Научная статья на тему 'Критерии оценки и результативность работы по повышению профессиональной культуры сотрудников ГИБДД'

Критерии оценки и результативность работы по повышению профессиональной культуры сотрудников ГИБДД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
557
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ГИБДД / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КРИТЕРИИ / ОЦЕНКА / TRAFFIC POLICE OFFICERS / EDUCATIONAL WORK / PROFESSIONAL CULTURE / EDUCATION / CRITERION / ESTIMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татарских Анатолий Борисович, Балахонский Виталий Витальевич

В ст атье исследуют ся критерии оценки ре зульт ативно сти работы по повышению профессиональной культуры сотрудников ГИБДД. Вырабатываются рекомендации по эффективному применению этих критериев в практике воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evaluation criteria and the result of work on increasing of the professional culture of the traffic police officers

In the article the criteria of evaluation and the result of work on increasing of the professional culture of the traffic police officers are investigated. Recommendations regarding the effective application of these criteria in the practice of educational work are manufactured.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки и результативность работы по повышению профессиональной культуры сотрудников ГИБДД»

УДК 378.1

А.Б. Татарских*, В.В. Балахонский**

Критерии оценки и результативность работы

по повышению профессиональной культуры сотрудников ГИБДД

В статье исследуются критерии оценки результативности работы по повышению профессиональной культуры сотрудников ГИБДД. Вырабатываются рекомендации по эффективному применению этих критериев в практике воспитательной работы.

Ключевые слова: сотрудники ГИБДД, воспитательная работа, профессиональная культура, критерии, оценка.

A.B. Tatarskih*, V.V. Balakhonsky**. The evaluation criteria and the result of work on increasing of the professional culture of the traffic police officers. In the article the criteria of evaluation and the result of work on increasing of the professional culture of the traffic police officers are investigated. Recommendation regarding the effective application of these criteria in the practice of educational work are manufactured.

Keywords: traffic police officers, educational work, professional culture, education, criterion, estimation.

Оценка результативности работы по повышению профессиональной культуры сотрудников Госавтоинспекции осложняется рядом трудностей объективного и субъективного характера.

Объективные трудности продуцируются реальной сложностью и многогранностью воспитательного процесса, отсутствием точных и однозначных индикаторов успешности воспитания, ограниченностью возможностей количественного выражения и фиксации измерения соответствующих личностных параметров профессиональной культуры [4, с. 32-37]. Подобная ситуация ограничивает применимость таких методов эмпирического исследования, как наблюдение, сравнение и измерение, поскольку объект изучения часто оказывается представленным лишь косвенным путём, через соответствующие действия, что допускает множественность возможных интерпретаций и обусловливает доминирование качественного осмысления данного феномена над его количественной репрезентацией.

Субъективные трудности оценки результативности воспитательной работы связаны с многообразием представленных в педагогической литературе методик и технологий, базирующихся на различных наборах критериев и индикаторов сформированности профессиональной культуры [5; 16; 17; 18; 21; 22]. Отсутствие общепринятых в научном сообществе методологических подходов к решению этой проблемы порождает не только сложность её индивидуализированного разрешения, но и делает этот вопрос важной самостоятельной эвристической задачей нашего диссертационного исследования.

В современной отечественной педагогической науке сформировалось два подхода к проблеме оценки эффективности воспитательной работы: 1) изучение оценки эффективности самого процесса воспитания профессиональной культуры; 2) изучение оценки эффективности научно-исследовательской работы по совершенствованию воспитательного процесса.

Очевидно, эти подходы не только взаимосвязаны, но и взаимодетерминируют решение познавательных задач, актуализирующихся в рамках того или иного подхода. Так, изучение оценки эффективности самого процесса воспитания, что составляет предмет изучения первого методологического подхода, невозможно без сформированного научного инструментария, разработка которого составляет предмет научного интереса второго подхода; а изучение оценки эффективности научно-исследовательской работы (второй подход) возможно лишь на основе выяснения закономерностей самого процесса воспитания (первый подход). Подобная диалектическая взаимосвязь этих подходов позволяет сформировать единую стратегию изучения воспитательного процесса, состоящую в определении и применении единых критериев эффективности процесса воспитания, которые одновременно будут выступать и обоснованием корректности отражения этого процесса в научном сознании.

