Вопросы теории и практики журналистики. 2021. T. 10. № 3
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ JOURNALISM EDUCATION
УДК 070.070 (11) DOI 10.17150/2308-6203.2021.10(3).543-557 Дякина Анжелика Александровна
Доктор филологических наук, доцент Кафедра литературоведения и журналистики, институт филологии, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Anzhelika A. Dyakina
D.Sc. in Philological Sciences, Associate Professor Department of Literary Studies and Journalism, Institute of Philology, Bunin Yelets State University, Yelets, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Артемова Юлия Владимировна
Кандидат педагогических наук
Кафедра литературоведения и журналистики, институт филологии, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г Елец, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Yulia V. Artemova
PhD in Pedagogical Sciences
Department of Literary Studies and Journalism, Institute of Philology, Bunin Yelets State University, Yelets, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Стратегия медиаобразовательного развития будущего журналиста как фактор профессионализма в условиях цифровой экономики
Аннотация. Статья посвящена одному из приоритетных направлений общественного развития — медиаобразованию. Поднимается проблема медийной подготовки студентов, актуализированная интенсивным наступлением цифровой экономики. Отмечено, что процессы цифровизации ориентируют систему высшего профессионального образования на поиск новых форм обучения и развития, в основе которых лежат достижения в области информационно-коммуникационных технологий и конвергентные процессы. Новизна исследования видится в том, что медиаобразование студентов рассматривается как один из факторов их профессионального соответствия инновационной экономике РФ. Особое внимание уделяется наличию регионального запроса на подготовку медиаграмотных кадров. Представлена авторская модель медиаобразовательного развития обучающихся и разработанная на ее основе методика формирования соответствующих компетенций у студентов направления подготовки «Журналистика», учитывающая уровень развития медийного дискурса в регионе. В статье рассмотрен один из компонентов модели стратегиче-
ски ориентированного медиаобразования студентов — интегративный курс ДПО. Доказано, что выпускники, освоившие медиаобразовательную программу, не только повышают свои профессиональные компетенции, определенные соответствующим стандартом, но и получают дополнительные навыки, выраженные в способности проводить систематическую работу по формированию медиакультуры целевой аудитории СМИ. Такого рода направленность образовательных усилий повышает их конкурентоспособность на региональном рынке труда. Предложенная модель ме-диаобразовательного развития будущих журналистов, в состав которой входит информационно-коммуникационная среда вуза, соответствующая современным запросам подготовки специалистов данного профиля, ме-диатехнологии, органически встроенные в обязательные дисциплины, и программа повышения квалификации, ориентирующаяся на руководство медийной грамотностью аудитории, показала свою результативность. Представленная авторами методика способствует выработке у будущих специалистов необходимых установок на перманентность собственного медиаобразовательного развития как фактора профессиональной идентичности и повышению массовой медиакультуры в условиях повсеместной цифровизации материального и духовного производства.
Ключевые слова. Журналистика, медиаобразовательное развитие студента, профессиональные компетенции журналиста, массовая медиакультура, цифровая экономика.
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Администрации Липецкой области в рамках научного проекта № 20-413-480006 «Теоретико-методологическое обеспечение медиаобразовательного развития студентов в контексте включенности Липецкой области в подготовку кадров для цифровой экономики».
Информация о статье. Дата поступления 23 апреля 2021 г.; дата принятия к печати 25 августа 2021 г.; дата онлайн-размещения 21 сентября 2021 г.
The Strategy of Media Education Development of a Future Journalist as a Factor of Professionalism in the Digital Economy
Abstract. The article examined one of the priority areas of social development — media education. The transition to a new technological system has caused major changes in media education. Digitalization processes influence the system of higher vocational education and highlight the fact that media education should be aimed at developing students' skills relevant to new digital environment. The originality of the research is the fact that media education is one of the factors that ensures that students are able to adjust to innovative economy of the Russian Federation. The study examined the regional demand for trained media literate professionals. The research proposed a model of media education for students majoring in journalism and a special educational program to develop professional competencies taking into account the media discourse in the region. The article discussed one of the components of the model of strategically oriented media education — the integrative course of additional vocational education. We found that graduates who participated in media education program not only improved their professional competencies defined by the government standard, but also acquired additional skills such as the ability to form media culture of the target audi-
ence. This kind of focus of educational efforts increased their competitiveness in the regional labor market. The proposed model of media education of future journalists, which integrates information and communication environment of the university in sync with current industry requirements; media technologies as part of the core subjects, and the advanced training program that focuses on the management of media literacy of the audience, has shown its effectiveness. Teaching methodology presented by the authors develops value and belief system that has ongoing professional media education at its core. It also fosters the development of mass media culture in digital environment.
Keywords. Journalism, digital economy, media educational development of a student, professional competence of a journalist, mass media culture, digital economy.
Funding. The research was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Fundamental Research and the Administration of the Lipetsk Region within the scientific project No. 20-413-480006 «Theoretical and methodological support of media educational development of students in the context of the Lipetsk Region's involvement in training personnel for the digital economy».
Article info. Received April 23, 2021; accepted August 25, 2021; available online September 21, 2021.
