ИННОВАЦИИ № 10 (108), 2007
Интеллектуальная собственность
как фактор экономического роста региона
С. М. Никитенко,
к. э. н., начальник научноисследовательского сектора
Л. П. Патракова,
патентный поверенный РФ
Кемеровский государственный университет (КемГУ)
Патентные портфели предприятий и регионов — это показатель уровня квалификации специалистов и инновационного потенциала, которые способствуют повышению рыночной стоимости предприятий, инвестиционной привлекательности регионов, формированию новых секторов экономики. На основе проведенных исследований авторами разработана региональная многофакторная модель управления объектами интеллектуальной собственности как основа диверсификации экономики, обосновывается необходимость формирования недостающих и развитие существующих элементов региональной инфраструктуры.
В современных условиях интеллектуальный капитал наряду с природными ресурсами становится составной частью национального богатства, важнейшим фактором экономического развития регионов. Это обусловлено тем, что перспективы роста в добывающих отраслях ограничены запасами природных ресурсов, а, с другой стороны, требуется все более возрастающие объемы инвестиций в этот сектор. В этих условиях единственным направлением, обеспечивающим ускоренный рост экономики, является диверсификация ее структуры: опережающее развитие перерабатывающих (в первую очередь высокотехнологичных) и наукоемких секторов, а также сферы услуг при соответствующем снижении доли добывающих отраслей.
Ценность природных ресурсов нашей страны по оценкам Российской академии наук составляет не менее $30 трлн, а ежегодный объем природной ренты, по различным оценкам, составляет от $20 до 50 млрд [1]. Принимая понятие «природная рента» как доход, образующийся вне прямой зависимости от деятельности предприятий, добывающих природные ресурсы, а за счет уникальных свойств самих месторождений полезных ископаемых, принадлежащих государству, логично предложить сформировать некую систему, позволяющую преобразовывать капитал, получаемый от эксплуатации природных ресурсов в инвестиции, способствующие созданию экономики, базирующейся на знании. На эту тему в экономической литературе описано немало механизмов, способствующих переводу «избыточных» средств из одного сектора экономики в другой, излагается воз-
Patent portfolios of the enterprises and regions is a parameter of a skill level of experts and innovative potential which promote increase of market cost of the enterprises, investment appeal of regions and to formation of new sectors of economy. On the basis of the researches by authors the regional multifactorial model of management by objects of intellectual property as a basis diversification of economy is developed and necessity of formation of missing and development of existing elements of a regional infrastructure is proved.
можная роль промышленных бизнес-групп и органов власти, рынков частного капитала и создаваемых венчурных фондов. И во многом от их скоординированных действий зависит, превратятся ли в инновационный продукт существующие в России запасы интеллектуального капитала, или останутся складом идей, научных отчетов, неиспользуемых патентов.
В настоящее время уровень капитализации доходов от интеллектуальной собственности в России, накопленной за 13 лет действия Патентного закона Российской Федерации, составляет не более 2% [2]. Именно поэтому формирование и развитие систем управления объектами интеллектуальной собственности (СУ ОИС) напрямую связано с основными стратегическими целями государственной политики, диверсификацией экономики регионов.
Патентные портфели предприятий и регионов — это проявление высокого уровня квалификации специалистов и инновационного потенциала, который способствует повышению рыночной стоимости предприятий, инвестированию, формированию новых секторов рынка. При этом формирование принципиально новых сегментов рынка достигается не только количественными показателями патентной активности, но и качеством самих патентов. Пассивная патентная политика российских производителей не приводит к изменению структуры и регулированию товарных рынков, напротив, приводит к утрате ими российских секторов товарных рынков наукоемкой продукции емкостью до нескольких миллиардов долларов ежегодно. Уже сейчас в некоторых отраслях в самой активной форме осуществляется патентное
Вышестоящая система управления
Рис. 1. Региональная многофакторная модель управления объектами интеллектуальной собственности
блокирование российских научно-технических разработок. Разрабатываемые стратегии инновационного развития экономики регионов не предполагают формирования товарных рынков наукоемкой продукции на основе ОИС, не несут в себе серьезной защиты от возможных потерь перспективных секторов рынка.
