Научная статья на тему 'Стратегия инновационной деятельности и развитие предприятия'

Стратегия инновационной деятельности и развитие предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акобян С. Ш.

В современной экономике повышены требования инвесторов, потребителей и государства к предприятию. Реализовать свою стратегию на рынках возможно только при использовании инноваций. Высокий уровень требований требует от менеджеров выработки стратегии инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия инновационной деятельности и развитие предприятия»

ISSN 2221-7347

Экономика и право

УДК 334.02

С.Ш. Акобян

СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

В современной экономике повышены требования инвесторов, потребителей и государства к предприятию. Реализовать свою стратегию на рынках возможно только при использовании инноваций. Высокий уровень требований требует от менеджеров выработки стратегии инновационной деятельности.

Ключевые слова: предприятие, стратегия, инновация.

Конкурентное окружение побуждает бизнесменов активно внедрять инновации, современные технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям.

Нынешнее время - время новых производственных и управленческих технологий, интернационализации конкуренции, глобализации мировой экономики, быстро меняющихся условий окружающей среды, широкого применения системного подхода в управлении - ставит перед руководством предприятий новые возможности [1].

В конкурентных экономических условиях предприятия самостоятельно ищут покупателей, чтобы обеспечить максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция вынуждает предприятия к эффективным действиям на рынке, заставляет их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.

Руководство предприятий находятся в постоянном поиске новых методом и инструментов управления предприятием и рычагов повышения конкурентоспособности. Современные предприятия используют широкий набор маркетинговых инструментов и средств. Развивают потребительский патриотизм повышающий лояльность клиентов и потребителей [2].

Достижение и поддержание конкурентных преимуществ - это не только желание, но и основная стратегическая цель каждого предприятия торговли товаров и услуг.

Любое предприятие, как бы успешно оно не функционировала, должно быть нацелено на освоение новых технологических процессов, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, иначе она окажется в кризисной ситуации. Другими словами она нуждается в грамотной инновационной политике.

Совершенствование анализа и ведение инновационной деятельности предприятия способствует увеличению ее конкурентоспособности на рынке. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития.

Выбор инновационной стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Однако практика показывает, что в большинстве предприятий стратегиям инновационного развития не придают огромного значения. Инновационное развитие чаще всего отождествляют с хозяйственно-производственным уровнем принятия решений.

В этой связи особую актуальность приобретает формирование механизма, направленного на стимулирование и эффективное управление инновационными процессами, т.е. механизма диагностики инновационного потенциала предприятия и механизма разработки инновационных мероприятий в комплексе представляющих инновационную стратегию развития предприятия. Очень важно, чтобы при этом в экономике реализовывалась инновационная политика государства [3].

© Акобян С.Ш., 2013.

91

Новый университет. 2013. № 10 (32)

ISSN 2221-7347

В условиях рыночной экономики уровень конкурентоспособности и финансовой устойчивости предприятия зависит от инновационной стратегии. Поэтому проблема выбора инновационной стратегии приобретает сегодня большое значение и актуальность.

В настоящее время понятие «стратегия» используется в различных сферах деятельности, включая экономическую, маркетинговую, финансовою, инновационную и другие. Инновационными стратегиями могут быть: инновационная деятельность предприятия, направленная на получение новых продуктов, технологий и услуг; переход к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и подходов к использованию традиционных ресурсов

[5].

Сущность современного этапа развития как национальной экономики в целом, так и отдельных предприятий отражает такая категория, как «инновационное развитие».

Инновационное развитие предприятия представляет собой не только основной инновационный процесс, но и развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, т.е. инновационного потенциала (рис. 1).

Рис. 1. Процесс инновационного развития предприятия

Следовательно, можно сказать, что инновационная стратегия предприятия должна отражать содержание и основные направления инновационного развития предприятия.

Доля средств, выделяемых на инновационную деятельность предприятия, в общем объеме финансирования определяется его руководством индивидуально и зависит от ряда факторов, основными из которых являются: Отраслевая принадлежность предприятия; базовая стратегия предприятия; объем финансовых ресурсов [5].

В процессе разработки бюджета инновационной деятельности на предприятии для определения и оценки затрат по отдельным инновационным проектам и эффективности инновационной деятельности в целом могут использоваться экономические и технологические критерии, такие как объем продаж, достижение лидирующего положения на рынке, доход на единицу вложений. Последовательность обоснования и разработки инновационной стратегии предприятия представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Схема формирования инновационной стратегии

92

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Необходимо отметить, что большие возможности в сфере формирования инновационной стратегии предоставляют компьютерные технологии. Причем необходимо пользоваться именно специфическими, инновационными возможностями этих технологий.

В заключении следует подчеркнуть, что стратегия инновационного развития предприятия должна включать в себя действенные инструменты, которые должны быть направлены на продвижение конкурентоспособных продуктов предприятия, что, в конечном итоге, отразится в стратегическом развитии территории, отрасли и рынков.

Библиографический список

1. Бельских И.Е. Корпоративные коммуникации промышленного предприятия: в поисках эффективной национальной стратегии // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 5. С. 24-31.

2. Бельских И.Е. Стратегия развития потребительского патриотизма в России на основе деловой этики предпринимателей // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 19. С. 46-51.

3. Бельских И.Е. Факторы экономического роста: стратегия национального развития России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 30. С. 15-20.

4. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. М.: Магистр, 2008.

5. Жаров А.И. Стратегия и тактика инноваций / А.И. Жаров, Н.Н. Изосимова. М.: Финансы и статистика, 2005. 392 с.

Статья поступила в редакцию 14.10.2013.

АКОБЯН Сабина Шаэновна - студент Волгоградского государственного технического университета.

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.