Введение
Цифровая экономика, ставшая реальностью нашей жизни, предъявила особые требования к человеку, его повседневно-бытовой и профессиональной сфере. Теперь вопросы бытия формулируются не так, как прежде. В наши дни каждый индивид должен заботиться не только о том, как жить, но и о том, как саморазвиваться, причем, в условиях неопределенности; как не утонуть в бесконечных, повсеместных информационных потоках, а научиться самому управлять ими; как целенаправленно получать и обрабатывать необходимые данные. Современный homo mediatus (определение Е.Л. Вартановой) [1] должен обладать креативным и критическим мышлением, способностью осуществлять коммуникацию и кооперацию в цифровой среде — таковы ключевые компетенции, которые необходимо освоить человеку, адаптированному к условиям цифровой экономики1.
1 Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры
Согласно национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», доля населения, обладающего цифровой грамотностью, должна постоянно повышаться и к 2024 г. составить 40 % от общего числа, соответственно количество специалистов, прошедших переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного образования, должно составить 1 млн чел.2.
Охватив все области материального и духовного производства, вы-
для цифровой экономики национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации : Приказ Минэкономразвития России от 24 янв. 2020 г. № 41. URL: https:// www.economy.gov.ru/material/dokumenty/ prikaz_minekonomrazvitiya_rossii_ot_24_ yanvarya_2020_g_41.html.
2 Национальная программа «Цифровая экономика РФ». Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» : утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 04 июня 2019 г. № 7. URL: http:// government.ru/info/35568.
зовы цифровизации коснулись в первую очередь тех его составляющих, которые непосредственно связаны с процессом создания и распространения информации. Журналистика не только приняла, но и стала «держать удар», трансформируясь, осваивая новые форматы профессиональной деятельности. Исследовательские усилия направились на активное осмысление сущности журналистского творчества в условиях интер-нет-модифицированного пространства [2-6]. Появилась объективная потребность оперативного и гибкого изменения системы подготовки журналистских кадров, способных осуществлять профессиональную деятельность в условиях глобальной цифровизации. Говоря о факторах, оказывающих влияние на современное журналистское образование, С.Г. Корконосенко назвал «скачок в развитии медийно-информационных технологий», который «породил невиданное прежде качество жизни человека и общества (медиажизнь, media life), которое характеризуется всеобщей доступностью медиаресурсов и свободой их использования для производства отдельных текстов, бло-гов, сайтов, сетевых изданий». И как следствие — «многократное умножение числа производителей массовой информации», несущее «угрозы для существования профессиональной специализации» [7, с. 38].
Подготовка журналистских кадров: уровни требований в условиях цифровизации профессиональной деятельности
В начале 2010-х гг. была разработана, научно обоснована и внедрена инновационная модель журналист-
ского образования, адекватная современному состоянию и запросам конвергенции СМИ [8]. Концепция учитывала специфику образовательного процесса по подготовке журналистов: фундаментальность, системность, целостность, высокую степень технологичности, творческий характер, т.е. тот опыт, который сложился в отечественной практике вузов. С другой стороны, ориентация шла на перспективы развития современного медиаланшафта «в сторону конвергенции, онлайна, цифрового формата» [9, с. 27], а в профессиональной деятельности — в сторону универсализации. В этой атмосфере с ориентацией на зарубежные стандарты зародились новые определения, именующие журналиста — универсальный (universal journalist), кросс-медийный (cross-media trained journalist), мультимедийный (multi-skilling journalist) и т.п. Получился такой «на все руки мастер» — «do-it-all journalists», «способный к созданию медиапродукта в условиях конвергенции, понимающий информационные потребности и системы ценностей целевой аудитории; имеющий навык работы со всеми видами ме-диатекста; владеющий современной медиатехникой и цифровыми мобильными технологиями, позволяющими одновременно работать для печатных и интернет-СМИ, телевидения и радиовещания» [там же, с. 6]. Разработчики концепции с учетом запросов редакций современных массмедиа ориентировались в подготовке специалистов не только на получение ими умений производить контент для разных медиа, но и освещать различные темы.
В настоящее время исследователи все увереннее заявляют о «не-
обратимых» изменениях журналистского творчества, о появлении новых типов специалистов в системе СМИ. Так, А.Г. Качкаева справедливо замечает: «Сегодня мы говорим о новом типе редактора — редакторе-дирижере, редакторе-продюсере. Отныне редактор не только редактор текста, он скорее менеджер, оператор творческих процессов. Он должен делать стратегический выбор, какой именно тип контента (видео, текст, аудио, подкаст, фотография) будет оптимальным для освещения той или иной истории. Именно ему важно принять решение о том, какой именно «график» реализации истории подойдет для освещения события (молния в Сети и развитие по мере поступления информации, или в первую очередь история должна появиться в газетах и на телевидении, и только потом произойдет адаптация для публикаци и в Интернете)» [10].
Очевидно, что подобные тенденции развития профессиональной деятельности стали прямым следствием включенности журналистики в общие процессы цифровизации коммуникации, затронувшие различные стороны социокультурной жизни на рубеже ХХ-ХХ1 вв.