Проведенное исследование состояния патентной защиты и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в Сибирском федеральном округе (СФО), который включает 16 регионов РФ, показало, что Кемеровская область входит в состав определяющих изобретательскую активность, занимая ведущие позиции по количеству поданных заявок на все виды промышленной собственности. Ежегодно заявителями из Кузбасса подается в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам более 250 заявок на изобретения и от 80 до 100 и более заявок на полезные модели. За период 20002006 гг. в Кемеровской области в общей сложности поданы в Роспатент 1631 заявка на изобретения и 612 заявок на полезные модели. При этом в Кемеровской области в 2006 г. были использованы в производстве только 50 изобретений, 15 полезных моделей и всего один промышленный образец. В 2005 г. были «материализованы» лишь 32 изобретения.
С другой стороны, исследования свидетельствуют о высоком изобретательском и инновационном потенциале региона, грамотное управление которым на системной основе предполагает получение вполне определенных экономических преимуществ. Всего исследованием были охвачены 92 предприятия и организации региона, патентующих свои разработки. Из анализа следует, что более половины (52%) патентов получили образовательные учреждения, где сосредоточен основной научный потенциал региона. Создаваемые ими ОИС часто основаны на новых фундаментальных исследованиях и могут относиться к области высоких технологий, способных создать прорывные направления и формировать новые секторы экономики региона. Но, как правило, вузы не имеют достаточных средств на процесс коммерциа-
лизации ОИС, без чего невозможна их передача в производство и затруднена продажа лицензий.
В процессе обработки результатов исследований авторами отмечены перспективные, по их мнению, отрасли, которые практически не участвуют в процессе создания и внедрения ОИС (доля каждой из них составляет менее 1% в общем количестве патентуемых инноваций), а также выявлены тенденции, характерные для регионального рынка лицензий.
Задачи управления интеллектуальной собственностью в целом включают выявление ОИС в соответствии с принятой стратегией бизнеса, а также выбор оптимальной формы их правовой охраны и эффективное использование [3]. Таким образом, основной задачей региональной инфраструктуры управления ОИС является эффективная система выявления, защиты и реализации объектов интеллектуальной собственности в интересах развития экономики региона.
На основе итогов проведенного исследования авторами разработана региональная многофакторная модель управления объектами интеллектуальной собственности (рис. 1). В работе применен системный подход с формированием структурно — элементного состава объекта через поэтапное построение модели «черного ящика» (для выявления входных и выходных переменных состояния системы, которые в каждый момент времени отражают всю информацию об ее функционировании), построение модели состава и модели структуры объекта (с применением алгоритма обработки матрицы смежности) [4]. Предприятия и организации, как элементы региональной СУ ОИС, были классифицированы на три множества: 1-й класс — без патентных служб; 2-й класс — имеющие патентные службы и осуществляющие услуги по защите ОИС; 3-й класс — осуществляющие услуги по коммерциализации ОИС.
Предложенная модель управления отражает основные этапы и подсистемы формирования и коммерциализации ОИС, выработки управляющих решений. Многофакторность модели предопределена тем, что она отражает влияние окружающей среды х ^); результативные показатели системы управления ОИС; сформированные управляющие решения, в т. ч. на уровне региона U (^.
Подсистема управления ОИС отражена введением элементов контроля (мониторинг формирования ОИС на уровне региона), экспертизы (экспертный совет), выработки управляющих воздействий на уровне региона (совет по управлению ОИС при органах исполнительной власти).
Входные воздействия х (^ и выходные показатели у (^ в системах контроля, в элементах и подсистемах аккумулируются в измерителях информации и подаются в подсистему выработки управляющих решений, в которой находится сравнивающий элемент для выявления проблемных ситуаций (табл. 1.). Выбор желаемого состояния системы для аналитического мониторинга определяется выходными показателями системы у (€), по которым осуществляется сравнение с желаемым (заданным) показателем в блоке сравнения. Если уж—уи^0 для данного объекта управления выявляется проблемная ситуация, формулируется цель
ИННОВАЦИИ № 10 (108), 2007
ИННОВАЦИИ № 10 (108), 2007
и ограничения (финансовые, временные, кадровые, организационно-методические) для определения путей выхода из проблемной ситуации. Определение желаемого состояния системы обуславливается задачами экономического развития на данном этапе. Управленческие решения (в виде законодательных и нормативноправовых актов, постановлений, программ и др.) реализуются в специально сформированных структурах и требует участия специалистов, имеющих необходимые знания, опыт и соответствующие полномочия.
Таким образом, систему управления объектами интеллектуальной собственности можно представить как совокупность воздействий на процесс формирования и коммерциализации ОИС, включающих мониторинговую часть для контроля изменения параметров системы (сбор, оценка текущего состояния объекта и выявление проблемных ситуаций) и управляющую часть, включающую выработку и реализацию целенаправленных воздействий на объект для достижения поставленной цели.
