ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ОБОГАЩЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
НИНА ВЛАДИМИРОВНА СТРЕЛКОВА,
заместитель начальника кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат социологических наук, доцент Научная специальность 09.00.11 — социальная философия
E-mail: [email protected] Рецензент: кандидат философских наук Н.В. Галанина
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируется проблема осмысления роли методологической культуры как элемента профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России.
Ключевые слова: методологическая культура, философия, методология, духовная культура, сотрудник правоохранительных органов.
Annotation. The article is devoted to the problem of understanding the methodological role of culture as an element of professional training of students of universities of the Ministry of the Interior of Russia.
Keywords: мethodological culture, philosophy, methodology, spiritual culture, enforcement officer.
Возрастание значения философской методологии в повышении эффективности правоохранительной деятельности сегодня уже не может быть поставлено под сомнение. Наряду с общей функцией обеспечения повседневной познавательной и практической деятельности сотрудника, на передний план выдвигаются вопросы методологии оценочно-ориентирующей, исследовательской, планирующей управленческой и других видов деятельности, характеризующихся высокой сложностью и динамичностью. Все это обусловливает специфику методологической культуры сотрудника органов внутренних дел, которая реализуется в своеобразных видах его деятельности [3, с. 87].
В процессе преподавания гуманитарных и философских дисциплин в высшей школе приходится решать комплекс взаимосвязанных проблем по формированию у обучаемых духовной культуры (интеллектуальной, политической, нравственной, эстетической и т.д.), включая и методологическую, а также по оптимизации этого процесса. Выделение в качестве самостоятельного предмета рассмотрения процесс формирования методологической культуры будущего сотрудника правоохранительных органов из общего
комплекса проблем его философско-мировоззренче-ского и профессионального становления имеет на это свои основания. В методическом плане относительная самостоятельность и качественное своеобразие методологического знания не только позволяют, но и делают необходимым выделение проблемы формирования методологической культуры в преподавании философских дисциплин в качестве специальной [2, с. 11—15]. Это дает возможность сконцентрировать внимание на выяснении сущности, содержания и механизма формирования методологической культуры будущего специалиста, а также целенаправленно решать эту проблему в общем комплексе задач преподавания гуманитарных дисциплин в вузе, формирования личности сотрудника правоохранительных органов.
В зависимости от содержания и характера предстоящей служебной деятельности, становление методологической культуры курсанта приобретает значительную специфику, которую нельзя не учитывать в процессе преподавания всех гуманитарных дисциплин.
К настоящему времени в мире в целом и в отечественной высшей школе в частности сложились две основные модели подготовки специалистов. Первую, наиболее распространенную (и более дешевую в плане
затрат) можно назвать «узкой». В ее рамках специалист готовится к конкретному, весьма ограниченному виду деятельности посредством формирования у него достаточно замкнутой совокупности знаний, умений и навыков действий в данной области, зачастую весьма алгоритмизированных. Фактически по этой модели ведется подготовка специалистов большинства юридических специальностей: оперативных уполномоченных различных направлений деятельности ОВД, следователей и т.д. [1, с. 177].
Вторая модель предполагает ознакомление обучаемого с широким кругом дисциплин, общими принципами организации и оптимизации правоохранительной деятельности в целом или в нескольких ее видах. Специалист, подготовленный в рамках данной модели, способен без существенной дополнительной подготовки выполнять свои обязанности в разных, нередко качественно различных сферах.
Вопросы методологической подготовки, формирования методологической культуры будущего специалиста приобретают значительную специфику в зависимости от ответа на то, в рамках какой системы ведется подготовка курсантов и слушателей по данной специальности, по какому профилю и к каким видам деятельности они готовятся.
Одной из существенных особенностей методологической культуры специалиста органов внутренних дел является ее операционально-функциональный характер, так как она, в конечном счете, одно из выражений единства познания и практического действия и их регуляции. Включаясь в той или иной форме в реальную практическую деятельность, методы научного исследования перестают быть чисто теоретическими знаниями. Происходят их алгоритмизация, закрепление на социально-психологическом уровне. Но не следует забывать, что обыденное знание по своей природе не рефлексивно. Более того, некоторые методологические приемы, абсолютизируясь и социально-психологически закрепляясь, могут оказать и тормозящее воздействие на юридическое познание и практику [5, с. 182].