Решение проблемы определения критериев оценки результативности работы по повышению профессиональной культуры сотрудников Госавтоинспекции представляет собой серьезную научную проблему, решение которой в нашем возможно лишь на основе реализации следующих этапов:

- анализа научной педагогической и философской литературы, посвященной изучению данной проблемы;

* Татарских, Анатолий Борисович, соискатель кафедры педагогики и общей психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, заместитель начальника МРЭО-14 Управления ГИБДД ГУ МВД России по СПб. и ЛО. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: naftus@eandex.ru.

** Балахонский, Виталий Витальевич, профессор кафедры философии и социологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. E-mail: spbumvd@smtr.ru.

* Tatarskih, Anatoly Borisovich, seeker of pedagogy and general psychology, St. Petersburg Univer-sity MVD of Russia, deputy chief IRED-14 Traffic Police Department of the Main Department of Internal Affairs for St. Petersburg and Leningrad region. Adress: Russia, 198206, St. Peterburg, Pilot Pilytov str., 1. E-mail: nafftus@eandex.ru.

** Balakhonsky, Vitaliy Vitalevich, the professor of the department of philosophy and sociology of the St. Petersburg University MVD of Russia, the doctor of the philosophical sciences, the professor, the deserved worker of higher school RF,. Russia, 198206, Saint Petersburg, st. Pilot Pilyutova, 1. E-mail: spbumvd@smtr.ru.

© Татарских А.Б., Балахонский В.В., 2015.

- изучения опыта выделения подобных критериев в процессе организации воспитательной работы с курсантами и слушателями Санкт-Петербургского университета МВД России (очной и заочной форм обучения);

- практики проведения эксперимента по повышению профессиональной культуры в процессе воспитательной работы с личным составом подразделений Госавтоинспекции Санкт-Петербурга, Ленинградской области и республики Крым.

Анализ научной литературы, посвященной выявлению критериев педагогической деятельности, показывает отсутствие единой общепринятой позиции учёных по данному вопросу.

Методологически интересным представляется в этой связи подход к формированию системы критериев результативности педагогической деятельности, разработанный в трудах Н.В. Кузьминой [9; 10; 11]. Сущность этого подхода состоит в выделении единого базового критерия, который конкретизируется совокупностью показателей, что придаёт данной системе большую гибкость и расширяет возможности её применения для исследования многообразных форм реализации педагогической деятельности. Концепция выделения единого базового критерия в определённой степени коррелируется с позицией В.Г.Михайловского, в соответствии с которой целесообразно использовать интегральный критерий, охватывающий совокупность частных критериев, которые, в свою очередь, раскрываются через соответствующие показатели [13]. Но, в отличие от Н.В.Кузьминой, В.Г.Михайловский исходит не из системы «критерий - показатели», а признаёт множественность критериев, которые интегрируются единым системообразующим критерием, фиксирующим цель функционирования системы, выражаясь синергетической терминологией - аттрактор этой системы. Данная позиция разделяется и рядом других исследователей, в частности, Л.Г. Лаптевым [12].

Применение системного подхода к осмыслению критериев воспитательной деятельности представляется очень перспективным, поскольку данный подход в наибольшей степени эффективен при изучении сложных явлений и процессов, к которым, без сомнения, относится и процесс воспитания.

Иной исследовательский подход к определению критериев педагогической деятельности предлагает И.А. Ивлиева, которая считает, что наибольшей эффективностью может обладать не единый базовый критерий, а многоуровневая система критериев, каждый из которых оценивает эффективность соответствующего аспекта образовательной деятельности в соответствии с её целями [7].