В рамках реализации системы управления ОИС предлагается создание недостающих и развитие существующих элементов региональной инфраструктуры, обеспечивающих следующие функции:
> ситуационный анализ и мониторинг ОИС (поддержание баз данных ОИС, содержащих информацию об объектах учета; формирование данных для региональной статистической отчетности);
> консалтинг (правовая защита и коммерциализация ОИС);
> образовательную поддержку (подготовка и повышение квалификации кадров, в том числе управленческих, в области управления ОИС);
> подготовку профессиональных кадров (патентоведы, патентные поверенные, менеджеры по управлению ОИС, лицензированные оценщики);
> научно-методическую, правовую, информационную;
> финансовую (формирование региональных источников поддержки процесса вывода на рынок охраноспособных наукоемких разработок). Реализация СУ ОИС предполагает также создание:
> коллегии экспертиз (ситуационный анализ показателей защиты и коммерциализации ОИС, выявление приоритетных направлений экономического развития региона по тематическим и отраслевым показателям активности патентования, выявление проблемных ситуаций, обоснование управляющих воздействий на основе анализа результативных показателей системы управления);
> совета по управлению ОИС при региональных органах исполнительной власти (формирование законодательных и нормативных управляющих воздействий);
> региональных программ (обеспечение мероприятий поддержки развития инфраструктуры управления ОИС, встраивания стратегии управления ОИС в стратегию инновационного развития региона). Предлагается также, путем создания и развития
офисов защиты и коммерциализации ОИС, центров трансфера технологий и других структур, уделить особое внимание внедрению локальных систем управления ОИС в вузах и научно-исследовательских
Таблица 1
Входные воздействия на систему Выходные показатели функционирования системы
х1 — изменения федеральной законодательной базы по инновационной деятельности У\ /Уъ ~ количество заявок/патентов на изобретения
х2 — изменения федеральной законодательной базы по интеллектуальной собственности г/2% — количество заявок/патентов на полезные модели
х3 — изменения ведомственных актов Роспатента Ув/Уб~ количество заявок/свидетельств на товарные знаки
х4 — изменения региональной законодательной базы по инновационной деятельности У7 /У8 — количество заявок/патентов на промышленные образцы
— изменения региональной законодательной базы по интеллектуальной собственности г/9 — выдача свидетельств на программный продукт
х6 — изменения региональной нормативно-методической базы г/10— патентование за рубежом (количество патентов)
х7 — бюджетные инвестиции в НИОКР ! — число зарегистрированных лицензионных договоров (продажа лицензии/покупка лицензии)
х8 — бюджетные инвестиции в коммерциализацию ОИС ^2/г/13— число лицензий проданных за рубеж/число лицензий, купленных за рубежом
х9 — кредиты, займы, инвестиции г/14 — стоимость предмета лицензионного договора (покупка/продажа)
х10— иностранные инвестиции г/15 — стоимость НМА в стоимости всех активов предприятия
х11 — воздействия рынков товаров, услуг г/16 — число использованных в производстве ОИС
Ху2 — изменения в материальном и моральном стимулировании г/17 — количество малых предприятий, использующих ОИС
*13- социальные воздействия г/18 — количество ОИС, правообладателем которых является регион
организациях, как определяющих элементах инфраструктуры региона.
Как итог, при функционировании СУ ОИС достигаются различные виды эффектов: экономический (прямой) от продаж лицензий и продукции с новыми и уникальными потребительскими свойствами; экологический и социальный (рост компетентности персонала, улучшение условий труда, улучшение положения на рынке, расширение клиентской базы, создание новых рабочих мест); научно-технический и синергетический (увеличение НМА, например, может повлечь прирост инвестиций, а внедрение объектов интеллектуальной собственности — повышает конкурентоспособность продукции). Эффективность управления определяется показателями системы, если наблюдается их устойчивый прирост. При этом, объемы обмена инновационными технологиями по лицензионным договорам являются показателем научно-технического и экономического потенциала регионов, портфели ОИС — стратегическим региональным активом, основой диверсификации их экономики.
Литература
1. http://www.rodina-duma.ru/
2. Б. П. Симонов. Патентной системе страны — 50 лет//Интеллекту-альная собственность. Промышленная собственность, № 9, 2005.
3. В. Г. Зинов. Управление интеллектуальной собственностью: Учеб. пособие. М: Дело, 2003.
4. Ф. И. Перегудов, Ф. П. Тарасенко. Введение в системный анализ: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1989.