Вместе с тем практика крупных медиахолдингов (к примеру, «Алта-пресс») позволяет внести актуальные корректировки в теоретическое осмысление творческой деятельности журналиста. Отмечается, что в современных редакциях «увеличивается доля универсалов, которые способны работать в любых средствах массовой информации, на любых медиаплатформах и с любыми техническими средствами. Однако и универсальные журналисты неминуемо склоняются к специализации
своей основной деятельности. Прежде всего, она касается тематической направленности» [11, с. 12]. В этой связи предлагается говорить не просто о «журналисте-универсале», а о «транспрофессионале», т.е. «специалисте, имеющем междисциплинарную подготовку, ориентирующемся на изучение объекта в целом, а не какой-либо одной его стороны, имеющем специализацию в определенной предметной области, но способном к профессиональной коммуникации и трансдисциплинарному синтезу знаний» [там же, с. 12-13].
Такой подход, который можно было бы охарактеризовать как си-нергетический, представляется нам вполне оправданным, так как он основан на вероятностном стиле мышления, являющимся фундаментом современной научной парадигмы. Думается, что междисциплинарность, интегративность знаний должны определяться как основа успешной профессиональной деятельности современного журналиста и главное направление подготовки будущих специалистов в вузе. Кроме того, профессиональная российская журналистика не на словах, а на деле должна вернуть себе подлинно просветительскую, культуроформирую-щую функцию, став флагманом массового медиаобразования.
К слову, в настоящее время во многих странах мира (Австралия, Бельгия, Великобритания, Канада, США, Франция и др.) в средних и высших учебных заведениях существует сложившаяся система ме-диаобразования. Где-то она интегрирована в общеобразовательные предметы, а в Великобритании, к примеру, изучаются самостоятельные медиадисциплины. В универ-
ситетах Канады обязательными являются курсы, связанные с медиа и информационно-коммуникационными технологиями. Ориентация на высокий уровень медиакультуры свойственна и образовательным стандартам США [12-16].
В России сложились свои медиа-образовательные центры с устойчивыми традициями, отработанными методиками, получившими теоре-тическо-методологическое осмысление. Однако, как справедливо замечает В.В. Тулупов, «в целом медиаобразовательная деятельность осуществляется в нашей стране бессистемно, хаотично» [17, с. 2]. В этой ситуации, ожидая со стороны государства важные решения по данной проблеме, «благодаря которым все разрозненные — педагогические, научные, творческие, общественные — силы будут объединены» [там же], регионы, а в них, прежде всего, высшие учебные заведения, могут взять инициативу на себя: предлагать собственные или использовать имеющиеся разработки, позволяющие на практике внедрять медиаобразование в процесс профессиональной подготовки журналистских кадров.
На этом пути уже предприняты значительные усилия. Таганрогская научная школа определяет «медиа-образование будущих профессионалов-журналистов в разных отраслях медиа» как один из векторов развития современного медиаобразова-ния [18, с. 88]. Другие исследователи рассматривают его как «основу меди-абезопасности общества», как «отдельное направление» подготовки, обусловленное «наблюдающимся падением общего уровня профессионального мастерства современных
журналистов, в числе причин которого — низкая медиаграмотность специалистов» [19, с. 216]. В отдельных вузах реализуются программы «медиаинформационного профиля» для бакалавров и магистров, представляющие собой «иерархически организованную структуру на основе учебных модулей и различных видов занятий», «взаимосвязанных дисциплин, каждая из которых расширяет представления студента о предмете изучения, позволяет увидеть рассматриваемые проблемы под разным углом зрения» [20, с. 187]. Практики профессионального медиаобразования обобщаются на уровне учебных пособий [21]. Медиаобразование в наши дни, по мнению, А.В. Онкович — «это и „журналистика для всех" и профессионально-ориентированное меди-аобразование» [22, с. 40]. Вместе с тем оно до сих пор остается площадкой постоянных дискуссий, включая терминологические дефиниции. В.В. Тулупов не без основания считает, что «необходимы весомые доказательства того, что теория меди-аобразования — это сложившаяся прикладная феноменологическая теория, имеющая междисциплинарный — психолого-социологический характер; что это стохастическая теория, предполагающая вероятностный характер прогнозов» [17, с. 2].
Однако и в этом статусе «неопределенности» «медиаобразованию необходимо предлагать такие формы и методы обучения специалиста, которые соответствовали бы потребностям креативной экономики. Поэтому практикоориентированность в области медиаобразования выходит на первый план. С одной стороны, научные изыскания идут в режиме
многозадачности, синхронно с меняющимся объектом исследования. И, с другой стороны, потребителей продукта образовательного процесса — обучающихся в вузе и медиабизнес как основной субъект, принимающий молодых специалистов в реальную экономическую среду, — прежде всего интересуют компетенции, освоенные практически и с пониманием нового социального устройства общества в целом» [23, с. 1214-1215].
Все вышесказанное позволяет сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске новых, стратегически важных механизмов медиаобразовательно-го развития будущего журналиста, которые бы выступали фактором профессионального соответствия в условиях инновационной цифровой экономики.
Авторская методика медиаобразовательного развития студентов направления подготовки «Журналистика»
Медиаобразовательное развитие журналиста — это термин, которым, на наш взгляд, можно обозначить непрерывный процесс совершенствования специалиста в области медиа. Внутренняя сущность данного процесса, органичная самой профессии, должна формироваться в студенческие годы. Основы ее следует закладывать не столько на уровне знаний и умений, сколько на уровне сознания, творческой и личностной потребности. Будущему профессионалу необходимо выработать индивидуальную линию медиаобразовательной динамики, включив ее в «стратегию образования через всю жизнь» [24, с. 174].
