Научная статья на тему 'Методологическая культура и деятельность сотрудника правоохранительных органов'

Методологическая культура и деятельность сотрудника правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЛОСОФИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / СОТРУДНИК ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / METHODOLOGICAL CULTURE / PHILOSOPHY / METHODOLOGY / SPIRITUAL CULTURE / ENFORCEMENT OFFICER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стрелкова Н. В.

Представлена проблема осмысления роли методологической культуры как элемента профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological culture and the activities of the employee of law-enforcement agencies

The article is devoted to the problem of understanding the methodological role of culture as an element of professional training of students of universities of the Ministry of the Interior of Russia.

Текст научной работы на тему «Методологическая культура и деятельность сотрудника правоохранительных органов»

УДК 1:001; 001.8 ББК Ю6

методологическая культура и деятельность сотрудника правоохранительных органов

НИНА ВЛАДИМИРОВНА СТРЕЛКОВА,

заместитель начальника кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат социологических наук, доцент E-mail: [email protected] Научная специальность — 09.00.11 социальная философия Рецензент: кандидат философских наук Н.В. Галанина

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Представлена проблема осмысления роли методологической культуры как элемента профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России.

Ключевые слова: методологическая культура, философия, методология, духовная культура, сотрудник правоохранительных органов.

Annotation. The article is devoted to the problem of understanding the methodological role of culture as an element of professional training of students of universities of the Ministry of the Interior of Russia.

Keywords: Methodological culture, philosophy, methodology, spiritual culture, enforcement officer.

Возрастание значения философской методологии в повышении эффективности правоохранительной деятельности сегодня уже не может быть поставлено под сомнение. Наряду с общей функцией обеспечения повседневной познавательной и практической деятельности сотрудника на передний план выдвигаются вопросы методологии оценочно-ориентирующей, исследовательской, планирующей, управленческой и других видов деятельности, характеризующихся высокой сложностью и динамичностью. Все это обусловливает специфику методологической культуры сотрудника органов внутренних дел, которая реализуется в своеобразных видах его деятельности1.

Значительную сложность в становлении методологической культуры сотрудника правоохранительных органов представляют оптимизация и субординация философских, общенаучных и частнонаучных (специальных) методов.

Основной задачей философского уровня методологии является, в конечном счете, мировоззренческая интерпретация полученных результатов, анализ общих форм, стиля и категориального строя мышления, их включенности в целостную духовную культуру будущего специалиста. Исследование же общенаучных методов, принципов, форм научного познания рас-

крывает дополнительные возможности взаимовлияния философии и других наук, становления интегративных тенденций в развитии научного знания. В условиях продолжающейся дифференциации познавательной и практической деятельности, в том числе и в области правоохраны, при наличии весьма «сильной» специализации в ряде областей именно этот уровень осмысления позволяет находить пути и средства решения общенаучных и междисциплинарных проблем. Наконец, третий уровень методологии научного познания составляет совокупность методов и принципов исследования применяемых в той или иной отрасли науки или ее разделе. Однако и этот уровень методологического анализа в снятом виде имеет в своей основе методы и принципы общефилософской методологии. Вот почему конкретно-научная (так же, как и общенаучная) методология не может рассматриваться как независимая от системы философских воззрений2.

Философский уровень методологии посредством переходных механизмов оказывает влияние на методологическое функционирование конкретного, в том числе и юридического знания и регуляцию сложных видов деятельности независимо от того, осознается она самим субъектом этой деятельности или нет. Сознательное же применение философской методологии

создает предпосылки для более эффективного достижения результатов, способствует совершенствованию познавательных и преобразовательных средств и оптимизирует во многом саму деятельность3.

В то же время любой научный метод никогда не функционирует вне социокультурного контекста. Он не может быть чистой мыслительной формой, а представляет собой форму реального интеллектуального процесса, конкретного научного поиска, имеющего определенное содержание и значение, закрепленного посредством сложных психологических механизмов и всегда детерминированного конкретным для данного вида практики (например, правоохранительной) уровнем познания и преобразования действительности.

Метод никогда не может быть абсолютным, раз и навсегда данным орудием деятельности. Он органически связан со сложившейся в данной области системой идей, теорий, концепций. В этом смысле методологическая культура сотрудника правоохранительных органов обусловливается уровнем его общей культуры, глубиной овладения не только философскими, но и общенаучными и специальными знаниями, а также приемами и способами познавательной и практической деятельности. Вот почему процесс формирования методологической культуры курсантов и слушателей невозможно оторвать как от общего процесса становления их духовной культуры, так и от уровня их философской, общенаучной и специальной подготовки. Только в единстве с ними методологические знания, установки, умения навыки, и т. д. наполняются реальным предметным содержанием и действительно превращаются в регулятивы деятельности будущего специалиста.

Несмотря на специфику и качественнее различие уровней методологического знания, развитие современной науки и правоохранительной практики убедительно доказывает тот факт, что именно в области методологии усиливается их интеграция. В процессе научных исследований в так называемых «пограничных» областях все больше используются интегратив-ные методы. Квалифицированный специалист сегодня призван глубоко осознать, что в современном научном исследовании особое значение приобретает четкая ориентация в философских и общеметодологических вопросах. Для успешности результатов деятельности крайне важны не только богатство и разнообразие применяемых методов, но и их подлинно диалектический синтез, возможный только на базе методологического аппарата философии. Раскрытие интегративной роли философии не только в становлении методологического знания, но и в целом в формировании и функционировании основных регулятивов познания и практического преобразования действительности — одна из

важнейших методических задач ее преподавания как учебного предмета. И, разумеется, решаться эта задача может только системно.