Н.В. Бордовская в качестве критериев оценки результатов педагогического исследования выделяет: 1) образ, объясняющий педагогическую реальность, к подобным образам автор относит идеи, проблемы и гипотезы; 2) нормативные требования, имеющие значение для преобразования педагогической действительности, к которым автор относит: алгоритм, правило, принцип, приём, рекомендацию; 3) способы познания, описывающие педагогическую реальность: подход, метод, средство; 4) результаты исследования, отражающие основные и устойчивые отношения между педагогическими явлениями: закон, закономерность, тенденция; 5) факторы и причины успешности целенаправленного преобразования педагогической реальности в ходе его научного познания: условия, требования, источники, документы, технические средства, ресурсы; 6) теоретичность результата познания, проявляющаяся в различном уровне теоретичности содержания факта, определения, модели, концепции и теории; 7) систематизацию в исследовании разных типов и видов знаний, что, по мнению автора, раскрывается в таких формах систематизации, как система (воспитательная, методическая, дидактическая и т.п.), хронология, классификация, типизация и т.д. [6].

Можно спорить по поводу используемой автором терминологии. Так, мы не можем согласиться с утверждением в пункте 1 о том, что идеи, проблемы и гипотезы объясняют педагогическую реальность. В методологии научного исследования под объяснением понимается процедура раскрытия сущности объекта, осуществляемая путём выяснения законов его функционирования и развития и условий конкретной реализации этих законов [14; 2; 3]. Очевидно, что в данном контексте понятие «объяснение» берётся не в строго научном, а в его обыденном словоупотреблении.

Вызывает сомнение и формулировка п. 3, указывающая на то, что такие способы познания, как подход, метод и средство, описывают педагогическую реальность. Описание - это один из методов исследования, состоящий в передаче характеристик объекта в определённой знаковой форме (средствами разговорного языка, научной терминологии, символами, формулами и т.д.) [15, с. 97].

Однако, несмотря на дискуссионность указанных терминологических формулировок, предложенный Н.В. Бордовской подход к выделению критериев оценки результатов педагогического исследования представляется методологически перспективным и эффективным в своём практическом применении.

Рассмотренные нами методологические подходы к выявлению критериев педагогической деятельности раскрывают качественные аспекты её оценки. Не менее дискуссионен в научной литературе и вопрос о критериях, фиксирующих количественные аспекты педагогического процесса.

Сама применимость в педагогике подобных чётких критериев вызывает у многих учёных справедливое сомнение. Так, В.В. Краевский и Е.В. Бережнова в монографии «Методология педагогики: новый этап» указывают, что современное увлечение в педагогике применением количественных критериев является данью модной сциентистской парадигме и не учитывает специфики педагогического воздействия, не поддающегося определению количественной меры таких субъективных факторов, как воля, цели, ценностные ориентировки и мотивации людей [8].

Следует согласиться с тем, что применимость математических методов в педагогике имеет ограниченный характер и связана с серьезными трудностями, основной из которых является выявление однородного количественного критерия педагогического действия, ведущего к однозначному запланированному результату.

Педагогическая реальность намного сложнее, чем это можно выразить чисто количественными средствами. Поэтому в теории и практике воспитательного процесса, а, соответственно, и в его научных исследованиях большим значением обладает качественная методологическая парадигма, выгодно отличающаяся от количественного подхода тем, что критерии измерения выявляются уже в ходе самой воспитательной деятельности и её научных репрезентаций, а для количественного подхода, напротив, характерна предваряющая практические и познавательные действия формализация инструментов измерений и их критериальной основы.

Обобщая анализ представленных в научной литературе методологических подходов к выявлению качественных и количественных критериев воспитательной деятельности, следует заключить:

1) рассмотренные нами исследовательские подходы к определению критериев педагогической деятельности фиксируют существенные параметры различных её аспектов. Сложность и многогранность воспитательного процесса определяет возможность и необходимость создания, в ходе его изучения, интегрированных представлений о критериальных основах оценки воспитательной деятельности;

2) расхождение мнений исследователей по поводу наличия одного или нескольких (многих) критериев воспитательной деятельности объясняется несогласованностью значений используемого ими понятийно категориального аппарата, в частности, речь идет о важнейшем критерии любого вида познавательной деятельности, каковым является «практика». В научной литературе категория «практика» используется как в широком, так и в узком смыслах её значения. В широком смысле под практикой понимаются все виды человеческой деятельности, включая теоретический. В таком значении в понятие «практика» включаются все остальные критерии, широко и плодотворно используемые в научных исследованиях. В узком смысле под практикой понимаются все виды человеческой деятельности, кроме теоретической [3, с. 169].