Под стратегией понимается «план действий в условиях неопределенности, набор правил, согласно которым предпринимаемые действия должны зависеть от обстоятельств, включая естественные события и действия других людей» [25].
Очевидно, что для будущих работников СМИ медиаобразование как «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации», как «куль -тура общения с медиа», развитие «творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [26, с. 107116] — сопряжено с основными профессиональными требованиями. Но именно в этом единстве медиа-образование журналиста имеет свои особенности. Соотнося профессиональное и массовое медиаобразо-вание, С.Г. Корконосенко в качестве связующего звена между ними определяет медиаобразовательную деятельность СМИ и считает «приобщение детей и подростков к сфере массово-информационного обмена» «благородной и социально необходимой задачей» [27, с. 78].
Разрабатывая в 2020 г. модель медиаобразовательного развития студентов Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, рассчитанную на двухлетнюю реализацию, которая может в случае своей эффективности транслироваться на другие учебные заведения Липецкой области, авторский коллектив исходил из потребностей медиакомпетентностной подготовки для всех будущих специа-
листов. Гипотетически этот фактор должен оказать существенное влияние на конкурентоспособность в жестких условиях регионального рынка труда [28, с. 37-47]. Вместе с тем студентам направления подготовки «Журналистика» была предложена своя медиаобразова-тельная траектория.
Общая модель (для студентов всех направлений подготовки) предполагает: создание необходимой информационно-коммуникационной среды вуза, внедрение медиаобразо-вательных технологий в профильные дисциплины (модуля, разрабатываемого участниками образовательных отношений) и обязательное прохождение студентами курсов повышения квалификации на уровне дополнительного профессионального образования (ДПО) (рис. 1).
Остановимся на одном из компонентов модели — программе ДПО «Медиаобразование в профессиональной среде». Ее возникновение продиктовано потребностью адекватного реагирования на запросы по-
тенциальных работодателей, выявленные в процессе анкетирования, проведенного в рамках ежегодной ярмарки вакансий «Неделя карьеры в ЕГУ им. И.А. Бунина». Полученные сведения позволяют утверждать, что представители предприятий и организаций региона считают ме-диаграмотность одной из ключевых компетенций специалистов, проходящих конкурсный отбор при трудоустройстве. Так, 87 % (из 40 опрошенных) работодателей хотели бы видеть в портфолио выпускников документ, подтверждающий наличие у них медиаобразовательной подготовки. Понимая значимость таковой в условиях интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий, конвергентных процессов, значительно расширяющих возможности создания, публикации и распространении специального ме-диаконтента, работодатели вместе с тем желали бы избежать дополнительных материальных и временных затрат, связанных с обучением или переобучением сотрудников.
Медиаобразовательное развитие студента
Информационно-коммуникационная среда
I
Профессиональное обучение с интегрированными медиаобразовательными технологиями
ДПО
по медиаобразованию
Профессиональная идентичность с медиаобразовательной подготовкой
Рис. 1. Схема медиаобразовательного развития студента в период обучения в вузе
Для будущих журналистов программа ДПО предусматривает свою вариацию, причем, интегративного характера, направленную на более высокий «входящий» уровень медиа-подготовки слушателей. Разработчиками курса выступают специалисты кафедр литературоведения и журналистики, иностранных языков и методики их преподавания, математики и методики ее преподавания. Диалог филологической и математической культур в данном случае принципиально важен: он ориентирует слушателей на комплексное междисциплинарное знание как необходимое условие медиаобразовательного развития в профессиональной журналистской сфере [29, с. 8-18]. Исходя из этого, предлагаются следующие модули курса:
1. Медиаобразование в России и за рубежом: история и современность.
2. Синтез гуманитарных и математических знаний в теории и практике журналистики.
3. Медиаобразование журналиста: лаборатория творческого развития.
4. Медиаобразовательная деятельность СМИ.
Содержание указанных модулей позволяет развивать профессиональные компетенции, установленные основной образовательной программой вуза по направлению подготовки «Журналистика»: способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа (ПКС-1); способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической)
в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах (ПКС-2). Вместе с тем, происходит формирование дополнительной профессиональной компетенции, непосредственно связанной с медиаобразовательной подготовкой и творческой активностью будущих специалистов: способность осуществлять медиаобразователь-ную деятельность, направленную на целевую аудиторию СМИ, в условиях цифровой среды и с учетом особенностей медиаланшафта региона (Оговоримся, что она не включена в перечень ПКС, установленных соответствующей программой вуза).
Солидаризируясь с современными подходами, выработанными международным научным сообществом, авторы программы ДПО считают необходимым ориентироваться на такие технологии медиаобразования, которые определяются культурно-исторической и коммуникационной спецификой конкретной местности. Поэтому перед началом занятий студенты проходят анкетирование, позволяющее получить о них самые общие сведения: глубина знаний областного медиапространства, их предпочтения как потребителей медийной продукции, степень удовлетворенности качеством и формами подачи информации на разных платформах. Однако главная цель среза заключается в том, чтобы установить уровень профессионально-критической оценки студентами медиасреды Липецкой области. Работая с официальными данными, касающимися регионального меди-аланшафта3, слушатели курса аргу-
3 Администрация Липецкой области : офиц. портал. Липецк, 2021. URL: https:// www.admlip.ru/authorities/.