Вопросы влияния методологической культуры курсантов на эффективность их деятельности могут конкретно рассматриваться лишь в соотношении с ее реальным содержанием. Представляя собой, сложный комплекс различных методик и методов, современная методология как целостная система функционирует лишь в процессе последовательного развития юридической науки и правоохранительной деятельности как целостной системы. В каждом конкретном случае успешное решение проблем вполне осуществимо и без сознательного обращения к методологическому анализу, сложному методологическому аппарату. Но и тогда (это важно понять в процессе изучения философии) методологический арсенал, основные компоненты методологической культуры сотрудника присутствуют в снятом виде в любой области его деятельности.

Ограниченность учебного времени, известная краткость курса философии (в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя он составляет 100 аудиторных часов), необходимость решения целого комплекса других проблем не снимают с повестки дня задачи ознакомления обучаемых в процессе изучения предмета со следующими элементами методологического знания, входящими в структуру методологической культуры сотрудника правоохранительных органов. К этим проблемам можно отнести:

1. Собственно философские методы и методологические функции категорий, законов и принципов философии;

2. Логическую структуру современного научного знания, его основные формы и пути их построения;

3. Основные общенаучные, логические и математические системы методов и приемов;

4. Особенности методов и методик отдельных наук и учебных дисциплин;

5. Специфика и структура методологии юридического познания и ее место в общей системе научной методологии.

6. Основные приемы методологической рефлексии и основы теории методологической деятельности;

7. Основы методики методологической подготовки кадров МВД России4.

Достаточно широкий объем методических задач детерминируется, прежде всего, имеющей место тенденцией к методологизации современного научного познания и все больших сторон деятельности человека, возрастанием возможностей методологического анализа проблем, в том числе и в области правоохранительной деятельности. Привлечение новых предметных областей в качестве объекта методологиче-

ского исследования позволяет, с одной стороны, более полно реализовать значительные прогностические и эвристические возможности методологии, а с другой — отобразить принципиально иными средствами ряд важнейших для человека в погонах, сторон реальности.

1 Стрелкова Н.В. Методологическая культура как элемент профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России // Вестник экономической безопасности. — 2015. — N° 3. — С.87.

2 Кабанов П.Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога. — Томск, 1999. — С. 11-15.

3 Галанина Н.В. Поиск новых детерминант общественного развития // Вестник Московского университета МВД России. — 2015 — № 5. — С.177.

4 Стрелкова Н.В., Грядовой Д.И. Организационно-управ-

ленческое обеспечение интеграции духовнонравственного, патриотического и профессионального воспитания кадров правоохранительных органов // Вестник Московского университета МВД России. — 2015 — № 5. — С. 182.

1 Strelkova N.V. Metodologicheskaya kul'tura kak element professional'noy podgotovki kursantov vuzov MVD Rossii // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti. — 2015. — No. 3. — P. 87.

2 Kabanov P.G. Voprosy sovershenstvovaniya metodologicheskoi kul'tury pedagoga. — Tomsk, 1999. — P. 11-15.

3 Galanina N.V. Poisk novykh determinant obshchestvennogo razvitiya // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. — 2015 — No. 5. — P.177.

4 Strelkova N.V., Gryadovoy D.I. Organizatsionno-upravlencheskoe obespechenie integratsii dukhovnonravstvennogo, patrioticheskogo i professional'nogo vospitaniya kadrov pravookhranitel'nykh organov // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. — 2015 — No. 5. — P.182.

A.M. Столяренко

Педагогическая

системология

Теория Исследования Методика Практика

Ц

Педагогическая системология. Теория, методика, исследования, практика: учеб.-метод. пособие для студентов вузов / А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 319 с.

Рассмотрены науковедческие, методологические, а также ряд теоретических и прикладных проблем педагогики с позиций общей теории систем.

В части первой анализируются зарождение, развитие и современное состояние системных исследований в педагогике. На основе анализа системных исследований в разных науках делается вывод об обязательности адаптации положений общей теории систем к специфике природы и закономерностей педагогических явлений и проблем. Излагается и обосновывается педагогическая системология — специальная методология, организация и методика системных исследований, реализующая положения общей теории систем применительно к специфике реальностей педагогической природы.

В части второй описан опыт исследований автора и других ученых, в ходе которых создавалась и совершенствовалась педагогическая системология. Применение положений педагогической системологии позволило по-новому осветить некоторые фундаментальные положения педагогики и предложить практическое применение их для совершенствования педагогической практики в современных условиях создания нового демократического, социального, правового общества в России. Они нашли отражение в главах по общей педагогике, социальной педагогике, педагогике личности, педагогике высшего образования, педагогике управления, юридической педагогике, экстремальной психопедагогике и физиологической педагогике.

Для исследователей педагогических проблем, преподавателей, аспирантов, а также студентов педагогических вузов и педагогов-практиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.