Научная статья на тему 'Концепция управления инновациями в высших учебных заведениях'

Концепция управления инновациями в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / МАРКЕТИНГ / ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байдакова И. И.

Вузы – важный источник инноваций. Поддержка инновационной политики здесь будет способствовать улучшению технологической репутации страны и экономики в целом. Это очень важно для стран с сырьевой и переходной экономиками. В статье предложены элементы концепции управления инновациями в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция управления инновациями в высших учебных заведениях»

ISSN 2221-7347

Экономика и право

СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД

УДК 338.2

И.И. Байдакова

КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Вузы - важный источник инноваций. Поддержка инновационной политики здесь будет способствовать улучшению технологической репутации страны и экономики в целом. Это очень важно для стран с сырьевой и переходной экономиками. В статье предложены элементы концепции управления инновациями в вузах.

Ключевые слова: инновация, маркетинг, экономика, управление, интеллектуальная собственность.

В современных условиях российская экономика находится на сложном этапе поиска инновационных ресурсов, факторов, средств для устойчивого развития. Одним из стратегических направлений считается образовательное пространство России [1, с. 63]. Вузы являются посредниками между некоторым количеством инноваций и предприятиями, нуждающимися в них. Однако, в связи с фактическим снижением количества выпускников средних образовательных учреждений, которое происходит, будут сокращаться бюджетные места в большинстве региональных и местных вузов. [1, с. 64] Это подразумевает поиск вузами сторонних средств, которые могут быть получены, в том числе, от продажи инноваций.

Использование результатов интеллектуальной деятельности начинается с того, что руководство научных исследовательских институтов, центров коммерциализации, и университетов обеспечивает такую ситуацию, в которой создатель интеллектуальной собственности понимает, что за объект он производит (к этому вопросу мы вернемся позже), а также раскрывает информацию об этом объекте определенным людям. То есть весь процесс, который, в конце концов, должен привести к получению прибыли от эксплуатации интеллектуальной собственности, начинается с того, что разработчик раскрывает суть своей разработки.

Таким образом, любое управление инновациями начинается с обеспечения понимания исследователями и разработчиками важности защиты интеллектуальной собственности.

Основным же условием, связанным с созданием, использованием интеллектуальной собственности и ее продажей является условие востребованности разработок. Иными словами, если новшество не будет востребовано рынком, то инвестора найти будет практически невозможно, так как инновации по своей сути достаточно рискованное вложение. А национальная инвестиционная политика бизнеса на предприятиях направлена на формирование корпоративной позиции, которая повышает уровень его конкурентной устойчивости по отношению к разным социальным и политическим рискам на финансовом рынке. [2, с. 8] Это значит, что изобретатель должен знать, что за объект производит, то есть прежде чем создавать инновацион-

© Байдакова И.И., 2013.

69

Новый университет. 2013. № 10 (32)

ISSN 2221-7347

ный продукт, необходимо задействовать систему маркетинга в полной мере. Необходимо провести анализ рынка. Также, произвести опрос потенциальных потребителей, или же проанализировать существующую ситуацию пользуясь имеющимися данными. Информация может дать представление о том, в каких продуктах есть потребности рынка. Эти действия помогут усовершенствовать систему взаимодействия между вузами и предприятиями, так как по сути предприятия заинтересованы в инновациях. Это касается фирм, которые особенно нуждаются в нововведениях как технологических, так и экологических, информационных, потому как вузы могут приносить большое число инноваций для них. В России необходимо проводить целенаправленную политику инноваций в разных областях и сферах экономики c целью организации устойчивого экономического роста [3].

Совершенствование деятельности высшей школы по коммерциализации интеллектуальной собственности, обеспечивающее повышение ее эффективности, неизбежно влияет на развитие регионального рынка объектов интеллектуальной собственности (ОИС).

Вместе с тем, для развития рынка ОИС необходимы комплексные меры, со стороны высшей школы, необходимо повышение эффективности их деятельности по управлению ИС путем:

- формирования патентно-лицензионной политики;

- создания инновационной инфраструктуры;

- применение стимулирующих мер, направленных на создание конкурентоспособных разработок;

- инсталляции системы менеджмента качества, описывающей процессы управления ИС;

- применение программно-целевого подхода и оценка деятельности вуза по управлению ИС на основе системы абсолютных и относительных, количественных и качественных показателей.

Основной упор следует сделать на создание ОИС, закреплению прав на них, оценке их рыночной стоимости, учету, вовлечению в хозяйственный оборот и защите интеллектуальной собственности от несанкционированного использования.

Эффективная система управления должна включать в себя следующие мероприятия:

1) Выявление охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности и выбор вида правовой охраны.

2) Распределение прав на результаты интеллектуальной деятельности.

3) Подготовка исходных материалов и проектов заявок на получение охранных документов.

4) Формирование заявок на оплату тарифов и государственных пошлин.

5) Подача заявок на получение охранных документов в Роспатент и получение охранных документов.

6) Оплата тарифов и государственных пошлин за рассмотрение заявок и поддержание в силе охранных документов.

7) Формирование документов, подтверждающих создание ОИС, для постановки на бухгалтерский учет в качестве нематериального актива.

8) Постановка на бухгалтерский учет ОИС в качестве НМА.

9) Приобретение и продажа прав, заключение в установленном порядке лицензионных договоров на использование ОИС.

10) Исследование рынка потенциальных потребителей ИС.

11) Мониторинг использования объектов интеллектуальной собственности в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, в управленческой деятельности.

12) Мониторинг несанкционированного использования ОИС, осуществление мер по выявлению нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности и противодействию таким нарушениям.

13) Создание и последующее ведение реестра объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих вузу.

70

ISSN 2221-7347

Экономика и право

14) Финансирование работ, связанных с управлением интеллектуальной собственностью, изобретательской и рационализаторской деятельностью, техническим творчеством.

15) Взаимодействие с Роспатентом.

16) Обеспечение патентной информацией для подготовки и принятия решений по вопросам управления интеллектуальной собственностью.

17) Организация подготовки и повышения квалификации специалистов вузов по вопросам управления интеллектуальной собственностью.

18) Разработка и реализация мер по стимулированию заинтересованности исполнителей научно-технических работ, работников вуза и иных лиц в создании охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности и внедрении наукоемких технологий.

19) Организация изобретательской и рационализаторской деятельности, технического творчества.

Россия относится к ряду стран с переходной экономикой. Для такой хозяйственной системы присущи следующие особенности инвестиционной деятельности: преобладают государственные инвестиции, частные или зарубежные ограничены или отсутствуют, недостаток инвестиционных ресурсов в экономике и, как следствие этого, ввоз капитала (в виде организации совместных предприятий, предоставление концессий, права на добычу сырья на основе договора о разделе продукции и т.д.).[2, с. 12]. А это значит, что в нашей стране необходимо уделить внимание поддержке инновационной составляющей в экономике, особенно в отношении высших учебных заведений.

Библиографический список

1. Бельских И.Е. Маркетинговые аспекты формирования конкурентоспособности российских вузов и методы корпоративных паблик рилейшнз / И.Е. Бельских, О.Е. Бельских // Инновации. 2006. № 7.

С. 63-65.

2. Бельских И.Е. Особенности формирования инвестиционной деятельности бизнеса: в поисках национальных ориентиров // ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ. 2007. №10. С. 8-15.

3. Бельских И.Е. Факторы экономического роста: стратегия национального развития России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 30. С. 15-20.

Статья поступила в редакцию 24.10.2013.

БАЙДАКОВА Ильяна Игоревна - магистрант Волгоградского государственного технического университета.

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.