Научная статья на тему 'Инновационное развитие современной организации'

Инновационное развитие современной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИЯ / РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаров Д. М.

Глобальный рост конкуренции на рынках приводит к необходимости постоянного обновления современной организации. Единственным способом оказаться на вершине делового успеха, в лидерах рынка и отрасли – это инновационное развитие. Современная организация должна получать 4 вида эффектов от инноваций: технический, ресурсный, экономический и социальный. По мнению автора, только стратегия развития, основанная на долгосрочных научных прогнозах, приведет организацию к инновационному развитию и росту прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие современной организации»

Новый университет. 2013. № 11 (33)

ISSN 2221-7347

УДК 334.021

Д.М. Захаров

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Глобальный рост конкуренции на рынках приводит к необходимости постоянного обновления современной организации. Единственным способом оказаться на вершине делового успеха, в лидерах рынка и отрасли - это инновационное развитие. Современная организация должна получать 4 вида эффектов от инноваций: технический, ресурсный, экономический и социальный.

По мнению автора, только стратегия развития, основанная на долгосрочных научных прогнозах, приведет организацию к инновационному развитию и росту прибыли.

Ключевые слова: организация, развитие, инновация, рынок

Экономика в эпоху глобального рынка и гиперконкуренции всё больше сталкивается с явлением, когда организации ищут свои ключевые конкурентные преимущества в инновациях [1,2].

Инновационное развитие - усиление инновационных возможностей для достижения целей развития социального объекта по ряду направлений: анализ, мобилизация и совершенствование инновационного потенциала, особенно главного ресурса - человеческого капитала; анализ и улучшение инновационного климата, чтобы ярче можно было проявить свои потенциальные возможности [2]; это сменяющие друг друга этапы инноваций в течение определенного времени, комплекс созданных и реализованных новшеств, накопление интеллектуального капитала, множество творческих коллективов и инновационных организаций [3].

Актуальность темы статьи и её значимость связаны с необходимостью проведения организацией эффективной инновационной политики, с целью достижения более высоких результатов хозяйствования, в частности, повышения конкурентоспособности продукции.

Целью статьи является рассмотрение и изучение инноваций, как средства эффективного использования потенциала развития организации.

Главным направлением исследования должно стать - развитие инновационной стратегии организации, эффективность инновационного развития фирмы и поиск инновационных решений, способных увеличить эффективность производства востребован современным рынком.

Теоретической основой статьи послужили концептуальные положения и выводы, представленные в трудах отечественных ученых, освещающих вопросы развития инновационной деятельности, ее роль и другие теоретические аспекты инноваций. Практическая значимость работы связана с тем, что выводы и предложения, изложенные в данной статье, могут стать основой для развития инновационной деятельности современной организации.

Инновации в организации - форма проявления научно-технического прогресса на микроуровне. Они способствуют обновлению номенклатуры выпускаемой продукции, повышению ее качества в целях удовлетворения потребностей потребителей, роста их потребительского патриотизма и максимизации прибыли организации [4].

Эффективность инновационного развития предприятия определяют исходя из соотношения эффекта (прибыли организации) и вызвавших его затрат. Выделяют четыре основных вида эффекта от инноваций: технический, ресурсный, экономический и социальный.

На успех реализации инноваций на предприятии влияет множество факторов, среди которых отметим научно-технический потенциал; производственно-техническую базу; основные виды ресурсов; крупные инвестиции; соответствующую систему управления. Правильное соотношение и использование этих факторов, а также тесная взаимосвязь через систему управления

© Захаров Д.М., 2013.

68

ISSN 2221-7347

Экономика и право

между инновационной, производственной и маркетинговой деятельностью фирмы приводят к положительному результату осуществления инновационной стратегии.

Эффективность инновационного (научно-технического) развития организации определяют исходя из соотношения эффекта и вызвавших его затрат (рис. 1). Эффективность - относительная величина, измеряемая в долях единицы или в процентах и характеризующая результат произведенных затрат. Критерий эффективности - максимизация эффекта (прибыли) при заданных затратах или минимизация затрат (издержек производства) на достижение заданного эффекта.

Таким образом, инновационное развитие организации тесно связано с ее инвестиционной деятельностью. Значительные инвестиции требуются как для того, чтобы довести результаты научно- исследовательских работ (лабораторные технологии) до промышленной готовности (промышленные или опытно-промышленные технологии), так и для покупки готовой промышленной технологии.

Эффективность ИР — соотношение эффекта и вызвавших его затрат

___________________g_____________________

Эффект ИР — результат научно-технической деятельности (на уровне организации — прибыль)

0

Технический эффект Ресурсный эффект Экономический эффект Социальный эффект

Появление новой техники и технологии, открытий, изобретений, рационализаторских предложений, ноу-хау и др. Высвобождение ресурсов на предприятии (материальных, трудовых, финансовых) Рост производителааости труда и снижение трудоемкости, материалоемкости и себестоимости продукции, рост прибыли и рентабельности Повышение материального и культурного уровня жизни населения, более полное удовл етворение человеческих потребностей; улучшение условий и безопасности трупа

Рис. 1. Эффективность инновационного развития (ИР) организации

Объем финансовых инвестиций зависит от особенностей инновационного процесса, таких, как разнообразие вариантов достижения цели, высокий уровень риска при внедрении инновации, низкий уровень прогнозных оценок результата, потребность в обработке больших объемов информации для построения инновационной стратегии фирмы и др.