Известно, что любой научный метод эффективен, если он является адекватными природе объекта. Как отражение всего многообразия реальных и идеальных объектов существует и многообразие методов научного исследования. Вот почему в процессе методологической подготовки курсантов необходимо не только формировать определенный уровень их фило-
софско-методологической культуры, но и учитывать специфику предстоящей профессиональной деятельности. Основная часть сотрудников правоохранительной сферы работает, преимущественно, с эмпирическим знанием или занята его первичной теоретической обработкой. Поэтому, реализуя принцип связи философских дисциплин с жизнью, педагогу необходимо помочь курсантам найти пути и формы перехода от философской методологической проблематики и общеметодологических вопросов к теориям меньшей степени общности, организации практики, техники и методики своей конкретной деятельности. Уметь найти средства соединения и взаимодополнения концептуального и эмпирического анализа — важная и сложная задача, которая требует специальной методологической подготовки и определенного уровня методологической культуры.
Организованный и целенаправленный процесс методологической подготовки курсантов предполагает формирование методологической культуры как неотъемлемого элемента общечеловеческой культуры. В историческом плане всякая культура есть, в конечном счете, процесс накопления и систематизации определенных ценностей. Содержащиеся в снятом виде в методологических ценностях основные алгоритмы познания и преобразования мира, формы переработки и трансляции знания, организации и рационализации различных видов сложной деятельности, будучи переведены в область внутренней детерминации, обеспечивают ту динамическую готовность сотрудника к действиям по поиску, оценке, переработке, разработке и применению системы методологических средств, которая и свидетельствует о степени освоения личностью методологической культуры.
Учитывая, что указанный процесс осуществляется в единстве предметно-логических, социокультурных и личностно-психологических компонентов, можно сделать вывод: основной задачей процесса методологической подготовки выступает формирование сбалансированной системы методологических установок сотрудника, являющейся одновременно одним из составных элементов методологической культуры. Именно посредством данного, достаточно сложного и многоуровневого явления методологические знания, приемы и методы превращаются во внутренние основания деятельности личности. В самом общем плане они представляют собой формирующуюся на основе овладения методологическим аппаратом нау-
288
Вестник Московского университета МВД России
№ 4 / 2017
ки совокупность стереотипизированных операций с объектом, которая выступает алгоритмом познавательной и преобразующей деятельности [3, с. 242].
Литература
1. Галанина Н.В. Поиск новых детерминант общественного развития // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 5.
2. Кабанов П.Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога. Томск, 1999.
3. Стрелкова Н.В. Методологическая культура как элемент профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России // Вестник экономической безопасности. 2015. № 3.
4. Стрелкова Н.В. Методологическая культура и деятельность сотрудника правоохранительных органов // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 6.
5. Стрелкова Н.В., Грядовой Д.И. Организационно-управленческое обеспечение интеграции духовно-нравственного, патриотического и профессио-
нального воспитания кадров правоохранительных органов // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 5.
References
1. Galanina N. V. Poisk novykh determinant obshche-stvennogo razvitiia // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 5.
2. Kabanov P.G. Voprosy sovershenstvovaniia me-todologicheskoi kultury pedagoga. Tomsk, 1999.
3. Strelkova N.V. Metodologicheskaia kultura kak element professionalnoi podgotovki kursantov vuzov MVD Rossii // Vestnik ekonomicheskoi bezopasnosti. 2015. № 3.
4. Strelkova N.V. Metodologicheskaia kultura i deia-telnost sotrudnika pravookhranitelnykh organov // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 6.
5. Strelkova N.V., Griadovoi D.I. Organizatsionno-upravlencheskoe obespechenie integratsii dukhovno-nrav-stvennogo, patrioticheskogo i professionalnogo vospita-niia kadrov pravookhranitelnykh organov // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 5.
Правовое обеспечение организации работы с кадрами в органах внутренних дел: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / [Е.В. Климкина и др.]; под ред. К.К. Гасанова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. 127 с.
Рассмотрены направления работы с кадрами органов внутренних дел, требования к ее организации, а также технологии, применяемые в работе с личным составом в ОВД. Особое внимание уделяется организационно-правовой характеристике субъектов, осуществляющих работу с кадрами в органах внутренних дел.
Для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, а также практических работников подразделений по работе с личным составом ОВД.
Правовое обеспечение организации
работы с кадрами в органах внутренних дел
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА»
Адрес редакции: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1.
Тел./факс: 8-499-740-60-14, 8-499-740-60-15
Ю Н И Т И E-mail: [email protected], www.unity-dana.ru UNITY