической культуры), внутридисциплинар-ной и личностной детерминации. Показать, как осуществляется эта детерминация, и с помощью каких средств — одна из актуальных задач методологиза-ции преподавания философских дисциплин. Выполняя различные функции (прогностическую, эвристическую, ценностно-ориентирующую, регулятивную и т.д.), методология не тождественна самому процессу познания. Но ее роль как средства оптимизации и повышения эффективности познавательной и практической деятельности специалиста органов внутренних дел исключительно велика.
Организованный и целенаправленный процесс методологической подготовки курсантов предполагает формирование методологической культуры как неотъемлемого элемента общечеловеческой культуры. В историческом плане всякая культура есть, в конечном счете, процесс накопления и систематизации определенных ценностей. Содержащиеся в снятом виде в методологических ценностях основные алгоритмы познания и преобразования мира, формы переработки и трансляции знания, организации и рационализации различных видов сложной деятельности, будучи переведены в область внутренней детерминации, обеспечивают ту динамическую готовность сотрудника к действиям по поиску, оценке, переработке, разработке и применению системы методологических средств, которая и свидетельствует о степени освоения личностью методологической культуры.
Учитывая, что указанный процесс осуществляется в единстве предметно-логических, социокультурных и личностно-психологических компонентов, можно сделать вывод: основной задачей процесса методологической подготовки выступает формирование сбалансированной системы методологических установок сотрудника, являющейся одновременно одним из составных элементов методологической культуры. Именно посредством данного, достаточно сложного и многоуровневого явления методологические знания, приемы и методы превращаются во внутренние
основания деятельности личности. В самом общем плане они представляют собой формирующуюся на основе овладения методологическим аппаратом науки совокупность стереотипизированных операций с объектом, которая выступает алгоритмом познавательной и преобразующей деятельности.
Данное определение методологических установок позволяет оценить их роль и место в общей системе методологической культуры, рассмотреть их как интегрирующее явление, переводящее методологическое знание во внешний, деятельностный план. Процесс овладения методологической культурой можно рассматривать в двух взаимосвязанных аспектах: содержательном и операциональном. Второй аспект показывает, что именно из методологического арсенала и каким путем усваивают конкретный курсант, социальная группа, учебный коллектив.
Исследования в области социальной психологии свидетельствуют, что установки приобретаются в основном посредством таких социально-психологических механизмов, как обучение, подражание и инструктирование. Причем, если при обучении непосредственно дается информация о желаемом содержании установки, то посредством инструктирования и подражания методологические установки возникают как результат определенного побуждения. Речь при этом идет не о простом овладении суммой методологических знаний, а о включенности их в личностные качества будущего специалиста.
Следует также отметить, что в зависимости от индивидуальных особенностей, специфики профиля будущей деятельности, социокультурного окружения и ряда других факторов курсант воспринимает далеко не весь объем методологической культуры, а лишь только ту ее часть, которая соответствует его взглядам. Вот почему роль преподавания философских дисциплин, с учетом отмеченных нами факторов, возрастает еще более, ибо оно позволяет интегрировать, субординировать и оптимизировать разноуровневые компоненты методологической культуры, складывающиеся в специфических условиях учебной и профессиональной деятельности. И в этом процессе особую роль должно сыграть знание социально-психологических механизмов формирования основных методологических установок. Именно их операцио-нальность и непротиворечивость друг другу, которые в принципе можно количественно определить с помощью тестовых методик, и могут служить конкрет-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ным показателем результативности процесса формирования методологической культуры курсантов в условиях данного учебного заведения.
В целях эффективного формирования методологической культуры курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России и как следствие — специалистов правоохранительных органов преподавание гуманитарных дисциплин призвано:
ф дать определенный комплекс методологических знаний, способствовать овладению категориальным аппаратом, формировать определенный стиль мышления;
ф содействовать образованию потребности в сознательном овладении методологическими знаниями;
ф включать обучаемых в учебно-познавательную и научную работу и на этой основе формировать модели методологической деятельности с учетом профиля обучения;
ф содействовать становлению необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности методологических установок, умений и навыков.
Реализация указанных задач, несмотря на их сложность, призвана обеспечить необходимый и достаточный в современных условиях уровень методологической культуры кадров правоохранительной сферы и на этой основе повысить эффективность их профессиональной деятельности.
Литература
1. Фролова Т.Н., Шашурина Г.В. Естественнонаучная культура как необходимый элемент общей культуры специалиста // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 6. С. 244—246.
2. Аблеев С.Р., Марченя П.П. Духовно-нравственное значение русской религиозно-философской традиции в формировании правосознания сотруд-
ника органов внутренних дел России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 4 (40). С. 304, 305.
3. Фролова Т.Н., Шашурина Г.В. Методологические основания и специфика научного познания в контексте проблемы совершенствования высшего образования // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 4. С. 290—294.
4. Стрелкова Н.В. Формирование методологической культуры как условие совершенствования и обогащения профессиональной подготовки будущего сотрудника правоохранительных органов // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 4. С. 287—289.
References
1. Frolova T.N., Shashurina G.V. Estestvennona-uchnaya kul'tura kak neobkhodimyy element obshchey kul'tury spetsialista // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 6. S. 244—246.
2. Ableev S.R., Marchenya P.P. Dukhovno-nrav-stvennoe znachenie russkoy religiozno-filosofskoy tra-ditsii v formirovanii pravosoznaniya sotrudnika organov vnutrennikh del Rossii // Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii. 2017. № 4 (40). S. 304, 305.
3. Frolova T.N., Shashurina G.V. Metodologicheskie osnovaniya i spetsifika nauchnogo poznaniya v kontekste problemy sovershenstvovaniya vysshego obrazovaniya // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 4. S. 290—294.
4. Strelkova N.V. Formirovanie metodologiches-koy kul'tury kak uslovie sovershenstvovaniya i obo-gashcheniya professional'noy podgotovki budushchego sotrudnika pravookhranitel'nykh organov // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 4. S. 287—289.