ментируют свои ответы примерами, взятыми из конкретных СМИ, рассматривая в этой связи их необходимые составляющие.
Полученные данные являются основанием для расстановки акцентов в каждом из заявленных модулей курса. Особое внимание уделяется второму модулю, который предусматривает знакомство с теорией медиа, медиалогией как формирующимся интегративным научным направлением, включающим гуманитарные и математические знания; современными способами медиаметрических исследований [30]. При этом вектор курса, направленный на понимание слушателями тенденций развития медиа, на совершенствование навыков анализа и медиакритики, на осознание будущими журналистами собственной социальной ответственности за результаты профессионального творчества, и в этой связи готовность в условиях цифровизации практически содействовать массовому медиаобразованию, остается первостепенной. Те студенты, которые заинтересованы в углубленном изучении возможностей применения естественнонаучных знаний в области журналистики, могут получить таковые по специальной программе «Методы математического и компьютерного моделирования в современной журналистике» [31], которая также успешно реализуется в ЕГУ им. И.А. Бунина.
По завершению курса ДПО слушатели должны четко усвоить, что в условиях небольшого административного округа (в данном случае, Липецкой области) именно СМИ способны стать квалифицированными медиаобразовательными пло-
щадками, а журналисты — медиа-педагогами. Трудно не согласиться с мнением о том, что журналистское образование «постепенно становится частью общего образования, необходимого набора и уровня знаний, который требуется для того, чтобы человек мог считать себя грамотным и образованным» [32, с. 301]. Когда речь идет о Центральном Черноземье (включающем Липецкую область) — регионе с глубокими историческими и культурными корнями, богатым просветительским опытом печати, не допустимо, чтобы будущие журналисты выстраивали свою творческую деятельность в отрыве от традиций прошлого, считая их анахронизмом, ориентируясь только на вызовы современности. Напротив, технико-технологические возможности, цифровые достижения следует употребить не только во благо собственного профессионального роста, но и во благо читателя, зрителя, слушателя. В этой связи важно, чтобы молодые специалисты перенесли свои медиа-образовательные знания в практику редакционной работы. Тем более, что она не только имеет место быть, но и становится актуальной формой интерактивных технологий в связях с целевой аудиторией.
Предваряя анализ подобной работы в региональных СМИ, И. Жи-лавская отмечает: «Медиаобра-зовательные технологии, главным образом, направлены на широкую аудиторию. Они способствуют трансформации роли пользователя СМИ из реального потребителя в потенциального автора, создателя медийного контента, который производят массмедиа. И задача специалистов медиаотрасли, пони-
мающих смысл и значение медиа-образования в современной жизни, способствовать повышению уровня медиакомпетентности аудитории, с чьим вниманием и информационными потребностями работает данное конкретное СМИ» [33, с. 36]. Исследователь указывает, что мониторинг деятельности более 150 региональных СМИ, проведенный научно-образовательным центром «Кафедра ЮНЕСКО по медиаинформацион-ной грамотности и медиаобразова-нию граждан при МПГУ», позволил выявить их высокий медиаобразо-вательный потенциал, дал многочисленные примеры реализации редакциями медиаобразовательных проектов разнообразных форм воплощения, результатами которых становились созданные медиапро-дукты [31, с. 38-42].
В Липецкой области накоплен основательный опыт культурно-просветительской деятельности, осуществляемой СМИ (изданиями «Липецкая газета», «Золотой ключик», телерадиокомпанией «Елец ТВ»), который может стать базой новых медиаобразовательных проектов, перенесенных в интернет-пространство и использующих все его информационно-коммуникационные мультимедийные преимущества.
Будущие журналисты в процессе обучения по программе ДПО в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина знакомятся с медиа-образовательными возможностями региональных СМИ, параллельно критически оценивая уровень и характер конвергентных процессов в них (тщательно изучая сайты редакций, редакционные страницы в социальных сетях и т.п.), определяя возможность собственного участия
в повышении медийной культуры населения региона, перенесенной в сетевой формат. Итоговой работой слушателей курса становится медиаобразовательный проект, который получает экспертную оценку специалистов и может быть рекомендован для практической реализации. В прошлом году подобный проект выполнен в формате учебного лонгрида культурно-просветительской направленности «По Ельцу с Иваном Буниным», приуроченного к 150-летию со дня рождения великого писателя, а студенческие исследования, связанные с данным медиатворческим проектом, были апробированы на научных конференциях и получили призовые места в ряде всероссийских конкурсов. Таким образом, на стадии вузовской подготовки компонент дополнительного профессионального образования выполнил свою задачу: содействовать формированию стратегии медиаобразовательного развития студентов журналистского профиля.