В педагогической литературе преобладает использование категории «практика» в узком смысле её значения. Именно в подобном значении имеет смысл противопоставление теории и практики. В своей статье мы также исходим из этого значения данной категории.

В узком смысле своего значения, практика выступает в качестве базисно определяющего критерия воспитательной деятельности, обусловливающего доказательную силу других критериев процесса результативности работы по повышению профессиональной культуры сотрудников Госавтоинспекции.

Выделение используемых критериев и их численность зависят от конкретных целей осуществляемой деятельности или познавательных задач её научного осмысления, что позволяет нам перейти от этапа исследования анализа научной педагогической и философской литературы к этапу изучения опыта выделения подобных критериев в процессе организации воспитательной работы с курсантами и слушателями Санкт-Петербургского университета МВД России. Изучение процесса формирования профессиональной культуры сотрудников Госавтоинспекции в процессе обучения в организациях высшего образования, предпринятое в одной из наших предыдущих статей [20, с. 161-167], позволяет выделить ряд теоретических и практических положений, обладающих методологической значимостью для разработки критериев и показателей оценки результативности работы по повышению профессиональной культуры курсантов и слушателей. Наиболее важными из этих положений являются следующие.

1. Под эффективностью процесса формирования профессиональной культуры сотрудников Госавтоинспекции в процессе обучения в организациях высшего образования следует понимать результативность комплексного педагогического воздействия на целеполагающую и организационную основы процесса воспитания, достигаемую наиболее оптимальным способом по отношению к системе педагогических действий, обеспечивших её получение.

2. Воспитательная работа по формированию профессиональной культуры сотрудников Госавтоинспекции в процессе обучения в организациях высшего образования представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность по формированию у обучаемых комплекса профессиональных и нравственных качеств, детерминированных особенностями и функциональным предназначением будущей служебной деятельности.

3. При выборе критериев и показателей результативности работы по повышению профессиональной культуры сотрудников Госавтоинспекции в организациях высшего образования МВД России важно учитывать специфику исполнения служебных обязанностей офицерами полиции, работающими в данной сфере профессиональной деятельности.

4. Для определения критериев и показателей воспитательной работы методологически значимо выделить систему наиболее существенных признаков, определяющих возможность сравнения и оценки результативности воспитательного процесса.

Анализ процесса организации воспитательной работы с курсантами и слушателями Санкт-Петербургского университета МВД России позволяет выделить факторы, обладающие наибольшей эффективностью в ходе проведения данного вида образовательной деятельности:

- положения Конституции Российской Федерации и нормативно-правовых актов, регламентирующие вопросы профессионального образования и подготовки кадров в системе образовательных организаций МВД России;

- требования государственных образовательных стандартов;

- состояние и контроль над исполнительской дисциплиной в учебных взводах и структурных подразделениях организации высшего образования;

- приказы руководства университета по организации образовательного процесса и воспитательной деятельности;

- методическое обеспечение планирования и реализации образовательной и воспитательной деятельности (образовательные программы, учебные программы и тематические планы, расписание учебных занятий и экзаменов и т.д.);

- организация самостоятельной работы курсантов и слушателей;

- профориентационная составляющая образовательного процесса, реализующаяся в адресной подготовке специалистов для осуществления практической деятельности в подразделениях правоохранительных органов по профилю избранной специализации;

- проведение воспитательной работы в университете, на факультетах, кафедрах и курсах;

- психологическое сопровождение образовательного процесса;

- широкий охват воспитательной работой всех сторон жизни курсанта, включая учебную, научную, культурно-досуговую, спортивную и т.д.;

- государственно-патриотическое воспитание.