Таким образом, они характеризуются той совокупностью источников и запасов финансовых возможностей, которые есть в наличии и могут быть использованы для реализации конкретных целей и заданий. При этом объём финансовых ресурсов отображает финансовую мощь, способность системы принимать участие в создании материальных благ и предоставлении услуг.

Однако, помимо обеспечивающей функции финансовые ресурсы выполняют и страховую функцию, непосредственным образом дублируя, а также измеряя в денежных единицах материально-технические, информационные, человеческие и другие ресурсы, входящие в состав инновационного потенциала. Ярким примером использования инновационного потенциала, реа-

69

Новый университет. 2013. № 11 (33)

ISSN 2221-7347

лизации страховой функции может быть реализация корпоративной социальной ответственности [5].

Таким образом, значение этого ресурса неоднозначно. С одной стороны в силу своей ограниченности он вынуждает искать более экономичный вариант, исходить из того, что есть, интенсифицировать использование имеющихся факторов, т.е. приводит в движение всю систему. С другой - его лимитированный характер может затормозить или погасить формирование и реализацию самого инновационного потенциала. Тем не менее, одно остается несомненным -этот вид ресурсов непосредственным образом (качественно и количественно) влияет на инновационный потенциал.

Следующей компонентой ресурсной составляющей инновационного потенциала является человеческий ресурс (капитал, фактор), который не просто выполняет обеспечивающую функцию (как все предыдущие), а выступает главной креативной силой, так как всё рождается именно в головах людей.

Это совокупность проинвестированных общественно целесообразных производственных и общечеловеческих навыков, знаний, способностей, которыми владеет человек, которые ему принадлежат, не отделимы от него и практически используются в повседневной жизни. Немаловажным является то, что указанная компонента оказывает непосредственное влияние не только на ресурсную составляющую инновационного потенциала, но и на внутреннюю и, особенно, результативную.

Другой составляющей инновационного потенциала, не менее важной, чем ресурсная, является составляющая, которая выступает отражением конечного результата реализации имеющихся возможностей (в виде нового продукта, полученного в ходе осуществления инновационного процесса).

Таким образом, она - своего рода целевая характеристика инновационного потенциала. Важность этой составляющей и целесообразность обособленного выделения подтверждается тем, что ее увеличение, в свою очередь, способствует развитию остальных составляющих. Другими словами результативная составляющая, сама, являясь результатом количественного и качественного изменения, несет в себе потенциальные возможности вывода на новый уровень функционирования, как инновационного потенциала, так и системы в целом.

Третьей составляющей инновационного потенциала, является внутренняя составляющая - так называемый «рычаг», обеспечивающий дееспособность и эффективность функционирования всех предыдущих элементов. В целом, указанная составляющая характеризует возможность целенаправленного осуществления инновационной деятельности, то есть определяет способность системы на принципах коммерческой результативности привлекать ресурсы для инициирования, создания и распространения различного рода новшеств.

Таким образом, внутреннюю составляющую можно охарактеризовать через процессы создания и внедрения нового продукта, обеспечения взаимосвязи новатора как с наукой, предоставляющей прогрессивные идеи, так и рынком, потребляющим готовый продукт, а также методы и способы управления инновационным процессом.

Для того, чтобы предотвратить негативные тенденции в инновационной деятельности, необходима выработка инновационной стратегии. Стратегия должна базироваться на долгосрочных прогнозах, позволяющих выявить перспективные рыночные ниши и оценить интеллектуальные и производственные ресурсы для их заполнения. Аналогичные стратегии, но с учетом инвестиционной составляющей нам предложил известный ученый из Великобритании П. Дойль [6].

Инновации играют исключительно важную роль в обеспечении экономического развития предприятия. В настоящее время именно они определяют уровень конкурентоспособности товаров в масштабах страны и всей экономики организации в целом.

70

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Библиографический список:

1. Ляхович Д.Г., Терентьева З.С. Инновационная активность промышленного предприятия: структура и система оценки // Управление инновациями - 2007: Материалы международной научнопрактической конференции. М.: Доброе слово, ИПУ РАН, 2007. С. 60-63.

2. Бельских И.Е. Институциональные основы рекламы и паблик рилейшнз фирмы в современной экономике// Экономический анализ: теория и практика. № 36. 2013. С. 15-24.

3. Бельских И.Е. Время как экономическая категория (к вопросу формирования экономики времени) // Экономический анализ: теория и практика. № 23. 2013. С. 19-24.

4. Бельских И.Е. Стратегия развития потребительского патриотизма в России на основе деловой этики предпринимателей // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 19. С. 46-51.

5. Бельских, И.Е. Корпоративная социальная ответственность как инновационная технология привлечения клиентов в банки // Финансы и кредит. 2011. №14 (446). С. 2-7.

6. Дойль П. Маркетинг - менеджмент и стратегии. СПб.: Питер, 2002. 554 с.

Статья поступила в редакцию 27.11.2013.

ЗАХАРОВ Даниил Михайлович - магистрант факультета экономики и управления Волгоградского государственного технического университета.

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.