Заключение
Процесс дигитализации информации, наступление эры цифровой экономики существенно изменили положение СМИ в обществе. Принципиальной трансформации подверглась сама сущность журналистской деятельности, встроенная в современные технологически емкие процессы производства и распространения информационных продуктов. Редакции традиционных СМИ научились не только выживать, но и успешно конкурировать с интернет-изданиями, с журналистикой 2.0. В настоящее время им предстоит возложить на себя непростую, социально значимую медиаобразова-
тельную миссию. К этому необходимо готовить специалистов на этапе их вузовского профессионального становления. Модель медиаобразо-вательного развития журналистов, включающая информационно-коммуникационную среду вуза, медиа-технологии, встроенные в обязательные дисциплины, и программу повышения квалификации на уровне ДПО, уже на промежуточном эта-
пе показала свою результативность. Представленная выше авторская методика способствует выработке у будущих специалистов необходимых установок на перманентность собственного медиаобразователь-ного развития как фактора профессиональной идентичности и повышения массовой медиакультуры в условиях современной цифровой экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вартанова Е.Л. СМИ и журналистика в пространстве постиндустриального общества / Е.Л. Вартанова // Медиаскоп. — 2009. — Вып. 2. — URL: http://www.mediascope. ru/node/352.
2. Вартанова Е.Л. Журналистика в информационном обществе: новые проблемы и новые вызовы / Е.Л. Вартанова. — Москва : Институт развития информационного общества, 2005. — 104 с.
3. Велитченко С.Н. Цифровизация журналистского образования: тренды и перспективы / С.Н. Велитченко // Евразийский Союз Ученых. — 2020. — № 5 (74). — С. 8-10.
4. Калмыков А.А. Интернет-журналистика в системе СМИ: становление развитие, профессионализация : дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.10. / А.А. Калмыков. — Москва, 2009. — 369 с.
5. Лукина М.М. СМИ в пространстве Интернета / М.М. Лукина, И.Д. Фомичева. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 2005. — 87 с.
6. Овчинников В.А. Принципы организации и функционирования системы управления качеством творческих процессов в региональной мультимедийной редакции : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / В.А. Овчинников. — Екатеринбург, 2011. — 218 с.
7. Корконосенко С.Г. Журналистское образование: потребность в педагогической концептуализации / С.Г. Корконосенко // Международный журнал экспериментального образования. — 2013. — № 1. — С. 38-41.
8. Шестеркина Л.П. Формирование инновационной модели подготовки журналистов в контексте становления конвергентных СМИ (гуманитарный и технологический аспекты) : дис. .д-ра филол. наук : 10.01.10 / Л.П. Шестеркина. — Москва, 2011. — 530 с.
9. Шестеркина Л.П. Универсальная журналистика : учебник / Л.П. Шестеркина. — Москва : Аспект Пресс, 2016. — 480 с.
10. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. — Москва : Аспект Пресс, 2010. — 200 с.
11. Копылов О.В. Особенности творческой деятельности журналиста в условиях медиаконвергенции : автореф. дис. канд. ... филол. наук : 10.01.10 / О.В. Копылов. — Екатеринбург, 2013. — 19 с.
12. Cordier A. Grandir Connectés. Les Adolescents et la Recherché d'Information / A. Cordier. — Caen : C&F, 2015. — 304 p.
13. Zylka J. Media Literacy Worldwide. Similarities and Differences of Theoretical and Practical Approaches / J. Zylka, W. Müller // IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON). — Amman, 2011. — P. 726-733.
14. Corroy L. Education aux Médias et Pédagogies innovantes: Enjeux et Perspectives Interculturelles / L. Corroy, É. Roche, E. Savignac. — Paris : Publibook, 2017. — 218 р.
15. Masterman L. A Rationale for Media Education / L. Masterman // Media Literacy in the Information Age / ed. R. Kubey. — London : Transaction Publ., 1997. — P. 15-68.
16. Jolls T. The Core Concepts: Fundamental to Media Literacy Yesterday, Today and Tomorrow / T. Jolls, C. Wilson // Journal of Media Literacy Education. — 2014. — Vol. 6, iss. 2. — P. 68-78.
17. Тулупов В.В. Российское медиаобразование: сегодня и завтра / В.В. Тулупов // Акценты. Новое в массовой коммуникации. — 2019. — Вып. 5-6 (164-165). — С. 2-4.
18. Челышева И.В. Медиаобразование для журналистов / И.В. Челышева // Медиа-образование. — 2005. — Вып. 4. — С. 88-89.
19. Зеленова А.Е. Медиаобразование будущих журналистов как основа медиабе-зопасности / А.Е. Зеленова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искусствоведение. — 2013. — № 21 (312). — С. 215-218.
20. Жилавская И.В. Элементы медиаобразования в системе профессиональной подготовки журналистов / И.В. Жилавская // Вопросы теории и практики журналистики. — 2012. — № 2. — С. 184-189.
21. Мясникова М.А. Практика профессионального медиаобразования / М.А. Мясни-кова. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 180 с.
22. Онкович А.В. Медиаобразование: «журналистика для всех» или «профессионально-ориентированное медиаобразование»? / А.В. Онкович // Медиа. Информация. Коммуникация. — 2015. — № 13. — С. 39-45.
23. Остривная Е.А. Медиаобразование в парадигме креативной экономики на примере модели студенческого телевидения / Е.А. Остривная // Креативная экономика. — 2018. — Т. 12, № 8. — С. 1213-1220.
24. Владимирова Т. Н. Направления развития профессионального журналистского образования и теоретических основ журналистики / Т. Н. Владимирова, Н. В. Кодола. — DOI: 10.17150/2308-6203.2017.6(2).170-178 // Вопросы теории и практики журналистики. — 2017. — Т. 6, № 2. — С. 170-178.
25. Блэк Дж. Экономика: Толковый словарь: Англо-русский / Дж. Блэк. — Москва : ИНФРА-М, 2000. — 829 с.