Выделенные факторы позволяют определить основы для выявления критериев и показателей результативности работы по повышению профессиональной культуры сотрудников Госавтоинспекции в процессе обучения в организациях высшего профессионального образования.

Определение критериев результативности воспитательной работы должно базироваться на их способности отвечать следующим важнейшим требованиям: надёжности, конкретности, объективности, комплексности, адекватности оценок, учёту профессиональной специфики соответствующего вида деятельности, сущностной взаимосвязи между критериями и конкретизирующими их качественными и количественными признаками. Объективность как одно из указанных требований к разработке системы критериев воспитательной работы в профессиональной деятельности сотрудников ГИБДД будет конкретизироваться понятием «интерсубъективность». Объективность, понимаемая как независимость от сознания субъекта, не может в полном объёме реализоваться в практике правоохранительной деятельности, требующей осознанного и осмысленного отношения к исполнению своих служебных обязанностей. Интерсубъективность означает независимость от индивидуального сознания, но не исключает зависимости от соответствующих форм общественного сознания, к которым относится правовое сознание и такие его важнейшие продукты, как действующая система законодательства, должностные приказы и распоряжения и т.д.

Обобщая изложенное, представляется возможным сформировать следующую иерархически организованную систему критериев и признаков эффективности формирования профессиональной культуры сотрудников Госавтоинспекции в процессе обучения в организациях высшего образования.

Общим интегральным критерием в этой системе выступает практическое достижение планируемых результатов образовательной и воспитательной деятельности организации высшего образования по подготовке кадров МВД России.

Данный обобщенный интегральный критерий конкретизируется следующими критериями и показателями (для удобства изложения мы будем указывать критерий и в скобках перечислять конкретизирующие его показатели):

1) организованность воспитательной работы в организации высшего профессионального образования (планомерность; целеориентированность; системность; комплексность; оптимальность применения средств воспитания; результативность; индивидуализация и дифференциация воспитания; привлечение руководителей всех уровней к организации и осуществлению воспитательного процесса; формирование у субъектов стремления к самовоспитанию и самосовершенствованию в сфере воспитания);

2) сформированность воспитательной среды организации высшего профессионального образования (наличие высокой педагогической культуры; реализация воспитательного потенциала учебных дисциплин; координация учебной работы и воспитательных мероприятий; применение в воспитании передовых педагогических технологий; взаимосвязь воспитательных аспектов учебной, служебной и общественной деятельности курсантов и слушателей; педагогическое сотрудничество субъектов воспитательного процесса, воспитывающих и воспитываемых);

3) сформированность профессионально этических отношений в организации высшего профессионального образования (характер взаимоотношений в структурных подразделениях; уровень развития отношений взаимопомощи и коллективизма; единство и действенность в сфере коллективного сознания позитивных нравственных ценностей и осуждение негативных явлений).

Следует учитывать, что приведённая система критериев и показателей воспитательной деятельности по формированию профессиональной культуры сотрудников Госавтоинспекции в процессе обучения в организациях высшего образования не является всеохватывающей и исчерпывающей. Конкретная практика организации воспитательной работы всегда будет шире и богаче любой теоретической схемы и многообразие возникающих педагогических ситуаций способно актуализировать новые критерии и их показатели [19, с. 185-190]. Поэтому сформированная нами система критериев фиксирует внимание лишь на обобщенных важнейших показателях результативности воспитательной работы, обладающих методологическим значением для оценки системы воспитания в организациях высшего профессионального образования МВД Российской Федерации и для определения приоритетных направлений деятельности по организации этой работы.

Изучив и обобщив опыт определения критериев оценки результативности работы по повышению профессиональной культуры сотрудников Госавтоинспекции в процессе организации воспитательной работы с курсантами и слушателями Санкт-Петербургского университета МВД России, мы переходим к третьему, завершающему, этапу исследования, предпринятого в нашей статье, - выявлению данных

критериев в ходе изучения практики правоохранительной деятельности и проведения эксперимента по повышению профессиональной культуры в процессе воспитательной работы с личным составом подразделений Госавтоинспекции Санкт-Петербурга, Ленинградской области и республики Крым.