26. Федоров А.В. Модель развития медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза на занятиях медиаобразовательного цикла / А.В. Федоров // Инновации в образовании. — 2007. — № 7. — С. 107-116.
27. Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику: Профессиональное и массовое медиаобразование / С.Г. Корконосенко. — Санкт-Петербург : Михайлов В.А., 2004. — 238 с.
28. Артемова Ю.В. Теоретико-методологическое обоснование модели медиаобразовательного развития студентов в контексте подготовки кадров для цифровой экономики / Ю.В. Артемова, А.А. Дякина, Н.В. Осипова // Психология образования в поликультурном пространстве. — 2020. — № 4 (52). — С. 37-47.
29. Дворяткина С.Н. Синергия гуманитарного и математического знания как педагогическое условие решения междисциплинарных проблем / С.Н. Дворяткина, А.А. Дякина, С.А. Розанова // Интеграция образования. — 2017. — Т. 21, № 1. — С. 8-18.
30. Вартанова Е.Л. Теория медиа как перекресток научных подходов и методов / Е.Л. Вартанова. — DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(1).165-176 // Вопросы теории и практики журналистики. — 2018. — Т. 7, № 1. — С. 165-176.
31. Dvoryatkina S.N. Project Technologies in a University's Media Educational Strategy in Developing a Probabilistic Style of Thinking for Future Mathematics Teachers / S.N. Dvoryatkina, A.A. Dyakina, S.V. Shcherbatykh // Amazonia Investiga. — 2019. — Vol. 8, no. 23. — P. 526-537.
32. Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика. 1990-2007 / Я.Н. Засурский. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 2004. — 456 с.
33. Жилавская И. Медиаобразовательный потенциал СМИ / И. Жилавская // Медиаобразование: опыт и перспективы : материалы XXV Всерос. науч.-практ. конф. — Воронеж, 2016. — Вып. 1. — С. 34-44.
REFERENCES
1. Vartanova E. L. Media and Journalism in Post-Industrial Society. Mediaskop = Media-scope, 2009, vol. 2. Available at: http://www.mediascope.ru/node/352. (In Russian).
2. Vartanova E.L. Zhurnalistika v informatsionnom obshchestve: novye problemy i novye vyzovy [Journalism in the Information Society: New Problems and New Challenges]. Moscow, Institute of the Information Society Publ., 2005. 104 p.
3. Velitchenko S.N. Digitalization of Journalist Education: Trends and Prospects. Evra-ziiskii soyuz uchenykh = Eurasian Union of Scientists, 2020, no. 5 (74), pp. 8-10. (In Russian).
4. Kalmykov A.A. Internet-zhurnalistika v sisteme SMI: stanovlenie razvitie, professional-izatsiya. Dokt. Diss. [Internet Journalism in the Media System: Establishment, Development, Professionalization. Doct. Diss.]. Moscow, 2009. 369 p.
5. Lukina M.M., Fomicheva I.D. SMI v prostranstve Interneta [Media in the Internet Space]. Lomonosov Moscow State University Publ., 2005. 87 p.
6. Ovchinnikov V.A. Printsipy organizatsii i funktsionirovaniya sistemy upravleniya kachestvom tvorcheskikh protsessov v regional'noi mul'timediinoi redaktsii. Kand. Diss. [Principles of Organization and Functioning of the Quality Management System of Creative Processes in the Regional Media Editors. Cand. Diss.]. Ekaterinburg, 2011. 218 p.
7. Korkonosenko S.G. Journalism's Education: the Need of Pedagogical Conceptualization. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya = International Journal of Experimental Education, 2013, no. 1. pp. 38-41. (In Russian).
8. Shesterkina L.P. Formirovanie innovatsionnoi modeli podgotovki zhurnalistov v kon-tekste stanovleniya konvergentnykh SMI (gumanitarnyi i tekhnologicheskii aspekty). Dokt. Diss. [Formation of an Innovative Model of Training Journalists in the Context of the Formation of Convergent Media (Humanitarian and Technological Aspects). Doct. Diss.]. Moscow, 2011. 530 p.
9. Shesterkina L.P. Universal'naya zhurnalistika [Universal Journalism]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2016. 480 p.
10. Kachkaeva A.G. (ed.). Zhurnalistika i konvergentsiya: pochemu i kak traditsionnye SMI prevrashchayutsya v mul'timediinye [Journalism and Convergence: Why and How Traditional Media are Transformed into Multimedia]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2010. 200 p.
11. Kopylov O.V. Osobennosti tvorcheskoi deyatel'nosti zhurnalista v usloviyakh media-konvergentsii. Avtoref. Kand. Diss. [Specifics of Creative Activity of Journalist in Media-Convergence Era. Cand. Diss. Thesis]. Yekaterinburg, 2013. 19 p.
12. Cordier A. Grandir Connectés. Les Adolescents et la Recherché d'Information. Caen, C&F, 2015. 304 p.
13. Zylka J., Müller W. Media Literacy Worldwide. Similarities and Differences of Theoretical and Practical Approaches. IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON). Amman, 2011, pp. 726-733.
14. Corroy L., Roche É., Savignac E. Education aux Médias et Pédagogies innovantes: Enjeux et Perspectives Interculturelles. Paris, Publibook, 2017. 218 p.