Проведённое исследование позволяет заключить, что профессиональная деятельность отдельного наряда ГИБДД оценивается в соответствии с методиками и требованиями нормативных актов МВД России, с учетом сравнительных статистических и динамических показателей, экспертных оценок состояния правопорядка на территории, обслуживаемой нарядом, его активности в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, дисциплины при несении службы и состояния законности действий наряда по следующим основным критериям.

1. Соблюдению ПДД (правил дорожного движения) участниками дорожного движения.

Данный критерий конкретизируется следующими основными показателями.

1.1. Отсутствием правонарушений и противоправных действий участниками дорожного движения на территории, входящей в зону ответственности подразделения ГИБДД.

1.2. Количеством зарегистрированных правонарушений общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

1.3. Активностью в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений. Количественной мерой активности в данном показателе выступает количество преступлений и правонарушений, выявленных сотрудниками подразделения ГИБДД на территории маршрута или поста.

2. Надлежащим обеспечением безопасности дорожного движения.

Данный критерий конкретизируется следующими основными показателями.

2.1. Максимально возможным предупреждением дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения.

2.2. Обеспечением бесперебойного движения транспортных средств.

2.3. Помощью в переходе инвалидами, престарелыми и детьми улиц и дорог.

2.4. Оказанием в случае необходимости помощи участникам дорожного движения (первой помощи пострадавшим и доставлении их в лечебные учреждения; защиты от преступных и иных противоправных посягательств на их жизнь, здоровье, а также их собственность; организации транспортировки поврежденных или неисправных транспортных средств, охраны имущества, оставшегося без присмотра в результате дорожно-транспортных происшествий).

3. Дисциплиной при несении службы и состоянием законности действий сотрудников Госавтоинспекции.

Этот критерий конкретизируется следующими основными показателями.

3.1. Количеством отклонений за пределы территории маршрута или поста без уважительных причин.

3.2. Количеством замечаний от должностных лиц, уполномоченных на проверку деятельности структурных подразделений ГИБДД.

3.3. Количеством подтвержденных в результате служебных проверок обращений граждан на неправомерные действия или неуважительное отношение к ним со стороны сотрудников ГИБДД, нарушений служебной этики сотрудниками полиции.

3.4. Подтвержденными в установленном порядке данными о нарушениях законности при действиях сотрудников Госавтоинспекции.

4. Профессиональной культурой сотрудников Госавтоинспекции. Данный критерий соотносится со следующими основными показателями.

4.1. Профессиональной компетентностью сотрудников ГИБДД (проявляющейся в сферах: 1) знания Конституции Российской Федерации, ФЗ «О полиции», Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях», Уголовного и уголовно-процессуального Кодексов Российской Федерации, Правил дорожного движения, нормативных актов и приказов Министра внутренних дел, регламентирующих порядок организации дорожного движения, действий сотрудников полиции; 2) владения знаниями и навыками в области технического использования транспортных средств, оказания первой, доврачебной медицинской помощи).

4.2. Умением строить взаимоотношения с участниками дорожного движения на основе строгого соблюдения законности, чётком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам. В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания. При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. Разъяснения участнику дорожного движения сути совершённого им нарушения должны даваться без нравоучений, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения и других нормативных правовых актов, действующих в области дорожного движения [1].

4.3. Проявлением спокойствия и выдержки в процессе осуществления своей профессиональной деятельности.

4.4. Осознанной ответственностью за свои профессиональные действия (при возникновении конфликтных ситуаций, претензий или по требованию участников дорожного движения сотрудник обязан разъяснить порядок обжалования своих действий).

4.5. Вежливостью, тактичностью и корректностью в общении даже с нарушителями правопорядка.

Обобщая результаты всех трех этапов выявления критериев оценки результативности работы по повышению профессиональной культуры сотрудников Госавтоинспекции, можно сделать следующие выводы.

1. Интегрированные представления о критериальных основах оценки воспитательной деятельности показывают свою эффективность на всех трёх уровнях исследовательского процесса (научно-теоретическом, образовательном и практическом).