15. Masterman L. A Rationale for Media Education. In Kubey R. (ed.) Media Literacy in the Information Age. London : Transaction Publ., 1997, pp. 15-68.
16. Jolls T., Wilson C. The Core Concepts: Fundamental to Media Literacy Yesterday, Today and Tomorrow. Journal of Media Literacy Education, 2014, vol. 6, iss. 2, pp. 68-78.
17. Tulupov V.V. Russian Media Education: Today and Tomorrow. Aktsenty. Novoe v massovoi kommunikatsii = Emphases. New Things in the Mass Media, 2019, iss. 5-6 (164165), pp. 2-4. (In Russian).
18. Chelysheva I.V. Media Education for Journalists. Mediaobrazovanie = Media Education, 2005, iss. 5, pp. 88-89. (In Russian).
19. Zelenova A.E. Media Education of Future Journalists with Emphasis on Media Safety. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Iskusst-vovedenie = Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Philology. Art criticism, 2013, no. 21 (312), pp. 215-218. (In Russian).
20. Zhilavskaya I.V. Elements of Mediaeducation in the System of Professional Training of Journalists. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2012, no. 2, pp. 184-189. (In Russian).
21. Myasnikova M.A. Praktika professional'nogo mediaobrazovaniya [Practice of Professional Media Education]. Ekaterinburg, Ural University Publ., 2015. 180 p.
22. Onkovych A.V. Mediaeducation «Journalism for all» or «Profession Oriented Media-education»? Media. Informatsiya. Kommunikatsiya = Media. Information. Communication, 2015, no. 13, pp. 39-45. (In Russian).
23. Ostrivnaya E.A. Media Education in the Paradigm of the Creative Economy Using the Model of Student Television. Kreativnaya ekonomika = Creative Economy, 2018, vol. 12, no. 8, pp. 1213-1220. (In Russian).
24. Vladimirova T. N., Kodola N. V. Areas for Professional Development of Journalism Education and the Theoretical Foundations of Journalism. Voprosy teorii i praktiki zhurnalis-tiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2017, vol. 6, no. 2, pp. 170-178. DOI: 10.17150/2308- 6203.2017.6(2).170-178. (In Russian).
25. Black J. A Dictionary of Economics. Oxford University Press, 2002. 507 p. (Russ. ed.: Black J. Ekonomika: Tolkovyi slovar': Anglo-russkii. Moscow, INFRA-M Publ., 2000. 829 p.).
26. Fedorov A.V. Model of Development of Media Competence and Critical Thinking of Pedagogy Students in the Class Media Education Cycle. Innovatsii v obrazovanii = Innovations in Education, 2007, no. 7, pp. 107-116. (In Russian).
27. Korkonosenko S.G. Prepodaem zhurnalistiku: Professional'noe i massovoe mediao-brazovanie [Teaching Journalism: Professional and Mass Education in Mass Media]. Saint Petersburg, Mikhailov V.A. Publ., 2004. 238 p.
28. Artemova Yu.V., Dyakina A.A., Osipova N.V. Theoretical and Methodological Substantiation of the Model of Media Educational Development of Students in the Context of Training Specialists for Digital Economy. Psikhologiya obrazovaniya v polikul'turnom pros-transtve = Psychology of Education in a Multicultural Space, 2020, no. 4 (52), pp. 37-47. (In Russian).
29. Dvoryatkina S.N., Dyakina A.A., Rozanova S.A. Synergy of Humanitarian and Mathematical Knowledge as a Pedagogical Condition for Solving Interdisciplinary Problems. Inte-gratsiya obrazovaniya = Integration of Education, 2017, vol. 21, no. 1, pp. 8-18. (In Russian).
30. Vartanova E.L. Media Theory as a Crossroads of Scientific Approaches and Methods. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2018, vol. 7, no. 1, pp. 165-176. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(1).165-176. (In Russian).
31. Dvoryatkina S.N., Dyakina A.A., Shcherbatykh S.V. Project Technologies in a University's Media Educational Strategy in Developing a Probabilistic Style of Thinking for Future Mathematics Teachers. Amazonia Investiga, 2019, vol. 8, no. 23, pp. 526-537.
32. Zasurskij Ja.N. Iskushenie svobodoj. Rossijskaja zhurnalistika. 1990-2007 [Tempting with Freedom. Russian Journalism of 1990-2007]. Moskow, Lomonosov Moscow State University Publ., 2004. 456 p.
33. Zhilavskaya I. Media Educational Potential of Mass Media. Mediaobrazovanie: opyt i perspektivy. MaterialyXXV Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. [Media Education: Experience and Prospects. Materials of the XXV All-Russian Research Conference]. Voronezh, 2016, iss. 1, pp. 34-44. (In Russian).
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Дякина А.А. Стратегия медиаобразовательного развития будущего журналиста как фактор профессионализма в условиях цифровой экономики / А.А. Дякина, Ю.В. Артемова. — DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(3).543-557 // Вопросы теории и практики журналистики. — 2021. — Т. 10, № 3. — С. 543-557.
FOR CITATION
Dyakina A.A., Artemova Yu.V. The Strategy of Media Education Development of a Future Journalist as a Factor of Professionalism in the Digital Economy. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2021, vol. 10, no. 3, pp. 543-557. DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(3).543-557. (In Russian).