2. Интегральный критерий эффективности образовательной и воспитательной деятельности организаций высшего образования по подготовке кадров МВД России, состоящий в практическом достижении планируемых образовательных и воспитательных результатов, детерминирует действенность всех важнейших критериев профессиональной культуры личного состава подразделений ГИБДД (наибольшее влияние эффективности образовательного процесса оказывается на показатели 1.3, 2.3, 2.4, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 4.1, 4.2, 4.3, .4.4, 4.5).

3. Выделенные критерии результативности работы по повышению профессиональной культуры сотрудников полиции в процессе осуществления практической деятельности личным составом подразделений Госавтоинспекции на единство и тесную взаимосвязь количественных и качественных показателей. Применение только количественных показателей неспособно не только отразить реальный уровень профессиональной культуры сотрудников ГИБДД, но и может препятствовать эффективной организации служебной деятельности в подразделениях полиции.

Список литературы

1. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения».

2. Алиев, Н. И. Гносеологические аспекты обоснования в научном познании : монография. -СПб.: СПбГУ, 2002.

3. Балахонский, В. В. Историческое объяснение как вид обоснования: гносеологический аспект : монография. - СПб.: РГПУ, 1995.

4. Балахонский, В. В. Проблема соотношения новаций и традиций в системе образования современной России // Стратегии и модернизации образования в инновационном развитии России : материалы ХХ Международной конференции «Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства». - СПб., 2013. - С. 32-37.

5. Баскин, Ю. Г. Состояние проблемы управления и оценки социально-психологического становления учебных коллективов в высших учебных заведениях МЧС России : монография. - СПб.: Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Бордовская, Н. В. Диалектика педагогического исследования: логико-методологические проблемы : монография. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.

7. Ивлиева, И. А. Методолого-теоретические основы оценочно-критериальной системы многоуровневой профессиональной подготовки : дис. ... докт. пед. наук. - СПб., 1998.

8. Краевский, В. В., Бережнова, Е. В. Методология педагогики: новый этап : монография. - М.: Педагогика, 1979.

9. Кузьмина, Н. В. Методы системного педагогического исследования. - Л.: ЛГУ, 1980.

10. Кузьмина, Н.В.; Григорьева, Е.А.; Якунин, В.А. Методы системного педагогического исследования. - Л., 1980.

11. Кузьмина, Н.В., Реан, А. А. Профессионализм педагогической деятельности. - СПб., 1993.

12. Лаптев, Л. Г. Акмеологические основы эффективного воинского труда. - М.: ИТАР-ТАСС, 1998.

13.Михайловский, В. Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров : монография. - М.: РАГС, ВА им. Ф.Э.Дзержинского, 1995.

14. Никитин, Е. П. Объяснение - функция науки. - М.: Наука, 1970.

15. Никитин, Е. П. Природа обоснования. Субстратный анализ. - М.: Наука, 1981.

16. Скопылатов, И. А., Ефремов, О. Ю., Машаров, И. М. Управление и диагностика персонала. - СПб., 2002.

17. Солнцев, В. О. Концепция и технология воспитания в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России : монография. - СПб., 2010.

18. Сухарев, А. В. Психологические критерии профессионального самоопре-деления. - М.: Наука, 1987.

19. Татарских, А. Б., Балахонский, В. В. Педагогическая технология деловой игры в развитии профессиональной культуры сотрудников Госавтоинспекции в процессе служебной подготовки // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 3 (63). - С. 185-190.

20. Татарских, А. Б., Балахонский, В. В. Формирование профессиональной культуры сотрудников Госавтоинспекции в процессе обучения в организациях высшего профессионального образования // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 1 (61). - С. 161-167.

21.Хальзов, В. И. Педагогические основы повышения эффективности учеб-но-воспитательной деятельности. - Л., 1986.

22. Щеголев, В. А., Марищук, В. Л. Опыт использования физических упраж-нений для оценки психофизиологических и психологических качеств военнослужащих. - Л.: ВДКИФК, 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.